Подготовка к браку и добрачное консультирование

СОДЕРЖАНИЕ: Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка молодежи к браку и семейной жизни: предназначение семьи, формирование установки на вступление в брак.

Курсовая работа

Подготовка к браку и добрачное консультирование

Содержание

Введение

Часть 1. Психологическое консультирование

1.1 Общие представление о психологическом консультировании

1.2 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия

Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни

2.1 Готовность к браку

2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни

2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка

2.5 Образовательно-операциональная подготовка

Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений

Часть 4.Из истории добрачного психологического консультирования

Часть 5. Добрачное консультирование

5.1 Консультирование как информирование

5.2 Консультирование по телефону доверия

5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом

5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом

Ссылки

Список литературы

Введение

На каждом этапе жизненного цикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачной пары, молодой семьи, семьи или супружеской пары и т.д.

В своей курсовой работе я решила рассмотреть именно добрачное консультирование так как недостаточная проработанность указанной проблемы в современной психологической науке актуальна и вызвала интерес.

Объектом исследования является: особенности добрачного консультирования.

Предмет исследования: социально-психологическое добрачное консультирование, как задача укрепления семьи. Основная цель исследования: исследовать программу добрачного консультирования. На основе поставленной цели формулируются и решаются следующие задачи исследования:- провести теоретический анализ состояния изученности проблемы

- выявить основные факторы, влияющие на стабильность брака

-изучить основные принципы добрачного консультирования и его виды


Часть 1. Психологическое консультирование

1.1 Общие представление о психологическом консультировании

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших место, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово консультирование уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

1.2 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминовпсихокоррекция ипсихотерапия.

Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: Мы с мужем постоянно ругаемся или Жена ревнует меня без всякого повода. Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа или Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода. Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.


Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни

2.1 Готовность к браку

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе — брачной сексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни1 . Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку— интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов2 .

2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель — ученик) или стихийный (подросток — сверстники).

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка — это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волне ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две стороны:

1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;

2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым.

Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремится любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее — помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

Итак, для чего нужна семья:

• чтобы было на кого опереться;

• чтобы было с кем посоветоваться;

• чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

• чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;

• чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;

• чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;

• чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;

• чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;

• чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

• чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;

• чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.

Все это и составляет в совокупности образ семьи как надежного убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни. При бесспорной важности всего вышеизложенного, не следует его переоценивать и догматизировать. Это значит, что подготовка к браку и семейной жизни не может быть сведена только к формально-упрощенному декларированию семейных ценностей и созданию брачно-семейных установок.

Брак как психологическое отношение между полами включает в качестве обязательного условия как саму по себе нравственность, так и избирательность индивидуальной эротической любви. Только такая любовь делает брак нравственным, и, следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам одного из социологических опросов2 возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38% российских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка.

Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений. Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского и «жить торопятся, и чувствовать спешат».

Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...»

В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет3 три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.

·Доминирование полового влечения. Гипертрофияполового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

·Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая одностороння потребность — быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

·Способность любить. Уровни способности «любить» различны — от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся4 готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

B.C. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

1. Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению B.C. Topoxтия, относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:

• коммуникативные умения;

• владение психотехникой общения и саморегуляции;

• психологическую поддержку;

• добродушие и отходчивость в ссоре;

• терпимость к недостаткам другого;

• умение преодолевать конфликтные ситуации;

• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;

• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Добавим сюда еще умение прощать.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

2.5 Образовательно-операциональная подготовка

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье.

Реально в большинстве обычных российских семей основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально-психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее, не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов.

·Половая культура. Характерной чертой современной информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМИ о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками как легко запоминающаяся крайность половых отношений; экзотичность форм половых отношений возбуждает, манит и притягивает. Добавим, что своего устоявшегося сформированного сексуального сценария у подростков нет, эротические желания и фантазии, душевные отношения не устоялись, не сложились, т. е. защит против такого насыщенного воздействия нет ни в эмоциональном плане, ни в жизненном опыте.

