Платежный баланс РФ 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Глава 1. Характеристика платежного баланса 1.1. Понятие платежного баланса 1.2 Структура платежного баланса Глава 2. Возможности регулирования платежного балансаСодержание
Введение
Глава 1. Характеристика платежного баланса
1.1. Понятие платежного баланса
1.2 Структура платежного баланса
Глава 2. Возможности регулирования платежного баланса
2.1. Методы государственного регулирования платежного баланса
2.2. Методы межгосударственного регулирования платежного баланса
Глава 3.Платежный баланс РФ
3.1. Платежный баланс РФ на 2010 год
3.2. Прогноз платежного баланса РФ на 2011-2013 гг.
Заключение
Список источников литературы
Введение
Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств всех стран мира, их экономических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю торговлю, вывоз капитала, миграции рабочей силы, заключение экономических соглашений, создание международных экономических организаций, обмен научно-технической информацией. В современных условиях усиление мирохозяйственных связей (развитие международной торговли, производственной и научно-технической кооперации, кредитных отношений и т. п.) вызвано ростом интернационализации производства, экономической взаимозависимости различных стран. Ни одно из современных обществ (за редкими исключениями, например, Северной Кореи – страны с закрытой экономикой) уже не может существовать изолированно, потому что в этом случае прерывается вся цепочка экономических связей.
Таким образом, все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.
Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.
Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью. Платежный баланс представляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы ознакомиться с сущностью платежного баланса и его структурой, факторами, влияющими на платежный баланс.
Для детального рассмотрения темы и достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и структуру платежного баланса, его основные принципы;2) изучить возможности регулирования платежного баланса; 3)исследовать состояние современного платежного баланса РФ и перспектив его развития на ближайшие годы. Для более полного рассмотрения темы использовались книги российских авторов, учебные издания, периодическая литература, а также материалы информационно- правового ресурса «Гарант».Глава 1.
Платежный баланс и его структура
1.1. Понятие платежного баланса
Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.
Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.
Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».
Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.
Увеличение активов обязательно требует денежных затрат, денежных расходов, – отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег – отсюда знак «плюс».
Аналогичным образом, уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).
Соответственно, например, экспорт товаров всегда будет отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.
Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:
· Выручки от экспорта товаров и услуг;
· Доходов от действующих за границей предприятий;
· Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
· Односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);
· займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;
· денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;
· выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.
Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.
Существеннейшая особенность платежного баланса состоит в том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что совершаются между субъектами валютных отношений разных стран – резидентами (лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями зарубежных государств).
1.2. Структура платежного баланса
Структура платежного баланса состоит из 2 разделов:
1. Счет текущих операций.
В нем фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей.
2. Счет движения капиталов и финансовых ресурсов отражает движение:
- нефинансовых активов, приобретаемых за рубежом или реализуемых в ходе экономических операций (купля-продажа предприятий, иных материальных объектов, их строительство и прочее изменение в их стоимости);
- финансовых активов (купля-продажа акций, облигаций и всех иных ценных бумаг, предоставление торговых кредитов и авансов, ссуд и займов, движение наличной валюты и пр.)
Платежный баланс включает:
1. Торговый баланс .
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.
2. Баланс услуг и некоммерческих платежей.
Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.
Особую позицию в платежном балансе занимают односторонние переводы. В их числе:
– государственные операции (субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации)
- частные операции (переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину). Этот вид операций имеет большое экономическое значение.
3. Баланс движения капиталов и кредитов
Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. Эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.
Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний.
Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.
Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.
Глава 2. Возможности регулирования платежного баланса 2.1. Методы государственного регулирования платежного баланса Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование В поисках источников погашения дефицита платежного баланса С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран. Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты. Активное сальдо платежного баланса используется государством для 2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: 3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Глава 3. 3.1. Платежный баланс в 2010 году В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта
происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.
Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США). Таблица 1. Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год (млрд. долл. США) |
2010 г. (оценка) | Справочно: | |||
2009 г. | январь-сентябрь 2010 г. | январь-сентябрь 2009 г. | ||
Счет текущих операций | 72,6 | 49,4 | 58,3 | 33,3 |
Торговый баланс | 149,2 | 111,6 | 114,9 | 76,4 |
экспорт | 398,0 | 303,4 | 287,4 | 207,8 |
сырая нефть | 134,1 | 100,6 | 98,9 | 69,1 |
нефтепродукты | 69,6 | 48,1 | 51,1 | 32,6 |
природный газ | 48,1 | 42,0 | 32,7 | 27,9 |
прочие | 146,2 | 112,7 | 104,6 | 78,2 |
Импорт | -248,8 | -191,8 | -172,5 | -131,5 |
Баланс услуг | -27,3 | -19,9 | -19,7 | -14,3 |
Экспорт | 44,1 | 41,5 | 32,2 | 30,4 |
Импорт | -71,4 | -61,4 | -51,9 | -44,7 |
Баланс оплаты труда | -9,2 | -8,6 | -7,1 | -6,4 |
Баланс инвестиционных доходов | -36,0 | -30,8 | -27,2 | -20,5 |
Доходы к получению | 32,8 | 30,7 | 25,2 | 23,0 |
Доходы к выплате | -68,8 | -61,5 | -52,4 | -43,6 |
Федеральные органы управления | -0,8 | -0,5 | -0,5 | -0,2 |
Доходы к получению | 1,1 | 1,3 | 0,9 | 1,1 |
Доходы к выплате | -1,9 | -1,7 | -1,4 | -1,3 |
Субъекты РФ (доходы к выплате) | -0,2 | -0,1 | 0,1 | -0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 4,6 | 6,9 | 3,6 | 5,4 |
Доходы к получению | 4,7 | 6,9 | 3,6 | 5,4 |
Доходы к выплате | -0,0 | -0,0 | -0,0 | -0,0 |
Банки | -3,2 | -5,7 | -2,0 | -3,9 |
Доходы к получению | 7,1 | 7,4 | 5,6 | 5,8 |
Доходы к выплате | -10,3 | -13,1 | -7,6 | -9,8 |
Прочие секторы | -36,4 | -31,1 | -7,6 | -9,8 |
Доходы к получению | -36,4 | -31,5 | -28.3 | -21,8 |
Доходы к выплате | 20,0 | 15,1 | 15,0 | 10,7 |
Баланс текущих трансфертов | -56,4 | -46,6 | -43,3 | -32,5 |
Счет операций с капиталом и финн. инструментами | -4,1 | -2,9 | -2,4 | -1,9 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) | -30,5 | -44,3 | -9,1 | -56,3 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | 0,2 | -11,9 | 0,2 | -11,9 |
Обязательства («+» -рост, «-» -снижение) | -30,7 | -32,4 | -9,4 | -44,4 |
Федеральные органы управления | 36,6 | 6,6 | 28,2 | 1,7 |
Портфельные инвестиции | 3,6 | 2,0 | 3,8 | 1,0 |
выпуск | 4,8 | 3,8 | 4,7 | 2,0 |
погашение | 5,1 | 0,0 | 5,1 | 0,0 |
корпусов | -2,9 | -2,7 | -2,7 | -2,3 |
купонов | -1,2 | -1,0 | -1,1 | -0,9 |
ренитвестирование доходов | -1,7 | -1,6 | -1,6 | -1,4 |
вторичный рынок | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,1 |
Ссуды и займы | 0,8 | 5,0 | 0,9 | 3,2 |
Просроченная задолженность | -1,1 | -1,3 | -1,3 | -0,9 |
Прочие обязательства | -0,1 | -0,6 | 0,4 | -0,0 |
Субъекты РФ | -0,0 | 0,0 | -0,0 | -0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 0,6 | 0,4 | 0,6 | 0,3 |
Банки | -2,1 | 11,9 | -2,3 | 9,4 |
Прочие секторы | 18,1 | -42,1 | 12,9 | -35,7 |
Прямые инвестиции | 16,4 | 34,4 | 13,3 | 26,7 |
Портфельные инвестиции | 28,6 | 30,3 | 23,4 | 26 |
Ссуды и займы | -1,6 | 2,1 | -1,5 | 1,3 |
Прочие обязательства | -10,0 | 1,4 | -9,0 | -2,6 |
Активы кроме резервных («+»- снижение, «-» -рост) | -0,6 | 0,6 | 0,3 | 2,0 |
Органы государственного управления | -67,2 | -39,0 | -37,5 | -46,1 |
Ссуды и займы | -0,3 | 10,2 | -0,1 | 10,1 |
Просроченная задолженность | 0,4 | -2,1 | 0,4 | -2,1 |
Прочие активы | -0,5 | 11,2 | 0,4 | 11,3 |
Органы денежно-кредитного регулировании я | 0,2 | 1,0 | 0,2 | 0,8 |
Банки | -0,1 | 0,1 | -0,2 | 0,8 |
Прочие секторы | -6,7 | 11,8 | 4,8 | -4,6 |
Прямые и портфельные инвестиции | -60,3 | -61,0 | -42,1 | 51,6 |
Наличная иностранная валюта | -41,9 | -44,9 | -32,2 | -35,8 |
Торговые кредиты и авансы | 14,4 | 4,1 | 13,6 | -1,3 |
Задолженность по отправкам на основании межправительственных соглашений | -1,5 | 4,7 | -0,2 | 3,8 |
Своевременно неполученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами | 0,4 | -1,8 | 0,5 | -2,1 |
Прочие активы | -28,9 | -27,1 | -21,0 | -18,3 |
Чистые ошибки и пропуски | -2,7 | 4,1 | -2,9 | 2,1 |
Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-»- рост) | -36,8 | -3,4 | -45,4 | 25,4 |
3.2. Прогноз платёжного баланса РФ на 2011-2013 гг.
