по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
СОДЕРЖАНИЕ: Этот ценный опыт, идеи и достижения прошлого влияют на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших днейМинистерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)
Кафедра Истории и Политологии
Реферат по дисциплине «Политология»
на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители:
преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Выполнил:
Ухина О. В.;
С-65, АВТ
Проверил:
доцент, кандидат исторических наук
Родионова И. В.
Москва 2011
Оглавление
Введение............................................................................................................................................. 3
Зачем ворошить прошлое?....................................................................................................... 3
Цель работы............................................................................................................................... 3
Характеристика литературы.................................................................................................... 3
Учения политических мыслителей.................................................................................................. 4
Аристотель ............................................................................................................................... 4
Макиавелли............................................................................................................................... 6
Выводы.............................................................................................................................................. 11
Литература........................................................................................................................................ 12
Введение
Зачем ворошить прошлое?
История политических и правовых учений всего мира - колоссальный опыт прошлых поколений, где отражены исследования проблем свободы, государства, права, законодательства, политики. Этот ценный опыт, идеи и достижения прошлого влияют на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
Люди обращались и будут обращаться к прошлому, к уже испробированным положениям, принципам и ценностям, чтобы понять настоящее, улучшить будущее и найти свое место и назначение между прошлым и будущим. Поэтому непреходящее значение имеют учения, в которых отражен сложный путь развития политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования политико-правовых общечеловеческих ценностей. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе различных идеологий шел процесс развития и познания природы государства и права, и в целом о надлежащем государственном и общественном устройстве. Познавательное, общекультурное, духовно дисциплинирующее, просветительное значение истории относится и к истории политических и правовых учений, которая актуальна и сегодня.
Цель работы
В данной работе моей целью является исследование учений Аристотеля и Макиавелли. В более полном объеме будет рассмотрено учение Макиавелли, а именно: что конкретно он вобрал из учений Аристотеля, что привнес нового, а также значимость идей и трудов Аристотеля и Макиавелли.
Характеристика литературы
1. «История политических и правовых учений» под редакцией В. С. Нерсесянца. В этом кратком учебном курсе описаны учения Макиавелли и Аристотеля.
2. http://ru.wikipedia.org/ - Использовалась для описания личности Аристотеля и Макиавелли.
3. История политических и правовых учений для вузов под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. Этот источник в основном использовался для характеристики трудов Макиавелли.
Учения политических мыслителей
Аристотель
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) родился в маленькой греческой колонии Стагире. В юношеском возрасте Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности, основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Воззрения Аристотеля начали формироваться во время полемики с Платоном. Аристотель считал, что идеи Платона ошибочны, так как он допустил существование особого мира идей и понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира и отрыву сущности от явления.
Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах Политика, Никомахова этика и Афинская полития, содержащая исторический очерк развития государственного устройства Афин.
Аристотель занимался всесторонним развитием науки о политике. Политика у него тесно связана с этикой. Только развитые представления о нравственности и знание этики позволяют понять политику. Этика понимается как начало политики.
Основным итогом в исследованиях этики, существенным для политики, есть идея о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, которые принадлежат к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность.
Государство является следствием естественного развития. В этом отношении оно похоже на первичные общения такие как семья и селения. Но государство - высшая форма общения, охватывающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели - благой жизни и завершения. Человек - существо политическое по природе своей, в государстве завершается развитие этой политической природы человека. Но не все народности и люди достигли этого уровня развития. Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные. По мнению Аристотеля, варвары - люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни.
Основу политико-правовой теории Аристотеля заложила именно эта мысль о предустановленных в природе целях. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как, существующие от природы, естественные.
По Аристотелю взаимоотношения господина и раба являются элементом не государства, а семьи. Политическая власть основывается на отношениях свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.
Аристотель, защищая частную собственность, семью и права индивида, критиковал оба проекта платоновского государства. Для Аристотеля, так же как и для Платона, государство - это единое целое составляющих его элементов, но он выступает против попытки Платона сделать государство чрезмерно единым. Чрезмерное стремление к единству множества элементов, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.
Исходя из идей Аристотеля, государство представляет из себя некую организацию, состоящую из определенных граждан. Государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Формы государства в Политике делятся по нескольким критериям: по числу правящих лиц и государственной цели. В зависимости числа правящих Аристотель выделяет правление большинства, немногих и одного. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Аристотель выделял две основных государственных формы - олигархия и демократия, остальные считал производными от этих двух.
Основная причина возмущений и переворотов в государстве - наличие неравенства. Аристотель считает, что олигархия увеличивает существующее неравенство, а демократия, наоборот, уравнивает богатых и простой народ.
Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии говорят о том, что ему были понятны социальные противоречия, которые определяли развитие рабовладельческого государства.
Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Аристотель высоко ценил благо мира и подчеркивал, что самый принцип войн можно считать противным идее права. Эта мысль в дальнейшем получила широкое распространение у противников войны и сторонников вечного мира.
