Отчет по практике в Лукойле
СОДЕРЖАНИЕ: ЛУКОЙЛ Миссия Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсовЛУКОЙЛ
Миссия
Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека
Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления
Кто мы
ЛУКОЙЛ является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках
Ежедневно наши продукты, энергию и тепло покупают миллионы потребителей в 30 странах мира, улучшая качество своей жизни
Ежедневно более 150 000 человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить Компании передовые позиции на рынке
Наши цели
ЛУКОЙЛ считает своей целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов
Для достижения этих целей ЛУКОЙЛ будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и
предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий
Общая информация о Компании
ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.
По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э.
В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.
В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.
ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.
В 2008 году в рамках реализации Программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании.
По состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн м3 и 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).
Дивидендная политика
Дивидендная политика ОАО ЛУКОЙЛ основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.
В соответствии с Положением о дивидендной политике ОАО ЛУКОЙЛ , принятым в 2003 году, Совет директоров Компании при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО ЛУКОЙЛ по ОПБУ США.
Цели Компании в области дивидендной политики:
признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Компании
повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли
Политика Компании
Политика Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке
Стратегическая цель Группы «ЛУКОЙЛ» заключается в динамичном устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям мировых нефтяных компаний по эффективности и конкурентоспособности.
Социальная ответственность Группы «ЛУКОЙЛ» состоит в создании достойных условий и оплаты труда, обеспечении экологической безопасности, сохранении культурного наследия.
Осознавая свою ответственность перед обществом по сохранению благоприятной окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, Компания рассчитывает на понимание обществом сложности и масштабности стоящих перед ней задач.
Приоритетными задачами ОАО «ЛУКОЙЛ» является обеспечение безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также сохранение благоприятной окружающей среды.
Для решения этих задач в Компании создана и успешно функционирует Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды, включающая обеспечение требований пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она построена в соответствии с действующим российским законодательством, на основе лучшей отечественной и зарубежной практики и сертифицирована на соответствие требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.
Политика Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке (далее – Политика) устанавливает следующие цели:
· увеличение коэффициента использования нефтяного газа за счет роста газоперерабатывающих и электрогенерирующих мощностей;
· применение принципа «нулевого сброса» при разработке шельфовых месторождений;
· увеличение выпуска экологичных видов топлива, соответствующих европейским стандартам;
· реализация положений Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов;
· рациональное использование природных ресурсов, как вовлекаемых в производство, так и находящихся в регионах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», за счет внедрения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, применения альтернативных источников энергии;
· стабилизация и последовательное сокращение количества, а также снижение токсичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов, за счет внедрения новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов и повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами;
· постоянное улучшение состояния промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, в том числе за счет повышения надежности технологического оборудования, обеспечения его безопасной и безаварийной работы, внедрения новых технологий и автоматизированных противоаварийных систем;
· обеспечение готовности органов управления организаций Группы «ЛУКОЙЛ», персонала, аварийно-спасательных служб и формирований к действиям по ликвидации возможных аварий, пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также повышения уровня готовности и оснащения противопожарных и аварийно-спасательных формирований;
· совершенствование процедур подготовки и реализации программ ОАО «ЛУКОЙЛ», обеспечивающих постоянное выявление и решение наиболее важных задач промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от вновь вводимых объектов посредством улучшения качества подготовки предпроектной и проектной документации;
· повышение эффективности производственного контроля, корпоративного надзора и внутреннего аудита за соблюдением законодательных требований промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды на объектах организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на основе внедрения современных информационных технологий, методов технической диагностики и дистанционного мониторинга в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 14001, ISO 17020, OHSAS 18001.
