Особенности цивилизации Древнего Рима

СОДЕРЖАНИЕ: Причины и условия, обуславливающие развитие Древнего Рима. Исторические предпосылки возникновения и развития государства в Древнем Риме. Основные аспекты возникновения и эволюционного усложнения Римской рабовладельческой республики.

1. Причины и условия, обуславливающие развитие Древнего Рима

История Древнего Рима, как государственного образования, обусловлена благоприятным географическим и климатическим положением. Прежде всего надо отметить расположение Апеннинского полуострова. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины, на севере и юге примыкая к западной части побережья, в сред ней части - к восточной.

Принято условное разделение территории Италии на три части: Южная объединяет провинции Апулия Базиликата, Калабрия и о. Сицилия; Средняя включает Этрурию (совр. Тоскана), Лаций, Кампанию; Северная часть - это материковые земли. Собственно Италией греческая традиция называла лишь юг Апеннинского полуострова, пока в III в. до н.э. это название не присвоили всему полуострову. Средиземное море, омывающее берега Апеннинского полуострова также разделено, С запада полуостров омывается Лигурийским и Тирренскими морями, с юга - Ионическим. На востоке расположено Адриатическое море.

Климатические условия благоприятны. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории переходит в жаркий на юге. Сравнительная характеристика плодородных земель свидетельствует о большей территории таких земель, чем в тогдашней Греции. И безусловно, уступает условиям плодороднейшего Двуречья. Количество осадков более всего перепадает на север Италии, долину р. По и среднюю часть. Плодородием отличались земли по побережью. Нововведения хозяйственной жизни, такие как создание системы сточных каналов, помогло преодолеть заболоченность земель и включить большую часть таких земель в комплекс продуктивного земледелия.

И климатические и географические данные объясняют причины заселения Италии еще во времена палеолита и неолита. Известна здесь и энеолитичсская культура (до П тыс. до н. э.) в южной части. На севере и юге обитали носители богатой культуры, знавшие бронзу и селившиеся террамарами, поселениями свайного типа.

Традиционными полезными ископаемыми древней Италии были породы строительного камня, в том числе и мрамор, глина для изготовления гончарных изделий. Этрурия была местом добычи металлических руд, в основном меди и железа.

Таких важных хозяйственно-экономических условий как субтропический климат и связанных с ним богатых плодородных земель, разнообразного животного и растительного мира было недостаточно для формирования развитой системы земледелия как условия для перехода к товарному типу хозяйства. Это отставание сказывалось и на дороговизне необходимых сельскохозяйственных орудий труда и привело к более позднему складыванию классовых обществ в сравнении с другими очагами цивилизаций. На рубеже II и I тысячелетий до н.э., с успешным освоением железных сельскохозяйственных орудий наступает железный век. Это кардинально влияет на развитие этнической картины расселения племен по всему Апеннинскому полуострову. Пути миграции пролегали через Альпы и Адриатическое море.

Индоевропейские племена италиков селились периодически по всему Апеннинскому полуострову. К италикам относились латины (область Лаций), оски (область Кампания) и умбры (область Умбрия в Средней Италии). К италикам примыкали саббельские племена в верхней части бассейна р. Тибр. Группа этих племен включала и сабилян, которые, ассимилировав осков, составляли этническое образование салепитов. Проникновение этих племен в Италию относят к 1 тысячелетию до н. э. и напоминают они племена из ареала унетицкой культуры эпохи бронзы.

Этническую карту Италии составили также иллирийские племена (япиги в Апулии, венеты в восточной части Северной Италии и др.). Гипотетичны представления о древнейшем населении Апеннинского полуострова. К этой, древнейшей ветви относят лигуров в западной части Северной Италии, сиканов в Сицилии и сикулов (легендарных “шакалаша” из египетских источников). Последние, видимо, составляли коренное население Южной Италии.

Научно не обоснована еще этническая принадлежность племен, которых латинская традиция называет этрусками (тусками). Область их проживания называлась Этрурией и располагалась в Тоскане (севере запад Апеннинского по луострова). Одна из гипотез о происхождении этрусков свидетельствует, что это выходцы с Востока. Временем их возвышения и могущества в Средней и Северной Италии называют VII - VI вв. до н. э.

