Патрульно-постовая служба

СОДЕРЖАНИЕ: Правовое положение, основные принципы, функции и организационное построение и тактические основы осуществления патрульно-постовой службы милиции (ППС). Основные элементы организации патрульно-постовой службы милиции и требования к их реализации.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Правовое положение, организационное построение и тактические основы осуществления патрульно-постовой службы милиции

А) правовая основа патрульно-постовой службы

Б) основные принципы

В) функции патрульно-постовой службы

2.Основные элементы организации патрульно-постовой службы милиции и требования к их реализации

3. Список использованной литературы

1. Правовое положение, организационное построение и

тактические основы осуществления патрульно-постовой службы

милиции

В условиях происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласно­сти, необходимостью укрепления законности, особую актуаль­ность приобретает обеспечение правопорядка на улицах и в дру­гих общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит патрульно-постовой службе милиции. Эта служба входит в состав милиции общественной безопасности и выступает в качестве ос­новного средства обеспечения надлежащего общественного по­рядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специ­ально назначаемыми нарядами милиции.

Правовую основу, регламентирующую организацию данной службы, обязанности, права и порядок деятельности ее нарядов, составляют Устав патрульно-постовой службы милиции общест­венной безопасности Российской Федерации, а также приказы и иные акты МВД России.

Основными принципами организации и деятельности патруль­но-постовой службы милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность, а также тесное взаимодейст­вие с другими государственными органами, общественными объ­единениями, трудовыми коллективами и гражданами.

К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба, относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общест­венной безопасности; предупреждение и пресечение преступле­ний и административных правонарушений; активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

Выполняя эти задачи, патрульно-постовая служба милиции осуществляет следующие функции: поддержание порядка в обще­ственных местах; профилактику правонарушений; пресечение противоправных действий; участие в раскрытии преступлений; борьбу с правонарушениями совершеннолетних; охрану собственности; обеспечение безопасности дорожного движения; под­держание связи с населением и взаимодействие с представителя­ми общественности, участвующими в охране общественного по­рядка.

Реализуя функцию поддержания порядка в общественных мес­тах, наряды патрульно-постовой службы осуществляют надзор за соблюдением всеми гражданами и должностными лицами зако­нов, указов, постановлений высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Рос­сийской Федерации, а также решений органов местного само­управления по вопросам охраны общественного порядка. Одно­временно ими обеспечивается проведение в жизнь правил пове­дения в общественных местах, неуклонное исполнение этих пра­вил гражданами и должностными лицами. Наряды патрульно-постовой службы милиции в пределах своих полномочий оказы­вают необходимую помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных орга­нов и учреждений, а также представителям общественных объе­динений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Наряды рассматриваемой службы следят за тем, чтобы улицы, парки и другие общественные места содержались в чистоте, а в местах производства ремонтных, строительных и других работ (например, при сбрасывании снега и сбивании сосулек с крыш домов) ставились соответствующие ограждения, обеспечивающие безопасность граждан.

Наряды патрульно-постовой службы обязаны оказывать не­обходимую помощь гражданам, пострадавшим от правонаруше­ний, находящимся в общественных местах в беспомощном со­стоянии, а также принимать соответствующие меры к обеспече­нию в этих местах общественной безопасности и предупрежде­нию несчастных случаев с людьми. Такая необходимость может возникнуть при появлении бешеных собак и других животных, обнаружении неисправности городских коммуникаций: канализа­ции, водопровода, газопровода, освещения, электросети высокого напряжения и т.п. В случае выявления обстоятельств, угрожаю­щих общественной безопасности и требующих привлечения тех­нической помощи и аварийных служб, наряд докладывает опера­тивному дежурному по органу внутренних дел и действует, сооб­разуясь с конкретно сложившейся на месте обстановкой.

Важной функцией патрульно-постовойслужбы милиции яв­ляется профилактика правонарушении. Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте работника милиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на нарушителей общественного порядка, способствуя предупреждению наруше­ний, и вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и личного достоинства. Однако для полной реа­лизации профилактической функции этого недостаточно. Поэто­му наряды патрульно-постовой службы милиции в целях предот­вращения правонарушение обязаны осуществлять активное на­блюдение за местами возможного появления и укрытия преступ­ников, своевременно предостерегать граждан от совершения про­тивоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобще­ственного поведения; выявлять обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и принимать меры к их устране­нию.

