Паспортная система в Российской Федерации. Основные положения о паспортной системе. Паспорт граж

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Астраханский государственный технический университет» Институт дистанционного образования

Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Астраханский государственный технический университет»

Институт дистанционного образования

Курсовая работа

По дисциплине: «Административное Право»

на тему: «Паспортная система в Российской Федерации. Основные положения о паспортной системе. Паспорт гражданина РФ»

Выполнила:

студентка 3 курса ИДО

Никулина М.А.

Проверила:

доцент Шаряпова Э.А.

Астрахань 2010г.

План.

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Понятие паспортной системы………………………………………….4

II. Основные положения о паспортной системе…………………………6

III. Паспорт гражданина Российской Федерации………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

Введение.

Поддержание жизнеобеспечения паспортной системы является одной из важных функций государства. Современное состояние правопорядка в Российской Федерации (РФ) в значительной степени осложнено неупорядоченностью миграционных потоков населения, ослаблением в силу ряда причин объективного и субъективного характера контроля за въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и, прежде всего, граждан государств ближнего зарубежья – стран СНГ. Важное значение паспортной системы обусловлено на сегодняшний день и тем, что в Российскую Федерацию идет большой поток граждан из бывших республик СССР, беженцев из «горячих точек», которым государство обязано помогать в трудоустройстве, выдаче соответствующих документов, в получении жилья, в прописке по новому месту жительства (либо регистрации). Подтверждая актуальность данной работы можно сказать, что, несмотря на то, что паспортная система или подобные ей зародились давно, тем не менее, это очень динамично развивающаяся отрасль.

Целью данной работы является изучение паспортной системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Дать понятие, содержание, цели паспортной системы;

- Рассмотреть вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы Российской Федерации;

- Описание паспорта, как основного вида документа гражданина;

В данной работе будет произведен анализ существующей в Российской Федерации паспортной системы, в особенности ее системныхсвойств, а также выявлены особенности правового регулирования деятельности федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в сфере применения элементов паспортной системы.

I. Понятие паспортной системы

Паспортная система — совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания. Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органыт ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным

учетом граждан[1] .

Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

- заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

- выдачи иностранцам видов на жительство;

- регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту

жительства или временного проживания в России;

- выдачи гражданам заграничных паспортов;

- контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять различные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.).

По российскому праву большое количество прав и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов

миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции[2] .

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также – способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Паспортный режим — часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

II. Основные положения о паспортной системе РФ

О зарождении учета и документирования населения свидетельствует еще «Повесть временных лет». При Петре I появилось в России слово «паспорт». Тогда же паспортное дело становится одним из важнейших для полиции.

В ХIХ веке паспорт уже становится очевидной приметой российской жизни не только для отъезжающих за границу или путешествующих по своей надобности по просторам России господ, но и для простонародья.

В 1918 году паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ - от справки волисполкома до профсоюзного билета.

27 декабря 1932 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 57/1917 была установлена единая паспортная система. Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое были возложены функции введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности. В паспортах содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении, прописке. В 1960-е годы приказом Н.С.Хрущева были выданы паспорта крестьянам.

28 августа 1974 года Совмин СССР утвердил Положение о паспортной системе: паспорт стал бессрочным. Паспортизация распространилась на все население страны, кроме военнослужащих.

13 марта 1997 года вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Положение о паспорте гражданина РФ, образец бланка и описание паспорта гражданина России утверждены постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828. В соответствии с постановлением, в новом документе на четыре страницы меньше, чем в паспортах старого образца, нет графы «национальность». Введено понятие «Личный код». Сохранена регистрация по месту жительства, отношение к воинской обязанности, семейное положение. На обложке нового российского паспорта изображен тисненый Государственный герб России, на его внутренней стороне - Московский Кремль.

Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортная система играет существенную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т. п.

Главными субъектами паспортной системы в РФ является граждане и органы внутренних дел.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»,т утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации. Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» применяются следующие виды паспортов:

1. Дипломатический;

2. Служебный;

3. Обычный;

4. Паспорт моряка.

За пределами Российской Федерации дипломатический и служебный паспорт удостоверяет личность гражданина Российской Федерации, которому дипломатический паспорт оформлен и выдан в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в течение срока выполнения возложенных на него полномочий.

