по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на тему: «Организационные основы обеспечения жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях»

СОДЕРЖАНИЕ: Вступление

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИД ИЧЕ СКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ

имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО

РЕФЕРАТ

По безопасности жизнедеятельности

в чрезвычайных ситуациях

на тему:

«Организационные основы обеспечения

жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях»

Выполнил

студент І курса 55 группы

Проверил

Харьков

2006 г.

Содержание

Вступление ............................................................................................. 3

1.Планирование подготовки объектов к действиям в

чрезвычайных ситуациях ........................................................... 4

2.Методика определения времени начала работ

в условиях заражения местности радиоактивными веществами. ……7

Заключение ……………………………………………………………. 10

Список литературы .................................................................................. 11

Вступление

Чрезвычайные ситуации являются следствием совокупности исключительных обстоятельств, которые сложились в соответствующей зоне в результате чрезвычайных событий техногенного, природного, антропогенного или военного характера, а также под влиянием возможных чрезвычайных условий.

Планирование гражданской защиты объекта – это разработка совокупности документов, в которых обозначены средства и способы, порядок и последовательность действий с целью обеспечения защиты населения.

Актуальность проблемы в том, что планирование подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях, имеет большое значение сохранности объектов и работающего на нем персоонала. Благодаря планированию, объект будет иметь четкий план действий в случае чрезвычайной ситуации и потери объекта будут намного меньше, чем, если бы этого плана не было.

Важно правильно определить время начала работ в условиях заражения местности радиоактивными веществами. Нужно выполнить ряд мероприятий по организации противорадиационных работ, проведения санитарной обработки людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация является следствием чрезвычай-

ных событий и возможных чрезвычайных условий.

1. Планирование подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация объектового уровня - это чрезвычайная ситуация, которая развертывается на територии объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны.

Планирование гражданской защиты объекта – это разработка совокупности документов, в которых обозначены средства и способы, порядок и последовательность действий с целью обеспечения защиты населения, производства, а так же исполнения заданий высших органов, связанных с оказанием помощи населению других объектов и городов.

Эти документы, разработатываются с учетом реальных возможностей и условий объекта, являются основанием для организованных действий с целью подготовки объекта к защите в чрезвычайных условиях, с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, производственных аварий и очагов военных конфликтов).

На объекте должны быть разработаны два плана: на военное время и мирное время.

План гражданской защиты на военное время- это документы, которые определяют организацию и порядок переведения объектов с мирного на военное время и ведение гражданской обороны в начальный период войны.

План гражданской обороны на мирное время - это документы, которые определяют организацию и порядок исполнения мероприятий гражданской защиты с целью предупреждения или уменьшения возможных потерь от тяжелых производственных аварий, катастроф, и стихийных бедствий, а так же проведение спасательных и других неотложных работ при их возникновении.

Исходные документы, которые будут использованы при разработке документов плана гражданской защиты объекта, необходимы: директивные документы Президента, Верховного Совета, Правительства Украины и МЧС; выписка из решения руководителя районного штаба гражданской обороны об организации и ведении гражданской защиты на территории района, данные о колличестве формирований, их личностный состав, которые нужно создать на данном объекте; выписка из плана приема и размещения эвакуированного населения; выписка из наряда райвоенкомата на поставку техники и вооружейных сил всвязи с мобилизацией; отдельные распоряжения руководителя гражданской обороны района; документы, которые характеризуют объект и населенный пункт.

Реальность разработанных планов ГО будет зависить от полноты исходных данных о наличии средств и способов, правильного учета всех возможностей объекта. Планы ГО объекта разрабатывают его руководители, специалисты и органы управления ГО. Разрабатывая мероприятия служб ГО объекта, ряд вопросов нужно согласовывать с соответсвующими райоными службами ГО, районным отделом по вопросам ЧС и гражданской защитой населения.

Объект, который находиться на территории одного или нескольких населенных пунктов, является основным объектом, который составляет единый план вместе с администрацией населенного пункта.

На объектах хозяйствовования организация и проведения многих мероприятий осуществляется с участием городских органов государственной власти. Это относится в первую очередь к мероприятиям всесторонней подготовки загородной зоны, организации эвакуционных мероприятий, к обучению населения использовать средства и способы защиты, а так же действиям в условиях чрезвычайных ситуациях.