Функция борьбы с правонарушениями осуществляется нарядами рассматриваемой службы в процессе принятия мер, обеспечи­вающих пресечение и раскрытие преступлений, оказания дейст­венной помощи оперативным аппаратам милиции. Работники патрульно-постовой службы ведут решительную борьбу с мелким хулиганством и другими правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других об- щественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общест­венную нравственность.

Получив сведения о готовящемся, совершаемом или совер­шенном преступлении, наряды должны незамедлительно сооб­щить об этом дежурному по органу внутренних дел, используя для этого средства радио- и телефонной связи либо иные спосо­бы: через дружинников, дворников, сторожей и других лиц. Од­новременно принимаются необходимые меры к предотвращению и пресечению преступлен; л, удержанию преступников, оказа­нию помощи пострадавши, выявлению свидетелей, к сохране­нию следов, орудий преступления и других вещественных доказа­тельств. Для сохранения обстановки на месте совершения престу­пления наряды милиции удаляют с места происшествия всех гра­ждан, в том числе и потерпевших, а при необходимости оцепля­ют его. На месте происшествия патрульные и постовые находятся до прибытия оперативно-следственной группы либо до получения распоряжения дежурного по органу.

Осуществляя функцию борьбы с правонарушениями среди несо­вершеннолетних, наряды патрульно-постовой службы милиции пресекают нарушения общественного порядка и преступления, совершаемые несовершеннолетними; не допускают на улицах и в других общественных местах со стороны детей и подростков озорства, игр с огнем и других действий, ведущих к детскому травматизму, а также нахождение детей в этих местах без сопро­вождения взрослых позднее времени, установленного решением местного органа исполнительной власти; пресекают продажу не­совершеннолетним спиртных напитков, табачных изделий и т.д.; доставляют в инспекцию по делам несовершеннолетних, дежур­ную часть органа внутренних дел либо передают родителям или опекунам безнадзорных, а также заблудившихся детей.

В процессе выполнения данной функции патрульные и по­стовые обязаны выявлять не только несовершеннолетних право­нарушителей, их группировки с антиобщественной направленно­стью и места сосредоточения последних, но и лиц из числа взрослых, склоняющих подростков к совершению антиобщест­венных действий, вовлекающих их в употребление спиртных на­питков, азартные игры и т.п.

Реализуя функцию охраны собственности, наряды патрульно-постовой службы ведут наблюдение за расположенными на тер­ритории маршрутов и постов промышленными, торговыми и иными предприятиями, где имеются ценности; принимают необ­ходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усиле­нию их охраны; выявляют расхитителей, нарушителей правил валютных операций, иных лиц, покушающихся на собственность, и принимают незамедлительные меры к пресечению их противо­правных действий; не допускают порчи зеленых насаждений, ис­торических памятников, средств наглядной агитации, рекламы, телефонных будок и т.п.

Наблюдая за расположенными на территории маршрута, по­ста с объектами собственности, наряды милиции предотвращают вынос товарно-материальных ценностей через запасные выходы, проломы в ограждении, выбрасывание их из окон либо через за­боры. При возникновении подозрений в совершении кражи, хи­щения наряды осуществляют проверку граждан, заподозренных в совершении этих деяний. В необходимых случаях у водителя транспортного средства, вывозящего груз с объекта, проверяется наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверяется фактическое количество груза с докумен­тальными данными.

Выявленные нарядами патрульно-постовой службы лица, со­вершившие хищения или кражу собственности, а также наруши­тели правил валютных операций доставляются в дежурную часть органа внутренних дел. При получении сообщений о фактах об­мера, обвеса и других злоупотреблений работников торговли на­ряды устанавливают свидетелей, данные о нарушителе и сообща­ют дежурному по органу. В случае выявления фактов сбыта фальшивых денег ими принимаются незамедлительные меры к

задержанию сбытчика.

Осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения, патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно предупреждают и пресекают наруше­ния этих правил пешеходами; оказывают помощь детям, престарелым и инвалидам при переходе ими улиц; обеспечивают поря­док на остановках общественного транспорта при несении служ­бы в местах напряженного движения транспортных средств и пешеходов; проверяют у водителей в случае нарушения ими пра­вил дорожного движения наличие и правильность водительских и путевых документов.