Аристотель разделяет мысль Платона и Сократа о совпадении справедливого и законного. Право есть политическая справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
В целом право Аристотель называет политическим правом (как политическое явление). Это значит, во-первых, что неполитическое право невозможно, во-вторых, что право отсутствует вообще в неполитических (деспотических) формах правления.
Политическое право Аристотель делит на естественное и условное. Что касается политического права, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие прекращается).
Основной показатель качества политического закона - его соответствие политической справедливости и праву. Право должно найти свое выражение и соблюдение в законе. По Аристотелю отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма.
Политическое правление - это, согласно учению Аристотеля, правление не людей, а закона: правители, даже самые лучшие, подвержены аффектам и чувствам, закон же - уравновешенный разум.
Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) - большой знаток античной литературы, политик и дипломат, (14 лет проработал на должности секретаря Флорентийской республики) он вошел в историю политико-юридической мысли как автор трудов: Государь (1513), Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (1519), История Флоренции, также его перу принадлежит несколько художественных произведений. В истории концепций государства и права не так много личностей, которые бы вызывали столько яростных споров их противников и приверженцев, радикальных критиков и доброжелателей, как политические идеи знаменитого итальянца.
Труды Макиавелли заложили основу политико-правовой идеологии Нового времени. Основу своих работ он черпал из изучения деятельности современных ему правительств, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни опыта государств Античного мира. Он считал, что изучение прошлого позволяет по примеру прошлых поколений определить средства и способы действий, которые будут полезными в настоящем, а также дадут возможность предвидеть будущее.
Исследователи считают, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Причины этому они ищут в характере самой личности писателя и во влиянии на него сложной эпохи. Отмечают его любовь к отечеству, которое пострадало от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вторжений иноземных держав, вмешательства церкви в светские дела. Также не безосновательно подчеркивают его симпатии республиканскому строю и отдельным демократическим институтам.
В дальнейшем вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в Истории Флоренции, Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия и в некоторых других его произведениях. Наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили не эти произведения, а Государь. Но в нем гражданско-гуманистические и республиканско-демократические мотивы звучат максимально приглушенно.
Макиавелли писал Государя вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для защиты права и гуманизма. Государь при первом знакомстве с ним предстает трактатом о значении и роли правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. При более внимательном рассмотрении видно, что в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой манер раскрывает черты и закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т.е. в правителе) самого государства. Макиавелли не пытается в Государе составить портрет нужного стране правителя, а так же в составлении советов, адаптированных к злобе дня. Он делает акцент на выявлении самой природы государства, в этом и есть смысл Государя.
Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства занимает позицию религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную составляющую из арсенала своих объяснительных средств. Для него главное – опыт истории. Трактование политики отделена от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: какие-либо изменения в государстве, смена формы государства, политические события происходят не по воле Бога, не по прихоти и фантазии людей, а происходят они объективно, под влиянием действительного хода вещей, а не воображаемого.
В отличие от Аристотеля Макиавелли разделял политику от этики. По его мнению неуместно решать или обдумывать политические проблемы, находясь в кругу морали и суждений, так как политика, власть, технология политического господства – изначально находятся вне морали.
Автора Государя не заботит решение этических вопросов. Для него важным является то, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними. и как полагает Макиавелли, таким способом является создание прочного фундамента власти. Для этого необходимы хорошие законы и хорошее войско. У Макиавелли опора законов, как опора государственной власти, – вооруженная сила. О праве и справедливости он ничего не говорит.
Макиавелли выделяет ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь своей высшей цели. Один из них заключается в том, что государь должен приобрести умение отступать от добра. Для того чтобы крепко удерживать власти в своих руках, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Государственная власть должна быть решительной и твердой, содействовать этому должно ее прославление и возвеличивание. Так же государь может ради сохранения государства пойти против своего же слова. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.
Макиавелли ввел новое понятие stato (государство) в политическую науку Нового времени. В Государе раскрывается это понятие в значении аппарата, управляющего народом, т.е. подданными. Такой государственный аппарат включает в себя центральную администрацию: государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц. Государь же распоряжается этим аппаратом, ему принадлежит публичная власть, т. е. право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь обязан концентрировать всю власть только у себя.
Если Аристотель отдавал предпочтение политии, то Макиавелли отдает его единолично управляемым государствам. Государь обладает большей властью, управляя с помощью слуг (чиновников), так как подданные относятся к чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности, они лишь выполняют поручения государя.
Автор Государя практически ничего не говорит о деятельности правителя, которая непосредственно связана с потребностями и интересами самих управляемых. Государь, по мнению Макиавелли, должен опекать народ, следить за соблюдением порядка в стране, при этом ему следует пребывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Т. е. ему необходимо устранить совершение преступлений частными и должностными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, дает им право прибегнуть к его суду. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (своей) власти.
