По, Эдгар Аллан

СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Биография 1.1 Детство 1.2 Молодость 1.3 1830-е — 1840-е годы 1.4 Последние годы жизни 2 Литературное творчество 3 Жизненные страхи 4 Оценка творчества



План
Введение
1 Биография
1.1 Детство
1.2 Молодость
1.3 1830-е — 1840-е годы
1.4 Последние годы жизни

2 Литературное творчество
3 Жизненные страхи
4 Оценка творчества
5 Интересные факты
6 Библиография
7 Произведения Эдгара По
8 Экранизация
9 Компьютерные игры
Список литературы

Введение

Эдгар Аллан По (англ. Edgar Allan Poe ; 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.[1]

1. Биография

Эдгар Аллан По был американским писателем, поэтом, редактором и литературным критиком. Хорошо известен своими детективными романами и историями, наводящими ужас. По был одним из ранних американских исполнителей коротких историй и он считается изобретателем фантастического детективного жанра. Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой, отец Эдгара, Дэвид По (1784—-1811),— американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.

1.1. Детство

Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (были случаи, когда им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж, который окончил в 1826 году. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.

Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара. Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п. С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.

1.2. Молодость

Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг — и поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 года поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829 года).

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу — с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения ». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание ». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан-По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.

В 1831 году ему пришлось обращаться к приёмному отцу, чтобы тот выдавал денежные пособия. Но они были крайне незначительны.

С осени 1831 по осень 1833 года — самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм — матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 года его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты. По женился в 1836 году на Виргинии Клемм. Ему было 27, ей 13.

Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 года балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке » (англ. MS. Found in a Bottle ), за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

1.3. 1830-е — 1840-е годы

В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах «Southern Literary Messenger » в Ричмонде. В 1841—1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine » и «Graham’s Magazine ». В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus » (или «The Penn »), но эта затея не удалась.

Однако вскоре его подстерегало серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом).

К тому же в 1846 года нью-йоркский журнал «Broadway Journal », с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

1.4. Последние годы жизни

Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы. Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По пленялся женщинами, воображал, что влюблён, шла речь даже о женитьбе. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.

Но припадки алкоголизма Эдгара По становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Госпожа Шью сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 года наступил конец. Полный химерических проектов, считая себя вновь женихом, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт попал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком. Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где Эдгар По и умер в больнице 7 октября 1849 года.

2. Литературное творчество

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году, написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По — то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души». Слова Гофмана: «Жизнь — безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По — идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

Малларме говорил от имени младшего поколения символистов — он был их признанным лидером.

Он остался в истории поэзии и как художник, считавший поверхностной самую мысль, будто гений несовместим с мастерством, обретаемым упорной и вполне осознанной работой, так что в итоге самое тонкое переживание, самый неуловимый оттенок мысли оказываются доступны словесному воплощению, основывающемуся на точном расчете. Вдохновенная математика По отталкивала его литературных современников, они замечали только геометрию, но не находили в его стихах истинного чувства, которое придало бы произведению завершенность и высокий смысл. В 1845 году вышла самая значительная прижизненная книга По «Ворон и другие стихотворения». Рецензируя её, поэт Джеймс Рассел Лоуэлл заключает, что автор превосходно обтесал груду камней, которых хватило бы на впечатляющую пирамиду, но все они так и остались валяться перед площадкой для будущей постройки, не образовав хотя бы фундамента.

3. Жизненные страхи

Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека — таково содержание «страшных рассказов» По. Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) — вот тема рассказа «Ligeia» («Лигейя», 1838), одного из лучших рассказов По.

В нём поставлена проблема преодоления смерти, чудесного, загадочного воскресения Лигейи. В рассказе «Berenice» (Береника) отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над мертвым телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Eleonora», «Morella» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По — Виргинии (ум. в 1847).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «William Wilson» (Вильям Вильсон), та же тяга к преступлению, злу и уничтожению характеризует героев рассказов «The Imp of the perverse» (Демон извращенности, 1845), «Metzengerstein» (Метценгерштейн), «The black cat» (Чёрный кот, 1843), «The tell-tale heart» (Сердце-обличитель, 1843) и другие. Метампсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По — «The fall of the house of Usher» (Падение дома Эшеров). В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец — Родерик Эшер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей — у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

Родерик — по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это — нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По — загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По — во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них — жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю. Слова Джозефа Гленвилля: «Человек не уступил бы ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли», он поставил эпиграфом к «Лигейе». Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах По, заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство По не помогло — герои его остались безвольны. По невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, анормальное. С первой же строки произведения все элементы стиля — композиция, подбор слов, логика повествования — направлены на достижение определённого, заранее рассчитанного эффекта, поражающего читателя в кульминационном пункте рассказа, — недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуровывание живьём и т. д.

