Особенности государственно—церковных отношений в Германии
СОДЕРЖАНИЕ: Несмотря на формальное отделение церкви от государства, их взаимоотношения, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, отражают роль христианства — ведущей конфессии в Германии.Е.В. Цуканова, кафедра философи религии МГУ
В Германии сложилась модель государственно-церковных отношений, основанных на кооперации, сотрудничестве или нейтралитете.
Отношения между церковью и государством в Германии формировались долго и трудно . Веймарская Конституция Германского Рейха , в соответствии с поправкой от 11 августа 1919 года , отменила официальные государственные церкви .
Несмотря на формальное отделение церкви от государства, их взаимоотношения, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, отражают роль христианства — ведущей конфессии в Германии, что проявляется ее влиянием на социально-политическую систему, быт, культуру и традиции.
За последние годы государственно-церковные отношения стали одной из основных западных моделей формирования отношений между церковью и государством. Как и в США, Основной Конституционный закон обеспечивает нейтралитет государства в вопросах религии, что и закреплено в Конституции Германии и в решениях Германского федерального конституционного суда.
Статья 4 Конституции Германии провозглашает:
1) свобода веры, совести, религиозных и идеологических убеждений не может быть нарушена;
2) гарантируется беспрепятственное осуществление религиозной дея-тельности;
3) никого нельзя обязать пройти военную службу или взять в руки оружие, если это не соответствует его религиозным воззрениям.
Свободу религии гарантируют также и другие положения Конститу-ции. Свобода совести, религии и убеждений является неотъемлемым компо-нентом человеческого достоинства, о котором говорится в статье 1 Основ-ного закона. Они также являются элементом свободы действий, предусмот-ренной статьей 2. «Каждый имеет право на свободное развитие своей инди-видуальности, пока это не угрожает правам других, конституционному порядку и нравственности». Статья 3 , в которой говорится о равенстве прав , запрещает любую дискриминацию по признаку религии или убежде-ний. Более детально в статье 3(3) говорится, что никто не может подвер-гаться дискриминации, и никому не может отдаваться предпочтение из-за его пола, расы, языка, места рождения или происхождения, его веры, рели-гиозных или политических взглядов.
Статьи 6 и 7, которые имеют дело в основном с вопросами семьи и образования, также защищают религиозные права. Статья 7(2) говорит, что человек, ответственный за воспитание ребенка, имеет право решать, будет ли ребенок получать религиозное образование. В отличие от системы, бытующей в США, статья 7(3) говорит, что религиозное обучение является частью программы государственных и муниципальных школ, исключая светские школы. Государство имеет право надзора, но религиозное образо-вание должно проводиться в рамках взглядов конкретных религиозных общин. Учителя нельзя обязать давать религиозное образование против его воли.
Таким образом, религиозное образование запрещено Конституцией США, но одобряется Конституцией Германии. Однако, в свете статьи 7(2), ученики не обязаны посещать такие занятия. Статья 141 делает исключение для школ Бремена в плане религиозного образования, поскольку в Бремене существует традиция не конфессионального образования. Со времен объе-динения церковь выступала против отказа некоторых земель ввести в их школах религиозное образование, ссылаясь при этом на статью 7(3), а также на пример Бремена.
Германская система, в отличие от США, сочетает в себе требования нейтральности с подходом, направленным на сотрудничество в отношениях церкви и государства. Основная цель сотрудничества церкви и государства в Германии соответствует цели, изложенной в заключительном документе Всемирной конференции по правам человека (Вена. 14-25 июня 1993 г.): Всемирная конференция призывает все правительства принять действен-ные меры к предотвращению религиозной и философской нетерпимости, в то же время признавая в качестве основного принципа право каждого чело-века на свободу мысли, совести, мнения и религии.
Это положение излагает жизненно необходимую, хотя и немного аб-страктную цель. Нации и их более мелкие политические подразделения пользуются достаточной свободой в выборе своего собственного, индивиду-ального подхода в регламентировании и определении структуры взаимоот-ношений между церковью и государством. Таким образом, страны, отдель-ные земли и регионы выработали собственные подходы к взаимоотношени-ям церкви и государства, и системы взаимодействия, сформировавшиеся в результате этого, варьируют в широком диапазоне.
Отношения между церковью и государством в Германии формирова-лись долго и трудно. «Различие взглядов, которых придерживались участ-ники этого исторического процесса, противопоставляет максиме времен Реформации: cuius regio, eius religio, или известной немецкой пословице: верю тому, чей хлеб я ем, которые подразумевают единственную форму религиозной свободы, доступную в Германии времен Реформации, - свобо-ду покинуть страну - гораздо более терпимый подход к религиозным вопро-сам, выраженный в известном изречении Фридриха Великого: В моем королевстве каждый может спасать свою душу так, как считает нужным.
