Особенности применения упрощенной системы налогообложения
СОДЕРЖАНИЕ: Общая характеристика упрощенной системы налогообложения. Правовые основы применения УСН, установленной для организаций и индивидуальных предпринимателей. Организация и ведение налогового учета при ее применении, изменения, внесенные на 2009 год.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
кафедра Налогообложения, предпринимательства и права
Допущена к защите
Курсовая работа
по дисциплине Специальные налоговые режимы
на тему:
Особенности применения упрощенной системы налогообложения
студентки: Караджа А.А.
3 курса заочной формы обучения (НН-31)
Руководитель курсовой работы
Сычева-Передеро О.В.
Кемерово 2009 г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие упрощенной системе налогообложения
Глава 2. Порядок перехода к упрощенной системе налогообложения
2.1. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
2.2. Утрата права на применение УСН
Глава 3. Объекты налогообложения
3.1. Определение доходов и расходов при применении УСН
3.2. Налоговая база
3.3.Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим налогообложения
3.4. Коэффициент- дефлятор в 2009 году
Глава 4. Расчет единого налога
4.1. Сроки уплаты единого налога
4.2. Особенности налогового учета при УСН
4.3. Особенности применения УСН на основе патента
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной налоговой системы Российской Федерации, призванной способствовать развитию малого предпринимательства, являющейся одной из важнейших проблем социально-экономических реформ в стране. Мелкие и средние предприниматели в настоящее время формируют ядро среднего класса — основного налогоплательщика, от экономического положения которого в значительной степени зависят доходы бюджета, инвестиционная активность населения, эффективность социальной политики. В связи с этим актуализация проблемы формирования эффективных взаимоотношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, важнейшим инструментом среди которых выступают налоговая система, экономически обоснованные налоги в сочетании с другими формами и методами государственного регулирования служат наиболее эффективным инструментом содействия развитию малого предпринимательства. Одним из факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, является действующая в России система налогообложения через специальные налоговые режимы. Учет особенностей малого бизнеса в виде отдельных правовых норм был сформирован в РФ в двух формах только через несколько лет после создания налоговой системы страны. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая — на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении финансового размера платежей в бюджет.
Целью данного исследования является изучение упрощенной системы налогообложения.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть особенности применения упрощенной системы налогообложения;
2) изучение понятия, порядка перехода, объектов налогообложения упрощенной системы;
3) изучение правовых основ применения УСН, установленных для организаций и индивидуальных предпринимателей;
4) изучение организации и ведения налогового учета при применении УСН;
5) изучение опыта применения упрощенной системы налогообложения;
6) отметить изменения, внесенные в упрощенную систему налогообложения на 2009 г.
В качестве объекта исследования выступила упрощенная система налогообложения, его предмета – особенности и порядок применения упрощенной системы налогообложения среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов.
УСН ориентирована на малый бизнес. Ее задача - упростить учет для тех, кто ее применяет, она отражает регулирующую функцию налогов и одновременно выступает эффективным источником доходов бюджетной системы. С июля 2002 г. упрощенная система налогообложения регулируется гл. 26 НК РФ.
Особенностью данного режима налогообложения является наличие у налогоплательщика права добровольно выбирать упрощенную систему налогообложения или обычный налоговый режим, а также добровольно возвращаться с упрощенной системы налогообложения на общую.
Глава 1. Понятие упрощенной системе налогообложения
Упрощенная Система Налогообложения – один из четырех видов Специальных Налоговых Режимов, использующихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, позволяющий добровольно перейти на уплату единого налога (глава 26.2 НК РФ).
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок статистической отчетности. Они также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее.
Глава 2. Порядок перехода к упрощенной системе налогообложения
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 21.6 НК РФ;
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;
16) бюджетные учреждения;
17) иностранные организации.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
2.1 Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей или в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение или несоответствие указанным требованиям.
Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
С 2009 года правила перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим уточнены в части расчета остаточной стоимости основных средств (п. 3. ст. 346.16 НК РФ). При переходе на иные режимы налогообложения (кроме ЕНВД) налогоплательщик должен рассчитать остаточную стоимость основных средств путем уменьшения стоимости основных средств (остаточной стоимости), приобретенных (созданных) в период применения УСН (до перехода на УСН), на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ. С 2009 года в НК РФ нет норм, регулирующих определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных во время применения УСН, расходы на которые не были полностью списаны.
2.2 Утрата права на применение УСН
Налогоплательщик может самостоятельно отказаться от применения УСН, однако зачастую возникают обстоятельства, при которых он именно теряет право на использование УСН по итогам отчетного (налогового) периода. Это происходит, если наступает хотя бы одно из событий, перечисленных в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.
