по Бухгалтерскому учету 25
СОДЕРЖАНИЕ: Таблица №1 Исходные данные (тыс. руб) Расходы 2009 план 2010 план 2009 отчет Общегосударственные вопросы 885 864 067,80 1 087 435 934,50 806 434 784,31 Национальная оборонаТаблица №1
Исходные данные (тыс. руб)
Расходы | 2009 план | 2010 план | 2009 отчет |
Общегосударственные вопросы | 885 864 067,80 | 1 087 435 934,50 | 806 434 784,31 |
Национальная оборона | 619 164 200,70 | 678 351 441,40 | 621 884 343,45 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 707 359 367,90 | 726 844 703,70 | 693 293 587,41 |
Национальная экономика | 1 920 797 739,30 | 1 366 079 809,40 | 1 638 062 806,28 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127 865 369,90 | 103 041 907,90 | 137 295 919,77 |
Охрана окружающей среды | 12 829 872,30 | 12 310 715,90 | 13 040 558,85 |
Образование | 387 885 084,90 | 386 356 314,20 | 405 922 220,89 |
Культура, кинематография, СМИ | 110 051 531,90 | 107 340 168,10 | 111 486 941,47 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 888 177,00 | 325 059 408,50 | 341 961 217,57 |
Социальная политика | 320 345 423,90 | 328 751 096,00 | 323 432 752,38 |
Межбюджетные трансферты | 3 443 862 991,30 | 3 725 402 026,10 | 3 593 443 465,14 |
Итого | 8 859 913 826,90 | 8 846 973 525,70 | 8 686 258 597,52 |
Таблица №2
Анализ динамики расходов федерального бюджета на 2009 -2010 год (тыс.руб, %)
Расходы | 2009 план | 2010 план | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение |
Общегосударственные вопросы | 885 864 067,80 | 1 087 435 934,50 | 201 571 866,70 | 122,7543% |
Национальная оборона | 619 164 200,70 | 678 351 441,40 | 59 187 240,70 | 109,5592% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 707 359 367,90 | 726 844 703,70 | 19 485 335,80 | 102,7547% |
Национальная экономика | 1 920 797 739,30 | 1 366 079 809,40 | -554 717 929,90 | 71,1204% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127 865 369,90 | 103 041 907,90 | -24 823 462,00 | 80,5863% |
Охрана окружающей среды | 12 829 872,30 | 12 310 715,90 | -519 156,40 | 95,9535% |
Образование | 387 885 084,90 | 386 356 314,20 | -1 528 770,70 | 99,6059% |
Культура, кинематография, СМИ | 110 051 531,90 | 107 340 168,10 | -2 711 363,80 | 97,5363% |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 888 177,00 | 325 059 408,50 | 1 171 231,50 | 100,3616% |
Социальная политика | 320 345 423,90 | 328 751 096,00 | 8 405 672,10 | 102,6239% |
Межбюджетные трансферты | 3 443 862 991,30 | 3 725 402 026,10 | 281 539 034,80 | 108,1751% |
Итого | 8 859 913 826,90 | 8 846 973 525,70 | -12 940 301,20 | 99,8539% |
В 2010 году расходы федерального бюджета сократились на 12940 млн.руб. Это связано с уменьшением расходов по таким разделам как: национальная экономика, ЖКХ, орана окружающей среды, образование, культура., за счет этого и был компенсирован рост расходов по остальным разделам..
Раздел «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении уже3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 201,5 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничестве, на обслуживание государственного и муниципального долга, а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы». Здесь хотелось бы отметит, что согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд руб.
Расходы по разделу «Национальная оборона» были увеличены на 59 млрд.руб. Наращивание военных расходов объясняется развитием Вооруженных сил. Сюда включаются расходы на их модернизацию, перевод соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования, переход Вооруженных сил и других войск к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового и технического обеспечения, централизации системы заказов однотипной продукции, воинских перевозок, подготовки в вузах и учебных частях Минобороны РФ офицеров и младших командиров для других силовых структур, повышение денежного содержания, военных пенсий, обеспечение военнослужащих жильем и решение других социальных вопросов.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2010 выросли на 19 млрд.руб. или на 3%.