В то же время факты говорят о том, что лишь немногие правители Германии до объединения в 1870 году придерживались широких взглядов Фридриха Великого на свободу религии. Большинство королевств, гер-цогств и других земель имели официальные церкви, а неофициальные рели-гии неизбежно подвергались дискриминации и репрессиям.
Примеры подобной дискриминации можно найти даже в Веймарский период. В соответствии с тогдашними законами о строительстве только официальные церкви могли сооружать свои церкви - отдельно стоящие здания со шпилем. Представителям других религий не разрешалось строить молельные дома со шпилем. Хотя подобные формы дискриминации должны бы быть недопустимыми в современной Германии, остаточные явления предпочтения, отдаваемого основным церквам - иногда ненамеренные и неосознанные - находят поддержку в сфере законов о землепользовании у некоторых жителей страны.
Веймарская Конституция Германского Рейха, в соответствии с по-правкой от 11 августа 1919 года, отменила официальные государственные церкви. Однако религиозная общественность протестовала против этого, и законодателям пришлось пойти на компромисс. Они обосновали свой по-ступок следующим образом: поскольку церковь имеет большое обществен-ное значение и проводит огромную работу, было бы несправедливо пони-зить ее юридический статус до простого объединения. Церковь должна иметь более высокий статус, чем, например, спортивный клуб, организация садовников и т.п. Законодатели хотели выделить церковь из ряда других объединений, и для этого решили применить к ней термин общественное объединение.
Поскольку термин был неясен депутатам Бундестага, начались дли-тельные дискуссии о его действительном значении. В их ходе социал-демократы отказались предоставить религиозным объединениям особый юридический статус. Они предложили считать религию личным делом каждого, свободным от вмешательства конфессий или государства.
Формально, по Конституции, Германия является светским государст-вом, где государственные и религиозные институты разделены. Провозгла-шается нейтралитет Германии в вопросах религии, но при этом спектр со-трудничества церкви и государства довольно широк.
Как полагает авторитетный германский историк религиозного права Ю. Варнке, общественное объединение — это установленный законом орган с властными полномочиями, который, который, в силу его общественной значимости, подлежит защите и специальному вниманию государственных властей. Такая точка зрения представляется нам более точной, нежели представленная в трудах В. Шобля или К.Брюнера, где главным критерием общественного объединения выводится их принадлежность к третьему сегменту гражданского общества, наряду с государственными и политиче-скими институтами.
Основы взаимоотношений церкви и государства закреплены в Кон-ституции ФРГ 1949 года и Конституциях Земель. Интересно проанализиро-вать элементы этой системы и в связи с тем, что многими современными российскими религиоведами, как скажем М.Одинцов или В.Ряховский, и даже политиками, как скажем депутат Государственной Думы А.Чуев, или правительственный функционер А.Логинов она признается едва ли не эта-лонной.
Кроме того, большой интерес представляет изучение существующих федеральных законов, регламентирующих деятельность религиозных орга-низаций.
Прежде всего интересны дефиниции типов религиозных объединений. Церковное право различает два таких типа: религиозные и мировоззренче-ские. Отличительный аспект состоит в том, что религиозные объединения образовываются и действуют только на основе вероучительной практики (как скажем, известный Ганноверский фонд развития, занимающийся като-лическим просвещением и миссионерством), в то время как мировоззренче-ские объединения заявляют о себе как о сторонниках нерелигиозного миро-воззрения (что позволяет назвать их светскими объединениями) .
Наряду с крупными религиозными объединениями как то: Римско-католическая Церковь, или Евангелическая лютеранская церковь, которые, в силу историко-культурной традиции, стали общественными объединениями автоматически, существуют другие религиозные организации — со стату-сом публичного права и без статуса публичного права. Публично-правовой статус дает не только престиж, но и некоторые преимущества: во-первых, возможность активно участвовать в общественной жизни, во-вторых, право на взимание церковного налога, в-третьих, возможность обслуживания вооруженных сил и образовательных учреждений, в-четвертых, право на налоговые льготы.
Государственно-правовая система управления на сегодняшний день не предусматривает существование в Германии специального органа, кон-тролирующего деятельность религиозных организаций. Проблемы государ-ственно-церковных отношений разрешаются судебными органами в рамках светского и церковного права, что еще больше усиливает значение истори-чески сложившихся религиозных общностей.