Наряды патрульно-постовой службы обязаны пресекать на­рушения участниками дорожною движения установленных пра­вил и в зависимости от характера совершенного нарушения при­нимать к нарушителям соответствующие меры.

Патрульные и постовые задерживают водителей, совершив­ших дорожно-транспортное происшествие; выявляют очевидцев и оказывают необходимую помощь пострадавшим; принимают со­ответствующие меры к сохранению обстановки места происшест­вия, следов и вещественных доказательств, к недопущению за­держек в движении транспорта и пешеходов. Наряды докладыва­ют рапортом о водителях, нарушивших Правила дорожного дви­жения и не остановившихся m их требованию.

К водителям автомашин дипломатического корпуса, нару­шившим Правила дорожного движения или совершившим до­рожно-транспортное происшествие, наряды милиции принимают меры на общих основаниях. В тех случаях, когда в машине нахо­дится лицо дипломатического или консульского состава, работ­ники патрульно-постовой службы предлагают водителю присутст­вовать при составлении материалов по данному происшествию, а когда это по каким-либо причинам невозможно — записывают номер машины, фамилию водителя, номер дипломатической или консульской карточки и, не задерживая машину, сообщают о случившемся дежурному по органу внутренних дел. Важнейшим условием успешного решения задач, возложен­ных на патрульно-постовую службу, является поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формирова­ниями, участвующими в охране общественного порядка. С этой це­лью патрульные и постовые устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами и работниками жилищных органов, которые могут оказать реаль­ную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка. Наряды несут службу в тесном взаимодействии с добро­вольными народными дружинами и оказывают им, а также вне­штатным сотрудникам милиции и другим представителям обще­ственности необходимую помощь в случаях, когда отдельные граждане допускают нарушения общественного порядка и не подчиняются их законным требованиям. Патрульные и постовые при совместном несении службы обязаны передавать дружинни­кам опыт и навыки борьбы с наиболее распространенными вида­ми правонарушений, знакомить с особенностями обстановки на территории маршрута или поста, обращать внимание на места наиболее вероятного совершения правонарушений.

Вышеизложенные функции осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе подразделяются на основные, дополнительные и приданные.

Основные силы составляют части и подразделения милиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы: строевые подразделения милиции территориальных ор­ганов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте, специальные моторизованные части внутренних войск МВД Рос­сии.

Строевые подразделения патрульно-постовой службы должны

использоваться только по своему прямому назначению. Привле­чение их к решению задач, не связанных с охраной обществен­ного порядка, категорически запрещается.

Дополнительные силы состоят из частей и подразделений ор­ганов

внутренних дел, которые наряду с выполнением своих ос­новных функций

осуществляют функции патрульно-постовой службы. К ним относятся: личный состав вневедомственной охраны при органах внутренних дел, подразделения дорожно-патрульной службы государственной автомобильной инспекции, оперативно-начальствующий состав органов и учреждений внутренних дел, привлекаемых к охране общественного порядка.

Основные и дополнительные силы патрульно-постовой службы. находятся в непосредственном подчинении у тех которые организуют охрану общественного порядка закрепленных за подчиненными им органами ( края, области, города, района), и действуют в пределах соответстствующих регионов.

Приданные силы представляют собой части и подразделения утренних дел, которые по распоряжению начальника его органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления патрульно-постовой службы при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий во время стихийных бедст­вий. В качестве приданных ил патрульно-постовой службы могут использоваться отряд милиции особого назначения (ОМОН); резервные части и подразделения МВД, УВД; личный состав отдельных учебных заведений и внутренних войск МВД РФ; часть сил территориальных органов внутренних дел, направ­ляемых для охраны общественного порядка в другой орган.

В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, при групповых антиобще­ственных проявлениях, массовых беспорядках, проведении меро­приятий по розыску и задержанию вооруженных преступников в столицах республик, входящих б Российскую Федерацию, крае­вых и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот патрульно-постовой службы созданы специальные подраз­деления милиции. В обычных условиях эти подразделения при­влекаются в районах со сложной оперативной обстановкой.

