по дисциплине «физвоспитание» на тему «Айкидо»

СОДЕРЖАНИЕ: Что такое айкидо?

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Физическая культура и спорт»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «физвоспитание»

на тему «Айкидо»

выполнил

проверил

г. Ижевск

2006

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. МОРИХЭЙ УЭСИБА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3. СТИЛИ АЙКИДО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4. ТЕХНИКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

5. ТРЕНИРОВКИ В АЙКИДО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

6. ДО-ДЗЁ (помещение для тренировки). . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗМИНКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

8. АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

9. АЙКИДО В ИЖЕВСКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

10. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Айкидо на нынешний момент является самым молодым из классических национальных боевых искусство Японии. Что же отличает айкидо от десятков других стилей, имеющих гораздо более длительную историю (до нескольких столетий)? Откуда столько приверженцев этого вида? Почему даже само слово айкидо стало нарицательным термином, широко используясь в настоящее время?

ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО?

Принципы Айкидо, самого молодого из японских воинских искусств, были раскрыты профессором Морихеем Уэсибой.

Отличительной чертой этого искусства явилось то, что оно сделало огромный скачок от традиционных физических искусств к искусству духа, от относительного воинского искусства к абсолютному, от агрессивных боевых искусств к духовным, которые стремятся к уничтожению конфликтной ситуации.

Ум управляет телом. Именно ум руководит, а тело следует за ним. Айкидо реализует этот принцип и учит, что прежде чем вы соберётесь переместить ваше тело, вы должны обратиться к своему разуму. Обычно после того, как человек впервые наблюдал выступление мастеров Айкидо, он решает, что видел инсценированное представле­ние. Все чувства говорят вам, что это фальшивка - говорят такие люди. Опровергать эту точку зрения бесполезно; единственный путь понимания Айкидо проходит через реальную практику.

В большинстве воинских искусств присутствует фигура нападающего врага, и целью тренировок является обучение методом нанесения ему поражения. В Айкидо целью является не поражение соперника, а победа над самим собой. Вот почему говорят, что Айкидо сделало скачок от материальных, физических воинских искусств к духовному военному искусству.

Совершенствование в одном из воинских искусств означает подчинение абсолютным законом Неба и Земли, или Природы, стремление расти в ней вместе с ней. Занятия Айкидо приносят не силу, а справедливость, не победу над врагом, а победу над собой. Когда искусство Айкидо будет отточено, не будет необходи­мости в поражении противника. И потому, Айкидо действительно сделало скачок от физического воинского искусства к духовному.

В Айкидо каждый прием подчинен законам природы, поэтому при исполнении приемов не должно ощущаться напряжения. Не нарушая законов Природы при любом движении, выигрываем, нарушая – проигрываем. В Айкидо не существует практики применения грубой физи­ческой силы. Для того, чтобы управлять противником, используется его собственная сила, а айкидист управляет ей. В связи с этим Айкидо может называться воинским искусством без боя.

Айкидо не просто искусство самообороны; в его движениях и технике вплетены элементы философии, психологии и динамики. Изучая различные приемы, в то же время тренируется ум, укрепляется здоровье и развивается нерушимое доверие к самому себе.

Принципы Айкидо быстро распространяется по всему миру, потому что люди видят, что способны их понять и применять на практике.

Зал не является единствен­ным местом тренировки. Айкидо учит не столько побеждать соперника, сколько самого себя. Прежде чем пытаться использовать силу вашего оппонента против него, надо научиться использовать полностью собственное Ки. С Востока пришло немало рассказов, повествующих об удивительных видах силы, подобной «массированным ветру или воде» и сметающей все на своем пути. Эту силу называют по-разному, но чаще всего (особенно в Японии) - «ки», а мес­тонахождение этой силы - хара или центр, или танден, или дяньтянь.

Почти все боевые искусства в той или иной степени уделя­ют внимание этой силе, а также путям и средствам ее разви­тия. Считается, что эта сила есть внутренняя энергия, или при­сущая энергия, что обладают ею все, но сознательно развили лишь немногие.

В начале само понятие Ки может показаться странным и трудным, но продолжение практики с применением верной техники принесет по­нимание. Однажды эта точка будет достигнута, и дальше должны после­довать обучение и тренировки, дающие возможность почувствовать глу­бокое удовлетворение от возможности проверить глубокие истины, ко­торым как видно нет конца.

Подобно тому, как природа любит и защищает всякое творение,
и помогает, всякому существу расти и развиваться, Айкидо ведет
каждого посвящающегося ему вперед по прямой и ближней дорожке и
дает возможность учиться мужеству, его истине со всей искрен­ностью...

