по дисциплине “Экономика” Тема а: “Экономическая сущность страхования, его функции на современном этапе”

СОДЕРЖАНИЕ: Тема реферата: “Экономическая сущность страхования, его функции на современном этапе”

Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный горный институт имени Г.В.Плеханова

(технический университет)

Кафедра политической экономии

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Экономика”

Тема реферата: “Экономическая сущность страхования, его функции на современном этапе”.

Студенту группы ЭР-04-зК Гришинова Н.Е.

шифр группы Ф.И.О.

Санкт-Петербург

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Экономическая сущность страхования……………………………….3

2. Страхование как функция системы безопасности…………...………5

3. Функция транспортного страхования на примере морского страхования……………………………………………………………………6

4. Функция страхования ответственности за загрязнение окружающей природной среды, как пример современных функций страхования………7

5. Функция медицинского страхования на современном этапе………10

6. Страхование жизни как важнейшая функция среди видов страхования. Современное развитие в России…………………………….13

7. Функции страхования в промышленности и хозяйственной деятельности…………………………………………………………………16

8. Функциональные задачи и цели оффшорного страхования и перестрахования рисков на современном этапе…………………………...19

9. Страхование в зарубежных странах…………………………………21

10. Основные этапы развития страхового дела в России……………...28

Заключение……………………………………………………………….36

Литература………………………………………………………………..38

1. Экономическая сущность страхования

Страхование - важнейший элемент общей культуры человека. Если каждый человек страхует свое жилье, свой бизнес, здоровье и жизнь, то он предусмотрителен относительно будущего своей семьи, коллег и самого себя, он смотрит в завтрашний день, обеспечивая его сегодня. Посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности. Одной из важнейших составляющих человеческого бытия является трудовая деятельность. Много факторов определяют человеческую жизнедеятельность: природные, географические, экономические, социальные, политические. Их сочетание приносит далеко не всегда и не везде одинаковые результаты. Опыт всего человечества вообще и различных поколений людей в частности учит, что неблагоприятные сочетания в общем-то известных факторов необходимо не только учитывать, но и ожидать.

Чтобы неприятности не изменяли течение жизни человека кардинально, люди стали страховаться от них. Чтобы не оставаться с наступившей бедой один на один, люди всегда стремились объединиться заранее для встречи ее путем солидарной раскладки ущерба между заинтересованными сторонами. Чем большее количество хозяйств участвует в распределении ущерба, тем меньшая доля средств приходится на одного участника. Следовательно, в страховании проявляется человеческая предусмотрительность.

Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Виды, условия и порядок такого страхования определяются соответствующими законами России. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем.

Какие же имущественные интересы становятся объектами страхования? Это, прежде всего интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование), либо связанное с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование), либо связанные с возмещением страхователем причиненного вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Вместе с тем страхование не является универсальным и абсолютным средством, помогающим от всех бед: оно не может приходить па помощь во всех случаях, когда причиняется имущественный ущерб. Должен наступить именно страховой случай, как следствие существовавшего страхового риска. Рисков в жизни людей много, но далеко не все они являются страховыми.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого и производится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Например, риск быть ограбленным, раненым или покалеченным существует всегда и везде. Но в Москве его вероятность значительно ниже, чем в Чечне или в других горячих точках. Поэтому в Москве такие риски страховые, а в горячих точках - нет.

Страховым же случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Поэтому страхователь, прежде чем приобретать страховой полис, должен попытаться самостоятельно установить характер рисков, беспокоящих его, и обратиться в страховую компанию с целью страхования от них. В свою очередь страховая компания изучает риски, оценивает их и лишь потом производит или отказывается от страхования последних.

При заключении договора страховщик и страхователь приходят к согласию по страховой сумме, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты. Разумеется, при определении величины страховой суммы, страхователь должен руководствоваться:

а) ее возможностью покрыть убытки;

б) своими возможностями уплатить страховой взнос или внести плату за страхование;

в) невозможностью превышения размеров страховой суммы действительной стоимости страхуемого объекта.

В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое вознаграждение в сумме, пропорциональной отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества. Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты в денежной форме на натуральную, в пределах суммы страхового возмещения. Что касается личного страхования, то страховая сумма, установленная по соглашению страхователя со страховщиком, не ограничена, а страховое обеспечение здесь выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.

Возможности страхования огромны. Уровень страховой культуры населения как раз и зависит от масштабов и структуры проданных страховых услуг. Страхование - это норма цивилизованного общества.

2. Страхование как функция системы безопасности

Главная функция системы безопасности любого целевого назначения - противодействие угрозам - осуществляется созданием условий, препятствующих реализации угроз, своевременным реагированием на них (в том числе и в физической форме), изоляцией источников опасности, ликвидацией последствий чрезвычайного положения и т. п.

К одной из форм противодействия угрозам можно отнести страхование. Это не противодействие угрозам, а компенсация ущерба от них, т.е. в определенном смысле речь идет о повышении рентабельности защиты.

Страхование возможно как от отдельных частных видов угроз (например, пожара), так и от общей угрозы жизнедеятельности. Оно может производиться на уровне юридических и физических лиц, быть государственным и негосударственным.

Схема страхования проста. Страхующая организация обязуется единовременно выплатить определенную сумму страховки (сопоставимую с ущербом) при реализации угрозы в течение периода страхования, оговоренного в договоре.

Возможны и другие варианты. Юридическое или физическое лицо, заключающее договор по страхованию, вносит, например, ежегодно определенные суммы взносов на счет страхующей организации. Каждый из этих взносов обычно существенно меньше ожидаемой страховки. Интересы сторон, заключающих такие договоры, различны. Страхующая организация заинтересована в том, чтобы суммы взносов были максимальны, поскольку эти средства, вовлеченные в коммерческий оборот, - источник ее доходов. Сторона, страхующая свою жизнедеятельность, естественно, заинтересована в обратном. Единственный способ найти взаимовыгодный компромисс состоит в оценке риска и величины выгод для каждой из сторон.

Является ли страхование функцией системы безопасности?

Прежде всего отметим, что позиции сторон, заключающих договор о страховании, в идеале должны базироваться не на кажущихся или в одностороннем порядке произвольно заявляемых свойствах объекта и системы защиты его жизнедеятельности, а на количественных мерах, совокупной характеристикой которых является эффективность защиты. С максимальной точностью эту величину необходимо оценивать для крупных коммерческих структур, т.е. предприятий и учреждений с высокой защищенностью как от внешних, так и внутренних угроз. В этих случаях даже малая погрешность в оценке эффективности защиты может привести к значительным переплатам или недоплатам страховых взносов, т.е. нарушить взаимовыгодный баланс средств. Поскольку оценка величины эффективности защиты - задача экспертная, то участниками страхования становятся специалисты в области безопасности.

Со стороны объекта страхования экспертами логично считать специалистов службы безопасности. Вот почему страхование является функцией системы безопасности.

Есть и другие, незримые, участники процесса страхования. Дело в том, что большинство систем безопасности предполагают в той или иной степени участие в противодействии угрозам государственных правоохранительных органов, государственной или муниципальной службы пожаробезопасности, сил быстрого реагирования вневедомственной охраны и др. От скорости их реакции на угрозы, технической оснащенности, адекватности мер противодействия во многом зависит величина эффективности защиты объекта в случаях, например, удаленности сил быстрого реагирования их роль может оказаться решающей. Поскольку возможности частных решений не исключены, естественно, что эти службы тоже могут быть вовлечены в процесс страхования. Причем во всех случаях, независимо от числа участников страхования, должна обеспечиваться необходимая документальность.

3. Функция транспортного страхования на примере морского страхования

Морское страхование – страхование грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор морского займа - прообраз современного полиса по страхованию грузов. А совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельству римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова.

Взрыв интернациональной торговли в XV-XVI веках, формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Процесс этот начался в Италии в XIV столетии, а наибольшей отточенности вопросы взаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании. Уже в 1600 году в стране принимается первый Закон о Страховании. А сегодняшние полисы базируются на Законе о Морском Страховании 1906 года.

Параграф первый Закона гласит: Договор морского страхования - это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием. В этом и последующих положениях Закона закреплены разработанные веками принципы, на которых зиждится любой договор страхования.