Италийские племена несли с собой язык, относящийся к индоевропейской семье. Венеты, возможно говорили на языке, близком латинскому. Пеласги (так греки называли пегреческос население восточной части Средиземноморья) имели язык, близкий фракийскому. Иллирийцы также говорили на индоевропейском языке.

2. Исторические предпосылки возникновения и развития государства в Древнем Риме

Античные историки считали, что города создаются или героями, или 6oгами. Согласно легенде, Рим был основан Ромулом в 753 г. до н. э. Этот миф, однако, соответствует реальным историческим событиям: первые поселения на холме Палатин возникли именно в это время. Поначалу это были скромные хижины. Столетие спустя, когда Этруия была в апогее своего развития, Рим воспользовался ее влиянием и утвердился как могущественный город. С самого рождения братьям-близнецам Ромулу и Рему была предначертана сплавная судьба: они ведь были потомками Энея, сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери Нумитора, царя города Альбы. Но младший брат Нумитора, Амулий, отнял власть у старшего брата и избавился от близнецов. Он при казал положить их в корзину и бросить в воды Тибра. Ромул и Рем не утонули, а корзину вынесло к отмели у подножия горы Палатин. Там их крик услышала волчица - животное, преданное Марсу. Она накормила мальчиков своим молоком, а вскоре некий пастух подобрал их. Возмужав, братья вернули трон Нумитору, а затем решили заложить новый город и с ожесточением стали оспаривать друг у друга право считаться его основателем. Предзнаменования указали на Ромула. Он назвал новый город в свою честь Римом и убил Рема за то, что тот пересек священную границу будущего города, вспаханную плугом.

Ромул, основатель города, принимал к себе всех - бродяг, разбойников, изгоев - в память о том, что он и сам когда-то скитался. Город разрастался, могущество его крепло. Необходимо было обеспечить его будущее... Римляне не раз прибегали к хитростям: об этом говорит и эпизод похищения сабинянок, из-за чего началась война между двумя народами. Ромул одержал победу, убив на поединке вражеского царя Акрона. С тех пор римляне и сабиняне составили единый народ. В 715 г. до н.э. Ромул исчез: внезапно налетевший смерч вознес царя на небо, где он стал богом Квирином, покорителем землепашцев.

Позже римляне соглашались с тем, что это всего лишь легенда. Они и сами понимали, что смертные не рождаются от бога, а история с волчицей - просто выдумка. Но людям нравилась красивая легенда об основателе их города, и они запечатлели ее в многочисленных надписях и про изведениях искусства. Легенда также гласит, что предком римского народа был троянский герой Эней, который покинул свой город, разрушен- ный греками. После долгого и опасного плавания по Среди- земному морю Эней со своими спутниками вступил на землю Лациума. Взяв в жены дочь царя Лати на Лавинию, он основал город Лавиний. Сын Энея Асканий основал еще один город - Альбу, где столетие спустя родились Ромул и Рем.

При всей своей легендарности история основания Рима достаточно типична. Примерно такие же мифы существуют и у других народов: чудом спасшиеся из водной пучины наследники трона; вскормленные волчицей дети; враждующие между собой братья...

В этом рассказе есть и доля истины. На горе Палатин - именно там, где Ромул вспахал линию будущих городских укреплений, во время археологических раскопок удалось обнаружить остатки хижин, построенных между 800 и 700 гг. до н.э. Это значит, что люди обосновались здесь еще в те времена, когда Рим был всего лишь маленькой деревушкой.

Новые поселения появлялись на окрестных холмах. Их население крестьяне - занималось возделыванием земли. Но расцвет Рима начался лишь в 700 - 650 гг. до н.э., когда все эти поселения объединились под единым началом и составили город. Археология помогает нам проследить все фазы этого развития. Благодаря осушению болотистая низина, которая простиралась между холмами и служила кладбищем, стала к 659 г. до н.э. пригодной для жилья. Отныне эта территория стаяла служить для жителей семи холмов местом собраний - форумом: сюда приходили, чтобы решать политические дела и проводить религиозные обряды.

