Петросянц (Петросян) Евгений Ваганович
СОДЕРЖАНИЕ: Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ В жизни раз бывает 18 лет, открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрадыНародный артист России, лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады
Родился 15 сентября 1945 года в Баку. Отец - Петросянц Ваган Миронович (1903-1962). Мать - Белла Григорьевна (1910-1967). Супруга - Степаненко Елена Григорьевна, заслуженная артистка РФ.
Евгений Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном В. Медведева Человека забыли, незабываемое ощущение смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в Сорочинской ярмарке и Яшку-артиллериста в Свадьбе в Малиновке. Выступая в домах культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в спектаклях Осенние листья (роль Уста-Мурада) и Доброго пути, Долорес (роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы. Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву - ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный институт начинались раньше, чем в другие вузы... Он блестяще выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич Алексеев.
Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ В жизни раз бывает 18 лет, открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в театр эстрады...
Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика начинающего артиста - гастроли по стране - и выступления в Москве с программой В жизни раз бывает 18 лет давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.
Программа В жизни раз бывает 18 лет закончилась. Евгений Петросян ушел из коллектива - начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина Береги честь смолоду в программе Л. Маслюкова Эстрадный автомат, монолог Опасный возраст в программе Вы их не знаете Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия Вступительное А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.
В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым (Перелистывая страницы, Где родился джаз), сольные номера о джазе (По правильному пути и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В. Стронгина Простой парень. По словам Евгения Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в академии: Пять лет я был рядом с этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто человеком, прожившим большую интересную жизнь....
В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.
В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до 1974 года - один из ведущих конферансье, затем - исполнитель монологов).
1967-1968 годы - годы закручивания гаек, когда жанр сатиры и юмора считали злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом признавалась только малая его область - сектор дружеской шутки и так называемого позитивного юмора. Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров... Петросяну хотелось найти такие художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах (Друзья человека Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе Законодатель моды. Актеру удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского Отцы и дети о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.
В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах...
С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре миниатюр Наполовину всерьез, где его партнерами были Л. Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме Артлото. Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную программу Трое вышли на сцену. Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта Эх, наука, с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался отсчет нового поколения номеров Петросяна - переход от конферанса к номеру и от него - к сольной программе.
Первая такая программа - спектакль Монологи (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) - положила начало будущему Театру эстрадных миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников - заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику - спектакль Доброе слово и кошке приятно (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.
Евгений Ваганович - артист неутомимый, коллеги по театру называют его трудоголиком. Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.
На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: Как поживаете? (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А. Бармак), Инвентаризация (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), Дураки мы все... (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий), Страна Лимония, деревня Петросяния (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), Когда финансы поют романсы (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), Семейные радости (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях - трагикомическую окраску. Гражданская позиция актера, его яркая индивидуальность скрепляют разные по стилю и жанру произведения, придают целостность (сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в сборных концертах, на телевидении. Среди них Резидент (1985), Постепеннее надо ... (1987), Не плачь, Федя... (1988) и Не понимаю... (1982-1999) М. Задорнова; Спокойной ночи, взрослые (1980) и Энтузиазизм или Аля-улю (1986) А. Хайта; Либо-либо (1989) И. Виноградского; Японский городовой Г. Терикова (1991); О рекламе Л. Французова (1993-1999); А музыка звучит А. Дудоладова (1997); Человек за бортом (1997) и Воскресный папа (1999) Н. Коростелевой; Необыкновенные ощущения А. Новиченко; Шпингалеты С. Кондратьева (1997); Телешизофрения и Родные мои (2001) Н. Коростелевой; Бобры А. Цапика (1999), Обезьяна Г. Бугаева (2001), Нервы Л. Натапова (1999).
В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания Народный артист России.
Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.
Книга Е. Петросяна Хочу в артисты (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности - это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики - писателей, артистов, режиссеров жанра.
Признанным бестселлером 1994 года стала книга Петросян в стране анекдотов (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги От смешного до великого (М., 1995), Петросмешки (М., 1999), Над чем смеется Петросян (Антология репертуара) (М., 2000), Записные Хиханьки-хаханьки (М., 2001).
При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.
Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, - новаторство. В спектакле Дураки мы все (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета - монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе Инвентаризация-89 во время исполнения фельетона Не могу понять (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте - бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог Не плачь, Федя о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене Японский городовой (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой Родные мои (2002), которую Петросян играет в новом спектакле Страсти-мордасти. В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.
Остроумный номер Бестолковый словарь (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно осел в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон Не понимаю (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов О рекламе (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше - в этом предназначение артиста.
Евгений Петросян - создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего Голубого огонька, Утренней почты, Артлото, программы Аншлаг, Аншлаг..., в разные годы создал сольные передачи С различных точек зрения (1985), Приглашение на вечер Петросяна (1988), Ангажемент Петросяна (1990), Операция Петросян (1991), Кто этот Петросян? (2001)...
С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне - ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача Смехопанорама, в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как занимательное эстрадоведение. С момента своего появления в эфире Смехопанорама сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин феномен Петросяна, отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей.