Особенности российского избирательного процесса
СОДЕРЖАНИЕ: Установление итогов голосования в свете нового Федерального закона России. Структура, принципы и стадии избирательного процесса. Основания и порядок, субъекты права и правовые гарантии назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня.План
Введение
1. Понятие, структура и принципы избирательного процесса
2. Стадии избирательного процесса. Сроки в избирательном процессе
3. Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня. Субъекты права назначения выборов
4. Правовые гарантии назначения выборов
Заключение
Библиографический список
Введение
Выборы как социальное явление, начиная с 1989 г., прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Принятие новой Конституции РФ повлекло за собой принципиальное обновление правовой базы выборов, а избирательный процесс с этого времени стал последовательно претерпевать все новые и новые качественные перемены.
В свете новой российской Конституции реформирование всей системы органов государственной власти и местного самоуправления вызвало объективную необходимость регулярности проведения выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. В данных условиях возникла потребность глубокого научного осмысливания огромного опыта, который был получен за столь короткий, но насыщенный избирательной практикой отрезок времени. Выборная проблематика все более и более привлекает внимание ученых и практиков. В юридической литературе появилось немало работ как в виде отдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященных различным аспектам организации и проведения выборов[i] . Обилие работ по данной тематике вовсе не исключает, что некоторые вопросы этой многогранной и многоаспектной проблемы еще пока остаются вне поля зрения юристов, другие же требуют более углубленного, а подчас комплексного рассмотрения. Сюда, в частности, можно отнести такой самостоятельный институт российского избирательного права, каковым является избирательный процесс: до сих пор в специальной литературе отсутствует четкое его определение, охватывающее все стороны этого общественного явления, из каких стадий он складывается, назначение каждой из них и т.д.
Главная особенность российского избирательного процесса, выраженная в известном афоризме: неважно, как голосовать, важно, как подсчитывать результаты.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что именно на стадии подведения итогов голосования проявляется всё несовершенство избирательного процесса, которое ярко иллюстрируют Решения избирательной комиссии Красноярского края о признании недействительными результатов выборов Губернатора Красноярского края[ii] .
Целью данной работы является рассмотрение такой стадии избирательного процесса, как установление итогов голосования в свете нового Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации[iii] и практики российский регионов, в том числе и Красноярского края, по признанию выборов недействительными.
1. Понятие, структура и принципы избирательного процесса
В отличие от избирательного права, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношения при проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовой формой реализации гражданами избирательного права и отражает технологию непосредственного формирования выборных органов.
Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Поэтому нередко его отождествляют с избирательной кампанией. На самом деле понятие избирательный процесс, включая в себя понятие избирательная кампания, не сводится к ней, поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее ряд последовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ее формальные временные рамки.
Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательный процесс - это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собой не только юридическую технику организации голосования, но и институт, обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность и легальность власти.
Таким образом, избирательный процесс - это система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности процессуальных, политических, административных, финансовых и информационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, и реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными.
Наиболее часто в юридической литературе структуру избирательного процесса связывают со стадиями избирательной кампании. Но более точной представляется позиция, различающая в содержании понятия избирательный процесс три элемента: субъектную, технологическую и стадийную составляющие.
Субъектная составляющая включает в себя участников избирательного процесса. Статус субъекта избирательного процесса предполагает наличие у него определенных прав и обязанностей, а также юридическое оформление механизма их реализации. К числу субъектов избирательного процесса относятся избирательные комиссии, кандидаты, избиратели, средства массовой информации и так далее.
Технологическая составляющая включает в себя временные и формальные элементы избирательной кампании. К ним относятся сроки избирательных действий и документы, составляемые участниками избирательного процесса.
Сроки избирательных действий определяют последовательность их совершения. Несоблюдение электоральных сроков является нарушением объективного избирательного права.
Стадийную составляющую избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов. О них речь пойдет в дальнейшем, а пока остановимся на принципах избирательного процесса.
Под принципами избирательного процесса следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающих реализацию и защиту электоральных прав граждан.