В настоящее время вопрос признания религий не относится напрямую к сфере ведения федеральной органов власти. Он передан землям, в админи-страциях которых существует правительственное агентство, призванное рассматривать заявления о регистрации церквей.
Объединение Германии в 1989 году привело к появлению закономер-ных сложностей, лежащих в юридической плоскости несоответствия поло-жений, применяющихся в ГДР и ФРГ. Прежде всего это касалось вопроса регистрации и правового статуса религиозных организаций, действующих в ГДР. Эта проблема была решена в общем русле объединительных усилий, то есть путем поглощения правовой системы ГДР Веймарской конституци-ей. Причем без каких-либо изменений.
Вопросы собственности, являющиеся камнем преткновения во многих странах бывшего соцлагеря, решены в Германии в русле правового согла-шения, учитывающего финансовые возможности, общественный вес и зна-чение. Рассматривая систему финансирования, следует сказать, что в Гер-мании даже самые крупные сообщества — лютеране и католики — не обла-дают большим количеством собственности. Это стало результатом много-численных «национализаций» церковного имущества, известных на не только из истории Реформации, но и в более поздние времена, например, во годы Веймарской республики.
Инициатива введения церковного налога принадлежала государству. После секуляризации церковного имущества развитие стабильного источ-ника финансирования стало весьма важной задачей государства, гаранти-рующей признанным религиозным объединениям устойчивое финансирова-ние, что закреплено в 140 статье Конституции.
Церковный налог взимается исключительно государством и составля-ет 8-9 % от общего подоходного налога. Если член той или иной религиоз-ной организации отказывается от его уплаты, то в дело переходит в область рассмотрения финансового арбитража.
Крупные церкви заключают соглашение с государством, согласно ко-торому церковный налог передается государству вместе с подоходным налогом. Земельные налоговые управления передают средства религиозным сообществам. Церковный налог в настоящее время покрывает 80% финан-совых потребностей церквей (главным образом, доход священников и слу-жащих). Церкви также освобождаются от уплаты налогов, так как церков-ный налог является официальным и обязательным для приверженца той или иной церкви. Единственным средством избежать его уплаты является выход из церковной организации, о чем, в установленном законом порядке, необ-ходимо сообщить в правительственное агентство (сноска и объяснение).
Хотя большинство населения Германии принадлежит к лютеранам или католикам, церковный налог не является их привилегией. Право уста-навливать налоги тесно связано с получением статуса общественного объе-динения, то, что и мелкие религиозные сообщества могут также получать средства от сбора церковного налога.
Свои особенности имеет в Германии и религиозное образование. Оно является обязательным, как и в странах с государственными религиями. В соответствии с Конституцией и Законом о религиозном воспитании от 1956 года религиозное занятие в общественных школах — за исключением сво-бодных по убеждениям школ —является обязательным предметом. При наличии государственного надзора преподается Закон Божий, соответствен-но с католическими или лютеранскими богословскими традициями. При-мерно два раза в год в школе возможно проведение богослужений, посеще-ние которых, однако, добровольно. Ответственные за воспитание (родители, опекуны) имеют право решать вопрос об участии или неучастии ребенка в религиозном действии и занятии.
Федеральные земли решают вопросы религиозного воспитания само-стоятельно, в целом проводя политику по осуществлению федерального законодательства. В частности, конфессиональное обучение в Бремене (Нортрайн-Вестфалия) и Берлине происходит только во внеучебное время, а в качестве обязательного предмета преподается библейская история.
Законодательство Германии, регулирующее государственно-церковные отношения в сфере образования, складывалось практически на протяжении всего XX столетия. Корни такой позиции государства по вопро-су взаимоотношений двух важнейших общественных институтов - школы и церкви - находятся и в Веймарской Конституции 1919 г., и в Имперском законе о религиозном воспитании детей 1921 г. В этих документах были заложены принципы свободы вероисповедания и свободы создания религи-озных объединений, а также оговорены права детей на религиозное само-определение. Действующее в настоящее время законодательство сложилось в послевоенные годы. Прежде всего это Конституция - Основной Закон 1949 года. Статьи 6 и 7 Конституции устанавливают основополагающие принципы государственно-церковных отношений в сфере воспитания и образования. Так, в пункте 2 статьи 6 разграничивается компетенция роди-телей и государства относительно воспитания детей. При этом воспитание рассматривается как естественное право родителей, но одновременно и как одна из важнейших их обязанностей. Государство принимает на себя на-блюдение за воспитательной деятельностью родителей.