Айкидо это комплекс в несколько тысяч приемов, использующих большей частью болевые захваты и «замки» рук с последующим броском при активном использовании биоэнергетических возможностей ор­ганизма. Психофизическую основу Айкидо составил трудоем­кий и длительный аутотренинг Уэсибы, сформулировавший еще в двадцатые годы, лозунг: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ни­чего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разруше­нию. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жесто­кой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение против­ника, а наоборот — вырабатывать в нас чувство любви и ува­жения к окружающим». Эти слова перекликаются и с мысля­ми создателя дзюдо Кано Дзигоро, и с древними поучениями патриархов, призывавшими видеть в противнике «второе я», необходимого партнера в процессе самопознания и само­совершенствования. С практической точки зре­ния, Айкидо представляет со­бой синтез многих традици­онных боевых ис­кусств Японии и является законченной дей­ственной системой приемов самозащиты как против без­оружных, так и против во­оруженных нападающих. Удивительное в применении Айкидо состоит в том, что про­тивник не в состоянии определить момент времени и место в техническом действии, где наступает радикальное изменение ситуации.

Почему же утверждается, что Айкидо уникально? Почти каждое боевое искусство может претендовать на то, чтобы считаться эффективным средством самозащиты, и многие из них являются одинаково безопасными для людей молодого и пожилого возраста. Чем же отличается от всех них Айкидо? Отличие заключается в тех весьма важных мотивировках и характерных эффектах, что определяют практику Айкидо, а также в том, что упор на них делается с самого начала! Айкидо — это исключительно искусство самозащиты. Носит чисто оборонительный характер и служит для защиты против ничем не спровоцированной атаки. В Айкидо нет атак! А тех­ника, которую использует айкидист, достигший определен­ной степени мастерства, не причиняет противнику серьезных повреждений.

В процессе создания своего Айкидо Уэсиба опирался на древнее искусство айки-дзюцу, в котором важное значение придавалось аутогенной тренировке, психофизической само­регуляции с целью концентрации и активизации жизненной энергии - «ки» для повышения адаптационных возможностей организма в экстремальных условиях деятельности и приме­нения этой энергии в конкретных ситуациях единоборства для поражения или нейтрализации противника. Подчеркивая важность регулярных и упорных тренировок в практике пси­хического самоусовершенствования, Уэсиба говорил: «Каж­дое утро человек, умываясь, очищает свое тело. Но ведь после сна необходимо освежить и сознание, а этого никто не делает». И когда его однажды попросили раскрыть секрет его мастерства, он ответил: «Чистота сознания».

В разработанной Уэсисбой системе самозащиты большой акцент делается на психической и соматической релаксации. Она позволяет сохранять внутреннее равновесие и спокойст­вие в самых критических ситуациях и использовать атакую­щую мощь противника против него самого. Ведя его за собой плавными движениями, как бы поддаваясь натиску и противо­поставляя силе собственную уступчивость, гибкую податли­вость, мастер Айкидо в конечном итоге с помощью легких движений искусно заставляет противника двигаться в невы­годном для него направлении и проваливаться в пустоту, не встречая сопротивления, увлекаясь инерцией собственного движения. Сам же мастер Айкидо при любых перемещениях и действиях сохраняет непоколебимую устойчивость, четкую координацию движений и полное духовное спокойствие.

Внешне движения в Айкидо кажутся легкими и изящными, плавными и мягкими, но на самом деле они наполнены внут­ренней мощью, которая в нужный момент позволяет мастеру Айкидо проявлять огромную силу и скорость. В целом для Айкидо характерны кругообразные движения вокруг своей оси, которые напоминают вращение волчка. Ведя тело про­тивника по округлой траектории, айкидист мощным враще­нием вокруг собственной оси вовлекает его в свое движение чтобы нарушить равновесие и в случае необходимости усугу­бить положение болевым воздействием на суставы рук. Ра­зумеется, это требует не только хорошей физической подго­товки и искусного владения техническими приемами, но, преж­де всего - большой психологической тренированности, позво­ляющей в совершенстве владеть собой.

Наряду с приемами айки-дзюцу в основу разработанной Уэсибой системы было также положено искусство джиу-джит­су (от дзюдзюцу, дословно — мягкое искусство) и традиции таких школ боевого искусства, как дайторю и киторю, в кото­рых он обучался определенное время (ответвлением джиу-джитсу является и современное дзюдо), а также некоторых других японских и китайских школ. Он успешно синтезировал их достижения, творчески обобщил многовековой опыт, усо­вершенствовав многие известные приемы и сведя их в строй­ную систему.

При этом Уэсиба значительно модернизировал древнее ис­кусство. В своей интерпретации философии, психологии и эти­ки Айкидо, разработанной им на основе синтеза ряда религи­озных учений (синтоизм, дзен-буддизм, «новая религия» омо-то-кё и др.), Уэсиба особо подчеркивал миролюбивый харак­тер искусства самозащиты, которое, по его мнению, должно применяться только исключительно в оборонительных целях. Он утверждал, что подлинное боевое искусство вообще не должно опираться на грубую силу, которая способна только разрушать, что истинны лишь те виды единоборства, которые служат сохранению мира, облагораживая самого мастера.

