Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек
СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Оценка стоимости предприятия На тему: Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделекКурсовая работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Оценка стоимости предприятия
На тему: Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек
Чита 2008
Содержание
Введение
1. Общеэкономический анализ и краткая характеристика отрасли
2. Анализ финансового состояния
3. Доходный подход
4. Сравнительный подход
Заключение
Список источников
Введение
В настоящее время возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав - акционирование, привлечение новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования.
Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятия служит основанием для выработки ее стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой их них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.
Результаты оценки:
Подход |
Стоимость, рублей |
Доходный подход |
5313900 |
Сравнительный подход |
12264800 |
Итоговая стоимость |
6704080 |
1. Общеэкономический анализ и краткая характеристика отрасли
Оценка рынка конкурентоспособности предприятия осуществляется посредством изучения многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка. В основу методологического подхода для исследования рынка был заложен принцип комплексности, предполагающий выявление системы взаимосвязей между различными факторами. С этой целью в бизнес-плане выделены 3 блока проблем, позволяющих охарактеризовать рынок мясопродукции Читинской области:
1. Анализ спроса на мясопродукцию на исследуемом рынке.
По данным таблицы 1 можно заметить, что в последние годы возрастают потребительские расходы населения на покупку продуктов питания, и в частности на покупку мяса и мясопродуктов.
Таблица 1 - Потребительские расходы домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства)
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Потребительские расходы на покупку продуктов питания, руб. |
2303 |
2594 |
4186 |
5174 |
6963 |
9384 |
11680 |
В т.ч. мяса и мясопродуктов, руб. |
532 |
563 |
828 |
1094 |
1671 |
2461 |
3168 |
В % от потребительских расходов. |
23 |
22 |
20 |
21 |
24 |
26 |
27 |
Мы наблюдаем, что в 2005 году доля расходов на мясо и мясные изделия составляет 27%, но этот рост связан в большей степени с инфляцией и ростом цен. Как можно заметить, проанализировав таблицу 2 возрастание потребительских цен на мясопродукты и мясные изделия значительно. При этом наибольшие индексы цен из данного перечня мясопродуктов имеют сосиски и сардельки во всех анализируемых периодах.
Таблица 2-Индексы потребительских цен
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Мясопродукты |
120,3 |
133,0 |
109,6 |
102,3 |
106,4 |
113,3 |
Колбаса с/к |
104,1 |
139,1 |
102,3 |
93,6 |
111,6 |
104,7 |
Колбаса вареная 1с |
108,2 |
129,0 |
105,8 |
101,2 |
106,6 |
108,4 |
Колбаса вареная в/с |
111,8 |
120,8 |
103,2 |
102,1 |
107,3 |
105,7 |
Колбаса п/к |
117,0 |
135,0 |
111,6 |
103,6 |
107,1 |
109,2 |
Сосиски, сардельки |
113,4 |
127,4 |
108,5 |
103,0 |
113,2 |
113,7 |
2. Определение и прогнозирование емкости рынка.
Емкость рынка - максимально возможный спрос, который для продуктов питания может определяться исходя из рациональных норм потребления по РФ или региональных норм потребления.
Рациональная норма потребления колбасных и мясных изделий для потребителей Читинской области составляет 90 кг на человека в год. Исходя из указанной нормы, емкость рынка составляет 160,740 тыс. тонн.
Рациональная норма потребления по Российской Федерации составляет 78 кг на человека в год. Следовательно, емкость рынка составляет 92,508 тыс. тонн.
По оценке специалистов среднедушевое потребление колбасных изделий в год составляет около 40% от среднего потребления мяса и мясопродукции.
Определение емкости рынка колбасных изделий в 2003-2005 годах. представлено в таблице 3:
Таблица 3-Емкость рынка колбасных изделий в 2003-2005 гг.
Среднедушевое потребление колбасных изделий, кг |
Численность населения, тыс. человек |
Потребление колбасных изделий населением в год, т |
Производство колбасных изделий местными предприятиями, т |
Ввоз колбасных изделий из других регионов и импорт, т |
2003 год |
||||
17 |
1227,0 |
20859 |
4250 |
16609 |
2004 год |
||||
17 |
1145,1 |
19467 |
6004 |
13463 |
2005 год |
||||
17 |
1186,0 |
20162 |
7015 |
13147 |
Таким образом, для нашего предприятия существуют ниша рынка и объективные предпосылки для увеличения объема выпуска мясной, в том числе колбасной продукции и в частности сарделек.
3. исследование условий конкурентов.
