Особенности богослужения Великой Субботы
СОДЕРЖАНИЕ: В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.Шиманский Г. И.
В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный.
Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени.
Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы исходные (надгобные) песни принести Зиждителю перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.
В этот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Утреня Великой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь поются три тропаря: Благообразный Иосиф, Егда снизшел еси к смерти и Мироносицам женам. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
После тропарей поются Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поются краткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, в мертвецех вменившася. Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение . Выражением светлой надежды на Воскресение и любви ко Господу Спасителю являются зажженные свечи в руках у священнослужителей и верующих, предстоящих в это время у гроба Господня.
Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или славы, из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
После трех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: Ангельский собор удивися и совершается каждение всего храма.
После ектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы: Волною морскою, представляющий собой и по содержанию и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь . Здесь настоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только в фелонь и епитрахиль.
По 8-й песни вместо Честнейшую Херувим поется ирмос 9-й песни: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и лю¬бовию Тя величающия.
После канона и ектении — песнь: Свят Господь Бог наш, хвалитные псалмы (Всякое дыхание) и стихиры на хвалитех; на И ныне — Преблагословенна еси, Богородице Дево (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).
Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.
Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма.
После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал на Престоле со Отцем и Святым Духом. Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: Премудрость, прости. Хор поет один раз тропарь Благообразный Иосиф. При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение .
После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смерти Спасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш.
После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго.
Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).
Часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе (поскору), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.
На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.
Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По уставу Литургия совершается поздно, о часе 10 дне, после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества –Воскресения Христова.
На вечерне после стихир на Господи, воззвах (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения Свете тихий перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), в которых заклю¬чаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви .
По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: Поим Господеви, славно бо прославися. Хор поет многократно припев: Славно бо прославися, чтец повторяет по стихам всю эту песнь.
По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки, чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.
После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь Елицы во Христа крестистеся — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтением паремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтении паремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовали пением этой песни (молитвы об оглашенных и готовящихся ко Просвещению, то есть ко Крещению, возносились в древности и теперь возносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).
После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как спогребения Христу и совоскресения с Ним для новой жизни.
Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вмес¬то Аллилуиа поются стихи 81 псалма: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.
В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9-й песни канона Не рыдай Мене, Мати.
После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: Видехом свет истинный.
После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.
Отпуст Литургии — обычный.
Если в Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на Господи, воззвах поются стихиры дня и праздника (всего — на 10), при этом на И ныне поется стихира Благовещения Послан бысть, и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, то есть Великого Пятка. После Ныне отпущаеши и Отче наш поется тропарь Благовещения, Слава — Благообразный Иосиф, И ныне — Мироносицам женам. Во время пения тропаря Благообразный Иосиф — вынос Плащаницы.
В самый праздник служба начинается рано утром с утрени.на утрене после Бог Господь поются тропари: Благообразный Иосиф, Егда снизшел еси, Слава - Мироносицам женам, И ныне — Днесь спасения нашего главизна. Затем поются Непорочны с похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектении — полиелей и величание праздника. Степенны — первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие — праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.
Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.
На 9-й песни Честнейшую Херувим не поем, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос дня: Не рыдай Мене, Мати. После 9-й песни и малой ектении — Свят Господь Бог наш.
В стихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, при этом на И ныне поется Преблагословенна еси, Богородице Дево.
Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).
На Литургии вместо Трисвятого — Елицы во Христа крестистеся, вместо Херувимской песни — Да молчит всяка плоть человеча; вместо Достойно — Не рыдай Мене, Мати, и только в храме Благовещения поется задостойник праздника Яко одушевленному Божию кивоту. Апостол и Евангелие — дня и праздника.