Планирование развития культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Необходимость и возможность организации планирования в сфере культуры Предпосылки организации системы планирования в сфере культуры РФ Демократия и рыночная экономика - императив развития России. При этом нельзя забывать, что демократия и рынок несовершенны. Осознание объективности феномена «изъянов демократии» и «ошибок рынка» привело науку и практику к парадигме смешанной экономики, признающей легитимность участия государства в экономической жизни, включая всю сферу культуры и целесообразность поддержки элитарного искусства.

1.

2. Необходимость и возможность организации планирования

в сфере культуры

1.1 Предпосылки организации системы планирования в сфере культуры РФ .

Демократия и рыночная экономика - императив развития России. При этом нельзя забывать, что демократия и рынок несовершенны. Осознание объективности феномена «изъянов демократии» и «ошибок рынка» привело науку и практику к парадигме смешанной экономики, признающей легитимность участия государства в экономической жизни, включая всю сферу культуры и целесообразность поддержки элитарного искусства.
В таких условиях становится насущно необходимым выбор эффективных форм государственной активности, обеспечивающей реализацию общественных интересов. Определение этих специфических интересов и возможностей их удовлетворения - важнейшая составляющая рационального поведения современного государства.

Высокие темпы экономического роста Российской Федерации, повышение уровня благосостояния и потребления населением общественных благ в виде продуктов культурной деятельности – произведений искусства и услуг, реализация государством своей социальной функции в современных условиях хозяйствования позволяют органам государственного управления переориентироваться с антикризисного регулирования сферы культуры на её долгосрочное развитие: достижение высокого уровня социально-экономических результатов в перспективном периоде времени. Рационализация процесса управления сферой культуры тесно связана с использованием инструментария планирования, направленного на развитие отрасли в долгосрочном периоде времени через формирование и реализацию обобщающей, интегральных и дифференцированных функциональных стратегий развития отрасли.

Повышение эффективности функционирования учреждений, предприятий и некоммерческих организаций сферы культуры в целом непосредственно зависит не только от объемов и структуры государственного финансирования, но и от качества создаваемых произведений искусства и культуры, способов их хранения и предоставления, инвестиционной активности хозяйствующих субъектов уровня участия частного капитала в культурной деятельности».
Одним из условий рационального регулирования развития сферы культуры является повышение научной обоснованности форм и процедур нормативно-правового регламентирования и программно-целевого воздействия, ориентирующих некоммерческие организации, государственные унитарные предприятия, учреждения, органы государственного федерального и регионального управления на увеличение социальной значимости производимых культурных благ.
Отечественная культура развивается в сложных обстоятельствах, когда многие старые идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки в полной мере еще не сформировались. В этой непростой ситуации Россия нуждается в артикулированной культурной политике, в выработке собственных, ясно выраженных стратегических целей, зафиксированных в Доктрине развития культуры на долгосрочную перспективу.

Отсутствие такой общей Доктрины частично восполняют решения Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Государственного совета Российской Федерации, установки долгосрочной и среднесрочной программ социально-экономического развития страны, а также отдельные решения Правительства Российской Федерации, включая сводный доклад о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования.

В известной степени, указанные документы демонстрируют современное представление российского общества о стратегических целях развития культуры.

1.2 Значение и место планирования в экономических и социальных

системах . Развитие технологии и общества в целом постоянно приводит к созданию новых потребностей. На создание новой потребности может толкнуть развитие общества.

Есть заметная разница в маркетинге на стадии исследований и проектирования продукции и на стадии обращения и эксплуатации (потребления) продукции.

Первый из них естественно назвать оперативным, второй – стратегическим.
Во втором случае мы имеем дело с уже существующим продуктом, поставленной на поток, а в первом - с будущим. Надо так спроектировать продукт, чтобы он оказался конкурентоспособным на тот момент, когда выйдет на рынок. А это будет не так скоро, как может показаться - от начала работ по созданию новой марки автомобиля до выпуска первых сотен экземпляров проходит 5-7 лет.

Очевидно, необходимо планирование на основе прогнозирования будущего развития рынка.

