Плюсы и минусы приватизация государственной собственности в РК
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3стр. Глава 1. Основные концепции приватизации 4стр. Направления приватизации 6стр. Программа массовой приватизации. 8стр.Содержание:
Введение 3стр.
Глава 1. Основные концепции приватизации 4стр.
1.1. Направления приватизации 6стр.
1.2. Программа массовой приватизации. 8стр.
1.3. Приватизация: правовые аспекты. 9стр.
Глава 2. «Плюсы» и «минусы» приватизация
государственной собственности в РК. 11стр.
2.1. Этапы приватизации. 12стр.
2.2. Недостатки процесса приватизации. 17стр.
2.3. Особенности приватизации в РК. 19стр.
2.4. Последствия процесса приватизации. 21стр.
2.5. Перспективы приватизации 25стр.
Заключение. 30стр.
Словарь терминов. 31стр.
Литература. 34стр.
Введение.
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.
В первые годы рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление “критической массы” частной собственности сменилась пониманием особой роли государства и государственного сектора в переходной экономике.
В переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды. Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.
Глава 1. Основные концепции приватизации.
Экономическая реформа в Казахстане проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами.
Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием казахстанских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Казахстана к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление».
Разгосударствление – преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.
Приватизация - приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.
Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.
При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.
1.1. Направления приватизации
Направления приватизации включает продажу мелких предприятий через местные аукционы; массовая приватизация средних и крупных предприятий; приватизация очень крупных предприятий по инди-видуальным проектам; приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Малая приватизация.
Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.
Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около. 14 000 предприятий.
Массовая приватизация.
Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).
Приватизация по индивидуальным проектам.
Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.
Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.
Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.
1.2. Программа массовой приватизации.
Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120 с целью частичной компенсации разницы в материальном положении. Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек, т.е. охвачено около 90 % всего населения.
Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской Республике. Купоны могли быть только вложены в частные приватизационные инвестиционные фонды (ИПФ), которые выпускали свои акции в обмен на купоны. ИПФ, в свою очередь, приобрели акции государственных предприятий на купонных аукционах. Только лицензированные ИПФ, которых насчитывается около 170, могли участвовать в аукционах.
Предприятия, которые были включены в Программу массовой приватизации, сначала преобразовывались в акционерные общества, в которых 100% акций принадлежало государству. Затем, до 10% акций бесплатно передавалось сотрудникам компании в виде привилегированных акций. После этого 51% или более акций выставлялось на продажи через купонные аукционы для ИПФ, государству должно было остаться максимум 39 %.
С мая 1994 года по февраль 1996 года в Казахстане на 22 купонных аукционах были выставлены на продажу свыше 1700 предприятий. На этих аукционах были реализованы акции, представляющие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261.5 млн. тенге.
Общее количество купонов выданных населению республики - 1,5 миллиардов купонов, из них 1131.5 млн. купонов население сдало в ИПФ. Все собранные купоны были погашены в ходе аукционов.
Отраслевая структура АО, проданных на купонных аукционах в Казахстане отражена в следующей таблице:
ОТРАСЛЬ | Доля от общего числа АО |
Газовая промышленность | 1% |
Геология | 4% |
Научно-исследовательские Институты | 3% |
Ремонтные предприятия | 12% |
Легкая и местная промышленность | 13% |
Металлургия | 1% |
Нефтяная промышленность | 1% |
Машиностроение | 3% |
Оптовая торговля | 17% |
Агропромышленный сектор | 14% |
Строительство | 15% |
Транспорт и телекоммуникации | 14% |
Химическая промышленность | 2% |
Энергетика | 1% |
1.3. Приватизация: правовые аспекты.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.
В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов.
Глава 2. «Плюсы» и «минусы» приватизация государственной собственности в РК.
Приватизация государственной собственности как основа радикальных социально-экономических реформ, проводимых в Республике Казахстан, началась в 1991 году.
Существенное влияние на ход приватизационных процессов в Казахстане помимо общих для всех постсоциалистических стран факторов оказали и особенности экономики республики, в частности:
- сырьевая специализация экономики и связанное с этим преобладание тяжелых отраслей промышленности;
- зависимость производства от поставок сырья и материалов из-за пределов республики;
- монополизированность экономики: 20 % предприятий республики производили 80 % продукции;
- недостаточная развитость производств, работающих на конечного потребителя, и сферы услуг;
- большая доля аграрного сектора с преобладанием крупных зерновых хозяйств и отгонного животноводства;
- наличие отдаленных слаборазвитых сельских районов;
- неразвитость производственной и финансовой инфраструктуры, транспорта и связи;
- более низкий, чем в восточноевропейских странах и европейских республиках бывшего СССР, уровень жизни населения;
- социальная и национальная неоднородность населения.
