по Деньгам и кредиту 4

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ 1. Денежная единица и денежное обращение 2. Особенности денежного обращения 3. Платежная система и пути её совершенствования Литература

СОДЕРЖАНИЕ

1. Денежная единица и денежное обращение 3
2. Особенности денежного обращения 8
3. Платежная система и пути её совершенствования 10
Литература 19

1. Денежная единица и денежное обращение

Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Ведь невозможно заплатить военному содержание, а учителю заработную плату частью продукции крупного тракторного завода - налогоплательщика. Он уплачивает налоги в денежной форме, в денежной же форме эти средства поступают в бюджет, и в такой же форме поступают военному и учителю. Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

Денежное обращение, как указывалось выше, имеет две основные формы: наличную и безналичную.

Наличное денежное обращение Безналичное денежное обращение
Это движение наличности, т.е. банкнот от одного владельца к другому. Наличное обращение наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. Представим себе заводы, которые рассчитываются за многомиллионные кредиты банкам и поставщикам (отсрочки в оплате), отправляя им вагоны купюр. В налично-денежном обращении заложены ограничения (по удобству и практичности) для хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, налично-денежное обращение в меньшей степени поддается контролю со стороны государства, поэтому в определенных случаях более желательно для хозяйствующих субъектов. Осознавая это, государство устанавливает определенные ограничения на наличный оборот, который касается, в основном предельных сумм расчетов наличными и сроков хранения наличности в кассе предприятия, а налоговых последствий расчетов наличными Это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Безусловно, развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг, - все предоставляет настолько большие удобства по сравнению с наличным обращением, что происходит отказ от наличного обращения. Основными инструментами безналичного обращения являются ценные бумаги (векселя, чеки), а также кредитные карточки. Особенно важен такой показатель как скорость оборота средств. Дело в том, что чем больше товаров и услуг, тем больше требуется денег для их обслуживания. Количество же денег можно регулировать не выпуском новых денег, а ускорением оборота существующих (об этом речь пойдет ниже).

Элементами денежной системы являются те ее составляющие части, на которых основывается организация кругооборота денежных ресурсов:

Денежная единица Масштаб цен Виды денег Эмиссионная система
Денежный знак, установленный в законодательном порядке. В России - это рубль. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются Установление содержания цены денежной единицы через весовое содержание золотою. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функции в народном хозяйстве, их применение в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы. При изменениях покупательная способность денежной единицы происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности отношения деньгами, функции меры стоимости, средства обращения и платежа, а так же накопления.

Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение покупательной способности денежной единицы отражаются на ухудшении материального положения части населения, получающей стабильный доход, на снижении заинтересованности в накоплении денег.

Поэтому для устранения подобных негативных последствий возникает необходимость в различных экономических условиях, действенных мерах для достижения устойчивости покупательной способности денежной единицы.

Вместе с тем, не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать, как нечто неизменное, постоянное.

Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематичным большим или меньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособности спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономическим взаимоотношением, торговый или платежный баланс.

Кроме того, на изменение покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения.

Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег. Достаточно обратить внимание на то, что покупательная способность денежной единицы может изменяться, как при применении не разменных на золото деньги.

Покупательная способность золотой денежной единицы могла меняться под влиянием изменения стоимости золота. В XVI-XVIII в.в. когда в оборот поступило дешевое золото из западного полушария, произошло снижение покупательной способности денежной единицы. В подобной ситуации причина роста цен заключается в уменьшении стоимости золота. При применении золотой денежной единицы воздействие государства на величину ее покупательной способности имело сравнительно ограниченное значение. С одной стороны, государство следило за соответствием фактического веса золотых монет их установленному весу, чему способствовал контроль за чеканкой монет. С другой стороны, государство принимало меры по обеспечению беспрепятственного обмена бумажных денежных знаков на золото. Государство оказывало влияние на курс национальной валюты, в том числе и с помощью регулирования экспортно-импортных операций и других внешнеэкономических отношений.

Что же касается регулирования массы денег в обороте, то в подобных условиях необходимость в таких мерах была крайне ограничена, поскольку деньги, обладавшие собственной стоимостью, беспрепятственно уходили из оборота в накопление и при необходимости возвращались из накопления в оборот.

