по дисциплине: Отечественная история. Тема: Внешняя политика СССР 30-ых годов
СОДЕРЖАНИЕ: В первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами. На протяжении 20-ых, 30ых годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значениеМосковский Городской Юридический Институт
Факультет юридический
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Отечественная история.
Тема: Внешняя политика СССР 30-ых годов.
студент
группа
преподаватель
Москва
2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ОТНОШЕНИЯ СССР С АНГЛИЕЙ, США И ФРАНЦИЕЙ |
5 |
2. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ РОСТА ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ |
9 |
3. МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ СССР |
11 |
4. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ |
13 |
5. СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА |
16 |
6. ВХОЖДЕНИЕ ПРИБАЛТИКИ В СОСТАВ СССР |
19 |
7. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР НА ВОСТОКЕ |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
24 |
ЛИТЕРАТУРА |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
В первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами. На протяжении 20-ых, 30ых годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.
В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в поддержку одной из подвергнувшихся агрессии держав – Эфиопии, дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г., наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной борьбы Советского Союза за мир и безопасность.
Национал-социалистская, или нацистская, партия Германии, возглавляемая Адольфом Гитлером, быстро набрала силу. Вину за низкую заработную плату и безработицу в Германии Гитлер взвалил на евреев. Он сформировал подчинявшиеся лично ему вооруженные отряды (СА), членов которых называли штурмовиками. Они охраняли нацистские митинги, избивали коммунистов и евреев. После ноябрьских выборов 1932 года, нацистская и центристская партии сформировали правительство. 30 января 1933 года Гитлер стал канцлером Германии.
Ни один народ, даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то воодушевление, которое в 1941 г. охватило все народы Европы. Всего лишь двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и еще никто не забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как удар судьбы. Один из очевидцев событий. Американский историк немецкого происхождения, Уильям Ширер пишет: «На рассвете 1 сентября 1939 года… в воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели- колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки- военные и гражданские поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения».
Даже объявление войны западными державами не смогло поколебать в немецком народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен лживой пропагандой, чтобы быть в состоянии трезво оценить происходящее. Гитлер хотел войны, и это является документально подтвержденным фактом. Но он не добился бы так легко этой цели, если бы не нашел необходимых союзников и противников в лице Советского Союза, Польши и Англии. Решающее значение имела позиция СССР.
1. ОТНОШЕНИЯ СССР С АНГЛИЕЙ, США И ФРАНЦИЕЙ
В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию.
Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.
Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.
1 сентября 1939 года немецкие войска напали на Польшу. Великобритания и Франция объявили Германии войну, а вслед за ними страны, входившие в состав Британской империи: Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Канада. США и Италия пока не воевали, но было очевидно, что начало всеобщей войны - вопрос времени.
В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока (Германия, Италия, Япония).
Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.
Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.
Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».
Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.
Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.
17 апреля 1939 года советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвекцию. При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР, Польше и Румынии. Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.
Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительно больше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по-видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально-экономической формации. Переговоры с СССР западные державы вели, прежде всего, для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами.
После оккупации Германией Чехословакии Советский Союз расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности; К тому же Франция и Великобритания, правительства которых Литвинов тщетно пытался убедить в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками, и не видели, каким образом советские войска смогут участвовать в боевых действиях из-за отказа Польши и Румынии: пропустить их через свои территории.
Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее, отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют «моральным эмбарго», больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.
В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать советско-германскую войну.
2. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ РОСТА
ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Мечтая отвоевать земли, которых Германия лишилась после первой мировой войны, и захватить новые, Гитлер приступил к созданию вооруженных сил. Он закупил оружие и ввел всеобщую воинскую повинность: каждому молодому человеку предписывалось какое-то время отслужить в армии. Готовясь к войне, Гитлер еще в 1938 году отдал приказ о строительстве так называемого Западного вала- системы мощных укреплений, протянувшихся на тысячи километров от границы со Швейцарией, вдоль германо-французской и германо-бельгийской границ до Голландии.
В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского Союза находили отражение и в его международной политике. Особый «сталинский» почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах советского правительства.
1934 г. – СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ.
1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пакта о взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращении гитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор была внесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакии со стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будет оказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительность тогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороны Германии.