Все эти особенности определили специфику программы приватизации в нашей республике, реализация которой осуществляется в три этапа. Начало и завершение каждого из них связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов, существенно меняющих цели, условия, формы и методы приватизации.
Закон Республики Казахстан О разгосударствлении и приватизации, принятый 22 июля 1991 г., и нормативные акты, принятые на его основе, положили начало первому этапу разгосударствления и приватизации (1991-1992 гг.).
Цели первого этапа — последовательное преобразование государственной формы собственности в другие ее формы;
приобретение гражданами имущества (ценных бумаг) государственных предприятий. На первом этапе намечалось приватизировать около 50% мелких и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, большинство мелких магазинов, ряд организаций материально-технического снабжения и сферы услуг. Был создан комитет по Государственному имуществу Республики Казахстан.
2.1. Этапы приватизации
Закон О разгосударствлении и приватизации предусматривал три метода приватизации: поэтапный выкуп предприятий трудовыми коллективами, аукцион и тендер, причем преимущественное право приватизации было предоставлено коллективам соответствующих предприятий.
На первом этапе разгосударствления и приватизации в республике было преобразовано 6198 предприятий; наибольшая доля пришлась на объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания (25,8%).
По формам разгосударствления и приватизации преобразованные предприятия распределились следующим образом: 5% арендных, 51% коллективных, 24% частных, 9% акционерных обществ, 11% предприятий проданы негосударственным юридическим и физическим лицам.
Оценочная стоимость всех преобразованных предприятий составила 41054,5 млн. рублей, выкупная цена — 19581,1 млн. рублей. [1]
От приватизации на спец. счет поступило 4144,2 млн. рублей; из них на республиканский — 79,5 %, местный — 20,5 %. Намеченные на первый этап задачи — приватизировать в 1992 году 70-80 % активов мелких предприятий розничной торговли (менее чем 160 кв. м торговой площади) и бытовых услуг (менее 100 занятых); 50 % мелких и средних (менее 500 работающих) и основную часть жилищного фонда — не были решены. В 1992 году была реорганизована 1/10 часть всех предприятий, причем многие из приватизированных объектов были только частью госпредприятий. Стоимость приватизированной собственности составила только 8 % от общей стоимости государственного имущества. Крупные предприятия в основном акционировались с сохранением контрольного пакета акций за государством.
На первом этапе приватизации удалось завершить формирование нормативно-правовой базы приватизации в республике. Наиболее значительным итогом первого этапа является перевод спонтанного приватизационного процесса на законодательно регулируемую базу.
Анализ первого этапа реализации приватизационной программы показал необходимость:
- увеличения темпов преобразований собственности;
- эффективного руководства процессом приватизации со стороны правительства;
- выработки механизма, позволяющего создать равные стартовые условия всем гражданам республики в процессе приватизации.
В соответствии с принятым Указом Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 О национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. осуществлялась реализация второго этапа приватизации.
Целью второго этапа Национальной программы разгосударствления и приватизации явилось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению национального имущества путем безвозмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.
Четко были определены четыре направления приватизации (по целеустановкам и группам объектов):малая приватизация мелких предприятий через аукционы и тендеры с одновременным проведением мер по обеспечению конкуренции при продаже;массовая приватизация средних и крупных предприятий через их конверсию в акционерные общества с последующей реализацией акций за инвестиционные купоны, распределяемые среди населения бесплатно; приватизация очень крупных или специализированных объектов государственной собственности на основе индивидуальных проектов; приватизация в агропромышленном комплексе республики.
Основная задача второго этапа заключалась в том, чтобы выполнить сугубо социальную функцию, а именно: распределить среди граждан республики определенную часть государственной собственности.
Всего за время купонной приватизации проданы акции общей номинальной стоимостью 3138 млн. тенге, израсходовано 1127 млн. купонов. Было приватизировано 3500 средних и крупных предприятий. На денежных торгах за период 1994-1996 г.г. из 3805 АО, переданных на приватизацию, выставлено 1773 АО, продано 1242 АО на сумму 9,3 млрд. тенге.
Из четырех направлений приватизации самым сложным по праву считается приватизация по индивидуальным проектам, которой подлежат особо крупные и уникальные объекты или объекты с численностью более 5000 человек. Под уникальными подразумеваются предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.
