по Государственному регулированию экономики на тему : «Анализ Концепции реформы 1997г и Программы реформы на 2005-2010гг.»

СОДЕРЖАНИЕ: России в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство

Реферат по Государственному регулированию экономики на тему :

«Анализ Концепции реформы 1997г и Программы реформы на 2005-2010гг.»

Отставание перемен в системе исполнительной власти от перемен в общественном устройстве страны, от бурно развивающихся принципиально новых экономических и политических отношений стало основным тормозом на пути преобразования России в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство.

Конституция РФ 1993 года позволила выстраивать властные институты на основе принципов демократической государственности. Однако конституция не в состоянии изменить складывавшиеся десятилетиями и даже столетиями стереотипы взаимоотношений государства и общества, изменить привычные методы государственного управления.

Уже к 1997г стало понятно, что состояние системы управления страной, в первую очередь, исполнительной власти будет объективно препятствовать укреплению правового порядка, снижать эффективность государственной деятельности, противодействовать развитию цивилизованных отношений между людьми, между государством и обществом, разумному балансу между публичными и частными интересами. Одним из главных направлений Программы действий Президента России на 1997-2000 годы “Человек. Семья. Общество. Государство” стало переустройство государственного аппарата на принципах, обеспечивающих его служение обществу . Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1997 года “Порядок во власти - порядок в стране” дало по существу старт реформе исполнительной власти и государственной службы, реформе, которую можно назвать Административной реформой. Данной послание мыслилось как основа долговременной Программы Административной реформы.

В Концепции Административной реформы 1997 года были заявлены следующие Цели преобразований:

- создание реальных механизмов ответственности государственной власти, прежде всего, власти исполнительной, перед народом

- создание современной, ориентированной на интересы общества гос. службы

- радикальное повышение эффективности управления

- ликвидация условий, способствующих коррупции

- завершение перехода к методам управления, отвечающим новым задачам, стоящим перед исполнительной властью

К 1997г отставание перемен в системе исполнительной власти от перемен в общественном устройстве страны стало основным тормозом на пути преобразования России в экономически развитое государство. Переустройство именно этой части государственного организма обязательно повлияет на изменение форм и методов отношений всей системы власи с теми, кто является источником власти, теми, кто эту власть содержит и теми, кому эта власть обязана служить.

Взаимодействие Исполнительной власти с другими ветвями власти

Уже в к 1997г было понятно, что взаимоотношения исполнительной и иных ветвей государственной власти таковы, что пока нельзя было говорить об эффективном действии механизма сдержек и противовесов.

Глава государства не возглавляет исполнительную власть, однако он, в силу действующих и по настоящее время политических реальностей, необходимости завершения глубоких реформ стоит ближе всего именно к исполнительной власти. Более того, и сегодня многие функции Президента и исполнительной власти переплетаются друг с другом.

Законодательная и исполнительная власть . Отношения этих двух ветвей власти в России, как и во всех демократических странах, складываются весьма непросто. И никакая реформа не приведет к полной бесконфликтности этих ветвей. Уже в 1997г. было понятно, что речь должна идти о создании системы политических обычаев, традиций, гарантирующих страну от бескомпромиссных противоречий между этими частями государственной власти. И тогда и сегодня серьезной проблемой в области взаимоотношений законодательной и исполнительной властей является размытость границ полномочий в сфере издания нормативных актов.

Судебная и исполнительная власть. В Концепции 97 г говорилось о том, что у исполнительной власти есть немало невыполненных обязательств в отношении власти судебной, и это является одним из значимых негативных факторов, обусловливающих существующие пороки функционирования совокупной системы управления страной. Речь идет о не достигнутой до сих пор цели создания независимой, авторитетной судебной власти - лица правового государства. Проблемы, связанные с достижением этой цели, не раз указывались в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и иных документах главы государства. В Концепции 97г были отмечены лишь специфические для формирования эффективной исполнительной власти проблемы.

Неинституциализированность административной юстиции.

Неупорядоченность финансовых обязательств исполнительной власти в отношении судебной системы.