Рассматривая Айкидо как универсальное средство самоусо­вершенствования, полезное для всех людей независимо от на­циональной или расовой принадлежности, социального поло­жения, возраста, пола и т. д., Уэсиба акцентировал внимание своих последователей прежде всего на воспитательном и оз­доровительном значении искусства самозащиты, а не на его военно-прикладном аспекте. Подход к этой системе как к оп­ределенному «пути» морального и психофизического совер­шенствования, охватывающего все виды жизнедеятельности человека, отразился, в частности, в самом названии основанной Уэсибой школы, в котором традиционное обозначение боевых искусств - «дзюцу» (искусство) было заменено на «до» (путь). Сначала Узсиба назвал свою школу айки-но ми-ти (дорога айки), затем айки-будо (боевой путь айки) и, нако­нец, айки-до - путь («до») гармонии («аи») духовной энергии («ки»). Тем самым он стремился подчеркнуть, что это искус­ство не сводится к чисто прикладным функциям, а должно оказывать всестороннее воздействие на образ жизни челове­ка.

Подлинный триумф Айкидо принес всеяпонский турнир воинских искусств, состоявшийся в 1954 году. Демонстрация пластичной, грациозной и, беспорно, эффективной техники имела такой успех, что секции Айкидо стали открываться по всей Японии. В настоящее время многие представители японского биз­неса, управляющие частных и государственных учреждений, лидеры политических партий и общественные деятели занима­ются этим традиционным видом боевого единоборства. В Айкидо их привлекает возможность улучшить собственные де­ловые качества и организаторские способности, воспитать во­лю и целеустремленность, развить интуицию и способность принимать быстрые и точные решения в сложной ситуации, научиться снимать нервно-психическое напряжение или, нао­борот, в нужный момент концентрировать все силы для вы­полнения определенной задачи, и, вообще, управлять своим эмоционально-психическим состоянием.


МОРИХЭЙ УЭСИБА.

Предположим, что существует крутая гора, вершина которой не достигнута и, хотя многие пытались достичь этой вершины, только немногие прошли половину пути подъема. Некоторые оставили свой путь, некоторые погибли, но многие счастливо вернулись без зло­ключений. Тогда явился человек с железной волей, смелостью, реши­мостью и холодным самообладанием. С несгибаемым духом и знанием горы на базе опыта его предшественников, он, наконец, достиг по­следним усилием вершины. Он затратил всю жизнь, чтоб достичь этой вершины. Затем он посмотрел назад и открыл путь для других условными столбиками с надписью направления, которые он оставлял на пути подъёма. Сегодня любой человек может взбираться на эту гору, не теряя дороги, и может радоваться так же, как радовался в свое время он.

Если бы следопыт не показал дорогу к вершине, кто-нибудь, при­шедший позже, не только был бы лишен возможности взобраться на гору, но и не мог бы судить о том, правильна, или нет избранная им дорога. Кто бы не выразил свою благодарность за то, что было сдела­но первооткрывателем?

Мы чувствуем благодарность к тому, кто разгласил свой опыт для нашей жизни. Те, кто через Айкидо изучают законы природы и учатся использовать их на практике, выра­жают благодарность профессору Уэсибе за то, что он сделал.

Он родился в Японии. В детстве он был болезнен и слаб, и никто не мог вообразить, что он станет человеком крепкого здоровья и откроет настолько высокий вид искусства, который поразит всю Японию. Решив навсегда порвать с болезнями, он стал тренировать свое тело воинственной гим­настикой.

Зачинатель Айкидо, в котором дисциплина духа и умственной тре­нировке отводится выдающееся место, сначала, как и остальные, сам занимался только на физическом уровне.

Он практиковал почти все существующие воинские искусства, какие он полагал наилучшим. Дзюдо, Кэндо, штыковые приемы он воспринимал и изучал при каждой возможности. Он переезжал с места на место в поисках наставников и тратил свое наследство на этом пути. На протяжении этого периода тренировок он проявлял наивысшую вежливость к учителям и полностью отдавался тренировкам. Его тело стало крепким, как железо. Его неуклонным предназначением стало намере­ние посвятить себя тренировке так, чтобы он мог первенствовать над всеми другими. Пользуясь только деревянной саблей, он бродил по всей Японии и, если встречал кого-нибудь квалифицированнее себя, оставался с ним в качестве ученика до тех пор, пока не усваивал всё, чему мог от него научиться и тогда двигался дальше. Он стал самым искусным человеком в области воинских искусств в Японии. Фактически, он был непобедим.

Однако, как раз в то время, когда казалось, он уже достиг своей цели, в нем возникла мысль сомнения, но не в самих отдельных приемах, но скорее вообще во всех видах этих искусств. Валить других, сбивать их с ног, бороться и одерживать верх над ними - какая польза в этом? - спрашивал он. Если в этом заключается весь смысл для нас, какая этому цена?

Выиграть сегодня, значит в какой-нибудь день проиграть. Сегодняшний победитель завтра будет побежденным.

Двигаясь сегодня в первом ряду жизни можно наслаждаться чувством превосходства над другими, однако безусловно настанет время, когда кто-то превзойдет вас. Такие победы относительны. Существуют ли такие понятия, как абсолютная победа?