Даже при сохранности культурного контекста такая информация может повлиять деструктивным образом, поскольку нарушаются характерные для данной ментальности архетипы и социальные роли. Прямолинейные и вульгарные призывы использовать, например, «сексуальные средства», «девять позиций темной девушки», «таиландский секс» разрушают романтику отношений между мужчиной и женщиной.

В русском обществе развита гуманистическая традиция в понимании природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, сексуальную энергию человека связывали с продолжением рода, с пониманием духовной культуры человека — с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственных ценностей. Любовь оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и постижением божественного. Этот синкретизм — одна из характерных особенностей русского Эроса5 . На восприятие продукции порнографического толка может влиять стереотип страны-изготовителя1 . В нем отражаются йога, гимнастика, система питания, мифологические сказания, представления о маскулинности-феминности, этнокультурные традиции Индии, Китая, Японии, Таиланда и др. Например, в основе восточной эротической философии лежит учение тантризма, одного из течений шиваизма, провозгласившего путь к божеству через эротический экстаз. Соприкосновение с этой стороной восточных традиций, вырванных из своего культурного, этнографического контекста, акцентирует внимание подростков (детей), у которых целостных представлений о восточных учениях нет, только на одном — эротическом экстазе, возбуждает, порождает домыслы. В итоге — просто развращает ум и растлевает души. Эротическая сфера жизни становится для подростков игрой по принципу «а давай тоже попробуем».

В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принято считать, что телевидение и — шире — СМИ выступают в обществе в роли суперотца или сверх-сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т. д.

Таким образом, зрители, читатели ждут, что общество, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человека. Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы аппелируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину мира, а зачастую и схему тела человека7 , в результате может нарушиться самоидентификация человека как биологического вида.

В исследовании Курдюковой Ю.А., Лидской Э.В., Мдивани М.О. (Психологический институт РАО) осуществлен количественно-качественный анализ 1198 названий видеофильмов, предлагаемых пунктами продажи видеокассет. Результаты показывают, что подавляющее большинство (72%) названий отражают низшие, имеющие физиологическую основу потребности человека.

Малолетние сутенеры, фетишизм, групповой секс, педофилия, детская проституция, цинепимастия, эс-каудиризм, трансвестизм, фроттеризм и другие девиации — образ секса, который запечатлевается в умах миллионов подростков в нашей стране.

Образы, наполняющие разум, мотивируют поведение. Наши дети преображаются в те образы, которые создаются для них масс-медиа. Не случайно раньше средства массовой информации буквально пестрели случаями из сексуальной практики Филиппин, Полинезии, Африки, Америки, теперь же их теснят примеры из нашей собственной отечественной практики.

Это извращенное понимание образа мужчины и женщины, их половых отношений, запечатленного в умах молодежи, приводит к тому, что она полна обид, насмешек, анархии и пренебрежения.

Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями.

Вся нация оказалась под разрушительным зарубежным влиянием «бэтменов», «секс-герл» и пр. Они порождают чрезмерно унифицированные стереотипы и могут становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипам не соответствует.

Конечно, все выше сказанное это не только вина СМИ, современной литературы и искусства, это, прежде всего беда воспитания, когда интерес к миру отливается в форму самодовлеющего сексуального любопытства8 . Отсюда особенно остро встает проблема половой подготовки к семейной жизни. И.В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений ребенка о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей, выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности — фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни9 .

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, — душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.


Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений

Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологическая адаптация супругов к условиям совместного проживания и индивидуально-личностным особенностям друг друга, формирование внутрисемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет «притирка» двух личностей на начальном этапе брака, во многом зависит жизнеспособность семьи. Из двух, зачастую очень разных половинок, необходимо создать целое, не потерять при этом себя и в то же время не разрушить внутренний мир другого. Философ И. Кант утверждал, что супружеская пара должна образовать как бы единую моральную личность. Добиться подобного объединения очень трудно, так как процесс этот сопряжен с множеством не зависящих от человека трудностей.

Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Как отмечают психологи, решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.

Поэтому первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям психологов, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни. Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно, во время проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они, как правило, ничего не знают друг о друге.

Традиционные формы добрачного общения чаще всего также связаны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят «парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда, опрятность во внешнем облике, аккуратная косметика и прочее, которыми можно скрыть внешние и характерологические недостатки. Даже если партнеры совместно проводят не только свободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получить достаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представлениях и установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти виды деятельности не связаны с семейными ролями.

Кроме того, на первых этапах знакомства людям вообще свойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они есть на самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Не позволяет в достаточной степени узнать друг друга и ситуация добрачного сожительства, поскольку в нем партнеры выступают в таких ролях, которые существенно отличаются от узаконенных семейных уз. В пробных браках ниже уровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции, домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т. д.

Представление о личностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастую расходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению. Как установил психолог В. Зацепин, девушки симпатизируют юношам энергичным, веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они представляют, прежде всего, трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющим владеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящие танцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть в первую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т. д. Таким образом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многими качествами, не обязательными для партнера по общению. Однако на деле критериями взаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный момент личностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении («интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показаться на людях» и т. п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностей добрачными.

Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т. е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.

Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.

Довольно часто неточность взаимного узнавания, идеализация друг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочных стереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения, связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и проч.). Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих черт или проецированию на партнера черт своего идеала или собственных положительных характеристик.

Идеализации нередко способствует известный в социальной психологии «эффект ореола»: общее благоприятное впечатление о человеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительным оценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются. В результате идеализации создается сугубо положительный образ партнера, но в браке «маски» очень быстро спадают, добрачные представления друг о друге опровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступает разочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.

Отсюда вытекает необходимость самоопределения при выборе оптимального соотношения конкретных достоинств и недостатков будущего партнера по браку и последующего принятия избранника таким, каков он есть. Претендент на руку и сердце — в основном уже сложившаяся личность, «переделать» его трудно, так как психологические «корни» уходят очень далеко — в природные основы, в родительскую семью, во всю добрачную жизнь. Поэтому нужно ориентироваться на то положительное, что есть в человеке и не сравнивать его со своим эталоном или другими кандидатурами в спутники жизни: у них есть свои недостатки, которые обычно не видны, так как скрыты под «масками». Не следует также сравнивать свои отношения с отношениями в других парах: в них есть свои проблемы, которые не видны посторонним, поэтому создается иллюзия полного благополучия.

Конечно, в любви, в отличие от дружбы, преобладают эмоции, а не рассудок, но с точки зрения будущих семейно-брачных отношений и в любви необходима определенная доля рационализма, умения анализировать чувства свои и партнера.

Однако молодым людям бывает не так легко разобраться в чувствах, отличить любовь от «тысячи подделок под нее». Желание тепла, жалость, потребность в друге, страх одиночества, престижные соображения, гордость, просто половое влечение, связанное с удовлетворением физиологической потребности, — все это выдается или принимается за любовь. Поэтому молодые люди иногда опрометчиво вступают в брак, попав в «ловушку влюбленности», что далеко не лучшим образом сказывается на семейных отношениях. Психологи А. Добрович и О. Ясицкая считают, что «ловушки влюбленности» затрудняют процесс взаимной адаптации молодых супругов и приводят к быстрым разочарованиям в браке, что не способствует стабилизации семьи. В качестве подобных «ловушек» они выделили следующие:

«обоюдное актерство»: партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких и, чтобы не обмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;

«общность интересов»: одинаковость увлечений принимается за родство душ;

«уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;

ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви;

«интимнаяудача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;

«взаимная легкодоступностъ»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;

ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;

ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;

ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде — это «браки по расчету».

Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для одного или обоих партнеров. Тогда под «вывеской» любви скрываются меркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для мужчин — заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому, это связано с тем, что мужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются в худших жилищных условиях).

«Ловушки» могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.

Нередко побудительной причиной вступления в брак является подражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называют «браками по стереотипу».

К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувств. Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.

К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можно отнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.

Довольно часто браки, которые сейчас сильно «помолодели», заключаются по легкомыслию и связаны с удовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышения своего социального статуса, а также в освобождении из-под опеки родителей, отношения с которыми нередко бывают напряженными и конфликтными. Очень часто такие браки оказываются недолговечными, потому что молодые су г руги, «наигравшись в семью», изначально не связанные особь; ми духовными и эмоциональными узами, решают расстаться.

Увеличилось число и так называемых «стимулированных». «вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следует иметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей не выбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить свои отношения.

Добрачные отношения не следует рассматривать как статичное образование. Как и любые межличностные взаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своем развитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, спад любых отношений — это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени и обладающий множеством граней. Первоначально высказывалось предположение, что этот процесс в обратном порядке повторяет стадии позитивного развития отношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно не подтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британского психолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной (добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений между партнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или оба партнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй, диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможном прекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распаде отношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников, общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание, переживание последствий разрыва и их преодоление.

Вместе с тем следует иметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через каждую из указанных фаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.

психологический установка молодежь семья брак


Часть 4. Из истории добрачного психологического консультирования

Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями. Выдающимся пионером в осуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни». Другим событием, оказавшим большое влияние на добрачное консультирование, был переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов начать обращать повышенное внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку. Начиная с 1950-х г. «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology)стал отражать более широкий интерес к аспектам взаимоотношений молооженнов, выразившийся в увеличении числа статей по данному предмету. Рост количества курсов по пасторскому консультированию во многих учебных заведениях США явился дополнительным свидетельством того, что религиозные организации расширяют свое влияние на сферу межличностных отношений. Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление и контроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследования изначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физ. осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенно различавшимися) законами штатов, некоторые врачи ощущали потребность выйти за рамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями и рекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, были сосредоточены на вопросах пола и сексуальности. Накапливается все больше данных, что, по крайней мере, некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке. Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака. От людей, которые ранее состояли в браке, тоже будут ожидать достижения определенного понимания тех требований, которые к ним предъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям. В современной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать соц.-психол. аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.


Часть 5.Добрачное консультирование

На основе исследований Гедеминоса Навайтиса

До создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении любой из перечисленных задач возможны трудности. Часть из них как бы «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно обсудить два вида психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуальное и групповое консультирование.

5.1 Консультирование как информирование

Главная задача информирования, или психологического просвещения, - устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.

Популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме супружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них.

Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.

Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

5.2 Консультирование по телефону доверия

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др. Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы. При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.

5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом

С первого взгляда может показаться, что выделение только двух видов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального и группового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультирование пар как бы исчезает. Но реальный опыт консультирования свидетельствует о том, что консультирование пар несовершеннолетних — это действительно редкое явление. Обсуждая психологическую ситуацию несовершеннолетних, консультированных по вопросам добрачной беременности, в первую очередь следует обратить внимание на исключительно нерациональное поведение некоторых из них.

Игнорирование беременности, неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью — это типичное по ведение несовершеннолетних, которые столкнулись с новыми для себя обстоятельствами общения, в которых приходится уже не демонстрировать самостоятельность, а реально брать на себя ответственность за поступки. Поскольку несовершеннолетние редко когда способны принять такую ответственность, важной целью консультирования становится расширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители, партнер интимных отношений, его родители. Даже в тех случаях, когда реагирование родителей изначально было строгим и негативным, посредничество психолога заметно улучшало их отношения с находившейся в сложной ситуации несовершеннолетней.