Культовые сооружения и царский дворец были построены в 600 г. до н.э. Архаический храм свидетельствует о влиянии этрусских царей которые сделали из Рима город, достойный своего имени, украсив его памятниками и снабдив укреплениями: ведь города Лациума постоянно воевали друг с другом. Одному из этрусских царей, Сервию Туллию, приписывают строительство мощной укрепленной городской стены. До наших дней сохранившись лишь некоторые ее следы, скрытые Стеной Сервия. Совсем недавно, в 1988 г., на границе форума была обнаружена крепостная стена, построенная в VIII веке до н.э., чтобы оградить священное пространство города вокруг Палатина. В древнюю эпоху благодаря этрускам город богател и устанавливал торговые связи с внешним миром. Рим, куда заморские купцы привозили товары из Греции и с Востока, вскоре стал крупнейшим городом центральной Италии.

В то время как греки создали демократию, римляне, изгнав этрусских царей, решили установить такую политическую организацию, в которой власть принадлежит народу, но осуществляется через его представителей, т.е. республику (от латинского “рес публика” - “общее дело”). Управление было доверено магистратам, избиравшимся на один год: квесторы ведали финансами; эдилы инспектировали сооружения, отвечали за снабжение города и проведение игр; преторы руководили судом; на вершине иерархии находились два консула.

Утверждение республиканского строя происходило постепенно и иногда ценой серьезных конфликтов: так, семьи, представители которых могли претендовать на звание консула в первые годы существования республики, очень быстро составили касту патрициев. Патриции стремились властвовать в государстве. В ответ на это плебеи, к которым относился остальной народ, решили уйти на гору Авентин: патриции вынуждены были пойти на уступки, и тогда народ получил своих магистратов-трибунов. На ассамблеях, называемых комициями, собирался весь римский народ - и патриции, и плебеи. Не допускались туда лишь женщины. Комиции принимали законы и ежегодно выбирали магистратов. Значительная доля власти находилась в руках сената, состоявшего из трехсот членов - выходцев из аристократии, людей с огромным авторитетом, среди которых были и бывшие консулы.

Легко узнаваемые по тогам, окаймленным широкой пурпурной полосой, сенаторы обязаны были воздерживаться от коммерческой деятельности. Заседая в здании курии, расположенном в центре города, сенаторы определяли бюджет государства, устанавливавши, сколько легионеров нужно было набрать на службу, принимали иностранных послов, объявляли войну и подписывали мирные договоры. Они рассматривали проекты всех законов прежде, чем вынести их на народное голосование. Как и в комициях, на заседании сената председательствовавшие по очереди высшие магистраты-консулы. Консулы выбирались на народных собраниях; для решения вопросов о финансах или наборе в армию им требовалось согласие сената. Консулы обладавши значительной самостоятельностью при ведении переговоров с иностранными державами и при командовании армией. Участвуя в военных компаниях, консулы часто бывавши далеко от Рима; в таких случаях сенат на какой-то срок назначал диктатора, заменявшего консулов, и обладавшего особыми полномочиями. Диктатора всегда сопровождал всадник.

3. Основные аспекты возникновения и эволюционного усложнения Римской рабовладельческой республики

История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи.

Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от “сенекс” - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.

Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью “римского народа”.

Вместе с тем было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов.К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тысяч ассов, к третьему - в 50 тысяч ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тысяч ассов (18 центурий).Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30.

Одну единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского “пролес” - потомство: те, у которых нет ничего, кроме детей).В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Разряды поделили на неравное число центурий. Всадники и самые богатые имели 98 центурий (18+80) из 193, то есть располагали абсолютным большинством. Если эти центурии выступали совместно, мнение остальных не имело значение. Голосование прекращалось, как только солидарно высказывались первые 98 центурий. Во всем этом виден тонкий политический расчет, великолепное понимание действительных целей создающейся государственной организации.