Для достижения поставленных целей ОАО «ЛУКОЙЛ» принимает на себя обязательства:
· осуществлять весь доступный и практически реализуемый комплекс мер по предупреждению травматизма, аварий и смягчению их последствий;
· соблюдать приоритетность планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением воздействия на персонал и население, окружающую среду, перед мерами по ликвидации последствий такого воздействия;
· добиваться последовательного непрерывного улучшения характеристик и показателей воздействия осуществляемой и намечаемой деятельности, продукции и услуг на персонал и население, окружающую среду, а также потребления природных ресурсов в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и общества;
· проводить постоянную целенаправленную работу по снижению потерь нефти, газа, а также продукции нефте- и газопереработки и предотвращению поступления их в окружающую среду;
· внедрять передовые научные разработки и технологии с целью поэтапного сокращения удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии при максимально возможном выпуске продукции;
· обеспечивать соблюдение требований российского законодательства, международных соглашений, отраслевых и корпоративных нормативных требований, а также национального законодательства стран, на территории которых осуществляют свою деятельность организации Группы «ЛУКОЙЛ», регламентирующих обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проводить оценку воздействия планируемых видов хозяйственной деятельности, продукции и услуг на здоровье персонала и населения, окружающую среду;
· осуществлять оценку производственных, профессиональных, пожарных рисков, разработку и реализацию мер по снижению, компенсации непредвиденных потерь;
· принимать и реализовывать любые управленческо-производственные решения с обязательным учетом значимых экологических аспектов, производственных и профессиональных рисков;
· требовать от всех работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ» осуществления работы в соответствии с действующими правилами и нормами промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществлять соответствующие меры стимулирования, обучение и повышение квалификации работников Компании и организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
· добиваться постоянного улучшения качества окружающей среды в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
· требовать от подрядных организаций, ведущих работы для организаций Группы «ЛУКОЙЛ», соблюдения требований по промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые приняты в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»;
· публично отчитываться перед акционерами и работниками Компании о деятельности в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществлять периодическое информирование всех заинтересованных лиц (общественность, органы законодательной и исполнительной власти и др.) о деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществлять непрерывное совершенствование Системы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, в соответствии с требованиями стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001;
· обеспечить контроль за выполнением обязательств, принятых в рамках Политики.
Настоящая Политика распространяется на ОАО «ЛУКОЙЛ» и организации Группы «ЛУКОЙЛ».
Список членов Совета директоров
Состав Совета директоров Компании, избранный на годовом общем собрании акционеров 24 июня 2010 года:
Валерий Грайфер
Председатель Совета директоров
Вагит Алекперов
Член Совета директоров, Президент ОАО ЛУКОЙЛ
Игорь Беликов
Член Совета директоров, Директор Российского института директоров
Виктор Блажеев
Член Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ», Ректор Московской государственной юридической академии
Валлетт Дональд Эверт мл.
Член Совета директоров, Президент по Региону Россия/Каспий КонокоФиллипс
Герман Греф
Член Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ», Президент, Председатель Правления Сбербанка России
Игорь Иванов
Член Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ», Профессор Московского государственного института международных отношений
Равиль Маганов
Член Совета директоров, Первый исполнительный вице-президент ОАО ЛУКОЙЛ
Сергей Михайлов
Член Совета директоров, Генеральный директор ООО Менеджмент-Консалтинг
Марк Мобиус
Член Совета директоров, Исполнительный Президент фонда Темплтон Ассет Менеджмент Лтд.
Александр Шохин
Член Совета директоров, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)
Политика Компании
Политика Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке
Стратегическая цель Группы «ЛУКОЙЛ» заключается в динамичном устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям мировых нефтяных компаний по эффективности и конкурентоспособности.
Социальная ответственность Группы «ЛУКОЙЛ» состоит в создании достойных условий и оплаты труда, обеспечении экологической безопасности, сохранении культурного наследия.
Осознавая свою ответственность перед обществом по сохранению благоприятной окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, Компания рассчитывает на понимание обществом сложности и масштабности стоящих перед ней задач.
Приоритетными задачами ОАО «ЛУКОЙЛ» является обеспечение безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также сохранение благоприятной окружающей среды.
Для решения этих задач в Компании создана и успешно функционирует Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды, включающая обеспечение требований пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она построена в соответствии с действующим российским законодательством, на основе лучшей отечественной и зарубежной практики и сертифицирована на соответствие требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.
Политика Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке (далее – Политика) устанавливает следующие цели:
· увеличение коэффициента использования нефтяного газа за счет роста газоперерабатывающих и электрогенерирующих мощностей;
· применение принципа «нулевого сброса» при разработке шельфовых месторождений;
· увеличение выпуска экологичных видов топлива, соответствующих европейским стандартам;
· реализация положений Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов;
· рациональное использование природных ресурсов, как вовлекаемых в производство, так и находящихся в регионах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», за счет внедрения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, применения альтернативных источников энергии;
· стабилизация и последовательное сокращение количества, а также снижение токсичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов, за счет внедрения новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов и повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами;
· постоянное улучшение состояния промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, в том числе за счет повышения надежности технологического оборудования, обеспечения его безопасной и безаварийной работы, внедрения новых технологий и автоматизированных противоаварийных систем;
· обеспечение готовности органов управления организаций Группы «ЛУКОЙЛ», персонала, аварийно-спасательных служб и формирований к действиям по ликвидации возможных аварий, пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также повышения уровня готовности и оснащения противопожарных и аварийно-спасательных формирований;
· совершенствование процедур подготовки и реализации программ ОАО «ЛУКОЙЛ», обеспечивающих постоянное выявление и решение наиболее важных задач промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от вновь вводимых объектов посредством улучшения качества подготовки предпроектной и проектной документации;
· повышение эффективности производственного контроля, корпоративного надзора и внутреннего аудита за соблюдением законодательных требований промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды на объектах организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на основе внедрения современных информационных технологий, методов технической диагностики и дистанционного мониторинга в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 14001, ISO 17020, OHSAS 18001.