1. Сумма доходов налогоплательщика превысила по итогам налогового (отчетного) периода в 2009 году 30 760 000 руб. рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на текущий год приказом Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395 ) (письмо Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/207).
2. В течение отчетного (налогового) периода в организации сформированы представительства или филиалы, внесены соответствующие изменения в учредительные документы.
3. Организация стала заниматься теми видами деятельности, при ведении которых применение УСН запрещено (производство подакцизных товаров, игорный бизнес и другие, упомянутые в п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
4. В течение отчетного (налогового) периода доля участия других организаций в компании, применяющей УСН, превысила 25 процентов (письмо Минфина России от 21 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/311).
5. Допущено превышение максимальной средней численности работников (100 человек) в каком-либо отчетном или налоговом периоде. Расчет этого показателя производится в порядке, предусмотренном постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 (в ред. от 23 ноября 2007 г.). Согласно этому документу (п. 86–92), средняя численность человек организации включает:
–среднесписочную численность работников;
–среднюю численность внешних совместителей;
–среднюю численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Физические лица, с которыми заключены авторские договоры или имущественные сделки (например, договоры аренды), не включаются в численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
6. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысила 100 млн рублей. Важно, что при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов учитываются объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ, однако оценка остаточной стоимости производится по данным бухгалтерского учета.
7. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», вступил в простое товарищество.
8. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», заключил договор доверительного управления имуществом.
В каждом из перечисленных случаев налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором возникли вышеуказанные обстоятельства.
Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим (письма Минфина России от 19 октября 2006 г. № 03-11-05/234, от 8 июня 2005 г. № 03-03-02-04/1-138, от 24 мая 2005 г. № 03-03-02-04/2/10, ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224).
Сообщение об утрате права на применение УСН
Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на иной режим налогообложения, обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он вышел за допустимые рамки (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).
Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (в ред. приказа ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-22/421). Сообщение можно отослать по почте (желательно ценным письмом) или представить непосредственно в налоговую инспекцию.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через год после того, как он утратил право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ, письма Минфина России от 28 июля 2004 г. № 22-2-16/1313, от 13 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/26 и др.).
Подача декларации и уплата минимального налога
До 2009 года налогоплательщики сдают декларации поквартально, и налоговые декларации по единому налогу, представленные за отчетный период, по итогам которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.
Однако с 2009 года в силу новой редакции статьи 346.23 НК РФ декларацию нужно будет подавать раз в год: организациям – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а предпринимателям – до 30 апреля следующего года.
Особых сроков подачи декларации за налоговый период для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН, закон не устанавливает – таким образом, вероятно, отчетность такой налогоплательщик может сдать в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но не позднее указанных выше дат.
В любом случае, если исчисленная по итогам такого «прерванного» налогового периода сумма единого налога окажется меньше суммы минимального налога за тот же период, налогоплательщику нужно будет уплатить минимальный налог по истечении отчетного периода, в котором им было утрачено право на применение УСН, но не позднее сроков, установленных для представления налоговых деклараций по УСН (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Глава 3. Объекты налогообложения
Объектом налогообложения и налоговой базой при применении упрощенной системе и налогообложения может быть один из двух показателей:
-доходы (применяется ставка 6%)
-доходы, уменьшенные на величину расходов (применяется ставка 15%)
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяющегося в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенные на величину расходов.
Предыдущая редакция статьи 346.14 НК РФ позволяла менять объект налогообложения не ранее, чем истекут три года с начала применения упрощенной системы налогообложения. Теперь такого ограничения нет. Организации и предприниматели получили возможность каждый год менять объект налогообложения. Заявление в налоговые органы нужно подать до 20 декабря предшествующего года, статья 346.14 пункт 2 НК РФ Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 208-ФЗ, изменения вступили в силу с 1 января 2009 г.
Федеральным законом № 224-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право снижения ставки единого налога для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы, уменьшенные в величину расходов». При этом установленная ставка не может быть менее 5%.
Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, дополнительно предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ).
3.1 Определение доходов и расходов при применении УСН
В качестве метода признания доходов и расходов применяется
кассовый метод.
В состав доходов включается:
- доходы от реализации товаров и имущественных прав (в том числе авансы, полученные в счет будущих поставок);
- внереализационные доходы;
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ), не учитываются и при применении УСН.
Не попадают под УСН доходы организаций, указанные в п. 4 ст. 284 НК РФ, в том числе доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут уплачивать НДФЛ с доходов, облагаемых по ставкам, установленным п.п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ (к этим доходам относятся материальная выгода от экономии на процентах; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ).