Непосредственно образовательным вопросам преподавания рели-гии посвящена статья 7. Согласно данной статье, вся система школьного образования Германии является государственной. Урок религии в обще-ственных школах, за исключением атеистических (свободных от вероиспо-ведания) школ, является, в соответствии с п.3 ст.7, обязательным предме-том, равноценным другим школьным предметам. Однако обладающие пра-вами воспитателей полномочны принимать решения по поводу посещения их ребенком уроков религии. По Конституции предмет Религия препода-ется в соответствии с основными принципами соответствующей религии, при чем учителя преподают религию на добровольной основе. Таким обра-зом, федеральным законодательством разделена компетенция родителей и государства в сфере воспитания детей, установлены важнейшие конститу-ционные нормы, гарантирующие свободу совести и свободу религиозной и мировоззренческой принадлежности. Закон «О школьных уставах» от 1992 года установил светский характер образования. Вместе с тем урок религии является равноценным школьным предметом, обязательным для государ-ственного учебного плана.
Более того преподавание его осуществляется в соответствии с принципами соответствующих конфессий. Уточнение и развитие федераль-ных конституционных норм содержится в Конституции Земли Нортрайн-Вестфалия от 1950 года. К вопросам государственно-церковных отношений в сфере образования относится целый ряд статей. Так, Конституцией уста-новлены основные цели воспитания (ст.7), которым необходимо следовать при организации учебного процесса в образовательных учреждениях: ком-петенция родителей и школы (ст.8); типы школ и порядок их открытия (ст. 12); статус предмета Религия в образовательных учреждениях (ст. 14) и требования к подготовке учителей (ст. 15).
На основании общих целей и задач, сформулированных в Кон-ституции, обучение и воспитание детей в общественных школах ведется на основе христианских образовательных и культурных ценностей Детей от-крыто знакомят с христианскими догматами и с системами других религий и мировоззрений. Уроки религии проводятся раздельно для представителей различных конфессий. В религиозных школах обучение и воспитание детей католической или евангелической веры или другого религиозного сообще-ства ведется согласно основным принципам данного мировоззрения. Эти предписания относятся также к родственным евангелической конфессии религиозным обществам. В школах, стоящих вне религии, преподавание религии и мировоззрения не ведется; они решают стоящие перед ними зада-чи по воспитанию и обучению на основе общечеловеческих ценностей. Первый закон об организации системы школьного образования или, как его еще именуют, Закон о школьном уставе был принят в Земле Северный Рейн-Вестфалия в 1952 году.
При регламентации порядка проведения уроков религии Законом ус-танавливается раздельное проведение уроков для представителей различных религий. При этом организация этих уроков должна соответствовать учени-ям и основным принципам и догматам соответствующей церкви или рели-гиозного сообщества.
Количество учебных часов в неделю по предмету Религия опреде-ляется государственными органами управления образованием также по согласованию с церковью или религиозным обществом. Посещение и кон-троль уроков религии со стороны церкви или религиозного общества осу-ществляется в соответствии с согласованным с государственными органами управления образованием порядком опытными экспертами, знающими религиозную педагогику. Вместе с тем высшее руководство церкви (напри-мер, епископ) имеет исключительное право на посещение уроков религии.
В этом случае лицо, обладающее родительскими правами, или уче-ник, достигший религиозной зрелости, подает ходатайство об освобождении от уроков религии директору школы в письменном виде.
Таким образом, школьное законодательство Земли Нортрайн-Вестфаллен предусматривает не только декларативное обеспечение права на религиозное образование, но и условия реализации этого права вне зависи-мости от религиозной принадлежности учеников. Более того, особым обра-зом оговариваются и регулируются права тех учащихся, которые относятся к ученическому религиозному меньшинству. Наиболее ценным является законодательное разграничение компетенции между церковью и государст-венными органами управления образованием как по содержательным и организационным вопросам преподавания религии, так и по ответственно-сти за подбор педагогических кадров.
Основным документом, устанавливающим участие и ответственность церкви за преподавание религии в школе, является положение О передаче церковных полномочий. Этот документ вступил в силу в 1977 году, заме-нив действовавшее до этого времени положение О передаче церковных полномочий для обучения основам евангелической религии, принятое в 1951 году.