Базисных принципов, например, в английском праве насчитывается пять:

1). наличие имущественного интереса;

2). наивысшая степень доверия сторон;

3). наличие причинно-следственной связи убытка и события, его вызвавшего;

4). выплата возмещения в размерах реального убытка;

5). суброгация - передача прав страхователя страховщику, выплатившему возмещение.

Фактически, они соответствуют этапам общения клиента и страховщика:

- без наличия интереса переговоры и не начнутся,

- без сообщения клиентом всей информации об объекте нельзя получить конкурентоспособные условия, не доказав причину убытка, не получить возмещения, возмещение будет выплачиваться в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка, выплатив возмещение, страховщик получит все права клиента и попытается возместить убыток с виновных третьих лиц, если таковые имеются.

4. Функция страхования ответственности за загрязнение окружающей природной среды, как пример современных функций страхования

С ростом городов, увеличением объемов торговых операций, освоением новых производств, развитием науки и техники постепенно повышалась опасность одновременной гибели и повреждения имущества от пожаров, взрывов, стихийных бедствий и прочих явлений техногенного или природного характера, способных повлечь за собой серьезные или катастрофические последствия.

Сам по себе институт ответственности за загрязнение окружающей природной среды было бы неверно называть чем-то совершенно новым в области гражданского и международного частного права. Он существовал на протяжении веков, часто в виде общих положений, регулирующих порядок возмещения ущерба, причиненного третьим лицам, а иногда и как специальное регулирование, связанное с ущербом, причиной которого стало загрязнение. Новым же в этой связи является введение института абсолютной (строгой) ответственности за загрязнение окружающей природной среды и обязательного страхования рисков ответственности. Последнее было обусловлено, с одной стороны, множеством отрицательных последствий деятельности промышленных предприятий, особенно отраслей тяжелой промышленности, увеличением масштабов и усложнением структуры различных видов производств, ростом числа участников производственных и торговых отношений, что повышает концентрацию риска и предопределяет высокий размер возможного экологического ущерба, а с другой, - повышающейся эффективностью технических средств, позволяющих контролировать и предотвращать неблагоприятные последствия производственной деятельности и обеспечивающих большую степень безопасности функционирования предприятий, заинтересованностью большинства правительств и том, чтобы обеспечить как можно более полное возмещение возможного ущерба с максимальным привлечением средств частного капитала.

Особое значение проблема предоставления различных финансовых гарантий, в том числе страхового покрытия, в отношении причинения ущерба окружающей природной среде начала приобретать в середине 50-х годов нашего века. К этому же периоду времени относится начало формирования законодательства европейских государств, которое легло в основу регулирования института ответственности за ущерб, причиненный окружающей природной среде, и предоставило возможности для моделирования соответствующего страхового покрытия для рисков загрязнения.

В настоящее время страхование ответственности за загрязнение окружающей природной среды - относительно новая активно развивающаяся отрасль страхования. Пик ее развития на основных страховых рынках мира (США, Западная Европа, Япония) приходится на последнее десятилетие, хотя в отдельных странах страхование ответственности за загрязнение окружающей природной среды было введено еще в начале 60-х годов, а если квалифицировать страхование ответственности за ядерный ущерб в качестве, пусть специфической, но разновидности экологического страхования, то можно смело утверждать, что идея и практика этой отрасли страхования восходит к середине 50х годов нашего века.

Пристальное внимание к этой отрасли страхования и необходимость ее развития были обусловлены различными факторами, но, прежде всего огромное влияние на этот процесс оказали высокие размеры экологического ущерба, которые примерно в 20-50 раз превышают показатели выплат по ущербу, причиненному в результате пожаров и стихийных бедствий.

Достаточно высокий, как правило, размер возможного экологического ущерба, что влечет за собой угрозу практически неограниченной ответственности владельца (оператора) объекта или его страховщика, и многообразие видов экологического ущерба - не единственные проблемы, с которыми приходится сталкиваться страховым компаниям, предоставляющим покрытие в отношении рисков ответственности за загрязнение окружающей природной среды. Некоторые трудности возникают уже в связи с определением категории экологический ущерб. Следует ли под таковым понимать только непосредственное повреждение и уничтожение или загрязнение объекта собственности или управления, утрату возможности ее дальнейшего использования или данное понятие включает в себя и любой другой ущерб экономического характера, связанный, например, с различного рода запретами на использование продукции, утратившей в результате загрязнения свои качества и безопасность применения. Определенные сложности при разработке адекватной страховой защиты вызваны недостаточностью соответствующего статистического материала, необходимого для оценки вероятности и частотности наступления страхового случая и определения адекватной ставки премии по риску. На сегодняшний день не существует единообразного подхода в том, что следует считать основанием для предоставления страхового возмещения - сам факт наступления страхового случая или при решении этого вопроса необходимо следовать принципу заявленная претензия.

Ввиду потенциально высокого размера экологического ущерба, множества субъектов, могущих быть подверженными отрицательному воздействию его последствий, специфики рисков ответственности за загрязнение окружающей природной среды, применение общих норм гражданского права для регулирования отношений в связи с возмещением причиненного ущерба оказывается недостаточным. Возникает необходимость в специальных нормах и методах правового регулирования, а также специальных видах финансового обеспечения в отношении видов деятельности с присущими им свойствами потенциальной опасности для окружающей природной среды и человека, в ней обитающего.

На протяжении последнего десятилетия проблемы гражданской ответственности за загрязнение окружающей природной среды привлекают особенно пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей. Они неоднократно служили и продолжают оставаться предметом обсуждения международных конференций, симпозиумов и семинаров. Атмосфера этих мероприятий четко отражает процессы и тенденции, происходящие в этой отрасли. Законодатели всех уровней (национальные и международные) неумолимо ужесточают правовые нормы, касающиеся ответственности, имплементируют или предписывают обязательное страхование. Осознание важности экологических проблем, в том числе и в смысле их опасности для жизни и здоровья человека, существенно влияет на формирование правовой культуры населения. Оба фактора в равной мере затрагивают интересы и влияют на действия как промышленных концернов, так и их страховщиков.

До настоящего времени, однако, не проводилось специального исследования режима ответственности за загрязнение окружающей природной среды в его взаимосвязи с другими правовыми институтами (в частности, с институтом страхования), а целый ряд аспектов данной проблемы вообще не затрагивался - в частности, такие важные вопросы, как концепции и модели страхового покрытия рисков экологической ответственности, коллизии в рамках одной страны различных законодательных актов, регулирующих этот институт ответственности, особенности и тенденции развития данного института страхования на различных страховых рынках, возможности и объемы рецепции тех или иных концепций в российских условиях и некоторые другие.

5. Функции медицинского страхования на современном этапе

Добровольное медицинское страхование - один из новых нетрадиционных для России видов страхования. (В данном случае имеются в виду виды страхования, проводимые в стране в период после Отечественной войны 1941-1945гг.). Оно появилось на российском рынке страховых услуг в 1991 году. К настоящему времени добровольное медицинское страхование занимает прочные позиции в перечне видов личного страхования, наряду со страхованием жизни и страхованием от несчастных случаев.

Предложение на рынке страховых услуг нового страхового продукта в виде добровольного медицинского страхования явилось ответом на возникновение соответствующего спроса у различных категорий физических и юридических лиц - субъектов рынка. В свою очередь спрос на специфическую страховую услугу породили следующие обстоятельства.

Во-первых, ухудшение качества бесплатных медицинских услуг, оказываемых в рамках бюджетного здравоохранения, и появление платной медицинской помощи, предоставляемой хозрасчетными лечебными учреждениями (отделениями).

Во-вторых, принятие в июне 1991 года Закона РСФСР О медицинском страховании граждан в РСФСР, в результате которого был изменен порядок финансирования здравоохранения.

В-третьих, ограниченность базовой (территориальной) программы обязательного медицинского страхования, определяющей объем и условия оказания медицинской помощи гражданам России.

В результате перечисленных причин появилась потребность в получении медицинских услуг, не оказываемых в рамках бюджетного здравоохранения (а затем на базе обязательного медицинского страхования) или оказываемых на низком уровне. Реализовать такую потребность стало возможно либо путем непосредственной оплаты полученной медицинской помощи или услуги, либо путем приобретения договора добровольного медицинского страхования (ДМС).