Как уже упоминалось, сложно консультировать пару несовершеннолетних. Кроме того, такие пары редко обращаются в консультацию. Можно предполагать, что часть таких пар могла бы сохранить свои отношения и после рождения ребенка совместно заботиться о нем. Но в большинстве случаев несовершеннолетние обращались в консультацию тогда когда их отношения с будущими отцами уже распадались. Важно и то, что около половины из них не могли сообщить сведений, позволявших установить будущего отца и пригласить его в консультацию, т. е. не знали его фамилии, адреса и т. д. Только треть будущих отцов хотели продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рождения ребенка. Почти все эти ситуации закончились заключением брака. Целью консультирования в таких случаях было всестороннее информирование о юридических условиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак.

Так как исключительное влияние на несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом, оказывает генетическая семья, она может обеспечить и действенную помощь. Все проконсультированные несовершеннолетние были опрошены по поводу их отношений с родителями, братьями и сестрами, другими живущими вместе родственниками. Также исследовались ценностные ориентации семьи, ее материальный и культурный уровень, религиозные убеждения, контроль над поведением несовершеннолетних, особенности эмоциональных отношений с родителями.

Количество консультированных несовершеннолетних не позволяет сделать репрезентативных выводов, но раскрывает возможные тенденции. Оказалось, что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние из неполных семей. Среди них преобладают несовершеннолетние из материально хуже обеспеченных семей Образовательный уровень их родителей был невысок.

Проведенные опросы не выявили связи между строгостью или мягкостью контроля за поведением несовершеннолетних и возникновением добрачной беременности. Ценностные ориентации родителей, их религиозные убеждения тоже оказались не значимым фактором. Существенно другое. Эмоциональные отношения несовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях были проблемными. Вопросы психолога: «Любят ли тебя родители? Любишь ли ты своих родителей?» — нередко вызывали сильную эмоциональную реакцию. Можно предполагать, что интимные связи несовершеннолетних как бы компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачной беременности и в других сложных ситуациях общения целью консультирования становилось воссоздание и создание общности между родителями и детьми.

Нарушение эмоциональных связей между родителями и несовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологические трудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушения особенно характерны для ситуаций сексуального насилия.

Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные с беременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологически сложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом.

Обсуждая эти примеры, нужно отметить, что редкий подросток не имеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания. Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолевает вызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своем окружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки, которые ищут профессиональной психологической помощи.

Отметим, что информирование общественности о психологических консультациях оказывает положительное воздействие и на несовершеннолетних, они чаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же время значительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией. Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имел предварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди его родственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии и т. д.).

Другой важный вопрос — личностные особенности консультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившие возникновение потребности в консультациях, могут быть выявлены с помощью типологии акцентуаций характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно, что в других консультационных службах распределение может быть иным, но приведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большей степени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическим характеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников и отчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучие в семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытой враждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной (подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него «просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудь стандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективно ситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным ее выражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегда известны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями между родителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки и эмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя сами редко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, их требования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять и выразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновению крепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликт с другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например, они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много или слишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали как чувство пустоты, бессмысленности, тоски.

Поведение окружающих в таких случаях часто способствовало усилению кризиса. Мало и эмоционально бедно общающиеся с родителями, отвергнутые сверстниками подростки наказывались за «капризы», их высмеивали. Такое воздействие давало негативный результат, усиливало кризис. Важно отметить, что и доброжелательная помощь иногда оказывалась неэффективной или даже вредной. Обычно это случалось, когда взрослые пробовали восстановить дружбу подростков.

Действенной психологической помощью несовершеннолетним в таких ситуациях становятся индивидуальные консультации, целью которых является осознание потребностей и эмоций, а также усвоение способов, дающих возможность контролировать свои эмоциональные состояния.

В условиях, когда подростки могут выговориться, их психическое напряжение снижается, что само по себе благоприятно действует на их состояние. Кроме того, обращение внимания подростков на рефлексию ранее бывших и переживаемых в момент консультации чувств, разностороннее их рассмотрение и анализ помогают быстро преодолеть кризис, и далее несовершеннолетние уже более или менее самостоятельно способны решать проблемы общения с другом (подругой).