По существу государство выполняет функцию по обеспечению внешней безопасности и устранению внутреннего беспорядка, покровительствует ремеслам, земледелию и торговле. И это почти всё. Но в Государе ничего не сказано о предоставлении подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданным попросту не нужны эти права, они не заинтересованы в обладании такими правами и свободами, так волнует прежде всего сохранение в неприкосновенности своей собственности, взамен на свободы и влияния. Тем более там, где людьми командуют, с правами и свободами подвластных одни хлопоты и проблемы.
Опекая подданных, государю одновременно нужно совершать все свои действия именно как благодеяния. По Макиавелли, обиды необходимо наносить разом, а благодеяния малыми порциями и разумно, тогда оно продлится дольше и поданные его ощутят в полной мере. В то же время Макиавелли понимает, что обязательным условием осуществления такой политической власти, является согласие с ней подданных. Правитель ни в коем случае не навлекать на себя антипатии со стороны народа. Ему необходимо расположить к себе народ, иначе народ охватит анархия и беспорядок.
Для нормального осуществления власти необходимо, чтобы подданные полностью повиновались государю. Здесь два пути достижения этой цели: любовь к государю и страх перед ним. Какой путь лучше и эффективнее? Естественно по Макиавелли, лучше всего, когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать страх и поддерживать его угрозой наказания, которой невозможно пренебречь. Но все же Макиавелли больше склонен в сторону выбора страха, руководствуясь одной из аксиом своего политического учения - аксиомой об исконной, от их антиобщественной, асоциальной природы идущей порочности людей - существ злобных и эгоистичных. О людях в целом, убежден Макиавелли, можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.
В Государе расстояние между угрозой наказания, которая держит людей в страхе перед государством, и самим наказанием незначительно. Государю для того, чтобы заставить поданных беспрекословно подчиняться ему, необходимо и позволительно пользоваться даже самыми суровыми мерами. Допускается жестокость не только в военное время, но и в мирное. Государь так же вправе уничтожать людей, которые причислены к врагам государственной власти. А так как государь находится вне юрисдикции суда, он может не опасаться какой-либо ответственности за свои деяния. Подданным необходимо осознавать и чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.
Такую непререкаемость государственной власти может обеспечить только верховная единая воля, которая ни от кого не зависит и господствует над всем безусловно и безгранично. Только такая воля может обеспечить само существование государства и его могущество, а так же поддерживать порядок в стране. У Макиавелли такого понятия как государственный суверенитет нет. Но, судя по его представлениям о свойствах государственного власти, можно сказать, что он фактически подошел к этому понятию, которое является одним из самых важных в науке о государстве, которое служит для выяснения природы государства.
Дух гуманизма эпохи Возрождения XVI в. Государя почти не коснулся. В нем преобладает, что следует из вышесказанного, отнюдь не возвышение достоинства человеческой личности. В Государя нет призвания личности к гражданско-нравственной деятельности в политике, нет апологии свободной воли, которая была бы направлена к добру и общему благу. Акцент в этом труде Макиавелли делается на идеального правителя и технологию его властвования. Прообразом такого правителя является Цезарь Борджиа - настоящий сатанинский злодей, как раз в нем Макиавелли хотел бы увидеть сильного государственного правителя, способного объединить Италию.
Такое отдаление от гуманизма Макиавелли результат не только его прихотливых симпатий или антипатий. Причины этого отдаления кроются в трагическом несовпадении или в открытом противоречии двух качественно отличающихся между собой измерений и способов бытия: этического и политического . У каждого из них свои собственные критерий: добро – зло у первого, польза – вред (выигрыш – проигрыш) у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это соотношение политики и морали.
Выводы
Сравнение учений Аристотеля и Макиавелли показало, что они оба понимают необходимость учитывать опыт прошлых поколений. В настоящее время такой подход также несомненно актуален. Это дает основу для улучшения и прогрессирования новых идей, доказательством тому является отказ от некоторых идей Платона Аристотелем.
Во многом идеи Аристотеля и Макиавелли прямо противоположны (в вопросах этики и политики, главенства верховной власти, понятия о законах, участия народа в политике, предоставления им гражданских прав и т.д.) скорее всего на их формирование повлияли то время и та обстановка, в которой они зарождались. Но так же есть что-то и общее: например, идея о ценности частной собственности для народа, государства - как продукта естественного развития.
Макиавелли - блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения. Но это не обязывало его восхвалять политические подлости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения великого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений грядущим тиранам (Сталин и Муссолини внимательно изучали его труды в дальнейшем).
Литература
1. История политических и правовых учений для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство Зерцало, 2006. (Серия Классический университетский учебник). Стр. 96-123.
2. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. (Краткие учебные курсы юридических наук). Стр. 31, 42-48, 165-174.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Макиавелли