Надо прогнозировать динамику внешних обстоятельств - как развитие вкусов потребителей, уровень их доходов, т.е. объем и структуру рынка, динамику его отдельных сегментов, так и поведение конкурентов, их нацеленность на те, или иные сегменты рынка.
Цель - добиться конкурентоспособности своей продукции. Этого можно добиться и внутренними преобразованиями, например, путем снижения себестоимости за счет внедрения передовых технологий и обучения персонала. Поэтому при перспективном прогнозировании надо смотреть не только «вовне», на рынок, но и внутрь своего предприятия.
Технический уровень и качество продукции на мировом рынке растет, и необходимо спланировать подготовку новой модели так, чтобы в момент выхода на рынок и в течение нескольких следующих лет она оказалась выше среднемирового уровня по потребительским свойствам, техническому уровню и качеству. Можно также предсказать, когда придется ее снимать с производства - когда она существенно отстанет от продукции конкурентов. Поскольку период подготовки изделия к выпуску может быть заметно длиннее периода массового выпуска, то на предприятии могут и во многих случаях должны параллельно идти работы по целой гамме изделий, которые будут затем сменять друг друга на конвейере».
Представляет интерес и стратегия воспитания новой потребности.
Двум видам маркетинга – оперативному и стратегическому – обычно соответствуют различные организационные структуры предприятия. Оперативный маркетинг сравнительно слабо связан с производством и с деятельностью научно-исследовательских подразделений. Его цель – продать то, что производится сейчас. Напротив, стратегический маркетинг опирается на мощные прогнозные разработки, на инновационные научно-технические решения. Он работает на будущее. Правильно ли идет работа – выяснится через 5-10 лет.

Оперативному маркетингу нет нужды вникать в техническую политику конкурентов. Их изделия – в продаже, можно непосредственно сравнить со своими.

Стратегическому маркетингу весьма полезны сведения о конкурентах, промышленная разведка и контрразведка – его важная составляющая часть.

1.3 Экономика культуры

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:

«Романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства.
«Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.
«Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов.
Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования.

Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений, прежде всего – Госсети.

2. Особенности организации планирования в сфере культуры

2.1 Технология планирования .

Планирование во многом занимает особое, если не сказать – центральное, место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы.

Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит – соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований – способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля.
Эту связь можно представить в виде последовательности:

– содержание деятельности;
– финансирование и другое обеспечение;
– организационная структура;
– требования к персоналу;
– подбор, расстановка, стимулирование кадров;
– система учета, отчетности и контроля.


2.2 Виды планов в сфере культуры.

По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно - досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т.д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности – в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы – комплексный план или программа.
В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.

В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения.

Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно - досуговой деятельности.

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет.

В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т.п.).

В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю.
Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений.

Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы.

К оперативным относятся планы, разрабатываемые не декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.
Следует различать также стратегические и тактические планы. «Очевидна центральная роль стратегии – она определяет как содержание конкретных планов, так и организацию обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу. Цель стратегии – удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые».

В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка – собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно – начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.


2.3 Организация плановой деятельности (этапы планирования) .

Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом.

С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.

2.4 Организационно-подготовительный этап .

На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач.

Определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы.

Определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года.

Информационное обеспечение. Разработка программы должна опираться на добротную информационную базу. Информационное обеспечение планирования заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение.

К предплановой информации предъявляется ряд требований, таких как объективность и достоверность, оперативность и своевременность, полнота и конкретность, систематичность и т.п. В круг предплановой информации входят данные учета и отчетности, материалы прошедших проверок, директивные и нормативные материалы, научные публикации, методические материалы.

Методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработку программы, должен быть уверен, что все участники разработки правильно понимают свои задачи, технологию разработки требуемого плана. Поэтому необходимо предусмотреть проведение совещаний, семинаров, деловых игр, ознакомление с опытом планирования работы других аналогичных организаций.

2.5 Этап разработки плана проекта .

Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствующих задач:

Определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание – центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа.