Среди принципов избирательного процесса можно выделить: обязательность выборов, справедливость, периодичность выборов, их полнота, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, альтернативность выборов.
Обязательность выборов. В основе данного принципа лежат положения Конституции Российской Федерации, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Обязанность выборов предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклониться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.
Проведение выборов в установленные сроки является обязательным - это требование статьи 9 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), чем обеспечивается ротация составов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит, - гарантия реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы публичной власти.
Справедливость . Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что выборы должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Эта правовая норма предполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и имеют право быть избранными.
Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижение определенного возраста, наличие гражданства и места жительства.
Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций. К таким мерам можно отнести реализацию права на судебную защиту и права на защиту от дискриминации, а также требования, касающиеся присутствия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.
Периодичность выборов . Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами прямо зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями. Неслучайно в указанном Федеральном законе прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет.
Принцип полноты в избирательном процессе. Данный принцип предполагает обеспечение двух основных условий.
Первое условие - обязательность включения всех стадий избирательного процесса в проведение тех или иных выборов, начиная с назначения и выборов и заканчивая официальным опубликованием их результатов. Причем каждая стадия должна быть полной и завершенной по содержанию избирательных действий и процедур. Данное нормативное условие обеспечивается положениями Федерального закона об основных гарантиях, которые не только устанавливают обязательные стадии для любого избирательного процесса, но и обязывают участников избирательного процесса обеспечить их выполнение.
Второе условие - соблюдение нормативных электоральных сроков выполнения тех или иных избирательных действий.
В рамках установленного временного цикла должны быть определены сроки формирования избирательных комиссий, образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей и их представления для ознакомления избирателям, выдвижения и регистрации кандидатов и так далее вплоть до определения результатов выборов и их официального опубликования.
Допустимость различных избирательных систем . Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем, а также их вариантов.
Допустимость различных избирательных систем предусматривает самые широкие возможности для поиска наиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. В качестве примера можно привести Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусматривающий, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с видами избирательных систем, установленными в законе субъекта Российской Федерации.
Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов . Этот принцип означает, что для подготовки и проведения выборов образуются специальные органы - избирательные комиссии.
Независимость предметно отображена в механизме формирования избирательных комиссий, основанном на участии широкой общественности в формировании избирательных комиссий, определении квот для назначения в состав комиссии государственных и муниципальных служащих, представителей политических партий и общественных организаций.
Неслучайно этот принцип нашел свое отражение среди принципов проведения выборов и референдума в Российской Федерации, перечисленных в статье 3 Федерального закона об основных гарантиях, пункт 7 которой гласит: Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается.
Альтернативность . Этот принцип является своеобразным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Достаточно полно это понятие изложено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года № 91-О Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, согласно которому альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, так как обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. В ином случае выборы превращаются в формальное голосование.
2. Стадии избирательного процесса. Сроки в избирательном процессе
Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие основные стадии избирательного процесса:
назначение выборов;
образование избирательных округов и участков;
выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);
информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации;
голосование, определение итогов голосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование.
Эти стадии рассматриваются в качестве обязательных структурных элементов избирательного процесса на выборах любого уровня, а также при проведении досрочных, повторных и дополнительных выборов. Наряду с обязательными стадиями избирательного процесса различают факультативные стадии, которые могут иметь место в прямо предусмотренных законом случаях и обстоятельствах. К ним следует отнести стадию дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов, стадию повторного голосования и ряд других.
Избирательный процесс включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных действий и процедур, протекающих во времени.
Сроки выполнения избирательных действий и процедур играют в избирательном процессе правообразующую и праворегулирующую роль. С ними связано возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений.