Раздел «Национальная экономика» оказался в самом большом минусе — расходы по нему снизились более чем на 500 млрд. руб. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования.
Раздел расходов на жилищно-коммунальное хозяйство попал под сокращение практически на 24 %. В 2010 году он составил 103 млрд. руб., хотя в 2009 составлял 127 млрд. Основное сокращение произошло по подразделу «Другие вопросы жилищно-коммунального хозяйства» в размере 15,8 млрд. рублей, а также в федеральном бюджете на 2010 г. нет такого подраздела как «Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства». В 2009 году этот подраздел включал в себя расходы на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014годы)». Увеличение было по подразделу «Коммунальное хозяйство», и были прописаны расходы на благоустройство, которые составили 55 млн. руб.
2009 | 2010 | |
Жилищное хозяйство | 96 807 204,80 | 86 246 819,80 |
Коммунальное хозяйство | 7 585 773,50 | 9 121 703,10 |
Благоустройство | - | 55 220,00 |
Другие вопросы в области жилищно- коммунального хозяйства | 23 461 991,60 | 7 618 165,00 |
Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства | 10 400,00 | - |
По разделу «Охрана окружающей среды» также было уменьшение расходов на 4% или на 519 млн. руб., т.к. данная статья не является приоритетной в период кризиса. Относительная стабильность расходов наблюдается по разделу «Образование». По ней сравнительно незначительное сокращение на 1 млрд. руб.
Расходы на культуру, кинематографию, СМИ также были урезаны, но на 2 млрд., или на 2,5%.
Расходы раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» были увеличены на 1171млн. руб.
Рост расходов в бюджете на социальную политику составил 8 млрд. руб. Это обусловлено тем, что антикризисные меры 2009 г. были направлены на поддержку банковской системы и реального сектора экономики, бюджетная же политика 2010 года с явным социальным уклоном. Выполнение социальных обязательств перед населением названо главным приоритетом.
Раздел «Межбюджетных трансфертов» увеличился на 281 млрд. руб. однако динамика ее компонентов более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.
Межбюджетные трансферты | 2009 | 2010 |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 590 320 002,60 | 496 693 294,80 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 396 819 223,30 | 346 415 437,10 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 218 234 956,20 | 232 795 822,80 |
Иные межбюджетные трансферты | 90 956 366,90 | 53 136 672,90 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 2 147 532 442,30 | 2 596 360 798,50 |
Таблица №3
Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2009-2010 г.
2009 |
2010 |
Изменение структуры | |||
Расходы | сумма | доля | сумма | доля | |
Общегосударственные вопросы | 885 864 067,80 | 9,9986% | 1 087 435 934,50 | 12,2916% | -2,2931% |
Национальная оборона | 619 164 200,70 | 6,9884% | 678 351 441,40 | 7,6676% | -0,6792% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 707 359 367,90 | 7,9838% | 726 844 703,70 | 8,2157% | -0,2319% |
Национальная экономика | 1 920 797 739,30 | 21,6796% | 1 366 079 809,40 | 15,4412% | 6,2384% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127 865 369,90 | 1,4432% | 103 041 907,90 | 1,1647% | 0,2785% |
Охрана окружающей среды | 12 829 872,30 | 0,1448% | 12 310 715,90 | 0,1392% | 0,0057% |
Образование | 387 885 084,90 | 4,3780% | 386 356 314,20 | 4,3671% | 0,0109% |
Культура, кинематография, СМИ | 110 051 531,90 | 1,2421% | 107 340 168,10 | 1,2133% | 0,0288% |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 888 177,00 | 3,6557% | 325 059 408,50 | 3,6742% | -0,0186% |
Социальная политика | 320 345 423,90 | 3,6157% | 328 751 096,00 | 3,7160% | -0,1003% |
Межбюджетные трансферты | 3 443 862 991,30 | 38,8702% | 3 725 402 026,10 | 42,1093% | -3,2392% |
Итого | 8 859 913 826,90 | 100% | 8 846 973 525,70 | 100% | 0% |
В структуре бюджета как на 2009, так и на 2010 года наибольший удельный вес занимает раздел «Межбюджетные трансферты» . В 2009 году доля расходования этих средств составляет практически 39%. Если говорить о динамики этого показателя, то уже в 2010 году он возрастает на 4% и составляет 42%. А в денежном эквиваленте увеличивается на 281 млрд.руб. Наблюдается рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно другие подразделы уменьшаются, кроме с3убвенций. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
2009 | 2010 | Отклонения | |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 590 320 002,60 | 496 693 294,80 | 93 626 707,80 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 396 819 223,30 | 346 415 437,10 | 50 403 786,20 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 218 234 956,20 | 232 795 822,80 | -14 560 866,60 |
Иные межбюджетные трансферты | 90 956 366,90 | 53 136 672,90 | 37 819 694,00 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 2 147 532 442,30 | 2 596 360 798,50 | -448 828 356,20 |
Раздел «Национальная экономика» занимает второе место в распределении бюджетных средств. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Необходимо отметить, что удельный вес в 2010 году был резко сокращен на 6%. Ведь данный раздел в 2010 году оказался в самом большом минусе - расходы по нему снизились более чем на 500 млрд. руб. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования.