Зачаточное состояние новой системы исполнения судебных решений.

В Концепции 97г был разработан принцип Изменения акцентов во взаимоотношениях исполнительной власти с другими ветвями государственной власти. В Конституции заложена модель Президента страны как объединителя всех ветвей власти, который, не вмешиваясь в их компетенцию, обладает рычагами обеспечения их согласованного функционирования, как верховного досудебного арбитра в спорах между законодательной и исполнительной властью, между разными уровнями власти. Но эта модель предполагает политическое дистанцирование, политическую равноудаленность главы государства от всех ветвей власти. Парламент страны должен выполнять роль не только законотворца, но и социального амортизатора, поскольку принципы формирования и предназначение данного института предполагают институализацию борьбы интересов. Правительство страны должно быть ответственным за проведение социально-экономического курса, который не может быть радикально отличным от курса, провозглашенного Президентом страны. Смысл перехода к иным взаимоотношениям основных властных структур федеральной власти состоит в максимальном приближении организации и деятельности этих структур к системной модели, заложенной в Конституции Российской Федерации.

К 2005г отношения исполнительной и других ветвей власти так и нельзя назвать упорядоченными. Сохранилась слабость системы исполнительной власти. Одним из показателей этого является высокий уровень коррупции в России. По словам генпрокурор РФ Владимир Устинов, в минувшем году на 21,5% выросла регистрация уголовно-наказуемого взяточничества и на 19% - других преступлений против интересов государственной службы по сравнению с 2003г. Слабость системы исполнительной власти, которой просто не под силу обеспечивать исполнение действующих законов (а прокуратуре – контролировать их исполнение). Законы не исполняются не потому, что они – плохие (хотя таких немало), а потому, что исполнительная власть слишком часто не в состоянии исполнять законы. Так, например, в 2004г. по ряду регионов: Амурская, Калининградская области, Калмыкия, Читинская и Сахалинская области, Республика Алтай число уголовных дел о взяточничестве не превысило двух десятков, а в Ингушетии не было направлено в суд ни одного подобного дела. Очень сомнительно, что в этих регионах победили коррупцию.

Отсутствие упорядоченных отношений Федерации и ее субъектов, является причиной отсутствия строгого и ясного понимания содержания единой системы исполнительной власти. Отсутствует ясность, чьими органами (Центра или регионов) являются многие органы исполнительной власти, есть проблема неисполнительности, «тромбов» в управленческих каналах, существует запутанность отношений между Федерацией и субъектами РФ по финансированию государственных функций, отсутствуют ясные критерии по образованию территориальных подразделений федеральных органов власти.

В Программе 2005-2010гг (в этапах ее реализации) одними из задач 2005г являются разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции ОИВ, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций ОИВ.

Кроме того в Концепции 97г были освещены и

внутрисистемные проблемы исполнительной власти.

Такие проблемы как необходимость освоения управления посредством права, а не команд сохранились и к 2005г. Этот принцип может быть обеспечен с помощью строго очерченной и гарантированной от чьего-либо вмешательства компетенции каждого государственного органа. Для этого должно быть осуществлено четкое функциональное деление органов ИВ, а также применен целевой подхода к формированию бюджетов этих органов в соответствии с выполняемыми функциями и реализуемыми программами. Функциональная размытость обусловливает и отсутствие четких критериев, на которых должна строиться система органов исполнительной власти. Озвученная в Концепции 97г система федеральных органов исполнительной власти, возглавляемая Правительством Российской Федерации- министерства Российской Федерации выглядела следующим образом:

- государственные комитеты Российской Федерации,

- федеральные комиссии России,

- федеральные службы России,

- российские агентства,

- федеральные надзоры России,

- специфическим федеральным органом исполнительной власти является

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (вступившим в силу с 11 марта 2004 года) были внесены следующие изменения: установлено, что система федеральных органов исполнительной власти состоит из трех взаимосвязанных уровней:

- федеральные министерства
- федеральные службы
- федеральные агентства.

