Технико экономическое обоснование решения по созданию нового производства
СОДЕРЖАНИЕ: Введение В экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.Введение
В экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Данная возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования, применение высокоэффективных информационных технологий. Все это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.
Актуальность работы подтверждается тем, что в настоящее время неизмеримо вырос интерес предприятий к подготовке лиц, умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей. На многих предприятиях эта работа ведется на кустарном уровне. Поэтому на передовых предприятиях создаются постоянные подразделения, которые заняты анализом и расчетами экономической деятельности. Более того, руководители предприятия заботятся о том, чтобы их ближайшими помощниками становились руководители служб маркетинга и главный бухгалтер с новыми, более широкими функциями. Управление предприятием в условиях рынка начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какой цене продавать? Точные расчеты дают возможность получения представлений и выводов о технико-экономических показателях деятельности предприятия и в последующем могут быть использованы для выработки управленческих решений.
Основной целью практической части курсовой работы является технико-экономическое обоснование решение по созданию нового предприятия. Также мы затронули некоторые вопросы анализа организации производства и характеристики опережающей организации. В работе приведены расчеты технико-экономических показателей деятельности предприятия, касающиеся программы выпуска продукции, ценовой политики, рентабельности и некоторых других.
Целью теоретической части является оценка эффективности затрат на рекламу.
В работе использовались различные источники: периодическая печать, учебные и методические пособия, интернет ресурсы.
Часть 1.
Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта
1.1. Обоснование состава и содержания технико-экономического обоснования решения по созданию нового производства.
Исходные данные:
Данные по варианту |
|
1 |
2 |
А |
3 |
1. Номер изделия |
73 |
2. Объем выпуска в первый год; |
300 |
во второй год и последующие годы для расчетного периода |
1000 |
3. Длительность расчетного периода |
6 |
4. Данные о материалах: |
|
Материал М1: норма расхода, кг; цена за 1 кг; возвратные отходы, кг; цена за кг. |
85 4,5 8,5 0,9 |
Материал М2: норма расхода, кг; цена за 1 кг; возвратные отходы, кг; цена за кг. |
70 5,5 6,0 0,8 |
5. Комплектующие изделия на сумму, р. |
170 |
6. Технологический процесс изготовления изделия: |
|
1-я операция; 2-я операция; 3-я операция; 4-я операция; 5-я операция. |
Т3 Ф3 С3 Ш3 Сб. |
7. Норма времени (числитель) и разряд работ по операциям (знаменатель): |
|
1-я операция; 2-я операция; 3-я операция; 4-я операция; 5-я операция. |
4/3 5/3 12/5 25/4 23/5 |
8. Средний коэффициент выполнения норм |
1,05 |
Исходные данные по оборудованию:
Виды оборудования |
Стоимость, рублей |
Площадь, занимаемая оборудованием |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Т3 |
Токарное 16 К25 |
89930 |
2,79х1,24 |
Ф3 |
Фрезерное 6 Р 83 |
121400 |
2,56х2,26 |
С3 |
Сверлильное 2М150 |
90400 |
2,93х0,89 |
Ш3 |
Шлифовальное 3 Е 12 |
134500 |
2,3х2,4 |
Сб. |
Сборочное место |
12300 |
2,2х3,2 |
1.2. Расчет потребности в материальных ресурсах
Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости возможного их использования.
Исходными данными для расчета потребности в материальных ресурсах служит предлагаемый объем продаж (или выпуска продукции), а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах (нормы расхода материалов, энергоносителей, действующие цены и тарифы, возвратные отходы, стоимость возвратных отходов), содержащиеся в задании на выполнение работы.
Затраты по основным материалам на одно изделие ведутся прямым счетом по каждому из используемых материалов, комплектующих:
Sm = HMi · Ц Mi · K m -з - HOi · Ц Oi ,
где HM – норма расхода i -го материала на изделие, кг, г, т;
Ц Mi – цена i-го материала за единицу, р.;
КМ-3 – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы (принимается на уровне 1,05-1.1);
Hoi – масса возвратных отходов, кг, г, т;
Ц Oi – цена возвратных отходов, р.
Результаты расчета оформили в таблице 1.
Таблица 1
Расчет потребности в сырье, материалах и комплектующих изделиях на единицу продукции
Наименование материала |
Норма расхода |
Цена единицы |
Возвратные отходы |
Общие затраты |
||
вес |
цена ед. |
сумма |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ресурс 1 (сырье, материалы): |
||||||
Материал 1 |
85 |
4,5 |
8,5 |
0,9 |
7,65 |
413,1 |
Материал 2 |
70 |
7 |
6 |
0,8 |
4,8 |
534,2 |
Ресурс 2 (комплектующие) |
1 |
170 |
Х |
Х |
Х |
170 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
1117,3 |
Для изготовления изделия требуются также вспомогательные материалы, топливо, энергия. Зная сумму по одному элементу материальных затрат (итог таблицы 1) и годовой объем выпуска (он составляет 1000), можно определить и общую сумму затрат на годовой выпуск.
В задании на проектирование приведен выпуск при полном освоении производства (для второго года производства продукции), и именно эти данные следует использовать в расчетах до специального указания. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Потребности в материальных ресурсах на годовой выпуск, руб.
Составляющие элемента «материальные затраты» |
Удельный вес в составе элемента |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
1. Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты |
70 |
1117300 |
2. Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта оборудования, работы и услуги производственного характера |
5 |
79807,1 |
3. Топливо, энергия |
25 |
399035,5 |
Всего материальных затрат: |
100 |
1596142,6 |
Объем производства продукции в нашем расчете изменяется по годам расчетного периода при освоении производственной мощности. Для изучения динамики материальных затрат при изменении объема производства в составе материальных затрат выделим зависимые от объема производства и независимые от объема производства. Определим сумму производства материальных затрат, прямым счетом относимых на себестоимость продукции и входящих в состав косвенных расходов.
По методу отнесения расходов на себестоимость отдельных изделий различают прямые и косвенные расходы [2, с. 55].
Прямые расходы связаны с изготовлением конкретного вида изделий. Их можно непосредственно прямым счетом отнести на себестоимость отдельных видов изделий.
Косвенные расходы невозможно или очень сложно отнести прямым счетом на себестоимость конкретного вида изделий. Это общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
В некоторых отраслях нет понятий общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Там используется термин «Накладные расходы» . При этом, под основными понимают затраты, связанные с технологическим процессом изготовления изделий (оказания услуг) и прямым счетом относимые на себестоимость продукции, а под «накладными» понимают затраты на обслуживание и управление производством. Накладные расходы включаются в себестоимость конкретных видов изделий косвенными методами .
В зависимости от связи затрат с объемом производства на предприятии различают переменные и постоянные затраты .
