Оценка финансового состояния предприятия

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание и основная целевая установка финансового анализа. Изучение финансовой деятельности предприятия в целом с помощью различных методов: горизонтального (временного), вертикального (структурного), трендового анализа и расчет основных показателей.

Введение

Оценка финансового состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в Российской экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения. Уже наработан определенный опыт как в теории, так и на практике.

Цель любой коммерческой организации - получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На мой взгляд, в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

Финансовое состояние – является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия. Оно является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений на предприятии и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля его использования. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей для повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является очень актуальным, так как от этого во многом зависит успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния любого предприятия уделяется много внимания.

Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Они направлены как на оценку финансового состояния предприятия, так и на подготовку информации для принятия управленческих решений и на разработку стратегии управления финансовым состоянием.

Целью курсовой работы является – изучение финансовой деятельности предприятия в целом, т.е. научиться определять финансовое состояние предприятия, прогнозировать основные тенденции.


В современных условиях, когда повышается самостоятельность организаций в принятии и реализации управленческих решений, а также степень их экономической и юридической ответственное ш за результаты финансово-хозяйственной деятельности, возрасти i и роль финансового анализа в жизни организаций (предприятий).

Вообще термин «финансовый анализ» трактуется достаточно широко и в отличие, например, от бухгалтерского учета, не имеет оби и принятого толкования. «Под финансовым анализом в широким смысле можно понимать совокупность аналитических процедур п ч ношении некоторого объекта исследования, основывающихся ми данных финансового характера».

Анализ финансового состояния организации является существенным и непременным элементом управления предприятием и важнейшим блоком в системе финансового анализа, знание процедур которпщ обязательно для любого экономиста (финансиста).

Финансовое состояние предприятия — это важнейшая характер тика его экономической деятельности, которая выражается систсмйв показателей, отражающих процесс формирования, использои^ннц финансовых ресурсов и капитала предприятия (фирмы), а также и»* стояние его денежного оборота. Оно определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловом сотрудничестве, позваляет оценить, в какой степени гарантированы экономические ин1с|н»в| самого предприятия и его партнеров. Показатели финансового cNflM яния предприятия интересуют различные группы пользователей;

• менеджеров организации, и в первую очередь — финансовых менеджеров;

• собственников предприятия, в том числе его акционером,

• кредиторов и инвесторов;

• поставщиков и покупателей;

• государства в лице налоговых органов;

• персонала организации и др.

В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами организации, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния организации. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска его банкротства.

Внешний анализ осуществляется аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публичной отчетности. Его главная цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потерь.

Значение анализа финансового состояния организации (предприятия) в том, что его результаты — своеобразный индикатор положения дел на предприятии и позволяют руководству на его основе принимать адекватные управленческие решения по улучшению финансового состояния и повышению эффективности его хозяйственной деятельности. Поскольку анализ финансового состояния является составной частью финансового анализа, его непременным элементом, остановимся на его целях, задачах, методах и структурных элементах информационного обеспечения в соответствии с методологией финансового анализа.

Основной целью анализа финансового состояния организации является объективная и обоснованная оценка ее текущего и перспективного финансового состояния, полученная на основе определенного числа ключевых информативных показателей (параметров), позволяющих дать объективную и точную картину ее финансового состояния, возможных темпов экономического развития, а также финансовых результатов и параметров эффективности финансово-коммерческой деятельности.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного таимосвязанного набора аналитических задач, которые могут быть иыполнены с различной степенью детализации в зависимости от по- | гавленных перед специалистами-аналитиками задач, полноты и содержательности имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.

Основные задачи финансового анализа реализуются в процессе выполнения этапов анализа финансового состояния организации:

• предварительный (общий) анализ финансового состояния;

• анализ финансовой устойчивости;

• анализ ликвидности и платежеспособности;

• анализ деловой и рыночной активности;

• анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности организации;

• диагностика потенциального банкротства и прогнозирование финансового состояния организации.

В ходе реализации указанных этапов анализа мы должны получить следующие результаты:

• своевременную и объективную оценку финансового состоянии организации, выявление «узких мест» в ее финансово-хозяйственной деятельности и исследование причин их образования;

• оценку возможности наступления банкротства организации,

• выявление факторов и причин достигнутого состояния;

• выявление и мобилизацию резервов улучшения финансового состояния организации и повышение эффективности всей ее хозяйственной деятельности;

• подготовку и обоснование предлагаемых управленческих решений в целях улучшения финансового состояния организации;

• выявление тенденций развития организации на основе прогнозирования ее финансового состояния.