Немаловажными, наряду с вышеуказанными признаками, при отнесении предприятий к группе приватизируемых по индивидуальным проектам, являются: спрос на мировом рынке на выпускаемую продукцию и высокий уровень технологии производства и оснащенность современным оборудо-ванием.
Исходя из этой классификации, в республике был утвержден перечень предприятий, приватизируемых по индивидуальным проектам, куда вошли 129 объектов. Многие из них являются градообразующими, например, Соколовско-Сарбайский ГОК, на котором фактически держится город Рудный.
Реализация индивидуальных проектов осуществляется следующими методами: продажа определенному инвестору на оговоренных условиях (тендер), реализация посредством аукционов или коммерческих конкурсов, заключение контракта на управление, открытая продажа акций.
Следует отметить, что государственная политика Казахстана по отношению к участию в приватизации иностранного капитала с 1993 г. кардинально изменилась. Первоначально планировалась продажа иностранным инвесторам только отдельных крупных предприятий, выбранных государственными органами. В 1993 г. список таких предприятий включал 38 объектов. Из них привлекли зарубежных инвесторов лишь несколько предприятий пищевой и табачной промышленности.
С 1994 г. разрешено вложение иностранного капитала в приватизационные инвестиционные фонды, а с весны 1995 г. иностранные юридические и физические лица допущены к участию в аукционах по продаже любых объектов, где они могут расплачиваться валютой и приобретать до 31 % акций приватизируемых предприятий.
Основными условиями, выдвигаемыми перед иностранными инвесторами, являются:
- инвестиции в основное производство в соответствии с разработанной инвестиционной программой, где оговариваются сроки, объемы и направления;
- рост объемов производства основной номенклатуры выпускаемой продукции, разбитые на этапы по времени;
- обязательства по выплате долгов предприятия по заработной плате, перед бюджетом и поставщиками.
Эти обязательства конкретно оговариваются в каждом случае, носят индивидуальный характер и являются предметом трудных переговоров с иностранными инвесторами.
В 1994 г. правительство республики приняло решение передать ряд крупных предприятий в трастовое управление иностранным инвесторам. При этом преследовалась цель, с одной стороны, привлечения финансовых средств за короткое время, с другой стороны — привлечения иностранного опыта менеджмента. Траст считается по национальному законодательству подготовительной стадией приватизации и несколько напоминает мировую практику приватизации в концессиональной форме.
При заключении контрактов Госкомимущество придерживалось принципа осуществления управляющими фирмами финансирования за короткое время с момента заключения контракта. И как следствие в первую очередь были погашены задолженности по заработной плате, пенсионному фонду и бюджету. Контрактом оговаривалось проведение управляющими фирмами аудиторской проверки на предприятиях, взятых под управление. После передачи ряда предприятий в управление иностранным и отечественным инвесторам изменились в лучшую сторону некоторые экономические показатели. Так, объем ВВП за 1995 г. составил 992,5 млрд. тенге. Объем промышленного производства в декабре 1995 г. против уровня предыдущего года возрос на 13,6 %; в черной металлургии объем производства возрос в 1995 г. по сравнению с 1994 г. на 17,4 %, в цветной — на 1,9 %.
Предприятия промышленности, переданные в трастовое управление, за 1995 г. выпустили товарной продукции на 99,2 млрд. тенге, что составляет 48,9 % от общего объема товарной продукции промышленных предприятий.
2.2. Недостатки процесса приватизации
К числу существенных недостатков процесса приватизации относится также несовершенство методики оценки стоимости основных фондов и материальных средств приватизируемых объектов. При продаже объектов государство несет убытки из-за недоучета рыночной стоимости имущества и происходящих инфляционных процессов.
В конце декабря 1995 г. был принят Указ Президента РК О приватизации, а в феврале 1996 г. Постановлением правительства введена в действие новая Программа приватизации и реструктуризации государственной собственности, рассчитанная на 1996-1998 гг. Основной целью Программы определено достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике путем завершения в основном процесса приватизации. Осуществление этой цели должно сопровождаться реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности.
За три года в рамках приватизации должны быть реализованы госпакеты частично уже приватизированных предприятий, те объекты торговли и соцкультбыта, которые ранее не были проданы в рамках малой приватизации, продолжена приватизация по индивидуальным проектам. Приватизации и реструктуризации также будут подвергнуты некоторые предприятия и отрасли, включая сферу ВПК, ранее не подлежавшие приватизации. При этом сама идеология приватизации в общем не претерпевает значительных изменений и сохранены оба метода приватизации — продажа на торгах через аукцион или тендер, а также прямая адресная продажа для предприятий, ранее переданных в аренду, илидоверительное управление с правом последующего выкупа в собственность.