А в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года N 649 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. В нее входят:

- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации , федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
- федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации , федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Зачастую функции органов исполнительной власти однотипны и пересекаются. Так, например, на заседании Правительства 4 июля 2004г, М.Фрадков говорил о том, что, правительственная комиссия по проведению административной реформы провела анализ функций федеральных органов исполнительной власти, приводящих к неоправданному вмешательству в предпринимательскую деятельность и ограничивающих права и свободы граждан. По итогам этой работы ряд функций были признаны дублирующими, избыточными или подлежащими уточнению. Правительству на тот момент предстояло принять свыше 300 законопроектов в рамках отмены избыточных полномочий министерств и ведомств.

Одним из пунктов Стратегии реформирования в Концепции 97г является новый принцип организации ИВ. Предполагалось:

1. проведение разграничение федеральных органов исполнительной власти (оставляя за ними функции подзаконного регулирования, распределения (перераспределение) государственных ресурсов координации, контроля, применения мер государственного принуждения) и государственных учреждений исполнительной власти (в их ведении должно было быть осуществление от имени государства определенных юридически значимых действий, предоставление услуг, а также обеспечение деятельности соответствующих органов исполнительной власти);

2.разграничение собственно федеральных органов исполнительной власти (Министерство- федеральный орган, осуществляющий реализацию одной из основных функций исполнительной власти и несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Теоретически федеральных министерств должно быть столько же, сколько сфер управления; Федеральная служба -- федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функции (взимание налогов, борьба с отдельными категориями преступлений, ведение государственной статистики и т.д.); Федеральный надзор - федеральный орган, осуществляющий узкоспециализированные надзорные функции межотраслевого характера) Предполагалось, что в соответствии с новой классификацией ОИВ должны быть пересмотрены функции и структура Аппарата Правительства РФ. По Положению об Аппарате Правительства РФ от 1 июня 2004г структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.

3.использование новых стандартов технологического и ресурсного

обеспечения органов исполнительной власти (создание информационно-аналитических служб, концептуально-программных служб, служб взаимодействия с общественностью) К 2005г попытались

провести тщательное исследование структуры расходов на содержание государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне регионов;

проанализировать номенклатуру собственности, находящейся в распоряжении органов исполнительной власти, и эффективность ее использования;

определить критерии, по которым государственная собственность подлежит приватизации;

* определить круг нынешних государственных функций, которые должны быть коммерциализированы, то есть переданы негосударственным субъектам на конкурсной основе;

разработать новые принципы и пропорции финансирования содержания органов власти;

консолидировать в бюджет внебюджетные источники финансирования органов государственной власти.

В Концепции 1997г были намечены новые принципы функционирования исполнительной власти, такие как: 1. Принцип собственной компетенции. Говорилось о том, что управление в новых условиях требует четкого установления компетенционных рамок каждого гос. органа или должностного лица, ответственности и деятельности исключительно в очерченных рамках, а также гарантии от вмшательства кого бы то ни было в установленные правовые прерогативы. Как образец реализации этого принципа приводилась судебная власть. Принцип собственной компетенции (один из важнейших стратегических направлений адм. реформы), позволит :

обеспечить режим автоматического, в том числе упреждающего, реагирования на возникающие проблемы в подведомственной сфере;

свести к минимуму или хотя бы резко сократить неправовые (командные) указания;

обеспечить четкую зону ответственности, а, следовательно, эффективные контроль и оценку деятельности субъекта управления;

обеспечить соблюдение прав граждан в процессе правоприменительной деятельности;

минимизировать параллелизм в деятельности управляющих структур;

минимизировать возникновение конфликтных ситуаций между государственными органами;

* избежать распыления бюджетных средств, оптимизировать их использование;

активизировать фактор правового сознания государственных деятелей и государственных служащих;

устранить “аппаратное” неравенство государственных органов (деление на “важные” и “второстепенные” органы);

упорядочить подбор кадров для госслужбы, обеспечивая соответствие личной компетентности претендента его должностным обязанностям.