Особенно следует отметить, что примерно пятая часть консультаций, начавшихся как консультации по вопросам общения с другим полом, далее были направлены на коррекцию отношений детей с родителями.

5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом

Психологическую консультацию обращалось сравнительно небольшое число несовершеннолетних. Между обращениями были заметные временные интервалы, а характер переживаемых несовершеннолетними сложностей не позволял откладывать консультирование, поэтому только восемь из них принимали участие в групповых консультациях.

В группах решались актуальные для старших школьников вопросы общения и самопознания. Можно предполагать, что абсолютное большинство членов групп было мотивировано принять участие и решать важные для себя вопросы, так как в группы школьники приглашались только после выполнения заданий (например, письменно объяснить вопросы, которые лично хотели бы обсудить в группе). Каждый десятый школьник изначально заявил о желании участвовать в группе, но далее не показал заинтересованности работать в ней и в группу не приглашался.

До обсуждения работы групп следует обратиться к контексту рассматриваемых в них вопросов.

В последние десятилетия в мире изменяется ситуация заключения брака. Хотя средний брачный возраст меняется незначительно, выросло число молодоженов, заключающих брак до 20 лет. (Соответственно, выросло и число браков в более позднем возрасте, в том числе повторных). В настоящее время около четверти всех выходящих замуж вступают в брак в возрасте до 20 лет, а среди создающих семью мужчин доля заключающих брак в возрасте до 20 лет составляет около 10 %.

Но готовность молодежи к жизни в семье, к выбору брачного партнера недостаточна. Значительная часть старших школьников не обладает достаточными знаниями о семье, не имеет необходимых навыков общения с другим полом, не подготовлена к выбору брачного партнера, и несмотря на это им приходится решать вопросы добрачного общения, а иногда и создания семьи.

На решение упомянутых проблем и нацелена работа групп. Основными формами работы являются групповые дискуссии и ролевые игры. Проективные методы, например, рисунки, используются сравнительно редко. Группы больше ориентированы на поиск рациональных решений. Пример

Третья групповая встреча (первая была посвящена знакомству и обсуждению правил работы группы, вторая — выяснению вопросов, актуальных для участников). В начале встречи ведущий напоминает, что на прошлом занятии многим показался интересным и лично важным вопрос о добрачном интимном общении.

На первой части встречи члены группы высказывают возможные аргументы «за»: удовлетворение сексуальной потребности, приобретение опыта, проверки сексуальной совместимости до брака. Ведущий останавливает пробующих критиковать и поддерживает активно высказывающихся. После короткого перерыва высказываются аргументы «против» (не планированная беременность, венерические заболевания, возникновение обязанностей). Далее обсуждается, какие аргументы друг друга опровергают. Тема дискуссии сужается, и группа обсуждает только вопрос влияния добрачных половых отношений на будущую семью. Ведущий предлагает не обсуждать чувств и моральных норм, а говорить только о качестве опыта и о его влиянии на отношения с другим человеком. Далее группа самостоятельно приходит к выводу, что лучше всего опыт приобрести с тем (с той), с которым (с которой) планируется совместная жизнь. Заканчивая встречу, ведущий обращает внимание на то, что вывод группы соответствует этическим нормам. Это вызывает живой отклик группы, предложения обсудить обоснованность и других норм.

Описанная групповая встреча неплохо иллюстрирует некоторые особенности группового консультирования несовершеннолетних. Здесь можно отметить желание несовершеннолетних «по-своему» оценить позицию «взрослых» и вместе с тем слабо развитое умение последовательно обосновать свою точку зрения. Если ведущий сохраняет нейтральность по отношению к противоположным высказываниям, не осуждает и не одобряет противоречивые точки зрения, но предлагает подробно обсудить последствия их воплощения, чаще всего группы несовершеннолетних делают выводы, мало отличающиеся от тех, которые предложила бы им семья. Но субъективно эти выводы намного ценнее. Еще более интересен для несовершеннолетних процесс принятия решений. Обычно они, анализируя ход групповых встреч, более заинтересованно обсуждают не решения группы, а активность участников и путь получения выводов. Важно отметить, что групповые занятия оказывают более сильное влияние на формирование отношения к семье, чем обычные уроки.