Для успешного осуществления возложенных на них задач си­лы патрульно-постовой службы обеспечиваются различными тех­ническими средствами и служебными животными. К числу широко применяемых технических средств относятся: патрульные авто­машины, бронемашины, мотоциклы, катера, велосипеды, авто­транспорт для перевозки служебных нарядов, специальные авто­мобили и вертолеты. Наряды милиции обеспечиваются необхо­димым табельным вооружением, снаряжением и специальными средствами. Высокая эффективность патрульно-постовой службы достигается также путем применения средств телевидения, радио и проводной связи, сигнализации, специальной аппаратуры и т.п. Использование технических средств способствует должному взаимодействию между нарядами, повышает их мобильность и наступательность.

В качестве служебных животных в патрульно-постовой служ­бе милиции наиболее широко используются лошади и собаки. Так, созданные в ряде крупных городов конные подразделения милиции осуществляют патрулирование в городских парках, зо­нах отдыха, а также в местах большого скопления населения, особенно при проведении массовых мероприятий. Использование служебных собак при патрулировании, как правило, в ночное время на малоосвещенных улицах, в районе новостроек, при ос­мотре оврагов, пустующих зданий, подвалов, чердаков позволяет существенно повысить эффективность работы нарядов милиции по предупреждению, пресечению правонарушений, задержанию преступников, усилить охрану объектов собственности.

В зависимости от особенностей территории и конкретно по­ставленных задач патрульно-постовая служба осуществляется раз­личными нарядами милиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы и наряды сопровождения.

Патруль — подвижный наряд, состоящий из одного или не­скольких сотрудников, которые несут патрульно-постовую службу на закрепленном маршруте. Патруль может нести службу на ав­томобиле, мотоцикле, катере, вертолете. Достаточно широко применяются пешие, конные и патрули со служебными собаками. При этом протяженность маршрута, определяемого для несения патрульно-постовой службы, зависит от вида патруля.

Патрульная группа представляет собой подвижный наряд, со­стоящий из двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством. Данному наряду для несения службы назначается несколько маршрутов или участок территории. Основу патрульной группы составляет патруль на автомоби­ле, в ее состав входят также милиционеры с радиостанциями для пешего патрулирования нм установленных маршрутах. Патруль­ной группе могут придаваться дружинники.

Постом называется место или участок территории, на котором работник милиции (постовой) выполняет возложенные на него обязанности. Этот вид наряда может быть подвижным или неподвижным, одиночным или парным. В зависимости от осо­бенностей места или участка, вида данного наряда определяется; центр и границы поста, позволяющие наиболее эффективно ис­пользовать возможности постовых в поддержании надлежащего правопорядка на конкретной территории.

Наряд сопровождения состоит из нескольких сотрудников ми­лиции и предназначаемся для поддержания общественного поряд­ка и обеспечения общественной безопасности в поездах, самоле­тах, на суднах на протяжении всего пути следования этих транс­портных средств.

Помимо названных для несения патрульно-постовой службы назначаются и другие виды нарядов: контрольно-пропускные пункты, контрольные посты милиции, заслоны, резерв и др.

Для решения возложенных на них задач наряды патрульно-постовой службы наделены определенными полномочиями. Реа­лизация этих полномочий происходит в таких важнейших право­вых формах, как административный надзор и применение мер административного воздействия.

Так, осуществляя надзор патрульные и постовые наряды ве­дут наблюдение за выполнением гражданами и должностными | лицами правил поведения в общественных местах, выявляют пра­вонарушения и лиц, их совершивших, принимают меры по охра­не правопорядка.

В случае выявления правонарушения работники патрульно-постовой службы применяют безотлагательные меры, направлен­ные на его пресечение, а также соответствующие меры к лицу, совершившему правонарушение. В установленных законом случа­ях наряды вправе проверять у граждан документы, удостоверяю­щие личность, составлять протокол о правонарушении, достав­лять в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступления, и других правонарушителей.

Для пресечения преступлений, преследования лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах и событиях, угрожающих общественной безопасности или личной безопасности граждан, патрульные и постовые в любое время суток могут беспрепятст­венно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам поме­щения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений 1и организаций и осматривать их. При необходимости они в установленном порядке могут применять к правонарушителю такие меры пресечения, как боевые приемы борьбы,, резиновые палки, наручники и другие специальные средства. В качестве крайней меры и в строгом соответствии с законом наряды милиции могут применять оружие.