2009 | 2010 | Отклонение | |
Общеэкономические вопросы | 464 247 644,00 | 220 991 450,90 | 243 256 193,10 |
Топливно-энергетический комплекс | 32 825 576,80 | 12 293 505,30 | 20 532 071,50 |
Исследование и использование космического пространства |
21 807 983,50 | 23 311 573,70 | -1 503 590,20 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы | 19 898 348,60 | 22 469 654,60 | -2 571 306,00 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 37 898 379,50 | 27 220 085,10 | 10 678 294,40 |
Водное хозяйство | 10 357 684,10 | 10 362 622,10 | -4 938,00 |
Лесное хозяйство | 6 241 621,40 | 3 627 430,40 | 2 614 191,00 |
Транспорт | 207 144 777,60 | 254 533 305,40 | -47 388 527,80 |
Дорожное хозяйство | 202 663 737,50 | 236 597 431,00 | -33 933 693,50 |
Связь и информатика | 32 658 758,40 | 34 824 474,80 | -2 165 716,40 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 107 337 675,90 | 109 326 472,30 | -1 988 796,40 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 777 715 552,00 | 410 521 803,80 | 367 193 748,20 |
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь
и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Третьим разделом, доля которого составляет 9,99 % от общей суммы расходов в 2009 году и 12% в 2010 году, является «Общегосударственные вопросы».
2009 | 2010 | Отклонение | |
Функционирование Президента Российской Федерации | 9 264 108,30 | 6 675 249,10 | 2 588 859,20 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований | 7 248 820,80 | 7 175 556,60 | 73 264,20 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций | 3 787 173,90 | 2 888 027,00 | 899 146,90 |
Судебная система | 108 066 757,80 | 108 443 431,40 | -376 673,60 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово бюджетного) надзора |
205 224 260,90 | 199 846 177,60 | 5 378 083,30 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 3 119 001,40 | 3 061 777,60 | 57 223,80 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 116 212 459,60 | 152 415 068,00 | -36 202 608,40 |
Государственный материальный резерв | 7 850 145,90 | 7 219 374,30 | 630 771,60 |
Фундаментальные исследования | 75 965 696,30 | 76 744 643,80 | -778 947,50 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 196 760 529,80 | 304 020 939,80 | -107 260 410,00 |
Резервные фонды | 11 894 500,00 | 9 500 000,00 | 2 394 500,00 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов | 13 276 440,60 | 11 712 894,40 | 1 563 546,20 |
Другие общегосударственные вопросы | 127 194 172,50 | 197 732 794,90 | -70 538 622,40 |
К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.
Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Четвертое мест занимает раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Его доля в 2009 году составила 7,98%, а в 2010 8,21%.