С 1939 года Советский союз проводил в целом здравую внешнюю политику, которая ставила целью создание в Европе системы коллективной безопасности. До 1937 года были заключены договоры о взаимопомощи с Чехословакией, Францией, Монголией, договор о ненападении с Китаем.
Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР и прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима (независимо от его причин), о неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.
Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о могуществе нашей страны, ее способности противостоять любой агрессии и о том, что в случае нападения все боевые действия будут вестись только на территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.
В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все более и более на личных взглядах Сталина.
3. МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ СССР
Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области.
29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы. После Чехословакии Гитлер обратил взоры на Польшу, которой в 1919 году была отдана узкая полоска земли, открывавшая доступ к порту Данциг на Балтике и разделившая надвое немецкую Пруссию. Гитлер потребовал возвращения Данцига Германии и возможности беспрепятственно пересекать «польский коридор». Польша отказалась выполнить эти требования, учитывая, что Великобритания с Францией в случае нападения Германии обещали ей свою поддержку.
Мюнхенское соглашение, оцениваемое в мире как сговор и капитуляция западных держав одновременно, означало нарушение принципов международного права. Без участия Чехословакии ее судьба была решена путем угрозы применения силы, без единого выстрела. Страна лишилась пятой части своей территории, на которой проживало около четверти населения, мощных пограничных оборонительных сооружений, половины тяжелой промышленности. Германия значительно укрепила свои стратегические позиции. Резкое нарушение равновесия сил в Европе открыло реальную перспективу установления нацистской гегемонии на континенте, причем Гитлер получил возможность ускорить начало войны. Ее сроки были передвинуты на 1939 год.
Что же обусловило такой поворот событий? На наш взгляд таких причин было несколько.
В первую очередь, необходимо отметить, что сама обстановка, сложившаяся на мировой арене к весне 1939 г., объективно способствовала тому, что Советский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и ему надо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. вторая мировая война в своей локально – очаговой фазе была уже реальностью. В сложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы: достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве; заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистской коалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и, возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны.
4. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.
Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол
Германия и ее союзники наращивали военный потенциал. Немецкие войска были готовы к нападению на Польшу, правительство которой не верило Сталину и отказывалось от помощи СССР в защите независимости страны. Москва опасалась, что Англия может втянуть СССР в войну с Германией, а сама останется в стороне. Франция в значительной мере утратила самостоятельность и шла в фарватере английской политики.
С вторжением Германии в Польшу началась вторая мировая война. Великобритания и Франция официально объявили войну Германии, и этим их помощь Польше ограничилась.
Германская армия следовала тактике блицкрига – молниеносной войны. Военные действия начались атаками пикирующих бомбардировщиков, за ними шли танки, а следом – пехота. Спустя час после вторжения немцев в Польшу половина польской авиации, которая даже не успела подняться в воздух, была уничтожена. Варшава подверглась жестокой бомбардировке. Через месяц вся Польша уже находилась в руках врага.
СССР фактически продолжал оставаться в положении международной изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением Германии о заключении договора о взаимном ненападении.
Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939 г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем подписании договора о ненападении.
Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем ответе Гитлеру дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание соглашения о ненападении.
23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал, что СССР и Германия обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами. Содержание договора, который базировался на основных положениях договора 1926 года о ненападении и нейтралитете, не расходилось с нормами международного права. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия (позднее к этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики. Протокол составляет органическую часть пакта».
Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась антифашистская кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь называли «поджигателями войны».
Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял заключенные им с Германией соглашения. Советское правительство всемерно старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не дать ей какого-либо повода к нарушению советско-германских соглашений. Такими принципами руководствовались не только дипломатические, военные, хозяйственные и другие советские ведомства, отвечавшие за состояние отношений с Германией, но также печать и радио.
Угроза войны перед Советским Союзом
Стремясь укрепить сотрудничество со своими основными союзниками, гитлеровская Германия добилась в сентябре 1940 года тройственного пакта о политическом и военно-экономическом союзе с Италией и Японией. Он определил сферы влияния каждого из трех государств, провозгласил их целями раздел мира и порабощение народов. Тройственный пакт был направлен против СССР, Великобритании, США и других стран.
Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к прекращению недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта с германским руководством выяснить их действительные намерения. Еще в ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с Гитлером не привели к смягчению напряженности.
Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно против СССР. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в подготовке к нападению на нее.
21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-советских отношений. Ответа не последовало, а 22 июня 1941года гитлеровская Германия, грубо нарушив пакт о ненападении, без объявления войны напала на Советский Союз.
5. СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА
Начиная с 1917 г. Советский Союз вел лояльную политику в отношении всех малых государств и национальных окраин бывшей Российской империи, в том числе и по отношению к Финляндии. Как известно, согласно ленинским принципам ведения внешней политики, сразу после революции, в декабре 1917 г., был подписан декрет о независимости этой страны. В 1920 г. произошло окончательное определение границ двух независимых государств. Граница между СССР и Финляндией была проведена в 32 км. от Петрограда (Ленинграда). В 1932 г. между двумя странами был заключен договор о ненападении. Таким образом, до середины 30 г.г. отношения Советской страны и Финляндии были в целом нормальными.
Однако, то что устраивало Советский Союз в период мирной передышки между двумя мировыми войнами, не могло устраивать его в обстановке начавшегося конфликта. Непосредственная близость границы к стратегическому, политическому и экономическому центру страны, недружелюбность, высказываемая финским руководством в отношении СССР, реальная возможность нападения Гитлера на наше государство с территории Финляндии все эти обстоятельства создавали реальную угрозу безопасности Советского Союза и должны были быть устранены.
С апреля 1938 г. по ноябрь 1939 г. СССР пытался найти выход из создавшейся ситуации мирным путем. В этот временной промежуток советским руководством был выдвинут целый ряд предложений по обеспечению безопасности советских границ, начиная от идеи о заключении договора о дружбе и кончая предложениями по обмену территориями. Однако финское руководство не пошло на уступки, на что, несомненно, имело право.
В ответ на такую политику Финляндии осенью 1939 г. СССР аннулировал договор о ненападении 1932 г. и отозвал своих дипломатов. В ноябре 1939 г. начались боевые действия между советской и финской сторонами. Предлогом для начала войны послужили провокации, якобы имевшие место на советско-финской границе.
Финляндия упорно защищала свой суверенитет, однако у нее не было сил, достаточных для успешного сопротивления такой сильной стране, каковым являлся Советский Союз. Части Красной Армии активно продвигались по территории финского государства. Советское руководство, считая войну уже выигранной, создало в г. Зеленогорске (г. Териоках) Правительство Финляндской народной республики, состоящее из финских эмигрантов, живущих в СССР. Это правительство не получило поддержки финского народа, было признано им самозваным. Однако, Молотов, подписавший договор о дружбе с новым правительством, отказался вести переговоры о мире с настоящим руководством. Эта акция еще более усилила сопротивление Финляндии, на защиту которой поднялись жители, возмущенные этими неправомерными действиями.
Таким образом, из-за неразумных действий своего руководства, СССР оказался в невыгодном политическом положении.
В начале декабря 1939 г. финское правительство обратилось в Лигу Наций с просьбой о помощи. Эта организация приняла решение, обязывающее Советский Союз прекратить военные действия и начать переговоры о мире. Сталинское руководство отклонило это предписание, из-за чего СССР был исключен из Лиги наций.
Зимой 1940 г. Красная Армия, продолжая наступление, ценой больших усилий и потерь сломала линию финских укреплений на Карельском перешейке (так называемая линия Монергейма).
Англия и Франция, выполняя решение Лиги Наций, решили помочь Финляндии: зимой 1940 г. финской армии было поставлено английское и французское оружие, было высказано предложение послать на помощь войска. Оказавшись под угрозой втягивания в войну с крупнейшими странами мира, Советский Союз был вынужден прекратить военные действия и в марте 1940 г. подписать мирный договор. По условиям этого договора СССР получал следующие преимущества:
· Карельский перешеек, полуостров Рыбачий, ряд островов передавались во владение Советского Союза;
· Полуостров Ханко передавался в аренду СССР на 30 лет с правом построения на нем советских военно-морских баз.