2. Основные элементы организации патрульно-постовой службы милиции и требования к их реализации

Общее руководство патрульно-постовой службой милиции в масштабе Российской Федерации осуществляет отдел по органи­зации работы строевых и специальных подразделений милиции, входящий в структуру ГУООП МВД РФ. Непосредственными организаторами рассматриваемой службы являются начальники милиции общественной безопасности органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им аппараты управления этой службой. Названные субъекты управ­ления несут полную ответственность за правильную расстановку и эффективное использование вверенных им сил и средств. В круг их обязанностей входит постоянная забота в повышении роли патрульно-постовой службы в охране общественного поряд­ка и улучшении ее качественного состава, о повышении уровня профессиональной подготовки милиционеров, совершенствова­нии организационных форм и тактики несения службы нарядами, улучшении материально-технического обеспечения рассматри­ваемой службы и т.д.

Важную роль в организации патрульно-постовой службы ми­лиции играют дежурные части органов внутренних дел, команди­ры строевых, специальных, моторизованных частей и подразделе­ний милиции. Так, дежурные части в значительной мере обеспе­чивают оперативное руководство службой нарядов, оказывают руководителям органов и подразделений помощь в расстановке и использовании сил и средств патрульно-постовой службы, отве­чают за своевременную подготовку, инструктаж, направление нарядов для несения службы и качественное выполнение ими своих служебных обязанностей. Дежурные части обеспечивают наряды своевременной информацией о совершенных преступле­ниях, приметах разыскиваемых преступников, похищенного имущества, принимают меры к усилению патрульно-постовой службы в местах напряженной оперативной обстановки, органи­зуют необходимое взаимодействие между нарядами.

Командиры строевых частей и подразделений милиции в соот­ветствии с занимаемым должностным положением несут ответственность за организацию патрульно-постовой службы на обслуживаемой территории, обучение и воспитание личного состава подчиненных им подразделений, состояние служебной дисцип­лины, за использование строго по назначению снаряжения, воо­ружения и техники. Руководствуясь решением начальника органа внутренних дел, они производят расстановку подчиненных им сил и средств, осуществляют контроль за несением службы наря­дами милиции.

В организации патрульно-постовой службы определенное участие принимают инспектора службы аппаратов охраны обще­ственного порядка, участковые уполномоченные милиции, а так­же руководители отраслевых служб милиции: уголовного розыска, ГИБДД, службы борьбы с преступностью в сфере экономики и др.

Управление и организация патрульно-постовой службы пред­ставляет собой сложный процесс, включающий следующие ос­новные элементы: а) анализ оперативной обстановки, т.е. усло­вий и факторов, характеризующих состояние общественного по­рядка и преступности; б) принятие решения на расстановку сил и средств; в) подготовка и инструктаж служебных нарядов; г) обес­печение постоянной и устойчивой связи с ними и своевремен­ного обмена информацией; д) управление нарядами в ходе вы­полнения служебных задач и обеспечение их взаимодействия с другими силами милиции; е) контроль за несением патрульно-постовой службы; ж) учет и оценка результатов работы служеб­ных нарядов.

Для успешного решения патрульно-постовой службой возло­женных на нее задач необходимо знать, в каких условиях будут Действовать ее наряды. Следовательно, лица, организующие патрульно-постовую службу, должны владеть объективной информа­цией об особенностях обслуживаемой территории; о состоянии общественного порядка и преступности; о силах, средствах пат­рульно-постовой службы и результатах их деятельности. На осно­ве анализа и оценки этой информации осуществляется вся дальнейшая организаторская деятельность субъектов управления дан­ной службой. Результаты анализа факторов и условий, характери­зующих оперативную обстановку, позволяют организаторам пат­рульно-постовой службы хорошо ориентироваться в происходя­щих событиях, выявлять тенденции в состоянии общественного порядка и преступности и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. В подразделениях патрульно-постовой службы для изучения состояния преступности и общественного порядка в основном применяются текущий анализ и непрерывное слежение за изменением оперативной обстановки. Текущий ана­лиз (производимый за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) позво­ляет выявить краткосрочно действующие факторы, оказывающие влияние на оперативную обстановку. Непрерывное слежение за изменением оперативной обстановки (анализ за смену, сутки, неделю, месяц) способствует осуществлению контроля за дея­тельностью нарядов и позволяет на ранней стадии выявлять не­достатки в работе личного состава. На результатах этого вида анализа основываются принимаемые в ходе повседневного руко­водства патрульно-постовой службой управленческие решения, позволяющие немедленно реагировать на ухудшение работы на­рядов и осложнение оперативной обстановки.