Прогноз платежного баланса на 2011 - 2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта Юралс - в пределах 60- 95 долларов США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг - до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году - и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США, и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США).
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по финансовому счету не компенсирует отрицательное сальдо баланса по текущим операциям, что обусловит снижение резервных активов на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах в 2012 году активное сальдо счета текущих операций и ввоз капитала обеспечат условия для увеличения резервных активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно. В 2013 году в третьем варианте сохранятся условия для роста резервных активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается их стабилизация. Прогноз платежного баланса РФ на 2011-2013 гг. представлен в Таблице 1.
Таблица 1.
Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (млрд. долларов США)
2010 год (оценка) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
76 долларов США за баррель | I вариант (60 долларов США за баррель) | II вариант (75 долларов США за баррель) | III вариант (90 долларов США за баррель) | I вариант (60 долларов США за баррель) | II вариант (78 долларов США за баррель) | III вариант (95 долларов США за баррель) | I вариант (60 долларов США за баррель) | II вариант (79 долларов США за баррель) | III вариант (95 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций | 70,5 | 4,7 | 35,7 | 67,3 | -26,0 | 17,7 | 46,8 | -53,0 | -21,3 | 0,8 |
Баланс товаров и услуг | 118,3 | 49,7 | 86,4 | 121,0 | 19,7 | 69,0 | 101,2 | -5,7 | 31,9 | 57,2 |
Экспорт товаров и услуг | 439,0 | 388,3 | 448,5 | 495,8 | 389,6 | 471,1 | 535,9 | 395,8 | 489,6 | 561,1 |
Импорт товаров и услуг | -320,6 | -338,6 | -362,1 | -374,8 | -369,9 | -402,2 | -434,7 | -401,4 | -457,7 | -503,9 |
Баланс доходов и текущих трансфертов | -47,8 | -45,0 | -50,6 | -53,7 | -45,7 | -51,3 | -54,4 | -47,4 | -53,2 | -56,4 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -20,5 | -13,0 | 12,0 | 22,0 | 2,0 | 17,0 | 27,0 | 7,0 | 22,0 | 32,0 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -20,6 | -13,0 | 12,0 | 22,0 | 2,0 | 17,0 | 27,0 | 7,0 | 22,0 | 32,0 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования | 1,4 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) | -22,0 | -15,0 | 10,0 | 20,0 | 0,0 | 15,0 | 25,0 | 5,0 | 20,0 | 30,0 |
Изменение валютных резервов (+ - снижение, - - рост) | -50,0 | 8,3 | -47,7 | -89,3 | 24,1 | -34,6 | -73,8 |
Заключение
В заключении, следует отметить, что платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.
Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как Центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте.
Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.
На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны.
Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий платежный баланс, главным образом за счет положительного торгового баланса.
Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитала платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России.
Список использованной литературы
1. Экономика Учебник / под редакцией доктора экономических наук профессора А. С.. Булатова Издание 3-е, переработанное и дополненное, Ю Р ИСТЪ –М, 1999
2. Долговечный А. П. Некоторые аспекты монетарного подхода к анализуплатежного баланса // Экономический журнал, №3, 2000.3. Ивашевский С. Н. Макроэкономика.—М.: 2000.4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. Экономика. Под ред. Булатова А.С.
5. «Валютный рынок и валютное регулирование» / Под ред. И.Н. Платоновой – М.: 2000.
6. Экономика: Учеб. пособие / М.И.Плотницкий, М.Г.Муталимов, Г.А.Шмарловская и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 431с. – (Серия «Социально-гуманитарное образование»)
7. Антипина В.И. Экономическая теория – М.: Проспект, 2008. – 239.
8. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416.
9. Бабашкина А.М Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
10. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – М.: РАГС, 2007.
11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Образование, 2008. – 726.
12. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
13. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. – М.: Статистика, 2007. – 382.
14. http://www.garant.ru/hotlaw/federal/287344/ Информационно-правовой ресурс ГАРАНТ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (Одобрен советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.)