Проблема реализации этого принципа была связана с отсутствием новой классификации органов ИВ, отсутствием упорядоченной структуры органов ИВ, с неразвитой системой образования и повышения квалификации госслужащих. Без комментариев

2. Принцип открытости исполнительной власти: Этот принцип включает в себя разработку с участием общественности и публикацию стандартов государственных услуг с учетом :

1) выявления существующих и потенциальных потребителей услуг, их потребностей;

2) определения типа и качества услуг, степени удовлетворения ими населения на основе опроса потребителей;

3) предоставления потребителям свободы выбора в источниках и средствах оказания услуг;

4) создания в сфере государственных услуг наиболее полных информационных систем, доступных и понятных для населения;

5) обеспечения своевременности ответов на запросы и жалобы потребителей.

Основной проблемой полномасштабной реализации принципа открытости стало нежелание органов власти радикально изменить взаимоотношения со средствами массовой информации как институтом формирования и выражения общественного мнения.

До сих пор не отлажен механизм обеспечения федеративного единства страны. Необходимо осуществление принципов, заявленных в Концепции 97г:

1. Управления на основе собственной компетенции , который эффективен как в деятельности федеральных властных институтов, так и во взаимоотношениях Федерации с ее субъектами. Статья 72 Конституция РФ называет большой перечень предметов совместного ведения, но механизм их реализации остается нечетким.

2. Необходима децентрализация исполнительно-распорядительной деятельности при одновременной централизации нормоустановительной и контрольной деятельности по предметам совместного ведения. Планировалась разработка концепции федерального закона о взаимоотношениях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при реализации совместной компетенции. Основные параметры концепции следующие:

а) Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти являются лишь те, которые обеспечивают полномочия, относящиеся к предметам исключительного ведения РФ. Финансирование таких органов осуществляется исключительно из средств федерального бюджета.

б) Координацию деятельности территориальных структур федеральных органов ИВ осуществляют полномочные представители Президента РФ в регионах.

в) В целом бюджетное финансирование органов ИВ субъектов Федерации осуществляется самими субъектами Федерации.

3. И в 2005г осталась необходимость выравнивания условий жизни граждан вне зависимости от места их проживания. Предлагаемый в 97г комплекс мер (экономическое стимулирование соответствующих субъектов; постоянный федеральный мониторинг качества жизни; осуществление политики, направленной на более активное перемещение граждан по территории РФ) так и не был осуществлен до конца.

4. Обеспечением федерального единства является развитая система местного самоуправления .

За Федерацией должны будут остаться вопросы:

нормативного регулирования общих принципов местного самоуправления;

контроля за законностью нормативного регулирования и решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении местного самоуправления;

контроля за соблюдением реализации общероссийских социальных стандартов органами местного самоуправления;

нормативного определения финансовой и иной ресурсной базы для осуществления местного самоуправления.

Также в Концепции 97г был отмечено, что показателем неумения государственного аппарата руководствоваться законами является наличие обильного подзаконного, в т.ч. ведомственного регулирования.

До сих пор остается актуальной проблема ресурсного и технологического

обеспечения органов исполнительной власти. Наличие старых принципов функционирования исполнительной власти поддерживается следующими обстоятельствами:

обремененностью государственных органов излишними функциями, не относящимися к управлению (прежде всего самообеспечивающего характера);

устаревшей системой расходов на содержание власти;

слабым внедрением новых технологий управления.

Сохранившееся и к 2005г недофинансирование расходов федеральных ведомств, вынуждает последние искать внебюджетные источники финансирования . Они помогают временно решать отдельные проблемы, но в то же время нередко становятся источниками злоупотреблений и коррупции.