Для достижения поставленных целей ОАО «ЛУКОЙЛ» принимает на себя обязательства:
· осуществлять весь доступный и практически реализуемый комплекс мер по предупреждению травматизма, аварий и смягчению их последствий;
· соблюдать приоритетность планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением воздействия на персонал и население, окружающую среду, перед мерами по ликвидации последствий такого воздействия;
· добиваться последовательного непрерывного улучшения характеристик и показателей воздействия осуществляемой и намечаемой деятельности, продукции и услуг на персонал и население, окружающую среду, а также потребления природных ресурсов в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и общества;
· проводить постоянную целенаправленную работу по снижению потерь нефти, газа, а также продукции нефте- и газопереработки и предотвращению поступления их в окружающую среду;
· внедрять передовые научные разработки и технологии с целью поэтапного сокращения удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии при максимально возможном выпуске продукции;
· обеспечивать соблюдение требований российского законодательства, международных соглашений, отраслевых и корпоративных нормативных требований, а также национального законодательства стран, на территории которых осуществляют свою деятельность организации Группы «ЛУКОЙЛ», регламентирующих обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проводить оценку воздействия планируемых видов хозяйственной деятельности, продукции и услуг на здоровье персонала и населения, окружающую среду;
· осуществлять оценку производственных, профессиональных, пожарных рисков, разработку и реализацию мер по снижению, компенсации непредвиденных потерь;
· принимать и реализовывать любые управленческо-производственные решения с обязательным учетом значимых экологических аспектов, производственных и профессиональных рисков;
· требовать от всех работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ» осуществления работы в соответствии с действующими правилами и нормами промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществлять соответствующие меры стимулирования, обучение и повышение квалификации работников Компании и организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
· добиваться постоянного улучшения качества окружающей среды в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
· требовать от подрядных организаций, ведущих работы для организаций Группы «ЛУКОЙЛ», соблюдения требований по промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые приняты в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»;
· публично отчитываться перед акционерами и работниками Компании о деятельности в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществлять периодическое информирование всех заинтересованных лиц (общественность, органы законодательной и исполнительной власти и др.) о деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, предупреждения и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществлять непрерывное совершенствование Системы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, в соответствии с требованиями стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001;
· обеспечить контроль за выполнением обязательств, принятых в рамках Политики.
Настоящая Политика распространяется на ОАО «ЛУКОЙЛ» и организации Группы «ЛУКОЙЛ».
МТС
ОАО «Мобильные ТелеСистемы»: история развития компании
2010
Бренд МТС стоимостью $9,7 миллиарда третий год подряд признан самым дорогим российским брендом.
Группа компаний МТС (МТС, «Комстар-ОТС», МГТС) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ заложили Аллею связистов на территории Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе.
МТС и Nokia Siemens Networks заключили первый в России контракт о передаче на аутсорсинг функции эксплуатации и обслуживания собственной мобильной сети оператора в 16 регионах Центральной России.
В мае 2010 года МТС и «КОМСТАР», в рамках интеграции компаний Группы МТС, объявили о переходе на единый бренд МТС и представили первые конвергентные продукты для доступа в Интернет с использованием проводных и беспроводных технологий: решение «Домашний и мобильный Интернет МТС СТРИМ» и универсальный роутер.
МТС приобрела 100 % акционерного капитала группы компаний ЗАО «Мультирегион», одного из ведущих российских региональных операторов широкополосного доступа в интернет и кабельного телевидения, предоставляющего услуги ШПД и кабельного телевидения в 37 городах России
В июле 2010 года МТС в Узбекистане запустила первую в СНГ и Центральной Азии коммерческую сеть LTE.
В августе 2010 года открылся межрегиональный Контактный центр МТС в Ульяновске — самый крупный контактный центр МТС в России. Сегодня в РФ действуют девять контактных центров МТС (во Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Рязани, Санкт-Петербурге, Самаре, Ульяновске).
2009
В феврале 2009 года МТС приобрела 25,01 % доли в уставном капитале своей дочерней компании ООО «Дагтелеком» и довела свою долю в ООО «Дагтелеком» до 100 %.
