Переход России к рыночной экономике
СОДЕРЖАНИЕ: Начало перехода к рыночной экономике: ошибки и просчеты. Кризисные явления в стране и поиск путей их преодоления. Россия и мировое сообщество в первой половине 90-х годов. Внутренняя и внешняя политика России в 1996-2002 гг., стагнация реформ 1996-2000г.1 Начало перехода к рыночной экономике: ошибки и просчеты.
Кризисные явления в стране и поиск путей их преодоления
В середине 80-х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества. Избрание в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева означало победу в руководстве политического направления, стремившегося к обновлению общества. В истории СССР начался период «перестройки». на этом политическом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию «ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод на двух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупных масштабах. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел странно - брали любую продукцию. Меры по укреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольной кампании составил 40 млрд. руб. в ценах тех лет в первые два года. Введение государственной системы приемки продукции привело лишь к увеличению числа контролирующих без роста качества. Подход и здесь был чисто бюрократическим.
Второй этап (1987-1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии». В экономике процесс реформирования административно-бюрократической системы в эти два года был связан с принятием в 1987 г., а в дальнейшем реализацией Закона о государственном предприятии (объединении). Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой целью составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы составляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальные средства оставались в распоряжении заводов и фабрик.
Третий политический этап (1989-1990 гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Оно носило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход к экономическим методам управления, а лишь некоторое ограничение администрирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции.
Правительство решало проблему денежного оборота самым простым путем – путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок за счет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, вросли в нее.
С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получать бартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, а стремились по любой цене отправить за рубеж.
Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г. – 211 млн. т, 1990 г. – 230 млн. т зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночной экономике, но не известно, каким путем и в какие сроки, какими методами реализовывать закон стоимости и создавать рынок.
На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики . План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.
В январе 1992г. команда Гайдара намеревалась двигаться быстро по всем направлениям. Среди объявленных мер были либерализация большинства цен, отмена старой системы поставок, полная либерализация импорта, кардинальные изменения в налоговой системе, быстрое покрытие дефицита бюджета, сильное ужесточение денежной политики, программа приватизации с очень честолюбивыми целями, подготовка к конвертации рубля вместе с немедленным смягчением правил по торговле иностранной валютой, и переговорах о существующих отношениях торговли с другими экс-республиками. Это было внушительное меню изменений политики; учитывая отправную точку, это было конечно большее количество радикала, чем польский «большой скачок».
Вместе с тем рост цен с января 1992 г. превзошел все ожидания. Вместо оптимистичных прогнозов их увеличения в 3-5 раз и пессимистичных в 8-10 раз в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижение покупательной способности населения.
В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, системы здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.
После начала радикальных преобразований в российском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По данным Российской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %, среднеобеспеченных – 13-15 %, бедных – 40 %, живших за чертой бедности – 40 %. По данным других социологов, к средним слоям следовало отнести всего лишь 7 % населения, к бедным – 25 %, находящимся за чертой бедности – 65 %.
Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. В этих условиях от них выиграли прежде всего те, кто наживался за счет менее расторопных сограждан. указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли, подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническая деятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к росту социальной напряженности.
В январе-феврале 1992 г. к забастовкам или их угрозам прибегали авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи. Руководители предприятий, не приспособленные к новой, рыночной ситуации, перестали выплачивать деньги за сырье, материалы, комплектующие детали своим смежникам, надеясь, что рано или поздно государство, как и в старые времена, решит их проблемы. В результате возник кризис неплатежей, предприятия задолжали друг другу огромные суммы, начались перебои с выплатами зарплаты – все это еще больше накаляло обстановку. Оказавшись в сложном положении, правительство с весны 1992 г. начало прибегать к увеличению денежной эмиссии, раздаче льготных кредитов государственным предприятиям, взаимозачетам задолжностей. Это привело к резкому усилению инфляции, замедлению темпов экономических преобразований, затягивало решение социальных вопросов.