Характеристика целей и задач в конкретных показателях. Показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления, поэтому именно в показателях выражается целенаправленный характер планирования. Выбирая те или иные показатели и давая им количественное или иное выражение, мы конкретно фиксируем поставленные цели и задачи.

По способу определения различают показатели утверждаемые, нормативные и расчетные. Утверждаемые показатели фигурируют в планах экономического и социального развития, в планах бюджетного финансирования. Нормативные показатели определяются на основе межотраслевых, отраслевых и местных норм и нормативов. Расчетные показатели устанавливаются самой фирмой, исходя из анализа конкретных возможностей и условий.

По оценке различаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагают систематическое увеличение и наращивание работы. Отрицательные – характеризуют те явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возможно, устранению (например, дефицит определенного вида культурных услуг и ценностей).

По виду планируемой деятельности показатели различаются на показатели производства и потребления культурных ценностей, показатели оснащенности, финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т.д.

По характеру выражения планируемые показатели разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (выражаться в штуках, комплектах, мероприятиях, количестве людей и т.п.) и стоимостными (выражаться в рублях). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индексах, корреляциях и т.д.

Определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов.

Обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленных целей, решения поставленных задач, т.е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована.
Оформление проекта плана. После обоснования реализации проект плана может быть оформлен («положен на бумагу»). Оформление зависит от вида конкретного плана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержания планируемой деятельности), его назначения и т.д. Может быть, выдвинут следующий тезис: план должен быть оформлен таким образом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которыми данный план согласуется.

Оформленный плановый материал – это всего лишь проект плана. Для того чтобы стать планом (т.е. документом), он должен быть согласован и утвержден.

2.6 Этап согласования и утверждения плана

План согласовывается со всеми инстанциями (организациями и должностными лицами), от которых зависит его реализация. Оформляется согласование с помощью реквизита «Согласовано» на последней странице планового документа, где указываются согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственных лиц.

Утверждается план решением инстанции-распорядителя кредита организации, чьим планом данный документ является (обычно – директором). Оформляется с помощью реквизита «Утверждаю» (с указанием названия должности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяется печатью. После утверждения план становится документом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной, трудовой дисциплины.

2.7 Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана .

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важно доведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и потребителей.

В сфере культуры решение этой задачи – широкое информирование общественности о содержании планов – является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информативной работе могут использоваться СМИ и многообразные формы и виды технологии public relations.

3. Особенности стратегического планирования в сфере культуры .

3.1 Стратегическое планирование в сфере культуры: понятие и

содержание .

Стратегическое планирование может характеризоваться такими признаками, как:

- соединение различных видов плановой деятельности (стратегическое планирование взаимодействует с долгосрочным, среднесрочным и текущим планированием);

- многоэтапное, последовательно-параллельное взаимоувязанное планирование множества решений, на основе рационализации распределения ресурсов и адаптации объекта планирования к внешней среде;

- использование технологических процедур и правил, необходимых для установления целевых ориентиров результативности развития сферы культуры, содержащих совокупность стратегических направлений экономического, социального и финансового развития сфер народного хозяйства.

В отличие от краткосрочного, стратегическое планирование должно решать задачи, отличные не только по времени их достижения, но и по своей сущности:

- текущее планирование направлено на достижение прибыльного и рационального использования всех видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

- стратегическое планирование ориентировано на применение современных средств, методов, способов, инструментов для повышения конкурентного потенциала организации».

Для хозяйствующих субъектов сферы культуры данное положение должно быть определяющим, что позволит дифференцировать подходы к достижению поставленных целей деятельности для различных временных периодов.
Отличительным фактором стратегического планирования является также и то, что его реакция на внешние изменения двойственна: долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная — реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени. Реализация множества целевых ориентиров развития должна быть подчинена единой миссии, достижение которой становится возможным при систематизации принимаемых плановых решений на всех уровнях власти при определении тактических мероприятий, что и представляет собой стратегическое планирование.