В рамках сложившейся юридической традиции деления системы права на материальные и процессуальные отрасли права, в самом общем виде можно выделить две основные категории электоральных сроков - материально-правовые и процессуальные сроки. Материально-правовые сроки связаны с возникновением и изменением субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, их юридической квалификацией. Процессуальные сроки связаны с временем приобретения и утраты участниками избирательного процесса процессуальных прав и обязанностей, ими фиксируются конкретные периоды времени, в течение которых субъект избирательного права должен или может реализовать предоставленные законом права и обязанности. Различие между материальными и процессуальными сроками состоитв том, что отдельное физическое или юридическое лицо может быть субъектом избирательного права, то есть обладать материально-правовым статусом, но не участвовать в конкретном избирательном процессе, например, не выдвигать свою кандидатуру на выборах, не участвовать в голосовании.
Принимая во внимание, что процессуальные сроки имеют более существенное значение в организации подготовки и проведения выборов, остановимся на них более подробно.
Сроки в избирательном процессе определяются различными способами, при этом различают:
сроки, устанавливаемые через прямое регулирование в нормативном правовом акте;
сроки, устанавливаемые через системное толкование норм законодательства;
сроки, определяемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также органами правосудия.
Принципиально важно, что практически все сроки в избирательном процессе устанавливаются законами. При этом, как правило, закон устанавливает либо максимальный, либо минимальный срок осуществления избирательных действий и процедур. Их изменение волеизъявлением участников избирательного процесса не допускается. Процессуальные сроки не могут быть приостановлены или восстановлены, за исключением случаев прямо указанных в законе. Например, согласно пункту 33 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях, если ко дню голосования в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа депутатских мандатов или равным ему, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов.
Важнейшим элементом юридического режима установления электоральных сроков имеет порядок их исчисления, установленный статьей 111 указанного Федерального закона. Попробуем на конкретных примерах пояснить порядок исчисления сроков в избирательном законодательстве.
Текст соответствующего пункта статьи 111 | Норма Федерального закона № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 года № 93-ФЗ | Пример |
1. Если какое-либо действие может или должно осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. |
Пункт 10 статьи 29: Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. |
В период избирательной кампании заявление о сложении полномочий члена участковой избирательной комиссии поступило в территориальную избирательную комиссию 1 сентября. В течение 10 дней, т.е. до 10 сентября включительно, территориальная избирательная комиссия не приняла решение о досрочном прекращении полномочий указанного члена комиссии. В связи с этим решение о досрочном прекращении его полномочий принимается участковой избирательной комиссией в период с 11 по 13 сентября. |
Пункт 14 статьи 35: Избирательная комиссия в трехдневный срок с момента представления заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. |
Статья 111 не содержит конкретной нормы, регулирующей порядок исчисления срока, указанного в пункте 14 статьи 35 Федерального закона. Вместе с тем, исходя из принципа толкования закона с целью наиболее полного обеспечения прав кандидатов, представляется допустимым применение в данном случае по аналогии пункта 1 статьи 111 Федерального закона. В таком случае, если список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, был представлен в избирательную комиссию 20 сентября, то избирательная комиссия может (должна) заверить указанный список кандидатов в период с 20 по 22 сентября. |
|
2. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события. | Пункт 7 статьи 10: Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Пункт 2 статьи 65: Если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной или муниципальной комиссии за 15 - 4 дня до дня голосования. |
Днем голосования на выборах в орган местного самоуправления является 12 марта 2006 года. Последний день, когда должны быть назначены выборы, - 21 декабря 2005 года. Днем голосования на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Досрочное голосование может осуществляться в помещении избирательной комиссии муниципального образования с 24 февраля по 7 марта 2006 года. |
3. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события. | Пункт 2 статьи 65: Помимо возможности проголосовать досрочно в вышестоящей комиссии избиратель имеет возможность проголосовать досрочно на участке Но сделать это можно не ранее чем за три дня до дня голосования. |
Днем голосования на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Первым днем, когда досрочное голосование может осуществляться в помещении участковой избирательной комиссии является 8 марта 2006 года. |
4. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней. | Пункт 2 статьи 40: Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. |
Кандидат был зарегистрирован 20 декабря. Обязанность по представлению заверенной копии приказа об освобождении его от выполнения должностных обязанностей может быть выполнена им в период с 21 по 26 декабря. |
3. Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня. Субъекты права назначения выборов
Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований назначаются по истечении сроков их полномочий, установленных конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Исчисление срока, на который были избраны депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов муниципальных образований начинается со дня их избрания. Днем избрания депутатов является день голосования, в результате которого вышеназванные органы были избраны в правомочном составе.
Исчисление срока, на который было избрано выборное должностное лицо местного самоуправления, начинается со дня его вступления в должность.
Назначение любых выборов как стадия избирательного процесса, включает несколько этапов, содержание которых направлено на обеспечение гарантий принятия такого решения в установленные сроки. К числу таких этапов могут быть отнесены:
подготовка проекта решения о назначении выборов, его предварительное обсуждение в соответствующем представительном органе с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления и выборных должностных лиц. В ходе данного этапа определяется возможная дата проведения голосования на тех или иных выборах;
рассмотрение и принятие решения о назначении выборов на заседании соответствующего представительного органа. Принятие указанного решения должно осуществляется в порядке, закрепленном регламентом работы указанного органа;
официальное опубликование решения о назначении выборов в соответствующих периодических печатных изданиях. На практике такие решения публикуются в тех периодических печатных изданиях, которые учреждены для опубликования нормативных правовых актов соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти (Государственная Дума, Президент Российской Федерации) должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Законодательное Собрание Краснодарского края) должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Выборы назначаются следующими органами государственной власти и местного самоуправления:
выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Президентом России (статья 84 Конституции Российской Федерации);
выборы Президента России - Совет Федерации (статья 102 Конституции Российской Федерации);
выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
выборы депутатов представительного органа и главы муниципального образования - представительным органом муниципального образования.
В некоторых случаях, например, при проведении повторных выборов, законом решение о назначении указанных выборов возлагается на соответствующую избирательную комиссию.
День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом, днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта, а в некоторых случаях - второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов. Исключением из этого правила являются случаи, прямо указанные в законе.
Например, в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления или депутатов представительного органа, в результате чего данный представительный орган становится неправомочным, выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Кроме того, в год проведения выборов Депутатов Государственной Думы очередного созыва, в некоторых случаях выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборы органов местного самоуправления проводятся одновременно с указанными выборами.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. В таких случаях выборы назначаются на первое воскресенье марта. Аналогично решается вопрос при назначении выборов на октябрь.
Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Правовые гарантии назначения выборов
Действующее законодательство определяет систему организационно-правовых гарантий назначения выборов.
Федеральный закон об основных гарантиях определяет помимо общего и особый порядок назначения выборов. Этот порядок уточняется в нормативных правовых актах о конкретных выборах, в них закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которых возложена конституционно-правовая обязанность назначения выборов, в случае если их не назначит уполномоченный на то орган. К ним относятся избирательные комиссии.
Так, согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона об основных гарантиях если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит в предусмотренные сроки выборы, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствуют, выборы федеральных органов государственной власти назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации - региональной избирательной комиссией, выборы органов местного самоуправления - муниципальной избирательной комиссией. При этом в первых двух случаях выборы назначаются в срок не позднее чем за 80 дней до дня голосования, а в третьем - не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения пятидневного срока на официальное опубликование решения о назначении выборов.
Рассмотрим действие данных правовых норм на конкретном примере - назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
Воспользуемся частью 2 статьи 6 Закона Краснодарского края О муниципальных выборах в Краснодарском крае, согласно которой днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, и предположим, что выборы депутатов представительного органа муниципального образования должны быть назначены на 12 марта 2006 года. Последний день, когда выборы должны быть назначены представительным органом - 21 декабря 2005 года. Если представительный орган не назначает выборы в указанный срок, их не позднее чем за 70 дней до дня голосования должна назначить муниципальная избирательная комиссия. Решение комиссии подлежит опубликованию в семидневный срок со дня истечения пятидневного срока, отведенного представительному органу для опубликования решения о назначении выборов, который истекает 25 декабря 2005 года. Следовательно, комиссия должна принять и опубликовать указанное решение не позднее 31 декабря 2005 года.
