по Глобальным конфликтам нового и новейшего времени Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм

СОДЕРЖАНИЕ: В. Райх, Психология масс и фашизм/ Пер с англ. Ю. М. Донца. – Спб.: Унив кн., 1997. C. 379; 12

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра Истории и Политологии

Реферат по Глобальным конфликтам нового и новейшего времени

Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм.

Автор реферата:

Пустовалов Владимир Викторович

Группа С-24, факультет АВТ

Руководитель семинара:

Панина Наталья Вячеславовна

Москва 2010

План реферата:

План реферата: - 2 -

Введение. - 4 -

Основные черты фашизма. - 5 -

Истоки и идеология. - 5 -

Неофашизм. - 7 -

Отличительные черты.. - 8 -

Страницы истории. - 8 -

Неофашизм в наше время, прибалтийский фашизм. - 10 -

Неофашизм в России. - 10 -

Заключение. - 11 -

Анализ литературы: - 12 -

Список литературы: - 15 -


Автор выбрал данную тему «Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм», так как считает ее очень актуальной в наши дни. Без всякого сомнения, её можно считать «Глобальным конфликтом» нашего времени.

Данная проблема, не оставляет его равнодушным, и ему хотелось бы углубить свои познания в этой области, узнав ее корни, суть и опасность.

Именно по этим причин автор выбрал данную тему.

Введение

Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение ) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.

Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном, политическом или религиозном движении, могут приходить к власти под вывеской любых лозунгов.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демокра­тия, вырастающая снизу вверх, на основе производст­венной, профессиональной общности людей.

Чем же привлекал фашизм? Почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преоб­ражающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из Доктрины фашизма Муссолини:

«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным ду­хом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Автор прерывает цитату, чтобы подчеркнуть, что в перво­начальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен при­надлежать мир, который нужно покорять.

«Народ - не раса или географическая область, а не­прерывно сохраняющаяся в историческом развитии общ­ность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Чело­век фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками про­странства и времени: жизнь, в которой индивидуум пу­тем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое досто­инство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инстру­мент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собира­ющее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Цер­ковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и самодвижение фашизма, потому что оно соответст­вовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Это не было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии, которые можно назвать фашистскими, даже в демокра­тических странах, во Франции, в Англии.

Основные черты фашизма

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Истоки и идеология

В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.

Фашизм возвеличивает и мистифицирует роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа” (Б. Муссолини).

Первые фашистские организации — “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”)
Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году.

В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма — нацизм.

В январе 1933 года нацисты пришли к власти в Германии. С их приходом были свернуты все демократические институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.

Были распущены профсоюзы и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные немецкими трудящимися в течение предшествующего столетия.

Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы концентрационные лагеря, куда без судебного разбирательства и указания срока заключения бросали граждан, подозреваемых в действиях против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных в них людей составляло около миллиона человек.

Фашизм превратил страну в государство, в котором все стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих людей для беспощадного уничтожения.

В начале может показаться странным, как могло случиться, что в Германии, одной из самых культурных и просвещенных стран Европы, возник фашизм и овладел умами и душами людей.

Но опыт Италии и Германии наглядно раскрываются предпосылки, которые благоприятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима. Теоретическая основа этих предпосылок уже была описана выше, но на примере Германии и Италии это следующее:

· общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия;

· ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса;

· ослабление международных позиций страны, вплоть до ее национального унижения, как это имело место в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев;

· наличие влиятельных левых партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества;

· наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий;

· наконец, поддержка фашистов различными социальными и политическими слоями, в том числе крупной буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения.

Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь большинство стран мира в самую масштабную и кровопролитную войну. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Неофашизм

Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

Отличительные черты

Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует низменные инстинкты (иррационализм), часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа, фасции и др.) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.). Используя модифицированные (применительно к складывающейся политической обстановке) методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения (в первую очередь мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т.д.), выбитую из привычных условий жизни в результате обострения противоречий современного капиталистического общества.

Страницы истории

Впервые термин неофашизм появился в Италии после окончания Второй мировой войны и был связан с попытками в той или иной форме возродить фашистское движение. Долгое время крупнейшей организацией итальянских праворадикалов была партия Итальянское социальное движение (ИСД) (итал. Movimento sociale italiano — MSI), образованная в 1946 г. и названная так в память об Итальянской социальной республике, созданной Муссолини в конце войны. Партия стремилась добиться реабилитации фашистского режима, включала в свой состав его прежних функционеров. С 1994 г. эта партия называется Национальным альянсом и постепенно отходит от практики крайнего экстремизма. Но в 50—80-е гг. внутри партии существовало немало группировок и фракций откровенно профашистского характера. Одна из них, например, открыто называла себя нацистской. Поскольку ИСД должна была действовать в рамках парламентской демократии, наиболее экстремистские элементы стали покидать ее ряды, создавая собственные неофашистские организации. Главной целью этих многочисленных группировок, среди которых можно назвать Новый порядок, Народную борьбу, Национальный фронт, Розу ветров, Группу действий Геббельса, Черный порядок, Команду действий Муссолини, была дестабилизация общественной и политической жизни Италии, осуществление государственного переворота и установление правоавторитарного режима. В рамках неофашистской стратегии напряженности они совершили несколько громких террористических актов. Так, 12 декабря 1969 г. на площади Фонтана в Милане прогремел взрыв в помещении банка, жертвами которого стали 16 человек, в августе 1974 г. от бомбы, брошенной в участников демонстрации левых партий в Брешии, погибли 9 человек, в том же месяце еще 12 человек погибли в результате крушения, вызванного взрывом железнодорожного экспресса Италикус. Самым крупным преступлением итальянских неофашистов стал взрыв вокзала в Болонье в августе 1980 г. Этот террористический акт унес жизни 80 человек и более 200 человек получили ранения.

