Особенности таможенных платежей

СОДЕРЖАНИЕ: Порядок исчисления таможенных платежей. Описание критериев, предъявляемых к банкам и иным организациям для принятия решения о включении их в реестр ГТК России в качестве гарантов. Особенности метода определения ТС по цене сделки с ввозимыми товарами.

Содержание

Содержание

1. Порядок исчисления таможенных платежей

2. Критерии, предъявляемые к банкам и иным организациям для принятия решения о включении их в реестр ГТК России в качестве гарантов

3. Сущность метода определения ТС по цене сделки с ввозимыми товарами

Список использованных источников


1. Порядок исчисления таможенных платежей

таможенный платеж ввозимый товар

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части федерального бюджета. От того, на сколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.

Итак, к таможенным платежам относятся (п. 1 ст. 70 ТК ТС (также п.1 ст.318 ТК РФ)):

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы [1].

В соответствии с пунктом 2 ст. 318 ТК РФ - таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. (См. также раздел 2 ТК ТС ) Однако, п.2 ст. 70 ТК ТС устанавливает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 344 и 360 ТК ТС. (ст. 80 ТК ТС ) (также ст. 319 ТК РФ).

Согласно п. 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях:

- при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

- при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза;

- если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение [1].

Согласно п.2 ст.319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

- предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

- общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

- до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.

В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;

- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;

- возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов [1].

Кроме того, п.3 ст. 319 ТК РФ устанавливает, что в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории без обязательства об обратном ввозе, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается:

- со смертью физического лица - плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- с ликвидацией организации - плательщика таможенных пошлин, налогов [1].

Согласно п.4 ст.319 ТК РФ, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для лиц, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 319 ТК РФ, не влечет прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для лиц, несущих с указанными выше лицами солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК РФ, а также для лиц, указанных в пункте 4 статьи 320 ТК РФ.При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В соответствии со статьей 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов [1].

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 ТК ТС определяются законодательством государств - членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства - члена таможенного союза.

Также, согласно пункту 1 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При этом уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС является условием выпуска товаров, если содержание таможенной процедуры предусматривает необходимость их уплаты [1].

В соответствии с пунктом 2 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным законодательством. Иным случаем, например, является установленный статьей 312 Таможенного кодекса Российской Федерации срок уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом. В отношении указанных товаров не менее 50 процентов суммы вывозных таможенных пошлин уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин - не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного Таможенным кодексом для завершения действия изменяемой таможенной процедуры.

В соответствии с пунктом 4 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары. В соответствии с пунктом 5 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации при нарушении требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с Таможенным кодексом влекут обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

При этом, исходя из положений подпункта 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, в случае несоблюдения положений Таможенного кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных Таможенным кодексом для применения таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенной декларации.

2 Критерии, предъявляемые к банкам и иным организациям для принятия решения о включении их в реестр ГТК России в качеств е гарантов

В качестве обеспечения уплаты таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, а также соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации используются банковские гарантии банков и иных кредитных организаций (далее - банки), а также страховых организаций, включенных в реестр.

Порядок принятия и учета банковских гарантий таможенными органами утверждается ГТК России [2].

Вопрос включения банка или иной организации (заявителя) в реестр ГТК России рассматривает на основании заявления, составленного по установленной форме, подписанного руководителем и главным бухгалтером и заверенного печатью.

Общий срок рассмотрения заявления не должен превышать четырех месяцев.

Решение о включении банка или страховой организации в реестр принимает Комиссия, исходя из ряда критериев, определяющих возможности заявителя осуществлять функции гаранта перед таможенными органами.

Основными критериями для принятия решения о включении банка в реестр являются:

а) наличие генеральной лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России;

б) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

в) зарегистрированный уставный капитал не менее 200 млн. руб.;

г) собственные средства (капитал)не менее 1 млрд. руб.;

д) отсутствие убытков в течение последнего календарного года;

е) сумма собственных средств (капитала) на последнюю отчетную дату - не менее уставного капитала;

ж) соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года;

з) финансово-экономическое состояние банка достаточно устойчиво для осуществления деятельности в качестве гаранта [2].

Основными критериями для принятия решения о включении филиала банка в реестр являются:

а) филиал внесен в Книгу государственной регистрации кредитных организаций:

б) положение о филиале предусматривает выдачу филиалом банковских гарантий.

Основными критериями для принятия решения о включении страховой организации в реестр являются:

а) наличие действующей постоянной лицензии Минфина России на право проведения страховой деятельности по видам страхования ответственности, применяемым в таможенном деле;

б) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

в) зарегистрированный уставный капитал не менее 500 млн. руб.;

г) отсутствие убытков в течение последнего календарного года;

д) фактический размер свободных активов на последнюю отчетную дату не менее их нормативного размера;

е) стоимость чистых активов по окончании последнего отчетного периода не ниже размера оплаченного уставного капитала;

ж) характер и направления деятельности страховой организации отвечают потребностям таможенных органов в управлении рисками;

з) финансово-экономическое состояние страховой компании достаточно устойчиво для осуществления деятельности в качестве гаранта [2].