Сверхъестественное у По — это рассудочно избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей («Свидание», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и другие). Гофман, например, в отличие от По, не избирает нарочито неестественного антуража средневековья — у него самые невероятные события совершаются в обычной обывательски-бюргерской обстановке. Характерна также любовь По к показу мира через вещи, драгоценности и т. д. — черта, которую унаследовал Уайльд.

Научно-фантастические рассказы По — «Приключение некоего Ганса Пфалля», «Небывалый аэростат», «Низвержение в Мальстрем», как и единственный его роман «The narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket» (Повесть о приключениях Артура Гордона Пима, 1838) — обнаруживают чрезвычайно большую изобретательность и обычное мастерство стиля; но фантазия По слишком слаба и бледна по сравнению с развитием реальной техники — она иногда сводится просто к логическому развёртыванию уже известных изобретений («Небывалый аэростат») или перечислению фактов («1002 сказка Шехерезады», 1845).

Наука для По — лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому (корабль, стареющий, как и его бессмертная команда, пучина, поглощающая корабли на Южном полюсе в «Манускрипте, найденном в бутылке», и пр.) большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма, оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ» Стивенсона, от «Ганса Пфалля» — к «Путешествию на луну» Ж. Верна, к географической декоративности ряда романов и пр.

Склонность По к умозрительному анализу, к последовательно-логическому развёртыванию событий, даже невероятных, ярко проявилась в его детективных рассказах — «Убийство на улице Морг» (The Murders in the Rue Morgue , 1841), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget , 1842) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter , 1845). Как и в научной фантастике, По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейские протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д. Клубок противоречий, противоположных друг другу, запутанных фактов постепенно развязывается благодаря стройной системе логического анализа, перед которой бессильны любые загадки. Характерно, что мотив частной собственности, безраздельно доминирующий в буржуазном детективном жанре, не находит себе места в рассказах По. Также не занимают его вопросы морали, психологии преступника и преступления — его интересует лишь техническая сторона дела (один из его рассказов так и назван «Жульничество как одна из точных наук»), сюжетный узел загадки и подведение читателя к моменту разгадки, который выполняет роль кульминационного пункта «страшных рассказов». По в своих детективных рассказах пытался приблизиться к действительности, но вместо этого получилось бегство в область аналитической мысли. Его Дюпен — предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честертоновского пастора Брауна, и Ниро Вульфа, и Эркюля Пуаро.

Особняком в творчестве По стоит его «Eureka» (Эврика, 1848), в которой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии. При этом интересно отметить, что в этой поэме была изложена гипотеза Большого Взрыва, ставшая общепринятой теорией только в XX веке.

Следует отметить ряд критических статей По, боровшегося против буржуазной литературы Севера — против Лоуэлла, Лонгфелло и других.

4. Оценка творчества

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В то же время творчество По нашло отражение в поэзии французского символиста Бодлера, который переводит По, знакомит с ним Европу, и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма — на Вилье де Лиль-Адама, Малларме, Метерлинка, Уайльда, Говарда Филлипса Лавкрафта, Эверса и т. п., вплоть до русских символистов.

Французский поэт Шарль Бодлер, натура, родственная По, так описал это положение: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, — громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Особенно много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Д. Мережковского, в «Северном вестнике», 1890, Ї 11; «Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы», перевод К. Бальмонта, 1895; «Ворон», перевод В. Брюсова, в «Вопросах жизни», 1905, Ї 2). Особенно популярен был у декадентов размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов, «Алтея» В. Голикова).

5. Интересные факты

· Эдгар Алан По, быть может, является автором мистификации, известной под именем «Криптограмм Бейла», содержание которых не разгадано до сих пор.

· В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии.

· Каждый год, в день рождения Эдгара По, его могилу посещает тайный поклонник.