Стратегическое планирование в отличие от долгосрочного должно оказывать влияние на формирование стратегий развития различной направленности, представляющих возможность объекту планирования повышать свою результативность в условиях нестабильности внешней среды при применении новых технологий, техники, механизмов, что будет способствовать росту его конкурентного потенциала.

Стратегическое планирование деятельностью организаций сферы культуры должно осуществляться в условиях определения степени воздействия факторов внешней среды на исследуемый объект, для разработки индивидуальных способов реагирования на происходящие преобразования.

3.2 Функциональные стратегии стратегического планирования в

сфере культуры.

В качестве функциональных стратегий, общих для всех подотраслей сферы культуры необходимо использовать:

- общеэкономическое развитие компонентов сферы культуры, обусловливающее формирование экономических условий функционирования, которые бы обеспечивали конкурентность рынка услуг, получение хозяйствующими субъектами, осуществляющими культурную деятельность, высоких финансово-экономических результатов;
- инновационное развитие, направленное на технологическое переоснащение учреждений и предприятий сферы культуры, внедрение и использование научных достижений, позволяющих эффективно осуществлять ресурсопотребление, повышение качества оказываемых услуг;

- увеличение социально-культурных результатов деятельности учреждений, необходимых, для формирования благоприятного образа как самих профессиональных участников рыночных отношений в сфере культуры на региональном, национальном и мировом уровнях, так и роста культурного уровня граждан.

Основополагающим признаком, определяющим ранг структурного компонента отрасли должна выступать фаза его жизненного цикла. Необходимо использовать стратегические зоны хозяйствования, характеризующиеся:

- зарождением новых сегментов отрасли, направлений искусства и культуры, обусловленных научно-инновационным развитием, деятельностью отдельных творческих работников, формирующих новые произведения (к таким направлениям следует отнести использование в искусстве технологий создания электронной музыки, видеоперфомансов);

- ускоренным экономическим ростом, определяемым общими темпами экономического развития народного хозяйства, выражаемого повышением потребления материальных и духовных благ, обусловленных увеличением благосостояния граждан, увеличением свободного времени;

- экономическим равновесием, зависящим от высокой инвестиционной привлекательности структурных компонентов при переходе к развитым рыночным отношениям;

- снижающимися темпами экономического роста, отдельными негативными тенденциями сокращения уровня производства материальных произведений культуры и искусства, оказания нематериальных услуг (к стагнирующим отраслям сферы культуры следует отнести цирки, театры, региональные музеи, архивы, проводное радиовещание);

- низкой ресурсообеспеченностью отдельных структурных элементов сферы культуры, значительными тенденциями к сокращению их основных экономических параметров (к таким отраслям следует отнести библиотеки, научные и прочие культурно-досуговые учреждения, памятники культурного наследия).

3.3 Возможности стратегического планирования в развитии и

контроле результатов в сфере культуры .

Использование стратегических зон хозяйствования предоставит возможность органам государственного управления определять базовую и ряд функциональных стратегий развития сферы культуры (обобщенных по подотраслям стратегических зон хозяйствования) в перспективном периоде времени на основе выявления наиболее приоритетных задач, а также формирования единой цели дальнейшего развития хозяйствующих субъектов с учётом ранга выявленных проблем, в виде матрицы, сетевого графика по различным секторам культуры или компонентным составляющим хозяйствующего субъекта отрасли культуры.
Формирование функциональных стратегий и мероприятий, направленных на их реализацию, возможно только для отраслей сферы культуры, обладающих социальной значимостью, в противном случае возникает необходимость вывода государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов.

Определение результативности процесса рационализации стратегического планирования и регулирования развития отраслей сферы культуры должно производиться по четырем укрупненным группам, включающим сочетания социальной и экономической направленности полученных видов эффектов:

- растущие социально-культурные и низкие экономические результаты реализуемых мероприятий;

- низкие социально-культурные и высокие экономические значения результатов реализации базовой и функциональных стратегий;

- значительные социально-культурные и экономические значения рационализации процесса стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры;

- низкие социально-культурные и экономические результаты критериев оценки результативности мероприятий.

Растущие социально-культурные, низкие экономические результаты реализуемых мероприятий, выражаются через улучшение только одного из факторов развития отраслей сферы культуры.