Переменные затраты изменяются при изменении объема производства в определенных границах. Считают, что переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К этим затратам относятся: сырье и основные материалы; покупные комплектующие изделия, возвратные отходы; топливо и энергия и другие.
К постоянным расходам относят амортизацию, большинство управленческих и коммерческих расходов (заработная плата руководителей, затраты на рекламу и т.д.).
Опираясь на данные аналогичных предприятий, примем удельный вес условно-постоянных расходов в составе вспомогательных материалов равным 80%, в составе топлива и энергии- 40%. Результаты расчета показаны в таблице № 3.
Таблица 3
Материальные затраты на производство продукции (при полном освоении производственной мощности).
Элементы затрат |
На годовой выпуск (при полном освоении) |
На единицу продукции (при полном освоении) |
||||
Сумма, руб. |
услов но-посто янные |
услов но-пере менные |
Сумма, руб. |
услов но-посто янные |
услов но-пере менные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты |
1117300 |
- |
1117300 |
1117,3 |
- |
1117,3 |
2. Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта оборудования, работы и услуги производственного характера |
79807,1 |
63845,7 |
15961,4 |
79,8 |
63,8 |
15,96 |
3. Топливо, энергия со стороны |
399035,5 |
159614,2 |
239421,3 |
399 |
159,6 |
239,4 |
Всего материальных затрат: |
1596142,6 |
223459,9 |
1372682,7 |
1596,1 |
223,5 |
1372,66 |
1.3. Определение размера первоначальных инвестиционных издержек и суммы амортизационных отчислений
Расчет потребности в технологическом оборудовании ведется на основе общей трудоемкости программы выпуска продукции (исходные данные) и режима работы предприятия по формуле:
,
где K об j – потребность в оборудовании j-го вида, шт. (определяется путем округления расчетного значения в большую сторону);
N год – годовая программа выпуска изделий (при полном освоении производственной мощности), шт;
tj – трудоемкость работ, выполняемых на i-м оборудовании, нормо-часов (из исходных данных);
Квн j – коэффициент выполнения норм при работе на оборудовании i-го вида;
F эф j – эффективный фонд времени работы оборудования i-го вида
,
где Dp – число рабочих дней в году ( Dp = 260);
m – число смен работы оборудования (обычно работа ведется в одну или две смены);
Кпотерь – плановые потери рабочего времени на ремонт и наладку оборудования (Кпотерь - от 5 до 10%).
Результаты оформили в таблице 4.
Таблица 4-
Расчет потребности в технологическом оборудовании
Наименование оборудования |
Трудоем-кость годового выпуска, час (N·tj) |
Годовой фонд времени работы оборудования, ч (F эф j ) |
Коэффициент выполнения норм, K вн j |
Количество оборудования |
|
расчетное |
принятое (округлен-ное) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Токарное |
4000 |
1976 |
1,05 |
1,93 |
2 |
2. Фрезерное |
5000 |
1976 |
1,05 |
2,41 |
3 |
3. Сверлильное |
12000 |
1976 |
1,05 |
5,78 |
6 |
4. Шлифовальное |
25000 |
1976 |
1,05 |
12,05 |
13 |
5. Сборочное место |
23000 |
1976 |
1,05 |
11,09 |
12 |
ИТОГО: |
Х |
Х |
Х |
Х |
36 |
Стоимость технологического оборудования определяется, принимая во внимание его оптовую цену (исходные данные), а также затраты на его транспортировку (kтр= 15%), затраты на строительно-монтажные работы по подготовке фундамента (kсм = 20%), затраты на монтаж и освоение оборудования (kм = 10%). Данные о затратах указаны в процентах от оптовой цены оборудования, для расчета возьмем максимально возможные затраты. Результаты оформили в таблице 5.
Таблица 5
Расчет стоимости технологического оборудования
Наименование оборудования |
Оптовая цена единицы оборудования, руб. |
Количество оборудования, шт. |
Балансовая (первоначальная) стоимость оборудования, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Т3 - Токарное 16 К25 |
89930 |
2 |
260797 |
2. Ф3 - Фрезерное 6 Р 80 |
121400 |
3 |
528090 |
3. С3 - Сверлильное 2М 150 |
90400 |
6 |
786480 |
4. Ш3 - Шлифовальное 3 Е 12 |
134500 |
13 |
2535325 |
5. Сборочное место |
12300 |
12 |
214020 |
ИТОГО: |
448530 |
36 |
4324712 |
Общая потребность в основных средствах распределена по элементам их видовой структуры. Используя приведенную в таблице 6 информацию по аналогичным предприятиям отрасли и данные о стоимости рабочих машин и оборудования, определенные в таблице 5, можно определить общую сумму и видовую структуру видовых средств проектируемого предприятия.
Таблица 6
Структура основных фондов
Элементы основных фондов |
Удельный вес, процент |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
1. Земельные участки и объекты природопользования |
- |
- |
2. Здания |
30 |
3089080 |
3. Сооружения |
10 |
1029693,3 |
4. Машины и оборудование |
53 |
5457374,7 |
а) силовые машины и оборудование |
3 |
308908 |
б) рабочие машины и оборудование |
42 |
4324712 |
в) измерительные, регулирующие приборы и оборудование |
2 |
205938,7 |
г) вычислительная техника |
6 |
617816 |
д) прочие машины и оборудование |
- |
- |
5. Транспортные средства |
5 |
514846,7 |
6. Производственный и хозяйственый инвентарь и принадлежности |
1 |
102969,3 |
7. Другие виды основных средств |
1 |
102969,3 |
ИТОГО: |
100 |
10296933,3 |
Расчет годовой стоимости амортизационных отчислений выполняется на основании первоначальной стоимости по соответствующему элементу основных средств и норм амортизационных отчислений (из приложения Б) и сводим в таблице 7.
Таблица 7
Расчет годовой суммы амортизационных отчислений
Наименование элементов основных средств |
Первоначальная стоимость, руб. |
Годовая норма амортизации, процент |
Годовая сумма амортизационных отчислений |
1. Земельные участки и объекты природопользования |
- |
- |
- |
2. Здания |
3089080 |
3 |
92672,4 |
3. Сооружения |
1029693,3 |
10 |
102969,3 |
4. Машины и оборудование |
5457374,7 |
20 |
1091474,9 |
5. Транспортные средства |
514846,7 |
20 |
102969,3 |
6. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности |
102969,3 |
20 |
20593,9 |
7. Другие виды основных средств |
102969,3 |
20 |
20593,9 |
ИТОГО: |
10296933,3 |
93 |
1431273,7 |
1.4. Расчет потребности в трудовых ресурсах и средствах на оплату труда
Оценивается предполагаемая потребность в трудовых ресурсах с разделением по категориям промышленно-производственного персонала (рабочие, специалисты, служащие, руководители, служащие). В результате выполнения данного раздела мы получаем сумму ежегодных расходов на трудовые ресурсы.