Заключение договора ДМС позволяет потенциальному клиенту лечебно-профилактического учреждения смягчить тяжесть разовых затрат на оплату медицинской помощи. Кроме того, договор ДМС обычно предусматривает контроль страховщиком качества оказываемых застрахованному медицинских услуг, их соответствия перечню, гарантированному программой добровольного медицинского страхования. Указанные моменты создают преимущества получения медицинской помощи и услуг через институт страхования.

Непродолжительная история развития добровольного медицинского страхования в России может быть охарактеризована несколькими этапами.

Первый этап ограничен 1991-1993гг. В этот период основу ДМС составляли виды и варианты, предусматривающие прикрепление застрахованного контингента к выбранному им (или страхователем) лечебному учреждению (или нескольким лечебным учреждениям), оплату фактически оказанных в рамках программы, предусмотренной договором, услуг и возврат страхователю (застрахованным) неизрасходованного на оплату лечения страхового взноса. В указанных договорах по-существу отсутствовало понятие страховая сумма. Ответственность страховщика ограничивалась размером уплаченного взноса, иногда за минусом расходов на ведение страховых операций. В силу специфики налогообложения юридических лиц в части уплачиваемых ими страховых взносов и физических лиц в части получаемых ими страховых выплат, договоры ДМС стали использоваться страхователями - юридическими лицами не только и не столько для обеспечения застрахованным гарантий получения предусмотренной договором оплаченной медицинской помощи, сколько для выплат дополнительных средств своим сотрудникам через возврат неизрасходованного взноса.

Второй этап (1993-1994гг.) характеризуется появлением на рынке видов добровольного медицинского страхования (в дополнение к действовавшим ранее), предусматривающих предел ответственности страховщика по оплате оказанных застрахованным медицинских услуг в размере страховой суммы, соответствующей стоимости программы ДМС и превышающей величину страхового взноса. Данные виды страхования возврат страховых взносов не предусматривают.

Третий этап развития добровольного медицинского страхования начался в 1995 году, когда страховщикам было запрещено проводить операции ДМС по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования.

Правовой основой проведения на первом этапе возвратного медицинского страхования явились ст.6 и ст.15 Закона РФ О медицинском страховании граждан в РФ, декларировавшие право граждан на получение и обязанность страховой медицинской организации на осуществление возврата части страхового взноса по добровольному медицинскому страхованию, если это предусмотрено договором. Однако появившийся позже Закон РФ О страховании определил условия возврата части страхового взноса, связанные только с досрочным прекращением договора страхования. Порядок возврата части страхового взноса при досрочном расторжении договора ДМС, а также запрет на возврат неиспользованного страхового взноса по окончании срока действия договора добровольного медицинского страхования, были определены рядом распоряжений Росстрахнадзора, в частности письмом № 09/1-Зр/02 от 07.02.95 г.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному (социальному) медицинскому страхованию. В его рамках проводятся операции по договорам, предусматривающим оплату услуг, оказываемых сверх программы обязательного медицинского страхования. В качестве цели его проведения можно назвать обеспечение страхователю гарантии полной или частичной компенсации страховщиком тех дополнительных расходов, которые возникают в связи с обращением застрахованного в лечебное учреждение за медицинской помощью, оказываемой в соответствии с программой, предусмотренной договором ДМС.

6. Страхование жизни как важнейшая функция среди видов страхования. Современное развитие в России

Проблемы современного рынка страхования жизни в России в значительной степени являются результатом глубоких инфляционных процессов, затронувших все сферы производства товаров и услуг, а также жесткого налогового прессинга, созданного в целях мобилизации средств для решения целого ряда государственных задач, в том числе и социальных.

Для развития долгосрочного страхования, жизни, как и любого вида страхования необходимо наличие следующих моментов:

- во-первых, у субъекта рынка должна возникнуть потребность в определенной страховой защите и экономический интерес удовлетворить эту потребность через институт страхования;

- во-вторых, необходимо, чтобы на рынке функционировали страховщики, способные предложить страховой продукт, отвечающий интересам страхователей;

- в-третьих, необходимо наличие страхового и налогового законодательства, обеспечивающего приемлемые условия для организации соответствующей страховой защиты;

- в-четвертых, успешному развитию долгосрочного страхования жизни при прочих равных условиях способствует продуманная государственная политика по установлению порядка размещения и использованию временно свободных средств страховщика (страховых резервов).

Все возможные варианты долгосрочного страхования жизни можно сгруппировать в 4 крупных класса:

- страхование-вклад, или страхование на дожитие до определенного условиями договора возраста или события;

- страхование на случай смерти;

- страхование пенсии или ренты;

- кредитное страхование жизни.

Страхование-вклад. Варианты этого страхования, проводимого Госстрахом, являвшимся практически единственным страховщиком в стране до конца 80-х годов, вызывали наибольший интерес у страхователей. Договоры смешанного страхования жизни, страхования к бракосочетанию (свадебное), страхования детей, представляющие собой комбинированные виды, доминантой в которых является ответственность по страхованию - вклад (дожитие до определенного возраста, срока или события - вступление в брак), составляли основу портфеля Госстраха по личному страхованию, и по количеству договоров и по сумме поступивших платежей.

В условиях инфляции интерес страхователей к этому страхованию был утерян так же, как и ко всем другим видам долгосрочного страхования с отсроченными страховыми выплатами.

Страхование-вклад является наиболее дорогим видом страхования жизни. Однако оно позволяло страхователю, небольшими рассроченными платежами за период действия договора сформировать значительный страховой фонд (резерв). Страховая выплата в размере этого резерва давала застрахованному реальную возможность эффективно решить те задачи, ради которых и заключался договор страхования жизни.

Страхование на случай смерти было практически совсем непопулярным видом страхования жизни в России до перехода к рынку. Не популярно оно и сегодня. Однако это наиболее дешевое страхование могло бы вызвать совершенно определенный интерес у страхователей - юридических лиц при заключении договоров коллективного страхования на случай смерти своих сотрудников. Заключение такого договора вполне обоснованно может рассматриваться страхователем как обеспечение своим работникам и членам их семей дополнительных финансовых гарантий. Подобная мотивация заключения договора страхования на случай смерти работника(ов) страхователя - юридического лица может иметь особое значение в условиях, когда государственные социальные гарантии являются отнюдь не достаточными.

Страхование пенсии или ренты. К этому виду страхования, безусловно, может возникнуть интерес и у физических, и у юридических лиц. Для физических лиц заключение договора страхования пенсии (ренты) будет означать получение дополнительной страховой гарантии материального обеспечения в случае утраты дохода по возрасту или по состоянию здоровья. Для юридических лиц побудительным мотивом заключения коллективного договора страхования пенсии или ренты своим сотрудникам мог бы быть тот же, который возникает при заключении договора на случай смерти, то есть заинтересованность в предоставлении дополнительных гарантий работающим на случай их старости или утраты трудоспособности, обеспеченных страховым договором.

Кредитное страхование жизни. Безусловно, данный вид страхования жизни может не только вызвать интерес, но и стать настоятельной потребностью для граждан в случае развития потребительского кредита. Договор кредитного страхования жизни в этих условиях окажется необходимой финансовой гарантией для представления кредита на приобретение конкретного товара. С учетом специфики кредитное страхование жизни вряд ли может вызвать интерес у юридических лиц.

Однако, кроме потребности в страховой защите, у потенциальных страхователей должен существовать экономический интерес реализовывать эту потребность путем заключения договора страхования. Экономический интерес в заключении договора конкретного вида страхования жизни может возникнуть у конкретного страхователя только при наличии, как минимум, двух условий:

- во-первых, если предлагаемые страховщиками варианты страхования жизни будут предусматривать меры, обеспечивающие защиту отсроченных страховых выплат по договорам от обесценения в условиях инфляции;

- во-вторых, если налоговое законодательство не будет ущемлять интересы страхователей.