Основными конкурентами ООО являются мясокомбинаты городов Новосибирска, Омска, Иркутска, Ангарска. Эти предприятия выпускают колбасы в вакуумной упаковке, их отличает высокая цена и высокое качество. Из местных производителей на рынке мясопродукции основными конкурентами являются: ЗАО Забайкалагробизнес, небольшой объем выпускают ООО Кенон, Краснокаменское ППГХО.
Цены, сложившиеся в 2005 году представлены в таблице №4.
Таблица 4- Цены на колбасные изделия (оптовые), 2005 год
Наименование |
Новосибирск |
Иркутск, Ангарск |
ООО МПК |
Забайкалагробизнес |
Колбасы вареные: |
||||
Докторская |
89,52 |
96,19 |
97,24 |
|
Молочная |
78,93 |
91,96 |
91,96 |
|
Русская |
91,16 |
91,96 |
91,96 |
|
Столовая |
64,97 |
84,03 |
85,62 |
|
Чайная |
76,10 |
77,16 |
||
Отдельная |
81,92 |
83,50 |
||
Молодежная |
72,93 |
68,60 |
75,05 |
|
Колбаса п/к |
||||
Краковская |
137,13 |
122,30 |
122,64 |
|
Украинская |
112,48 |
113,57 |
||
Одесская |
111,38 |
112,48 |
||
Сардельки |
||||
Сардельки 1 с |
88,70 |
86,97 |
||
Сардельки Павловские |
83,00 |
180,73 |
||
Сосиски |
||||
Сосиски Любительские |
103,50 |
102,33 |
||
Сосиски Молочные |
104,3 |
101,45 |
Самые низкие цены на колбасы имеет продукция из Иркутска, Ангарска; самые высокие из Новосибирска (на продукцию аналогичную по сравнению). Иркутская продукция пользовалась спросом несколько лет назад, ее качество было очень высоко по сравнению с аналогичной местного производства. Из привозной продукции пользуются спросом колбасы сырокопченые и сервелаты (Москва, Новосибирск).
Цены на колбасные изделия на колбасы 1 сорта, полукопченые ниже, чем у Забайкалагробизнеса; на сардельки, сосиски выше; в целом на отдельные виды продукции расхождения незначительны, на 1-2 рубля.
Учитывая, что на региональном рынке мясопродукции мы имеем, с одной стороны, небольшой удельный вес местных производителей в общем объеме предложения, а с другой - предпочтение потребителей именно этой продукции, можно констатировать отсутствие острой конкуренции при превышении спроса над предложением.
Таблица 5-Ассортимент продукции
№ |
Наименование |
Кол-во видов |
Кол-во видов (за 6 месяцев), тонн |
Кол-во (среднемесячное), тонн |
Удельный вес в объеме продаж |
1 |
Колбасы вареные в/с |
6 |
283,5 |
45,4 |
14,07 |
2 |
Колбасы вареные 1,2 с |
16 |
463,6 |
77,3 |
23,10 |
3 |
Колбасы п/к |
34 |
294,5 |
49,1 |
14,67 |
4 |
Колбасы в/к |
6 |
3,85 |
0,63 |
0,19 |
5 |
Сардельки, сосиски |
10 |
287,2 |
47,9 |
14,31 |
6 |
Ветчины |
7 |
90,9 |
15,1 |
4,53 |
7 |
Деликатесы |
33 |
246,4 |
41,07 |
9,47 |
8 |
Мясные полуфабрикаты |
18 |
190 |
31,6 |
9,47 |
9 |
Рыба |
27 |
58,9 |
9,9 |
2,94 |
10 |
Ливерные колбасы, паштеты |
8 |
69,9 |
11,6 |
3,48 |
11 |
Пиво |
2 |
25,6 |
4,3 |
0,19 |
В штате ООО состоит 412 человек, которые являются специалистами в области мясопереработки. На предприятии ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы подготовки персонала. Ведущие Технологи посещают семинары, проводимые в Иркутске, Новосибирске, Австрии. Руководство компании проводит стажировку у ведущих производителей Германии, США.
ООО работает на давальческом сырье. С 1997 года ИП Самойлов является давальцем сырья и собственником производимой продукции; согласно договора подряда предприниматель осуществляет закуп сырья и реализацию готовой продукции, а также несет затраты по содержанию, текущему ремонту, производит реконструкцию, перепланировку и переоборудование производственных комплексов.
ИП Самойлов реализует готовую продукцию: 50% через свою розничную сеть, 19% через дилеров, 31% через сторонних покупателей.
Для доставки продукции имеются автомобили(холодильники-рефрижераторы), которые позволяют осуществлять перевозку скоропортящейся продукции.
Технология производства предусматривает использование специальных рецептур, зарекомендовавших себя на рынке колбасной и деликатесной продукции города Читы, а также разработку и внедрение новых технологий.