В феврале 2009 года бренд МТС вышел на рынок Индии — компания Shyam Telelink, дочерняя компания АФК «Система», получила возможность использовать бренд МТС в собственных имиджевых и рекламных коммуникациях на территории Индии. В июле 2009 года количество пользователей бренда МТС в семи странах мира превысило сто миллионов.
В июле 2009 года МТС запустила в Башкирии уникальный пилотный проект по предоставлению комплексного решения для подключения мобильной, фиксированной связи и высокоскоростного Интернета в одном пакете, с возможностью оплаты услуг по единому счету.
В октябре 2009 года МТС сообщила о приобретении 50,91 % доли уставного капитала ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы», ведущего оператора интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ.
В 2009 году МТС представила новую стратегию развития компании 3i, согласно которой ключевыми драйверами роста и развития компании стали «инновации, интеграция, Интернет».
В октябре 2009 года «МТС Узбекистан» получила разрешение на использование имеющегося у компании диапазона частот для строительства сети LTE в Узбекистане.
Группа МТС получила сертификат соответствия системы менеджмента качества группы МТС требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 и стала единственной российской телекоммуникационной компанией, подтвердившей соответствие бизнеса Группы компаний стандарту ISO 9001:2008.
В декабре 2009 года МТС завершила сделку по приобретению 100 % акционерного капитала оператора магистральной связи ОАО «Евротел», одного из ведущих федеральных магистральных операторов страны. В результате приобретения, суммарная протяженность объединенной сети группы МТС составила порядка 35 тыс. км.
На конец 2009 года сети 3G от МТС действовали в 55 городах РФ, в том числе и в Москве. В декабре 2009 года МТС получила частотный диапазон для строительства сети 3G в Беларуси.
В 2009 году МТС уделяет активное внимание развитию собственной розничной сети: компания приобрела 100 % акций компании ЗАО «Телефон.Ру», сеть мобильного ритейла «Эльдорадо», и пригласила топ-менеджмент «Связного» для управления розничной сетью МТС. На конец 2009 года сеть собственных салонов МТС насчитывала 2010 магазинов (без учета франчайзинговых точек).
2008
В январе 2008 года МТС запустила в коммерческую эксплуатацию сети МТС GSM-900/1800 в Чукотском автономном округе. Таким образом, в 2008 году сеть МТС запущена в коммерческую эксплуатацию в 82 из 83 регионов России, в которых у МТС есть лицензии на оказание услуг связи.
В апреле 2008 года бренд МТС впервые среди российских брендов вошел в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ Financial Times и Millward Brown.
В апреле 2008 года президент МТС избран в состав Совета всемирной Ассоциации GSM (GSM Association, GSMA).
В апреле 2008 года МТС получила федеральную лицензию на строительство в России сети «третьего поколения» UMTS и в мае стала первой в России компанией, запустившей сети 3G в четырех городах РФ (Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и Екатеринбурге).
В мае 2008 года на должность президента ОАО «МТС» назначен Михаил Шамолин.
В октябре 2008 года Группа МТС и ведущий международный оператор мобильный связи Vodafone, объявили о заключении эксклюзивного стратегического неакционерного партнерства, направленного на расширение маркетинговых и технологических возможностей обеих компаний. Четырехлетнее соглашение о партнерстве распространяется на территорию России, Украины, Узбекистана, Туркменистана и Армении.
В октябре 2008 года МТС подписала соглашение с Apple о продажах iPhone в России.
В декабре 2008 года МТС и «Ашан» запустили первый проект в области «Retail MVNO» — тариф «А-Мобайл».
2007
В апреле 2007 года МТС получила лицензии на строительство сети 3G в формате UMTS в России и Узбекистане, лицензию на строительство сети WiMax в Узбекистане, частоты для предоставления услуг в стандарте 3G (UMTS) в Армении.
В июне 2007 года МТС довела свою долю в «Уздунробита», дочерней компании в Узбекистане, до 100 %.
В сентябре 2007 года МТС приобрела 80 % акций ведущего армянского оператора ЗАО «K-Telecom» (торговая марка VivaCell) и заключила опционное соглашение на покупку и продажу оставшейся 20%-ной доли.
В октябре 2007 года «МТС Украина» стала первым оператором в СНГ, запустившем услуги BlackBerry. В декабре 2007 года стартовали продажи BlackBerry в России.
В декабре 2007 года МТС объявила о приобретении 100 % ЗАО «Башсел» (торговая марка «БашСелл»), сотового оператора Республики Башкортостан.