Город был разбит на четыре территориальных округа -трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Старые роды и курии потеряли прежнее значение. Вместе с ними уходил в прошлое первобытнообщинный строй.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Но до уравнения с патрициями было еще далеко. Потребовалось, по крайней мере, два столетия, чтобы допустить плебеев к завоеванной земле, к замещению должностей, к выработке законов, к браку с патрициями и патрицианками,

Заслуживает особого упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю, Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га).

Так, не скоро и цепляясь за прошлое, сходит со сцены родовой строй и возникает разумно устроенное государство.

Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы.

Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким.

По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия “гражданского”, то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец - и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца.

Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины “вследствие присущего им легкомыслия” не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни.

Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делан семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города - с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино.

По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами.

В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор.

В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов - право квиритское и право перегринское.

Перегринское право стало называться со временем “правом народов” - “jus gentium”. Было бы ошибкой видеть в нем международное право. Это тоже римское право. Но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Активным творцом jus gentium был особый чиновник, то есть уже упомянутый выше перегринский претор (с 242 г. до н.э.).

Начиная с IV-Ш веков до н.э. основным работником в Риме становится раб. Труд его широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов много, и каждая новая война пополняет их число. Но чем большим становилось их значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение.

По официальной теории, человек умирает в рабе. Возникает “говорящее орудие”, вещь. Соответственно этому раб не имеет ни семьи, ни собственности. Дети, прижитые им от рабыни, принадлежат господину - они его рабы. Все, что ни приобретает раб - работой, находкой, дарением, - точно так же собственность хозяина.

В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивал определенную сумму денег (в возмещение вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков.

Как и в Афинах, допрос раба производился только под пыткой. Если случалось, что раб умирал при этом, господин мог требовать возмещения от того, кто требовал допроса.Господину не воспрещалось убийство раба. Закон относился к этому так же, как к убийству животного. И во всем остальном, как скажет известный римский юрист Гай, закон “приравнивает к нашим рабам тех четвероногих, которые считаются домашним скотом”.

Самым ужасным было положение рабов, отданных в рудники. Здесь царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

В конце VI века до н.э., последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти римской республики был сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным.

Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.

По традиции, сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания “не соответствуют интересам Рима”, он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей.

Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов. По этому поводу известный французский мыслитель XVIII века Кондорсэ пишет: “Сенат, эксплуатировавший уважение народа к старым учреждениям, скоро понял, что привилегия толковать законы почти равносильна праву создавать новые, и он пополнился юристами”. Кондорсэ справедливо замечает. что юриспруденция является единственной новой наукой, которой мы обязаны римлянам, и возникновение этой науки связано с правом толкования закона .

В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий - 6 месяцев.

В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну, Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристократической. И это соответствует действительности.

Но тем самым по форме правления римская республика отличается от демократической афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства, его торговли. Вплоть до ГО века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали благоприятные обстоятельства, в особенности войны.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. В этой же связи нельзя не отметить право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными.

Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование.

Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря. эпилептический припадок и пр.).

Число центурий с течением времени было увеличено, и в III веке до н.э., их было уже 373... Объясняется это главным образом приростом населения (центурии были одновременно и военными единицами). Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий.

Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников - магистратов - республики: консулов. преторов, цензоров и др.

Резко возросло и количество триб. Вместо четырех их стало 35. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Свое происхождение собрания триб ведут от плебейских сходок. Первоначально на них присутствовали главным образом плебеи. С увеличением роли этих собраний в них стали принимать участие и патриции.

Когда гражданина приговаривали к смерти, он мог апеллировать к центуриатным собраниям, если же наказанием являлся денежный штраф, можно было обращаться к собраниям триб.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления.

Круг деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги.

Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше).

И те и другие обладали властью “cum imperium”. С этим связывалось раньше всего командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

В знак особого почета консулов и преторов сопровождала постоянная вооруженная свита: консула - 12 ликторов, претора - 6.

Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.