В качестве рынка сбыта продукции ООО выступают оптовые и розничные торгующие организации города Читы и Читинской области, собственная фирменная сеть. Оптовая продажа занимает 50% от общего объема реализации мясопродуктов, также охват рынка осуществляется путем прямых контактов с потенциальными покупателями в городе Чите.
Как показывает практика работы ООО , спрос на продукцию постоянный, дневная реализация равна дневной выработке, нет остатков готовой продукции на складах и в розничных отделах торговой сети. Продукция сторонним покупателям отпускается по предварительной заявке. Через собственную розничную сеть реализуется 42% продукции, с февраля 2003 года предприятие начало реализовывать свою продукцию через дилерскую сеть; через дилеров продается до 20% от всей произведенной продукции, сторонним покупателям отпускается до 38%.
Таким образом, основная стратегия маркетинга ООО МПК - высокое качество - большой ассортимент - конкурентные цены.
2. Анализ финансового состояния
Анализ баланса
На основе данных баланса проводится анализ по следующим направлениям:
1) Анализ ликвидности баланса.
Таблица №6-активы предприятия и их расчет
Показатель |
Расчет показателя на основе строк баланса |
Значение показателя |
||
2003 |
2004 |
2005 |
||
А1 |
Стр.250+стр.260 |
2842 |
50000 |
55000 |
А2 |
Стр.240 |
3359336 |
3925000 |
4318000 |
А3 |
Стр.210+стр.220+стр.230++стр.270 |
20056 |
16424000 |
18067000 |
А4 |
Стр.190 |
54752 |
55000 |
60500 |
Таблица №7-пассивы предприятия и их расчет
Показатель |
Расчет показателя на основе строк баланса |
Значение показателя |
||
2003 |
2004 |
2005 |
||
П1 |
Стр.620 |
3355052 |
2205000 |
1984000 |
П2 |
Стр.590+стр.630+стр.660 |
- |
18000000 |
- |
П3 |
Стр.590+стр.640+стр.650 |
- |
- |
- |
П4 |
Стр.490 |
81934 |
249000 |
273900 |
Баланс признается абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения:
Таблица №8-Соотношения показателей
2003 |
2004 |
2005 |
|
А1П1 |
28421984000 |
50000 22050000 |
550002426000 |
А2П2 |
3359336- |
3925000 18000000 |
4318000- |
А3П3 |
20056- |
16424000- |
18067000- |
А4П4 |
5475281934 |
55000249000 |
60500273900 |
Определим следующие показатели:
-текущая ликвидность(1)-показатель, характеризующий платежеспособность (+) или неплатежеспособность (-) организации в ближайшее время.
ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2) (1)
ТЛ03=(2842+3359336)-3355052=7126
ТЛ04=(50000+3925000)-(2205000+18000000)=-16230000
Тл05=(55000+4318000)-1984000=2389000
-перспективная ликвидность(2)-показатель, характеризующий прогнозную платежеспособность.
ПЛ=А3-П3 (2)
ПЛ03=20056
ПЛ04=16424000
ПЛ05=18067000
Вывод: В нашем случае не все соотношения, заключающиеся в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения, соблюдаются. Баланс нельзя назвать ликвидным.
Резкое ухудшение показателей ликвидности в 2004 году можно объяснить тем, что в этом году был взят кредит на сумму 18000000 рублей сроком на 1 год. В целом показатели платежеспособности имеют положительное значение, как на ближайшее время, так и на прогноз, что говорит о хороших тенденциях развития предприятия
2)Анализ платежеспособности предприятия.
Анализ ликвидности, проведенный выше, является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Показатели платежеспособности рассчитаны в таблице 9:
Таблица 9-Расчет показателей платежеспособности.
Наименование показателя |
Способ расчета |
Нормальное ограничение |
Значения |
||
Общий показатель платежеспособности |
Л1=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+П3) |
Л11 |
0,5 |
1,19 |
3,84 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Л2=стр(250+260)/(610+620+630+660) |
Л20,1-0,7 |
0,0008 |
0,0225 |
0,028 |
Коэффициент критической точки |
Л3=стр(250+260+210) /(610+620+630+660) |
Не менее 0,1 |
1,002 |
1,803 |
9,114 |
Коэффициент текущей ликвидности |
Л4=стр290/(610+620+630+660) |
Не менее 2,0 |
1,008 |
9,25 |
11,29 |
Коэффициент маневренности функционального капитала |
Л5=стр(210+220+230)/ (290-610-620-630-660) |
Снижение является положительным фактом |
0,738 |
0,103 |
0,808 |
Доля оборотных средств в активах |
Л6=стр290/стр300 |
Л6 0,5 |
1,008 |
0,997 |
0,995 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
Л7=стр(490-190)/290 |
Л7 0,1 |
0,008 |
0,010 |
0,010 |
Коэффициент обеспеченности обязательств активами |
Л8=стр(190+290)/ (590+610+620+630+660) |
Увеличение показателя является положительным фактом |
1,024 |
1,012 |
11,31 |
По данной таблице можно сделать вывод, что значения показателей близки к нормативным. Общий показатель платежеспособности возрастает. Коэффициент текущей ликвидности также возрастает и значительно превышает нормативный показатель. Низкое значение коэффициента обеспеченности собственными средствами объясняется их отсутствием у предприятия. Они арендуются по договорам аренды.