В 1993–1996 гг. социально-экономическая ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спад промышленного производства: в 1994 г. он составил 21 %, в 1995 г. – 3 %. Высокой, особенно в 1993-1994 гг., была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростом цен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономических и политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось. Реальная заработная плата в январе 1996 г. была на 15 % ниже, чем в 1992 г., продолжались задержки с ее выплатой. Увеличилась доля работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Средняя продолжительность жизни упала с 69 лет в 1990 г. до 64 в 1996 г. Уровень преступности за это же время вырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка. В 1995 г. средний предпринимательский доход в 8-10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 – 40 раз превышал среднюю пенсию.
Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. Это пропагандировали как наиболее справедливый путь приватизации, или разгосударствления предприятий, поскольку каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал свою долю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) – таковых было создано 646, либо продать.
На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, легализировавшихся теневиков, в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.
Механизм проведения приватизации был нацелен на то, чтобы в максимально короткие сроки раздать государственную собственность с учетом того, что действительных капиталов для приобретения собственности по рыночным ценам в стране не было. Общая номинальная величина ваучерного фонда (более 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных производственных фондов России на конец 1991 г. Но после либерализации цены выросли в 10 раз, тогда как соответствующая переоценка стоимости основных фондов была проведена только в середине 1993 г. Таким образом, величина ваучерного фонда относительно стоимости предприятий была завышена, что позволило через чековые инвестиционные фонды фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам. Т.О. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. были фактически проданы за 7,2 млрд. долл. США.
К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.
2 Россия и мировое сообщество в первой половине 90-х годов.
Геополитическое положение России в мире после распада СССР
В начале 90-х годов в СССР, а затем и в России начались изменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны. Даже сегодня трудно разобраться во всех этих событиях и дать однозначные ответы на все вопросы, выдвинутые ими.
Основные вопросы: Как могло случиться, что с мировой арены исчезло такое мощное государство как Советский Союз? Каковы причины этого исчезновения? Можно ли было этого избежать? Почему бывшие союзные республики превратились в придатки, полуколонии запада, стали зависимы от него?
Потрясения в СССР вызвали усиленную цепную политическую реакцию в социалистических странах Восточной Европы в 1989–1990 гг., где фактически рухнули социалистические режимы. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Чехословакия достаточно скоро распалась на Чехию и Словакию. В Югославии падение старого режима развалило страну и положило начало бесконечной гражданской войне на национальной почве, грозящей перерасти в мировую.
В мае 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Он был полностью завершен 15 февраля 1989 г.
В 1991 г. распустили Совет экономической взаимопомощи, прекратил свое существование Варшавский договор.
После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитические условия потребовали от российского руководства сформировать соответствующую концепцию внешнеполитического развития.
Геополитическое положение России, т.е. положение на политической карте мира и отношение к различным государствам, значительно изменилось по сравнению с бывшим СССР. Советский Союз находился в «двухполюсном» (биполярном) мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт), возглавляемые сверхдержавами – США и СССР, находились на стадии противоборства и «холодной войны». Но с распадом СССР прекратилось военное противостояние, отчего полностью изменилась геополитическую обстановку вокруг независимой России и экономические связи с внешним миром.
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики:
- становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым ближним («новым») зарубежьем;
- развитие отношений с дальним зарубежьем – ведущими странами Запада, в первую очередь с США, и со странами Азиатско-Тихоокенанского региона.
Отношения России со странами СНГ поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, обеспечением интересов русскоязычного населения (свыше 25 млн. соотечественников) в ближнем зарубежье, «цивилизованным разделом» «наследства» некогда единого Союзного государства и прежде всего огромного военного потенциала Вооруженных Сил.
Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя.
Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1 % от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих. Началась разработка программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил – военной реформы. Одновременно происходил вывод военных группировок из стран бывшего Варшавского блока, Германии и республик Прибалтики.
Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю, прежде всего энергоресурсами, со странами Содружества по мировым ценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти. А товарооборот в рамках СНГ существенно снизился.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Таким образом, за первые два года существования Содружества дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве значительно усилились. Лишь в 1994 г. между странами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность приобрел тезис о «разноскоростной и разноуровневой интеграции». В связи с этим главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ стало налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) и формировании Таможенного союза, а также исполнительных органов «четверки».
Политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в первой половине 90-х гг. находилась в состоянии «переходного периода». Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны, переживавшей этап вхождения в рыночные отношения.
После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе Партнерство во имя мира. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.
3 Стагнация реформ (1996-2000 гг.)
Стагнация (от лат. stagno — делаю неподвижным) - ситуация, при которой либо наблюдается очень медленный экономический рост, либо он вообще отсутствует.
В стабилизационной программе 1995 года была поставлена достаточно радикальная цель — добиться в течение года снижения инфляции до 1% в месяц. Основным средством для достижения данной цели должно было стать сокращение бюджетного дефицита и резкое ужесточение бюджетной политики. При этом предполагалось добиться большего ужесточения в денежной, а не в бюджетной сфере. Возможность сохранения значительного бюджетного дефицита при резком ужесточении денежной политики основывалась на переходе к так называемому неинфляционному финансированию бюджетного дефицита. Была разработана среднесрочная стратегия по сокращению дефицита, предусматривавшая снижение дефицита бюджета до 4% ВВП в 1996 г., 3% ВВП в 1997 г. и сохранении дефицита на уровне 2% ВВП в последующие годы.
В отношении структурных мер основной упор в программе был сделан на либерализацию внешней торговли, особенно нефтяного экспорта. Было декларировано также намерение ускорить процесс денежной приватизации.
Задачи реформирования социальной сферы включали: введение индивидуальных пенсионных счетов, ваучерные схемы в образовании, приватизацию медицинских и образовательных учреждений, выплату социальных пособий на основании критерия душевого дохода семьи.
Основные направления реформы
1. Внешнеторговая политика: ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли.
2. Банковская реформа: улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков.
3. Приватизация: установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий.
4. Рационализация бюджетных расходов: введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов.
5. Земельная реформа и рынок недвижимости: введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования.
6. Развитие фондового рынка: принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства.
7. Регулирование естественных монополий: создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов.
Однако в это время общая экономико-политическая ситуация в стране радикально изменилась. В декабре 1995 г. прошли выборы в Госдуму, которые дали относительное большинство голосов в Госдуме коммунистам и их союзникам. Это стало одним из важнейших факторов торможения структурных реформ в последующие четыре года. Весьма тревожным признаком в этот период стало растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ.
В течение 1996 г. не произошло практически никакого продвижения структурных реформ. Отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. В новом правительстве (младореформаторы) А.Чубайс и Б.Немцов были назначены первыми вицепремьерами, а В.Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ.
В связи с медленным продвижением структурных реформ при обсуждении программы 1997 г. ключевые меры в области структурной политики были определены как предварительные. Практически все эти меры были выполнены в течение марта — апреля 1997 г., в том числе такие, как утверждение долгосрочной программы реструктуризации и реформирования естественных монополий, введение тендерного механизма проведения госзакупок, запуск программы приватизации крупных предприятий по индивидуальным проектам, утверждение основных направлений проведения жилищно-коммунальной реформы, а также целый ряд других мер. В июне 1997 г. Госдума приняла в первом чтении Налоговый кодекс.
В то же время выполнение программы структурных реформ, предусмотренной правительственными документами 1997 г., к концу года резко замедлилось. Одной из причин стало нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса, который сосредоточил внимание политиков на макроэкономических проблемах. Другой причиной явилось резкое усиление напряжения внутри элиты между «младореформаторами» и «олигархами», которое в начале 1998 г. привело к полной остановке структурных реформ и смене правительства. Одна из причин — изменение самого характера структурных реформ. Структурные реформы начала 90-х годов за исключением ваучерной приватизации были в основном реформами либерализационного плана: отмена субсидий, снятие ограничений в сферах ценообразования и внешней торговли. Эти реформы могли осуществляться как разовые мероприятия.