Первый этап – подготовительный, на протяжении которого определяется состав исполнителей и их утверждение, подготовка исполнителей к работе, доведение до их ведома директив, рекомендаций и других документов, обобщение и анализ исходных данных, необходимых для разработки плана ГО, изучение объема работ и распределение обязанностей между исполнителями и закрепление отвественных по разделам плана.

Второй этап – практическая разработка, оформление документов. Мероприятия, которые планируются в документах плана, должны быть направлены на исполнение заданий ГО в чрезвычайных ситуациях.

Третий этап- согласование разработанных планов с отделом ГО района, с районным агропромышленным управлением, администрацией населенного пункта, службами ГО района, после этого осуществляется утверждение документов плана ГО. Документы плана ГО подписывает руководитель – ГО объекта, некоторые (план эвакуации, прием и размещение эвакуированных) подписывает и начальник ГО глава администрации населенного пункта. Содержание плана ГО объекта согласуется с требованиями плана ГО района, который утверждает начальник отдела по вопросам гражданской обороны района, после чего план ГО утверждает руководитель ГО объекта.

План подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях состоит из текстовой части и приложения. Текстовая часть плана состоит из двух разделов.

Раздел1. Выводы из оценки возможностей обстановки на объекте при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Содержание: перечень возможных больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на данном объекте; выводы из оценки обстановки, которая может сложиться на объекте при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Раздел 2. Проведение мероприятий при угрозе и возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объекте.

1.Мероприятия при угрозе больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий: оповещение руководящего состава формирования ГО, работников и населения; доведение информации высших органов; порядок проведения в готовность средств для спасательных работ; организация ускоренного проведения инженерно- технических мероприятий, связанных с укреплением существующих или строительством новых инженерных сооружений, защитой населения, производственных фондов, материальных ценностей.

2.Мероприятия при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий: порядок оповещения управленческого состава, формирований, работающих при аварии, которая произошла, и доведение информации до высших органов ГО; организация разведки и наблюдения на объекте, где возникла авария; организация дозометрического и химического контроля; порядок приведения в готовность средств, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ; организация медицинского обеспечения; использование мероприятий для безаварийной остановки производства; привести в готовность ПРУ, организация укрытия населения; организация выдачи ЗИС; организация эвакуационных мероприятий; организация обеспечения действий спасательных сил (вид обеспечения); организация взаимодействия с чрезвычайной комиссией, местным территориальным штабом ГО, формированиями и военными частями.

3.Организация управления: порядок перехода управления ГО в пункты управления (ПУ), сроки подготовки ПУ к работе; организация связи с подразделениями, высшими органами управления; порядок донесений в высшие территориальные и отраслевые органы.

На случай аварии на АЭС важными мероприятиями являются организация управления силами и средствами. Кроме того, в районе размещения АЭС необходимо выполнить такие мероприятия: обеспечить высокий уровень готовности защитных сооружений (ЗС), в 30- километровой зоне, обеспечить фонд ЗС для полного укрытия на объекте работающих и членов их семей: обеспечить исполнение комплекса медицинских мероприятий; создать запас средств разведки, дозометрического контроля, защиту органов дыхания, кожи, обесзараживания. Управление ГО вместе с управлением АЭС составляет план мероприятий защиты населения: оповещение населения о возможных последствиях аварии; защита населения; мероприятия по ликвидации последствий аварии; ведение спасательных и других неотложных работ.

2. Методика определения времени начала работ

в условиях заражения местности радиоактивными веществами.

Оценивая влияние радиоактивного загрезнения на ведение спасательных и неотложных работ, необходимо исходить из проведения таких работ одновременно использывать все средства для обеспечения безопасности личностного состава формирований.

Такие мероприятия должны предвидить: посменную организацию работ, суровый контроль полученных доз, примение индивидуальных средств защиты и защитных свойств строений, сооружений, транспортных средств, своевременное проведение санитарной обработки людей и специальной обработки техники.

Исходными данными для определения времени введения формирований на объекты для проведения спасательных работ являються: уровни радиации на объектах и установленная доза облучения на первые сутки работы или на весь период ведения спасательных и неотложных работ в очаге поражения.