Предусматривается также возможность продажи объектов определенному инвестору на оговоренных условиях. Выбор предполагаемого определенного инвестора при этом осуществляется на тендерной основе. При индивидуальной приватизации наблюдается несколько принципов, главным из которых является продажа контрольного пакета стратегическому инвестору, определяемому на тендере, который должен быть готов также к проведению реструктуризации приватизируемого предприятия. Не менее 45 % акций реализуется в ходе публичной продажи через фондовую биржу, в результате чего определяется рыночная стоимость акций и укрепляется фондовый рынок в целом.
Отдельным разделом Постановления являются секторные программы приватизации в стратегических отраслях, к которым отнесены электроэнергетика, нефтегазовый и нефтехимический комплекс, металлургический и горнорудный комплекс, транспортно-коммуникационный комплекс, связь, агрокомплекс; один раздел отведен здравоохранению, народному образованию, науке и культуре.
Постановление предусматривает определенные антимонопольные меры и создание конкурентной сферы. Так, предполагается продажа одноотраслевых объектов различным конкурирующим инвесторам и заключение крупных правительственных заказов на строго тендерной основе с разделением одного контракта (заказа) между несколькими фирмами.
Предприятия, подлежащие приватизации по индивидуальным проектам, были разделены на две категории:
Устойчиво рентабельные или перспективные предприятия, не требующие специальной предприватизационной реструктуризации.
2.3. Особенности приватизации в РК.
Проведенный анализ приватизации в Казахстане позволяет определить ее особенности. Во-первых, это продажа крупных и крупнейших казахстанских предприятий иностранным инвесторам. В условиях глубокого экономического кризиса иностранные инвестиции явились единственным реальным источником преодоления дальнейшего спада производства и стабилизации макроэкономических показателей в республике.
Во-вторых, тотальный характер и сверхвысокие темпы приватизации. Поставлена задача закончить приватизацию уже в первом полугодии 1998 г. Ускорение процесса приватизации наталкивается на трудности поиска покупателей, отсутствие или недостаток финансовых средств для инвестирования производства, низкую рентабельность большей части предприятий. Особенно скорость недопустима в отношении приватизации крупнейших предприятий страны.
В-третьих, продажа крупнейших стратегических предприятий республики проводится малоизвестным или даже неизвестным фирмам. В целом самые крупные предприятия республики переданы в управление или проданы иностранным фирмам, зарегистрированным в оффшорных зонах.
На наш взгляд, очень трудно достаточно точно определить все социально-экономические последствия приватизации и полно оценить их влияние на экономическую жизнь в стране. Тем не менее, учитывая мировой опыт проведения радикальных преобразований собственности и уроки осуществления их в республике, можно говорить об определенных, как позитивных, так и негативных результатах данного процесса и возможных последствиях в будущем. Однако при этом следует иметь в виду, что результаты приватизации государственной собственности очень трудно вычленить в чистом виде, поскольку на них накладываются разнохарактерные последствия многих других, вполне самостоятельных экономических процессов и явлений, а именно: экономического кризиса, инфляции, роста цен, нарушения хозяйственных связей и т.д., которые сдерживают темпы приватизации. К тому же социально-экономические последствия самого процесса приватизации не могут быть однозначными. Все это требует разносторонней комплексной ее оценки.
Процесс приватизации стал важнейшим элементом стабилизации экономики республики. Подтверждением служат результаты работы отдельных приватизированных предприятий, где происходит увеличение выпуска продукции и рост рентабельности, модернизация производства и внедрение передовой техники и технологии, улучшение условий труда на рабочих местах и повышение у работающих ответственности и мотивации к высокопроизводительной деятельности.
Процесс приватизации дал возможность преодолеть сверхконцентрацию производства и имевшую место гигантоманию, которые привели к тому, что во многих отраслях промышленности республики той или иной продукт производился всего одним-двумя крупными или сверхкрупными предприятиями, являющимися монополистами. Мелкие и средние предприятия являются более гибкими в изменении стратегии своего развития и реструктуризации, лучше приспосабливаются к рынку.
Важным результатом приватизации является также некоторое содействие оздоровлению финансовой и кредитно-денежной системы, снятию чрезвычайной напряженности государственного бюджета.
Приватизация государственной собственности неизбежно приводит и к отрицательным моментам. Например, на некоторых приватизированных предприятиях имеет место временная дезорганизация производства и управления, которая приводит к спаду производства и снижению его рентабельности.
Приватизация нередко приводит к разрыву сложившихся хозяйственных связей, если даже они были эффективными. Для налаживания новых требуются значительное время и финансовые ресурсы.
Монопольные предприятия, перейдя из государственной собственности в частную, выходят из-под антимонопольного контроля.
В процессе приватизации наблюдается противоречие между необходимостью участия в ней иностранных инвесторов и желанием отечественных бизнесменов добиться для себя права владения огромной частью государственной собственности.
2.4. Последствия процесса приватизации.
Наиболее опасным последствием для приватизированного предприятия является возможность остаться без инвестиционной поддержки из-за недостатка финансовых средств у новых владельцев.
Ключевой проблемой рыночной трансформации постсоциалистических стран является вопрос о правах собственности на средства производства. Неэффективность социалистической экономики априори была обусловлена отсутствием частного собственника, лично заинтересованного в конечных результатах производства. Прямое же участие государства в экономической деятельности, согласно неолиберальной теории, приводит к неэффективному использованию всех видов ресурсов, поэтому для формирования эффективной экономики нужно приватизировать государственную собственность. В этой связи одной из наиболее важных характеристик перехода к полномасштабной рыночной экономике рассматривается приватизация государственной собственности.
В соответствии с основными положениями Вашингтонского консенсуса приватизация, в сочетании с жесткой ограничительной бюджетно-налоговой политикой и либерализацией экономической деятельности, способствует быстрому оздоровлению экономики и выходу на траекторию устойчивогоэкономического роста., С точки зрения неолиберальной теории, приватизация приводит к появлению предпринимателей, которые способствуют эффективному распределению ресурсов производства, росту конкуренции и структурной гибкости производства для быстрого удовлетворения меняющегося спроса.
Нужно отметить, что в мировой практике процессы приватизации и национализации отдельных отраслей и производств являются обычным явлением и преследуют цели сохранения и повышения эффективности национальной экономики. Например, в Англии железные дороги в течение XX века несколько раз национализировались и приватизировались. При национализации государство проводит политику оздоровления отрасли, выводит ее на уровень прибыльности и, в случае необходимости, проводит ее последующую приватизацию. Страны, которые осуществляли обширные программы приватизации с целью структурной перестройки своей экономики, располагали необходимыми институтами рыночной экономики - фондовыми биржами, инвестиционными банками и т.п. Но, самое главное, в этих странах был сложившийся класс собственников-капиталистов, развито предпринимательство.
Важная особенность приватизации в постсоветских республиках, в том числе и в Казахстане, состояла в том, что все эти необходимые элементы отсутствовали - класс предпринимателей только-только нарождался, инвестиционные ресурсы были дефицитны, в структуре экономики доминировали крупные предприятия, оздоровление которых требовало грамотного менеджмента. Более того, на первых этапах приватизации основным требованием было соблюдение принципа социальной справедливости, т.к. государственная собственность была создана трудом нескольких поколений.
Другая особенность формирования института частной собственности состояла в том, что процесс приватизации государственной собственности нужно было ускорить. В противном случае экономика страны могла стать полностью неуправляемой, стране грозил экономический коллапс. В этой связи на основе международного опыта приватизации, особенно бывших социалистических стран - Польши, Венгрии, Чехословакии и др., в республике были разработаны собственные методы приватизации, которые, несмотря на свои, очевидные с исторических позиций, проблемы, успешно решили поставленные задачи - формирование института частной собственности как основы для создания эффективной национальной экономики.
Широкомасштабная приватизация в Республике Казахстан -осуществлялась в соответствии с разработанными по инициативе Правительства республики программ приватизации поэтапно. Законодательной базой для приватизации государственной собственности стали соответствующие законы республики и указы Президента Казахстана Н. Назарбаева.
Так, в 1991 году Верховным Советом Казахской ССР были приняты Постановление Об основных направлениях разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР (от 16 февраля 1991 года) и Закон О разгосударствлении и приватизации (от 22 июня 1991 года). Под приватизацией в Законе понимался акт передачи государственного имущества в собственность физических и негосударственных юридических лиц. При этом Закон от 22 июня 1991 года под приватизацией имел в виду только сдачу государственных предприятий в аренду трудовым коллективам с последующим выкупом, выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива и т.д.