Дипломатический и служебный паспорт являются федеральной собственностью Российской Федерации и в течение трех дней после завершения срока служебной командировки подлежит возврату в организацию, направившую гражданина Российской Федерации в служебную командировку за пределы Российской Федерации.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверение личности моряка).

III. Паспорт гражданина Российской Федерации

Среди многочисленных документов, которые имеют российские граждане, особую роль играет паспорт. Он является основным документов, удостоверяющим личность. Во-первых, потому, что он содержит все главные сведения о личности: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в паспорте производятся обязательные отметки и записи:

- о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета;

- об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 17-летнего возраста;

- о регистрации и расторжении брака;

- о детях, не достигших 14-летнего возраста;

- о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина России за ее пределами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте производится отметка о его группе крови и резус-факторе. В паспорте заполняются следующие реквизиты: об органе внутренних дел, выдавшем паспорт, о дате выдачи паспорта, код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт, личная подпись гражданина, подпись начальника паспортно-визового подразделения ОВД, выдавшего паспорт[3] .

Внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотренных

Положением, запрещается. Паспорт, в который внесены сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением, является недействительным. В республиках, входящих в состав России, могут изготавливаться вкладыши к паспортам с текстами на языках республик, а также вносятся записи на языках республик. Во-вторых, паспорт — это единый документ для всех российских граждан, достигших 14-летнего возраста. Большинством граждан он используется намного чаще, для более широкого круга отношений, чем другие документы. В-третьих, установлен особый порядок заполнения данных, вклеивания фотографий, выдачи паспортов, их замены, который призван гарантировать подлинность содержащихся в них сведений. В-четвертых, он официально объявлен основным документом указом Президента России и при осуществлении юридических действий нельзя требовать от гражданина представления справок, иных документов, если соответствующие сведения имеются в паспорте, а так же если сведения, содержащиеся в иных документах, противоречат тем, которые содержатся в паспорте, приоритет отдается сведениям, содержащимся в паспорте.

Выдавать, заменять паспорта, регистрировать граждан по месту жительства и месту временного пребывания, снимать их с учета, осуществлять контроль за соблюдением паспортного режима обязаны органы внутренних дел и в целом МВДРФ (как ведомство). На граждан России паспортный режим возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета.

Обязанность иметь паспорт, во-первых, включает в себя такие обязанности, как: получать паспорт, заменять его (продлевать его действие), хранить, сдавать. Во-вторых, ее реализация обеспечивается организационной деятельностью ОВД по выдаче и замене паспортов. В-третьих, особенность этой обязанности состоит в том, что она охраняется административными взысканиями. Установлена административная ответственность за проживание без паспорта, нарушение сроков его замены, утрату его по небрежности, а также за незаконное его изъятие. В-четвертых, это административно-правовая обязанность. В-пятых, рассматриваемая обязанность, как и обязанности заботиться о здоровье, получать общее образование, входит в группу правовых явлений, которые можно назвать правообязанностями. В них тесно переплетаются долженствование и права личности, а их реализация порождает обязанности субъектов власти создавать для этого необходимые условия.

Обязанность получить паспорт может быть первичной, она возникает по достижении гражданином России 14-летнего возраста, при приеме в российское гражданство. Эта обязанность становится вторичной в случае утраты паспорта самим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами. По общему правилу паспорт получают— по месту жительства гражданина, а в порядке исключения — по месту его пребывания. Детям-сиротам, иным детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в специализированных воспитательных учреждениях паспорта выдаются по месту нахождения этих учреждений. Лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если ранее они не получали паспортов, если их паспорта утеряны в ходе следствия, они выдаются по месту расположения учреждений, исполняющих наказания.

Порядок выдачи и замены паспортов регулируется Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации» и изданной в ее исполнение Инструкцией МВДРФ от 15 сентября 1997 г. «О порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» (с изменениями от 26 июля 1999 г., 4 апреля, 27 сентября 2002 г., 31 мая, 5 июля 2003 г.).

Лицо, обязанное получить паспорт, должно подать заявление по установленной форме в организацию, ведающую жилым фондом, в котором оно живет, администрации специального учреждения либо непосредственно в ОВД. К заявлению нужно приложить:

- свидетельство о рождении:

- четыре личные фотографии лица в анфас размером 35х45 мм:

- квитанцию об оплате стоимости бланка паспорта (0,5 МРОТ).