Значительно возрастает значение государственного регулирования массы денег в обороте при применении не разменных на золото денежных знаков и при широком развитии безналичного денежного оборота. Это обусловлено во многом тем, что при утрате непосредственной связи денежной единицы с золотом появились возможности чрезмерного увеличения массы денег в обороте со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, в том числе в виде возникновения повышенного платежеспособного спроса, что отражалось, при прочих равных условиях, на обесценении денежной единицы, снижении ее покупательной способности.

Воздействие государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.

В условиях, когда в налично-денежном и безналичном оборотах функционируют, как правило, кредитные деньги, существует реальность использования возможностей кредитной системы по ограничению объема денежной массы в интересах поддержания устойчивости денежной единицы.

В этом отношении важно, что право эмиссии наличных денег, как уже отмечалось, предоставляется только Центральному банку РФ, а возможности расширения кредитования коммерческими банками регулируются с помощью различных мер, включая соблюдение норматива достаточности собственного капитала банка, обязательное резервирование каждым коммерческим банком определенных, достаточно значительных сумм в Центральном банке РФ.

В условиях экономической нестабильности осуществляется достаточно жесткая денежно-кредитная политика, которая призвана, наряду с другими задачами, способствовать устойчивости денежной единицы, в том числе и с помощью ограничения объема денежной массы.

Стремление к ограничению величины денежной массы в хозяйстве нередко связывается с задачей предотвращения инфляции. Подобная позиция исходит из признания инфляции процессом, причины которого относятся главным образом к сфере денежного оборота. В частности, имеется в виду, что наличие избыточной массы денег в обороте приводит к необоснованному увеличению платежеспособного спроса, способствующему росту цен. Поэтому нередко признается следующий факт: важнейшей мерой по преодолению инфляции может явиться уменьшение денежной массы в обороте.

Подобная мера действительно отражается на ограничении роста цен и соответственно на снижении темпов инфляции.

Однако в подобных ситуациях возникают и негативные последствия в виде образования крупной задолженности по выдаче зарплаты, пенсии и т.п.

Такая задолженность свидетельствует о наличии скрытой или подавленной инфляции, не учитываемой существующей информации об уровне инфляции, а также характеризует ухудшение материальное положение получателей таких средств.

Меры по искусственному уменьшения массы денег в обороте сопровождаются и иными негативными результатами. При ограниченном объеме денежной массы участники денежного оборота находят возможности применения таких способов расчета между собой, в которых можно обойтись без денежного оборота.

Как отмечалось ранее, в хозяйственной практике РФ широкое развитие получили расчеты с применением бартера, зачета, векселей. Использование таких способов расчета сталкивается с немалыми трудностями. Например, оно приводит к тому, что сторона, испытывающая особенно острую потребность в соответствующих материальных ресурсах, вынуждена согласиться на проведение операций по повышенной цене, что негативно влияет на деятельность покупателя.

2. Особенности денежного обращения

Быстро развитие рыночных отношений в 90-е годы вышло резкое расширение денежного обращения, преимущественно в наличной форме.

Налично-денежное обращение связано главным образом с доходами, расходами населения, в том числе:

1) с оплатой труда предпринимателями своим работникам и с выплатой других денежных доходов (пенсий, пособий и др.);

2) с расчетами населения с предприятиями торговли и общественного питания;

3) с помещением денег населения на вклады в кредитные учреждения и получения по ним процентов и возврата вкладов;

4) с платежами населения за жилье, коммунальные услуги, а также обязательными платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

Порядок расчетов в наличной денежной форме зависит от субъекта. Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты в наличной форме без ограничения, в то время как для физических лиц-предпринимателей установлены определенные нормы использования наличных денег по одному платежу. При платежах свыше установленной нормы расчеты должны осуществляться в безналичной форме.

В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. «0 правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» предусматривается, что:

1) предприятия хранят свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах;

2) наличные деньги, поступающие в оборотную кассу предприятия, подлежат зачислению на соответствующий счет в кредитном учреждении;

3) предприятие должно иметь в своей кассе наличность в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого банками по согласованию с руководством предприятия;

4) сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи оплаты труда, выплаты социального характера не более трех дней.