Расчет потребности в персонале начинается с численности рабочих на нормируемых работах. Если программа производства N задана, фонд рабочего времени одного рабочего при 40-часовой рабочей недели, продолжительность отпуска 24 дня составляет 1780 ч. (Fэф ) и сложившийся показатель выполнения норм (kвн ), то численность рабочих (Чр ) :
,
Определим численность по каждой из специальностей, соответствующих указанной в задании, и заполним в таблицу 8 (для полного освоения производственной мощности).
Таблица 8
Расчет численности основных рабочих
Вид работ |
Трудоемкость единицы продукции |
Программа выпуска |
Коэффициент выполнения норм |
Численность рабочих |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Токари |
4 |
1000 |
1,05 |
2,14 |
3 |
2. Фрезеровщики |
5 |
1000 |
1,05 |
2,68 |
3 |
3. Сверлильщики |
12 |
1000 |
1,05 |
6,42 |
7 |
4. Шлифовщики |
25 |
1000 |
1,05 |
13,38 |
14 |
5. Сборщики |
23 |
1000 |
1,05 |
12,31 |
13 |
Итого: |
69 |
1000 |
1,05 |
36,93 |
40 |
Структура персонала предприятия аналогичного профиля приведена в приложении Г. В таблице 9 оформили результаты расчета численности персонала.
Таблица 9 – Расчет численности персонала предприятия
Категории персонала |
Численность |
Удельный вес, процент |
1. Рабочие всего |
46 |
85 |
в том числе основные рабочие |
40 |
75 |
вспомогательные рабочие |
6 |
10 |
2. Руководители |
3 |
4 |
3. Специалисты |
3 |
5 |
4. Служащие |
3 |
4 |
5. Прочий персонал |
2 |
2 |
Итого: |
57 |
100 |
Определение расходов на оплату труда персонала начинали с расчета оплаты производственных (основных) рабочих. Учитывая программу производства N (для второго года выпуска продукции), технологическую трудоемкость (tшт ), разряд работ (Т ), тарифную ставку, необходимые доплаты, надбавки. Основная заработная плата производственных рабочих-сдельщиков на i-й операции (Зсдi ) :
Зсдi = N · tштi · kтi · Стi ,
где N – количество изделий, шт;
tштi – норма времени на i- й операции;
kmi – тарифный коэффициент, соответствующий разряду на i - й операции;
Ст i – тарифная ставка 1 разряда.
Таблица 10 – Расчет оплаты труда по сдельным расценкам
Виды работ |
Разряд работ |
Норма времени |
Объем выпуска изделий, шт. |
Часовая тарифная ставка первого разряда, руб. в час |
Тарифный коэффициент |
Годовая оплата труда по сдельным расценкам, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Токари |
3 |
4 |
1000 |
12 |
1,2 |
57600 |
2. Фрезеровщики |
3 |
5 |
1000 |
12 |
1,2 |
72000 |
3. Сверловщики |
5 |
12 |
1000 |
12 |
1,53 |
220320 |
4. Шлифовщики |
4 |
25 |
1000 |
12 |
1,35 |
405000 |
5. Сборщики |
5 |
23 |
1000 |
12 |
1,53 |
422280 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
1177200 |
Годовой фонд оплаты труда (таблица 11) всего персонала рассчитываем, используя данные о структуре фонда оплаты труда. Дополнительная заработная плата составляет от 10 до 25 процентов от суммы основной заработной платы (оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам) и премии.
Таблица 11
Фонд заработной платы персонала
Категории персонала |
Оплата труда по сдельным расценкам |
Зарплата по тарифным ставкам и окладам |
Премии, 25% |
Дополнитель- ная зарплата, 25% |
Всего оплата труда (гр.2+гр.3+гр.4+гр.5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Рабочие: |
1177200 |
138494,1 |
328923,5 |
263138,8 |
1907756,4 |
основные производственные рабочие |
1177200 |
Х |
294300 |
235440 |
1706940 |
вспомогательные |
Х |
138494,1 |
34623,5 |
27698,8 |
200816,4 |
2. Руководители |
Х |
207741,2 |
51935,3 |
41548,2 |
301224,7 |
3. Специалисты |
Х |
138494,1 |
34623,5 |
27698,8 |
200816,4 |
4. Служащие |
Х |
51935,3 |
12983,8 |
10387,1 |
75306,2 |
5. Прочий персонал |
Х |
17311,8 |
4328 |
3462,4 |
25102,2 |
Итого: |
1177200 |
553976,5 |
432794,1 |
346235,3 |
2510205,9 |
1.5 Расчет текущих издержек на производство и реализацию продукции
Данные о текущих затратах на производство и реализацию продукции по результатам ранее выполненных разделов оформим в таблице 12.
Таблица 12
Затраты на производство (в расчете на годовой выпуск при полном освоении производственной мощности)
Элементы затрат |
Сумма, руб. |
Удельный вес, процент |
1. Материальные затраты |
1596142,6 |
33 |
2. Расходы на оплату труда, в том числе: |
1177200 |
25 |
2.1. оплата труда |
1177200 |
25 |
3. Отчисления по единому социальному налогу (26% от строки 2.1.) |
306072 |
6 |
4. Амортизационные отчисления |
1431273,7 |
30 |
5. Прочие расходы |
287916,3 |
6 |
Итого текущие затраты на производство |
4798604,6 |
100 |
Материальные затраты были рассчитаны в таблице 3, фонд оплаты труда – в таблице 10, амортизация – в таблице 7, прочие расходы принимаем на уровне 6% от общей суммы затрат на производство.
Поскольку график реализации работ предполагает увеличение объема выпускаемой продукции, выделив переменную и постоянную часть в составе затрат, рассчитав себестоимость единицы продукции и всей выпущенной продукции для периода освоения и полной загрузки производственной мощности заполним таблицу 13.