В 2007 году МТС обеспечила связью все станции метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге, где абонентам стали доступны все услуги связи МТС, включая услуги по передаче данных.
2006
В апреле 2006 года президентом ОАО «МТС» стал Леонид Меламед.
В мае 2006 году МТС завершила реструктуризацию компании, в рамках которой были созданы следующие уровни управления: корпоративный центр, бизнес-единица, макро-регион, регион. Корпоративный центр определяет общую стратегию компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления. Бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей (PL). Макро-регионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. На сегодня действуют восемь макро-регионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.
В мае 2006 года на выставке «Связь-Экспокомм 2006» МТС представила обновленный бренд компании в рамках нового сквозного бренда группы компаний «Система Телеком». «Выбранное для сквозного бренда визуальное решение — простой и вечный символ в форме яйца — очень точно раскрывает суть современных технологий: внешнюю простоту, которая скрывает захватывающую сложность содержания», — прокомментировал событие президент МТС Леонид Меламед.
В июне 2006 года, вместе с тарифом «Первый», МТС представила обновленную линейку тарифных планов, где впервые для тарифов без абонентской платы применен принцип «конструктора», который позволял пользователям подключать на свое усмотрение к базовому тарифу различные услуги, ориентированные на профиль пользования конкретного абонента.
МТС запустила кредитную систему оплаты мобильной связи на массовых тарифных планах на основе услуги «Кредит».
В июле 2006 года МТС приобрела контрольный пакет акций ООО «Дагтелеком», оператора сотовой связи в стандарте GSM-900 в республике Дагестан.
2005
В 2005 году МТС начала оказываться услуги сотовой связи в Туркменистане, объявив о приобретении компании Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI).
В России в 2005 году МТС увеличила до 100 % свою долю в следующих дочерних предприятиях: «Горизонт-РТ» в Якутии, в компании «Уралтел», «Телесот-Алания», «Сибинтертелеком», «РеКом».
В этом же году МТС начала предоставлять услуги сотовой связи в Калмыкии, Еврейской Автономной области, республиках Северного Кавказа — Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии; получила лицензию GSM-1800 в Чеченской республике.
В 2005 году компания существенно расширила портфель дополнительных услуг и первая среди российских операторов предложила абонентам комплекс услуг на базе технологий LBS и RBT.
2004
В феврале 2004 года лицензионная территория ОАО «МТС» и ее дочерних компаний расширилась на всю территорию России, за исключением Пензенской области и Чеченской Республики.
В 2004 году МТС начала предоставлять услуги сотовой связи в Иркутской, Самарской, Ульяновской и Кемеровской областях, республиках Якутия, Саха, Бурятия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия; в Ставропольском крае, на Камчатке и в Магаданской области, а также, благодаря приобретению компании «Сибинтертелеком», в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.
В марте 2004 года довела свою долю до 99,5 % в ЗАО «Сибирские Сотовые Системы — 900» (ССС-900), в апреле увеличила долю до 91 % в ОАО «Мобильные Системы Связи» (МСС) в Омской области, приобрела контрольный пакет акций компании «Телесот-Алания», оператора сотовой связи в Республике Северная Осетия.
В 2004 году довела до 100 % свою долю в ЗАО «Дальневосточные Сотовые Сиcтемы — 900» (ДВСС-900) и ОАО «ТАИФ-ТЕЛКОМ». МТС стала владельцем 100 % акций «Примтелефона» и ЗАО «Цифровые сети Удмуртии — 900» (ЦСУ-900), ЗАО «Астрахань Мобайл» и ЗАО «Волгоград Мобайл».
16 июля 2004 года МТС объявила о приобретении 74 % акций компании Uzdunrobita, крупнейшего сотового оператора в Узбекистане.
2003
В августе 2003 года генеральным директором ОАО «МТС» назначен Василий Сидоров.
В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100 % акций UMC, лидера рынка мобильной связи Украины.
Реализуя стратегию региональной экспансии, МТС стала владельцем контрольного пакета акций крупнейшего оператора Татарстана «ТАИФ-ТЕЛКОМ», владельцем 50 % акций компании «Примтелефон» (Приморский край и Сибирь), 50 % «Астрахань Мобайл» (Астраханская область), 50 % «Волгоград Мобайл» (Волгоградская область); увеличила свое участие до 100 % в компании «Кубань GSM», до 88,5 % в компании «Сибирские Сотовые Системы — 900» (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85 % в компании «Уралтел» (Свердловская область).
В 2003 году МТС приобрела 100 % акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: «Сибчелендж» (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский АО), «Томская Сотовая Связь» (Томская область), «МарМобайл GSM» (Республика Марий Эл).
Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003nbs[году осуществила их коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, в Алтайском крае.
Количество абонентов в сети МТС превысило 15 миллионов.
2002
В апреле 2002 года МТС приобрела крупнейшего оператора юга России «Кубань GSM», что позволило включить в сеть МТС главные курорты страны. В октябре МТС усилила свое присутствие в этом стратегически важном регионе, объявив о покупке ещё одного оператора в Южном федеральном округе — компании «Донтелеком».
МТС укрепила свои позиции на Урале через приобретение местного оператора в Башкортостане, строительство сетей в Перми и Челябинске.
Запущены сети МТС в Мурманске, Тамбове, Архангельске, Вологде, Тюмени, Ненецком автономном округе Республике Карелии и на Алтае. В октябре 2002 года компания расширила свой лицензионный портфель: приобретение ООО «Бит» принесло МТС лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM-900 в четырех регионах России — Туве, Сахалинской области, Чукотском автономном округе и Республике Калмыкии.
В июне 2002 года МТС запустила сеть в Республике Беларусь.
В ноябре 2002 года МТС запустила первые тарифы без абонентской платы под маркой «Джинс».
2001
В августе 2001 года абонентская база компании превысила 2 миллиона пользователей.
В 2001 году компания продолжила региональную экспансию и вышла на северо-запад России, приобретя компанию «Телеком XXI», в итоге в 2001 году МТС действовала уже в 29 российских регионах.
2000
Абонентская база МТС превысила 1 миллион пользователей.
В 2000 году МТС продолжила свою региональную экспансию и представляет услуги мобильной связи в 21 регионе РФ. С начала 2000 года сеть МТС расширилась ещё на четыре новых региона, в т. ч. Амурскую и Ярославскую области, а также Республику Удмуртия.
1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС».
30 июня 2000 года акции МТС начали котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT.
МТС получила премию «Компания года — 2000» в номинации «Телекоммуникации»
МТС впервые в России совместно с компанией Motorola осуществила успешные испытания по передаче данных в сети МТС с использованием технологии GPRS.
1999
В феврале 1999 года МТС впервые в России запустила сети совмещенных стандартов GSM-900/1800.
МТС успешно завершила тестовые испытания WAP-услуг.
Зона действия сотовой сети GSM МТС и ее дочерних компаний — 17 регионов РФ. В 1999 году сети МТС начали работать в Курске, Белгороде, Липецке, Воронеже и Брянске. Еще в 12 регионах (Москва, Московская Владимирская, Тульская, Рязанская, Калужская, Псковская, Тверская, Костромская, Смоленская, Орловская области, а также в республике Коми) сети были запущены ранее.
МТС — первой на российском рынке — удалось в полном объеме реализовать принцип зоновой тарификации. Среди других значимых нововведений — установление посекундной тарификации (после 1-ой минуты), отмену оплаты за входящие внутрисетевые звонки в сети МТС
1998
МТС купила «Русскую телефонную компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях.
Участвуя в работе компании «РеКом», МТС начала строительство сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях.
Заключенное с компанией «Росико» соглашение позволило МТС развивать стандарт GSM-1800 ещё в 17 регионах центральной России и 11 регионах на Урале.
1997
МТС получила лицензии и стала активно развиваться в Тверской области, Костроме и Республике Коми.
МТС первой в России создала опытный участок первой в России двухдиапазонной сети GSM-900/1800.
1996
АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций ЗАО «МТС», а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.
1994
МТС начала коммерческую деятельность в Московской лицензионной зоне.
1993
Компания МТС образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и ещё несколькими акционерами. Четырём российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям — 47 %.МТС
Дивиденды
Как ведущая группа телекоммуникационных компаний, находящихся в быстро развивающихся рынках, МТС в первую очередь должна сохранять достаточный объем ресурсов и иметь необходимую гибкость, чтобы отвечать финансовым и операционным требованиям. В то же время МТС постоянно ищет пути создания акционерной стоимости как с помощью своей коммерческой и финансовой стратегии, включая органическое и неорганическое развитие, так и путем управления капиталом компании.
Следуя своей традиционной практике, МТС будет продолжать применять выплату годовых дивидендов как элемент своей политики, направленной на увеличение акционерной стоимости. При определении размера дивидендов, выплачиваемых компанией, Совет Директоров учитывает целый ряд факторов, в том числе перспективы роста доходов, требования по капитальным затратам, поступление средств от основной деятельности, потенциальные возможности приобретений, а также состояние долга Компании. Решения в отношении дивидендов предлагаются Советом Директоров, а затем по ним проводится голосование на годовом общем собрании акционеров (ГОСА) в первом полугодии.