Однако эти правила на практике не выполняются предприятиями.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России (БР), которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпушенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение БР на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право БР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдастся Правлением БР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Безналичное обращение в России регулируется Положением о безналичных расчетах РФ от 9 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Главный регулирующий орган платежной системы – Банк России, деятельность которого определяется федеральными законами от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке РФ (Банкс России)», и от 3 февраля 1992 г. «О банках и банковской деятельности».

Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования предполагают наличие денежных средств в кредитных учреждениях. В России используется преимущественно расчетный счет. Операциями по расчетному счету предприятия показывают изменения их долговых требований и обязательств, отражая распределение и перераспределение стоимости ВВП и НД.

На счет предприятия поступает выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Это означает, что продукт получил общественное признание, а затраты на его производство возмещены. Прибыль, сконцентрированная на счете в банке, может быть использована, а процесс производства продолжен.

Открытие банком счета клиенту и оказание ему различных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются в соответствии с договором о банковском счете между банком и клиентом. Этот договор предусматривает обязательства и права банка и клиента, а также формы расчета. В России в соответствии с законодательством применяются различные формы безналичных расчетов.

3. Платежная система и пути её совершенствования

В денежных системах, где функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, проблемы создания и регулирования платежной системы не возникает. Передача полноценных денег от продавца покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долго. Формируется особая система передачи платежной информации. Значение этих правил, процедур, а также систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящихся в разных странах.

Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Некоторые экономисты определяют платежную систему как систему обмена трансакциями и взаиморасчетов между ее участниками, реализованная с использованием пластиковых карточек, например Виза, Америкен экспресс и т.д.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису. Об этом наглядно свидетельствуют кризисы 1994 и 1998 годов в России, когда неплатежи клиентов влекли за собой неплатежи коммерческих банков.

В качестве элементов платежной системы можно выделить:

- институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

- финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

- контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Состояние платежных систем развитых стран Запада на современном этапе характеризуется высоким уровнем технической и технологической оснащенности. Благодаря этому данные платежные системы соответствуют высшим стандартам скорости и надежности осуществления расчетов. Использование наработанного опыта в российской банковской практике позволит совершенствовать отечественную систему безналичных расчетов и вывести ее на качественно новый уровень.

В отечественной банковской системе проблема специализированного сервиса для различного типа платежей еще не получила широкого распространения, но, на наш взгляд, российские кредитные организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных расчетов.

Опыт большинства стран Западной Европы, США и Японии показывает, что там параллельно функционируют системы валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополняют друг друга и обеспечивают надежное функционирование платежной системы данных стран путем ограничения кредитного и системного рисков и сокращения потребности в ликвидных средствах. Полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике.

Одной из последних новаций в области удаленного банковского обслуживания является мобильная система платежей, превращающая беспроводные телефоны в кошельки мобильной коммерции. Она разработана европейским объединением Mobey Forum (группой финансовых учреждений и производителей сотовых телефонов). Для банков при разработке платежных систем, рассчитанных на мобильных клиентов, предпочтительным является подход, основанный на создании кошелька в виде сервера. Это дает возможность проводить платежи на расстоянии. Подобная система подходит для массового рынка, она позволяет потребителю иметь возможность выбора, так как он не зависит от конкретного оператора или банка.

Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым опозданием. В то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению с крупными западными банками в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.

В последние годы со стороны российских банков особенно возрос интерес к call-центрам, когда все большее число кредитных организаций стало обращать внимание на розничный сектор и всерьез занялось ритейлом. Ожидается, что в ближайшие годы отечественный рынок этих услуг будет развиваться очень высокими темпами.

Одним из направлений активного внедрения инноваций в российскую банковскую практику является использование интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг рассматривается чаще всего как дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают возможность полного перехода на интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное. Распространенным является вариант позиционирования интернет-банка как вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно можно использовать схемы страхования вкладов для минимизации oпeрационных рисков.

По нашему мнению, будущее интернет-банкинга в России тесно связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уж затем интерактивность осуществления всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

Однако можно также отметить, что в настоящее время в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.