Сегодня, видимо, несвоевременно ставить вопрос о предоставлении налоговых льгот субъектам страхования жизни, потому что нереально ожидать, что такие льготы в ближайшее время могут быть предоставлены. Это вопросы перспективы. Вместе с тем своевременно и необходимо говорить о пересмотре тех законодательных и нормативных документов, которые определяют налоговые нормы в отношении субъектов страхования без учета его специфики и тем самым сдерживают развитие страхования, в том числе и долгосрочного страхования жизни. Безусловно, требует пересмотра Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996г. №153. Изменение этого документа в части, касающейся страховых взносов, послужит интересам не только страхователя и страхового рынка, но и всего государства в целом.

Еще одним моментом, способствующим эффективному проведению долгосрочного страхования жизни, могло бы быть государственное регулирование порядка размещения резервов по страхованию жизни и установление режима наибольшего благоприятствования страховщикам, размещающим резервы в приоритетные отрасли.

При этом следует иметь в виду, что создание оптимальных условий для развития долгосрочных видов страхования жизни и пенсий в конечном итоге будет отвечать интересам не только страхователей и страховщиков, но и всего государства в целом.

Во-первых, развитый институт страхования жизни явится эффективным инструментом для решения тех самых социальных задач, которые сегодня государство без особого успеха пытается решить в частности, и с помощью введения налогов, тормозящих развитие страхования жизни, по-существу губящих его.

Во-вторых, развитие долгосрочных видов страхования жизни обеспечит государству реальную возможность получения долгосрочных кредитных ресурсов в виде резервов по страхованию жизни.

Стимулируя развитие долгосрочного страхования жизни, создавая благоприятные для страховщика условия при инвестировании им средств страховых резервов в приоритетные отрасли, государство может решить серьезные стратегические общегосударственные задачи в области экономики.

7. Функции страхования в промышленности и хозяйственной деятельности

В настоящее время в экономику России все полнее внедряются рыночные отношения, необходимым элементом которых является наличие независимой (негосударственной) защиты экономических интересов предприятий от неблагоприятных внешних воздействий и внутренних изменений. Ответом на непредсказуемость внешней среды существования предприятий и внутренних его изменений является страхование. Страхуя различные риски или создавая резервные страховые фонды, предприятие переводит трудно предсказуемые случайные события в разряд предсказуемых за счет известных заранее страховых платежей или отчислений в резервные фонды. Через страхование предприятие сводит к минимуму вероятность крупных необеспеченных резервами потерь.

Таким образом, страхование является инструментом обеспечения устойчивого функционирования предприятий. В то же время осуществление страхования приводит к отвлечению средств из производства. В связи с этим встает проблема оптимизации страховой защиты предприятия, т.е. обеспечения баланса между стоимостью страховой защиты и устойчивостью функционирования предприятия обеспечиваемой страховой защитой. Эта проблема особенно важна для крупных предприятий, подверженных крупномасштабным неблагоприятным воздействиям и внутренним изменениям, таких, как предприятия электроэнергетики.

При анализе страховой защиты прежде всего следует выделить факторы, определяющие ее характер и полноту. К ним относятся:

- перечень объектов страхования,

- перечень событий, на случай наступления которых проводится

- страхование (рисков),

- страховые суммы по объектам страхования и по отдельным рискам и их соотношение с максимально возможным ущербом по данному объекту страхования (страховой стоимостью),

- условия наступления ответственности страховой компании.

Понятно, что абсолютно невозможных событий не существует (например, нет абсолютно надежного оборудования). В то же время можно выделить более и менее подверженные неблагоприятным внешним воздействиям и внутренним изменениям объекты. Поэтому при формировании страховой защиты предприятия в первую очередь представляется оправданным варьирование перечня объектов страхования. К ним, например, могут относиться здания, сооружения, оборудование, ответственность контрагентов по принятым на себя обязательствам, жизнь и здоровье обслуживающего персонала, ответственность предприятия по своим обязательствам, а также ответственность за ущерб третьим лицам и т.д. Изменение перечня объектов страхования позволяет исключить из страховой защиты объекты, для которых неблагоприятные воздействия и внутренние изменения наименее вероятны, а также включить в страховую защиту объекты, наиболее подверженные неблагоприятным внешним воздействиям и внутренним изменениям, представляющим наибольшую опасность для устойчивости функционирования предприятия.

Следующим по важности фактором, характеризующим страховую защиту предприятия, является перечень рисков (неблагоприятных внешних воздействий и внутренних изменений) по каждому объекту страхования, на случай наступления которых производится страхование и формирование резервных страховых фондов. Среди рисков существуют более и менее вероятные, а также наносящие больший или меньший ущерб различным объектам страхования. Таким образом, изменение перечня рисков в зависимости от конкретных особенностей объектов позволяет приблизить страховую защиту к потребностям предприятий. Изменение перечня рисков позволяет исключить из страховой защиты редкие и неопасные риски, а также включить в страховую защиту риски, наносящие наибольший вред объектам страхования и, как следствие, представляющие наибольшую опасность для устойчивости функционирования предприятия.

Страховая сумма, назначенная для конкретного объекта страхования страховой компанией по определенному риску, может покрывать максимально возможный ущерб, т.е. соответствовать страховой стоимости, а может покрывать только его часть. В последнем случае при нанесении объекту страхования ущерба большего, чем страховая сумма, разница между страховой суммой и размером ущерба будет покрываться за счет средств предприятия. Поэтому при оптимизации страховой защиты предприятия особую важность представляет проблема правильного выбора страховой суммы для объектов страхования и отдельных рисков.

Защита имущественных интересов предприятия на случай наступления неблагоприятных внешних воздействий и внутренних изменений может осуществляться двумя способами: за счет страхования в страховой компании или за счет формирования собственных резервных фондов.

Формирование собственных резервных фондов приводит к омертвлению средств и материальных активов, так как основным требованием к резервам является их ликвидность (быстрота доступа к ним). Вследствие этого они должны быть изъяты из производства и не находиться на долгосрочных депозитах в банках или в других долгосрочных финансовых инструментах, которые, как правило, и обеспечивают наивысшую доходность.

С другой стороны, при условии предсказуемости времени наступления и размера ущерба объекту страхования наиболее удобным способом компенсации последствий неблагоприятных воздействий и внутренних изменений является формирование собственных страховых фондов, приводящее к экономии затрат.

Нужно заметить, что на предприятиях, как правило, отсутствуют специалисты, способные грамотно оценить риск и определить размер возможного ущерба, тогда как страховые компании располагают такими специалистами. Страховые компании могут предоставить и ряд дополнительных услуг предприятию-страхователю. В связи с этим при оптимизации страховой защиты предприятия особенно важно найти правильное сочетание защиты имущественных интересов через страхование и формирование собственных резервных страховых фондов и запасов.

Как было указано выше, целью страхования является обеспечение стабильного функционирования предприятия. Основой стабильности функционирования является такая система защиты имущественных интересов предприятия, которая с высокой вероятностью гарантирует получение возмещения ущерба от любых возможных неблагоприятных внешних воздействий и внутренних изменений, вплоть до максимально возможного ущерба, и при этом обеспечивает минимальный уровень затрат на осуществление страховой защиты. Кроме того, величина максимально возможного ущерба по возможности не должна превосходить максимальное возмещение ущерба. Максимально возможный ущерб является суммой страховых стоимостей объектов страхования. Возмещение ущерба складывается из расходования резервных фондов предприятия, сформированных для ликвидации последствий неблагоприятных внешних воздействий и внутренних изменений, а также выплаты страхового возмещения страховой компанией.

Затраты на обеспечение страховой защиты складываются из затрат на омертвление страховых фондов, сформированных на предприятии, но не использованных для компенсации ущерба, расходования страховых фондов, а также выплаченной предприятием страховой компании страховой премии. Затраты на омертвление страховых фондов определяются размером резервирования страховых фондов на предприятии, а также разницей между эффективностью вложений в производство и эффективностью резервирования (например, на краткосрочных депозитах в банке).

8. Функциональные задачи и цели оффшорного страхования и перестрахования рисков на современном этапе

Важным компонентом мирового оффшорного бизнеса наряду с банковскими, фрахтовыми, внешнеторговыми, трастовыми, научно-техническими и финансовыми операциями по праву считаются страхование и перестрахование.