В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями. Каждый делал свое дело, как находил это нужным. Тем более что все они несли ответственность перед одной и той же властью - народным собранием.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Сенат, защищая богачей, пишет Плутарх, вступил в столкновение с народом, требовавшим ликвидации долговой кабалы. Залогами и распродажами ростовщики разоряли людей среднего достатка, а бедных хватали и сажали в тюрьму. Народ, храбро сражавшийся в сабинскую войну, возмутился. Когда неприятель, воспользовавшись смутами, двинулся к городу и консулы призвали граждан к оружию, никто не явился. Сенат заседал неоднократно, но так и не принял решения. Тогда бедняки неожиданно выселились на Священную гору, угрожая вовсе уйти из Рима. Сенат послал к ним для переговоров Менения Агриппу, который под конец рассказал притчу 0 том, как однажды все части тепа ополчились против желудка, обвиняя его в тунеядстве. “Но желудок, - сказал Менений, - только посмеивался над их невежеством: им было невдомек, что, один принимая всю пищу, он затем возвращает ее назад, распределяет между всеми остальными”. Хитрый сенатор уподоблял сенат желудку и настаивал на примирении Но он добился его не ранее, чем была учреждена особая магистратура - народный трибунат.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев.

Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег.

Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима - братьев Тиберия и Гая Гракхов.

Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (не говоря уже о рабах) в армию не допускались.

Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С конца V века до и. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще на долгое время римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам.

Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию.

Завоеванные Римом внеиталийские земли - провинции -управлялись назначенными из Рима магистратами. Ими являлись обыкновенно бывшие консулы и преторы.

Экспроприация провинциальных земель и тяжелые налоги обогащали римскую знать и римскую казну. Поборы, взятки и вымогательства обогащали чиновников.

Руководящим принципом римской политики в отношении завоеванных территорий было знаменитое “разделяй и властвуй”. Предоставляя привилегии некоторым провинциям, натравливая один народ на другой, Рим научился подавлять одни провинции с помощью других провинций. И внутри захваченных стран подачками и преимуществами Рим привлекал на свою сторону одних, чтобы с их помощью подавлять других.

4. Особенности развития римской цивилизации

Во II веке до н.э., после победы над Карфагеном и Македонией, римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. Завоеванные страны стали неисчерпаемым источником рабов. Сотни тысяч их были проданы за бесценок в земледельческие поместья новой римской знати - сословия нобилей. Принадлежали к этому сословию только те, чье имущество оценивалось не меньше чем в один миллион сестерций.

Рост числа крупных поместий (латифундий) сопровождался прямо противоположным процессом разорения римского крестьянства. Оно не выдерживало конкуренции дешевого рабского труда. Не имея доступа к новым земельным фондам, оно задыхалось от малоземелья, порожденного дроблением участков между наследниками, а еще больше грабежом и захватом их земель богатыми. Оно задыхалось и в тисках кабальных займов.

Неизбежным результатом этого процесса было крайнее обострение борьбы между мелким и крупным землевладением. Кульминацией борьбы стали реформы братьев Гракхов.

В 133 году до н.э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, - 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.

Но одной земли было мало. Крестьяне нуждались в скоте, инвентаре, семенах. Нужны были деньги, но они находились в распоряжении сената. Между тем именно сенат, выражавший интересы нобилей и состоявший из последних, оказывал упорное сопротивление реформе.

Тиберию, проведшему закон через народное собрание, пришлось трижды нарушить римскую конституцию. Он потребовал смещения своего коллеги народного трибуна Октавия, наложившего вето на законопроект о земле. Это требование было удовлетворено. Он потребовал, чтобы народное собрание само решило вопрос о субсидиях, необходимых для осуществления земельной реформы. И эта мера была осуществлена. Оставалось последнее - добиться переизбрания на новый срок. Народ стоял на стороне Тиберия. Тогда сенат, обвинив Тиберия в том, что он стремится к единоличной диктатуре, и выставив себя в качестве поборника демократии, организовал убийство народного трибуна.

Со смертью Тиберия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществление реформы было фактически приостановлено.

Новый подъем движения связан с именем Гая Гракха. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было проведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр. Деятельность Гая была прервана его трагической смертью. Сенат снова торжествовал победу.

Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что, по старинной традиции, римская территория считалась общественной собственностью. Поэтому были возможны ее переделы. Чтобы навсегда покончить с подобного рода проектами, законом III года до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

В сложных условиях гражданских междоусобиц и войн, наполнивших историк) 11 и 1 веков до н.э., военное ополчение становится ненадежным. К тому же резко уменьшилось число тех земельных собственников, которые поставляли его основные контингенты. При консуле Марие (1 в. до в. а.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской републиканской демократии.

История римской армии является, быть может, самым наглядным свидетельством коренных изменений, происходивших в римском обществе. И дело не только в ее организации, условиях комплектования и пр., хотя и это, конечно, очень существенно.

В римской армии впервые (со смертью Цезаря) было признано право обладания недвижимой собственностью за лицами, не имеющими статуса paterfamilias. В римской армии получает свое начало цеховой строй, расцвет которого приходится на эпоху феодализма: это корпорация военных ремесленников. Здесь же, как, впрочем, и во многих других армиях древности, впервые были применены машины и иные новшества, получает особое развитие разделение Труда и т. д. Перерождение римской армии означало перерождение всей римской общественной и государственной структуры, конец старой римской республики.

В 82 году до н.э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Диктатура Суллы была бессрочной. Сулла присвоил себе полномочия издавать законы. Он предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний. Трибуны были лишены политических функций.

Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н.э.).

В середине 1 века до н.э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом по одному из титулов первого лица в государстве - римского императора - принцепса.

Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают обыкновенно с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа (27 г. до н.э.-14 г. н.э.).

Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства.

Следует иметь в виду и то, что римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.

Пожертвовав исключительным положением “римского народа”, империя способствовала сплочению рабовладельческих элементов всех земель в один класс.

Собственно римские рабовладельцы стали его частью, хотя и особенной - руководящей.

Уже при Юлие Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Это дело продолжали его преемники. Наконец в 212 году н.э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций.

Порожденные разнообразными историческими обстоятельствами различия в положении свободных людей, установленные в Древний период, исчезают.

Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (1 в. до н.э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатые люди (минимальный ценз - 400 тысяч сестерций), поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов, как правило, средних землевладельцев.

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Император Август восстановил, в частности, закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме на расстоянии окрика в момент убийства их господина, независимо от того, причастны они к убийству или нет. Это один из наиболее отвратительных случаев использования объективного вменения. Закон не остался без применения. В одном случае, несмотря на широкое недовольство народа, сенат и император приказали казнить 400 человек. Римские юристы не скрывали причины этой гнусной меры: “Ни один дом не может быть иным способом обезопасен, как тем, чтобы страхом смертной казни принудить рабов охранять своего господина от опасности как со стороны домашних, так и со стороны чужих...”

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, остро ненавидящий своего хозяина-угнетателя, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал так, чтобы избежать бича. Всякое новое орудие оказывалось в его руках недолговечным. Ни одно усовершенствование не приносило достаточной пользы.

Понимая это, хозяева стали предоставлять рабам земельные участки - пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной.

Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант.

Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать, право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его внаем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все это было несовместимо с ведением самостоятельного хозяйства. Нужно было, наконец, оградить раба от злоупотреблений со стороны самого господина, поскольку и земля и сам раб были его собственностью.

Постепенно, медленно все эти интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.

Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс - превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика. Его общим названием становится колон. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления - с другой.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.

Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой и в то же время породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т.п.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 года н.э. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Всем этим было положено начало развитию феодальных отношений и переходу от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения феодально-зависимого человека, свободный крестьянин опускается до него. Господствующей формой крестьянского владения землей становится эмфитевтическая, то есть долгосрочная, а затем и наследуемая аренда господской земли. Из Италии она затем переходит в феодальные Францию, Германию, Польшу, западные области России.

К концу империи устанавливается запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, вводится облегченный порядок отпуска раба на волю.

Подобно колонам, прикрепляются к своим профессиям ремесленники. Возникают их наследственные корпорации (объединения).

5. Два периода эпохи Римской империи

Эпоху Римской империи принято делить на два периода -период принципата и период домината. Границей между ними служит III век н.э.

Принципат (от слова “принцепс”, как называли императора по его званию “первого сенатора”) сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам демократического управления была прикрытием произвола и самовластия.