Анализируя содержание нормативных актов, изданных Банком России за период с середины 90-х годов по вопросам безналичных расчетов через Банк России, можно сказать, что установленные правила осуществления расчетных операций изложены без использования таких понятий, как платежная или расчетная система, система перевода денежных средств, и ряда других терминов, связанных, например, со специализацией систем по крупным или розничным платежам и применяемых для характеристики любой современной платежной системы как единого целого. Ряд понятий, таких, как безотзывность и окончательность расчетов, достаточность средств для исполнения платежа и т.п., требует в современных условиях уточнений.

Еще одним свойством действующих правил, касающихся платежной системы Банка России и не изменившихся в течение последнего десятилетия, о котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих требования относительно организационных структур, управляющих функционированием платежной системы в целом или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого становится все более усиливающееся противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и реально выполняемых задач и функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление расчетов обслуживаемых клиентов практически ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки информации в процессе проведения платежей.

Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:

- правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;

- правила внутрибанковских операций;

- особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;

- бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

Логическим следствием отмеченных характеристик и свойств действующей нормативной базы безналичных расчетов является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере расчетов.

Один из ключевых принципов - нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов накоплено достаточно большое множество вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных актов в сфере расчетов свидетельствуют о том, что, как правило, дата утверждения отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).

Важным свойством новой нормативной базы по платежной системе Банка России должна быть инвариантность к объектам технической и административной инфраструктуры, а также к функциям и задачам бухгалтерского учета расчетных операций. [24, C.60] На смену действующим принципам, характеризующим обработку платежей в регионе в настоящее время (централизованная/децентрализованная обработка в территориальном учреждении, межрегиональные/внутрирегиональные расчеты и т.п.), должны прийти новые.

Состав перечисленных свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими свойствами, которые могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении свойств региональных расчетных систем, унификации регламентов с постепенным переходом к единому регламенту, определенному по московскому времени, что в плане архитектуры проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент и уменьшения их количества в целом.

Другое свойство нормативных актов Банка России по безналичным расчетам, которое весьма важно отметить, относится к термину «счет». Понятие «счет» в одних случаях рассматривается с позиций понятия банковского счета клиента банка (в том числе корреспондентского счета кредитной организации в Банке России) как объекта платежной системы и норм, регулируемых прежде всего гражданским законодательством и вытекающими из него договорами, в других случаях -- как объекта бухгалтерского учета и соответствующих ему операций, выполняемых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В международной практике уже обычной нормой стало не только понимание отличий применения понятия «счет» в каждом из указанных случаев, но и реализация этого представления в изложении правил функционирования платежных систем: счет и операции по счету, открытому участнику в платежной системе, отличаются от счета и операций по счету, используемых в бухгалтерской системе. Это можно было бы применить и к нашей стране.

Другим важным направлением совершенствования регулирования платежной системы Банка России является устранение ряда ограничений и недостатков в правилах осуществления безналичных расчетов через Банк России. Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов (на валовой основе и на нетто-основе), последовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов в течение дня и в конце дня, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий (резервные по отношению к электронным).

На наш взгляд, применение зарубежного опыта может помочь решить ряд проблем, однако мы полагаем, что не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины.

Анализ зарубежных банковских технологий проведения безналичных расчетов показал, что большая открытость для мирового рынка западных платежных систем оказала существенное влияние на развитие платежных систем в России. Большинство технологических новаций последних 10 лет отечественные банки заимствовали за рубежом (платежная карта, электронная межбанковская почта, валовые расчеты в реальном времени, банк-клиент, интернет-банк и телебанк). Таким образом, можно предположить, что российские банки и в дальнейшем будут активно использовать положительный опыт своих зарубежных коллег, адаптируя его к собственной практике, что может способствовать интеграции отечественной банковской системы в мировую экономику.


Литература

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.1991г.

2. Булатов А.С. Экономика. М, 2002. 3-е изд. с.450-457

3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб, 1994. с.21-25, 275-290

4. Кашаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М, 1994. с. 279-290

5. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М,1996.

6. Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. М: Финансы и статистика, 2000. с.108-120

7. Общая экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. М,1995.

8. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. Пер.с англ. М,1996

9. Экономическая теория. Под ред. Д-ра эконом. наук проф. В.Д. Кашаева 2-ое изд. пер. и доп. М,1999

10. Экономическая теория. Учебник для вузов. Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 1997.

Скачать архив с текстом документа