Педагогические цели
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика и анализ педагогических целей.Педагогические цели
1. Характеристика и анализ педагогических целей
Педагогические цели – это предвидение и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований.
Для педагога цель – это цель преподавания, педагог совершает определенные действия по ее постановке: оптимизирует, формирует, принимает.
Для учащихся цели – это цели учения, каждый учащийся с разной степенью точности, полноты и осознанности прогнозирует свою цель на уроке. Цели учащихся могут соответствовать целям мастера, а могут и расходиться с ними.
Структура цели:
Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета.
Целевой объект – это человек в различных ролевых позициях учащихся.
Целевой предмет – это та сторона личности ученика, его опыт, направленность, качества, которая должна быть преобразована в ходе педагогического процесса.
1.2. Проанализируйте имеющиеся в различных учебниках определения понятия «педагогическая цель». Выберите наиболее удачное, на Ваш взгляд, и обоснуйте свою точку зрения. Докажите важность педагогических целей в педагогическом процессе.
Цель - это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно.
Итак, в структуре педагогической деятельности есть цель.
Философы, психологи и педагоги, как правило, говоря о цели, предвосхищают идеально воображаемый результат деятельности как желаемый и ожидаемый ее продукт.
Причиной ее формирования исследователи считают осознанные (иногда недостаточно осознанные) потребности и интересы. Потребность в свою очередь представляет собой недостаток, дефицит, отсутствие у субъекта каких-либо жизненно значимых и важных для него средств (в широком понимании) и комфортных условий. В подобной ситуации этот дефицит чего-то и дискомфортные условия субъект переживает как потребность (требуется нечто); ее-то и надо удовлетворить.
Эта осознанная потребность становится в воображении субъекта желаемым продуктом, целью, которую субъект может достичь в процессе деятельности. А так как потребностей бесконечно много и к тому же они развиваются, то, следовательно, и целей также много и они тоже развиваются в процессе деятельности.
Цель — это мысленно предвосхищаемый результат (желаемый продукт) учебно-воспитательного процесса. Она связана с потребностями и мотивами личности.
Для примера возьмем цель педагогической деятельности — «воспитание у учащихся культуры речи». Она имеет и воспитательный, и учебный аспекты.
Чтобы достичь этой цели, например, в средних классах, придется решать ряд учебно-воспитательных задач: воспитание и развитие у детей устной и письменной речи; обогащение словарного запаса учащихся; выработка навыков грамотного письма, работа по формированию выразительности речи, ее эмоциональности и т.п.
Охарактеризуем функции цели педагогической деятельности. Их несколько:
а) цель — эталон предвосхищаемого образа, желаемого продукта как ценности;
б) цель как побудитель к действию;
в) цель как норма для выбора средств действия.
В первой функции цель как эталон предвосхищаемого образа указывает общее, генеральное направление субъекта и объекта деятельности.
Затем в функции эталона цель выполняет роль мерила, меры для сравнения того, что уже сделано, с тем желаемым продуктом, который мы хотим иметь. Еще одна подфункция эталона имеет отношение к регуляции педагогической деятельности. Ее можно назвать корригирующей подфункцией.
В педагогической деятельности цель выступает в качестве системообразующей категории. Она связана с мотивами деятельности и играет решающую роль в выборе ее средств. Так, одной и той же цели могут соответствовать разные альтернативные (или — или) или даже противоположные мотивы.
Необходимо сказать о взаимосвязи цели, результата и средств. К последним относятся процесс, а также материальные (предметные, орудийные) и идеальные средства, то есть как внешние, так и внутренние элементы деятельности. Только располагая необходимыми средствами, субъект может достичь цели. Но может быть и так, что поиск средств, обеспечивающих ими какое-либо действие, становится целью промежуточного этапа деятельности.
Содержание цели зависит от объективных законов и условий действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного научно обоснованного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности.
Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическим, политическими и другими обстоятельствами и знаниями.