2009 | 2010 | Отклонение | |
Органы прокуратуры | 49 621 176,50 | 50 042 939,20 | -421 762,70 |
Органы внутренних дел | 257 775 706,10 | 268 044 499,20 | -10 268 793,10 |
Внутренние войска | 52 928 146,60 | 60 151 307,90 | -7 223 161,30 |
Органы юстиции | 56 201 840,10 | 37 645 957,10 | 18 555 883,00 |
Система исполнения наказаний | 140 461 100,30 | 145 613 059,60 | -5 151 959,30 |
Органы безопасности | 708 308,20 | 5 895 008,20 | -5 186 700,00 |
Органы пограничной службы | 427 700,00 | 1 075 500,00 | -647 800,00 |
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | 18 785 749,00 | 18 857 138,90 | -71 389,90 |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 26 714 072,70 | 29 291 809,10 | -2 577 736,40 |
Обеспечение пожарной безопасности | 77 699 072,70 | 80 565 291,40 | -2 866 218,70 |
Миграционная политика | 21 002 084,60 | 23 060 609,50 | -2 058 524,90 |
Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов | 108 911,00 | 1 623 500,00 | -1 514 589,00 |
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 1 946 127,70 | 1 719 892,70 | 226 235,00 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 2 979 372,40 | 3 258 190,90 | -278 818,50 |
На пятом месте находится «Национальная оборона». Доля данного раздела увеличила в 2010 году по сравнению с 2009 на 0,67% и составила 7,66%.
2009 | 2010 | Отклонение | |
Вооруженные Силы Российской Федерации | 530 916 057,90 | 576 287 597,30 | -45 371 539,40 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 3 623 201,10 | 2 606 606,50 | 1 016 594,60 |
Подготовка и участие в обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности | 263 628,00 | 11 100 641,50 | -10 837 013,50 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны | 11 647 637,70 | 12 910 032,00 | -1 262 394,30 |
Другие вопросы в области национальной обороны | 72 713 676,00 | 75 446 564,10 | -2 732 888,10 |
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование .
Этот раздел связан с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел «Здравоохранение» физическая культура и спорт» в общей сумме расходов федерального бюджета составляет в 2009 году 3,65% и вырос на 0,02% к 20010 году. Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все
поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
Раздел «Социальная политика» в федеральном бюджете занимает долю 3,61% и 3,71% соответственно в 2009 и 2010 году. Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.
Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение. Доля пенсионного обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с этой таблицей показатель колеблется. По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению
военных пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.
Согласно выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
2009 | 2010 | Отклонение | |
Пенсионное обеспечение | 223 175 441,10 | 240 811 848,60 | -17 636 407,50 |
Социальное обслуживание населения | 6 190 953,10 | 6 326 211,00 | -135 257,90 |
Социальное обеспечение населения | 90 318 222,30 | 75 030 403,30 | 15 287 819,00 |
Охрана семьи и детства | 2 080 750,60 | 2 145 705,40 | -64 954,80 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
150 566,90 | 132 556,60 | 18 010,30 |
Другие вопросы в области социальной политики |
-1 570 510,10 | 4 304 371,10 | -5 874 881,20 |
Мене финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,5% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых накультуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшениемассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры исредств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетныхассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований РоссийскойФедерации.Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таблица № 4
Анализ исполнения расходов в федеральный бюджет за 2009 г.
Расходы | Назначено | Исполнено | % выполнения плана | Абсолютное отклонение |
Общегосударственные вопросы | 885 864 067,80 | 806 434 784,31 | 91,03% | 79 429 283,49 |
Национальная оборона | 619 164 200,70 | 621 884 343,45 | 100,44% | -2 720 142,75 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 707 359 367,90 | 693 293 587,41 | 98,01% | 14 065 780,49 |
Национальная экономика | 1 920 797 739,30 | 1 638 062 806,28 | 85,28% | 282 734 933,02 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 127 865 369,90 | 137 295 919,77 | 107,38% | -9 430 549,87 |
Охрана окружающей среды | 12 829 872,30 | 13 040 558,85 | 101,64% | -210 686,55 |
Образование | 387 885 084,90 | 405 922 220,89 | 104,65% | -18 037 135,99 |
Культура, кинематография, СМИ | 110 051 531,90 |
111 486 941,47 | 101,30% | -1 435 409,57 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 888 177,00 | 341 961 217,57 | 105,58% | -18 073 040,57 |
Социальная политика | 320 345 423,90 | 323 432 752,38 | 100,96% | -3 087 328,48 |
Межбюджетные трансферты | 3 443 862 991,30 | 3 593 443 465,14 | 104,34% | -149 580 473,84 |
Итого | 8 859 913 826,90 | 8 686 258 597,52 | 98,04% | 173 655 229,38 |
Анализ исполнения расходов федерального бюджета на 2009 год показал, что в отчете общая сумма расходов федерального бюджета составляет 8686 млрд.руб., что на 173 млрд. руб. меньше запланированного данного показателя.