При этом предполагается, что инвестиционная привлекательность подотраслей в перспективном периоде времени снижается, остаётся неизменной или незначительно увеличивается, наблюдается существенное повышение социально-культурного результата (увеличение среднего количества посещения библиотек, получение призов на национальных или международных фестивалях).

Такие результаты должны ориентировать органы государственного управления на корректировку деятельности отрасли, её отдельных предприятий и учреждений, на обеспечение повышения собственной экономической активности, увеличение уровня прибыльности и рентабельности, пересмотр базовой и функциональных стратегий развития сферы культуры в целом. В данном случае целесообразно осуществление процедур прямого или целевого финансирования государственных учреждений или государственного заказа предприятий сферы культуры.
Низкие социально-культурные и высокие экономические значения результатов реализации базовой и функциональных стратегий развития сферы культуры должны свидетельствовать, прежде всего, о низком качестве производимых в подотраслях культуры продуктов».

Данное обстоятельство вызывает необходимость повышения значимости контроля за создаваемыми произведениями культуры и искусства, формирования и реализации механизма возвратного финансирования культурных мероприятий, использования инструментария лицензирования и нормативно-правового регулирования развития секторов исследуемой сферы народного хозяйства. Отсутствие значимого социально-культурного результата процесса регулирования развития сферы культуры также должно ориентировать органы государственного управления на пересмотр базовой и интегральных функциональных стратегий развития подотраслей сферы культуры, учреждений и организаций в направлении повышения качественных результатов своей культурной деятельности в перспективном периоде времени.

Положительные тенденции экономического роста структурной составляющей сферы услуг - отрасли культуры, обусловленные высокими социально-культурными и экономическими значениями параметров, повышающих результативность процесса стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры предполагают, что целевая ориентация государства в таких отраслях достигнута. Данное положение вызывает необходимость перераспределения государственных ресурсов в пользу подотраслей, учреждений и организаций, находящихся в фазах кризиса, стагнации, ускоренного роста. При этом в качестве основного инструмента регулирования должно выступать нормативно-правовые воздействия на объекты управления.

«Отдельные компоненты сферы культуры, характеризующиеся низкими социально-культурными и экономическими критериями эффективности процесса стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры, должны, в первую очередь, пройти уточнённую процедуру определения социально-культурной значимости».

Реализация процесса стратегического планирования и регулирования развития сферы культуры предполагает корректировку детализированных функциональных стратегий и мероприятий, направленных на социально-экономический рост подотраслей сферы культуры в долгосрочном периоде времени. Отсутствие положительного результата – повышения значимости социального критерия оценки эффективности регулирования развития таких структурных составляющих сферы культуры должно предусматривать вывод государственного капитала из их оборота.

«Структурные компоненты сферы культуры, в текущем моменте времени, демонстрирующие определенные социально-экономические и культурные показатели своего развития в стратегическом периоде времени могут быть подвержены негативному или позитивному влиянию воздействия факторов внешней и внутренней среды».

В этой связи возникает необходимость непрерывного исследования, анализа и прогнозирования внешней и внутренней сред секторов сферы культуры, корректировки базовой и функциональной стратегий, направленных на предупреждение и противодействие негативных, использование возможностей положительных воздействий.

Неопределенность воздействия факторов внешней среды, невозможность получения экономического эффекта в процессе функционирования отдельных структурных составляющих сферы культуры будет увеличивать количество циклов стратегического планирования, процедур анализа внешней и внутренней сред функционирования сферы культуры, формирования прогностических оценок их вероятностного представления, оценке культурной и социальной значимости отдельных компонентов отрасли, разработки и корректировки базовой и функциональных стратегий, конкретных мероприятий, увязанных по срокам исполнения, материальным, трудовым и финансовым ресурсам до бесконечности.

Заключение .


Итак, мы выяснили, что под сферой культуры следует понимать совокупность предприятий, учреждений и некоммерческих организаций, которые относятся, в соответствии с официальной классификацией, к различным секторам народного хозяйства, производящим материальные произведения культуры и искусств, нематериальные услуги.
В условиях нестабильности внешней среды и развивающихся рыночных отношений повышается роль и значимость планирования особенно в такой сфере деятельности, как сфера культуры.