Не затрагивая и не ущемляя право государства на контроль, церкви имеют право и обязанность следить за тем, чтобы преподавание евангеличе-ской религии осуществлялось в соответствии с их учением и с их требова-ниями. Свое право нести ответственность за преподавание религии еванге-лическая церковь использует, в числе прочего, путем наделения учителей религии церковными полномочиями. Последнее предусматривает наличие выданного государством разрешения на преподавание школьного предмета Религия и принадлежность к евангелической церкви. Вопрос о наделении церковными полномочиями тех лиц, которые не выполняют этих требова-ний, решает руководство церкви. После сдачи первого государственного экзамена церковь выдает временное разрешение на преподавание религии, срок действия которого заканчивается, самое позднее, спустя четыре года после выдачи. Наделение церковными полномочиями осуществляется по заявлению учителя, сдавшего второй государственный экзамен. Заявление содержит заверение, что податель его будет преподавать евангелическую религию в соответствии с основными ее постулатами и откажется от связан-ных с наделением церковными полномочиями прав, если больше не сможет преподавать уроки религии в соответствии с основными принципами этой конфессии. Прежде чем получить церковные полномочия, учитель должен принять участие в проводимом церковью совещании для желающих полу-чить церковные полномочия. Наделяя учителя церковными полномочиями, церковь берет на себя обязательства по оказанию ему помощи со стороны своей общины, в том числе относительно повышения его квалификации и по защите его прав при условии добросовестного исполнения преподаватель-ской деятельности. Дополнительно к общему положению О передаче церковных полномочий руководство каждой из территориальных церквей устанавливает свой собственный порядок реализации данного Положения. Этот порядок устанавливается и вводится в действие специальным церков-ным инструктивно-распорядительным документом. Важно подчеркнуть, что разработка собственного порядка передачи церковных полномочий в каче-стве дополнительного к Положению документа, конкретизирующего его позиции, зафиксирована в нем в виде отдельного пункта. Важно заметить, что установления, зафиксированные в этих документах, находятся сугубо в русле федеральных общеконституционных установлений и не выходят за рамки государственного законодательства и договоров между государством и церковью. Характерно, что договоренности относительно организации преподавания уроков религии осуществляются между церквами, а государ-ство в этих соглашениях участия не принимает. Обобщая краткий анализ конституционно-правовых основ государственно-церковных отношений в области образования, сделаем следующие выводы. Законодательство Гер-мании, регулирующее государственно-церковные отношения в сфере обра-зования, носит развернутый и, вместе с тем, конкретный, тщательно прора-ботанный характер.
В результате отработки различных сторон взаимоотношений госу-дарства и церкви в течение практически столетнего периода создана четко структурированная нормативно-правовая база, оберегающая от неточностей, противоречий, разноречивых трактовок отдельных положений. При разра-ботке и введении в действие каждого нового документа (закона, соглаше-ния, договора, распоряжения) здесь соблюдается высокий уровень преемст-венности. Положения действовавших законодательных актов частично включаются во вновь вводимые с указанием источника заимствования (на-пример, Имперский закон 1921 года, договоры свободного государства Пруссия и т.д.). Во всех случаях ссылки на рамочные документы делаются посредством указания общих принципов и целей. Наиболее весомыми в нормативно-правовой базе и практике законодательного регулирования государственно-церковных отношений в сфере образования в Германии являются следующие аспекты: точное определение областей ответственно-сти при решении организационно-управленческих и содержательных задач; подходы к распределению компетенции между заинтересованными сторо-нами вычленение и однозначное установление уровня, на котором прини-маются решения по каждой конкретной проблеме; неукоснительный учет прав каждой из заинтересованных сторон, обеспечиваемый через тщательно регламентированные цепочки согласований при решении практически всех вопросов; конкретность в выделении предмета согласовании с предос-тавлением права голоса не только институциям, но и индивидуумам.
Опыт Земли Нортрай-Вестфалия типичного региона федеративного государства, имеющего достаточно сложную конфессиональную структуру, может быть использован при разработке нормативно-правовой базы госу-дарственно-церковных отношений в сфере образования в России как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вместе с тем, религиозное образование находится под контролем го-сударства и финансируется из бюджета, несмотря на то, что система образо-вания в Германии довольно многообразна и включает в себя как государст-венные, так и частные учебные заведения, а также конфессиональные учеб-ные центры. Кооперационная модель предусматривает введение гибкой системы, позволяющей религиозным организациям принимать участие в законотворческой деятельность в сфере их специфических интересов. Правовая система, основанная на соглашениях, предоставляет возможность индивидуального подхода в вопросах общих для всех ограничений, направ-ленных на охрану здоровья, прав граждан, их морально-нравственных устоев.