Отрасль машиностроения и ее роль в Вологодской области
СОДЕРЖАНИЕ: Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.Федеральное агентство по образованию
Курсовой проект
Дисциплина: Региональная экономика
Отрасль машиностроения и ее роль в Вологодской области
г. Вологда
2010 г.
Содержание
Введение
Состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодской области
Основные машиностроительные предприятия Вологодской области
Роль Правительства Вологодской области в развитии машиностроения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Машиностроению принадлежит ведущая роль в национальной и региональной экономике, в силу присущих ему макроэкономических функций, связанных с воплощением достижений научно-технического прогресса в новой технике и технологии, выпуском новой продукции, снабжением машинами и оборудованием всех отраслей материального производства, удовлетворением спроса населения на технически сложные потребительские товары. В региональном масштабе развитие машиностроения способствует развитию других территориальных отраслей, улучшению занятости населения, пополнению бюджетов всех уровней, в целом росту экономики и благосостояния региона. Машиностроение и металлоремонт являются структурообразующей и градообразующей отраслью хозяйственного комплекса Вологды. Предприятия машиностроения области, как и в целом по стране сегодня находятся в тяжелом экономическом положении. В новых экономических условиях рынок определяет результативность производства. Большинство машиностроительных предприятий города были в свое время ориентированы на внутренние потребности страны. Изменения в отечественной экономике привели к снижению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса на машиностроительную продукцию. В то же время машиностроители оказались под натиском более качественных, а часто и более дешевых импортных поставок машин и оборудования. Мировой уровень качества и стоимость изделий сегодня выступают не просто эталоном, а реальным конкурентом отечественных производителей.
Повышение качества выпускаемой продукции зависит от состояния основных производственных фондов, их возраста и загрузки. Вследствие резкого сокращения инвестиций в отрасль машиностроения в прошлое десятилетие, замедлилось введение в действие новых производственных фондов, сдерживается выбытие устаревших, увеличивается степень их износа.
В данном курсовом проекте мы рассмотрим состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодской области, основные предприятия, которыми представлена данная отрасль в области, а также перспективы ее развития в будущем и роль Правительства Вологодской области в развитии машиностроения.
Состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодской области
Вологодская область – промышленно развитый регион России, производящий 1,6% продукции промышленности России и 14% объема СЗФО. Объем отгруженной продукции промышленности в расчете на одного жителя почти в 2 раза выше среднероссийского показателя, и среди 83 субъектов Российской федерации по этому показателю область занимает 4 место в России и 2 место в СЗФО. Ведущими видами деятельности в области являются: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство машин и оборудования, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство пищевых продуктов. Преобладающей группой товаров (от 36% до 61%) в импортных закупках за последние несколько лет традиционно является продукция машиностроения (машины, оборудование, транспортные средства). Машиностроительный комплекс Вологодской области представлен тремя основными видами деятельности – это производство машин и оборудования производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования. Доля в объеме отгруженной продукции промышленности области составляет 4,1%. Основные виды продукции – подшипники качения, деревообрабатывающие станки, технические и электронные приборы, ремонт оборудования. В последнем десятилетии предприятия машиностроения Вологодской области прошли сложный путь к рыночному типу хозяйствования. Изменение отношений собственности создало условия для большей самостоятельности и повышения ответственности за обеспечение высокоэффективной деятельности. Однако вследствие действия целого ряда факторов в отрасли резко снизились объемы выпуска продукции, выросли удельные затраты на ее изготовление, сократились доходы и прибыль, уменьшились источники обновления материально-технической базы, инвестиционно-инновационной деятельности. Вместе с тем экономическая и социальная значимость отрасли в экономике региона остается весьма высокой. В 1960 – 1980 гг. отличительной чертой Вологодской области были высокие темы развития машиностроения и металлообработки за счет ускоренного наращивания производственных мощностей действующих предприятий и строительства новых заводов – подшипникового, оптико-механического и электротехнического. За этот период основные фонды предприятий отрасли выросли в 1,8 раза, производство продукции – в 1,7 раза. Машиностроение стало одной и профильных отраслей промышленности области, занимая в 1990 г. третье место после черной металлургии и лесной промышленности по выпуску продукции и числу занятых работников. В отрасли было сконцентрировано около половины установленных в народном хозяйстве региона механизированных поточных и автоматических линий, внедрялись станки с числовым программным управлением, гибкие технологии, автоматизированные системы управления на базе ЭВМ. Однако развитие машиностроения, рост всех его количественных параметров, которые задавались и строго контролировались в плановом порядке, проходили зачастую в ущерб качественным характеристикам. Детальное государственное регулирование цен и доходов предприятий, фондированные поставки оборудования, комплектующих, сырья и материалов искусственно сдерживали развитие, нарушали принципы целесообразности и пропорциональности. Недостаточно внимания уделялось обновлению основных производственных фондов, модернизационные процессы в отрасли явно запаздывали. Фондовооруженность машиностроительных предприятий в 1990 г. значительно уступала средним показателям по промышленности области. Машиностроение оказалось в более глубоком кризисе, чем вся промышленность области. Не в лучшую сторону изменилась доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности. В 1990 г. предприятиями машиностроения было произведено машин и оборудования на 682,8 млн. руб. – 10,5% всей промышленной продукции области. В 2000 г. выпущено металлопродукции на сумму 3056 млн. руб., а доля в общем производстве промышленной продукции составила только 3,5%. С 1999 г. машиностроительная отрасль области начала постепенно выходить из затяжного кризиса. Значительно выросли объемы производства. Объем реализации машин и оборудования с 2000 по 2008 год вырос на 133% (см. Приложение 1). Соответственно и выросла доля продукции машиностроения в общей структуре промышленности и составила 4,1 % в 2008 году. (см. Приложение 2).
Таблица 1. Основные показатели работы организаций по производству машин и оборудования
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. |
23,0 |
18,2 |
18,8 |
15,7 |
17,2 |
20,4 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. |
12,9 |
71,6 |
149,1 |
535,7 |
900,0 |
956,3 |
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции, % |
2,0 |
1,5 |
1,9 |
5,7 |
6,2 |
5,9 |
За 2008 год отгружено товаров собственного производства: производство машин и оборудования – 16 882,6 млн. руб. (112,4% к 2007 г.), (подшипники – 25 743 тыс. штук, 93,3% к 2007 г., станки деревообрабатывающие – 20 шт., 166,7% к 2007 г.); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 1 331,4 млн. руб. (индекс физического объема производства – 84,1 % к 2007 г.), производство транспортных средств и оборудования – 1 701,3 млн. руб. (индекс физического объема производства – 113,4% к 2007г.). Предприятия отрасли увеличивают выпуск новой номенклатуры.
Основные машиностроительные предприятия Вологодской области
Рассмотрим более подробно, какими же предприятиями представлена отрасль машиностроения в Вологодской области. Всего в области насчитывается более 750 предприятий машиностроения.
ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» - крупнейшее предприятие российской подшипниковой промышленности. По объему выпускаемой продукции ЗАО «ВПЗ» занимает лидирующее положение среди подшипниковых заводов. Завод производит свыше 18% от всего объема выпускаемых подшипников России. Завод имеет три международных сертификата менеджмента качества: ISO/TS16949-2002, ISO 9001-2000, в области экологии DIN EN ISO 14001, а также в области соблюдения норм промышленной безопасности OHSAS 18001. Наряду с целенаправленной работой в областях менеджмента качества, экологии, соблюдения норм промышленной безопасности и здоровья, увеличивает рост объемов производства и прибыли, проводит серьезную работу по техническому перевооружению - осуществляется закупка нового шлифовального, термического, кузнечнопрессового, штампового оборудования. На предприятии применяется одна из лучших смазочно-охлаждающих жидкостей в мире. Завод расширяет сотрудничество с известными зарубежными автоконцернами - УзДЭУ, Полярис. Осуществляет экспорт в США, Финляндию, Германию, Италию, страны ближнего зарубежья - Украину, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Молдавию, Белоруссию. Идут переговоры о поставах вологодских подшипников с компаниями ТАТА МОТОRS, OPEL, FIAT и др. Сегодня завод делает ставку на выпуск перспективных и конкурентоспособных видов подшипников, в первую очередь, для предприятий электротехники и конвейерных автомобильных заводов, а также для железнодорожного транспорта.