Немного позднее Постановлением Президента Республики Казахстан от 13 сентября 1991 года№ 549 была утверждена Программа разгосударствления и приватизации собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы (1 этап). Программой была запланирована обязательная приватизация ряда конкретных предприятий, в то же время она сохранила возможность приватизации предприятий по инициативе трудовыхколлективов с предоставлением трудовым коллективам льгот. Были названы объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации на этом этапе. В качестве форм разгосударствления и приватизации были утверждены аукцион, конкурс и акционирование,. Участие иностранных граждан и иностранных юридических лиц в приватизации ограничивалось.
На этапе инициативной приватизации из государственной собственности были выведены 4 770 объектов, в том числе 470 совхозов. При приватизации совхозов был задействован метод персонификации собственности с выделением каждому работнику земельных и имущественных паев.
Была запланирована приватизация государственного жилищного фонда на основе купонного механизма. Нужно отметить, что проведение политики инициативной приватизации, в частности купонной приватизации квартир, способствовало появлению в республике первого рынка недвижимости - рынка жилья.
Программа второго этапа, запущенная в действие Указом Президента РК от 5 марта 1993 года № 1135 О национальной Программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (2 этап), содержала в себе следующие направления разгосударствления и приватизации:малую приватизацию предприятий с числом работников до 200 человек (продажа на аукционах и конкурсах);массовую приватизацию предприятий с контингентом работников от 200 до 500 человек (преобразование на основе акционирования);приватизацию крупных предприятий и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам с участием национального и иностранного капитала.
2.5. Перспективы приватизации.
Получает дальнейшее развитие купонный механизм приватизации, вводятся в оборот приватизационные инвестиционные купоны (ПИК). Населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны, которые не имели номинала и не являлись ценными бумагами.
Они не подлежали купле-продаже и могли быть использованы только для вклада в инвестиционно-приватизационные фонды, которые в дальнейшем аккумулировали акции предприятий, приватизируемых через купонные аукционы. Всего было выдано лицензий более чем 160 инвестиционным фондам, созданным юридическими и физическими лицами.
Необходимо подчеркнуть, что со второго этапа была начата приватизация с участием иностранных юридических и физических лиц особо крупных и уникальных объектов и предприятий по индивидуальным проектам. Она осуществлялась путем:продажи определенному инвестору на оговоренных условиях;реализации посредством аукционов или конкурсов; открытой продажи акций; заключением контракта на управление. Позднее, с 12 мая 1995 года, контракт науправление стал применяться только в случаях, когда приватизация объекта считалась экономически нецелесообразной или преждевременной.
23 декабря 1995 г. был принят Указ Президента РК, имеющий силу закона, О приватизации, измененный и дополненный Законом от 2 августа 1999 г. Указ о приватизации окончательно отказался от применявшихся ранее форм передачи приватизированного объекта в собственность трудового коллектива, от различных видов разгосударствления. Приватизация была определена только как продажа государственного имущества в собственность
Принципиальное отличие казахстанских ПИКов от российских ваучеров состояло в том, что последние имели нарицательную стоимость и их владельцы могли самостоятельно распоряжаться ими. Позднее А.Чубайс признал, что основной целью выдачи ваучеров было не столько создание класса собственников, сколько обучение россиян игре с ценными бумагами. С этой точки зрения в России быстрее, чем в других странах СНГ, заработал фондовый рынок. Негативной стороной такого процесса обучения стали финансовые махинации, когда посредством скупок ваучеров множество предприятий оказались в частной собственности отдельных юридических и физических лиц практически за бесценок.
Указ о приватизации предусмотрел предварительные стадии приватизации через акционирование государственных предприятий, передачу их в аренду либо доверительное управление с отбором арендаторов или доверительных управляющих, а также с продажей акций через тендер.
В июле 1997 года были внесены изменения в закон об иностранных инвестициях от 27 декабря 1994 года, снявшие ограничения для участия в приватизации иностранных инвесторов[2] .
Программа приватизации на 1999-2002 годы разработана с учетом особенностей приватизации государственных пакетов акций голубых фишек, крупных объектов приватизации, государственных пакетов акций предприятий второго эшелона, объектов социальной сферы, государственных пакетов акций акционерных обществ и долей государства в хозяйственных товариществах, ранее переданных в доверительное управление.
Было подчеркнуто, что действующее законодательство РК сыграло свою положительную роль, но на новом этапе экономических реформ возникла необходимость его совершенствования. Программой приватизации был предусмотрен постприватизационный контроль в связи с инвестиционными обязательствами.
На первом этапе приватизации в коллективную собственность граждан перешли свыше 51% приватизированных предприятий. При этом в случаях выкупа предприятий членами трудовых коллективов сумма предоставленных льгот составила почти 42% стоимости проданных объектов.
Программа второго этапа приватизации, ориентируясь в целом на ускоренное развитие экономики, предусматривала достижение ряда целей. Малая и массовая приватизация должна была резко увеличить класс собственников, естественно заинтересованных в результатах своей работы, создать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Приватизация по индивидуальным проектам должна была привлечь в экономику страны инвестиции, главным образом зарубежные.
За период 1992-1997 годы в основном была завершена программа малой приватизации. В течение 1994-1997 годов в рамках малой и массовой форм приватизировано свыше 17 тысяч предприятий, общая стоимость приватизированного имущества составила 35,6 млрд. тенге. За 1996-2000 годы приватизировано почти 18 тысяч предприятий, в том числе объектов социальной и прочих сфер - 15 347, предприятий массовой приватизации - 2 354, крупных предприятий, приватизированных по индивидуальным проектам - 91, госсельхозпредприятий - 156. Больше всего предприятий приватизировано в сфере торговли и общественного питания - 3 295, в бытовом обслуживании - 1 266, в промышленности - 1249 и т.д.
Общая сумма средств, полученных от приватизации, составила 213 383 млн. тенге. Максимум в объемах приватизации был достигнут в 1997 году. В этом году было приватизировано 6 777 предприятий, общая сумма средств от приватизации составила 56 459 млн. тенге. Однако наибольшее количество средств от приватизации было получено в связи с задержкой расчетов (рассроченные платежи) в 1998 году - 67 139 млн. тенге.
Купонная приватизация, сроки окончания которой несколько раз сдвигались, завершилась в феврале 1996 года. На 22 аукционах приняли участие 170 инвестфондов. Было приватизировано почти 2000 средних и крупных предприятий. В результате проведения купонной приватизации инвестфонды стали обладателями 10% государственной собственности. При этом было погашено 66-68% купонов населения, т.е. примерно одна треть жителей государства не реализовала свои купоны.
В ходе массовой приватизации в частные руки перешло около 60% уставных фондов приватизированных предприятий (без учета малой приватизации). Одна треть приватизированного капитала была продана за приватизационные инвестиционные купоны, одна треть - за деньги и столько же находится в руках работников приватизированных предприятий. На 40% приватизированных предприятий в частные руки перешло свыше 50% голосующих акций, в том числе на 29% предприятий - 80 и более процентов акций.
Начиная с 1994 года, в промышленности приватизированы 1 501 предприятие, в строительстве - 439 предприятий, в сельском хозяйстве - 1608, на транспорте - 930, в торговле и общественном питании -6 015, в бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве - 2 159, в прочих отраслях - 11 314.
Заключение
Отсутствие резервов времени на реформирование экономики приводило, к сожалению, и к непроработанным решениям. Не доведена до конца приватизация через приватизационные инвестиционные купоны, в основе которой лежали идеи социальной справедливости. Почти треть населения не использовала свои купоны. Денежная приватизация не в полной мере была ориентирована на реанимирование реального сектора экономики. В результате развитие получили отрасли экономики, нацеленные на экспорт сырья, эффективность деятельности которых весьма чувствительна к конъюнктуре мировых товарных рынков. Но, в любом случае, приватизация создала базу для рыночной экономики.
В результате процесса приватизации в республике создан институт частной собственности на средства производства, что можно рассматривать как основу для формирования здоровой конкурентной среды. В этой связи в результате проведенных этапов малой и массовой приватизации в стране произошло формирование основ рыночной экономики, наметились первые признаки укрепления негосударственного сектора экономики, появился новый социальный слой - частные собственники, акционеры, пайщики, которые станут основой формирующегося среднего класса.
Словарь терминов.
1. Акционерное общество – крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций.
2. Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.
3. Аренда – предоставление средств производства их собственником во временное пользование другому пользователю за плату.
4. Арендная плата – плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.
5. Аукцион – продажа в заранее установленное время каких-либо товаров или имущества с публичных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.
6. Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).
7. Бизнес – частнопредпринимательская деятельность с целью получения дохода средствами, не противоречащими закону.
8. Вексель – бесспорный денежный долговой документ.
9. Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных средств государства, обеспечивающий оптимальную структуру народного хозяйства, гарантированный уровень жизни всех членов общества, обороноспособность страны, государственное управление.
10. Заработная плата – денежная оплата труда наемного работника, эквивалентная в рыночной экономике стоимости его рабочей силы.
11. Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.
12. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.
