по Бухгалтерскому учету и аудиту
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Аудит расчетов по притензиям .4 Методика проверки проведения кассовых операций: цель, задачи, источники информации, типовые нарушения ..6СОДЕРЖАНИЕ:
I. Аудит расчетов по притензиям…………………………………….4
II. Методика проверки проведения кассовых операций: цель, задачи, источники информации, типовые нарушения……………………..6
III.Задача…………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………15
I .Аудит расчетов по претензиям.
Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации(с изменениями от 30 мая 2001г.)
Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 Расчеты по претензиям. На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.
Можно выделить несколько видов претензий:
- при выявлении ошибок в счетах поставщиков (неправильно указаны тарифы и цены, арифметические ошибки и др.)
- за обнаружение несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;
- по обнаруженным недостачам груза, за брак и простои;
- к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным по счетам предприятий;
- по санкциям (штрафы, пени, неустойки), применяемым к контрагентам.
Претензии предъявляют в письменной форме, к которой должны быть приложены необходимые документы. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Следует помнить, что если в претензии или иске была предъявлена к возмещению сумма упущенной выгоды, то записи в бухгалтерском учете на сумму делаются лишь в случае удовлетворения претензии или иска.
Аудитору необходимо проверить:
- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);
- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
- правильность ведения аналитического учета ( он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе;
- правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 Расчеты по претензиям.
Типичные ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся в процессе аудита этого раздела учета, существуют следующие:
- несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам;
- несоответствие данных аналитического и синтетического учета;
- необоснованное признание доходов и расходов организации;
- неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;
- несоблюдение сроков предъявления претензий;
- неправильные корреспонденции счетов.
II .Методика проверки проведения кассовых операций: цель, задачи, источники информации, типовые нарушения.
Задачами аудита кассовых операций являются:
1) проверка обоснованности получения денежных средств из банка (с расчётного счёта предприятия) в кассу предприятия;
2) проверка соблюдения предприятием установленного кассового лимита;
3) проверка правильности и полноты отражения кассовых операций предприятия на счетах аналитического и синтетического учёта и их соответствие законодательству Российской Федерации.
Правила организации наличного денежного обращения в Российской Федерации установлены Банком России.
Аудитом, в том числе аудитом кассовых операций, имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью. В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
· основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;
· приказ об учетной политике организации
Основные этапы проверки кассовых операций
1. Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и
соответствие его учетным данным по кассовой книге.
2. Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования и списания наличных денег по кассовой книге.
3. Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным
ордерам на основании которых они оформлены (билеты, счета, чеки, наличие
приказа – в I очередь).
4. Проверка законности совершенных хозяйственных операций.
5.Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе,
которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе (ценные бумаги, бланки строгой отчетности, драгоценные подарки предприятию).
6.Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистров.
7. Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с
требованиями рекомендаций МВД РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке.
8.Проверка наличия письменного договора о полной материальной
ответственности с кассиром.
Очередность проверки кассовых операций может быть различна по усмотрению аудитора. Проверяя кассовые операции, аудитор должен установить, как соблюдается порядок ведения кассовых операций, кассовая дисциплина, законность и целесообразность совершенных операций с наличными денежными средствами. Необходимо проверить правильность оформления документов, по которым проводились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Убедиться, что все кассовые приходные и расходные ордера, платежные ведомости и др. документы заполнены четко, без подчисток и исправлений, а все ордера и приложения к ним погашены штампом «ПОЛУЧЕНО» или «ОПЛАЧЕНО» с указанием даты совершения операции и подписей кассира. Отсутствие в расходных кассовых ордерах и ведомостях штампа «ОПЛАЧЕНО» приводит в отдельных случаях к повторному их использованию (списанию в расход по кассовой книге).
