План мероприятий по финансовому оздоровлению коммерческого банка ОАО «Оптима» 54 Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления 54
СОДЕРЖАНИЕ: Порядок разработки и оценки планов финансового оздоровления кредитных организаций. 31Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации 6
1.1. Понятие несостоятельности кредитной организации 6
1.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. 7
1.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 13
1.4. Временная администрация 21
1.5. Реорганизация кредитной организации 29
2. Порядок разработки и оценки планов финансового оздоровления кредитных организаций. 31
2.1. Составление планов финансового оздоровления кредитными организациями 31
2.2. Порядок предъявления требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации 42
2.3. Порядок рассмотрения территориальными учреждениями Банка России плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации 44
2.4. Контроль за осуществлением кредитной организацией мер по финансовому оздоровлению 48
3. План мероприятий по финансовому оздоровлению коммерческого банка ОАО «Оптима» 54
3.1. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления 54
3.2. Оценка реальности мероприятий плана финансового оздоровления. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список литературы 70
Приложения ……………………………………………………………………73
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Плохие активы банков, это, как правило, отражение проблем в реальной экономике, на предприятиях при отсутствии адекватно продвигающихся структурных преобразований.
В начале 1990-х гг., когда в странах переходного периода активно пошли процессы преобразований, на фоне либерализации внешней торговли некоторые предприятия оказались неконкурентоспособными перед импортными товарами. Из-за этого многие предприятия оказывались убыточными. Цены на продукцию в этой ситуации часто становятся ниже себестоимости, возникают огромные размеры кредиторской задолженности, что отражается и в обязательствах перед государственным бюджетом, и в обязательствах перед банковской системой.
В ряде случаев в странах с переходной экономикой, в том числе и в России, государственные структуры были вынуждены принимать на себя проблемы этих предприятий. Мало того, что кредиты выдавались под квотный, часто отрицательный процент, они во многих случаях продавались убыточным заемщикам. Это приводило к тому, что безнадежные должники вытесняли на рынке кредитов лучших должников, с которыми банки могли бы работать более эффективно. Существуют три базовые возможности решения проблемы плохих активов.
Самое простое — это списание задолженностей. Это, как правило, улучшает финансовое состояние предприятий, ухудшает состояние банков и при этом снижает у предприятий стимул для самостоятельного финансового оздоровления. Этим способом можно пользоваться только в ситуации, когда доля действующих кредитов в активных банках невелика. Ведь нужно, чтобы списание долгов не привело к массовому банкротству в банковской системе.
Вторая возможность — это банкротство самих заемщиков. Здесь также есть ограничения по масштабу операций. Если количество банков-заемщиков, подвергающихся крупным банкротствам, составляет больше половины от всех заемщиков в экономике, возникает проблема системного кризиса.
Наконец, третья возможность состоит в подключении государства к процессу финансового оздоровления в рамках разрабатываемой им самим программы реструктуризации. И именно этот третий путь в основном выбирался в странах переходной экономики, в том числе и в России. Государства создавали специализированные государственные финансовые институты для решения проблем в банковской сфере, в том числе и проблем плохих активов. Государства принимали меры по очищению балансов коммерческих банков от плохих кредитов. Такие кредиты в той или иной части списывались с баланса коммерческих банков за счет прямого использования средств государственного бюджета, за счет переоформления их в государственный долг путем обмена государственных облигаций, путем обмена долга на акции дефицитных предприятий безнадежных должников. Был еще и вариант с предоставлением дополнительных финансовых ресурсов банку при условии их привлечения в качестве активных участников процесса реструктуризации предприятия. Преимущества такого варианта в том, что банки оказываются заинтересованными в возврате долгов, в разработке действующих схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных средств из государственного бюджета.
Исходя из вышесказанного, видно, что одним из основных условий устойчивого развития каждого банка и банковской системы в целом является совершенствование подходов к управлению активами коммерческих банков.