Реформы второй половины 90-х годов не только затрагивали важнейшие группы интересов (что само по себе не было препятствием), но и требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода. В то же время политические «окна возможностей» были в это время крайне короткими. За это время можно было разработать концепцию реформ и программу действий, но сами реформы требовали гораздо больше времени для реализации. Вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий.
Относительно успешно стартовавшая жилищно-коммунальная реформа была также существенно заторможена. Налоговый кодекс, принятый в первом чтении Госдумой еще в 1997 г., был введен в действие только в 2001 г.
Существенным фактором торможения реформ стало изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. Целый ряд партий правого и центристского направлений не смог преодолеть 5%-ный барьер, необходимый для прохождения в Госдуму. В результате в Госдуме сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации.
Кризис в России стал составной частью мирового финансового кризиса 1997—1998 гг. Начало мирового финансового кризиса совпало с тяжелым внутриполитическим кризисом в России. В октябре 1997 г. МВФ потребовал разработки экстренной программы мер по финансовому оздоровлению. Выработанная программа, известная также как план Кудрина-Фишера, предусматривала следующие шаги: полную ликвидацию зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий-должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризацию сети бюджетополучателей.
В целях блокирования дальнейшего развития кризиса 17 августа 1998 г. было принято беспрецедентно жесткое решение об одновременной девальвации рубля, замораживании обслуживания и принудительной реструктуризации внутреннего долга и моратории на обслуживание внешних валютных долгов частных заемщиков. Правительство надеялось, что путем умеренной девальвации и замораживания внутреннего долга удастся стабилизировать валютную систему, а за счет моратория предотвратить системный банковский кризис и дать банкам время для реструктуризации внешних долгов.
Эти надежды не оправдались. После отставки правительства 23 августа 1998 г. Центральный банк прекратил интервенции, и рубль подешевел в несколько раз. Массовое изъятие вкладов из банков ускорило банкротство большинства крупных банков России, несмотря на объявленный мораторий.
Программа-2001 концентрировалась по существу на вопросах финансовой политики как в макроэкономической, так и в структурной сфере. В сфере макроэкономики предполагались действия по следующим направлениям: дальнейшее снижение номинального налогового бремени с потенциальным ростом собираемости налогов; существенное сокращение расходов в региональных бюджетах, прежде всего за счет сокращения субсидий в жилищно-коммунальную сферу; интенсивное накопление международных резервов при стерилизации избыточной денежной массы.
В структурной политике основными направлениями действий были обозначены: принятие принципиальных решений на федеральном уровне по нефинансируемым социальным мандатам, переход на финансирование значительной части бюджетополучателей по государственному заказу вместо сметного принципа, полный перевод финансирования оборонных расходов на казначейскую систему.
Обращало на себя внимание практически полное отсутствие в программе традиционных структурных мер по реформированию естественных монополий, пенсионной реформе, корпоративному управлению.
Аграрная реформа тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы – “накормить Россию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду. Достичь этого предполагалось посредством следующих мероприятий: приватизировать (раздать в частную собственность) землю и другие средства производства; преобразовать колхозы и совхозы в крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, кооперативы, товарищества, акционерные общества и др. Таким образом “разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти к рыночным отношениям и заменить государственное директивное планирование экономическим регулированием. Однако следует признать, что ни одна из объявленных благородных целей не была достигнута: магазины полны зарубежных продуктов; благосостояние населения резко снизилось; о росте эффективности сельхозпроизводства не может могло быть и речи – оно разорено и расстроено, как будто пережило войну, отброшено на десятки лет назад. Надежды на быстрое развитие кооперации не оправдались, основательно помочь крестьянским фермерским хозяйствам не удалось, и многие из них оказались в безнадежном состоянии.
4 Внутренняя и внешняя политика России в 1996-2002 гг.
Аграрная, военная, судебная реформы и их перспективы
1996–2002 гг. стали временем, когда главными задачами являлись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интегрированности нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.
В 1998 г. президент России заявил, что начинается формирование «многополюсного мира». Подтверждением этой концепции служит и активизация внешней политики России на дальневосточном направлении: в 1997–1998 гг. прошли две неформальные встречи – «без галстуков» – лидеров России и Японии, что укрепило позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе и способствовало продвижению по пути подписания российско-японского мирного договора.
Таким образом, в эти годы внешняя политика России все более ориентирует страну на роль ведущей евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.
Реформы.
1) Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается в преобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночного типа. Принципы и методы преобразования играют решающую роль.
Можно ли считать действующее земельное законодательство совершенным? Как отмечают исследователи, несмотря на долгое рассмотрение нового Земельного кодекса РФ, при его принятии была проявлена поспешность, вызванная в первую очередь «политическим давлением… в результате в тексте остались и юридические неточности, и технические недоработки. Поэтому в ближайшее время придется вносить поправки, это неизбежно».
2) Современная военная реформа является необходимой составной частью политических и социально-экономических реформ в нашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным фактором обеспечения обороны и безопасности России, ее активной и конструктивной роли в современном мире.
Спланированные и уже проводимые преобразования приобрели целенаправленный, системный характер. За счет проведения структурных преобразований создаются условия для повышения качественных параметров и подъема эффективности всех компонентов военной организации. Одновременно взят курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализима, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов. Ведется работа по созданию объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения. Предусматривается изменить систему финансирования, начиная от введения в действие бюджетного классификатора, перехода на бухгалтерский учет материальных ценности и заканчивая полным, рациональным контролируемым использованием внебюджетных средств.
Главная цель строительства и развития Вооруженных Сил - проведение их структуры, состава и численности в соответствии с характером и направленностью угроз военной безопасности России, финансово-экономическими возможностями государства.
Весьма важной представляется задача совершенствования технического обеспечения, заказов вооружения и военной техники. Суть преобразований на том направлении - формирования и реализация единой технической политики в Вооруженных Силах и в государстве в целом. Предусматривается сокращение типажа, видов и номенклатуры вооружения и военной техники, их унификация и стандартизация, совершенствование системы заказов в направлении создания единого заказчика, создание опережающего научно-технического, конструкторского и производственного задела с разработкой и принятием на вооружение новых образцов ВВТ.
Претерпит изменение и система тылового обеспечения. Создаваемая единая система тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов предполагает объединение по территориальному принципу их складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры, управляемой единым органом. Такая система возьмет на себя решение вопросов тылового обеспечения всех войск, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующих в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных задач.
К числу краеугольных задач реформы относится социальное обеспечение военной организации. Оно должно соответствовать условиям и общественной значимости военной службы, условиям и общественной значимости, особому характеру и содержанию ратного труда. Основные направления программы социального обеспечения военного строительства: совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих, социальная адаптация и переподготовка военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
3) Важнейшие направления судебной реформы :
- создание федеральной судебной системы;
- признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
- организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
- дифференциацию форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
Концепция предложила план реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве (организация состязательного процесса, установление паритета между обвинением и защитой, введение более высоких стандартов для установления допустимости доказательств и судебного контроля за предварительным следствием, включая судебное санкционирование задержания, заключения под стражу и вторжения в частную жизнь).
Для реализации основной задачи - сделать судебную власть влиятельной силой, независимой от исполнительной и законодательной властей - был реанимирован суд присяжных, состоящий из председательствующего судьи и 12 присяжных заседателей. Любому обвиняемому в совершении преступления, наказание за которое превышает год лишения свободы, предоставлялось право быть судимым судом присяжных.
Возрождение суда присяжных стало главным событием в реформе судебной системы. Закон О мировых судьях в Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. смягчил проблему федерализма в судебной системе. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.
Одной из целей судебной реформы было расширение полномочий судебной власти за счет наделения судов функциями, которые в России традиционно принадлежали прокуратуре. Речь идет о праве граждан обжаловать действия и решения государственных органов и чиновников.
Создание Конституционного Суда (КС) стало беспрецедентным явлением для России.