ОАО «Вологодский оптико-механический завод» , являющийся первым предприятием оптического машиностроения на Севере Европейской части России, располагает следующими видами производств: механическим, оптическим, микроэлектроники, сборки, деревообработки, точного литья, гальваническим, лакокрасочным, печатных плат и электромонтажа, изготовления изделий из пластмасс. ОАО «ВОМЗ» увеличивает объемы производства спецпродукции по госзаказу, продолжает освоение расширенной гаммы дневных и ночных охотничьих прицелов. Руководство предприятия большое значение уделяет вопросам технического перевооружения, освоению новых технологий, разработке новых видов продукции. Введено в действие современное технологическое оборудование ведущих отечественных и зарубежных фирм, в ряде цехов созданы участки точной механики, осуществлен переход на современный уровень обработки сферической оптики. В 2008 году предприятием введено в эксплуатацию общежитие для молодых специалистов.
ОАО «Транс-Альфа» - основу производственно-экономической деятельности компании составляют: организация городских пассажирских перевозок троллейбусным транспортом, ремонт подвижного состава троллейбусного и автобусного парка города и производство новых троллейбусов. Кроме того, на основе производственной базы холдинга выполняются отдельные заказы на возведение троллейбусных сетей в городах Российской Федерации. Лидер по номенклатуре производимых троллейбусов не только в России, но и в СНГ, первый и единственный в России завод, выпускающий серийно низкопольные троллейбусы, способные на равных конкурировать с зарубежными.
ООО ССМ-Тяжмаш - одно из крупных машиностроительных предприятий Северо-Западного региона России, созданное в июле 2002 года на базе Машиностроительного Центра ОАО Северсталь, является предприятием полного цикла - от мощного заготовительного блока (литейный, кузнечнопрессовый цеха, цех металлоконструкций) до механообрабатывающих цехов.
ЗАО Фирма СТОИК - холдинговая компания, в состав которой входит 6 предприятий. Основные виды деятельности: ремонт и сервисное обслуживание металлургического оборудования, машиностроение (изготовление механического оборудования и металлоконструкций), широкий спектр строительных работ. На протяжении 2004-2008 г.г. все основные показатели деятельности фирмы имеют положительную динамику.
ОАО Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин - одно из крупнейших предприятий быстровозводимых мобильных зданий на территории России. Партнерами завода являются РАО Газпром, НК ЛУКойл, ЗАО ИК Трансстрой, ОАО УСК Мост, а также ряд иностранных фирм, действующих на территории России. Вся выпускаемая продукция сертифицирована, имеются необходимые лицензии, система менеджмента качества, применяемая на предприятии отвечает требованиям стандарта ISO 9001:2000. В соответствии со стратегическим планом техперевооружения на заводе предусматривается дальнейшая диверсификация производства и выход на международный уровень производительности и качества.
Сегодня на разных уровнях начинают говорить о нанотехнологиях. Вологодское предприятие ООО Иммид совместно с РХТТУ им. Д.И. Менделеева и фирмой Консист провело комплекс работ по применению нанотехнологий для получения полимерных композиционных материалов с улучшенными эксплуатационными свойствами, в частности для получения труб из полиэтилена для теплосетей. Разработанная технология применения наносистем для полиэтилена низкого давления позволила получать на его основе трубы для горячего водоснабжения. Результаты испытаний показали, что полиэтиленовые трубы с введенным наносистемами характеризуются более высокой стабильностью свойств при повышенных температурах и имеют прочностные характеристики на 20-25% выше по сравнению с серийно выпускаемыми.
В 2008 году ОАО Вологодский машиностроительный завод приступил к освоению производства низкопольных автобусов «Олимп» на базе шасси КАМАЗ для перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. Все выпускаемые модели соответствуют европейским стандартам, прошли необходимые испытания и имеют сертификаты для использования в пассажирских перевозках на территории России. В ближайших планах руководства предприятия – обновление автобусного парка городов и районов Вологодской области с использованием схемы субсидирования из бюджета области.
Роль правительства Вологодской области в развитии машиностроения
Следует отметить, что немаловажную роль в развитии машиностроения играет Правительство области. Уже созданы и продолжают создаваться различные мероприятия для развития предприятий машиностроения.
В целях повышения престижности основных профессий машиностроительного комплекса области, роста профессионального мастерства работников ежегодно на протяжении последних восьми лет в канун Дня машиностроителя проводятся областные конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессий машиностроительного комплекса области. В 2008 году конкурсы состоялись по четырем специальностям: токарь, фрезеровщик, электросварщик и маляр. В них традиционно приняли участие лучшие представители машиностроительных предприятий городов Вологды, Череповца, Великого Устюга. С 2006 года Правительством области из областного бюджета выделяются средства в призовой фонд для конкурсантов, что способствует росту числа участников конкурсов профессионального мастерства.