Назначение выборов в судебном порядке - крайняя мера. Но таким образом избирательное законодательство закрепляет один из элементов системы гарантий избирательных прав граждан на участие в свободных выборах, а именно: судебные гарантии.
Необходимо отметить, что в отличие от ранее действовавших правовых норм, суд не наделен правом назначения выборов. Но вместе с тем он занимает исключительно важное место в механизме обеспечения гарантий избирательных прав граждан, так как его решения являются обязательными для всех участников избирательного процесса.
С заявлением в суд о бездействии (уклонении от принятия решения) органа, уполномоченного назначит выборы, (избирательной комиссии) вправе обратиться избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также прокурор.
Рассмотрев указанное заявление, суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или региональную избирательную комиссию (в зависимости от уровня выборов) обязанность сформировать временную избирательную комиссию, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.
Заключение
В заключение данной темы следует отметить, что назначение выборов - одна из основных стадий избирательного процесса. По существу это отправной момент избирательной кампании, которая, как было ранее отмечено, начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Поэтому принципиально важно, чтобы выборы были назначены в установленные законом сроки. Это позволит и кандидатам, и политическим партиям и иным участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную кампанию, что в свою очередь повысит интерес к выборам избирателей и позволит рассчитывать на их явку в день голосования на избирательные участки.
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема признания выборов недействительными. Современным избирательным законодательством предусмотрено значительное количество оснований для признания выборов недействительными, серьезно изменился порядок отмены решений о результатах выборов. С каждым годом растет число обращений с соответствующими жалобами в суды. Для многих кандидатов, проигравших выборы, такого рода обращения превращаются в своеобразный способ продолжения избирательной кампании. Сейчас уже имеется достаточно обширная практика решения этих вопросов избирательными комиссиями и судами. С учетом ее можно сделать выводы об оправданности существующего порядка признания недействительными итогов голосования и результатов выборов.
Нынешняя практика признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, а равно отмены решений избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов убедительно доказывает: чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан при подведении итогов голосования, определении результатов выборов, требуются весьма существенные изменения в законодательстве. Назовем важнейшие из этих мер.
В законодательстве и прежде всего в Федеральном законе Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должны быть установлены четкие критерии признания недействительными итогов голосования. В настоящее время это самый уязвимый момент во всей конструкции пересмотра итогов голосования, результатов выборов. Без объективных (количественных и качественных) критериев признания недействительными итогов голосования возможно аннулирование результатов волеизъявления по избирательному участку на основе единичных незначительных нарушений избирательного законодательства, которые никоим образом не повлияли и не могли повлиять на результаты выборов.
Следует однозначно определить, что признание выборов недействительными, отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов, признание недействительным избрания кандидата (списка кандидатов) возможны только в случае, если допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Сейчас в соответствии с Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации признание выборов недействительными, отмена решения о результатах выборов возможны и в случае, когда признаны недействительными итоги голосования более чем на одной четверти избирательных участков. Последнее основание аннулирования результатов выборов нередко рассматривается в правоприменительной практике как самодостаточное, действующее наряду с первым основанием (невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей). Игнорирование качественных оценок допущенных нарушений избирательного законодательства, невыяснение степени их влияния на результаты волеизъявления граждан при автоматической отмене результатов выборов на основании, недействительности итогов голосования на четвертой части избирательных участков создает почву для манипулирования результатами волеизъявления избирателей. Это тем более очевидно при отсутствии в законодательстве объективных критериев отмены итогов голосования.
При решении судами дел об отмене результатов выборов учет разницы голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов (а равно и по позиции против всех кандидатов), создает объективные предпосылки для выяснения возможности или невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Для признания выборов недействительными, отмены решения о результатах выборов требуется доказать, что имевшиеся нарушения повлияли на волеизъявление избирателей таким образом, что и с учетом имеющейся разницы голосов невозможно с достоверностью определить его результаты. Только такой подход к решению этих вопросов в законодательстве и в правоприменительной практике способен защитить право каждого избирателя на то, чтобы в результатах выборов был обеспечен учет его голоса.