Глубокий и качественный анализ оперативной обстановки обеспечивает принятие необходимых, достаточно полных и свое­временных решений по расстановке сил и средств патрульно-постовой службы: правильно определить участки территории, на которых следует сосредоточить основные усилия по охране обще­ственного порядка; установить виды служебных нарядов, место и время несения ими службы; решить другие организационные во­просы.

Основным документом, содержащим решение о расстановке патрульно-постовых нарядов на длительный период, является план комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единая дислокация). В нем содержатся наиболее важные исходные данные, необходимые руководителю органов внутренних дел для принятия решения на расстановку нарядов милиции на сутки. Указанный план (единая дислокация) разрабатывается сроком на два года с последующей корректиров­кой по мере необходимости. В его подготовке участвуют аппара­ты охраны общественного порядка, командиры строевых подраз­делений патрульно-постовой службы, руководители подразделений ГИБДЦ, вневедомственной охраны. Единая дислокация ут­верждается начальником органа внутренних дел.

План разрабатывается и одном экземпляре и хранится в де­журной части органа внутренних дел, а соответствующие выписки из него должны находиться в строевых подразделениях патрулъно-постовой службы ГИБДД, вневедомственной охраны. Единая дислокация содержит: 1; карту (схему) обслуживаемой террито­рии; 2) примерный перечень постов и маршрутов комплексных сил патрульно-постовой службы милиции; 3) обязательные нор­мы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы от подразделений милиции, участвующих в ох­ране общественного порядка1 ; 4) средства патрульно-постовой службы с указанием всех видов средств связи и автомототранспорта, служебных животных; 5) характеристику территории об­служивания

Расстановка сил различных служб органов внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка, производится с учетом места и времени их непосредственной работы. При этом не допускается совмещен) нарядов различных служб.

Решение о расстановке нарядов патрульно-постовой службы на последующие сутки принимается начальником горрайлиноргана или начальником милиции общественной безопасности еже­дневно к 18 часам предшествующих суток. Данное решение оформляется и утверждается в постовой ведомости. В необходимых случаях начальник органа вправе осуществить маневр наря­дами, т.е. выставить посты и маршруты там, где это обусловливается осложнением оперативной обстановки либо реализацией внезапно возникшей задачи. Фактическая расстановка нарядов в течение суток посменно отражается на крупномасштабном плане (схеме), находящемся в дежурной части органа внутренних дел.

Возможности органа, части, подразделения по среднесуточному использованию личного состава в патрульно-постовой службе определя­ются исходя из штатной численности милиционеров и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для мар­шрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент уве­личивается на 0,26 единицы (см.: Устав патрульно-постовой службы ми­лиции, ст.39). В единой дислокации нормы ежесуточного выставления нарядов не детализируются по сменам, так как подобная детализация может сковать инициативу начальника органа при принятии решения на расстановку нарядов на сутки.

Время выставления нарядов и продолжительность несения ими службы устанавливаются начальником органа внутренних дел.

При этом решения на следующие сутки принимаются с таким расчетом, чтобы количество нарядов увеличивалось в напряжен­ные в оперативном отношении часы суток и в тех местах, где наиболее вероятно совершение правонарушений. Необходимо также соблюдать целесообразные пропорции между автомотопатрулями и пешими нарядами.

На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, один экземпляр которой хранится в дежурной части органа, а другой — выдается наряду перед заступлением на служ­бу. В ней указываются: маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста; время несения службы; объекты и зоны, требующие особого внимания; порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы; основные обя­занности нарядов по предупреждению и пресечению преступле­ний, административных правонарушений, а также при осложне­нии оперативной обстановки; порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью органа, участковыми уполномоченными милиции, общественными объединениями; зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этими участ­ками.

Реализация управленческого решения во многом зависит от правильного подбора и расстановки исполнителей. Поэтому ру­ководители органов внутренних дел, командиры строевых частей и подразделений милиции должны тщательно изучать личный состав и выбирать таких сотрудников, которые быстро и со зна­нием дела способны решить поставленные перед ними задачи. Соблюдение данного требования особенно необходимо в настоя­щее время, когда охрана общественного порядка осуществляется не только силами патрульно-постовой службы, но и дополни­тельными, а также приданными силами и общественными фор­мированиями. В этой связи существенно возрастает роль профес­сиональной подготовки работников патрульно-постовой службы, осуществляемой путем проведения занятий, тренировок, отработ­ки, расстановки и действий личного состава непосредственно на местности, где нарядам предстоит выполнять свои обязанности.