· В 1988 г. на альбоме Ainsi soit je... популярной французской певицы Милен Фармер, 3-м треком вышла песня «Allan» посвященная Эдгару Аллану По. Позднее в 1989 г. она была исполнена Фармер на её концертном турне и выпущена live-синглом.

· На счету группы The Alan Parsons Project имеется альбом Tales of Mystery and Imagination (1976), посвященный жизни и творчеству Эдгара По. [2]

· В песне группы The Beatles, I Am The Walrus (альбом Magical Mystery Tour) упоминается Эдгар По.

· В песне группы Green Day, St. Jimmy (альбом American Idiot) также упоминается По

· Американский dark neoclassical дуэт Nox Arcana выпустил в 2007 году альбом „Shadow of the raven“, посвященный творчеству Эдгара Аллана По.

· Российская gothic doom\black metal группа Sunbellum в 2007 году выпустила альбом „The transition“, в котором, в качестве лирики песен, были использованы и стихотворения Э. А. По

· Одна из песен хард-рок группы Iron Maiden, альбом «Killers» носит название знаменитого детективного рассказа „The Murders in the Rue Morgue“ (1841)

· У финской симфо-пауэр-метал группы Nightwish есть композиция «The Poet and the Pendulum», что является отсылкой на рассказ Эдгара По «Колодец и маятник» (англ. „The Pit and the Pendulum“ ).

· Первая глава книги Габриэль Витткоп «Образцовая Смерть» (1998) реконструирует события, которые произошли в последние дни жизни Эдгара По. Глава называется «Балтиморские Ночи».

· В «Марсианских хрониках» (1950) Рэя Брэдбери есть глава «Апрель 2005. Эшер II», в которой ценитель творчества писателя мстит за сожжение книг По в духе его «страшных рассказов».

· Эдгар Аллан По и его стихотворение «Ворон» несколько раз упоминаются в анимационной короткометражке «Винсент», режиссер которой, Тим Бертон, питает большую симпатию к творчеству писателя.

· В фильме «Ворон»какой? главный герой цитирует строчки из одноименного стихотворения По.

· Фронтмен финской группы HIM Вилле Вало сделал себе татуировку на спине в виде глаз Эдгара По.

· Одна из песен немецкой хеви-метал группы Grave Digger носит название «Raven» и основана на стихотворении Ворон Эдгара Аллана По.

· В дискографии Питера Хэммилла есть рок-опера «The Fall of the house of Usher», написанная в 70-х и увидевшая свет в 1991 году, по одноимённому произведению По «Падение дома Ашеров».

· Гарольд Шехтер написал ряд фантастико-детективных «мистерий в духе Эдгара По» (Маска Красной Смерти, «Разговоричивый покойник» и др.), главным персонажем которых является детектив-литератор Эдгар А. По.

· В мультфильме Симпсоны в серии Treehouse of Horror Лиза читает стихотворения Эдгара Алана По «Ворон»

· В книге Сьюзан Хаббард (англ. Susan Hubbard ) «Иная» упоминается Эдгар По и приводятся отрывки из его стихотворения «Аннабель Ли».

· Николай Михайлов (группа Бригадный Подряд) исполнил песню под названием «Эдгар По».

6. Библиография

· The Virginia, ed. by J. A. Harrison, 17 vv., Boston, 1902;

· E. C. Stedman a. G. E. Woodberry, 10 vv., N. Y., 1908;

· Собр. сочин., 2 тт., изд. Пантелеева, СПб, 1896;

· Необыкновенные рассказы, 2 тт., изд. Суворина, СПб, 1896;

· Таинственные рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, М., 1908;

· Собр. сочин., 2 тт., изд. «Вестника иностранной литературы», СПб, 1911;

· То же, перев. К. Бальмонта, 5 тт., изд. «Скорпион», М., 1911—1912 (в последнем томе очерк жизни Э. По, сост. К. Бальмонтом, и письма Э. По);

· Стихотворения в лучших русских переводах, СПб, 1911;

· Рассказы, 3 тт., перев. М. А. Энгельгардт, изд. «Всемирная литература», Берлин, 1923;

· Рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, Ростов-на-Дону, 1923;

· Полное собрание поэм и стихотворений, перев. и предисл. Валерия Брюсова с критико-библиографическим комментарием, изд. «Всемирная литература», М.-Л., 1924;

· Последняя шутка, Рассказы, изд. «Огонёк», М., 1927;

· Whitman S. H., Е. А. Poe and his critics, N. Y., 1860;

· Gill W. F., Life of E. A. Poe, 5-th ed., N. Y., 1880;

· Lauvrire E., Un gnie morbide, 2 vv., P., 1904;

· Woodberry G. E., Life of E. A. Poe, 2 vv., Boston, 1909;

· Seylaz L., E. Poe et les premiers symbolistes franais, P., 1924;

· Mauclair C., Le gnie d’E. Poe. La lgende et la vrit, Paris, 1925;

· Stanard M. N., The dreamer, Philadelphia, 1925;

· Alterton M., Origines of Poe’s critical theory, Jowa city, 1925;

· Phillips M. E., E. Poe the man, 2 vv., Chicago, 1926;

· Krutch J. W., E. A. Poe, N. Y., 1926;

· Allen H., Israfel, The life a times of E. A. Poe, 2 vv., N. Y., 1927;

· Lloyd J. A. T., The murder of E. A. Poe, L., 1931;

· Lemonnier L., E. Poe et les potes franais, P., 1932;

· Красносельский По А., В борьбе с прозой жизни, «Русское богатство», 1900, XI—XII;

· Горленко В. Г., Новый труд об Э. Поэ, в книге автора «Отблески», СПб, 1908;

· Аничков Е. В., Бодлер и Эдгар По, «Современный мир», 1909, II (перепеч. в книге автора «Предтечи и современники», т. I, СПб, 1910);

· Бодлэр Ш., Эдгар По, перев. Л. Когана, Одесса, 1910;

· Бразоль Б. Л., Критические грани, СПб, 1910;

· Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912;

· Брюсов В., Эдгар По, в книге «История западной литературы» (1800—1910), под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. III, М., 1914;

· Динамов С., Научно-фантастические новеллы Эдгара По, «Литература и марксизм», 1931, III;

· Его же, Новеллы Эдгара По, «30 дней», 1933, XI—XII;

· Его же, Эдгар По — художник смерти и разложения, «Октябрь», 1934, IV;

· Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт, Л., 1984;

· Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По. Исследования и комментария, СПб, 2004;

· Уракова А. П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По, М., 2009.

7. Произведения Эдгара По

8. Экранизация

Произведения Эдгара По неоднократно экранизировались. В частности режиссёр Роджер Корман снял цикл фильмов по избранным произведениям По: Падение дома Ашеров (1960), Колодец и маятник (1961), Заживо погребённый (1962), Истории ужаса (1962), Ворон (1963), Заколдованный замок (1963), Маска красной смерти (1964), Гробница Лигейи (1964).

· «Пражский студент», 1913

· «Призрак бродит по Европе», 1923

· «Убийство на улице Морг», 1932

· «Чёрный кот», 1934

· «Ворон», 1935

· «Три шага в бреду», 1960

· «Гробница Лигейи», 1964

· «Маска красной смерти», 1964

· «Падение дома Ашеров», 1968

· «Чёрный кот», 1981

· «Колодец и Маятник», 1983, реж. Ян Шванкмайер

· «Два злобных взгляда», 1990

· «Колодец и маятник», 1990

· «Лунатизм» (Также известен под названием «Безумие»), 2005

· «по По» (спектакль), 2005 — Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказывают друг другу рассказы Эдгара По в достаточно вольной их трактовке. В 2008 году вышла видеоверсия спектакля.

· «Ленор» (мультфильм)

· «Чёрный кот» в рамках проекта Мастера ужасов, 2007

· «Лигейя», 2009

9. Компьютерные игры

· The Dark Eye (1995) — компьютерная игра по мотивам творчества Эдгара По.

· Nancy Drew: Warnings at Waverly Academy - Нэнси Дрю:Записки черной кошки (2009) — компьютерная игра по мотивам творчества Эдгара По.

Список литературы:

1. Stableford, Brian. «Science fiction before the genre.» The Cambridge Companion to Science Fiction , Eds. Edward James and Farah Mendlesohn. Cambridge: Cambridge University of Press, 2003. pp. 18—19.

2. Alan Parsons Project Albums — Tales of Mystery and Imagination — Concept

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/По,_Эдгар_Аллан

Скачать архив с текстом документа