Таблица 13
Затраты на годовой выпуск продукции
Элементы затрат |
Освоение |
Полное использование мощности |
||||
Всего (гр.3+гр.4) |
условно-перемен ные |
условно-постоян ные |
Всего (гр.6+гр.7) |
условно-перемен ные |
условно-постоян ные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Материальные затраты всего, в том числе: |
635264,7 |
411804,8 |
223459,9 |
1596142,6 |
1372682,7 |
223459,9 |
1.1. Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты; |
335190 |
335190 |
- |
1117300 |
1117300 |
- |
1.2. Вспомогательные материалы; |
68634,1 |
4788,4 |
63845,7 |
79807,1 |
15961,4 |
63845,7 |
1.3. Топливо, энергия со стороны |
231440,6 |
71826,4 |
159614,2 |
399035,5 |
239421,3 |
159614,2 |
2. Оплата труда, всего, |
1315347,9 |
512082 |
803265,9 |
2510205,9 |
1706940 |
803265,9 |
2.1. В том числе: |
1315347,9 |
512082 |
803265,9 |
2510205,9 |
1706940 |
803265,9 |
основных рабочих |
512082 |
512082 |
- |
1706940 |
1706940 |
- |
вспомогательных |
200816,4 |
- |
200816,4 |
200816,4 |
- |
200816,4 |
руководителей |
301224,7 |
- |
301224,7 |
301224,7 |
- |
301224,7 |
специалистов |
200816,4 |
- |
200816,4 |
200816,4 |
- |
200816,4 |
служащих |
75306,2 |
- |
75306,2 |
75306,2 |
- |
75306,2 |
прочего персонала |
25102,2 |
- |
25102,2 |
25102,2 |
- |
25102,2 |
3. Отчисления по единому социальному налогу (ЕСН) |
341990,4 |
133141,3 |
208849,1 |
652653,5 |
443804,4 |
208849,1 |
4. Амортизационные отчисления |
1431273,7 |
- |
1431273,7 |
1431273,7 |
- |
1431273,7 |
5. Прочие затраты |
287916,3 |
- |
287916,3 |
287916,3 |
- |
287916,3 |
Всего затрат: |
4011793 |
1057028,1 |
2954764,9 |
6478192 |
3523427,1 |
2954764,9 |
Заполнение таблицы 13 начинали с колонок 5-7, используя данные таблицы 3 о сумме и распределении материальных затрат на переменные и постоянные. Затем из затрат на оплату труда в таблице 11 выделили переменные и постоянные составляющие. Очевидно, что зарплата рабочих, оплачиваемых по сдельным расценкам – это переменные расходы, а зарплата персонала, оплачиваемого повременно, представляет собой постоянные расходы. Единый социальный налог рассчитывается по ставке 26% от суммы заработной платы, (основной, дополнительной и премий). Амортизационные отчисления рассчитаны были в таблице 7. все прочие затраты отнесли к постоянным расходам.
При освоении производства объем произведенной продукции в соответствии с исходными данными меньше, чем при полной загрузке мощности во второй и последующие годы производства продукции, поэтому общая сумма переменных затрат при освоении соответственно уменьшена по сравнению с полным использованием мощности, а величина постоянных затрат при этом одинаковая.
Таблица 14 – Себестоимость единицы продукции ( тыс.р.)
Элементы затрат |
Освоение |
Полное использрвание мощности |
||||
Всего (гр.3+гр.4) |
условно-перемен ные |
условно-постоян ные |
Всего (гр.6+гр.7) |
условно-перемен ные |
условно-постоян ные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Материальные затраты |
2117,6 |
1372,7 |
744,9 |
1596,1 |
1372,7 |
223,4 |
2. Оплата труда |
4384,5 |
1706,9 |
2677,6 |
2510,2 |
1706,9 |
803,3 |
3. ЕСН |
1140 |
443,8 |
696,2 |
652,6 |
443,8 |
208,8 |
4. Амортизационные отчисления |
4770,9 |
- |
4770,9 |
1431,3 |
- |
1431,3 |
5. Прочие затраты |
959,7 |
- |
959,7 |
287,9 |
- |
287,9 |
Всего: |
13372,7 |
3523,4 |
9849,3 |
6478 |
3523,4 |
2954,8 |
Данные в графах таблицы 14 получаются делением данных соответствующих граф таблицы 13 на объем производства для полного использования мощности (в графах 5,6,7) или для периода освоения (в графах 2, 3,4).
1.6 Определение выручки от реализации продукции и критического объема производства
Выручка от реализации продукции определяется как произведение объема производства для соответствующего периода и цены реализации продукции без учета налога на добавленную стоимость.
Расчет цены на выпускаемую продукцию выполняется исходя из 80% уровня рентабельности продукции. Цена предприятия (Цпред )рассчитывается по формуле:
,
где С – себестоимость единицы продукции, в рублях;
Рс – рентабельность продукции, в процентах.
Выручка от реализации рассчитывается без учета косвенных налогов. Результаты расчета заносим в таблицу 15, и далее в ней же показываем расчет прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Ставка налога на прибыль принимается по действующему законодательству (24%).
Таблица 15 – Отчет о прибыли и убытках
Показатели |
Освоение |
Полная мощность |
1. Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов |
7221270 |
11660400 |
2. Себестоимость реализованной продукции (из таблицы 13) |
4011793 |
6478192 |
3. Прибыль от реализации (строка 1-строка2) |
3209477 |
5182208 |
4. Налог на прибыль (24% от строки 3) |
770274,5 |
1243729,9 |
5. Чистая прибыль (строка3-строка4) |
2439202,5 |
3938478,1 |
Далее следует определить объем производства продукции, при котором предприятие только возмещает расходы на ее производство и реализацию (критический объем производства, или точку безубыточности).
Постоянные расходы на производство и реализацию были определены в таблице 13, переменные на единицу продукции рассчитаны в таблице 14, цена единицы продукции определена с учетом заданного уровня рентабельности продукции.
Для построения точки безубыточности:
Критический объем производства при освоении равен 145, для полной мощности - 369 штук.
Предел безопасности (на сколько процентов можно снизить объем продаж, не получая убытков) для первого года равен 52%, для второго и последующих 63,7%. Расчет точки безубыточности проиллюстрируем графиком.
Издержки, выручка, д.е.
11660400
Область
прибыли
6478192 Полная себестоимость
( v * N + C )
4232580 N кр Точка безубыточности Переменные издержки
3523400
2954764 Область Постоянные издержки
убытков
Объем продукции, N (шт.)
363 1000
Рис. 1 – График безубыточности
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства (N кр ) показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации (Вр ) равна ее полной себестоимости (*N +С ).
1.7. Расчет потребности в оборотных средствах
Расчет потребности в оборотных средствах требует точных данных об условиях поставки материалов, организации расчетов с поставщиками, нормах запаса и множества других данных.
Для нашего укрупненного расчета используем прямой метод для расчета потребности в оборотных средствах для создания производственных запасов сырья, материалов, вспомогательных материалов, запчастей, топлива и косвенный метод расчета по всем
Потребность в оборотных средствах для создания запасов определим по нормативу производственных запасов:
Ннз = Qсут (Nтз + Nпз + Nстр ) = Qсут Nз ,
где Qсут – среднесуточное потребление материалов;
Nтз – норма текущего запаса, дни;
Nпз – норма подготовительного запаса, дни;
Nз – норма запаса, дни.
