по Аграрному праву

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Определение АП и его место в системе российского права. Понятие АП – это комплексная специализированная и интегрированная отрасль российского права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие) общественные отношения в сфере с/х производственной деятельности.

1. Определение АП и его место в системе российского права.

Понятие АП – это комплексная специализированная и интегрированная отрасль российского права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие) общественные отношения в сфере с/х производственной деятельности. Объект АП – с/х деятельность. Квалифицирующий признак - заимствование юридических норм из других отраслей.

Вопрос о сущности АП и его месте в правовой системе России – 4 точки зрения:

1. (распространенная) признает АП в качестве комплексной отрасли права, т. к. комплексный предмет, совокупность методов правового регулирования, двойные структуры нормы.

2. признает АП в качестве подотрасли или раздела хозяйственного права

3. вместо АП следует учредить агропромышленное право

4. самостоятельная отрасль

АП как одна из отраслей юридической науки - систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтах АП, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах с\х коммерческих и некоммерческих организаций,

Система АП как науки и учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения: предмет и метод, история развития, источники, аграрные правоотношения. Гос. регулирование сельского хозяйства, организационно-правовые формы с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, правовое регулирование арендных отношений в сельском хозяйстве.

Особенная часть АП состоит из разделов: правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями, и охрана окружающей природной среды; правовой режим имущества с\х коммерческих организаций; правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с\х коммерческих организаций;

Специальная часть АП посвящается основным чертам АП зарубежных стран, правовому регулированию земельной и аграрной реформ в зарубежных странах.

Система АП как отрасли права, хотя и имеет трехчленное деление (общая, особенная и специальная части) не во всем совпадает с системами АП как науки и учебной дисциплины, т к АП как отрасль права представляет собой систему норм российского АП, в которое не входят история АП, зарубежное АП, являющиеся составной частью АП как науки и учебной дисциплины.

2. Принципы аграрного права. Юридические гарантии свободы аграрного предпринимательства.

Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.

Принципы агарного права - это основные руководящие идеи, определяющие направления и характер правового регулирования аграрных отношений. Они не остаются неизменными, «раз и навсегда данными».

Аграрное право строится в основном на тех принципах, которые характерны и для всего российского права:

Основными принципами (они же являются юридическими гарантиями) правового регулирования аграрных отно­шений в настоящее время являются:

· свобода аграрного предпринимательства и добровольность выбо­ра форм хозяйствования;

· плюрализм форм собственности и форм хозяйствования на селе;

· равенство субъектов аграрного предпринимательства и равная правовая защищенность различных форм собственности в агропро­мышленном комплексе;

· приоритет развития агропромышленного комплекса;

· государственная поддержка АПК;

· право граждан на полноценное питание;

· невмешательство гос органов в производственно-хозяйственную деятельность с\х товаропроизво­дителей.

• судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.

Специальный принцип аграрному права- это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства. Специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов – растений и животных – и имеет сезонный характер. Но это объективные особенности. Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны, когда учитывают и социально-правовую специфику: уклад сельской жизни, менталитет крестьянства; десятилетия колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю и системе договорных отношений.

3. Частноправовые и публично-правовые начала в российском аграрном праве.

АП базируется на 2 элементах в своём регулировании- это частно- правовое начало и публично- правовое начало.

Частное начало хар-ся опр. признаками-1)Субъекты здесь физич и юридич лица. 2)Они характеризуются своим равноправием, они независимы имущественно.3)По способу волеизъявления они хар-ся согласованием своей воли 4) Правовое регул основано на диспозитивности.

Публично прав начало хар-ся – 1) Субъкты здесь публичные (социум, общество, нация в целом) 2) Неравенство сторон, их подчинение 3)Одностороннее волеизъявление 4)Императивность.

Также эти начала различны по целям в одном случае это –Обеспечение интересов частных лиц, в другом это обеспечение интересов гос- ва.

Суть данного деления- теоретич вода.

Частно прав нормы – это нормы регул-е отношения выражаюшие частные интересы и основанные на назависимости и диспозитивности. Такое же понятие и для публично правового начала( из вышесказанного).

В США Италии доминируют частные начала. В Швеции – публичные. В настоящее время усиливаетсяется публично правовое начало в заруб странах. Госво всё больше вмешивается в эти процессы.

В России до провед земельной реформы были публичные начала . потом частные стали. Это сваязано с проведением реформ в 90 годы. Правовые основы были заложены законом РСФСР 1990 г О земельной реформе- была отменена монополия госва на землю.

Данное деление вообщем то условно они тесно взаимосвязаны.

4 Понятие, особенности источников АП.

Под источниками АП понимается внешняя форма выражения государственной воли народа в унифицированных ( от­носящиеся либо ко всем сельскохозяйственным формированиям) и дифференцированных ( либо к отдельным их видам) НПА компетентных органов государства, с/х общественных организаций, предназначенных для регулирования и охраны общественных отношений, складывающихся в сфере с/х деятельности.

Особенности источников: для АП как комплексной отрасли характерно наличие комплексного предмета , признание в качестве источников АП, которые не входят ни в одну из основных отраслей права . В этом состоит специфика АП, большинство норм предназначены специально для регулирования аграрных отношений. АП как комплексная отрасль включает в себя нормы гражданского, административного, трудового и др. основных отраслей права. Нет единого кодифицированного нормативного акта. Х арактерно наличие большого числа норм рекомендательного характера, а также нормативных актов органов внутрихозяйственного управления, Получают распостраненние договоры как источники АП

По субъектам аграрных правоотношений источники АП могут быть подразделены на акты, определяющие право­вое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, с\х производственных и непроизводственных кооперативов, акционерных обществ, с\х товариществ и т.п.

По предмету правового регулирования источники АП могут классифицироваться на такие виды, как нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства, о сельскохо­зяйственном землепользовании, производственно-хозяйственной де­ятельности аграрных коммерческих организаций, финансах и креди­тах, договорных отношениях и т.д.

Классификация источников АП по их юридической силе и органам, принявшим тот или иной нормативный акт :на законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

5. Конституция РФ - основной источник АП.

Конституция АПП - основной источник АП России.

Нормы, содержащиеся в Конституции РФ и имеющие определяющее значение для организации и деятельности с\х коммерческих организаций

1) Каждый, имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринима­тельской деятельности. - является ос­новой перехода к рыночным отношениям, главным направлением реформирования с\х предприятий.

2) Конституция определяет формы и виды собственности, в том чис­ле на землю, являющуюся главным средством сельскохозяйственного производства. Конституции устанавливает, что граждане и их объедине­ния вправе иметь в частной собственности землю.

3) труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род дея­тельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются продолжительность рабочего времени, выходные и празднич­ные дни, оплачиваемый отпуск.

4) Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

5)Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

6) о праве каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

7) об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности;

6. Законы Российской Федерации в системе источников аграрного права.

Закон – входит в систему источников аграрного прова

Нормативноправовой акт

Стабильный регулятор аграрных отношений

Норм материального права больше чем норм процессуального права.

Законы делятся на собственные (закон о развитии с/х, о мелиорации земель, о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами, О крестьянском (фермерском) хозяйстве, О зерне», «О ветеринарии», «О племенном животноводстве) и заимствованные (ГК,ЗК,ТК,водный кодекс- предусматриваются нормы о водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения сельскохозяйственных и иных работ в них, УК- содержит составы правонарушений в области агропромышленного комплекса (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.)

Законы могут носить комплексный характер, могут носить уницифированный характер.

Скачать архив с текстом документа