В философско-педагогической литературе по детерминизму целей образования и воспитания есть три позиции.
Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания провозглашалось советской педагогикой, но не было реализовано.
Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических способностей личности, ее социальное и духовное развитие.
Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой и социальной средой и с самим собой.
Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:
1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.
2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.
3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.
В педагогической и психологической литературе нередко встречается характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.
Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы личности ее скрытые задатки и способности.
В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования. Этот подход видит основной целью образования – его призвание формировать всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Предельная цель любого социального института в таком ракурсе рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях, проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.
1.3. Предложите способ систематизации видов педагогических целей или одну из таксономии целей
По значимости и уровню обобщенности цели в педагогике построены по принципу иерархии. Эта иерархия вытекает хотя бы уже из разноуровневого понимания категории воспитания. Кроме того, есть взаимосвязь и по горизонтали.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целеполагание и целеобразование связаны с методикой педагогической деятельности, направленной на достижение цели: с ее переводом с высших (теоретических) уровней на низшие, “практические” (технологические); диагностикой объекта и условий педагогической деятельности; выбором средств педагогического процесса.[1]
Я придерживаюсь следующей систематизации целей педагогики:
Цели учебные – это формирование знаний, умений и навыков, то есть формирование сознания и умения.
Цели воспитательные – формирование отношений к самым различным сторонам жизни, обществу, труду, профессии, учебному заведению, уроку, предмету, родителям, самому себе, природе, искусству, а также формирование таких качеств, как коллективизм, патриотизм, интернационализм, гуманизм и др. (то есть имеющие общественную направленность).
Цели развивающие – формирование творческих способностей, задатков, способностей учащихся, а также умение их реализовать. В ходе реализации данных целей развиваются внимание, память, мышление, воля, а также самостоятельность, усидчивость, трудолюбие и аккуратность учащихся.
1.4. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры диагностично поставленной цели для какого-либо урока или внеклассного мероприятия
Диагностичная постановка целей обучения и воспитания – это такая постановка целей обучения и воспитания, которая допускает объективный и однозначный контроль степени достижения цели.
Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
Для того, чтобы достичь цели на 3-м — 5-м уровнях воспитания, необходимо их формулировать диагностично, то есть чтобы были точно определены признаки, по которым можно судить, достигнута ли цель, следует точно измерить степень ее достижения.
Например, для диагностики успешности усвоения знаний учащихся (цель) учителю необходимо заблаговременно подготовить средства контроля: тексты диктантов, задач, творческих заданий, тестов и т.п. И подготовка их на предварительном этапе деятельности по контролю превращается в подцель, а ее реализация становится условием достижения основной цели.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
• Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, на глазок. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
• Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
• Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Недиагностично поставленные цели невозможно реализовать.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
по фортепиано с учащейся 1 класса Лизой К.
ТЕМА УРОКА: «Подбор по слуху на начальном этапе обучения игре на фортепиано».
ЦЕЛЬ УРОКА: «Формирование у учащейся первоначальных навыков подбора по слуху легких попевок».
ЗАДАЧИ:
Активизировать и развивать музыкально-слуховые представления учащейся.
Стимулировать у учащейся творческую самостоятельность и инициативу.
Научить основным приемам подбора по слуху.
ТИП УРОКА: Урок комбинированный.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
Введение.
Подбор по слуху как необходимый элемент обучения игре на фортепиано.
Упражнения-игры: 1.дразнилка( ку-ку, куд-куда, чик-чирик, кукареку, эхо).
2.отгадайка( высокие-низкие звуки, один или два звука,
вверх или вниз идет мелодия)
Проверка домашнего задания.
«Андрей-воробей» подбирать от любого звука.
«Василек» подбирать от звука ДО.
Подбор песни «Ежик» А.Березняк.
1.Проигрывание со словами, прохлопывание ритма.
2.Проигрывание без слов, анализ мелодии.
3.Нахождение первого звука мелодии.
4.Подбор песни ученицей (с подсказками педагога).