Тщательно проверяются:· в платежных ведомостях – достоверность подписей получателей денег,т.к. встречаются случаи, когда 1 получатель в ведомости расписывается занесколько человек;· в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров –соответствие дат, порядковой нумерации и суммы с аналогичными показателями в расходных, приходных кассовых ордерах и кассовой книге (журнал ведет бухгалтер);· в расходном кассовом ордере – правильность записей полученных сумм(прописью) и самой подписи получателя денег, а также заполнения паспортных данных получателя;· во всех документах – наличие подписей распорядителей денежныхсредств, обращая внимание на то, что руководитель подписывает лично (всерасчетно-кассовые документы – платежные ведомости и расчетно-кассовыеордера), исключение составляют только периоды, когда руководитель временно отсутствует в организации и свои функции передает другому лицу (обязательно приказом);· в кассовой книге – оформление ее ведения, правильность внесенныхисправлений, особое внимание обращается на правильность подсчета итоговых оборотов и выведения остатков наличных денег по окончании дня.При проверке полноты оприходования наличных денег, полученных по чекам из банков, необходимо проверить наличие всех корешков чеков книжки. Проводя проверку кассовой дисциплины необходимо установить:1. использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению;2. соответствия остатков наличных денег установленному банком лимиту;3. своевременность и полноту сдачи в банк неиспользованных наличныхденег, полученных для выплаты заработной платы, премий, пособий и сумм по прочим поступлениям;4.соблюдение установленных правил расчетов наличными денежными средствами;5. не производилась ли выдача или получение наличных денег взаймы.Особое внимание следует уделить проверке выплат депонированных сумм понеполученной вовремя заработной плате. Важным элементом проверки кассовых операций является проверка правильности корреспондентских счетов, указанных в документах, особенно в расходных.Типичные ошибки Основные нарушения — злоупотребления, хищения, ошибки — в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом.1. Прямое хищение денежных средств.
1.1.Ничем не замаскированное.
1.2.Замаскированное неоформленными документами и расписками
2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм.
2.1. Из банка.
2.2.От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам.
2.3.От различных юридических лиц по доверенностям.
3. Излишнее списание денег по кассе.
3.1.Повторное использование одних и тех же документов.
3.2.Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и
отчетах.
3.3.Списание сумм без оснований или по подложным документам.
3.4.Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.
4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и
организациям.
4.1.Присвоение депонированной заработной платы и средств,
начисленных по другим основаниям.
4.2.Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.
5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину.
5.1.С другими юридическими лицами и предпринимателями,
действующими без образования юридического лица.
5.2.Поступающими в кассу проверяемого предприятия.
6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, то
вары, выполненные работы и оказанные услуги.
6.1.Без применения контрольно-кассовых машин.
6.2.Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Данная классификация положена в основу разработки аудиторских процедур.
III. Задача.
При аудите финансовой отчетности ОАО «Восток» установлено, что 15.04.03 отчетного года были оформлены документально опытно-конструкторские работы по усовершенствованию процесса технологии изготовления мебели, которые не дали положительных результатов а качестве нематериальных активов в сумме 90000руб. Отражены так: Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т 26 «Общехозяйственные расходы».
За проверяемый период начислена амортизация исходя из сроков использования 10 лет, в том числе за 2003г в сумме 6750руб., за I квартал 2004г.- в сумме 2250руб. Суммы начисленной амортизации включены в состав расходов в целях бухгалтерского учета а налогообложения.
Задание.
1.На основании собранных доказательств охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.
2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты проверки для включения в письменную информацию аудитора руководству аудируемого лица (отчет аудитора). Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.
При проверке нематериальных активов в ОАО «Восток» установлено, что неверно признаны в качестве нематериальных опытно-конструкторские работы, которые не дали положительных результатов.
В соответствии с п.2 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» не могут быть признаны нематериальные активами научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата, а также не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По данным аудируемого лица опытно-конструкторские работы, не давшие положительных результатов, учтены в составе нематериальных активов в сумме 90 000 руб. с 15 апреля проверяемого периода. По данным объектам начислена амортизация, исходя из срока использования 10 лет; она составила по данным аудируемого лица в отчетном периоде 6750 руб., в 1 квартале после отчетной даты 2250 руб. В соответствии с п. 18 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» определено, что по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). В целях бухгалтерского учета неверно определены расходы в части амортизации по нематериальным активам (завышены на 6750 руб.), а также неправильно сформирован показатель в отчетности по статье «Нематериальные активы». В соответствии со ст. 257 НК РФ определено, что нематериальными активами признаются приобретенные и/или созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них),используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и/или исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). К нематериальным активам, в частности, относятся исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование. Активы, в данном случае опытно-конструкторские работы, не давшие положительных результатов (90 000 руб.), признанные нематериальными ОАО «Восток», не являются таковыми по нормам гл. 25НК РФ, расходы в части их амортизации не будут признаваться обоснованными при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, расходы завышены на сумму 6750 руб. в отчетном периоде, 2250 руб. в 1 квартале после отчетной даты. Однако статьей 262 НК РФ определены понятия расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки при наличии надлежаще оформленных документов. Расходы налогоплательщика на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов.Список используемой литературы:
1.Аудит: Учебник для вузов/В.И Подольский,А.А Савин, Л.В.Сотниковати др.; Под ред.проф. В.И Подольского.-3-е изд.,перераб. доп.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.
2.Белуха Н.Т.Аудит: Учебник. — К.: Знания, КОО, 2000.
3. Алборов Р.А.Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис»
4. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб и доп.- М: Изд-во «Дело и сервис», 2004.