Проблема государственной службы

Еще в 97г отмечалось несоответствие современным и тем более перспективным потребностям российского общества системы гос. службы (т.е. “человеческой” составляющей исполнительной власти) К числу проблем, существовавших в 97г, относились следующие:

* Нарушение принципа единства системы госслужбы РФ

* крайнее несовершенство системы отбора, оценки и служебного продвижения кадров госаппарата;

* падение уровня исполнительской дисциплины;

* неразработанность типологии “политических” и “карьерных” должностей, что особенно необходимо , если учесть их принципиально различный правовой статус (действующий Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” за основу дифференциации этих должностей принял только формальные критерии);

* незавершенность и противоречивость правового регулирования в сфере государственной службы;

* неоправданную дифференциацию статусов госслужащих некоторых федеральных органов исполнительной власти, что, в частности, выражается в существенных различиях между зарплатой госслужащих не только разных уровней (федерального, регионального и муниципального), но и в различных государственных органах с равнозначным статусом;

* расширение практики образования новых видов (подвидов) госслужбы, не урегулированных действующим законодательством;

- падение престижа госслужбы как вида профессиональной деятельности;

- явно неудовлетворительное состояние системы подготовки и переподготовки кадров управленческого персонала;

- недостаточную ресурсную обеспеченность госслужбы.

Большие недостатки существовали в области подготовки и переподготовки управленческих кадров, особенно по новым, “рыночно-менеджерским” специальностям.

В рамках модернизации государственной службы в Концепции 97г предполагалось формирование государственного аппарата, основанного на “системе заслуг и достоинств”; периодическую переаттестацию, а также привлечение в необходимых случаях талантливых и обладающих специфическими знаниями людей из внеаппаратных сфер. Предполагалось, что данная система будет в себя включать :

· отбор (преимущественно конкурсный в установленных законом случаях), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных, добросовестных людей;

· гибкую, меньше ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата вместо реанимации “табели о рангах”;

· строгую определенность должностных обязанностей;

· лояльность чиновников Конституции России;

· возможность для «бокового входа» в систему на временные, но достаточно высокие должности людей, не проходивших по ступеням должностной карьеры, а привлеченных из других сфер.

* создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, жесткую ответственность государственных служащих, с другой, - их правовую защищенность от произвола и некомпетентности;

* обеспечение режима максимально возможной открытости госслужбы, превращения ее из службы “государевой” (как это традиционно было и есть в нашей стране) в службу, действительно публичную;

* рационализацию затрат на содержание госаппарата через кардинальное изменение соотношения прямых и косвенных материальных стимулов госслужащих в пользу увеличения удельного веса первых;

* повышенное внимание к вопросам административной морали с целью оживления понятий деловой репутации и служебной этики.

Была озвучена необходимость разработки и введения строгой типологии государственных должностей, что позволит сформировать заказ учебным заведениям на подготовку госслужащих; а также необходимость сокращения числа должностей, указанных в Реестре государственных должностей для устранения кастового духа в государственном аппарате.

Необходима дифференциация карьерных” и “политических” чиновников (“политических назначенцев”); “Политические назначенцы” смогут эффективно проводить государственную политику через высокопрофессиональный корпус постоянных (“карьерных”) служащих.

Реформировании госслужбы осуществляется поэтапно начиная с ноября 2000 года. В 2002 году указом президента была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», рассчитанная на 2003-2005 годы. Она закладывала основы для создания законодательной базы, совершенствования деятельности государственных органов. Большую роль играло и то, что программа стимулировала открытость государственной службы, внедрение новых информационных технологий на государственной службе, а также улучшение качества подготовки, отбора и продвижения кадров.
Предполагалось, что одновременно с повышением зарплаты чиновникам должна усиливаться и ответственность. В том же году был принят указ президента «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указ закрепил не только конкретные правовые нормы, связанные со служебной деятельность чиновников, но и обозначил нравственные границы, которые госслужащий нарушать не должен.

В 2003 году принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», который определил правовые и организационные основы системы государственной службы, заложил предпосылки для создания единой системы государственной службы, включая гражданскую, правоохранительную, военную, а также разделил уровни службы на федеральную и субъектов Федерации. Вступление в силу этого закона «потянуло» за собой разработку проектов других федеральных законов: «О правоохранительной службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «О муниципальной службе»