Император - принцепс - соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, претора, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как консул и диктатор, он командует армией. Как претор, он осуществляет суд по гражданским делам. Как цензор, он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун - отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д.

Выбор членов коллегий зависит только от императора. Ни один из магистратов не решает чего-либо без доклада императору.

Компетенция народных собраний была ограничена делами самого города Рима, Собирались они редко.

Упадок собраний превращал сенат, по крайней мере в официальной теории, в единственный полномочный законодательный орган империи. Его постановления - сенатус-консульты - приобрели силу закона.

Действительное положение сената было иным. Законопроекты исходили от принцепса, и только его воля была источником законодательства. Сенат играл роль совещательного органа при императоре, но и в этой роли ему приходилось сносить неприкрытые унижения и вполне очевидное пренебрежение.

Римский писатель Светоний сообщает в биографии Августа как о достойном упоминания событии, что кто-то из сенаторов сказал во время речи императора: “Я бы тебе возразил, будь это возможно”.

В конце концов устанавливается правило, получившее официальное признание: “Что решил принцепс - имеет силу закона”.

Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор. Среди них особого упоминания заслуживают императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами.

Необычайное развитие получает финансовое ведомство, задачей которого было взыскание многочисленных имперских налогов и сборов - прямых и косвенных. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи. Никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства, грабившая и обиравшая народ.

Известный эпизод с налогом на уборные приходится на время императора Веспасиана (1 в. н. э,). Светоний рассказывает: “Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. “Нет”, - ответил Тит. - “А ведь это деньги с мочи”. Именно этот эпизод послужил поводом для поговорки “Деньги не пахнут”. Армия была наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье и по выходе в отставку земельный участок. Командный состав комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат мог дослужиться лишь до должности центуриона (командира роты).

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это - период домината (от “доминус” - господин). Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император.

Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре - орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики, - и ведомство финансовое.

Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаютсяяпривилегии. Они получают право на пенсию.

Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение всех средних веков. В особенности это сказалось на истории государственной власти во Франции, Германии, Испании, самой Италии. Созданнаяяв период империи терминология сохраняется до сих пор. Это же в значительной степени относится и к тому, что может быть названо делопроизводством. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т.д.

Многое принадлежит здесь эллинистической Греции и странам греческого мира вообще. Именно здесь возникают земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе, здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты “почетных граждан” и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. Здесь начинается практика разъездных судей и многое другое, с чем мы еще столкнемся в истории государства и права феодальной Европы и что в том или ином виде удержалось до сих пор.

В III веке н.э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

6. Заключение,

Раздираемая церковными спорами, бедневшая людьми и средствами империя не могла выдержать натиска варваров, который начинается с последней четверти IV века. Эти нашествия получили у историков Нового времени название “великого переселения народов”. В самом факте передвижения больших племен по Средней Европе не было ничего нового. Рим испытал целый ряд нападений с севера, начиная с нашествия кимвров и тевтонов. Переселения, начавшиеся в конце IV века, отличались лишь тем, что на культурные страны нагрянули особенно значительные по числу массы варваров; далее - тем, что переселявшиеся восточно-германские племена - готы, вандалы, бургунды, лангобарды, гепиды и др. забирались в самую глубину империи; наконец, тем, что переселенцы проходили огромные расстояния: так готы с берегов Балтийского моря прошли сначала в Черноморские степи, а потом с Днепра и Дуная прошли последовательно во всем трем южно-европейским полуостровам - Балканскому, Апеннинскому и Пиренейскому; вандалы из области Прикарпатской прошли через северную Италию, южную Галлию, Испанию, переправились в Африку, добрались до Карфагена.