Игра-разминка.
Определение характера пьес из детского репертуара, сыгранных педагогом.
1.А.Гедике «В лесу ночью».
2.С.Майкапар «Дождик».
3.А.Гречанинов «В разлуке».
4.А.Александров «Новогодняя полька».
Подбор ранее разученной укр.н.п. «Лепешки» от звука РЕ.
Задание для домашней работы.
Играть песню «Ежик» от звука РЕ и СОЛЬ.
2. В чем педагогический смысл слов А.В.Суворова; «Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела»? обоснуйте свой ответ. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу.
Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Ученик начинает все, что он узнает, как бы примерять на себя. Это время очень благодатно для самопознания, самообразования, самовоспитания. Человек начинает делать себя сам, и знания приобретают характер субъективной ценности. Важно не прозевать этот важный момент, поддержать процесс самопознания, стимулировать его. Эта тенденция должна окрашивать весь учебно-воспитательный процесс: человековедение, психологию, тренинги самопознания, саморегуляции, приемы самоконтроля и самопроверки, это и многое другое может войти в учебную работу как органическая ее часть. Вовсе не обязательно вводить на каждую тему новый предмет или переделывать всю программу.
Учеба - это большой и нелегкий труд, он особенный, это труд души, формирующий личность, И вновь мне вспоминается В.А.Сухомлинский, который неустанно внушал своим воспитанникам мысль: «Человек должен учиться, потому что он человек. И при этом читал им любимые строки Н. Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь….»
Сейчас нет более важной задачи, чем воспитание у людей глубокой потребности к сознательному совершенствованию своих качеств. Творение себя, постоянная работа над собой, чтобы сделать себя лучше и человечнее – основная цель нашей жизни и деятельности.
Вспомним знакомый справедливый афоризм: «Научить быть учителем нельзя, но научиться можно». И еще слова А.С. Макаренко: «Мастером педагогического дела может стать каждый, если он не лентяй, если он много и упорно работает над собой». Это очень важно стать мастером в профессии, достичь высокого уровня профессионализма. Тогда работать в школе будет радостно, легко и интересно. Когда-то В.А. Сухомлинский сказал, что интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет. Но интерес к человеку открывается не каждому, а лишь внимательному и понимающему.
Умение спланировать работу, представить ее в четком, продуманном плане педагогических действий – важный элемент грядущего успеха. Но это еще не сам успех. Реальное взаимодействие с учащимися, их доверие, готовность воспользоваться создаваемыми условиями для выбора «лучшего себя» и образа жизни, достойной человека – лучшие ориентиры успеха.
Это достигается профессиональными знаниями, воплощенными в умения, в конкретные действия, которые сегодня часто называют «технологиями».
3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему для профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения.
В образовании востребован педагог, владеющий целостной информационной культурой — интегративным качеством, обеспечивающим его деятельность в информационной среде при решении как общекультурных, так и образовательных задач, направленных на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.
Информационная культура как знания о структуре, функционировании информационной среды и умения, навыки, необходимые для взаимодействия с ней как традиционными средствами, так и средствами информационных технологий, рассматривается в работах Г. Г. Воробьева, Н. И. Гендиной, А. П. Ершова, В. А. Каймина, В. М. Монахова, Н. М. Розенберга и др.
Определяя информационную культуру личности, исследователи рассматривают ее с разных точек зрения — как компьютерную грамотность — отдельные знания, умения, навыки в области информатики и информационных технологий; готовность человека к их использованию в своей общекультурной и профессиональной деятельности, или компетентность в этой области; различные аксиологические, нравственные, социальные аспекты деятельности личности в информационной среде, выраженные в компонентом составе информационной культуры; методологию, методику и мировоззрение информационного общества в целом; социально значимый способ жизнедеятельности личности в информационной среде и т. д.
Однако, несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры личности как в ее общекультурном, так и профессиональном аспектах, необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются мало разработанными, в стадии становления находится целостный подход к пониманию информационной культуры педагога.
Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики в педвузе показал, что существующая профессиональная подготовка будущего педагога в современном педагогическом образовании пока ориентирована в основном на формирование уровня утилитарной компьютерной грамотности и фрагментарной готовности будущего педагога к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, на преобладание в его информационной подготовке узкой «кнопочно-технологической» идеологии.
Сложившаяся система педагогического образования оказывается не способной готовить будущего педагога к общекультурной и профессиональной деятельности в условиях современной социокультурной ситуации информационного общества, изменений в образе жизни человека, информатизации образования. Между тем целостная информационная культура педагога, по сути, является вопросом как социального заказа образованию, так и интереса каждого педагога как личности и профессионала, поскольку именно информационная культура определяет его востребованность, успешность самореализации в информационном обществе.
Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры будущего педагога — недостаточность разработки целей, отбора содержания, методов, организационных форм в существующей профессиональной подготовке будущего педагога — отражает ряд противоречий между: глобальной ролью ценностей личности в информационном обществе, ее мировоззрения, этической позиции при осуществлении деятельности в информационной среде и недостаточностью ее отражения в определении феномена информационной культуры педагога; востребованностью обществом, современным образованием педагога, способного реализовывать свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, информатизации образования, и слабой ориентацией существующей профессиональной подготовки будущего педагога в вузе на формирование его целостной информационной культуры; становлением информатики как кросскультурной, метапредметной области знания и недостаточным отражением этой тенденции в целях, содержании и технологиях профессиональной подготовки будущего педагога в вузе; системообразующим, полифункциональным значением информационных технологий в образовании информационного общества и фрагментарностью формирующихся в системе современного педагогического образования представлений педагога о них.
Существование названных противоречий обусловливает актуальность исследования, проблемой которого является пересмотр концептуальной системы взглядов на профессиональную подготовку педагога в условиях становления информационного общества и адекватной ему культуры, информатизации образования, что и определило выбор проблемы: «Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога».
Объект - профессиональная подготовка будущего педагога в вузе.
Предмет исследования - методическая система формирования информационной культуры будущего педагога.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что профессиональная подготовка в педагогическом вузе будет обеспечивать более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, формирование информационной культуры будущего педагога, если: информационная культура педагога будет рассматриваться как одна из приоритетных целей профессионально-педагогического образования, пониматься с позиций культурологического подхода и отражать тенденции становления современного информационного общества; будут определены основные характеристики процесса формирования информационной культуры будущего педагога; формирование информационной культуры будущего педагога будет обеспечиваться целостной методической системой, включающей целевой (определение иерархии целей); содержательный (выделение содержания профессиональной подготовки, обеспечивающего формирование информационной культуры будущего педагога) и процессуальный (методы, средства и организационные формы, адекватные целям) компоненты; будет целенаправленно осуществляться мониторинг процесса формирования информационной культуры будущего педагога, адекватно определяющий его коррекцию.
Данное исследование разрабатывает одну из фундаментальных проблем современного педагогического образования — формирование информационной культуры будущего педагога как ключевой компетентности в информационном обществе и построение адекватной ей методической системы.
Список литературы
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - № 2.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с.
3. Алексеев Н. И. Методологизация содержания и процесса обучения // Вопросы философии. – 1995. - № 11. – С. 15-16.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 388 с.
5. Беспалько И. И. Доступность учебного материала // Советская педагогика, 1987. - № 6.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11-17.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000. – 258 с.
9. Вендровская Р. Б. Сорока-Росинский В. Н.: Проблемы русской национальной школы // Педагогика. – 1996. - № 3. – С. 75-81.
10. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.
11. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
12. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
14. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996. – 97 с.
15. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
16. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997. –122 с.
17. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. – № 10. – С. 82.
18. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с. 34.
19. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
20. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
21. Якиманская И. С. Развивающее обучение – М., 1997. – 154 с.
[1] Харламов И.Ф. Педагогика.-М.: Юрист, 2002.