Несоответствие отчетного показателя плановому связано с сокращением расходов по таким разделам как: общегосударственные вопросы на 79 млрд. руб., национальная безопасность и правоохранительная деятельность на 14 млрд.руб., национальная экономика на 282 млрд.руб. и с ростом расходов по другим разделам.
Недовыполнение плана на 8,97% по разделу «Общегосударственные вопросы» было связано со снижением расходов практически по всем подразделам:
1. Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований (508965,3 тыс. руб)
2. Функционирование Правительства Российской Федерации, высших
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
местных администраций (381715,8 тыс.руб.)
3. Судебная система (777575,3 тыс. руб. )
4. Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и
органов финансового (финансово- бюджетного) надзора (3771769,4 тыс. руб.)
5. Обеспечение проведения выборов и референдумов (55903,3 тыс. руб)
6. Международные отношения и международное сотрудничество (3739393,9 тыс. руб.)
7. Обслуживание государственного и муниципального долга (20605266,6 тыс. руб.)
8. Резервные фонды (11 894 500 тыс. руб.)
9. Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов (1227764,9 тыс. руб.)
10. Другие общегосударственные вопросы (43558674,1 тыс. руб.)
Но это сокращение было частично компенсировано ростом расходов по оставшимся трем подразделам:
1. Функционирование Президента Российской Федерации (1719980,9 тыс. руб.)
2. Государственный материальный резерв (44781613 тыс. руб.)
3. Фундаментальные исследования (7232274,3 тыс. руб.)
По разделу «Национальная оборона» мы наблюдаем небольшой рост расходов на 2 млрд. руб. Были произведены такие незапланированные расходы как:
1) Мобилизационная подготовка экономики (4 590 405,5 тыс. руб.)
2) Ядерно-оружейный комплекс (19 080 684,4 тыс. руб.)
3) Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества (4 013 694,7 тыс. руб.)
Также были увеличены расходы по таким подразделам:
1) Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и
миротворческой деятельности (160788,4 тыс. руб.)
2) Прикладные научные исследования в области национальной обороны (151513238,6тыс. руб.)
3) Другие вопросы в области национальной обороны (30978849,1 тыс. руб.)
4) Вооруженные Силы Российской Федерации (358787775,1 тыс. руб.)
Если рассматривать изменение данного показателя в динамики, то расходы на оборону все последние годы неизменно росли, но роста российского оборонного потенциала не наблюдается. Российским оборонным предприятиям не хватает производственных мощностей и трудовых ресурсов нужной квалификации даже в тех редких случаях, когда есть готовые к серийному выпуску новые образцы вооружения и военной техники. Также новая федеральная целевая программа по переводу армии на контрактную основу растянута с трех до семи лет. Основной упор сделан на заказ нового оружия и военной техники. Также увеличиваются расходы на обеспечение горюче-смазочными веществами, вещевое и продовольственное обеспечение армии и других силовых структур.
До 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
Произошло увеличение субсидий стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления; предоставлялись субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. Предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
По разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика» также было произведено уменьшение расходов на 14 млрд. руб. и на 282 млрд. руб. соответственно.
Основное сокращение по разделу «Национальная экономика» произошло по общеэкономическим вопросам (447314304,6 тыс. руб.), также по лесному хозяйству (5709135,4 тыс. руб.) и по связи и информатики (5726272 тыс. руб.). Это сокращение было компенсировано ростом расходов по таким подразделам как:
1) топливно-энергетический комплекс (2118088,1 тыс. руб.)
2) Исследование и использование космического пространства (249531,1 тыс. руб.)
3) Сельское хозяйство и рыболовство ( 45233468,4 тыс. руб.)