3 Сущность метода определения ТС по цене сделки с ввозимыми товарами

Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары в зависимости от условий платежа, которые оговариваются в контракте. В цену входят затраты на производство, на контейнеры, страхование, упаковку и т.п. + транспортные расходы + % прибыли.

Этот метод не может быть использован, если:

а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар;

б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

в) данные, использованные декларантом при заявлении ТС, не подтверждены документально;

г) когда участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и это повлияло на цену товара [3].

В соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе (ст. 18) основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза) - ст. 19 Закона РФ О таможенном тарифе.

На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки. Согласно ст. 19 Закона РФ О таможенном тарифе При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации: - стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; - страховая сумма;

б) расходы, понесенные покупателем:

- комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров:

- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;

- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;

- материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров(смазочных материалов, топлива и других);

- инженерной про работки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации [4].

Эти расходы должны быть добавлены к цене. На практике такая поправка к цене получает отражение в специальном разделе декларации таможенной стоимости в виде соответствующего дополнительного начисления. Однако данные поправки или доначисления к цене должны производиться лишь при условии, что:

а) эти расходы или платежи действительно имеют место и, следовательно, подтверждаются документально, т.е. они должны выполняться на основе объективных и подлежащих количественной оценке данных. Если определение этих данных не представляется возможным, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1;

б) эти платежи еще не включены в цену товара;

в) эти платежи оплачиваются покупателем.

Одновременно декларантом могут быть указаны подлежащие исключению из цены сделки суммы расходов, фактически понесенных за операции по доставке товара после ввоза на таможенную территорию РФ, т.е. от места ввоза до места доставки товара, при наличии документального подтверждения этих расходов [4].

Закон Российской Федерации О таможенном тарифе определил также, что метод 1 не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений:

- установленных законодательством РФ;

- географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияющих на цену товара;

б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

При осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость:

- учредительные документы декларанта;

- договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;

- биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;

- транспортные (перевозочные) документы;

- страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;

- счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;

- копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и/или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);

- другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости [4].

В случае необходимости таможенным органом могут быть затребованы следующие дополнительные документы:

- контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

- счета за платежи третьим лицом в пользу продавца;

- счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;

- бухгалтерская документация;

- лицензионные или авторские соглашения;

- экспортные (импортные) лицензии;

- складские квитанции;

- заказы на поставку;

- каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм изготовителей;

- калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма со гласна ее предоставить российскому покупателю);

- другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости [5].

При рассмотрении документов, предъявленных в подтверждение таможенной стоимости, необходимо с особой тщательностью проверить соответствие взаимосвязанных показателей различных документов. При выявленном несоответствии между данными, содержащимися в представленных документах, 1-й метод не может быть применен.

Для того чтобы было возможным использование документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость, эти документы должны содержать:

- подробные реквизиты продавца и покупателя;

- условия поставки;

- перечень товаров с указанием по каждому из них цены за единицу товара и общей стоимости товара;

- необходимые подписи и печати;

- реквизиты контракта, к которому они относятся;

- при наличии скидок по условиям контракта, они должны быть указаны в контракте и в счете-фактуре, с указанием условий их предоставления [5].

Кроме этого в контракте и (или) в приложениях к нему, являющихся его неотъемлемой частью, также должны иметься данные о:

а) характере сделки (т.е. является ли рассматриваемая сделка сделкой купли-продажи, консигнационным соглашением (товарным кредитом), договором комиссии, аренды и т.п.);

б) условиях поставки товара;

в) перечне ввозимых товаров на ассортиментном уровне;

г) объеме (количестве) ввозимого товара;

д) цене за единицу товара (в валюте контракта) и общей сумме контракта;

е) требованиях к его качеству;

ж) установленном порядке предъявления претензий в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям контракта;

з) порядке и месте разрешения разногласий между продавцом и покупателем (арбитражные условия);

и) условиях и сроках платежа [5].

Список использованных источников

1 ТН ВЭД РФ от 01.01.2010 (в ред. Решения Комиссии Таможенного союза №369)

2 Приказ ГТК РФ 392 от 22.04.02 «Об утверждении правил ведения реестров банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами»

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1992 г. №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»

4 Маховикова Г.А. Внешнеэкономическая деятельность / Г.А. Маховикова. – М.: «Эксмо», 2009. – 319 с.

5 Новиков П.И. Внешнеэкономическая деятельность / П.И. Новиков. – М.: «Юнити», 2007. – 800 с.

Скачать архив с текстом документа