С 1 февраля 2005г вступил в силу закон О государственной гражданской службе в РФ. Новый закон по своей сути является «трудовым кодексом» для российских чиновников. Закон переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права. В соответствии с этим законом Гражданская служба станет видом госслужбы по обеспечению полномочий Российской Федерации или ее субъекта. При этом полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта осуществляют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности, либо их представители. Вместо имеющихся двух учреждаются четыре новые категории должностей государственной гражданской службы: «руководители», «помощники» («советники»), «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Это позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Шире станут применяться процедуры конкурсного отбора чиновников. Основной формой соглашения о приеме на работу станет служебный контракт. При этом срочные служебные контракты коснутся преимущественно руководителей, их заместителей и помощников. Для повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей вводится должностной регламент. Он включает в себя квалификационные требования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельно принимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям. Каждые три года чиновник должен будет пройти аттестацию. Вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные чины, причем присвоение чина будет осуществляться по результатам квалификационного экзамена персонально. Гражданским служащим при условии уведомления нанимателя разрешается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов. Предложен механизм разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов на государственной службе, включающий образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов

Кроме того, в законе есть попытка решить проблемы с коррупцией. Так предполагается, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера будут представляться в кадровую службу государственных органов. Также вводится ограничение после увольнения с гражданской службы. Бывший чиновник в течение двух лет не может замещать должности в организациях, если он имел отношение к функциям управления этих организаций в рамках госслужбы

В планах на 2005-2010гг в ФЦП «Административная реформа (2005-2010гг)». , поделенной на 8 блоков мероприятий, в последнем блоке, названном «Обеспечение административной реформы», в качестве вспомогательных мероприятий к данному блоку, предполагаются разработка программ и учебно-методических материалов для проведения курсов переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по отдельным направлениям административной реформы, а также формирование банка лучшей практики для накопления обобщения и передачи опыта внедрения новых механизмов государственного и муниципального управления. Будут созданы типовые программы по вопросам административной реформы и отдельных ее направлений с целью создания широкомасштабной, единой по своим принципам системы передачи знаний, умений и навыков. Подготовку должны пройти руководители и специалисты ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обеспечивающие организацию исполнения задач реформы, ответственные исполнители этих задач, готовящие программы и документы по их реализации на местах, обеспечивающие их внедрение и оценку эффективности, привлекаемые эксперты и представители гражданского общества.

Задачами направления являются:

- разработка пакета обучающих программ краткосрочных семинаров-

тренингов, включающих подготовку участниками документов, методик для их практической работы;

- разработки программ обучения новым процедурам государственного и муниципального управления для их последующего использования в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

- подготовка в первоочередном порядке и преподавателей для обучения менеджеров Программы, государственных и муниципальных служащих;

- подготовка руководителей и специалистов ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обеспечивающих организацию исполнения задач Программы, ответственных исполнители этих задач, готовящих программы и документы по их реализации, обеспечивающие их внедрение и оценку эффективности;

- подготовка привлекаемых экспертов и представители гражданского общества;

- проведение конференций и семинаров, направленных на информирование будущих участников Программы о целях и содержании административной реформы;

- организация ежегодных конференций по обмену опытом в реализации административной реформе на федеральном и региональном уровнях;

- создание тематического форума по текущим вопросам реализации административной реформы с помощью Интернет-технологий.

Гос-во и общество , кризис доверия :

Несмотря на то, что к началу 2005г все еще нельзя сказать, о полной реализации механизмов осуществления взаимодействия между государством и структурами гражданского общества, некоторые мероприятия в данном направлении все же осуществялись. Прежде всего к ним относится принятая в 2002 году правительством России федеральная программа «Электронная Россия».
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» утверждена постановлением правительства РФ №65 от 28 января 2002 года.
Цели и задачи, записанные в Программе, во многом совпадают с задачами социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и направлены на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития, проведение реформы системы государственного управления и местного самоуправления, а также развитие новых механизмов взаимодействия государства и общества, повышение открытости экономики, развитие секторов с высокой долей участия государства и секторов «новой экономики», повышение эффективности социальной политики. Одной из основных функций Программы – внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу управления государством. Что в свою очередь станет инструментом перехода к сервисному государству – дебюрократизированному государству, оказывающему услуги своим гражданам, сделает госаппарат эффективным и прозрачным, поможет перейти к новой экономической модели, при которой основой экономики страны станут наукоемкие продукты и высокие технологии.