В глазах природы выигрыш или проигрыш в мире людей выглядит не имеющим цены и имеющим не более смысла, чем прилив и отлив волн к скалам. Не является ли растратой энергии посвящение своей жизни усилиям такого рода?

Можно подчинять других не будучи в состоянии управлять своим собственным разумом. Если не возможно управление своим умом по желанию, победа над другими не принесет счастья. Собственное эго может быть удовлетворено, но какое добро принесет это человечеству вообще?

Раз сомнения возрастали, они приводили к другим и, наконец, бесконечным сомнениям во всем. Но это время он откладывал своё мастерство в сторону и посвящал всю свою энергию на разрешение сомнений. Он стучал в двери знаменитых храмов и изучал философию. Он уединился и размышлял, чтобы открыть глаза своей души. Решившись разрешить эту задачу, он продолжал свой аскетический образ жизни. Один на горе, отбросив деревянный меч, он был весь поглощен вопросом, что такое воинское искусство?

После нескольких дет тренировки и странствий он однажды спустился с горы, взглянул в синее небо и вдруг, в это мгновение он почувствовал странное вдохновение. В озарении он познал истину. Он искал истину серьезно и стремился добросовестно найти ответ на свой вопрос. Наконец, душой и телом он познал истину Природы. Теперь он подчинил своё маленькое я и сделал дух Природы своим духом.

«Воинские искусства не связаны с грубой силой, сбивающей противника с ног и со смертоносными видами оружия, ведущими мир к разрушению. Подлинные воинские искусства, без борьбы, управляют­ся КИ Вселенной, сохраняют мир, созидают и приводят к зрелости всего в природе.

Поэтому воинская тренировка не является тренировкой, имеющей главной целью победу над другими, а практику любви к другим внутри нас».

С той поры профессор Уэсиба ощущал большие трудности, чтоб выразить это возвышенное чувство. Он понял, что невозможно про­будить такое состояние духа и тела с помощью воинских искусств и других методов, существовавших к тому времени. Должны были существовать новые виды искусств, которые могли бы демонстрировать волю Природы.

Таким образом воинские искусства, практикуемые профессором Уэсибой, изменялись изо дня в день и в конце концов развернулись в это новое творение, которым является современное Айкидо,

Жёсткие и яростные искусства, которые он практиковал раньше, и которые всё сокрушали, перевоплотились в благородное гармонич­ное искусство. Он за секунду бросал нескольких крепких людей, да так, что они, сбитые с ног, не знали, как это произошло. Каждое его движение находилось в согласии с законами Природы, а сила противника, которая направлялась на него, неизбежно обращалась против самого противника. Таким образом, он постиг положение абсолютного непротивления.

Природы обширна и глубока. Чей больше вы продвигаетесь вперед, тем больше вы видите впереди себя. Айкидо это путь без конца, находящийся в полной гармонии с Природой. Я нахожусь на первой ступени в области Айкидо и я еще практи­кую. Я буду продолжать так поступать весь остаток моей жизни и оставляю Айкидо, в наследство будущим поколениям.

Таким образом профессор Уэсиба выражал скромно и спокойно свой символ веры.

Когда началась Вторая Мировая Война, профессор Уэсиба, по своим личным соображениям, оставил додзё, построил хижину в горах и занялся крестьянством. После этого он двенадцать лет посвящал себя ментальной тренировка. В течение этого периода он не принимал новичков, но он вос­питал несколько учеников, к нему глубоко привязанных, которые навещали его в хижине.

Некоторое время после войны, профессор Уэсиба оставался в горах и посвящал себя на досуге тренировке. Он видел и наблюдал послевоенную мораль и видел, что она находится на низком уровне и что многие самоуверенные японцы, считавшие себя в умственном отношении вышестоящими, утратили самоуверенность после поражения их родины и даже отрицали само существование духа.

Профессор Уэсиба был убежден, что настало время обнародовать Айкидо широким кругам, дать им понять основы Природы и вернуть им еще раз их веру. Он созвал своих бывших учеников к себе и начал распростра­нение учения Айкидо.

Дух универсальной любви и рационального непротивления поняты сегодня всеми народами земли. Можно сказать, что долго лелеянное желание профессора Уэсибы внести хоть малый вклад в мир на земле, было выполнено.

В I960 г. он был удостоен японским правительством Почётной медалью на алом банте.

Айкидо поистине дает возможность познать природу, быть бла­годарным ей за удивительные дары, за то, что она делает её суть своей сутью и делает нас одним существом с ней. Это старание понять и практически применить законы Природы, выраженные в словах Ай и Ки, образуют фундаментальную концепцию искусства Айкидо.

СТИЛИ АЙКИДО.

Япония чрезвычайно традиционная страна. И, так же как это было и при создании Айкидо, только после смерти основателя произошло отделение мастеров, желающих создать свое Айкидо, таким, каким они его видят.

И, поскольку само происхождение Айкидо подразумевало массу вариантов, исполнение техники разделилось на «мягкие», классический и «жесткие» стили.