Вместе с тем не менее важно добиться, чтобы исполнители поняли и уяснили стоящие перед ними задачи, осознали пути их оптимального решения. Эти цели достигаются на инструктаже служебных нарядов, от организационного и методического уровня которого зависит эффективность патрульно-постовой службы. Порядок проведения инструктажа определяется Уставом патруль­но-постовой службы милиции.

Инструктаж нарядов, заступающих на службу, должен прово­диться, как правило, руководителем органа внутренних дел (командиром части, подразделения) либо его заместителем в спе­циально оборудованном классе службы. Для инструктажа нарядов привлекаются также дежурные по органу, инспекторский и опе­ративный состав. Содержание инструктажа определяется состоя­нием оперативной обстановки, численным составом наряда и особенностями выполнения стоящих задач. При необходимости инструктаж может быть проведен для всех нарядов одновременно или для каждого в отдельности. На инструктаже целесообразно решать вводные задачи, отрабатывать нестандартные ситуации, используя карты, схемы, макеты и т.п. Это позволяет не только углубить, но и закрепить знания и навыки, необходимые патрульно-постовым нарядам для осуществления служебных функ­ций. Продолжительность инструктажа во всех случаях не должен превышать 30 мин. По его окончании нарядам отдается приказ о заступлении на охрану общественного порядка.

Важнейшим элементом организации патрульно-постовой службы, обеспечивающим ее эффективность и определенность в деятельности по охране правопорядка, является управление патрульно-постовыми нарядами. Непрерывное, гибкое и четкое управление позволяет обеспечить надлежащую маневренность сил и средств данной службы, их высокую активность и наступательность в предупреждении и пресечении противоправных действий.

Высокая эффективность патрульно-постовой службы, осуще ствляемой в условиях быстро изменяющейся оперативной обста­новки, может достигаться лишь при условии правильного, уме­лого и своевременного перераспределения сил и средств с учетом конкретно сложившихся обстоятельств. Такое перераспределение достигается путем маневра силами и средствами, т.е. перемещения подразделений и нарядов патрульно-постовой службы по терри­тории с целью их рационального сосредоточения по месту и вре­мени в интересах предупреждения и пресечения правонарушений.

В управлении нарядами патрульно-постовой службы важная роль отводится организации и поддержанию их непрерывного взаимодействия между собой, с оперативным и инспекторским составом отраслевых аппаратов органа внутренних дел, а также с добровольными народами дружинами и общественностью, участвующими в охране общественного порядка. Взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях, а также во взаимной помощи всех подразделений, нарядов и других сил при выполнении ими задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивается единым пониманием всеми субъектами взаимодействия общей задачи и способов ее выполнения, твердым знанием оперативной обста­новки и особенностей соответствующей территории, наличием бесперебойной связи и правильным применением установленных сигналов, непрерывным руководством взаимодействующими си­лами и средствами, контролем за их деятельностью.

Взаимодействие патрульно-постовой службы с другими под­разделениями и службами органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка осуществляется в ходе подготовки и про­ведения комплексных и массовых мероприятий; в процессе со­вместного патрулирования; путем обучения оперативным и ин­спекторским составом патрульно-постовых нарядов формам и методам работы, привития им необходимых навыков (например, личного сыска); в процессе взаимного обмена информацией о состоянии и изменении оперативной обстановки в местах несе­ния службы. Кроме того, представители других отраслевых служб милиции участвуют в проверках несения службы патрульно-постовыми нарядами, а также в необходимых случаях оказывают им помощь в задержании и доставлении правонарушителей.

В свою очередь работники патрульно-постовой службы при­нимают непосредственное участие в обучении членов доброволь­ных народных дружин и других представителей общественности; в подготовке и проведении совместно с ними мероприятий, на­правленных на охрану правопорядка; в обеспечении их необхо­димой информацией и т.д.

Контроль за несением патрульно-постовой службы является необходимым элементом ее организации. Он представляет собой важнейшее средство укрепления дисциплины, повышения ини­циативы, исполнительности и ответственности личного состава при выполнении задач по охране общественного порядка и борь­бы с преступностью. Цель контроля состоит не только в том, чтобы вскрыть недостатки в действиях патрульно-постовых наря­дов, но и в том, чтобы выявить или устранить причины и условия их порождающие.

Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок службы, а также регулярными (ежечасными) сообщениями, поступают вдежурную часть по радио или телефону, в которых содержится информация о местонахож­дении нарядов, оперативной обстановке и местах несения службы и т.д. К проверкам патрульно-постовой службы привлекаются, как правило, лица начальствующего состава данного органа, а также вышестоящих органов внутренних дел. В ходе таких прове­рок устанавливаются правильность расстановки и использования имеющихся сил и средств, уровень проводимых инструктажей нарядов, организация управления ими, качество несения службы патрульными и постовыми соблюдение ими законности и дис­циплины.

Проверка несения службыбы может быть гласной и негласной. При гласной проверке проверяющий на месте оказывает нарядам необходимую помощь, обучает правильным действиям в конкрет­ной ситуации, принимает меры к устранению обнаруженных в службе недостатков. Негласная проверка осуществляется путем скрытного наблюдения за действиями проверяемого наряда. В случае грубого нарушения нарядом порядка несения службы или при необходимости оказания ему помощи проверяющий обязан прекратить скрытное наблюдение и дать указания по устранению нарушения либо оказать требуемое обстановкой содействие.

Результаты гласной проверки отражаются в постовой ведомо­сти. О результатах негласной, проверки проверяющий докладыва­ет рапортом начальнику, ее назначившему.

Важная роль в организации патрульно-постовой службы при­надлежит учету и оценке результатов работы ее нарядов. Учет представляет собой деятельность по получению и обработке дан­ных о результатах работы патрульных и постовых по охране об­щественного порядка и борьбе с преступностью на улицах и в других общественных местах. При этом используются данные, поступающие как в количественных показателях, так и в виде докладных, рапортов, объяснений, специальных карточек и т.п.

Учет работы патрульно-мостовых нарядов ведут командиры строевых подразделений милиции (взвода или отделения). Ре­зультаты работы каждого милиционера за каждые сутки записы­ваются в его карточку учета работы и объявляются на инструкта­жах. Сводные данные о работе строевого подразделения милиции за соответствующий период отражаются в специальной книге или журнале. Правильно организованный учет работы патрульных и постовых милиционеров, строевых подразделений милиции в целом способствует воспитанию у личного состава ответственности за состояние правопорядка на обслуживаемой территории, позволяет сделать правильные выводы о состоянии охраны обще­ственного порядка в местах несения службы, произвести рацио­нальную расстановку сотрудников на основе глубокого изучения их деловых качеств.

Учет результатов работы нарядов является необходимой предпосылкой для последующей объективной оценки их служеб­ной деятельности. Оценка результатов работы патрульно-постовых нарядов, каждого милиционера, строевого подразделения или части в целом производится в целях определения качества несения службы и воспитания у личного состава, в том числе и у командиров, ответственности за порученное дело. Правильная оценка достигнутых результатов повышает уровень организован­ности и исполнительской дисциплины и, следовательно, оказыва­ет непосредственное влияние на эффективность деятельности патрульно-постовой службы. Критерием этой оценки является истинное состояние охраны общественного порядка на террито­рии маршрута поста, активность нарядов в предупреждении, пре­сечении и раскрытии преступлений, уровень организации пат­рульно-постовой службы. При этом учитывается также состояние служебной дисциплины и соблюдение законности в процессе выполнения возложенных на наряды задач.

Следует отметить, что в последнее время с положительной стороны зарекомендовал себя опыт организации патрульно-постовой службы, в основу которого положен патрульный уча­сток. Патрульную службу на таком участке несут сотрудники под­разделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охра­ны, государственной инспекции движения и других служб, а так­же члены добровольных народных дружин. Оперативное управле­ние нарядами осуществляет участковый уполномоченный мили­ции, на территории обслуживания которого располагается дан­ный патрульный участок. Данная форма организации охраны общественного порядка на основе объединения усилий различ­ных служб милиции и общественности позволяет заметно повы­сить эффективность патрульно-постовой службы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента РФ от 12.02.1998 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)

3. Учебное пособие «Административная деятельность органов внутренних дел», М. 2001, под ред. А.П. Коренева

3.Закон РФ « О милиции»

Скачать архив с текстом документа