В международных оффшорных финансовых центрах (МОФЦ) страхование и перестрахование рисков местных резидентов осуществляют обычные местные и иностранные страховые компании. На долю оффшорных страховых компаний остается емкий рынок страхования и перестрахования общих, имущественных и личных рисков нерезидентов.

Кэптивным страхованием считается страхование рисков материнской компании и ее подразделений (или конгломерата связанных между собой фирм) страховой компанией, которая является дочерней компанией фирмы-принципала либо организационно входит в конгломерат страхуемых ею фирм. Такой страховщик и считается кэптивным.

В русском переводе английский термин captive означает вспомогательный, связанный, внутренний и даже карманный, но, исходя из характера взаимоотношений между страховщиком и страхователями, точнее его определяет термин взаимный. Дабы не вводить в русский язык, и без того перегруженный в последнее время иностранными заимствованиями, в данной статье понятие взаимная компания используется в качестве полного аналога понятия кэптивная компания.

Самострахование может осуществляться как в обычном, так и в оффшорном режимах, но большинство страховщиков предпочитает действовать в смешанном режиме, используя выгоды и обычного, и оффшорного режимов.

По сравнению с обычным страхованием рисков у посторонних страховщиков взаимное самострахование имеет ряд качественных преимуществ.

Взаимная страховая компания способна сохранить крупные суммы страховых премий (обычно выплачиваемых посторонним страховщикам за страховое обслуживание) в общей кассе конгломерата фирм, в который входит и она сама.

Обычные страховщики оказывают широкий спектр услуг по общим, имущественным и личным рискам, но они не берутся за страхование многих нестандартных рисков, важных для конкретных конгломератов фирм, а если и берутся, то за очень высокие цены. Взаимная страховая компания в этом случае оказывается незаменимой и более доступной в вопросах цен на ее услуги.

Самострахование обеспечивает существенную экономию расходов по страхованию, поскольку в этом случае нет нужды выплачивать вознаграждение брокерам и агентам, а накладные расходы невелики. Значит, и ставки за обслуживание своих клиентов взаимная компания может установить на конкурентном уровне.

Между крупными взаимными компаниями и обычными страховыми компаниями быстро возникает сотрудничество по перестрахованию рисков, поскольку первые заинтересованы в выходе на открытый рынок страхования и перестрахования, а вторые завязывают деловые отношения с крупными страхователями, не входившими ранее в число их клиентов. Для конгломерата фирм это - выход в новую область бизнеса, более гармоничная структура и комплексность в делах и, следовательно, дополнительная устойчивость. При удачном ведении дел многие взаимные компании достигают ранга крупных страховых компаний, и что в этом плохого?

Оффшорное самострахование обеспечивает более высокую ступень защиты конфиденциальности деловых операций конгломерата-страхователя. Это обстоятельство - важный мотив для учреждения взаимной страховой компании.

При всех преимуществах самострахование имеет один существенный недостаток. При наступлении страховых случаев взаимная страховая компания и обслуживаемый ею конгломерат фирм за свой счет компенсируют свои возможные убытки. Но, во-первых, при перестраховании страховых случаев в Других компаниях она компенсирует лишь часть этих убытков, а другую часть покрывают ее перестраховщики. Во-вторых, страхование вообще ориентировано на прибыль, а не на убытки, и взаимные страховые компании в этом отношении не являются исключением. В-третьих, чем шире клиентура взаимной компании, тем надежнее ее реальные прибыли перекрывают возможные убытки при наступлении страховых событий. При умелом ведении дела этот недостаток самострахования может быть нейтрализован.

Деятельность оффшорных страховых компаний обычно регулируется специальными законами об оффшорном страховом бизнесе, по крайней мере, в оффшорных юрисдикциях, стремящихся стать мировыми или региональными центрами страхования и перестрахования.

Соответственно деятельность этих компаний лицензируется местной администрацией, и, как правило, им разрешается заниматься только страхованием и перестрахованием. Страхованием обычно считается заключение или предложение о заключении контракта на страхование или перестрахование принципалом или агентом, а также деловые операции, вытекающие из условий контракта, сопутствующие заключению и выполнению такого контракта или считающиеся обычно страховыми.

9. Страхование в зарубежных странах

Страховой рынок США

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8тыс. компаний имущественного страхования и около 2тыс. компаний по страхованию жизни.

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.

В США имеются два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

1) бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.);

2) коммерческое (широкий спектр);

3) личное (подразумевается страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан).

Законодательно предусмотрена специализация страховых компаний на проведении операций по страхованию жизни и имущества. Страховая индустрия в США является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство.

Деятельность всех страховщиков США тщательно анализируется тремя консалтинговыми компаниями: A.M.Best, Moody S, Standart Poors, которые занимаются анализом состояния страховых фирм и ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют в печати официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платеже способности. В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, что дает возможность распределить компании по риску, размерам премии и т.д.

Организационно основу американских страховых компаний составляют акционерные общества и общества взаимного страхования (мьючуелз). Существует институт андеррайтеров и страховых брокеров — страховых агентов или независимых брокерских фирм. Так, например, одно из крупнейших обществ по страхованию жизни — общество Пруденшл имеет 22 тыс. страховых брокеров. Из независимых брокерских фирм можно назвать Марш-Макленан, Александр энд Александр, Фрек Холл, Фред С. Джеймс и др.

Ведущие компании страхового рынка США:

Крупнейшая транснациональная компания по страхованию имущества Стейт фарм мьючуэл отомобил иншуранс компани по сбору премий занимала 1-е место не только в США, но и во всем мире. Основана к 1922 г. в штате Иллинойс. Это компания по взаимному страхованию (вместо акционерного — паевой капитал): транспорта, имущества, от несчастных случаев, авиации, и по перестрахованию.

Сигна — одна из ведущих широко диверсифицированные страховых корпораций. Основана в 1982 г. в результате слиянии двух старых обществ Коннектикут дженерэл корпорейшн и ИНА корпорейшн, страхует имущество и ответственность.

Америкэн интернэшнл групп (АИГ)” — одна из ведущих: международных диверсифицированных страховых групп и крупнейший в США страховщик торговых и промышленных рисков. Начала операции в 1919г. в Шанхае. Ныне — холдингами компания, контролирующая 44 дочерние компании в 130 странах мира. Штат служащих около 28 тыс. человек.

Метрополитен Лайф Иншуренс К° (Нью-Йорк, основана к 1868 г., преемник Нэшнл Трэверз Иншуренс), с 1915г., является компанией по страхованию жизни на взаимных началах и др.

Страховой рынок Великобритании

Страховой бизнес Великобритании на протяжении многих лет концентрируется в Лондоне как мировом финансовом центре. Крупнейший Лондонский международный страховой рынок обслуживает финансовые потоки ряда стран и компаний. Авторитет Лондонского международного страхового рынка опирается на значительный кадровый потенциал специалистов страхового дела, высокоразвитую инфраструктуру рынка, а также присутствие здесь широко известной за пределами Великобритании страховой корпорации Ллойд. В Лондоне расположены представительства или дочерние структуры всех крупнейших страховых компаний мира. Здесь сконцентрированы также центральные офисы всех крупнейших международных страховых и перестраховочных брокеров. Работает старейшее (основано в 1760г.) и наиболее авторитетное классификационное общество — Регистр судоходства Ллойд. В Лондоне расположены штаб-квартиры ряда международных страховых организаций, а также некоторые структуры национального страхового рынка (институт Лондонских страховщиков, Институт дипломированных страховщиков и др.), деятельность которых носит международный характер.

Личное страхование в Великобритании сконцентрировано в специализированных страховых компаниях, пенсионных фондах, а также инвестиционных компаниях (строительных обществах), осуществляющих продажу недвижимости населению.

Имущественное страхование среди населения представлено рядом традиционных видов. Среди них страхование легковых автомобилей в частной собственности, домашнего имущества, гражданской ответственности и др. Имущественное страхование также характеризуется устойчивыми темпами развития.

Институциональная структура страхового рынка Великобритании представлена акционерными обществами, которые принадлежат их собственникам — акционерам; обществами взаимного страхования, которые принадлежат их страхователям; дружескими обществами; отделениями и представительствами иностранных страховых компаний. Крупное самостоятельное звено национального страхового рынка, имеющее международное значение — страховая корпорация Ллойд. В 1990 г. в Великобритании было представлено 690 национальных и 143 иностранных страховых компаний.