Планирование развития сферы культуры в целом должно представлять собой совокупность предпринимаемых мер для обеспечения целевой ориентации на достижение необходимых результатов, роста эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих культурные услуги населению.

Конкретизация планирования социально-экономического развития сферы культуры в своей объективной основе и рациональной направленности должна основываться на:

- содержании процесса регулирования отрасли;

- классификационной принадлежности секторов деятельности культурного характера по признакам общности производимого продукта, фазы жизненного цикла, формы собственности, дифференцированно определяющих направления их социально-экономического роста;

- анализе особенностей и тенденций развития компонентов отрасли, характеризующих их целевые ориентиры, достижение которых позволит обеспечить необходимый уровень социального и экономического эффектов в процессе функционирования хозяйствующих субъектов, активное участие государственного капитала в обновлении основных фондов, снижение уровня рискованности культурных проектов и повышение конкурентоспособности учреждений культуры.

Рационализация процесса планирования социально-экономического роста организационно-правовых структур сферы культуры может быть реализована в долгосрочном периоде времени на основе анализа динамики развития отрасли культуры и деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги культурного характера, результаты которого могут позволить органам государственного управления устанавливать во времени влияние факторов внешней и внутренней сред на процесс функционирования предприятий и учреждений сферы культуры, ресурсные возможности противодействия негативным влияниям в рамках осуществляемых обобщающих и функциональных стратегий.
Уникальность продукции, производимой каждым из структурных компонентов сферы культуры, их текущее состояние и тенденции развития в условиях рыночных отношений неизбежно приводят к отличиям в целевых приоритетах функционирования различных хозяйствующих субъектов и требуют применения системного подхода к процессу формирования базовых направлений стратегического развития хозяйствующих субъектов.

Библиография


1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. 320 с.

2. Акимова Т.А . Теория организации. – М.: ЮНИТИ., 2003 -240 с.

3. Бовыкин В. Новый менеджмент. М.: Наука, 2006. – 430 с.

4. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М.: Культура, 2001. – 240 с.

5. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2003. - 180 с.

6. Данилец А.В. Средний класс в России. Как жить без кризисов в кризисном мире. СПб, Изд. Питер. 2004. 345 с.

7. Иванов Г.П. Экономика культуры: учебное пособие для вузов. Под ред. М.А. Шустрова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 240 с.

8. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРАМ-М., 2004 – 340 с.
9. Новаторов Е.В. Маркетинг в социально-культурной сфере – Омск: Омич, 2000. – 258 с.

10.Любанова Т.П. , Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. «Бизнес-план».- М: Приор, 2005. – 220 с.

11.Организация культуры как нетрадиционный объект хозяйствования // Финансовый бизнес. - 2001. - № 8. - 0,2 п.л.

12. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - 0,5 п.л.

13. Особенности некоммерческого сектора экономики // Возрождение и перспективы роста экономики современной России. Материалы Всероссийской конференции. - СПб.: 2005 Изд-во СПбГУЭиФ. - 1999. -0,05 п.

14. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - 0,3 п.л.

15. Сельянов С.М. Роль функции планирования в развитии учреждений культуры // Вестник российской академии естественных наук. (Санкт-Петербург). –2006. – № 10 (3).– 0,5 п.л.

16. Сельянов С.М. Стратегическое управление сферой культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 21 – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. – 0,5 п.л.

17. Сельянов С.М. Динамика развития продюсирования на телевидении // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 23 – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007. – 0,4 п.л.

18.Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. – М., 2001.-144с.

19. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.

20. Управление социально-культурным учреждением: Межвуз. сб. науч. тр./ Свердл. юрид. ин-т им. Р.А. Руденко; Редкол.: Э.Н. Ренов (Отв. ред.) и др. – Свердловск: СЮИ, 2001. – 145 с.

21. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2003. – 145 с.

Скачать архив с текстом документа