МТС ставит своей целью сохранить существующую практику и возвращать своим акционерам как минимум 50 % чистой годовой прибыли по US GAAP путем выплаты дивидендов, но этот коэффициент может меняться в зависимости от перечисленных выше обстоятельств.
Дивиденды 2002–2008 гг.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма дивидендов, млн. USD 111 220 403 562 747 1243 1158 999
как % от чистой прибыли 40 % 43 % 41 % 50 % 69 % 60 % 60 % 75 %**
С расчетом на одну АДР, USD* 0,3 0,6 1,0 1,4 1,9 3,1 3,0 1,0
С расчетом на одну акцию, руб. 1,70 3,20 5,75 7,60 9,67 14,84 20,15 15,40
* Сумма дивидендов устанавливается Советом директоров в российских рублях; сумма в долларах США указана в справочном порядке.
** 75% чистой прибыли компании за 2009 год по ОПБУ США до произведения серии единоразовых списаний или 99% чистой прибыли компании за 2009 год по ОПБУ США.
В соответствии с п. 6.4. ст. 6 Устава ОАО МТС дивиденды, решение о выплате которых принято Общим собранием акционеров Общества, должны быть выплачены в срок до конца года, в течение которого принято решение о выплате таких дивидендов, если решением Общего собрания акционеров о выплате дивидендов не установлен меньший срок выплаты дивидендов.
Социальная ответственность в МТС
Компания МТС, являясь крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах СНГ, рассматривает социальную ответственность, как ответственность за воздействие решений и действий МТС на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое:
вносит вклад в устойчивое развитие, включая здоровье и благосостояние общества
учитывает ожидания заинтересованных сторон
находится в соответствии с действующим законодательством и согласуется с международными нормами поведения
применяется во всех взаимоотношениях компании с заинтересованными сторонами
способствует повышению информационной прозрачности компании и совершенствованию ее корпоративного управления
Одна из целей МТС — интеграция данной ответственности во все уровни компании, включая продукты, услуги и процессы.
Мы строим свою стратегию развития в соответствии с запросами общества и потребителей, главной целью которой является повышение качества жизни человека.
Под качеством жизни мы понимаем совокупность социально-экономических или иных критериев, отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.
CHANEL
CHANEL - известный Французский Дом моды. Широкой публике он известен, прежде всего, благодаря духам Chanel №5, которые часто упоминались в кинематографе. Основателем компании является Габриель Коко Бонхеер Шанель. В 1909 году она открывает магазин дамских шляпок в Париже. Достаточно быстро он завоевал популярность у местных модников и когда дела пошли в гору, её магазин переезжает на улицу Камбон, где и находится по сей день. В 1913 году началось расширение сети Chanel и был открыт магазин в Довиле. Несмотря на популярность и финансовый успех, Коко Шанель хотела заниматься не только производством шляп, её мечтой было создание собственной линии одежды, но, так как она не являлась профессиональной портнихой, то не могла заниматься этим делом, иначе её могли привлечь к ответственности. Несмотря на это, выход был найден, она начинает шить женские платья из джерси, такни которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья. Необычная находка имела большой успех и уже к 1919 году у Шанель были клиенты во всем мире. К сожалению, в этом году в автомобильной катастрофе погибает Артут Кейпел, человек, в которого Шанель была влюблена. Ходят слухи, что именно поэтому чёрный цвет становится эталоном в мире моды. В 1921 году появляются духи Chanel #5, названные позже Духами 21-го века. Это были первые синтезированные духи, не пахнущие конкретным цветком, до них большого разнообразия не было, существовали духи с запахом роз или жасмина, но смешанных запахов не было. Их создателем был Эрнест Бо, известный парфюмер, с которым Шанель познакомил её новый друг князь Дмитрий Павлович Романов, представитель царской семьи. Эрнест Бо представил на выбор несколько ароматов, из которых Шанель выбрала номер 5, отсюда и название. В 1939 году Шанель вынуждена закрыть все свои магазины в связи с начавшейся Второй Мировой войной, но тем не менее, Париж она в эти годы не покидала. В 1954 году она решила вернуться в мир моды. С этого времени происходит некая экспансия в США, где Шанель сотрудничает с Голливудом, а также предоставляет свои услуги известным звёздам кино. 10 января 1971 года Габриель Коко Бонхеер Шанель скончалась в возрасте 88 лет, она была похоронена в Лозанне. В 1982 году Дом Chanel возглавил дизайнер Карл Лагерфельд. В 1986 году компания Chanel подписала соглашение с часовыми мастерами и уже в 1987 году первые наручные часы от Chanel были представлены публике их дизайнером был Жак Хелло, а модель часов носила название Premiere. В 2000-м году были представлены первые часы унисекс под названием J12. В 2008-м году Chanel начинает сотрудиничать с Audemars Piguet, вместе с которыми была разработана модель J12 calibre 3125.