Пока проблемы, освещенные в Программе 1997г остаются не решенными не до конца. К таковым относится следующее:

- Граждане России не видели в государстве систему обслуживания интересов общества, подконтрольную ему и ответственную перед ним; не был отлажен режим постоянного диалога между государственной, прежде всего исполнительной, властью и обществом.

- Исполнительная власть “непрозрачна” для контроля со стороны формирующегося гражданского общества, для общественных инициатив; низкая степень инф. открытости ИВ. Россия - одна из немногих стран, в которой нет законодательно установленных процедур раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов, любая информация по решению государственного органа может быть признана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию;

- Ведущим мотивом огромного числа чиновников в их взаимоотношениях с гражданами остается собственное усмотрение. В государственных органах и учреждениях граждане по-прежнему находятся в положении просителей, полностью зависящих от конкретного госслужащего.

- Не проводятся опросы граждан касательно качества предоставляемых государственных услуг, их мнение редко учитывается при формировании требований к качеству и доступности этих услуг

В рамках ФЦП «Административная реформа (2005-2010гг)» есть блок под названием «Повышение эффективности взаимодействия государства и общества»

Его Целями и задачами является:

Целью мероприятий данного блока является создание системы своевременного информирования граждан, организаций, делового сообщества о деятельности органов исполнительной власти и механизмов их влияния на принимаемые общественно-значимые решения.

К мероприятиям по реализации данных целей относятся:

- обеспечение инф.открытости , для чего необходимо : принять нормативные правовые акты о доступе к информации о деятельности государственных органов; разработать типовые процедуры раскрытия такой информации; организовать публичные обсуждения и общественные экспертизы; обеспечить участие представителей заинтересованных структур гражданского общества в рабочих группах, комиссиях, советах по подготовке нормативных правовых актов; подготовить методические материалы по внедрению типовых процедур, организовать подготовку специалистов по их внедрению; сформировать систему стимулирования лучшей практики. В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предполагается дальнейшее развитие единого правительственного портала, интегрирующего отдельные ведомственные интернет-сайты на основе общих стандартов и технологий»

- совершенствование взаимодействия ОИВ и местного самоуправления со структурами гражданского общества, для чего необходимо: создать действенные каналы влияния гражданского общества – граждан, организаций, делового сообщества на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления; сформировать также механизмы обратной связи - оценки и участия в оценке эффективности решений, принятых органами исполнительной власти и местного самоуправления, учета этой оценки и необходимой коррекции принятых ранее решений, или практики их исполнения.

- создание типовых процедур раскрытия информации, организации публичных обсуждений и общественной экспертизы, обратной связи по оценке эффективности принятых решений, их коррекции и т.д.

Показателями результативности мероприятий по данному блоку должны стать:

- доля информационных ресурсов, поддерживаемых на сайтах ФОИВ, к установленному перечню;

- доля ФОИВ, в полном объеме удовлетворяющих требованиям раскрытия информации;

- доля электронных запросов в общем количестве запросов к ФОИВ.

- доля законодательных актов, разработанных с участием структур гражданского общества;

- доля ФОИВ, в которых действуют общественные советы;

- доля НПА, принятых с применением процедур публичного обсуждения;

- доля ФОИВ, в которых более 90% НПА принимаются с использованием процедур публичного обсуждения;

- доля НПА, принятых с применением процедур общественной экспертизы;

- доля ФОИВ, в которых более 90% НПА принимаются с использованием процедур общественной экспертизы;

- доля НПА, подготовленных с участием рабочих групп, комиссий, советов, включающих представителей заинтересованных структур гражданского общества;

- доля ФОИВ, в которых более 90% НПА, подготовлены с участием рабочих групп, комиссий, советов, включающих представителей заинтересованных структур гражданского общества.