Состав расходов:
-Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;
-Расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
-материальные расходы;
-Расходы на оплату труда;
-расходы на обязательное страхование работников и имущества, производимые в соответствии с законодательством РФ;
-Суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
-Проценты по кредитам и займам, а также расходы, связанные с оплатой банковских услуг;
-Расходы на обеспечение пожарной безопасности организации, охрану имущества, обслуживание охранно-пожарной сигнализации и иные охранные услуги;
-Арендные платежи за арендуемое имущество;
-Расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах норм);
-Расходы на командировки;
-Расходы на канцелярские товары;
-Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;
-Расходы на рекламу товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
-Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
-Расходы на покупку товаров.
С 2009 года налогоплательщики, применяющие УСН, имеют право учесть расходы на сырье и материалы сразу после оплаты, при этом факт передачи в производство не имеет значения (п. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Нормирование суточных и полевого довольствия более не применяется (п. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), но суммы выплат, превышающие 700 руб. за каждый день командировки внутри страны и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки, облагаются НДФЛ.
Снято ограничение на перенос убытков по итогам налогового периода (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Налогоплательщики вправе учесть всю сумму убытков, понесенных по результатам прошлых налоговых периодов. При этом перенос убытков должен быть осуществлен в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.
Налогоплательщики, применяющие УСН, получили право признать расходы на обязательное страхование ответственности, т.е. ОСАГО и иные обязательные страховые платежи можно учитывать в составе расходов (п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Внесенные с 2009 года поправки в п. 2 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ установили, что организации, применяющие УСН, признаются плательщиками налога на прибыль в отношении полученных дивидендов. Такое же правило предусмотрено и в отношении индивидуальных предпринимателей – доходы, полученные от долевого участия в организациях, облагаются НДФЛ по ставке, установленной п. 4 ст. 224 НК РФ, п. 3 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
3.2 Налоговая база
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Общие принципы исчисления налоговой базы:
1. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.
5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
6. В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
В случае если объектом налогообложения при УСН являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
3.3 Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели, переходящие на упрощенную систему налогообложения, неизбежно столкнутся с так называемым «переходным периодом», который всегда имеет место при переходе с одного налогового режима на другой. Основным принципом переходного периода является учет доходов и расходов в целях налогообложения. Если доходы или расходы учтены в целях налогообложения до перехода на новый налоговый режим, то после перехода они не будут учитываться в целях налогообложения (ст. 346.25 НК РФ п. 1.).
Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:
- на дату перехода, на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения (эти суммы были получены в виде аванса, и не были учтены в целях налогообложения при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль);
- не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (данные суммы уже были учтены в целях налогообложения);
- расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;
- не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с п.1. главой 25 НК РФ.
Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
- признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
• признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено п.1. главой 25 НК РФ.
Указанные доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений..
При переходе организации на УСН в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями п .1. главы 25 НК РФ.
При переходе на упрощенную систему налогообложения организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ ч. II (1), в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая исходя из их остаточной стоимости на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, уменьшенной на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ ч. II (1), за период применения главы 26.1 НК РФ ч. II (1).
При переходе на упрощенную систему налогообложения организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с п.1. главой 26.3 НК РФ, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммы амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых не перенесены (не полностью перенесены) на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ ч. II (1), в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения стоимости (остаточной стоимости, определенной на момент перехода на упрощенную систему налогообложения) этих основных средств и нематериальных активов на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения расходов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ ч. II (1).
Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ ч. II (1) для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
3.4 Коэффициент дефлятор в 2009 году
В 2009 году коэффициент-дефлятор равен 1,538 (приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395). Он нужен, чтобы установить лимит дохода за 9 месяцев, превысив который компания не может подать заявление о переходе на УСН. Данный коэффициент позволяет рассчитать предельный размер доходов на упрощенной системе.
Если следовать положениям пункта 2 статьи 346.12 НК РФ, изначальные суммы лимитов (15 000 000 руб. и 20 000 000руб.) нужно умножать на коэффициенты-дефляторы.
Предельные суммы в 2009 году составляют:
- доход за девять месяцев 2009 года, позволяющий перейти на УСН с 2010 года, - 23 070 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,538);
- доход, позволяющий оставаться на УСН, - 30 760 000 (20 000 000 руб. x 1,538).
Глава 4. Расчет единого налога
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
4.1 Расчет налога зависит от выбранного объекта налогообложения.