13. Индексация доходов – механизм периодической компенсации населению роста цен с помощью надбавок к заработной плате.
14. Инфляция – обесценивание бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностью.
15. Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо пропорциональна уровню дивиденда и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).
16. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.
17. Приватизация – переход части государственного имущества в собственность трудовых коллективов либо частных лиц.
18. Разгосударствление – предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам и регионам.
19. Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители товаров сами решают: 1) когда, в каком количестве и какие товары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В узком смысле рынок – это сфера обращения товаров, купля-продажа.
20. Собственность – форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства.
21. Финансы – экономические отношения, регулирующие образование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.
22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.
23. Цена – денежное выражение стоимости товара.
24. Экономика –народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.
25. Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абишев С. Лицом к мировой Экономиксу/Экономика и жизнь, 1991, №5.
2. Абуталипов Ж. На пути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 1993, №1.
3. Антикризисная программа правительства//Экспресс К°, 1993, 5,6,7 января.
4. Арынов Е.М. Социально-экономический аспект развития проблемных регионов СССР. - Алма-Ата, 1989.
5. Арынов Е.М., Жолманов Р., Елеусизов А. Иностранное участие в оздоровлении экономики Казахстана//Саясат-Политика, 1995, № 1,2.
6. Аубакиров Я.А. Экономические аспекты преобразования собственности. (Преобразование собственности - основа формирования рыночной экономики в Казахстане) - Алматы, 1995.
7. Ашимбаев ТА. Экономика Казахстана за 60 лет. - Алма-Ата, 1977.
8. Ашимбаев ТА. Путь к рынку. - Алматы, 1994.
9. Будущий экономический обмен Казахстана. Сборник тезисов межвузовской научно-теоретической конференции. - Алма-Ата, 1977.
10. Джанбурчин К.Е. ТАСИС в Казахстане//Саясат-Политика, 1995, №7.
11. Есимов А.С. Приватизация - основа реформы сельского хозяйства/уСаясат- Политика, 1996, №2.
12. Ертлесова Ж.Д. Программы и планы действий по углублению реформы в регионах//Саясат-Политика, 1996, №2. 13. Жатканбаев Е.Б. Основы формирования смешанной экономики. - Алма-Ата, 1992.
13. Жуламанов Р.К. Сравнительный анализ уровня конкурентоспособности национальной экономики//Саясат-Политика, 1996, №3.
14. Исингарин Н.К. Реализация среднесрочной программы -основная задача Правительства//Саясат-Политика, 1996, №2.
15. Кабдиев Д. Развитие экономической мысли в Казахстане. - Алма-Ата, 1978.
16. Кажегельдин A.M. От инфляционной экономики - к инвестиционной/уСаясат- Политика, 1995, №3.
17. Казахстан: справочник бизнесмена. - Алма-Ата, 1978.
18. Кашимбаев Р. Сбалансированность и эффективность развития экономики региона. - Алма-Ата, 1991.
19. Кузембаев Н.К. Региональные проблемы формирования территориальных экономических пропорций и их совершенствования. - Алма-Ата, 1985.
20. МузапароваЛ.М. Горпо-металлургический комплекс Казахстана: современное состояние и проблемы. - Алматы, 1995.
21. Назарбаев НА. Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку. - М, 1992.
22. Назарбаев НА. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992.
23. Нарибаев К.Н. Региональные аспекты управления экономикой. - Алма-Ата, 1986.
24. Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (П-этап)//Советы Казахстана, 1993, 11 марта.
25. Нефть и газ Казахстана (Экономический обзор). - Алматы, 1995.
26. Новые территориальные комплексы СССР. М., 1977, с.191-251.
27. Очерки экономической истории Казахской ССР/Под ред.С.Б.Баишева. Алма-Ата, 1974.
28. Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку. - Алма-Ата, 1991.
29. Семенов ЗП.Е., Косов В.Ф. Проблемы развития и размещения производительных сил Казахстана. - М., 1974.
30. Толымбеков К. Без конкуренции нет рынка//Казахстан: экономика и жизнь, 1992, №8.
31. Туркебаев Э.А., Двоскин Б.Я., Исентаев К.Б. Проблемы региональной экономики Казахстана. - Алма-Ата, 1977.
[1] Статистический ежегодник Казахстана за 1992 г. Алматы. Казинформцентр Госкомстата Республики Казахстан, 1993, с. 167.
[2] Басин Ю.Г., Ченцова ОМ. Приватизация в Казахстане. Правовой аспект. Юридическая фирма AEQUITAS.