Основы законодательства в сфере социальной защиты населения

СОДЕРЖАНИЕ: РЕФЕРАТ на тему: «Основы законодательства в сфере социальной защиты населения» Воронеж-2010 План: Введение Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с

РЕФЕРАТ

на тему:

«Основы законодательства в сфере социальной защиты населения»

Воронеж-2010


План:

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с

инвалидами

1.1. Понятие инвалидности, её виды

1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России.

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с инвалидами обусловлена следующими факторами:

1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается даль­нейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении*.

2. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд другие.

3. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, считаем, что есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.

4. Инвалид в России сталкивается также с такими проблема как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы.

В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социаль­ной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Со­ветом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведе­нием, а также заниматься трудовой деятельностью.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвали­дов, призвано создавать им необходимые условия для индивиду­ального развития, реализации творческих и производственных воз­можностей и способностей путем учетаих потребностей в соответ­ствующих государственных программах, предоставления социаль­ной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения

препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жи­лищных и иных социально-экономических прав.

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда полноцен­ными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существен­но сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали это негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попече­нии инвалидов, испытывают, как правило, значительные матери­альные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отно­шении инвалидов являются обеспечениеим равных со всеми дру­гими гражданами Российской Федерации возможностей в реализа­ции прав и свобод, устранение ограничений вих жизнедеятельно­сти, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономи­ческой, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Основной задачей социальной работы с инва­лидами является объединение усилий как государственных орга­нов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомо­щи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными воз­можностями.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций при­влечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необхо­димости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизио­логическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствую­щим развитием экономических возможностей и уровнем социаль­ной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необ­ходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»**.

Слепые, глухие,немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются такжелица, которыене имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в

разно­образных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятель­ность ему вполне по силам. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды,инвалиды-взрослые.

2. По про­исхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные),инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых из­делий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техни­ческое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотвори­тельными организациями работники.

ИНВАЛИДОВ

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:

- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;

- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;

-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включаяпротезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

- «Инвалиды должны быть защищеныот какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности».

Этими нормотворческими актами определяются отношения об­щества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с об­ществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жиз­недеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» сформулированы основные принципы соци­ального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государст­венных гарантий в сфере социального обслуживания; равные воз­можности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслу­живания на индивидуальные потребности граждан пожилого воз­раста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслу­живании и др. (ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению орга­нов социальной защиты населения в подведомственных им учреж­дениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помеще­нии их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть орга­низована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социаль­ного обслуживания;

· стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатахи других стационарных учреждениях социального обслуживания;

· срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)

· социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень га­рантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Б е с п л а т н о оказываются следующие социальные услуги:

1)одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и ин­валидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родст­венников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне ч а с т и ч н о й о п л а т ы ока­зываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родст­венников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях п о л н о й о п л а т ы оказы­ваются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

На 1 января 2002 г. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались все без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды более половины субъектов Российской Федерации, где оплата труда всего трудоспособного населения была менее 150% прожиточного минимума. Ниже черты бедности находятся более 80% населения страны. Особенно высока бедность в таких регионах, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Карачаево-черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва.

Понятно, что администрации этих регионов страны не в состо­янии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все население этих регионов от мала до велика получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объеди­няет учреждения, деятельность которых основана на формах собст­венности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере соци­ального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенныевопросы социальной зашиты инвалидов полу­чили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Фе­дерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, кото­рая на основании комплексного обследования человека устанавли­вает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инва­лидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, ока­зываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами соци­альной защиты инвалидов.

Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам сво­бодно и самостоятельно пользоваться всеми общественными мес­тами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное по­лучение земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инва­лидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы спе­циализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности, численность работ­ников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объеди­нения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвали­дов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких сущест­венных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специ­альных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвали­дов, порядок и условия признания инвалида безработным, госу­дарственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Помимо федеральных законов социальным работникам необ­ходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, в том числе и «на работу», которую обсуживает криминал – попрошайничество, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью пере­устроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в экс­плуатации.

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с

инвалидами в России.

2.1. Региональный опыт работы центров социального

обслуживания с инвалидами

В последние годы в России сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительст­венные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных механизмов реализации государствен­ной политики в отношении инвалидов являются федеральные и ре­гиональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.

Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) ор­ганизованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.

Помимо государственных органов управления имеются и ве­домственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представле­ние граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.

В системе социального обеспечения действуют управ­ления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалид­ности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отде­ления связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это — окруж­ные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно об­ращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.

Управленческие функции по делам инвалидов выполняют так­же органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.

В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют сов­местно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калуж­ская, Московская, Астраханская обл.).

Направлениями совместной работы являются составление и ре­ализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, со­здание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах направле­ны на сохранение и восстановление физического, психологическо­го статуса, восстановление потребности трудиться, укрепление психологической приспособляемости проживающих. Во многом этому способствует введение в штат интернатов психологов, вос­питателей и социальных работников.

В лечебно-трудовых мастерских, созданных в домах интерна­тах, трудотерапией заняты около 20% проживающих, кому по ме­дицинским показаниям рекомендован труд, 80% привлекаются к участию в различных трудовых процессах на предприятиях и в организациях, а также на подсобных работах в домах-интернатах.

Социальной адаптации способствует привлечение к участию в различных творческих объединениях, в проводимых смотрах, кон­курсах, посещение культурно-зрелищных мероприятий.

Заключение.

В Российской Федерации в конце XX в начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы дет­ская инвалидность в России выросла на 45%. Среди причин, спо­собствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уро­вень заболеваемости.

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречи­вый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассмат­ривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затро­нула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повы­шенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предла­гаемых для реализации им конкретной помощи.

В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьер­ному доступу в различные структуры и обеспечению инфор­мацией. Для людей с ограниченными возможностями здоро­вья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недо­статочно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду воз­можную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалид­ность. Разные возрастные периоды обусловливают специфи­ку инвалидов и соответственно во многом определяют на­правления и средства деятельности по их активизации.

Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, использу­ются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восста­новления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности . Социальная реабили­тация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются инфор­мирование и консультирование инвалида и его семьи; адап­тационное обучение; формирование у инвалида навыков са­мообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реа­билитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопро­филактическую и психогигиеническую работу, психоло­гические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отне­сены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкуль­турой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.

Учитывая проблемы с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты считаем необходимым в условиях становления службы медико-социальной реабилитации, социальной помощи, социально-психологической поддержки инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях следующее:

1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников, медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.

2. Регулярно проводить научно-практические семинары и конференции по социальным, медико-социальным и психологическим проблемам экспертизы и реабилитации.

3. Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.

4. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.

5. Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).

6. Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в учреждениях социального обслуживания и реабилитации.

7. Стимулировать становление и развитие социальной, медико-социальной и психологической службы в подведомственных учреждениях в регионах.

Скачать архив с текстом документа