Доходы
Если объектом налогообложения являются доходы, то расчет налога производится по ставке 6%.
Доходы от реализации + Внереализационные доходы * 6% = ЕН
Доходы минус расходы
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то расчет налога производится по ставке 15 %
Доходы от реализации + Внереализационные доходы –
Принимаемые расходы * 15% = ЕН
Если сумма налога получится меньше 1% от доходов реализации, то в бюджет надо будет уплатить сумму минимального налога;
Разница между суммой исчисленного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, подлежит включению в расходы следующего года.
Минимальный налог
Доходы от реализации + Внереализационные доходы * 1%
= минимальный налог
4.2 Сроки уплаты единого налога
Порядок уплаты единого налога. На протяжении налогового периода все налогоплательщики исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
По результатам произведенных расчетов налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом:
до 25 апреля за первый квартал,
до 25 июля за полугодие,
до 25 октября за девять месяцев.
В данном случае и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
С 1 января 2009 года налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности подавать налоговые декларации и налоговые расчеты за отчетный период. Однако остается обязанность предоставления налоговых деклараций по итогам налогового периода.
По окончании налогового периода, налогоплательщики производят расчет единого налога и уплачивают в бюджет сумму налога с учетом уже уплаченных ранее авансовых платежей по следующим срокам:
организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом,
индивидуальные предприниматели не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом.
Например:
-за 2008 год организация обязана уплатить единый налог не позднее 31 марта 2009 года;
-за 2008 год индивидуальный предприниматель обязан уплатить единый налог не позднее 30 апреля 2009 года.
Уплата единого налога и квартальных авансовых платежей по нему производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Если организация имеет обособленные подразделения в других регионах России, то уплата единого налога все равно производится по месту регистрации предприятия.
Если предприниматель осуществляет деятельность в других регионах, то единый налог он все равно уплачивает по единому расчету в том регионе, в котором он имеет место жительства и в котором соответственно он зарегистрирован.
4.3 Особенности налогового учета при УСН
Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Независимо от выбранного объекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при упрощенной системе. Согласно статье 346.15 НК РФ в состав доходов включаются: выручка от продажи товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав; внереализационные доходы.
4.4 Особенности применения УСН на основе патента
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
В этом случае на них распространяются нормы, установленные статьями 346.11-346.25 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из следующих видов предпринимательской деятельности:
1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
2) ремонт, окраска и пошив обуви;
3) изготовление валяной обуви;
4) изготовление текстильной галантереи;
5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
6) изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;
7) изготовление оград, памятников, венков из металла;
8) изготовление и ремонт мебели;
9) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
10) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
11) производство инвентаря для спортивного рыболовства;
12) чеканка и гравировка ювелирных изделий;
13) производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр;
14) изготовление изделий народных художественных промыслов;
15) изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
16) производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;
17) выделка и крашение шкур животных;
18) выделка и крашение меха;
19) переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу;
20) расчес шерсти;
21) стрижка домашних животных;
22) защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;
23) изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;
24) ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий;
25) изготовление и ремонт деревянных лодок;
26) ремонт туристского снаряжения и инвентаря;
27) распиловка древесины;
28) граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике;
29) изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов;
30) копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
31) чистка обуви;
32) деятельность в области фотографии;
33) производство, монтаж, прокат и показ фильмов;
34) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
35) предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка);
36) оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов;
37) предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
38) автотранспортные услуги;
39) предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;
40) техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;
41) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
42) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
43) услуги по уборке жилых помещений;
44) услуги по ведению домашнего хозяйства;
45) ремонт и строительство жилья и других построек;
46) производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
47) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
48) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
49) нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла;
50) услуги по остеклению балконов и лоджий;
51) услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов;
52) услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству;
53) тренерские услуги;
54) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
55) производство хлеба и кондитерских изделий;
56) сдача в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей;
57) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
58) ветеринарные услуги;
59) услуги платных туалетов;
60) ритуальные услуги;
61) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров.
Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную статьями 346.11–346.25 НК РФ. При этом переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.
Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.
Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации.
До 2009 года патент можно было купить только по одному из видов деятельности. Теперь это ограничение отменено. Отныне купить патент можно по нескольким видам бизнеса.
По новым правилам, местные законодатели не могут самостоятельно определить конкретные виды деятельности, по которым вводится патентная система. Перечень, приведенный в НК РФ, будет действовать по всей России. Вместе с тем в полномочия регионов входит расчет стоимости патента. Еще с 2009 года стало больше видов деятельности, по которым можно купить патент.