Анализ Отчета о прибыли и убытках
На основе Отчета о прибыли и убытках проводится анализ показателей рентабельности. Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.
Анализ показателей рентабельности представлен таблице 10
Таблица №10-Расчет показателей рентабельности
Наименование показателей |
Способ расчета |
Значения показателей |
||
2003 |
2004 |
2005 |
||
Рентабельность объема продаж, % |
Р1=(стр050ф2)*100/стр010ф2 |
0,93 |
2,1 |
2,98 |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности, % |
Р2=стр140ф2*100/стр010ф2 |
0,92 |
1,41 |
2,31 |
Чистая рентабельность, % |
Р3=стр190ф2*100/стр010ф2 |
0,70 |
1,08 |
1,76 |
Экономическая рентабельность, % |
Р4=стр190ф2*100/Стр300ф1 |
6,81 |
7,88 |
2,18 |
Рентабельность собственного капитала, % |
Р5=стр190ф2*100/стр490ф1 |
1,92 |
3,30 |
1,79 |
Валовая рентабельность, % |
Р6=стр029я2*100/стр010ф2 |
0,93 |
2,10 |
2,98 |
Рентабельность реализованной продукции (затратоотдача), % |
Р7=стр050ф2*100 стр(020+030+040) ф2 |
0,94 |
2,14 |
3,07 |
По данной таблице можно сделать выводы, что практически все коэффициенты рентабельности возрастают, в том числе рентабельность объема продаж, бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности, чистая рентабельность, валовая рентабельность, рентабельность реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции в 2005году составляет 3,07%.Снижение экономической рентабельности, характеризующей эффективность использования всего имущества, можно объяснить отсутствием собственного имущества у предприятия.
Общий вывод по финансовому состоянию:
Проанализировав рассчитанные финансовые показатели можно сказать, что значение большинства из них возрастает. Недостатком предприятия является отсутствие у него на балансе основных средств и нематериальных активов, вследствие чего многие финансовые коэффициенты значительно ниже нормативных. Но в общем можно сказать, что предприятие работает эффективно и его финансовое положение стабильно.
3. Доходный подход
Определение длительности прогнозного периода.
В качестве базисного мы выбираем 2005 год, в качестве прогнозного период с 2006 по 2008 годы и 2009 год мы берем как послепрогнозный.
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
Таблица 11-Анализ валовой выручки от реализации
Показатели |
Единицы измерения |
Период |
||
2003 |
2004 |
2005 |
||
Сардельки 1с |
||||
Объем в натур.выражении |
Кг |
97100 |
103560 |
110434 |
Темп роста |
106,65 |
106,64 |
||
Цена |
Руб |
68,90 |
78,00 |
88,70 |
Темп роста |
113,2 |
113,7 |
||
Выручка от реализации |
Тыс.руб |
6690,19 |
8077,68 |
9795,50 |
Темп роста |
120,74 |
121,27 |
||
Сардельки Павловские |
||||
Объем в натур.выражении |
Кг |
89100 |
96350 |
103200 |
Темп роста |
108,14 |
107,11 |
||
Цена |
Руб |
65,00 |
73,00 |
83 |
Темп роста |
112,31 |
113,70 |
||
Выручка от реализации |
Тыс.руб |
5791,60 |
7033,55 |
8565,6 |
Темп роста |
121,44 |
121,78 |
||
Сардельки в/с |
||||
Объем натур.выражении |
Кг |
65400 |
72100 |
81600 |
Темп роста |
110,24 |
113,18 |
||
Цена |
Руб |
64,00 |
77,40 |
88,00 |
Темп роста |
120,94 |
113,70 |
||
Выручка от реализации |
Тыс.руб |
4185,6 |
5580,54 |
7180,80 |
Темп роста |
133,3 |
128,68 |
||
Итого выручка : |
Тыс.руб |
16667,39 |
20691,77 |
25541,9 |
Темп роста : |
124,15 |
123,44 |
Как можно заметить по данным таблицы 11, у предприятия высокие темпы роста выручки по всем видам сарделек. Этот рост связан как с ростом цен, так и с увеличением объема производства.