Библиографический список
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г. (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 679) // Российская газета, N 111, 14.06.2001.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ) // Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ // Российская газета, N 241, 25.12.2002, Парламентская газета, N 242-243, 25.12.2002, Собрание законодательства РФ, N 51, 23.12.2002, Приложение к Российской газете, N 3, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, N 36, 21.12.2002
4. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.1.2003 N 19-ФЗ // Российская газета, N 6, 16.01.2003, Парламентская газета, N 8-9, 16.01.2003, Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 13.01.2003, Приложение к Российской газете, N 4, 2003 год
5. О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 10 февраля 2000 г. N 9-625 (в ред. законов Красноярского края от 12.07.2000 N 11-865; от 25.09.2000 N 12-890; от 01.02.2002 N 1-28) // Красноярский рабочий N 39, 02.03.2000.
6. О выборах губернатора Красноярского края: Закон Красноярского края от 22 сентября 1997 года N 15-569 (в ред. законов Красноярского края от 29.06.1999 N 7-416; от 06.05.2002 N 2-221) // Красноярский рабочий N 203-204, 26.10.97.
7. О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края: Закон Красноярского края от 17 июля 2001 года N 15-1423 // Красноярский рабочий, N 139, 31.07.2001, N 140, 01.08.2001, N 141, 02.08.2001.
8. О жалобах Л.А. Борисовой, Т.И. Горячевой, М.Ю. Кулева, В.С. Романенко, В.А. Юденко на решение Избирательной комиссии Красноярского края от 3 октября 2002 года N 574 Об определении результатов выборов губернатора Красноярского края: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 октября 2002 года N 160/1400-3 // Российская газета, N 191, 9.10.2002.
Специальная литература:
9. Бабич М.Д. Проблема достоверности итогов выборов // Вест. Моск. ун-та. Сер.18: Социология и политология. - 20003. - N4. - С.90-98.
10. Баглай М.В. Конституционное правосудие и избирательный процесс // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999) / Авт. концепции и сост. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, Б.А. Страшун/ Отв. ред.А. А. Вешняков; Центр. избират. комис. Российской Федерации. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - С.6-7.
11. Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник С. - Петербургского ун-та. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. № 4. С.93-101
12. Бурмистров Л.В. Выборы в странах СНГ: некоторые итоги и уроки для России // Политолог: взгляды на современность. - 2003. - N6. - С.146-158.
13. Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установление результатов выборов и их опубликование // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. - С.390-408.
[i] См. об этом подробнее: Бабич М.Д. Проблема достоверности итогов выборов// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. - 1998. - N4. - С. 90-98; Баглай М.В. Конституционное правосудие и избирательный процесс// Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999)/ Авт. концепции и сост. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, Б.А. Страшун/ Отв. ред. А.А. Вешняков; Центр. избират. комис. Российской Федерации. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - С. 6-7; Белкин А. А. Избирательный процесс // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. № 4. С. 93–101; Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установление результатов выборов и их опубликование// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Изд-во НОРМА, 1999. - С. 390-408; Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. д.ю.н. Ю.А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 288 с; Кукушкин М. И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса // Выборы и референдумы. 1998. № 1. С. 14–19; Хрусталев Е. Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 32–35; Шергин В.П. О законодательных особенностях установления результатов выборов глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации// Вест. Центр. избират. комис. Российской Федерации. - 1997. - N2. - С. 102-111.
[ii] Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края: Решение избирательной комиссии Красноярского края от 29 сентября 2002 года // Законодательство Красноярского края и Красноярска. Правовая система «Кодекс».
Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края: Решение избирательной комиссии Красноярского края от 30 октября 2002 года // Законодательство Красноярского края и Красноярска. Правовая система «Кодекс».
[iii] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ) // Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003.