В соответствии с директивами ЕЭС начиная с 1982 г. в Великобритании не создаются новые универсальные (композитные) страховые компании. Полисы личного и имущественного страхования могут быть выданы в рамках одной и той же группы страховых компаний. Страховые компании Великобритании не вправе заниматься каким-либо другим видом бизнеса кроме страхования

Базовая структура Лондонского международного страхового рынка — корпорация Ллойд представлена 400 страховыми синдикатами, которые объединяют физических лиц — андеррайтеров, непосредственно осуществляющих страховой бизнес корпорации. Андеррайтеры несут неограниченную ответственность по обязательствам, вытекающим из условий заключенных ими договоров страхования в рамках синдиката. Динамичные и подвижные структуры синдикатов, имеющих выраженную специализацию по видам (классам) страхования, образуют экономическую среду международного страхового рынка в системе корпорации Ллойд. Каждый синдикат представлен на этом рынке через лидирующего андеррайтера, который непосредственно принимает риски на страхование в синдикате от посредника — брокера Ллойда. Членство корпоративной структуры Ллойда открыто для всех граждан (резидентов) Великобритании и иностранцев (нерезидентов).

Договоры страхования в Великобритании заключаются непосредственно страховыми компаниями, а также при посредничестве андеррайтинговых агентств и страховых посредников (агентов и брокеров).

Значительную роль на страховом рынке Великобритании играют крупные национальные международные страховые брокеры, а также независимые страховые агентства, работающие на комиссионных началах. Примерно 50% всех договоров страхования и перестрахования в Великобритании заключаются при посредничестве страховых агентов и брокеров. Законодательную базу страховой деятельности в Великобритании составляет Закон о страховых компаниях 1982г. с учетом последующих изменений и дополнений к нему. В законе содержатся правовые нормы, регулирующие вопросы лицензирования страховой деятельности, платежеспособности страховщика, оценки активов и пассивов страховой компании, инвестиций страховых резервов.

Страховое законодательство Великобритании в основном гармонизировано с требованиями страховых директив ЕС. Так, вопросы накопительного страхования жизни подлежат правовому регулированию английским законом о финансовом обслуживании 1986 г. (Financial Services Act, 1986). Деятельность дружеских обществ регулируется специальным законом о дружеских обществах 1974г. (Friendly Societies Act, 1974). Особый закон о страховой корпорации Ллойд 1982г. регулирует вопросы страховой деятельности этой корпорации.

Функции органа государственного страхового надзора в Великобритании возложены на Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI), который возглавляется Государственным секретарем по торговле и промышленности. На практике повседневный страховой надзор осуществляет Страховой отдел Департамента торговли и промышленности.

Департамент торговли и промышленности как орган государственного страхового надзора наделен широкими правами и полномочиями. Главная цель предпринимаемых мероприятий в области надзора за страховой деятельностью — защита интересов страхователей.

Кандидатуры вновь назначаемых специалистов на должности высших управляющих страховой компании, например, главного исполнительного директора, контролера (председателя наблюдательного совета) подлежат одобрению со стороны руководства страхового надзора. Страховая компания, испытывающая проблемы с поддержанием необходимого уровня платежеспособности, обязана составить план финансовой санации (оздоровления), за выполнением которого орган государственного страхового надзора устанавливает систематический контроль.

В Великобритании действует обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, причиненный владельцами автотранспорта, авиаперевозками, лицами, занимающимися верховой ездой, а также лицами, которые содержат в домашних условиях животных, опасных для окружающих. Кроме того, предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности для адвокатов, бухгалтеров, страховых брокеров, а также операторов атомной энергетической установки. Договоры обязательного страхования (в силу действующего законодательства) заключаются страховыми компаниями, присутствующими на английском страховом рынке. Государственные организации Великобритании вопросами обязательного страхования не занимаются.

Английским законодательством установлены требования к объему и формам финансовой отчетности страховых компаний. Все страховые компании, имеющие лицензии, обязаны составить годовой финансовый отчет и довести его до сведения акционеров. Финансовый отчет в обязательном порядке проходит процедуру внешнего аудита. При этом применяются установленные в Великобритании нормы и стандарты аудита страховщиков. Не позднее шести месяцев по окончании финансового года все страховые компании обязаны представить годовой финансовый отчет в Департамент торговли и промышленности

Страховые компании уплачивают налог на прибыль от страховой деятельности, а также налог на имущество. В некоторых случаях страховые операции облагаются гербовым сбором, однако объем этих операций весьма ограничен.

Страховой рынок Германии

Страховой рынок Германии характеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуре национального страхового рынка занимает около 37%. Медицинское страхование, которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей. Имущественное страхование занимает 51% национального страхового рынка в Германии. Сектор личного страхования в Германии испытывает растущую конкуренцию со стороны коммерческих банков, стремящихся организовать страховое обслуживание клиентуры через операционные залы коммерческих банков. В целом доходность операций в секторе страхового обслуживания физических лиц выше, чем в секторе страхового обслуживания юридических лиц. Сектор страхового обслуживания физических лиц занимает 87% германского страхового рынка, сектор страхового обслуживания юридических лиц — 13%. Дивиденды по акциям акционеров страховых компаний стабильны, но несколько ниже, чем в других странах Западной Европы. Объединение Германии наложило свой отпечаток на динамику развития страхового рынка.

В 1990г. в Германии насчитывалось 115 страховщиков, обслуживающих сектор договоров личного страхования, 230 негосударственных пенсионных фондов, 55 обществ медицинского страхования, 35 специализированных перестраховочных компа­ний, 330 иных страховщиков. Кроме того, специфику герман­ского страхового рынка составляют более 2200 местных региональных страховщиков, собирающих менее 5% общего объема страховых премий. Иностранным страховщикам в Германии принадлежит 13% страхового рынка, из них лидирующие пози­ции традиционно занимают страховые компании из Швейцарии (около 9% страхового рынка), присутствующие на берегах Рейна уже более 100 лет. Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.

Страховое дело в Германии сильно зарегулировано. В настоящее время действует закон о государственном страховом надзоре 1983г. с учетом последующих изменений, внесенных в декабре 1985г. и октябре 1990г., содержащий основные правовые нормы, регулирующие страховые отношения.

Страховые компании, учрежденные в отдельных федеральных землях, подлежат страховому надзору со стороны уполномоченных на то земельными властями органов. Как правило, на земельном уровне вопросами страхового надзора ведают земельные департаменты экономики. BAV может передавать земельным департаментам экономики права по выдаче лицензий на страховую деятельность. Вместе с тем, единственным органом, осуществляющим общее руководство страховой деятельностью в стране, остается BAV.

Все прямые страховщики, исключая перестраховочные компании, должны обращаться в BAV за получением лицензии на страховую деятельность. Для того чтобы получить лицензию BAV на страховую деятельность, страховщик должен иметь одобрение органа государственного страхового надзора в отношении предложенных кандидатур высшего звена управления страховой компании. Требуется представить документ, подтверждающий величину полностью оплаченного уставного капитала страховой компании.

Все иностранные страховые компании, намеревающиеся осуществлять операции прямого страхования в Германии, должны пройти процедуру лицензирования. Эта процедура через BAV обязательна для страховых компаний-домицилей стран-членов ЕС (т.е. страховых компаний, у которых штаб-квартира находится в одной из стран ЕС). Страховые компании из стран, не являющихся членами ЕС, в предварительном порядке до рассмотрения документов на лицензирование в BAV должны подать их в Федеральное министерство финансов. Получить разрешение на осуществление страховой деятельности в Германии иностранные страховики из стран, не являющихся членами ЕС, могут только при наличии соответствующего административного офисного помещения, управленческого персонала, секретарского оборудования и т.п., составляющих инфраструктуру страхового бизнеса. Кроме того, этот иностранный страховщик должен назначить адвоката, представляющею его интересы; представить на рассмотрение независимому аудитору документы, характеризующие его финансовое положение, и опубликовать в Федеральной газете (Bundesanzeiger) сведения о состоянии основных балансовых счетов.