К «мягкому» относятся школы, продолжившие дальнейшее развитие в сторону «Ки» (внутренней энергии). Отличаются некоторой оторванностью от боевых искусств как таковых;

«Жесткие» стили это конгломерат Айкидо с «боевыми» школами (типа Дайторю), либо «новоделы» (в связи с невозможностью постичь или нежеланием постигать существующую высокую технику, происходит смена ее на эрзац под вывеской «Нам не нужно японское – мы европейцы. И нам нужна европейская техника, без всяких там «Ки»), либо ранние выходцы из Айкидо (типа Сигала);

Классический стиль, в общем, не делает упор ни на одном аспекте Айкидо, в то же время допуская достаточно широкий разброс по вариантам обучения.

К примеру, что происходит при исполнении одного и того же приема по разным школам: в случае «мягкой» школы будет достаточно экзотическая техника, в случае «классики» рациональная техника (ничего лишнего). В случае «жесткой» школы силовое воздействие на суставы или «болевые» точки.

ТЕХНИКА.

Визитная карточка Айкидо - бросковая техника. Это основа, но не меньшее внимание уделяется технике «укладки» (перевода партнера в положение лежа), и чрезвычайно большое технике «контроля» (удержания). Так же известно заблуждение об отсутствии в Айкидо ударной техники. В японских боевых искусствах есть термин: «Атеми ваза» - техника нанесения ударов. В Айкидо нет желания наносить травмирующий удар. Поэтому, при верном исполнении, существует масса вариантов настроить нападающего против одного направления и, воспользовавшись этим, провести прием по другому направлению. То есть атеми чаще всего играет роль шокового, расслабляющего, отвлекающего удара. Хотя, чем выше уровень занимающегося, тем больше применение атеми входит в привычку, врабатывается как одно из средств для достижения цели – проведения приема. Например: исполнение техники при входе под возможный второй удар (под бьющую руку) обязательно требует нанесения жесткого атеми. Это аксиома Айкидо. Наработка этого идет безусловно. И в случае, если нападающий не защитился, чья вина, даже не обсуждается.

В контексте изучения Айкидо можно рассматривать три варианта работы с нападающим:

Защита от нападения:

Самый стандартный вариант для Айкидо: нападающий нападает, защищающийся защищается.

Защита от защиты от нападения (тренировочные упражнения на чувство партнера. Можно использовать как контрприемы):

Защищающийся нападает и используя неправильное исполнение приема (или провоцируя его) выполняет свой прием. Возможна бесконечная качелеобразная трансформация.

Бесконтактная работа:

Техника, основанная на психологии человека. Пример: если привязать перед ослом ветку зелени, он будет бежать за ней (вместе с ней) «вечно». Дав себе команду что-то сделать, и если цель близка, человек не сможет остановиться. Если протянуть человеку руку и в момент захвата убирать, сохраняя расстояние до захватывающей руки достаточно малым, получится бесконтактная техника. Для исполнения надо очень хорошо чувствовать дистанцию.

Айкидо непременно требует сотрудничества. Плодотвор­ное изучение и освоение его элементов, техники и мо­ральных принципов возмож­ны только в том случае, ес­ли, по меньшей мере, два че­ловека готовы с обоюдной пользой взять на себя вза­имосвязанные роли беруще­го (укэ) и дающего (нагэ) знания и опыт. Этот непре­ложный факт имеет особое значение, и поэтому о нем необходимо никогда не за­бывать.

Гармония и любовь во вза­имоотношениях с ближними, без которых невозможно обойтись во время трениро­вок, способствуют росту вза­имопонимания. Все техническое содержание Айкидо и спосо­бы его преподавания служат достижению только благо­родных целей.

На первой ступени обучения начинающий айкидист, в за­висимости от способностей, то или иное время интенсив­но занимается изучением простейших технических эле­ментов как то: стойки, исходные положения (позиции), дистанции боя, положения рук, перемещения тела и т. д. - и осваивает приемы сохранения статического и динамического равновесий тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне.

Эта ступень обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются основными составными частями всех применяемых в Айкидо технических приемов, качество их исполнения оттачивается неустанными и многократными тренировками. Только они являются определяющим фактором успеха на пути к мастерству.

Одновременно с ростом теоретических знаний, тело занимающегося проходит ступени физического совершенства. Следует обратить особое внимание нетерпеливых учеников и поверхностных учителей на то, насколько значим первый этап для дальнейшего прогресса в ходе об­учения.

Вторая ступень начинается с изучения основных техни­ческих приемов Айкидо, ко­торые выполняют как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с соперни­ком, но вначале в строго определенных умеренных пределах.

Поскольку, по мере соверше­нствования навыков, темп атаки становится все стреми­тельней, а техника оборони­тельных действий все отточенней, наставник начинает предъявлять к демонстриру­емым учениками приемам все более и более повышен­ные требования. Хороший наставник постепенно подво­дит своих учеников к осво­ению тех особых элементов и упражнений, которые рань­ше или позже приближают их к подлинному мастерству. Айкидо можно изучать и по­стигать как с помощью опы­та собственного тела, так и общаясь с наставником и своими партнерами по та­тами. Об этом основополагающем правиле необходи­мо периодически напоми­нать тем ученикам, которые однобоко стремятся к совершенствованию преимущест­венно в духовном плане. Возможно, они хорошо осво­ят основные принципы и со­держание Айкидо, но никогда не смогут на деле соединить теорию и практику. Если ученик на все атаку­ющие действия соперника научился реагировать урав­новешенно, без промедления и соответствующим той или иной ситуации образом (ирими или тэнкан), и его подсоз­нание подготовилось к по­стижению духовного содер­жания Айкидо, можно пере­ходить к третьей ступени обучения.

Теперь можно заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех много­образных элементов и техни­ки Айкидо, с которым ученик познакомился ранее, но и на­чинать приобщаться и к дру­гим формам, которые соот­ветствуют его возможно­стям и способствуют росту его мастерства. К таким, на­пример, относятся основные технические приемы, ис­пользуемые при вооружен­ном нападении (изменение дистанции боя, концентра­ция внимания и усилий, что­бы избежать поражения ору­жием). Все они способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражне­ния с несколькими партнера­ми или нацеленные на отра­жение атаки в необычном для европейцев положении на коленях. Нельзя пренеб­регать также и изучением других основополагаю­щих дисциплин Айкидо: тре­нировочных поединков с од­ним или несколькими (вооруженными) нападающими, которые происходят спон­танно, в зависимости от си­туации.

Только постоянное и не­устанное повторение всех ви­дов технических приемов Айкидо гарантирует неуклон­ный рост мастерства. Занятия Айкидо содержат в себе и медитационные эле­менты, а благодаря этому из изнурительной кропотливой работы превращаются в под­линный путь постоянного совершенствования (до). Благодаря многолетним тре­нировкам скрытые в Айкидо позитивные духовные силы высвобождаются. Они про­никают глубоко в подсозна­ние спортсмена и оказывают благотворное воздействие на все стороны его жизни. Состоявшийся айкидист способен обрести самого себя и трезво определить свою роль и свое место в окружающем мире. Это наделяет его подлинной свободой решать и действовать. Внутренняя уравновешенность, присущая айкидистам, гармония с окружающим миром позволяют мирно разрешать конфликты.

Воспринимаемое вначале только поверхностно как способ самозащиты увлече­ние Айкидо перерастает затем в совершенный образ жизни и специфическое состояние духа, которое углубляет сознание занимающегося и открывает ему новые горизонты бытия. Настоящий мастер знает, что всегда следует стремится к идеалу, даже если он почти всегда остается недосягаемым. Меньше всего надо обращать внимание на всевозможные поражения, разочарования, проявления недоброжелательности и неблагодарности. И даже после поражения надо находит в себе силы, чтобы опять встать на ноги и продолжат свой путь к совершенству. Каждый кто занимается Айкидо, должен приблизить к совершенству настолько, чтобы почувствовать гармоничное слияние со Все­ленной как с родиной всего живого, источником никогда не увядающей силы и симво­лом постоянного обновле­ния. Достигнув такого есте­ственного состояния, дейст­вуйте, ведь вы как бы вместе с этим приобрели сильный, защищенный центр и полу­чили возможность жить в мире со всеми людьми. Лучшие мастера развивают драгоценную идею Айкидо и сохраняют ве­рность своему делу на протя­жении всей жизни на пользу грядущих поколений.

Каждый, кто хочет достичь совершенства в Айкидо, дол­жен тренироваться, постоянно усложняя свои упражнения. Таким образом приобретается уверенность в том, что несмотря на перегрузки и различные неожиданные трансформации, можно выдержать любой натиск. Зная все возможности и границы применения Айкидо, в неблагоприятные моменты спортсмен избавляется от страха перед падением, своеобразным символом поражения или неудачи, и раскрепощает тем самым все свои духовные и физические силы, которые до этого были закомплексованы только на собственном Я. Айкидист осознает радость бытия и наслаждается ею. Опыт, необходимый для интуитивного использования своих познаний, можно приобрести только в результате длительных и упорных практических занятий Айкидо.

ТРЕНИРОВКИ В АЙКИДО.

Айкидо невозможно изучать толь­ко теоретически. Айкидо, скорее, область практи­ческая.

Так как Айкидо очень подви­жный вид спорта, на тренировках эффективно и гармонич­но развиваются все группы мышц спортсменов. Методика тренировок Айкидо строится на очень про­стых принципах. Айкидист длительное время упорно от­рабатывает продемонстри­рованные наставником эле­менты и технические приемы до тех пор, пока его тело не приобретет достаточный опыт, необходимый для действия, но уже на интуитивном уровне. Прогресс в обучении проявляется в по­стоянно увеличивающейся физической и духовной гар­монии. Как правило, ученик осва­ивает все технические при­емы вместе с равноценным по рангу (опыту) партнером. После каждых четырех дей­ствий происходит обмен ро­лями между нападающим и обороняющимся. Для повы­шения безопасности и опробирования собственных воз­можностей производится также частая смена партне­ров без ограничений по воз­расту, полу и физическим возможностям. В соответст­вии с духом Айкидо трениру­ющиеся обязаны поддержи­вать между собой товари­щеские отношения. Поэтому из-за отсутствия в Айкидо ду­ха жесткого противоборства этот вид «диалога тел» не допускает жестокого пода­вления более слабого про­тивника.

Хороший наставник должен общаться со всеми ученика­ми независимо от степени их мастерства и способностей с одинаковой требовательно­стью и осмотрительно загру­жать их на тренировках. Он способствует развитию ин­дивидуального стиля у каж­дого ученика до тех пор, по­ка он не начинает противоре­чить основным принципам и техническому содержанию Айкидо. В отличие от тради­ционных строго иерархичес­ких отношений между учени­ком и учителем, культивиру­ющихся на родине Айкидо, в Европе предпочитают стиль умеренного руководст­ва действиями подопечного, основанный на сотрудниче­стве. Учитель должен забо­титься о разнообразии тща­тельно продуманных трени­ровочных программ, по­строенных с учетом индиви­дуальных способностей уче­ника. Прогресса в обучении достигают, опираясь на са­моотверженность, личное влияние, знание предмета и образцовое отношение к делу.

Длительность тренировки в Айкидо, как правило, не превышает 120 минут, иначе существует опасность перенапряжения и травматизма. Ниже приведено расписание занятий, которое может слу­жить руководством для про­ведения тренировок в смешанных группах:

приветствие и гим­настика (растяжка и укрепление) 20 минут;

искусство страховки при падении (кувырки) 10 минут;

начальные упражнения на совершенствование
элементов (без и с партнером) 10 минут;

техника бросков 50 минут;

вольная схватка (вольная атака) 10 минут;

гимнастика (силовые упражнения и растяжка) 7 минут;

расслабление и поклон 3 минуты.

При освоении учебных кур­сов и проведении трениро­вочных занятий, преследую­щих особые цели, необходи­ма более сильная концентра­ция усилий на тех или иных дисциплинах Айкидо.

ДО-ДЗЁ (помещение для тренировки)

Помещение для занятий Айкидо обозначается как до-дзё (место для следования по пу­ти). Поскольку спортивных площадок немного, лишь не­которые спортивные объеди­нения располагают специа­льно оборудованными залами. В других случаях айкидисты вынуждены выстилать пол любого зала (помеще­ния) эластичными матами (татами). На это требуется немного времени. Тренировочная площадка должна быть достаточно просторной, чтобы все тех­нические приемы могли бы отрабатываться без угрозы травмировать занимающихся рядом спортсменов. На время особенно по­движных упражнений наставник делит учеников на 2 группы. Одна группа ждет, пока занимается вторая, и внимательно следит за происходящим, находясь в положении сидя, обыгрывая в памяти всевозможные ва­рианты технических при­емов, а затем сменяет пер­вую на татами. Каждый до-дзё является ме­стом коллективного обще­ния, поэтому необходимо из­бегать помех проведению трениров­ки. Неуместны громкие разговоры и бурные выражения эмоций. Чтобы избежать травм, спортсменам запрещается на тренировках иметь при себе какие-либо украшения.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗМИНКИ.

Гимнастические упражнения служат для того, чтобы разо­греть, раскрепостить и укре­пить тело айкидиста, т. е. подготовить его к непосред­ственной отработке техни­ческих приемов. Так как на­чинающие спортсмены часто бывают физически слабо подготовлены и при выпол­нении приемов Айкидо испы­тывают трудности, внача­ле тренировка, рассчитанная на особую выносливость, в большинстве случаев ис­ключается. Именно поэтому руководитель занятий в первые месяцы уделяет большое внимание интенсив­ной и разнообразной гимна­стике. Разнообразные упражнения выполняются в положении стоя, на коленях и лежа. Изобретательность учителя не ограничивать­ся никакими пределами. Повы­шается подвижность позвоноч­ника и всех суставов, укрепляются мыш­цы в области затылка, спины, ног и рук. Упражнения, развивающие подвижность всего тела и укрепляющие мышцы чередуются с рас­слабляющими их после на­грузки.

Техника Айкидо чрезвычайно сложна в изучении. Длительный прогресс можно напрямую сравнить с образованием. Детский сад. Школа. Университет. Причем довольно точно совпадает по времени. Обязательность посещения занятий. Существует правило 10000 повторений. Столько раз для полного изучения нужно повторить прием. Развитие занимающегося происходит по спирали. Одна и та же информация поступает под разными углами, накапливается, создается ощущение стесненности. И тогда, в один прекрасный момент, происходит Прорыв… И все кирпичики встают на свои места. Или все рассыпается до следующей попытки. А там как повезет…

Иногда, при взгляде на продвинутых учеников, исполняемая ими техника кажется не настоящей. Создается ощущение, что нападающий поддается. На самом деле каждый из них исполняет свою часть приема. Один делает бросок, другой выполняет страховку, защищая себя от травм при падении. Это непременная часть изучения Айкидо. Практически весь первый год занятий уходит на закладывание основ самостраховки. С течением времени вся забота о безопасности ложится на собственные плечи. Поэтому не удивительно, что партнер, предугадывая направление броска, заранее движется по безопасной для него траектории.

Отсюда правило, о котором часто забывают и из-за несоблюдения которого чаще всего и случаются травмы: при выполнении партнером техники нельзя расслабляться. Нужно быть собранным, так как каждый обучаются своему.

Метод преподавания каждый с каждым. Отсутствие цветных поясов (в некоторых школах Айкидо используются для определения уровня подготовленности).

Соревнования в Айкидо по принципу единоборств бессмысленны. Поэтому для Госкомспорта и по его заказу разработаны специальные правила и проводятся соревнования между парами на лучшее исполнение. Так же есть вариант проведения соревнований по принципу оценки эффектности выполнения заранее разработанной композиции. Выглядят такие соревнования несерьезно, да и официальный Токио это не приветствует.

АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ.

Результатом регулярных занятий Айкидо будет заметное улучшение вашего здоровья, особенно дыхания и кровообра­щения. На дыхание влияние оказывает брюшное дыхание, а на кровообращение — регулярная двигательная тренировка. В свою очередь, улучшение дыхания и кровообращения поз­воляет крови более быстро и регулярно доставлять «свежий материал» во все органы тела и в то же время помогает сох­ранить вены и артерии свободными от засоряющего материа­ла и жировых отложений. Так как Айкидо направлено на уменьшение лишних умст­венных напряжений, то обеспечиваются выходы всякого рода скоплений умственного «мусора». Обычно мягкая, доброже­лательная атмосфера в додзё Айкидо, фактически, являет собой резкий контраст зачастую напряженной, жестко конт­ролируемой атмосфере, типичной для практики других бое­вых искусств. Конечно, любая физическая активность посте­пенно будет улучшать общее физическое состояние, но физи­ческая подготовленность как самоцель может сделаться скуч­ной и в конечном итоге свестись к утомительной рутине, к ко­торой придут рано или поздно многие люди. Тренировочные же возможности Айкидо столь многообразны и требуют столь усердного применения сил как умственных, так и физических, что можно продолжать практику бесконечно.

АЙКИДО В ИЖЕВСКЕ.

Развитие массовой популярности и собственно начало тренировок для всех желающих, пришлось на 1990 год. Первым преподавателем Айкидо в Ижевске стал Олег Плехов (имя не точно). Он дал толчок к развитию, но, тем не менее, заметного следа не оставил, хотя и имел на тот момент 2 дан (вроде бы). Практически для всех инструкторов, преподающих Айкидо на нынешний день, первым инструктором стал Масальцев Дмитрий. Стадион «Динамо», 5 зал, очень жесткие маты завода «Пластмасс»… Так все и начиналось. Главным пропагандистом Айкидо в Уральском регионе был основатель собственного стиля «Реального Айкидо» югослав Любомир Врачаревич. Свою технику он передавал Морозову Павлу (г. Екатеринбург), у которого, в свою очередь, повышал мастерство Дмитрий. Через несколько лет основным местом проведения тренировок стали с.к. «Ижсталь» и с.к. «Темп». Клуб приобрел свое имя «Доджо-Ижевск», свою тренерскую в зале. Достигнув определенного уровня мастерства и самостоятельности Морозов разорвал отношения с Врачаревичем и основал лигу «Интерайк». Масальцев последовал за ним. Не все были с этим согласны и произошел первый раскол. Позднее, как это всегда и бывает, по достижении достаточного уровня некоторые ученики пожелали перейти на тренерскую работу. Возник конфликт, второй раскол, и из одного клуба стало три.

Параллельно происходило становление другого клуба - «Майдзуру». Его основателем стал Лев Шкляев, учитель физкультуры в 22 школе. Заинтересовавшись Айкидо, он стал заниматься в клубе «Доджо-Ижевск» , но регулярное посещение семинаров классического Айкидо в г. Москве под руководством тренеров, аккредитованных японским центром Айкидо Айкикай вывело технику «Реального Айкидо» в соответствие слову «новодел».

Сейчас в Ижевске существует 4 независимых клуба любителей Айкидо:

1. «Федерация Айкидо Айкикай Удмуртской Республики»

(ранее клуб «Майдзуру») спорткомплекс УдГУ;

2. «Федерация Реального Айкидо и Джиу-Джитсу» с.к. «Ижсталь»;

3. Лига «Интерайк» (Екатеринбург) с.к. «Ижсталь»

4. Клуб «Сегун» с.к. «Темп»

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бранд Р. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития.

пер. с нем. - М.; изд. «Двойная звезда», Агенство «Фаир», 1994.

2. Гвоздев С.А. Айкидо. Айки-джитсу: Учебное пособие для ДЮСШ.

- Мн.: «Современное слово», 2000.

3. Матвеев В.А. Айкидо

- Калуга: ПКФ «Мираж-1», 1991.

4. Коити Тохэй Что такое айкидо.

Ротапринт тип. «Московский печатник».

Скачать архив с текстом документа