Основные машиностроительные организации области объединены в ассоциацию, работу которой постоянно поддерживает Правительство Вологодской области, укрепляя связь с ведущими научными и производственными организациями страны - как путем организации прямых контактов с ФГУП МПП Салют и ФНПЦ Прибор, ассоциацией Агротехмаш (город Москва), так и посредством реализации соглашений о партнерстве и сотрудничестве Правительства области с ассоциацией производителей станкоинструментальной продукции Станкоинструмент, Федеральным агентством по оборонному заказу. Целью данных соглашений является наиболее эффективное использование имеющихся возможностей предприятий области в разработке и внедрении научных, технологических, производственных программ, модернизации станочного оборудования повышения качества выпускаемой продукции. Многие предприятия имеют сертификаты соответствия системы менеджмента качества международному стандарту ИСО 9001:2000.
В рамках реализации национального проекта Развитие АПК, перспективным направлением является взаимодействие ОАО Вологодский машиностроительный завод с членами Ассоциации Агротехмаш по производству отечественного импортозамещающего оборудования для машинно-технологического переоснащения ферм КРС. Данное направление нашло поддержку как в Правительстве Москвы, так и Правительстве Вологодской области. Решению многих актуальных проблем организаций машиностроения способствует активное взаимодействие Правительства области с ассоциацией Машиностроительные предприятия Вологодской области. Подготовлены предложения по активизации развития научно-технического потенциала региона, основные положения бизнес-плана развития машиностроительного кластера Вологодской области, обеспечения предприятий машиностроения металлопрокатом, создан инновационно-технический Центр на базе ОАО ВОМЗ, рассматривается ряд вариантов строительства жилья по технологии Вологодского завода строительных конструкций и дорожных машин. В стадии решения вопрос создания корпоративного университета в городе Вологде. Руководством ОАО Вологодский оптико-механический завод совместно с ВоГТУ сформирована специализированная группа (15 человек) из студентов 4 курса очного отделения для целевой подготовки инженерно-технических кадров для предприятия. В сложившейся ситуации привлечение бизнеса способного разработать и реализовать высокотехнологичные проекты, внедрять современные технологии в машиностроительной промышленности и производить новые виды продукции является стратегической задачей отрасли.
Заключение
В данном курсовом проекте мы рассмотрели характеристики отрасли машиностроения в Вологодской области, ее долю в структуре промышленности области. Из этого можно сделать вывод, что объем реализации продукции машиностроения имеет тенденцию постепенного роста, приблизительно на 12% в год, также наблюдается увеличение доли машиностроения в структуре промышленности области приблизительно от 3,4% в 2007 году до 4,2% в 2008 году. Можно сказать, что в развитии отрасли участвуют как и руководство предприятий, которое, все большее значение уделяет вопросам технического перевооружения, освоению новых технологий, разработке новых видов продукции, так и Правительство области, разрабатывающее и проводящее мероприятия для развития машиностроения. Также следует отметить, что предприятия стремятся к мировым стандартам и постепенно начинают выходить на внешний рынок.
В целом, в Вологодской области есть перспективы развития отрасли машиностроения, а дальнейшее ее развитие во многом зависит от повышения качества менеджмента предприятий машиностроения и поддержки Правительства области.
Список использованной литературы
1. Шичков, А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе: Монография / А.Н. Шичков. – М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. – 360 с.
2. Митенев, В.В. Машиностроение Европейского Севера России / В.В. Митенев. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. – 219 с.
3. Митенев, В.В. Машиностроение Вологодской области: проблемы и тенденции / В.В. Митенев. – Вологда: ВологодскийНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. – 111 с.
4. Статистический ежегодник Вологодской области / Вологда, сентябрь 2009 г.
5. Машиностроительный комплекс Вологодской области / Справочник инвестора – 2008.- С. 13-14.
6. Дамирова, С. Взаимодействие бизнеса и власти: составляющая успеха. Проблемы и перспективы развития машиностроения Вологодской области / С. Дамирова // Красный Север. – 2007. -22 ноября. –С. 12.
7. Официальный сайт Правительства Вологодской области –Режим доступа: // http://vologda-oblast.ru