Все беды, которые принесло с собой передвижение народов, обрушились на Рим и на западные области империи. Визиготы и бургунды сели в провинциях империи с согласия Рима в качестве “гостей и сотрапезников”, присоединившихся к римским владельцам земель и домов; в каждом владении пришельцу отводились две трети земли или дохода, одна треть оставалась старому владельцу (раньше, когда империя была сильна, пришлому варвару давали одну треть, а римский владелец сохранял две трети). Другие германцы, например, вандалы и франки, водворились без всякого соглашения. Но как те, так и другие сильно потеснили старых собственников. Вместе с разорением прежних землевладельцев пришли в упадок и города, где господа проживали большую часть года. У самих варваров не было никакого интереса к городской жизни: они селились в деревнях, продолжали ходить в своих овчинах; только те, кто был побогаче, выкрашивали тулуп в пурпурный цвет. Перемене владельцев нисколько не противились рабы, а также колоны, прикрепленные к господской земле крестьяне; скорее они были даже рады приходу варваров, так как это избавляло их от всех тягостей римского управления - от повинности чинить дороги, поставлять подводы, доставлять припасы в армию и платить налоги. И духовенство также не приходило в уныние от водворения германцев. Правда, варвары местами сильно пограбили ризницы в церквах, но зато епископы утешались тем, что у них прибавилась многочисленная паства, и притом такая, в которой они надеялись найти людей простых, со свежими чувствами, более доступных проповеди, чем утонченное, избалованное римское общество.

После Аттилы гуннская орда немедленно распалась. Его смерть не спасла, однако, Рима. Ничтожный император Валентиниан III, последний из рода Феодосия, убил Аэтия, которому он завидовал, собственной рукой, и за то был растерзан военной свитой Аэтия..

После этого в течение 20 лет сменилось несколько императоров, которые были вполне в руках варварских вождей германских, защищавших Италию. Все сношения метрополии с провинциями прекратились; римские гарнизоны, не получая жалования от казны, разбежались; по великолепным римским дорогам нельзя было ни ездить, ни возить товары из-за беспрерывных грабежей германских дружин, которые вырвались на волю после распадения царства Аттилы. В 475 г. один из варварских вождей, Орест, бывший секретарь Аттилы, женатый на знатной римлянке, возвел в сан императора своего малолетнего сына Ромула, в шутку прозванного Августулом, т.е. маленьким Августом. Солдаты, подчиненные Оресту, поняли это назначение в том смысле, что Италия обращается в германское королевство, и потребовали себе доли земель и доходов, подобно варварам, севшим в Галлии, Испании и на Дунае. Отказ Ореста повел к возмущению германцев; вождь восставших Одоакр, из племени ругиев (или скиров), убил Ореста, отправил маленького императора, носившего два знаменитых римских имени, на прожитие в Кампанию, на дачу, когда-то принадлежавшую Марию и Лукуллу, наделил германских воинов землей, а сам, в качестве германского конунга, сел в Равенне (476 г.); знаки императорского достоинства (пурпурную тогу и т.п.) Одоакр отослал в Константинополь. Десять лет спустя (486) Хлодвиг, вождь салических франков, завладел остатком римской провинции Галлии.

Эти события впоследствии историки Нового времени назвали падением Западной римской империи. Но современники не заметили в них чего-либо нового и решительного. Германцы уже в течение двух столетий служили империи, заполняли ее войско, получая в вознаграждение землю; в течение последних 100 лет их конунги возводились в сан консулов, патрициев, заменяли римских наместников. Никому не приходило в голову, чтобы империя могла прекратиться: в Константинополе оставался по-прежнему император. Восточный император считал себя теперь властелином всей Римской империи; он не имел только средств, чтобы отвоевать Запад.

Список литературы

1. Тит Ливий “История от основания Рима”.М. 1979 г.

2. Историки античности. М. 1980 г. Том 4.

3. Иосиф Флавий. Иудейские войны. М. Прогресс. 1989 г.

4. Корнелий Тацит. История. Анналы. М. 1993 г.

5. Аппиан. Римская история. М. 1978 г.

6.Светоний. Божественный Август. Спб. 1994 г.

7. Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого. М. 1948 г.

8. З.М. Черниловский. Лекции по римскому частному праву. М. Юриздат.1991 г.

9. Ю.Н. Борисов. Толкование на жизнь и послание апостолов Петра и Павла.Спб. 1994 г.

10. Таврина Ксения Владимировна. Особенности цивилизации Древнего Рима.

Скачать архив с текстом документа