Обязательное страхование в Германии носит относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство Германии устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия. Обязательное страхование профессиональной (гражданской) ответственности авиационных перевозчиков и диспетчеров по управлению движением гражданских воздушных судов, бухгалтеров, охотников, операторов атомных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. Кроме того, в некоторых федеральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

10. Основные этапы развития страхового дела в России

Страхование в царской России

До конца XVIII в. страхование в России развивалось медленно, потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний. В 1765г. в Риге, бывшей западной окраиной Российской империи, было основано первое общество взаимного страхования от огня. В других русских городах в XVIII в. страхования не существовало. Исключение представлял Санкт-Петербург. Во второй половине XVIII в. значительное число домов аристократии в Санкт-Петербурге страховалось за границей. Екатерина II одновременно с организацией ипотечного кредита предприняла попытку организации государственного страхования. Манифест от 28 июня 1786г. об учреждении Государственного Заемного Банка запрещал страховать имущество в иностранных компаниях: Запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем выводить деньги во вред и убыток государственный. Для обеспечения залога недвижимости в том же году при банке открылась Государственная страховая экспедиция, страховые операции которой ограничивались избранными рисками (каменные дома, каменные фабрики); страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости; тариф премий был для всех одинаков и составлял 1,5% страховой суммы. В 1822г. Государственная страховая экспедиция была закрыта.

Для страхования товаров российское правительство открыло в 1797г. Страховую Контору при Ассигнационном Банке, которая также оказалась нежизнеспособной и была упразднена в 1805г. Попытки создать взаимное страхование под контролем государства отражены в Уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы (1798 и 1799гг.). Согласно этим документам страхование в столицах передавалось в ведение ассекуранц-контор при камеральном департаменте, которые принимали на страхование недвижимое имущество.

Первое Российское от огня страховое общество было учреждено 27 июня 1827г. Обществу предоставлялось исключительное право на осуществление страховых операций и течение 20 лет с освобождением от налогов, исключая пошлины в казну (по 25 коп. с тысячи рублей страховой суммы). Более того, Первому Российскому от огня страховому обществу разрешалось принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Успешная деятельность этого общества способствовала появлению других страховых компаний. В 1835г. учреждается Второе Российское от огня страховое общество, в 1846г. — товарищество Саламандра. Деятельность страховых обществ курировалась высшими должностными лицами государства, которые были их соучредителями.

Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений (рост промышленности, строительство железных дорог) создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Для этого этапа характерно возникновение новых акционерных обществ без монопольных привилегий (Петербургское и Московское - 1858г., Русское — 1867г., Коммерческое - 1870г., Варшавское - 1870г., Северное - 1871г., Якорь - 1872г.).

В 1874г. съезд представителей акционерных страховых обществ установил общий тариф премий, обязательный для всех заключивших конвенцию, принятую этим съездом. Для обоснования тарифов решено было с 1874г. вести общую статистику. Тарифное соглашение вошло в силу в 1875г. и получило название Страхового синдиката — первого монополистического объединения в России.

Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. В 1863г. учреждено два таких общества — в Туле и Полтаве; в 1864г. — пять (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865г. — также пять. Таким образом, во второй половине XIXв. национальный страховой рынок был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями.

В 1875г. страховое дело оживляется в связи с резким увеличением размеров страховых премий. За 1876-1885гг. было создано 32 общества взаимного страхования. В 80-е - 90-е годы проходят съезды представителей обществ взаимного страхования (I съезд в 1883г. — Петербург, VII съезд — 1912г.). Созданный в 1909г. Всероссийский союз обществ взаимного страхования объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В это же время был принят Устав Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования. К 1917г. Союз объединял 124 общества взаимного страхования.

Союз страховщиков, кроме страхования недвижимости и движимости, ввел еще и коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах. Такие формы взаимного страхования стали носить отраслевой характер: мануфактурной промышленности (Московская губерния), горных и горнозаводских предприятий Юга России, Киевское Общество взаимного страхования свеклосахарных и рафинадных заводов, Минское Земледельческое общество взаимного страхования.

Проведение земских реформ во второй половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования в России, которое стало проводиться как в обязательной, так и в добровольной форме. В 1866г. Новгородское и Ярославское земства, начавшие проводить страхование строений от огня. В 1867г. страховым делом уже занимались земства 9 губерний, в 1876г. — 34 губернии Непосредственное руководство страхованием осуществляли губернские земские управы. В 1867г. сложившаяся практика земского страхования была распространена на те губернии Российской империи, где земства не были созданы. Здесь функции страховщиков получили губернские по крестьянским делам присутствия, а также губернские и областные правления.

В 1894г. в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел. Одновременно устанавливалась публичная отчетность страховых компаний.

В 1885г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества Нью-Йорк (США). В 1889г. была разрешена МВД деятельность страховых обществ Урбен (Франция) и Эквитебл (США). Лидирующими перестраховщиками для России выступали Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестраховочные общества. Все это обеспечивало интеграцию российского национального страхового рынка в систему мирохозяйственных связей.

К концу XIXв. в царской России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861г.), железнодорожников (с 1888г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1867г.). С 1905г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы.

Преобразования страхового дела в советской России

Начавшаяся в 1914г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательной способности рубля, начавшееся в годы Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. В результате инфляции к началу 1915г. официальный курс рубля снизился до 80 коп., к концу 1916г. — до 60 коп., к марту 1917г. — до 27 коп. Купюры бумажных денег выпускались без номеров. Функции денег стали выполнять денежные суррогаты. Финансовая сфера России находилась в полном хаосе. К октябрю 1917г. денежная масса почти удвоилась, а цены поднялись на 224%, покупательная способность рубля в это время не достигала 10 довоенных копеек.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных лапа:

1) установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использовании средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

В декабре 1917г. правления страховых обществ выдали своим служащим жалованье за два месяца вперед в целях поддержки и поощрения саботажа новой власти. Организовывалась выдача средств с текущих счетов и вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств без указания цены. Предпринимались попытки переправить капиталы за границу. Учитывая создавшуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, В.И.Ленин подписал 23 марта 1918г. Декрет Совета Народных Комиссаров Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального. Введение государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации, вызванной объективно сложившимися обстоятельствами.

Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом. Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования во главе с комиссаром. По рекомендации В.И.Ленина на пост комиссара по делам страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии большевиков М.П.Елизаров, до революции какое-то время работавший генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.

Согласно декрету о государственном контроле над всеми видами страхования, кроме социального, начисленные за 1917г. дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.

Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования.

28 ноября 1918г. Совнарком принял Декрет Об организации страхового дела в Российской Республике. Согласно второму декрету страхование во всех видах и формах объявлялось Государственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервом взносов.

До середины 1919г. проходила кампания по ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций, определению и инвентаризации их активов и пассивов, затем последовали дальнейшие реорганизации. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение Народного банка РСФСР, а имущественное страхование - Наркомата земледелия. Декретами от 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920г. было отменено имущественное страхование.

Становление и развитие государственного имущественного страхования

В декабре 1920г. государственное имущественное страхование в денежной форме потеряло всякую экономическую целесообразность и было отменено. Вместо него оказывалась бесплатная государственная помощь (натурой или в исключительных случаях деньгами) пострадавшим от стихийны бедствий трудовым хозяйствам при условии, что их деятельность отвечает интересам рабоче-крестьянского государства.

6 октября 1921г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет О государственном имущественном страховании, который положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в нашей стране.

В период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932гг.) государственное имущественное страхование развивались высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества.

С целью повышения экономического значения государственного страхования с 1934г. было увеличено число объектов обязательного страхования, повышено страховое обеспечение, расширена ответственность. Восстанавливалось добровольное страхование имущества граждан, которое было отменено временно в 1931г.

4 апреля 1940г. Верховным Советом СССР был принят Закон Об обязательном окладном страховании, который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования. В новом законе в объем страховой ответственности включались пожар, взрыв, молния, удар молнии, наводнение, землетрясение, буря, ураган, ливень и другие неблагоприятные события, от которых могли существенно пострадать строения. Стало выплачиваться страховое возмещение за вынужденный убой животных в хозяйствах граждан. Одновременно отменялось страхование сельскохозяйственных культур на приусадебных участках колхозников, как не имевшее экономической целесообразности.