Таким образом, несмотря на некоторые положительные результаты, каковыми можно назвать удаление границы от экономических и стратегических центров страны и обеспечение возможности построения советских военных баз в северных водах, советско-финская война во многом помешала успешной подготовке к войне с Германией, явилась трагедией для обоих народов, подорвала международный авторитет СССР и в целом ее нужно оценивать отрицательно.
6. ВХОЖДЕНИЕ ПРИБАЛТИКИ В СОСТАВ СССР
Как известно, по условиям секретных протоколов, приложенных к советско-германским договорам, территория прибалтийских государств: Эстонии, Латвии, Литвы была отнесена в сферу интересов Советского Союза, при условии, что экономические соглашения между Германией и этими странами останутся в силе.
В сентябре-октябре 1939 г. СССР заключил с этими прибалтийскими государствами договоры о ненападении и взаимопомощи, по условиям которых на территории этих стран был размещен ограниченный контингент советских войск.
Однако, не удовлетворившись таким ограниченным влиянием на эти страны, в начале июня 1940 г. в Литве, Эстонии и Латвии были сделаны заявления советского руководства, которые по форме и существу носили ультимативный характер. Правительство СССР утверждало, что руководства этих государств грубо нарушили договоры о взаимопомощи, готовили нападение на части Красной Армии, размещенные на их территории. Утверждалось, что для координации своих действий против СССР три страны создали антисоветский военно-политический союз Балтийская Антанта.
В этой связи руководство СССР потребовало отставки правительств Латвии, Литвы, Эстонии и сформирования новых, способных, как говорилось в заявлениях, обеспечить честное проведение в жизнь пактов о взаимопомощи, а также допуска на территорию трех стран дополнительных крупных частей Красной Армии. В случае отказа выполнить эти требования Молотов предупредил, что Правительством Советского Союза будут приняты соответствующие меры. На ответ Литовскому правительству было дано десять часов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов дневного времени. Одновременно дипломатическим представителям трех стран было заявлено, что в формировании новых правительств примут участие советские представители.
Почему вдруг СССР предъявил эти ультиматумы? Никаких враждебных Советскому государству планов у руководства этих стран не было. Когда Молотов готовил эти ультиматумы, у него не было никаких доказательств существования подобных планов. Не были они обнаружены и позже, когда в руки советской стороны попали все архивы прибалтийских правительств.
На наш взгляд, все дело в том, что уже к концу мая стал понятен скорый исход боевых действий в Западной Европе: Франция будет разгромлена, а Великобритания загнана на свой остров. Все эти прогнозы осуществились в начале июня. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях, еще более уверенной в себе, а значит, еще более агрессивной. После разгрома Франции Германия потеряла стратегический интерес к сохранению дружбы с СССР. Именно в этот период советским правительством было решено довести до конца территориально-политическое переустройство прибалтийских стран, права на которое Советский Союз получил по секретным протоколам 1939г.
А что прибалтийские правительства? Они знали, что если откажутся удовлетворить советские требования, вопрос будет решен силовыми средствами. В такой ситуации им мог помочь только протест Германии против подобных действий СССР в Прибалтике. Германское правительство сочло эти действия отходом Москвы от своих категорических заявлений, однако нашла нецелесообразным раньше времени ссориться с Советским Союзом и поэтому твердо придерживалась политики невмешательства.
В этих условиях прибалтам ничего не оставалось, как принять советский ультиматум. Старые правительства ушли в отставку, в Латвию, Литву и Эстонию были введены значительные силы Красной Армии, в несколько раз превышающие по численности национальные армии этих государств. Для формирования новых правительств и последующего руководства их деятельностью в Литву прибыл замнаркома иностранных дел В. Деканозов, в Латвию – зампредседателя Совнаркома А. Вышинский, в Эстонию секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. Кризис завершился создание просоветских правительств, действовавших в отпущенное им историей время на основе директив Москвы и ее представителей на местах, и подписанием в июле 1940 г. со стороны прибалтийских стран деклараций с просьбой о принятии их в состав СССР.
Оценивая итоги политики Советского Союза в отношении Прибалтики необходимо отметить, что присоединение ее к СССР сыграло положительную роль в деле обеспечении безопасности западных границ и дало возможность отодвинуть предполагаемый рубеж первоначальной обороны от центров страны, однако те методы, которыми велась эта политика, заслуживают самого жесткого осуждения и противоречат всем международным и советским правовым нормам.
7. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР НА ВОСТОКЕ
Бои у реки Халхин-Гол
На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии. Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.
Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале августа 1938 г. разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение с Советским Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на этом не успокоилась. Она решила нанести удар против Монгольской Народной Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.
Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129 дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.
События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение. Они предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.
После подписания советско-германских договоров Япония не решилась продолжать свою агрессию против СССР.
Таким образом, благодаря успехам Красной Армии в борьбе с японскими агрессорами один из возможных противников был выведен из состояния боевой готовности еще до начала Великой отечественной войны, и Советскому Союзу удалось избежать войны на два фронта и в течение всего периода успешно сдерживать Японскую агрессию. Несомненно, советско-японскую войну надо считать справедливой со стороны СССР и необходимой в создавшейся политической ситуации.
Советско-японский пакт о нейтралитете
Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол, японская военщина была вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР и приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии, что требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в Европе привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г. японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром. Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940 г. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был подписан.
Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность СССР и воспрепятствовать расширению зоны войны. Положительное значение пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы Япония как можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское правительство предпочитало действовать самостоятельно в определении объектов и сроков нападении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить основные итоги внешней политики Советского Союза предвоенного десятилетия. В результате действий СССР на внешней арене им были достигнуты следующие положительные результаты:
· пакт о ненападении, при всех своих отрицательных чертах, несколько отсрочил вступление Советского Союза в войну;
· была обеспечена относительная безопасность Ленинграда, Мурманска, баз Балтийского флота, границы удалены от Минска, Киева и некоторых других центров;
· удалось внести раскол в капиталистический лагерь и избежать объединения крупнейших держав в борьбе с СССР, а также дезориентировать союзников по антикоминтерновскому пакту и избежать войны на два фронта.
Однако внешняя политика СССР этого периода имела и множество отрицательных последствий и в целом задача предотвращения войны и создания системы коллективной безопасности была не выполнена.
Какую же оценку внешней политики Советского Союза можно дать, исходя из вышесказанного?
Как известно, Съезд народных депутатов образовал комиссию по политической и правовой оценке договора о ненападении, заключенного СССР и Германией 23 августа 1939 г., которую возглавлял член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Эта комиссия была призвана оценить правомерность заключения договоров 1939 г. и итоги внешней политики СССР перед Великой Отечественной войной в целом. Комиссия сделала следующие выводы, которые можно, на наш взгляд, считать наиболее верными и компромиссными для сегодняшнего состояния советской исторической науки.
В отличие от бытовавшей до сих пор официальной точки зрения, комиссия Съезда, основываясь на тщательном анализе документов того времени и свидетельствах еще живых очевидцев, пришла к однозначному заключению о том, что пакт от 23 августа 1939 г., договор о дружбе и границе от 28 сентября 1939 г. и другие акты и договоры с Германией, в которых нашли свое выражение внешнеполитические устремления сталинского руководства, находятся в глубоком противоречии с ленинскими принципами международных отношений и нормам права, не отражали волю советского народа и народ не несет ответственности за тайные преступные сделки своего руководства, а вся тайная внешняя политика противоречит идеям мира и безопасности, провозглашавшимся СССР на внешней арене. Кроме того, «политика малых войн», в которую включился и Советский Союз, не может не вызывать осуждения со стороны мирового сообщества и последующих поколений. Несмотря на то, что в предвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги в предотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида по отношению к собственному народу получила свое отражение и в империалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешней политики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства к нулевому результату.
Советская внешняя политика предвоенного времени носила противоречивый характер. Эта противоречивость объясняется своеобразием международной обстановки того времени и особенностями сложившейся в СССР бюрократической системы партийно-государственного руководства, которая пренебрегала нравственными критериями и критериями международного права в своей деятельности, в том числе внешнеполитической
Решающее значение в возникновении именно такой ситуации в международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.
Что касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во главе со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Островский В.П. История Отечества. – М.: Просвещение, 2003.
2. Севостьянов Г.Н. Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 2002.
3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939 гг. – М.: Наука, 2003.
4. Фураев В.К. Новейшая История. – М.: Просвещение, 2002.