Время введения формирований можно рассчитать по формуле:

Д=5 Р0 (t вх - t вых ),

Где Д – установленная доза на период проведения работ, Р;

Р0 – уровни радиации через 1 час после взрыва, Р/ час;

tвх - время входа в зону загрязнения, час;

t вых – время выхода из зоны загрязнения, час.

Кроме этого, на основании формулы разработана таблица, которая дает возможность определить время введения первой и последующих смен на объект для проведения спасательных работ с учетом конкретных уровней радиации и установленных доз облучения.

В таблице 2.1 отражено определение времени введения формирований ГО и допустимой длительности их работы на территории, загрезненной радиоактивными веществами.

Таблица 2.1

Уровень радиации, Р h, на разное время после взрыва

Установленная доза облучения, Р

часы

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

24

48

1

2

3

4

5

10

4,3

2,7

2

1,5

1,2

1

0,8

0,7

0,6

0,4

0,2

0,1

2/6

+

+

+

+

15

6,6

4

3

2,2

1,7

1,5

1,3

1,1

1

0,6

0,3

0,15

2/3

5/9

+

+

+

20

9

5,5

4

3

2,2

2

1,7

1,5

1,3

0,8

0,4

0,2

2/2

4/4

8/12

+

+

25

11

7

5

3,7

3

2,5

2

1,8

1,6

1

0,6

0,25

2,5/ 2

4,5/

3,5

8/8

+

+

35

16

10

7

5

4

3.5

3

2,5

2.2

1.4

0,7

0,35

3/2

5/3

6/8

+

+

50

23

14

10

7

6

5

4

3,7

3,2

2

1

0,5

6/2

8/4

12/5

17/7

+

65

30

18

13

10

7,5

6,5

5,5

5

4

2,5

1,4

0,6

7/2

9/3

12/4

16/7

+

80

35

23

16

12

9

8

7

6

5

3

1,7

0,8

8/2

10/

2,5

12,5/

2,5

15/3

18/6

100

43

27

19

15

12

10

8

7

6

4

2

1

10/2

12/2

14/3

17/4

21/6

150

66

40

30

22

17

15

13

11

9,5

6

3

1,5

16/2

18/

2,5

20,5/

2,5

23/3

26/4

200

90

55

40

30

23

20

17

15

13

8

4

2

20/2

5 смен по 2 часа

3 смены по 3 часа

250

110

70

50

37

30

25

20

18

16

10

5

2,5

24/2

6 смен по 2 часа

4 смены по 3 часа

500

230

140

100

70

60

50

40

37

32

20

10

5

48/2

12 смен по 2 часа

4 смены по 3 часа

3000

1350

800

600

440

340

300

250

220

200

120

65

30

204/2

54 смены по 2 часа

16 смен по 3 часа

Определение времени введения формирований ГО и допустимой длительности их работы на территории, загрезненной радиоактивными веществами.

Заключение

При планировании подготовки объектов к действиям в черезвычайных ситуациях нужно, на основе изученых факторов, которые влияют на стойкость работы объектов, и оценки стойкости элементов и отраслей производства против поражающих факторов радиактивного воздействия, стихийных бедствий и др. заблаговременно организовать и проводить организационные мероприятия для повышения стойкости объекта.

Организационные мероприятия предполагают заблаговременную подготовку всех структур гражданской обороны, служб и формирований к чрезвычайным ситуациям.

Успех подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях зависит от правильного и своевременного составления плана действий при чрезвычайных ситуациях.

Успех спасательных работ в условиях заражения местности радиактивными веществами, зависит от скорости реагирования подразделений и правильного расчета допустимого времени пребывания на зараженной територии.

Все эти знания нужны для спасения и защиты себя и близких людей в чрезвычайних ситуациях.

Список литературы

1. Стеблюк М.І. Цівільна оборона: Підруч.-К.: Знання- Прес.2003.-455с.

2. Цапка В.Г. Безпека життєдіяльності: Навч. посіб.-К.: Знання-

Прес.2003.-397с.

3. Шоботов В. М. Цивільна оборона: Нав.посібник.- К.: „Центр навчальної літератури”, 2004.-438с.

Скачать архив с текстом документа