Созданная в ФРГ в 1964 неофашистская Национал-демократическая партия, переживающая в начале 70-х гг. тяжёлый кризис, сохранила, однако, определённое влияние в некоторых районах страны, фактор, поддерживающий деятельность европейских неофашистских групп, — диктаторские режимы в Европе (до апреля 1974 — в Португалии, до июля 1974 — в Греции).

Специфическую разновидность неофашизма составляют организации американских ультра (Общество Джона Бэрча, Американская нацистская партия и др.).

К неофашистским организациям можно отнести определенные фундаменталистские движения, например южноафриканскую фашистскую группировку Afrikaner Ossewabrandwag (дословно: Часовой африканской бычьей телеги), представители которой, развили «фундаменталистскую версию голландского реформаторского христианства как индикатора национальной идентичности и основы духовных ценностей, что придает этому явлению отдаленное сходство с финским движением Лапуа, испанской Фалангой и румынской Железной гвардией».

В некоторых странах Латинской Америки (Чили, Парагвай и др.) установились диктаторские режимы, которые ведут борьбу против прогрессивных сил террористическими методами, сближающими эти режимы с фашизмом.

Неофашистские организации действовали и действуют в Германии, Великобритании, Франции, Австрии, США и других странах Запада. Некоторые из неофашистских группировок имеют международный характер. К таким относится, например, так называемая Европейская рабочая партия, активист которой 28 февраля 1986 года убил лидера шведских социал-демократов, премьер-министра Швеции Улофа Пальме.

Неофашизм в наше время, прибалтийский
фашизм

В настоящее время внутреннюю политику, схожую, по мнению многих специалистов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся нацистские парады, парады СС, награждаются ветераны СС, устанавливают памятники фашистам, и сносятся памятники советским солдатам-освободителям. В тоже время, ветераны Красной Армии подвергаются репрессиям.

В наши дни неофашистское движение, которое стало возникать сначала в Западной Европе, а на последующем этапе перенеслось в другие страны, распалось на две составные части. Одна – традиционалистский фашизм, т.е. приверженность к старым формам, лидерам, утверждениям, ценностям, выводам и т.д. В Германии это было превозношение СС, Гитлера, попытка оправдать его политику, попытка ориентироваться на тексты. В Италии это была попытка превозносить Муссолини, традиции итальянского фашизма. В Западной Европе оно практически угасло.

Появился «модернизаторский» («ревизионистский») фашизм, который дистанцируется от своего предшественника, даже позволяет критику классического фашизма, но сохраняет некие его родовые черты: ориентация на национальность, на нацию как инвариант и основную движущую силу развития человеческого общества и активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей. Это направление одержало верх в результате конкуренции между традиционным, фундаменталистским фашизмом и новым фашизмом.

Неофашизм в России

В 1990-х - 2000х годах в связи с ухудшением экономической ситуации в России, неконтролируемым миграционным процессам в границах бывшего СССР и неспособностью руководства страны противостоять идеологии и практике неофашизма и бытового национализма, получили распространение множество фашистских и полуфашистских организаций, как официально зарегистрированных, так и нелегальных.

К неофашистским в России часто относятся такие организации, как Народная национальная партия, Русское национальное единство, Русская партия, движение Евразия А. Дугина, Движение против нелегальной иммиграции и др.

К деятельности неофашистов относят ряд убийств на политической почве известных антифашистов (ученого Николая Гиренко, музыканта Тимура Качаравы, антифашиста Александра Рюхина и др.

Заключение

Фашизм не умер. Он продолжает своё шествие по планете. И сейчас фашизм – это не те «клоуны» со свастикой на рукавах, которыми пугают нас СМИ, это гораздо серьёзнее.

«Новый мировой порядок», «глобализация» - вот современные проявления фашизма.

Пока мы этого не осознали… Россия, как часто случалось в мировой истории – единственная преграда на пути агрессора.

Именно по этим вышесказанным причинам данную проблему можно считать Глобальным конфликтом.

Анализ литературы:

- А. Галкин, Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27;

Автор рассматривает эволюцию праворадикальных групп фашистской направленности в России в 1970 1990-е гг. Он отмечает, что здесь сложились два идеологических направления — западное и почвенное, сохранявшие главное содержание фашистской программы. Одновременно указывается, что фашистский феномен сильно модифицируется в зависимости от национальной почвы.