Практическую деятельность, связанную с управлением активами, можно разделить на две основные части: финансовый анализ, включающий проведение необходимых финансовых расчетов, и принятие финансовых решений. Принятие финансовых решений во многом зависит от опыта и интуиции лиц, принимающих такие решения, понимания ими возможных последствий различных вариантов и связанных с ними финансовых рисков и готовности принять на себя риск при выборе конкретного варианта действий. Что касается финансового анализа с проведением необходимых расчетов, то его содержание, принципы и методы, безусловно, можно считать научным направлением, основанным как на теоретических предпосылках, так и на обобщении накопленного опыта.
Управление активами коммерческого банка в целом и финансовый анализ как его составная часть являются сложными взаимосвязанными процессами. В связи с этим изложение составных частей общего процесса управления финансами банка и, соответственно, финансового анализа, результаты которого необходимы для обеспечения такого управления, как не зависящих друг от друга, по существу, невозможно. Это подтверждается и тем, что в литературе можно встретить такие термины, как управление активами, управление обязательствами, управление активами и обязательствами, управление капиталом, управление прибыльностью, управление ликвидностью, управление банковскими рисками, причем при рассмотрении одних и тех же вопросов, связанных с управлением финансами банка, могут использоваться различные названия. При этом в различных разделах источников могут рассматриваться одни и те же вопросы управления банковскими операциями (финансами банка) с неизбежным обсуждением в той или иной степени других взаимосвязанных аспектов и изложением тех или иных отдельных вопросов соответствующего финансового анализа.
Основной целью данной работы является выработка конкретного плана мероприятий по финансовому оздоровлению одной из кредитных организаций, рассмотренных в качестве примера в данной работе.
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон О банках и банковской деятельности от 07.07.95г.;
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 27 июня 2002 года
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)
4. ФЗ О Центральном Банке РФ (Банке России) от 10.07.2002г. №86-ФЗ
5. Инструкция № 1 Центрального Банка РФ О порядке регулирования деятельности кредитных организаций от 30.01.96 г.;
6. Инструкция ”О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций” 12 июля 1999 года № 84-И.
7. Положение Банка России от 14.05.99 № 76-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
8. Указание ЦБР от 25 декабря 1998 г. N 452-У О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора (с изменениями от 22 января, 6 декабря 1999 г., 26 апреля, 17 мая, 13 декабря 2001 г.)
9. Указание Банка России от 31 марта 2000 года N 766-У О критериях определения финансового состояния кредитных организаций с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2000 г.
Литература:
1. Антикризисное управление Учебник под ред. Короткова Э.М. М. 2000 г.
2. Антикризисный менеджмент. / Под ред. Грязновой А.Г. М. 2003
16. Аргунов И. А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка - М., Банковский журнал № 3, 2002 г.;
3. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента (Учебное пособие) С-Пб. 2002
4. Виноградов В. В. О положении в экономике и банковской системе -М., Бизнес и банки № 11, 2002 г.;
5. Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде Ассоциации российских банков. – 1999.
6. Иванов Г. Банкротство предприятия: формирование механизма управления // Финансовая газета. Информационный выпуск.-1999.-№ 30.-С.19-21.
7. Иванов Л. Н., Иванов А. Л. Оценка банковской деятельности по материалам бухгалтерской отчетности - М., Бухгалтерия и банки № 1, 1996г.;
8. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 11. М. 2001
9. Леонтьев С. Доступное средство от банкротства. Ключевые проблемы и направ¬ления совершенствования структуры управления // Экономика и жизнь. -2001 -№ 5.-С. 3.
10. Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №6. – с.44-46.
11. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Под ред С. Г. Беляева и В.И.Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.-469с.
12. Черкасов В. Е. Финансовый анализ в коммерческом банке - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001г.;
13. Банковская система России. Настольная книга банкира, книга 1 - М.2001г.
14. Банковский портфель - 3 - М., АО Консалтбанкир, 2000 г.;
15. Банковское дело в России (в 10 томах) - т. 3 Анализ деятельности коммерческого банка под. общ. ред. Кумок С. И. - М.: АОЗТ Вече, составление АО Московское финансовое объединение, 1994г.;
16. Банковское дело под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. - М., Финансы и статистика, 1996 г.;
17. Юденков Ю. Н. Экспресс-анализ банковского баланса - М., Бухгалтерия и банки № 1, 1996 г.;