В годы Великой Отечественной войны средства государственного страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла. За 1941-1944гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчислений от прибыли свыше 5,8млрд.руб. Однако это не исключало использования ресурсов страхового фонда для возмещения ущерба от стихийных бедствий. В 1942г. был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию сельхозкультур и животных. По мере освобождения районов государственное имущественное страхование восстанавливалось вновь. Изменение государственных границ СССР после Второй мировой войны, образование Калининградской области РСФСР, За карпатской области УССР, изменение правового статуса южной части острова Сахалин сопровождались организацией государственного страхования в этих новых районах.

В 1946г. были осуществлены меры, направленные на повышение роли государственного страхования в восстановлении животноводства, на стимулирование сохранности поголовья скота, выявления причин его падежа.

В 1956г. значительные изменения вносились в добровольное страхование имущества населения. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным.

С 1 января 1968г. были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозников. В сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные, здания, сооружения, транспорт, оборудование, многолетние насаждении и т.д.

С 1969г. по новым правилам стало проводиться страхование домашнего имущества и средств транспорт, принадлежащих гражданам. Расширена ответственность по заключаемым договорам с населением и одновременно снижены тарифы

Крупная реформа сельскохозяйственного страхования была проведена в 1979-1984гг. Было введено обязательное страхование имущества совхозов в том же объеме, что и ранее проводившееся страхование колхозного имущества.

Начиная с 1983г. по новым условиям стало проводиться обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам. Были разработаны новые оценочные нормы на строения личной собственности. Оценка строений стала производиться исходя из действующих государственных розничных цен. В 1983г. было отменено обязательное страхование мелкого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах граждан. Оно стало проводиться только в добровольной форме (полностью отменено как самостоятельный вид страхования в 1987г.).

С 1986г. перечень видов добровольного имущественного страхования дополнился страховым договором авто-комби, который заключается с автолюбителями и представляет собой комплекс страховых услуг. Бурный рост кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности в конце 1980-х — начале 90-х годов сопровождался организацией соответствующего государственного имущественного страхования.

В настоящее время операции государственного имущественного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).

Становление и развитие государственного личного страхования

Организация личного страхования после провозглашения Советской власти в 1917г. шла по пути концентрации договоров страхования жизни в государственных (народных) сберегательных кассах.

Декретом СНК от 10 апреля 1919г. сберегательные кассы были объединены с учреждениями Народного Банка РСФСР. В Центральном управлении этого банка был организован отдел страхования жизни, на который возлагалось руководство страховыми операциями бывших сберегательных касс и ликвидацией операций страхования жизни частных страховых обществ.

В связи с начавшейся Гражданской войной и иностранной военной интервенцией было принято решение о временном прекращении операций личного страхования. 18 ноября 1919г. был принят Декрет Совнаркома Об аннулировании договоров по страхованию жизни. Было отменено страхование жизни во всех его видах, а также страхование капиталов и доходов.

По решению правительства Госстраху (образован в 1921г.) предоставлялось право проведения добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Однако на практике развитие операций личного страхования началось только с 1924г., после проведения в стране денежной реформы и появления твердой валюты — червонца.

Было введено так называемое смешанное страхование жизни, содержащее обеспечение на дожитие до определенного возраста и на случай смерти застрахованного ранее этого возраста. Договорными отношениями предусматривалась также страховая ответственность в связи с постоянной утратой трудоспособности от несчастного случая. Как самостоятельный вид страхование от несчастных случаев начало развиваться с 1925 г.

Число договоров личного страхования увеличилось в 1924-1925гг. с 96,5тыс. до 146тыс. в 1925г. Поступления страховых платежей по этим договорам составили соответственно 1024,6тыс. и 2278,6тыс.руб.

С 1926г. объем операций личного страхования дополнился страхованием пассажиров от несчастных случаев на путях железнодорожного, автобусного и воздушного сообщения. С 1931г. страхование пассажиров стало носить обязательный характер.

До 1930г. страхование жизни проводилось только путем заключения индивидуальных договоров. С 1930г. страхование жизни наряду с индивидуальным заключением договоров стало проводиться также в групповом порядке. Преимущество группового страхования жизни перед индивидуальным состояло в том, что договоры заключались срезу с целыми коллективами (предприятий, отделов, цехов) при условии участия в страховании большинства работающих. Этим достигался массовый охват страхованием трудящихся в короткий срок.

Для стимулирования развития личного страхования в 1946г. отменяется минимум суммы по смешанному страхованию жизни. В 1946-1947гг. пересматриваются и утверждаются новые правила по всем видам личного страхования, направленные на расширение объема ответственности по каждому заключенному договору. В послевоенные годы наблюдался значительный рост операций личного страхования.

Крупные изменения и дополнения в правила личного страхования, характеризующиеся как этап его развития, были внесены в 1956 и 1965гг. При оформлении договоров смешанного страхования было отменено предварительное врачебное освидетельствование страхователей. Расширен круг страхователей за счет лиц старшего возраста (с 1965г. на страхование стали приниматься лица в возрасте до 65 лет). Были введены другие существенные льготы.

С 1966г. стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования с уплатой взносов по желанию застрахованных через расчетные части бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем безналичных расчетов.

В 1968г. в качестве самостоятельного вида стало проводиться страхование детей. В 1972г. существенно пересмотрены правила смешанного страхования жизни. С 1977г. проводится страхование к бракосочетанию (свадебное).

В последние годы существенно расширился перечень видов личного страхования: появилось страхование детей от несчастных случаев (с 1987 г.), страхование школьников от несчастных случаев (с 1986г.). Крупной социальной мерой государства по улучшению условий жизни ветеранов труда стало введенное в I988г добровольное страхование дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников.

Однако усилившиеся инфляционные процессы в экономике страны в начале 90-х годов сделали дальнейшее проведение этого страхования бесперспективным и оно было отменено.

В настоящее время государственное личное страхование проводит Российская государственная страховая компания (Росгосстрах)

Заключение

Страхование - очень древний институт. В одной из книг Талмуда встречаются самые древние правила страхования. Зачатки личного страхования были известны еще древним римлянам. Существовало в те времена некое религиозное общество поклонников Дианы и Антония - туда могли вступать не только свободные люди, но и рабы. Они выплачивали вступительный взнос, и в случае смерти одного из членов общество хоронило его за свой счет и какую-то часть денег передавало наследникам. Были в Древнем Риме и кассы легионеров, которых страховало государство. Сами легионеры вносили определенный взнос, чтобы их дети и нетрудоспособные родственники в случае смерти кормильца получили материальное возмещение.

С течением истории изменялись условия страхования. К 1897 году страхованием жизни в России занимались всего пять компаний, три из них - иностранные, из Америки и Франции. С годами участников страхового рынка становилось все больше. Именно в России впервые было введено страхование рабочих за счет средств предпринимателей, учреждены больничные кассы применяемого и сейчас медицинского страхования.

Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.

Многообразные проблемы на пути развития страхования в России могут быть успешно решены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

Литература.

1. А.Л.Алекринский. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 1994.

2. Ю.Бугаев Проблемы развития страхового рынка в России. // Страховое дело. 1995, №3.

3. B.C.Гохман. Страхование жизни. Теория и практика актуарных расчетов. М.: Госфиниздат, 1944.

4. И.Довженко, Ю.Самоваров, С.Сафронов. Долгосрочное индивидуальное смешанное страхование жизни // Страховое дело. 1994, № 10.

5. Ингосстрах: Опыт практической деятельности. Сборник материалов по вопросам практики страхования.. / Под ред.. В.П.Кругляка. М.: Издательский дом Русанова, 1996.

6. Э.Т.Кагаловская. Медицинское страхование: как рассчитать тарифы // Финансы. 1992, №2.

7. В.А.Сухов. Страховой рынок России. М.: Анкил, 1992

8. Г.И.Фалин Математический анализ рисков в страховании. М.: Российский юридический издательский дом, 1994.

9. В.В.Шахов. Страхование: Учебник для вузов. М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.

Скачать архив с текстом документа