Автор отмечает возможность фашистской угрозы в России и подчеркивает, что основная опасность современного правого радикализма здесь заключается в его умении поставить себе на службу массовое недовольство людей. Предлагаются основные направления социологического изучения фашистской угрозы.

- В. Райх, Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. – СПб.:Унив. кн., 1997. C. 379;

Работа В. Paйxa представляет собой классическое исследование взаимосвязи психологии масс и фашизма. Она была написана в период экономического кризиса в Германии (1930 - 1933 гг.), впоследствии была запрещена нацистами. К несомненным достоинствам книги следует отнести ее уникальный вклад в понимание одного из важнейших явлений нашего времени - фашизма. В этой книге В. Райх использует свои клинические знания характерологической структуры личности для исследования социальных и политических явлений. Райх отвергает концепцию, согласно которой фашизм представляет собой идеологию или результат деятельности отдельного человека, народа, какой-либо этнической или политической группы. Не признает он и выдвигаемое марксистскими идеологами понимание фашизма, которое ограничено социально-политическим подходом. Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подавлялись на протяжении многих тысячелетий. В книге содержится подробный анализ социальной функции такого подавления и решающего значения для него авторитарной семьи и церкви.

Значение этой работы трудно переоценить в наше время. Характерологическая структура личности, служившая основой возникновения фашистских движении, не прекратила своего существования и по-прежнему определяет динамику современных социальных конфликтов. Для обеспечения эффективности борьбы с хаосом страданий необходимо обратить внимание на характерологическую структуру личности, которая служит причиной его возникновения. Мы должны понять взаимосвязь между психологией масс и фашизмом и другими формами тоталитаризма.

- Энциклопедия Третьего рейха/ М.:Локид, 1996. C. 587;

История Третьего рейха - одна из самых страшных страниц в истории человечества.

Всего двенадцать лет, с 1933-го по 1945-й, - и целые десятилетия ужаса, недоумения, искалеченных судеб, стремления постичь сущность чумы XX века, именуемой германским нацизмом, и понять причины зарождения фашизма.

Энциклопедия Третьего рейха - еще одна попытка собрать воедино тысячи имен, биографий, фактов и событий, создав таким образом достаточно полную и всеобъемлющую картину жизни немецкого народа в трагическую эпоху Третьего рейха.

- Тоталитаризм в Европе ХХ века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Драбкин Я.С., Дамье В.В., Шубин А.В., и др.; Рук. авт. Коллектива Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, центр герм. ист. исслед. и “Мюльхайм. инициатива”. – М. :Памятники ист. мысли,.1996. C. 537;

Ознакомление с особенностями политических систем и режимов в ХХ веке. Главное внимание уделено проблемам становления и развития массового общества, характерного для стран европейской цивилизации ХХ века, особенностями структуры и функционирования демократических, авторитарных и тоталитарных режимов.

Ознакомление с типологией политических режимов и критериями отнесения политического режима к определенному типу;

Выявление основных направлений и тенденций развития политических режимов различных типов;

Выявление общего и особенного в исторических судьбах стран Западной цивилизации;

Выявление особенностей перехода от одного типа политического режима к другому;

Исследование особенностей массового общества, изучение тоталитарных режимов как явления, присущего ХХ веку.

- О.Ю. Пленков, Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997. C. 570;

Книга посвящена недостаточно изученным в отечественной науке, но актуальным и политически злободневным проблемам немецкой истории. На фоне широкого исследования немецкой государственной и идеологической традиции выясняются те ее предпосылки, которые в исторически кризисной ситуации привели к утверждению нацистской идеологии. Автором привлечен достаточно широкий круг первоисточников и суждений историков, писателей и мыслителей, чтобы создать у читателя общую картину эволюции немецкой политической культуры.

Список литературы:

· А. Галкин, Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27;

· Большая советская энциклопедия/Фашизм (в цифровом формате).

· Б. Муссолини, Доктрина фашизма, Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год;

· В.И. Замкова, Германский фашизм - одна из главных форм тоталитаризма/ Ин-т междунар. права и экономики. – М.:ХГЦ “Велес”,1994. C. 39;

· В. Райх, Психология масс и фашизм/ Пер. с англ. Ю.М.Донца. – СПб.:Унив. кн., 1997. C. 379;

· Е. Мороз, Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8;

· К.Г Холодковский, Итальянский фашизм: немного исторического опыта/ Рус. – амер. Фонд профсоюз. исслед. и обучения. – М.:Б., 1995. C. 41;

· Т. Нестерова, Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. М., 2005. C. 17-29;

· Тоталитаризм в Европе ХХ века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Драбкин Я.С., Дамье В.В., Шубин А.В., и др.; Рук. авт. Коллектива Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, центр герм. ист. исслед. и “Мюльхайм. инициатива”. – М. :Памятники ист. мысли,.1996. C. 537;

· О.Ю. Пленков, Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм/ Рус. христиан. гуманит. ин-т,.1997. C. 570;

· Энциклопедия Третьего рейха/ М.:Локид, 1996. C. 587;

Скачать архив с текстом документа