Таблица 16
Расчет потребности в оборотных средствах в составе производственных запасов
Наименование составляющих в составе запасов |
Годовой расход, руб. |
Среднесуточный расход, руб./сутки |
Норма запаса, дни |
Потребность, руб. |
|||
освоение |
полная мощность |
освоение |
полная мощность |
освоение |
полная мощность |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Основные материалы |
335190 |
1117300 |
931,1 |
3103,6 |
30 |
27933 |
93108 |
2. Вспомогательные материалы |
68634,1 |
79807,1 |
190,7 |
221,7 |
60 |
11442 |
13302 |
3. Топливо, энергия со стороны |
231440,6 |
399035,5 |
642,9 |
1108,4 |
60 |
38574 |
66504 |
Итого: |
635264,7 |
1596142,6 |
1765 |
4433,7 |
150 |
77949 |
172914 |
Косвенный метод расчета основан на показателе объема реализованной продукции и оборачиваемости оборотных средств в днях. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб ) показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год).
Продолжительность одного оборота (Д ):
Если известна оборачиваемость оборотных средств в днях (Д ) и объем реализованной продукции за период, то можно определить средний остаток оборотных средств за период.
Для косвенного метода расчета считаем, что продолжительность оборота по составляющим оборотных средств (Д):
- незавершенное производство - 45 дней
- расходы будущих периодов - 10 дней
- готовая продукция на складах - 10 дней
- дебиторская задолженность - 30 дней
Зная продолжительность периода в календарных днях, объем реализованной продукции, можно определить потребность в составляющих оборотных средств. Следует учесть, что для расчета потребности в средствах для производственных запасов, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции объем продукции учитывают по себестоимости, а для определения размера дебиторской задолженности – по выручке от реализации в оптовых ценах предприятия.
Резерв денежных средств (в виде наличности в кассе или на банковских счетах) может достигать 5% от оборотного капитала.
Таблица 17 – Расчет потребности в оборотных средствах (тыс.р.)
Составляюшие оборотных средств |
Потребность, руб. |
|
Освоение |
Полное использование мощности |
|
1 |
2 |
3 |
1. Производственные запасы |
77949 |
172914 |
2. Незавершенное производство |
1671,6 |
809,8 |
3. Расходы будущих периодов |
371,5 |
179,9 |
4. Готовая продукция на складах |
371,5 |
179,9 |
5. Дебиторская задолженность |
601772,5 |
971700 |
6. Денежные средства |
35901,9 |
60304,4 |
Итого: |
718038 |
1206088 |
1.8. Построение прогноза денежных потоков
Для согласования потребности в денежных средствах и их источниках необходимо выполнить прогноз денежных потоков (таблица 18). В нашем предварительном ТЭО принимаем упрощения:
вся продукция производится, продается и оплачивается покупателями в одном периоде, то есть в течение одного года;
по окончании расчетного периода предприятие ликвидируется, и предприниматель получает остаточную стоимость основных фондов и сумму вложенных в него оборотных средств.
Таблица 18 – Таблица денежных потоков
Показатели |
Строительство |
Освоение |
Полная мощность |
||||
год 1 |
год 2 |
год 3 |
год 4 |
год 5 |
год 6 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Приток наличности (1.1.+1.2.) |
0 |
7221270 |
11660400 |
11660400 |
11660400 |
11660400 |
16804966,1 |
1.1. Доход от продаж |
х |
7221270 |
11660400 |
11660400 |
11660400 |
11660400 |
11660400 |
1.2. Остаточная стоимость предприятия* |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
5144566,1 |
2. Отток наличности (2.1.+2.2.+2.3.-2.4.+2.5.) |
11014971,3 |
3838843,8 |
6290648,2 |
6290648,2 |
6290648,2 |
6290648,2 |
6290648,2 |
2.1. Инвестиции в основной капитал |
10296933,3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2.2. Вложения в оборотный капитал |
718038 |
488050 |
х |
х |
х |
х |
х |
2.3. Себестоимость производства и реализации продукции |
х |
4011793 |
6478192 |
6478192 |
6478192 |
6478192 |
6478192 |
2.4. Втом числе амортизационные отчисления |
х |
1431273,7 |
1431273,7 |
1431273,7 |
1431273,7 |
1431273,7 |
1431273,7 |
2.5. Налоги |
х |
770274,5 |
1243729,9 |
1243729,9 |
1243729,9 |
1243729,9 |
1243729,9 |
3. Чистый денежный поток (1-2) |
-11014971,3 |
3382426,2 |
5369751,8 |
5369751,8 |
5369751,8 |
5369751,8 |
10514317,9 |
Остаточная стоимость предприятия включает остаточную стоимость основных фондов и оборотный капитал:
Остаточная стоимость = инвестиции в осн. капитал + вложения в оборотный капитал – амортиз. отчисления · количество лет.
Все сложения основного капитала рассчитаны нами в таблице 6 «Структура основных средств». Потребность в оборотном капитале определена в таблице 17 для периода освоения, при увеличении объема производства потребуется увеличить и размер оборотных средств, то есть в графе 4 таблицы 18 показывается именно прирост потребности в оборотном капитале предприятия. Доход от продаж (выручка от реализации), себестоимость и уплаченные налоги содержаться в таблице 15. Амортизационные отчисления не являются выплатой, поэтому в расчете не являются элементом оттока средств с предприятия.
1.9. Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия
Основные технико-экономические показатели по проектируемому предприятию рассчитаны для периода освоения и полной загрузки производственной мощности сведены в таблице 19.
Для расчета таблицы 19 используются такие показатели как:
Выработка на одного Объем реализации продукции (руб.)
работающего =
(рублей на человека в год) Среднесписочная численность ППП
Выработка на одного Объем реализации продукции (руб.)
рабочего-сдельщика =
(рублей на человека в год) Численность рабочих
Фондоотдача – это основной синтетический показатель использования основных фондов. Отражает съем продукции с одного рубля первоначальной стоимости основных фондов [2, с 25].
Стоимость произведенной за период (за год) продукции (руб.)
Фондоотдача =
Среднегодовая стоимость основных фондов (руб.)
Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче. Показывает какая величина основных фондов приходится на рубль выпущенной продукции [2, с 25].
Среднегодовая стоимость основных фондов (руб.)
Фондоемкость =
Стоимость произведенной за период (за год) продукции (руб.)
Для характеристики доходности используют показатели рентабельности (доходности), отражающие относительный уровень прибыли.
Рентабельность производства (Рп ) характеризует эффективность использования предприятием основных и оборотных средств [2, с 62].
Прибыль от основной продукции
Р n = 100%
Среднегодовая стоимость основных и оборотных средств
Рентабельность продукции (Рпрод ) характеризует эффективность издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции [2, с 63].
По всей продукции определяют рентабельность реализованной продукции.
Прибыль на единицу продукции
Рпрод = · 100%
Среднегодовая стоимость основных и оборотных средств
Рентабельность деятельности (Рд ) отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования [2, с 63].