Прогноз валовой выручки представлен в таблице 12:
Таблица 12- Прогноз валовой выручки от реализации
Показатели |
Ед. изм |
2005 |
Прогнозный период |
2009 |
||
2006 |
2007 |
2008 |
||||
Сардельки 1с |
||||||
оптимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
110434 |
138042,5 |
172553 |
215691,4 |
226476 |
Цена |
Руб |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
Выручка |
Т.руб |
9795,5 |
12244,4 |
15305,5 |
19131,8 |
20088,4 |
Темп роста |
121,27 |
125 |
125 |
125 |
105 |
|
пессимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
110434 |
121477,4 |
133625,1 |
146987,7 |
154337 |
Цена |
Руб |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
Выручка |
Т.руб |
9795,5 |
10775,1 |
11852,6 |
13037,81 |
13689,7 |
Темп роста |
125 |
125 |
125 |
105 |
||
Наиболее вероятный |
||||||
Объем производства |
кг |
110434 |
126999,1 |
146049 |
167956,3 |
176354,1 |
Цена |
Руб |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
Выручка |
Т.руб |
9795,5 |
11264,8 |
12954,5 |
14897,7 |
15642,6 |
Темп роста |
125 |
125 |
125 |
105 |
||
Средне- взвешенный |
||||||
Объем производства |
кг |
110434 |
127919,4 |
148395,7 |
172417,3 |
181038,2 |
Цена |
Руб |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
88,70 |
Выручка |
Т.руб |
9795,5 |
11346,4 |
13162,7 |
15293,4 |
16058,1 |
Темп роста |
115,83 |
116,01 |
116,19 |
105 |
||
Сардельки Павловские |
||||||
Оптимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
103200 |
129000 |
161250 |
201562,6 |
211640,6 |
Цена |
Руб |
83 |
83 |
83 |
83 |
83 |
Выручка |
Т.руб |
8565,6 |
10707,0 |
13383,8 |
16729,7 |
17566,2 |
Темп роста |
125 |
125 |
125 |
105 |
||
Пессимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
103200 |
113520 |
124872 |
137359,2 |
144227,2 |
Цена |
Руб |
83 |
83 |
83 |
83 |
83 |
Выручка |
Т.руб |
8565,6 |
9422,2 |
10364,4 |
11400,8 |
11970,9 |
Темп роста |
110 |
110 |
110 |
105 |
||
Наиболее вероятный |
||||||
Объем производства |
кг |
103200 |
118680 |
136482 |
156964,3 |
164802 |
Цена |
Руб |
83 |
83 |
83 |
83 |
83 |
Выручка |
Т.руб |
8565,6 |
9850,4 |
11328,0 |
13027,2 |
13678,6 |
Темп роста |
115 |
115 |
115 |
105 |
||
Средневзвешенный |
||||||
Объем производства |
кг |
103200 |
119540 |
138675 |
161123,2 |
169179,3 |
Цена |
Руб |
83 |
83 |
83 |
83 |
83 |
Выручка |
Т.руб |
8565,6 |
9921,8 |
11510,0 |
13373,2 |
14041,9 |
Темп роста |
115,83 |
116,01 |
116,19 |
105 |
||
Сардельки в/с |
||||||
Оптимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
81600 |
102000 |
127500 |
159375 |
167343,8 |
Цена |
Руб |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
Выручка |
Т.руб |
7180,8 |
8976,0 |
11220,0 |
14025 |
14726,3 |
Темп роста |
125 |
125 |
125 |
105 |
||
Пессимистический |
||||||
Объем производства |
кг |
81600 |
89760 |
98736 |
108609,6 |
114040,1 |
Цена |
Руб |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
Выручка |
Т.руб |
7180,8 |
7898,9 |
8688,8 |
9557,6 |
10035,6 |
Темп роста |
110 |
110 |
110 |
105 |
||
Наиболее вероятный |
||||||
Объем производства |
кг |
81600 |
93840 |
107916 |
124103,4 |
130308,6 |
Цена |
Руб |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
Выручка |
Т.руб |
7180,8 |
8257,9 |
9496,6 |
10921,1 |
11467,2 |
Темп роста |
115 |
115 |
115 |
105 |
||
Средне Взвешенный |
||||||
Объем производства |
кг |
81600 |
94520 |
109650 |
127399,7 |
133769,7 |
Цена |
Руб |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
Выручка |
Т.руб |
7180,8 |
8317,8 |
9649,2 |
11211,2 |
11771,7 |
Темп роста |
115,83 |
116,01 |
116,19 |
105 |
||
ИТОГО ВЫРУЧКА : |
||||||
Оптимистический |
Т.руб |
25541,9 |
31927,4 |
39909,3 |
49886,5 |
52380,9 |
Пессимистический |
Труб |
25541,9 |
28096,2 |
30905,8 |
33996,2 |
35696,2 |
Наиболее-вероятный |
Т.руб |
25541,9 |
29373,1 |
33779,1 |
38846 |
40788,4 |
Средне-взвешенный |
Т.руб |
25541,9 |
29586 |
34321,9 |
39877,8 |
41871,7 |
В данной таблице рассчитывается 3 варианта развития событий: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный; и на основании этих сценариев рассчитан средневзвешенный. При этом предполагается изменение объема производства, изменение цен не учитывается.