До 2009 года патент выдавался по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. Сейчас предприниматель может купить патент на срок от одного до 12 месяцев.
При этом «упрощенную» налоговую декларацию, предусмотренную статьей 346.23 НК РФ, предприниматели на патенте не представляют. Согласно пункту 12 статьи 346.25.1 НК РФ, бизнесмены, применяющие УСН на основе патента, ведут только налоговый учет доходов.
Важная поправка: предприниматель, применяющий упрощенную систему на основе патента, вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Однако среднесписочная численность работников не должна превышать пяти человек за налоговый период (п. 2.1. статья 346.25.1 НК РФ). В прежней редакции было сказано, что купить патент могут предприниматели, которые работают самостоятельно, без персонала.
Потеря права на применение УСН на основе патента. Это происходит, если предприниматель:
-нарушает ограничения, в том числе нанимает большее количество людей, чем предусмотрено п. 2.1. статьи 346.25.1 НК РФ;
-ведет на основе патента вид деятельности, не предусмотренный кодексом;
-не оплатил треть стоимости патента в срок, установленный п.8 статьи 346.25.1. НК РФ;
-получил доходы, величина которых превысила предел, указанный п. 4 статьи 346.13 НК РФ.
Потеряв право на патент, предприниматель должен уплачивать общие налоги.
Заключение
Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную систему налогообложения или обычную систему налогообложения, решается на основе обычного критерия – экономической выгодности – путем взвешивания достоинств и недостатков УСН в каждом конкретном случае.
Упрощенная система налогообложения, введена для поддержки субъектов малого предпринимательства.
Основным достоинством УСН является снижение налогового бремени налогоплательщика. Налоговая нагрузка для предприятий значительно уменьшается. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату налога с продаж, налога на имущество, НДС и ЕСН превысит на 2% от прибыли предпринимателя, то выгоднее платить единый налог по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.
Значительное упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности позволяет налогоплательщику сократить затраты на бухгалтерию – как оплату труда бухгалтера, так и канцелярские расходы и расходы на автоматизацию учета.
УСН является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Особенности применения упрощенной системы налогообложения» можно сделать ряд выводов:
1. К положительным особенностям упрощенной системы налогообложения можно отнести:
- значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);
- заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
- право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
2. К недостаткам упрощенной системы налогообложения относятся:
- вероятность утраты права работать на УСН - в этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;
- отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;
- при переходе с УСН необходимо будет сдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
- при потере права применять УСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период;
- перед переходом на УСН нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;
- у фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2,3).
3. Крохина Ю.А . Налоговое право России.- уч. Для вузов М. 2006г.
4. С.С. Молчанов «Налоги за 14 дней» М. 2008 г.
5. Владимирова М.П. Налоги и налогообложение. - М.: Кнорус, 2005. – 233 с.
6. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Питер, 2005. – 272 с.
7. Правовой режим в налоговом праве / Н.С. Иващенко // Вестник Российской правовой академии. – 2008. – № 5. – 0,3 п.л.
8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Н.С. Иващенко // Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частей первой и второй / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – (Профессиональные комментарии). – Гл. 26.2. – 2,3 п.л.
9. Структура налогового правового режима и механизм правового регулирования: соотношение понятий / Н.С. Иващенко // Проблемы законодательного закрепления, осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : материалы III Ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. (27–28 мая 2007 года). – Тула : Тульский филиал РПА Минюста России, 2006. – Т. 1. – 0,6 п.л.
10. Структура налогового правового режима / Н.С. Иващенко // Финансовое право. – 2007. – № 7. – 0,6 п.л.
11. Сотрудничество с иностранными партнерами: налоговые аспекты / Н.С. Иващенко // Налоги и налогообложение. – 2006. – Дек. – 0,6 п.л.
12. О льготах по уплате НДС и таможенной пошлины при ввозе иностранным инвестором на территорию Российской Федерации оборудования в качестве вклада в уставный капитал российской организации / Н.С. Иващенко, Н.А. Травкина // Налоги и налогообложение. – 2007. – Апр. – 1 п.л.
13. Специальный и общий налоговый режим / Н.С. Иващенко // Налоги и налогообложение. – 2004. – Июль. – 0,6 п.л.
14. Журнал «Московский бухгалтер» №16-2008
15. Бухгалтерия и Кадры №10, октябрь 2008 г.
16. Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С» № 1 январь 2009г.
17. «Главбух», январь 2009г.
18. «Главбух» февраль 2009г.
Интернет – ресурсы:
1. www . rosec . ru
2. www . jourclub . ru
3. www . bankreferatov . ru