Прибыль · 100%
РД =
Выручка от реализации продукции (Объем продаж)
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К0б ) – количество оборотов оборотных средств в течение определенного периода (обычно года) [2, с. 36].
Срок возврата вложенных средств находится как отношение суммы вложенных средств к приросту прибыли.
Таблица 19 – Основные технико - экономические показатели
Показатели, ед. измерения |
Освоение |
Полная мощность |
1 |
2 |
3 |
1. Объем реализации продукции, шт. |
300 |
1000 |
2. Объем реализации продукции в стоимостном измерении, руб. |
7221270 |
11660400 |
3. Себестоимость единицы продукции, руб. |
13372,7 |
6478 |
В том числе: |
||
условно-постоянные расходы |
9849,3 |
2954,8 |
условно-переменные расходы |
3523,4 |
3523,4 |
4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб. |
10296933,3 |
10296933,3 |
5. Среднегодовой остаток оборотных средств, руб. |
718038 |
1206088 |
6. Среднесписочная численность ППП, |
57 |
57 |
В том числе: |
||
6.1. Рабочие |
46 |
46 |
6.2. Руководители |
3 |
3 |
6.3. Специалисты |
3 |
3 |
6.4. Служащие |
3 |
3 |
6.5. Прочий персонал |
2 |
2 |
7. Фонд оплаты труда персонала, руб. |
4011793 |
6478192 |
8. Амортизациооные отчисления, руб. |
1431273,7 |
1431273,7 |
9. Стоимость ежегодно потребляемых в производстве сырья, материалов, топлива, энергии, руб. |
635264,7 |
1596142,6 |
10. Выработка на одного работающего, рублей на человека в год |
126688,9 |
204568,4 |
11. Выработка на одного рабочего - сдельщика, рублей на человека в год |
156984,1 |
253487 |
12. Фондоотдача основных производственных фондов, руб./руб. |
0,7 |
1,13 |
13. Фондоемкость, руб./руб. |
1,43 |
0,88 |
14. Рентабельность производства, процент |
29 |
47 |
15. Рентабельность продукции, процент |
80 |
80 |
16. Рентабельность деятельности, процент |
44 |
44 |
17. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
10,06 |
9,67 |
18. Период оборота оборотных средств, дней |
36 |
37 |
19. Срок возврата вложенных средств, месяцев |
- |
32 |
Часть 2. Индивидуальное задание
Оценка эффективности затрат на рекламу
Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения, что заставляет очень внимательно и аккуратно подходить к решению проблемы оценки эффективности рекламы.
Значительная часть представляемого материала была подготовлена и написана в 1994-96 годах. Однако в силу комплекса причин в период с 1996 по 1999 год, вопросы, связанные: а) с оценкой эффективности затрат на рекламу; б) с информационным и программным обеспечением медиапланирования, не были востребованы. В 2000 году интерес к проблеме существенно возрос и это заставило вернуться к его рассмотрению «на новом витке».
Как показали результаты исследования рекламного рынка, насколько ответственно рекламодатели (крупные и средние) подходят к процедуре определения размеров рекламного бюджета, настолько безответственно они относятся к проблеме организации эффективного расходования бюджета. В свою очередь, проблему эффективного расходования рекламных денег невозможно решить без надежных процедур планирования и оптимизации затрат.
Лица, определяющие финансовую политику фирмы, готовы долго лично обсуждать вопрос о том, сколько фирма будет тратить на рекламу. После решения вопроса возникает понятие “рекламный бюджет” или “деньги, с которыми попрощались”. К сожалению, затраты на рекламу рассматриваются именно как затраты, “неизбежные расходы”, а не как инвестиции... Именно это существенное отличие и определяет недостаточное внимание к вопросам оценки эффективности... Затраты главное сделать, а инвестициями необходимо управлять. Только с изменением отношения к рекламе изменится отношение к процедурам оценки эффективности затрат на рекламу.
Сложность и неразработанность вопросов, связанных с оценкой эффективности затрат на рекламу, а также необходимость реализации индивидуального подхода в каждом конкретном случае не позволяет, как правило, давать готовые рекомендации и советы.
В настоящее время, уместным кажется изложение возможных подходов и вариантов решения вопросов анализа эффективности рекламных мероприятий.
Эффективность затрат - это отношение количественного выражения эффекта к затратам, этот эффект вызвавшим. Основная часть проблемы при оценке эффективности затрат на рекламу заключается в определении числителя дроби. Базисом, основным источником проблемы являются: во-первых - многогранность и многозадачность анализируемого процесса, т.е. рекламы. Реклама - это и информационный процесс, и мероприятия по продвижению и сбыту, и процесс социальной коммуникации. Во-вторых - конечная неопределенность процесса, на ход которого оказывают существенное влияние достаточно большое число внешних факторов.
В глобальном смысле эффективность рекламы - это степень достижения поставленных перед рекламой целей; следовательно, на операционном уровне понятие эффективности рекламы для каждой цели будет своё. Понятие эффективности рекламы на операционном уровне и показатели эффективности будут зависеть от целей, которые перед рекламой поставлены.
Многозадачность и конечная неопределенность - объективный источник проблем и трудностей анализа эффективности затрат на рекламу.
Определение эффективности рекламы в целом связано с изучением комплекса взаимовлияющих факторов, вопросов и проблем, измерить которые часто практически невозможно. Однако невозможность точного измерения общей эффективности рекламы вовсе не означает, что от исследований эффективности необходимо отказаться.
На практике можно выделить три основные направления работ по анализу эффективности:
1. Анализ коммуникативной (информационной) эффективности рекламной кампании, т.е. в качестве числителя дроби рассматривают число рекламных контактов, достигнутое в результате каких-либо мероприятий;
2. Анализ финансовой или коммерческой эффективности - как отношение прироста объема сбыта (прибыли, оборота) к затратам, которые были для этого сделаны;
3. Оценка качества рекламного материала, т.е. оценка того, насколько эффективно форма и содержание рекламного обращения позволяют этому обращению выполнять возложенную на него функцию. Как правило, работы по оценке качества рекламного материала являются частью процесса анализа коммуникативной эффективности.
Рекламное обращение характеризуется определенным содержанием и формой, а также носителем или каналом распространения.
Коммуникативная эффективность.
Определение коммуникативной (информационной) эффективности позволяет установить насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории намеченные сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения.
Оценка, прогнозирование коммуникативной эффективности комплекса рекламных мероприятий - основа медиапланирования .
Некоторые рекламодатели думают, что медиапланирование - это ненужный грамотному российскому бизнесмену процесс, придуманный на Западе крупными рекламными агентствами для выкачивания денег из богатых клиентов. И ошибаются... Медиапланирование - важный инструмент прогнозирования, без использования которого работать на рынке рекламы в настоящее время сложно, а завтра будет просто невозможно.