При расчете оптимистического подхода увеличение объема производства составляет 25%. Предполагается, что предприятие займет лидирующее положение на рынке, спрос на его продукцию возрастет.
При расчете пессимистического варианта темп роста объема производства составляет 10%. Предполагается, что возможно выведение из строя оборудования или закупка некачественного сырья; вследствие этого снижается объем производства. При расчете наиболее вероятного подхода темп роста составляет 15%. При всех вариантах в качестве темпа роста в 2009 году берется 105%. Предполагается, что в этом году темпы роста предприятия стабилизируются.
Анализ и прогноз расходов. Прогноз расходов на производство всех видов сарделек представлен в таблице 13. Мы анализируем наиболее важные статьи затрат, необходимые при производстве, при этом классифицируем их на постоянные и переменные Анализируется период с 2003 по 2005 годы.
Нужно отметить, что темпы прироста расходов в период с 2003 года по 2004 год превышают темпы прироста выручки на 3,37%, но в период 2004-2005 годы темп прироста выручки выше на 3,04%. В 2005 году возрастают на 60000 рублей постоянные расходы за счет аренды дополнительных основных фондов.
Таблица 13-Анализ расходов
Расходы, тыс.руб. |
2003 |
2004 |
2005 |
1.Материальные затраты |
12764,3 |
16264,5 |
20333,5 |
-сырье и материалы -топливо, энергия |
11960,3 804 |
15283,6 980,9 |
19104,5 1229 |
2.Затраты на оплату труда |
1010,3 |
1212,4 |
1576,1 |
3.Отчисления на социальные нужды |
262,7 |
315,2 |
409,8 |
4.Прочие расходы -арендная плата -коммерческие расходы |
800 830 |
800 830 |
860 830 |
Постоянные расходы |
1630 |
1630 |
1690 |
Темп роста |
100 |
100 |
|
Переменные расходы |
14037,3 |
17792,1 |
22319,4 |
Темп роста |
126,75 |
125,45 |
|
Итого |
15667,3 |
19942,1 |
24009,4 |
Темп роста |
127,28 |
120,4 |
Далее делаем прогноз расходов (таблица 14). Так же как и при прогнозе выручки в качестве прогнозного выбираем период 2006-2008 годы и 2009 год берем как послепрогнозный. При этом мы прогнозируем только переменные расходы, постоянные оставляем без изменения.
Таблица14 - Прогноз расходов
Расходы, тыс.руб |
2005 |
Прогнозный период |
2009 |
||
2006 |
2007 |
2008 |
|||
Оптимистический |
|||||
Постоянные расходы |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
Переменные расходы |
22319,4 |
27899,3 |
34874,1 |
43592,6 |
45772,2 |
Темп роста |
125 |
125 |
125 |
105 |
|
Итого расходы |
24009,4 |
29589,3 |
36564,1 |
45282,6 |
47462,2 |
Темп роста |
123,2 |
123,6 |
123,8 |
104,8 |
|
Пессимистический |
|||||
Постоянные расходы |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
Переменные расходы |
22319,4 |
24551,3 |
27006,5 |
29707,1 |
31192,5 |
Темп роста |
110 |
110 |
110 |
105 |
|
Итого расходы |
24009,4 |
26241,3 |
28696,5 |
31397,1 |
32882,5 |
Темп роста |
109,3 |
109,4 |
109,4 |
104,7 |
|
Наиболее вероятный |
|||||
Постоянные расходы |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
Переменные расходы |
22319,4 |
25667,3 |
29517,4 |
39945 |
35642,3 |
Темп роста |
115 |
115 |
115 |
105 |
|
Итого расходы |
24009,4 |
27357,3 |
31207,4 |
35635 |
37332,3 |
Темп роста |
113,9 |
114,1 |
114,2 |
104,8 |
|
Средневзвешенный |
|||||
Постоянные расходы |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
1690 |
Переменные расходы |
22319,4 |
25853,3 |
29991,7 |
34846,6 |
36589 |
Темп роста |
115,8 |
116 |
116,2 |
105 |
|
Итого расходы |
24009,4 |
27543,3 |
31681,7 |
36536,6 |
38279 |
Темп роста |
114,7 |
115 |
115,3 |
104,8 |
При прогнозе темпы прироста переменных расходов пропорциональны темпам прироста объема производства в соответствии с каждым вариантом. В постпрогнозном периоде темп прироста равен 5%.