Если есть необходимость в документах, подтверждающих гражданство заявителя, то их следует представить. Документы и фотографии должны быть сданы гражданами не позднее 30 дней со дня, следующего за днем, когда ребенку исполнилось 14 лет. Должностные лица, получившие документы и фотографии, обязаны передать их в ОВД.

Администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не позднее чем за 15 дней до освобождения лиц, не имеющих паспортов, обязаны направлять запросы в ОВД района, города, на территории которого находится учреждение. К запросу прилагаются заявление осужденного и две его фотографии. Лицу, находящемуся в местах лишения свободы, паспорт вручается при освобождении.

Как правило, гражданам при приеме документов сообщается о дате выдачи паспорта и возвращении сданных документов. Получив паспорт, гражданин должен расписаться в нем, а также в своем заявлении. Если по истечении 15- дневного срока со дня, установленного для получения паспорта, гражданин не явился в ОВД, ему письменно или иным способом должно быть сделано напоминание.

Паспорт гражданина России подлежит замене, если:

- гражданину исполнилось 20 или 45 лет;

- у гражданина легально изменились фамилия, имя, отчество, сведения о дате и/или месте рождения;

- изменился пол;

- паспорт стал непригодным для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения, иных причин;

- в произведенных в нем записях обнаружены неточности;

- в иных случаях, предусмотренных актами Правительства, Президента и

федеральными законами.

Выполнение обязанности иметь паспорт обеспечивается и запретом изымать его, если это прямо не предусмотрено законом.

Выдача паспортов осуществляется в специально оборудованных помещениях, имеющих Государственный герб и флаги Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Время выдачи паспорта устанавливается до 10 минут.

Для замены паспорта гражданин кроме заявления и фотографии должен предоставит паспорт, подлежащий замене. А если это связано со специальными поводами – документы, подтверждающие основания для замены (свидетельство о браке, медицинский документ об изменении пола и т.д.).

Заключение.

После распада СССР в России были осуществлены меры по дополнительной демократизации паспортной системы. Основное отличие паспортной системы Российской Федерации от паспортной системы Союза Советских Социалистических Республик(СССР)состоит в том, что

-отсутствует графа графы «национальность»;

-введено понятие «Личный код»;

- сохранена регистрация по месту жительства, отношение к воинской обязанности, семейное положение;

-паспорт обязаны иметь все граждане РФ, в отличие от граждан советского союза, где в различные периоды развития паспорт не имели военнослужащие, крестьяне;

-новый паспорт имеет на 4 страницы меньше, чем паспорт старого образца;

- существование системы внутренних паспортов с отметкой о прописке фактически налагало ограничения на внутреннюю миграцию населения, в РФ доминирует регистрация по месту пребывания, так как необходимо соблюдать права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.

По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что, современная паспортная система России вобрала в себя лучшие традиции СССР и пошла по пути обеспечения основных демократических принципов.

Таким образом, паспортная система в России развивалась поэтапно, в органической взаимосвязи с укреплением самого государства, что проявилось в появлении ряда важнейших нормативных актов и становления организационных основ паспортной системы.

Список использованной литературы

Нормативные документы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Федеральный Закон О порядке выезда из РФ и въезда в РФ от 1.8 июля 1996 г. // Российская газета от 28.07.96 г.

3. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 12.08.2010) Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации

4. Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 (ред. от 21.04.2010) Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации

5. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 153 О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

6. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 75 О признании действительными до 1 января 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

Учебная литература.

1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации “ : Учебник-М.: ИКД “Зерцало-М”, 2003, 573-575 с.

2. Д.Н. Бахрах, Административное право России, Норма-Инфра М, москва 2000г, 119 с.

3. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997 г, 345 с.

4. Габричидзе Б.Н., Чернявский.А.Г. Административное право. Москва 2004, 16 с.

5. Пачин Б.Л., Ринн Е.В. Паспортно-регистрационная система РФ. Анализ эффективности. – СПб., 2009 г., 240 с.


[1] Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997 г, 345 с.

[2] . Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации “ : Учебник-М.: ИКД “Зерцало-М”

[3] Д.Н. Бахрах, Административное право России, Норма-Инфра М, москва 2000 г.

Скачать архив с текстом документа