Для оценки коммуникативной эффективности рекламной кампании нужно (в общем случае) просто определить сколько раз люди, которым было адресовано рекламное обращение увидели его. Основным источником объективной информации для оценки коммуникативной эффективности рекламной кампании являются результаты исследований специализированных организаций. Специалисты «ГОРТИС» в 1991 году, возможно, одни из первых в России начали изучение проблем медиапланирования.
Проблема выбора базового материала для анализа чрезвычайно важна, потому что исходная информация должна быть достоверной (точнее максимально адекватной фактическому состоянию описываемого объекта) и измеряться в единицах, позволяющих проводить дальнейшие расчеты.
Важно понять, что независимо от объема рекламного бюджета, деньги на оценку эффективности рекламных усилий тратить необходимо. Весь вопрос только в объеме вложений в эти мероприятия.
Рекламодателям, расходующим на рекламу более 50 000 USD в год, экономически целесообразно проводить специальные мероприятия по оценке эффективности затрат, тратить на это 5-10%% рекламного бюджета. Фирмам с малыми рекламными бюджетами (от 500 до 1000 USD в месяц) экономически не выгодно заказывать «исследование». Эти фирмы больше нуждаются в рекламном консалтинге, основанном на стандартной информации, интерпретируемой специалистом. Специалистом может и должен выступать человек, имеющий достаточный объем знаний о рекламном рынке. Специалист, владеющий информацией, но плохо ориентирующийся в предметной области, на должность консультанта не годится...
Качество планирования рекламы и управления ею решающим образом зависит от надежности измерения результатов рекламной деятельности. Фундаментальных исследований по проблеме эффективности рекламы очень мало. Исследований зависимости объема оборота (сбыта) от ассигнований на рекламу и того меньше, т.к. основные усилия в данной области направлены на изучение чисто информационных результатов рекламы. Определение информационной (коммуникативной) эффективности позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории намеченные сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения.
Изучение информационной (коммуникативной) результативности рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и формы подачи информации, но оно ничего не говорит о влиянии рекламы на динамику оборота.
Финансовая эффективность.
Основной метод оценки финансовой (экономической) эффективности рекламы, основан на определении дополнительной прибыли, полученной за счет рекламы, и сопоставлении этих объемов с затратами на рекламу.
Реклама является одним из многих, не всегда важнейшим, инструментом активизации продаж. Уже по этой причине затруднена оценка ее роли в увеличении товарооборота. Кроме того, перед рекламой могут ставиться цели, связанные с оборотом лишь косвенно или не связанные совсем. Следует учитывать, что кроме коммерческого реклама имеет и социальный эффект.
Простейший метод определения финансовой (экономической) эффективности рекламных объявлений основывается на анализе результатов эксперимента, суть которого, в большинстве случаев, сводится к следующему. Выбираются два или больше сопоставимых локальных рынка, на которых фирма осуществляет свою деятельность в течение определенного промежутка времени с различной степенью рекламной поддержки (при прочих равных условиях). Разница торговых результатов соотносится с разницей в объемах ассигнований на рекламу, на основании этого и делается вывод о величине вклада рекламы в изменение оборота фирмы.
В большинстве случаев фирма, по различным причинам, не может позволить себе подобный «простейший» метод, но всегда в распоряжении фирмы есть экспертно-аналитические методы определения экономической эффективности рекламных акций или кампаний. Основная проблема - выделение «чистого эффекта рекламы», т.е. определение той доли прироста объема сбыта (прибыли), которая была обеспечена исключительно рекламой в тот период, за который учитываются затраты на рекламу.
Для выделения «чистого эффекта рекламы» с целью дальнейшего определения экономической эффективности рекламы по методу «эффект/затраты» можно предложить следующую схему:
Причины изменения объема оборота (прибыли) делятся на основную и прочие:
Основная причина - рекламная кампания фирмы текущего периода.
Прочие факторы изменения оборота (прибыли) это:
- влияние предыдущей рекламной кампании фирмы или «перенос рекламного воздействия»;
- инерция покупательского поведения при выборе товара, т.к. часть покупателей делают повторную покупку независимо от дополнительного объема рекламного воздействия и других инструментов маркетинга;
- сезонные колебания - средняя величина многолетних изменений сбыта в период;
- изменение некоторых жизненных потребностей и установок потребителей - экспертная оценка на основе анализа изменений в совокупном спросе региона;
- политическая (военно-политическая) ситуация в регионах сбыта - экспертная оценка на основе анализа изменений в совокупном спросе региона;
- уровень инфляционного ожидания потребителей - прогнозируемые или предполагаемые темпы роста цены рекламируемого товара в период, когда он сохранит свои потребительские свойства;
- экологические катастрофы и стихийные бедствия - экспертная оценка;
- прочие факторы в части оценки их влияния на совокупный платежеспособный спрос региона.
Вклад факторов в прирост сбыта можно определить на основе экспертных оценок, для этого необходимо в каждом конкретном случае анализировать динамику объемов продаж, иметь достаточное представление об общеэкономической ситуации в регионе.
Дальнейшая схема действий внешне достаточно проста - для того, чтобы оценить вклад рекламных мероприятий в изменение дохода (прибыли) из общего изменения финансовых результатов периода вычитаются изменения, вызванные прочими факторами.
Для анализа финансовой эффективности возможно использование моделей, описывающих изменения товарооборота в зависимости от величины расходов на рекламу («Видаля-Вольфа», «Кюна» и т.п.) В моделях предполагается, что зависимость товарооборота от ассигнований на рекламную деятельность можно выразить в виде функции, а если эта функция определена и известна, можно рассчитать и величину ассигнований на рекламу, которые обеспечат максимальную прибыль. Принято считать, что график этой функции - S-образная кривая. Впервые модель подобного типа была описана М. Видалем и Х. Вольфом. В моделе Видаля-Вольфа объем реализуемого товара в период времени есть функция от следующих факторов: затрат на рекламу; реакции сбыта на рекламу; уровня насыщения рынка рекламируемыми товарами; нормы падения объема реализации при отсутствии рекламы.
Для сравнительного анализа, возможно, полезен расчет показателя эффективности расходов на рекламу (cost-efficiency index - CEI) в сравнении с другими компаниями-конкурентами.
,
где Vi и Vj - объем продаж фирм i и j соответственно за некоторый период времени, а Ei и Ej объем затрат на рекламу этих фирм за тот же период.
Пример расчета достаточно прост.
Фирмы «1» и «2» - конкуренты, выпускающие товары одной группы.
Фирма-1: объем продаж за год 5 млн. USD, затраты на рекламу 200 тыс. USD.
Фирма-2: объем продаж за год 2 млн. USD, затраты на рекламу 50 тыс. USD.