Анализ инвестиций
Таблица 15-Анализ инвестиций
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Кредит |
500 |
- |
- |
- |
- |
Треб. ОК |
3260,6 |
3727,8 |
4324,6 |
5024,6 |
5275,8 |
Прирост |
467,2 |
596,8 |
700 |
251,2 |
Предприятие ООО МПК в 2005 году берет кредит на сумму 500000 рублей сроком на 1 год под 16% годовых, что позволяет финансовое состояние. Эти деньги были вложены на закупку новых технологий. В прогнозный и послепрогнозный периоды инвестиции не привлекались.
Определение ставки дисконта
С математической, точки зрения ставка дисконта - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов (их может быть несколько) в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования, другими словами - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.
Находим ставку дисконта методом кумулятивного построения формуле 3
R=Rf+ S (3)
где R- определяемая ставка дисконта
R f- безрисковая ставка дохода. На практике в качестве нее используется ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам. В условиях нестабильной экономики, как в нашем случае, в качестве безрисковой ставки может быть принята ставка или по валютным депозитам в сбербанке, или ставка рефинансирования ЦБ. С 15 июля 2004 года по настоящее время ставка рефинансирования ЦБ принята 11,6.
S1- премия за риск связанный с качеством управления финансами. Доля постоянных расходов остается неизменной и долгосрочной задолженности по данной бизнес-линии нет, следовательно, риск низкий=1
S2-значение риска, связанное с источниками финансирования. Так доля краткосрочных обязательств в пассиве составляет 48%, данный риск значительно высок. Возьмем его равным 6.
S3-значение риска, связанное размером компании. Оцениваемая компания является представителем среднего бизнеса. Риск=2
S4-значение риска, связанное с финансовой устойчивостью предприятия. В нашем случае бизнес-линия предприятия ООО МПК финансово устойчива, риск низкий=1
S5-значение риска, связанное с наличием товарной диверсификации. Т.к компания реализует много видов продукции-риск низкий=1
S6-значение риска, связанное с диверсификацией клиентуры, рынков сбыта. Так клиентура разнообразна и рынок сбыта достаточно широк, риск=1.
R=11, 6+1+6+2+1+1+1=23, 6
Расчет денежных потоков
На основании составленных прогнозов валовой выручки и расходов составляем сводную таблицу (таблица 16) для денежного потока на основании средневзвешенных показателей.
Таблица 16-Определение денежного потока, тыс. руб
1 |
Валовая выручка |
25541,9 |
29586 |
34321,9 |
39877,8 |
41871,7 |
2 |
Затраты |
24009,4 |
27543,3 |
31681,7 |
36536,6 |
38279 |
3 |
Арендная плата |
4 |
860 |
860 |
860 |
|
4 |
Прибыль до уплаты налогов |
1532,5 |
2042,7 |
2640,2 |
3341,2 |
3592,7 |
5 |
Налог на прибыль |
367,8 |
490,2 |
633,6 |
801,9 |
862,2 |
6 |
Чистая прибыль |
1164,7 |
1552,5 |
2006,6 |
2539,3 |
2730,5 |
7 |
Прирост деб. задол. |
|||||
8 |
Изменение стоимости запасов |
163,9 |
144,2 |
155,8 |
162,8 |
113,6 |
9 |
Изменение стоимости внеоборотныхз активов |
7,8 |
7,3 |
|||
10 |
Денеж. поток |
561 |
463,7 |
915,9 |
1431,5 |
1673,6 |
Расчет стоимости
Таблица 17-Расчет стоимости бизнес-линии
№ |
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
Ден. поток |
561 |
463,7 |
915,9 |
1431,5 |
1673,6 |
2 |
Ставка дисконта |
23,6 |
||||
3 |
Коэффициент дисконтирования |
0,809 |
0,654 |
0,530 |
0,428 |
|
4 |
ДДП |
375,1 |
599,0 |
758,7 |
716,3 |
|
5 |
Ст-ть объекта в ПП |
1732,8 |
||||
6 |
Ст-ть объекта в ППП |
8997,8 |
||||
7 |
Тек. стоимость в ППП |
3581,1 |
||||
8 |
Итоговая стоимость |
5313,9 |
Коэффициент дисконтирования находится по формуле (4)
К диск=1/(1+R)^n, (4)
Где R-ставка дисконта=0,236;
n- кол-во периодов
Текущая стоимость денежного потока рассчитывается по формуле 5:
Стоимость=стоимость t+1+стоимость t (5)
стоимость t=ДП/(1+R)^t (6)
стоимость t+1=ДПt+1/k * 1/(1+R)t+1 (7)
где К-Коэффициент капитализации находится по формуле 8
К = ставка дисконта - долгосрочные темпы роста (8)
К=23,6-5=18,6
Вывод: таким образом, стоимость бизнес-линии предприятия ООО МПК по производству сарделек рассчитанная методом ДДП составляет 5313900 рублей.