Все это требует соответствующих знаний, позволяющих выпол нить комплексную оценку финансового состояния предприятия, владея соответствующей методикой. Практика финансового анализа выработала следующие основные методы его проведения:

горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции текущей отчетности с параметрами отчетности предыдущего периода (базового);

вертикальный (структурный) анализ, позволяющий определить структуру итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ, характеризующийся сравнением каждой позиции отчетности с позициями ряда предшествующих периодов и позволяющий определить основную тенденцию динамики анализируемых показателей в будущем;

анализ относительных показателей (коэффициентный), т.е. расчет отношений данных бухгалтерской (финансовой) отчетности определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ проводится как на основе внутрихозяйственного анализа сводных показателей отчетности по отдельным позициям фирмы за прошлые периоды, так и на основе их сравнения с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (активно действующих причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Помимо всего прочего, для оценки влияния факторов могут использоваться дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц, графический метод и др.

Анализируя финансовое состояние организаций, можно использовать и различные типы моделей , позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Западные специалисты выделяют следующие из них:

дескриптивные модели — модели описательного характера, основные для оценки финансового состояния предприятия. Эти модели начинаются с построения балансов и других форм финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, с формирования системы различных финансовых коэффициентов, и завершается составлением аналитической записки к отчетности;

предикативные модели используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния;

нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Они применяются в основном при внутреннем финансовом анализе и аудите.

Поскольку в основе финансового анализа лежит выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей, для правильного выбора методики финансового анализа важно выявить характер связей между анализируемыми факторами. В этой связи в практике экономического анализа различают два основных вида связей:

детерминированные, при которых каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака, то есть между исследуемым показателем и факторами существует жесткая функциональная зависимость и строгое соответствие;

вероятностные (стохастические), когда каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т. е. между исследуемым показателем и факторами нет строгого соответствия и строгой зависимости, но доказано, что эта зависимость существует.

Приемы и методы, используемые при проведении финансовогл анализа, можно классифицировать по следующим признакам:

по степени формализации — формализованные и неформализованные методы. Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объектиивный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сцепи риев, построение аналитических таблиц) основаны на логическом описании аналитических приемов, они в большей части субъективны

по применяемому инструментарию — экономические методы (балансовый, дисконтирования); статистические методы (метод средних величин, метод цепных подстановок, метод группировки, индексный метод); математико-статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ); методы оптимального програм мирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование).

Кроме знания методов финансового анализа, необходимо имен, достаточное информационное обеспечение для осуществления анализа и квалифицированный персонал, способный к разработке и реализации методик финансового анализа с использованием современных компьютерных технологий.

Основным источником аналитической информации при анализе финансового состояния фирмы является ее бухгалтерская (финансовая) отчетность. Состав и содержание этой отчетности для организаций (за исключением бюджетных и общественных) регулируется законами и нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:

• бухгалтерский баланс (форма № 1);

• отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибыли и убытках (предусмотренные нормативными актами):

а) отчет об изменениях капитала (форма № 3);

б) отчет о движении денежных средств (форма № 4);

в) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

г) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

• пояснительную записку;

• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральными законами РФ подлежит обязательному аудиту.

Обязательные аудиторские проверки должны пройти:

• все открытые акционерные общества;

• банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды;

• фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

• организации с годовым объемом выручки от реализации более 500 тыс. МРОТ и сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ;

• государственные унитарные предприятия;

• организации, если в их уставном капитале доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Все остальные формы они имеют право не представлять.

Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является баланс, с помощью которого можно оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность их привлечения.

Кроме форм бухгалтерской отчетности, финансовый анализ использует статистическую отчетность, данные управленческого учета, данные оперативного учета, выборочные учетные данные, нормативно-плановую информацию, а также прочие источники информации (материалы внешнего и внутреннего аудита, результаты проверок, проводимых налоговыми службами, материалы переписки с финансово-кредитными организациями и т. п.).

К основным формам статистической отчетности относятся:

• форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

• приложение 3 к форме № П-1 «Сведения об объеме платных услуг населению по видам»;

• форма № П-2 «Сведения об инвестициях»;

• форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации,

• форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»;

• форма № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации».

Многие формы статистической отчетности предназначены дли предприятий определенного рода деятельности или для фирм, отобранных по тому или иному критерию территориальным органом Росстата. К числу таких форм отчетности относится, например, фор ма ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», а также форма № П-5 (м) — для микропредприятий. Они должны предоставлять сведения, если попали в выборку терри ториальных органов статистики.

Для внешних пользователей анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии практически исчерпывается именно анализом финансовой отчетности (в отдельных специфических случаях он может быть дополнен анализом информации, полученной нелегальным путем). По результатам такого анализа принимаются управленческие решения.

Для внутренних пользователей анализ финансовой отчетности представляет лишь оперативную стадию анализа финансово-хозяйственной деятельности. Например, по его результатам принимаются решения по выработке оперативных мер, направленных на улучшение финансового состояния предприятия (фирмы).

Скачать архив с текстом документа