4) Транспорт ( 13483761,7 тыс. руб.)
5) Дорожное хозяйство ( 20835570,7тыс. руб.)
6) Прикладные научные исследования в области национальной экономики ( 3916841,2 тыс. руб.)
7) Другие вопросы в области национальной экономики ( 97902904,2 тыс. руб.)
Подразделы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» и «Водное хозяйство» были выполнены в полном объеме.
В 2009 году правительство пристально следило за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала. Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.
1) Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг);
2) Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.);
3) До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации;
Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны, обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).
В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли; защите внутренних рынков; стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.
В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения: Будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.); Также выделена субсидия ОАО Российские железные дороги на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд. руб.); Обеспечены закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12, 5 млрд. руб);
В сфере металлургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.
Наблюдается рост расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 9 млрд. руб. или на 7%. В данном разделе увеличиваются расходы как на жилищное хозяйство, так и на другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства. Расходы же на коммунальное хозяйство сокращаются примерно на 2 млрд. руб.
Назначено | Исполнено | Отклонение | |
Жилищное хозяйство | 96 807 204,80 | 125 715 607,40 | -28 908 402,60 |
Коммунальное хозяйство | 7 585 773,50 | 5 877 576,60 | 1 708 196,90 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства |
10 400,00 | 20 037 250,90 | -20 026 850,90 |
Жилищное строительство: Оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала; Важным фактором поддержки частного спроса на квартиры станет принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
Важной мерой и социальной поддержки, и поддержки жилищного строительства стала реализация принятого решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны.
Расходы по разделам «Охрана окружающей среды», «Культура, кинематография, СМИ», «Социальная политика» практически выполнены в полном объеме. Здесь наблюдается превышение примерно на 1%.
Расходы же на образование были увеличены на 4 % или на 18 037 млн.руб. Это было вызвано повышением расходов на общее образование (770986,6 тыс. руб.), на среднее профессиональное образование (790371,2 тыс. руб.), на высшее и послевузовское профессиональное образование (31405133,1 тыс. руб.), и сокращением по другим подразделам.
Назначено | Исполнено | Отклонение | |
Дошкольное образование | 4 273 872,70 | 4 034 879,40 | 238 993,30 |
Начальное профессиональное образование | 14 349 860,10 | 13 163 514,00 | 1 186 346,10 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 5 135 687,30 | 4 798 512,00 | 337 175,30 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 904 325,30 | 863 083,10 | 41 242,20 |
Прикладные научные исследования в области образования | 6 608 859,90 | 5 944 136,00 | 664 723,90 |
Другие вопросы в области образования | 12 057 758,80 | 11 680 433,90 | 377 324,90 |
Расходы раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт» также были увеличены на 18 730 млн. руб. или на 5,58%.
Назначено | Исполнено | Отклонение | |
Стационарная медицинская помощь | 175 644 336,20 | 171 372 735,70 | 4271600,5 |
Амбулаторная помощь | 38 194 514,90 | 52 682 501,90 | -14487987 |
Скорая медицинская помощь | 539 400,00 | 490 000,00 | 49400 |
Санаторно-оздоровительная помощь | 24 149 597,90 | 30 741 796,30 | -6592198,4 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов | 7 083 265,70 | 6 504 830,00 | 578435,7 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 11 205 876,80 | 27 784 740,40 | -16578863,6 |
Физическая культура и спорт | 20 236 371,70 | 14 866 746,50 | 5369625,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта | 4 924 650,00 | 5 665 458,10 | -740808,1 |
Другие вопросы | 41 910 163,80 | 42 203 715,80 | -293552 |
План перевыполнен по разделу «Межбюджетные трансферты» на 4,34%.
Назначено | Исполнено | Отклонение | |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 590 320 002,60 | 578 277 424,60 | 12042578 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 396 819 223,30 | 529 976 724,00 | -133157500,7 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 218 234 956,20 | 284 436 953,40 | -66201997,2 |
Иные межбюджетные трансферты | 90 956 366,90 | 87 590 628,20 | 3365738,7 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 2 147 532 442,30 | 2 113 161 734,90 | 34370707,4 |