4. Сравнительный подход
Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было продано недавно. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию- аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
Стоимость = данные по предприятию* мультипликатор отрасли (7)
Таблица 18- Расчет доходных финансовых показателей, используемых для построения мультипликаторов
№ |
Показатель |
Значение, тыс.руб. |
1 |
Выручка |
25541,9 |
2 |
Себестоимость |
24009,4 |
3 |
Аренда |
860 |
4 |
Валовая прибыль (Маржа 1) |
2392,5 |
5 |
Коммерческие расходы |
830 |
6 |
Прочие операционные расходы |
10 |
7 |
Прочие операционные доходы |
3 |
8 |
Прибыль от реализации (Маржа 2) |
1549,5 |
9 |
Прочие внереализационые расходы |
- |
10 |
Прочие внереализационные доходы |
- |
11 |
Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3) |
1549,5 |
12 |
Операционная маржа=прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4) |
689,5 |
13 |
Проценты к получению |
- |
14 |
Проценты к уплате |
80 |
15 |
Прибыль до налогообложения (Маржа 5) |
609,5 |
16 |
Налог на прибыль |
146,3 |
17 |
Чистая прибыль(Маржа 6) |
463,2 |
18 |
Дивиденды |
- |
19 |
Денежная чистая прибыль |
1323,2 |
20 |
Увеличение оборотного капитала |
302,1 |
21 |
Чистый денежный поток от операционной деятельности |
1247,4 |
22 |
Капиталовложения |
500 |
23 |
Денежный поток компании(до учета расчетов по кредитам) |
747,4 |
24 |
Выплаты/получение основной суммы долга |
500 |
25 |
Чистый денежный поток акционеров (с учетом кредитования) |
167,4 |
26 |
Чистая стоимость активов |
1560 |
Таблица 19- Расчет стоимости
№ |
Финансовая база |
Мультипликатор |
Значение |
1 |
Выручка=25541,9 |
EV/S=1,16 P/S=1,1 |
29628,6 28096,1 |
2 |
Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3)= 1549,5 |
EV/EBITDA=7,87 |
12194,6 |
3 |
Операционная маржа=прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4)= 689,5 |
EV/EBIT=10,05 |
6929,5 |
4 |
Прибыль до налогообложения(Маржа 5) =609,5 |
EV/NOPLAT=15,33 |
9346,6 |
5 |
Чистая прибыль (Маржа 6)= 463,2 |
P/E=80,78 |
37417,3 |
6 |
Чистая стоимость активов=1560 |
EV/BVA=2,25 |
3510 |
По данным таблицы можно сделать вывод о доверии к мультипликаторам. конечный результат. Используем мультипликаторы, содержащие E/V(стоимость компании=стоимость бизнеса) Присваиваем веса показателям с целью расчета окончательной стоимости предприятия в зависимости от значительности влияния каждого из них на
29628,6*0,2+12194,6*0,3+6929,5*0,1+9346,6*0,1+3510*0,3=12264,8тыс. руб.
Таким образом, стоимость бизнес-линии предприятия ООО МПК по производству сарделек определенная сравнительным подходом равна 12264800 рублей.
Заключение
В данной курсовой работе определена стоимость бизнес-линии предприятия по производству сарделек доходным и сравнительным подходами.
Итоговая стоимость предприятия определяется по формуле среднеарифметической взвешенной. Стоимости определенной методом ДДП присваивается удельный вес 0,8, так как данный подход вызывает большее доверие, чем сравнительный; стоимости определенной сравнительной подходом присваивается вес 0,2.
12264,8*0,2+5313,9*0,8=6704,08 тыс. рублей
Источники источников
1. Федеральный закон Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29 июля 2004 г., № 135-ФЗ
2. Валдайцев С.В., Оценка и управление стоимостью предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001.
3. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю., оценка стоимости предприятия, М.: 2004г.
5. Чиркова Е.Н., Как оценить бизнес по аналогии, Альпина. Бизнес, 2005.
Кославко К.Н., - М.: Оценка предприятия, 2004