История
Компания основана в начале XX века Габриэль «Коко» Шанель , первый бутик под маркой Chanel открылся в 1913 .
Собственники и руководство
Chanel является частной компанией, подконтрольной семье председателя правления Алена Вертеймера (Ален Вертгеймер). Главный дизайнер дома Chanel - Карл Лагерфельд . Генеральный директор компании - Морин Шике.
Штаб-квартира Chanel на Вандомской площади , Париж
Деятельность
Компания Chanel специализируется на производстве и торговле предметами роскоши: одежды, косметики и парфюмерии, часов, солнцезащитных очков и ювелирных изделий. Компании принадлежит 147 бутиков по всему миру.
Финансовые показатели компании не раскрываются. По данным интернет-ресурса hoovers.com, ежегодный оборот Chanel составляет около $ 1089 млрд.
Chanel в России
В 2002 году на территории России было открыто представительство ООО «Шанель».
Эксклюзивным дистрибутором одежды и аксессуаров Chanel на территории России с 1999 до февраля 2006 была компания Mercury . В феврале 2006 Chanel открыла В Столешниковом переулке собственный бутику На территории Россия. На сегодняшний день в России функционируют 3 монобрендовых бутика марки: два в Москве, В Столешниковом переулке И В ТЦ Времена года на Кутузовском проспекте, И один В Екатеринбурге На улице Сакко И Ванцетти.
История
По легенде, Коку Шанель попросила господина Бо создать «искусственный женский аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» ароматом она имеет в виду новый, созданный человеком аромат.
Создавая первый аромат Chanel, Бо экспериментировал с альдегидами - синтетическими цветочными запахами (запах свежести Cucumis SATIVUS). Бо - бывший парфюмер царского двора, бежавший из России после революции 1917 года - стал первым парфюмером, которому удалось построить на основе молекул альдегидов полноценный аромат [1] . Парфюмер представил мадемуазель Шанель на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый - отсюда и пошло название шедевра. К тому же, «пять» было любимым числом Коко Шанель.
Аромат Chanel N 5 состоит из следующих парфюмерных нот:
Верхние ноты: альдегиды, нероли, иланг-иланг, бергамот, лимон
Ноты сердца: ирис, корень фиалки, жасмин, ландыш, роза
Базовые ноты: амбра, сандаловое дерево, пачули, мускус, виверра, ваниль, дубовый мох, ветивер
Революционным оказался не только аромат - революционной была и его презентация. До сих пор фабриканты, наиболее знаменитым ИЗ которых был Рене Лалик , изощрялись в изготовлении флаконов высшего полёта фантазии, самых разнообразных форм, перегружая их самыми диковинными орнаментами. Наперекор этому Габриель, одержимая идеей аскетизма и простоты, предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нём золотой жидкостью. Единственные следы намерения декорировать его относятся к 1924 году. Имеются в виду граненная «под изумруд» пробка и скошенные и закругленные по краям флакона грани самого. Габриель в отличие от своих предшественников поняла, что делать акцент нужно на ценности содержимого, тары а не. Вкус к простоте отразился и в этикетке. Все строится на контрасте чёрного и белого, который так часто использовался ею при разработке нарядов: белый прямоугольник, на котором было начертано чёрными буквами: Chanel. К пробке флакона была привязана круглая печать, На которую была нанесена эмблему Дом Шанель , состоящая из двух переплетенных букв С.
Реклама
Когда новый парфюм был совершенно готов, Габриель не спешила начать его продажу. Вместо этого она подарила флакон каждой из своих подруг, принадлежащих к самым шикарным кругам. Весть о новом аромате мигом разлетелась из уст в уста, и вскоре образовался тайный клуб фанаток «Шанель N 5». Когда же флаконы были пущены в продажу (исключительно в Доме Шанель по адресу рю Камбон, 31), они сразу стали очень популярными среди покупателей.
Изначально Chanel N 5 представляла сама Коко Шанель, затем её место занимали актрисы Катрин Денев, Кароль Буке, Эстелла Уоррен, Николь Кидман, Одри Тоту.
В 1954 году журналист, интервьюировавший Мэрилин Монро , спросил у актрисы, что на ней надето, когда она ложится спать. Ответ стал слоганом рекламной кампании духов - «несколько капель Chanel N 5».