Показатель эффективности расходов на рекламу Фирмы-1 (CEI_1) относительно Фирмы-2 рассчитывается как отношение 25 к 40 = 0.625, а показатель эффективности расходов на рекламу Фирмы-2 (CEI_2) относительно Фирмы-1 будет равен обратному отношению 40 к 25 = 1.6. Следовательно, по мнению Индекса, 50 тыс. USD Фирмы-1 вроде бы работают эффективнее, чем сумма в четыре раза большая у Фирмы-2.
Работы по анализу финансовой эффективности затрат на рекламу, как правило, проводятся структурными подразделениями рекламодателей, т.к. при таком подходе исключается возможность утечки «коммерческой информации», кроме того, во внутреннюю жизнь коллектива фирмы не вносятся элементы нервозности, связанные с публичной оценкой работы некоторых сотрудников (как правило, приближенных к руководству). Но в этом случае ситуация напоминает проверку деятельности бухгалтера, осуществляемую самим бухгалтером, с предоставлением отчета в бухгалтерию, а копии - руководству...
Проиллюстрируем влияние изменений величины рекламного бюджета на объем продаж при условии, что фирма работает на конкурентном рынке, а начальные объемы рекламы не равны нулю (равны или несколько меньше среднерыночных).
График иллюстрирует зависимость изменений — увеличение годового объема рекламы в 4 раза привело к росту объемов реализации в 2.5 раза.
Если начальный объем рекламы был 2000 USD в месяц, а объем реализации 50 тыс. USD/мес., то экономическая целесообразность активизации рекламных усилий очевидна. Дополнительные 70-75 тыс. USD/год, вложенные в рекламу, позволили фирме увеличить объем реализации на 900 тыс. USD/год.
Риск в рекламной деятельности прежде всего обусловлен возможностью неэффективного использования денег. Плохая реклама может отпугнуть существующих потребителей и уменьшить шансы привлечения новых.
Заключение
Из расчетов представленных в таблицах части первой, можно судить о целесообразности создания нового производства. В данной главе были сделаны расчеты потребности в сырье, в материалах и комплектующих изделиях на единицу продукции, потребности в материальных ресурсах на годовой выпуск, а также расчеты материальных затрат на производство продукции. Был определен размер первоначальных инвестиционных издержек и суммы амортизационных отчислений.
Также был проведен расчет численности основных рабочих, расчет численности персонала предприятия, расчет оплаты труда по сдельным расценкам и расчет фонда заработной платы персонала. Произведены расчеты затрат на производство продукции, затрат на годовой выпуск продукции.
Произведен расчет точки безубыточности, при котором предприятие только возмещает расходы на ее производство и реализацию. Был произведен расчет потребности в оборотных средствах и проведен прогноз денежных потоков предприятия.
Анализируя расчеты первой части данного курсового проекта, делаем вывод, что проектируемое предприятие является фондоемким, капиталоемким, рентабельным, энергоемким, трудоемким, так как:
- чистый денежный поток положителен и равен 5369751,8 рублей;
- рентабельность производства изменилась с 29% до 47 %;
- фондоотдача основных производственных фондов с момента освоения увеличилась с 0,7 до 1,13, это говорит об улучшении использования основных фондов;
- амортизационные отчисления составили 1431273,7;
- срок возврата вложенных средств составляет 32 месяца;
Для запуска проекта необходимо:
- 57 человек, из них 46 рабочих
- 36 единиц оборудования (первоначальная стоимость которого равна 4324712 рублей)
- здания, сооружения, передаточные устройства на сумму - 10296933,3 рублей
Данные выводы свидетельствуют о целесообразности создания проектируемого предприятия.
Во второй части курсового проекта была раскрыта тема: «Оценка эффективности затрат на рекламу».
Было выявлено, что проблему эффективного расходования рекламных денег невозможно решить без надежных процедур планирования и оптимизации затрат. Даны основные понятия, такие как эффективность затрат, реклама, эффективность рекламы. Объективным источником проблем и трудностей анализа эффективности затрат на рекламу являются многозадачность и конечная неопределенность.
Определение эффективности рекламы в целом связано с изучением комплекса взаимовлияющих факторов. Можно выделить три основные направления работ по анализу эффективности:
1. Анализ коммуникативной (информационной) эффективности рекламной кампании.
2. Анализ финансовой или коммерческой эффективности.
3. Оценка качества рекламного материала.
Оценкой коммуникативной эффективности комплекса рекламных мероприятий является основа медиапланирования .
Простейшим методом определения финансовой эффективности рекламных объявлений является анализ результатов эксперимента. Для анализа финансовой эффективности возможно использование моделей, описывающих изменения товарооборота в зависимости от величины расходов на рекламу («Видаля-Вольфа», «Кюна» и т.п.).
Иногда предприятие не может себе позволить «простейший» метод, но всегда есть экспертно-аналитические методы.
Приложение Б
Распределение основных фондов по амортизационным группам
Элементы основных фондов |
Номер группы |
В процентах |
Здания |
Десятая |
3 |
Сооружения |
Пятая |
10 |
Машины и оборудование |
Третья |
20 |
Транспортные средства |
Третья |
20 |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
Четвертая |
20 |
Прочие виды основных фондов |
Четвертая |
20 |
Приложение В
Действующие тарифные сетки
Тарифный коэффициент |
Разряды |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Особо сложные работы (I группа) |
1,0 |
1,07 |
1,20 |
1,35 |
1,53 |
1,8 |
1,89 |
2,01 |
Станочники по холодной обработке металлов (II группа) |
1,0 |
1,08 |
1,20 |
1,35 |
1,53 |
1,78 |
- |
- |
Остальные рабочие (III группа) |
1,0 |
1,1 |
1,22 |
1,36 |
1,56 |
1,82 |
- |
- |
Приложение Г
Категории персонала предприятия |
Удельный вес в численности промышленно-производственного персонала |
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
1 |
2 |
3 |
1. Рабочие всего |
85 |
76 |
в том числе: |
||
основные |
75 |
68 |
вспомогательные |
10 |
8 |
2. Руководители |
4 |
12 |
3. Специалисты |
5 |
8 |
4. Служащие |
4 |
3 |
5. Прочий персонал |
2 |
1 |
Всего: |
100 |
100 |
Список литературы:
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М , 2000.
2. Фокина О.М. Экономика предприятия: Конспект лекций / Воронеж: ИММиФ, 2003. – 96 с.
3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 601 с. – (Высшее образование).
4. Петрович И.М., Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия, 1997.
5. Экономика предприятия: Учебник// под ред. Проф. Н.А. Сафронова.- М.: «Юристъ», 2001.
6. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности – СПб: Питер, 2005.
7. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. 1996г.
8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Г.В.Савицкая.-7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002.-704с. - (Экономическое обоснование).
9. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших заведений, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 – 364 с.
10. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.: ил.