ФЦП «Административной реформы (2005-2010г)» разрабатывалась уже с учетом проведенного анализа функций федеральных органов исполнительной власти, внесенных предложений по устранению избыточных и дублирующих функций. К этому времени уже сформирована новая структура ФОИВ, подготовлены доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФОИВ. Подготовлены нормативные акты, направленные на обеспечение доступа к информации государственных органов и органов местного самоуправления, реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Новая «Программа Административной реформы» рассчитана на период с 2005 по 2010 год и представляет собой второй этап административной реформы в России, предполагающий внедрение принципов проектного управления не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации и отчасти муниципалитетов. То есть в программе впервые ставится вопрос о том, чтобы все те меры, которые предлагается реализовать на уровне федеральных органов исполнительной власти, могли в том же объеме и практически в те же сроки быть реализованы на уровне субъектов Российской Федерации и в значительной мере на уровне субъектов местного самоуправления. Проведение программных мероприятий будет связано с реализацией других федеральных программ, в частности, с федеральной программой Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы) и ФЦП Электронная Россия (2002-2010 годы). Основными целями программы является повышение способности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать конкретные результаты в экономике и социальной сфере. Следствием этого будет улучшение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также общественного доверия к государству. Кроме того, программа направлена на снижение издержек от неэффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, избыточного вмешательства государства в экономику и снижения уровня коррупции. Программа прописывает критерии достижения той или иной цели в виде количественных показателей. Для реализации программы в федеральных органах исполнительной власти появятся менеджеры-чиновники, персонально ответственные за проведение программы и находящиеся в двойном подчинении как своему ведомству, так и Комиссии по административной реформе. Именно они, имея достаточно большие полномочия, будут следить исключительно за тем, как в ведомствах идет административная реформа. Чтобы чиновники хорошо работали, в программу заложено расширение стимулов для персонала. То есть работать можно будет по срочным контрактам с высоким вознаграждением. Такая возможность появилась уже с 1 января 2005 года благодаря новому Закону «О государственной гражданской службе РФ»

Что же касается финансирования, то часть мероприятий на уровне регионов, по мнению разработчиков программы, должна финансироваться за счет самих субъектов РФ. При этом софинансирование из средств Федеральной целевой программы они будут получать только в том случае, если их собственная программа будет разработана с установленными федеральными требованиями .

Мероприятия ФЦП Административная реформа (2005-2010 годы) сгруппированы в несколько блоков. Первый блок - Управление по результатам - включает в себя мероприятия по внедрению механизмов управления по результатам и проектного управления в федеральных органах исполнительной власти, результативных принципов управления подведомственными организациями, а также реализацию принципов управления по результатам в субъектах Российской Федерации.

Второй блок - Стандартизация и регламентация - предполагает внедрение стандартов государственных услуг, ориентацию деятельности федеральных органов исполнительной власти на интересы пользователей, разработку и внедрение административных регламентов, создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции).

Третий блок - Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции - предусматривает реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, разработку и реализацию механизмов противодействия коррупции.

Четвертый блок - Повышение эффективности взаимодействия государства и общества - направлен на обеспечение информационной открытости органов исполнительной власти и совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Пятый блок - Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и мониторинг административной реформы - это один из самых больших блоков. Он включает в себя мероприятия по созданию систем мониторинга - таких, например, как деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, качества государственных и муниципальных услуг, коррупции и антикоррупционных мероприятий, мониторинга информационной открытости и так далее.

Шестой блок - Взаимодействие с обществом и содействие распространению лучшей практики. Здесь идет речь о проведении семинаров и конференций на федеральном и региональном уровнях, обеспечении распространения опыта реформ, взаимодействии с общественностью по вопросам административной реформы.

Седьмой блок - Управление программой на региональном уровне - включает в себя разработку типовой программы административной реформы субъекта Российской Федерации и создание типовой программы административной реформы для реализации на муниципальном уровне.

И последний - восьмой блок. Он называется Обеспечение административной реформы и подразумевает организационно-методическое обеспечение деятельности по развитию кадрового потенциала административной реформы, плюс обеспечение деятельности дирекции программы.

Скачать архив с текстом документа