Ведение групп несовершеннолетних имеет свою специфику. Здесь очень важным вопросом является создание мотивации участия в группе. (По сравнению с взрослыми, у несовершеннолетних такая мотивация часто слабее). Также важно в зависимости от групповых процессов постоянно корректировать стиль руководства группой, согласовывать директивность и либеральность. Данное обстоятельство также отличает группы несовершеннолетних от групп взрослых. Последние нередко можно вести в неизменном стиле.

Так как группы несовершеннолетних нередко приписывают ведущему роль «взрослого», а некоторые участники группы пробуют повторять привычные стереотипы общения с матерью, отцом или учителем, полезно часть групповых встреч использовать для осмысления этих стереотипов и для усвоения более рациональных способов общения. Различный стиль ведения группы является предпосылкой решения этих вопросов, позволяет обсудить отклик на руководство и самочувствие при разном соотношении авторитетов.

Активное разрушение стереотипов общения с взрослыми особенно важно на первых встречах группы несовершеннолетних. Примерно в половине обсуждаемых групп можно наблюдать одинаковый стереотип поведения: подросток, отличающийся сильной негативной установкой на взрослых (родителей, педагогов), стремился быстро высказать критику в адрес группы и ведущего, получить поддержку со стороны сверстников и сразу же покинуть группу. Правильно оценив эту установку, ведущий может легко корректировать поведение. Обычно ему нужно было только опередить агрессивное высказывание подростка и рассказать, что он или она собираются говорить и делать, а затем подтвердить его (ее) право на любое поведение в группе.

Динамика групп несовершеннолетних во многом сходна с динамикой групп взрослых, хотя группы несовершеннолетних обычно быстрее проходят начальную фазу развития.

Можно выделить три фазы развития групп несовершеннолетних, решающих вопросы общения с другим полом. В начальной фазе развития группы для нее свойственны паузы, молчание, комментирование окружающей обстановки, сопротивление и попытки отдельных членов группы стать ее «негативными» лидерами. В средней фазе развития группы можно наблюдать личностное раскрытие, обсуждение вопросов взаимоотношений со взрослыми и вопросов секса. В фазе целенаправленно функционирующей группы появляется ответное реагирование на личностное раскрытие, обсуждение экзистенциальных проблем и планов на будущее, сотрудничество и опека.

Следует отметить, что часть несовершеннолетних приходит в обсуждаемые группы с целью решения личностно значимых проблем. Поэтому они эмоциональнее реагируют на некоторые ситуации, обсуждение которых для остальных членов групп интересно только теоретически. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с уроками подготовки к семейной жизни, когда общие рассуждения о семье подростки сопоставляют с отношениями их родителей и реагируют на них более эмоционально. Ситуации в группе контролируются легче, чем на уроках, но и здесь целесообразно отложить обсуждение личностно актуальных вопросов до достижения фазы целенаправленно функционирующей группы.

Групповая динамика и успешность работы группы в немалой степени могут зависеть от степени знакомства ее участников до начала групповой работы. Группы, состоящие из подростков знающих друг друга , быстрее проходят первые фазы развития, в них редко наблюдается стремление к «негативному» лидерству, но в них труднее достигнуть более глубокого личностного раскрытия участников.

В группах, составленных из подростков, ранее не знавших друг друга, эмоциональность групповых встреч обычно была более высокой. Такие группы чаще обсуждают не обобщенные, а конкретные ситуации, актуальные для участников.

Обобщая опыт консультирования несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом, можно отметить некоторые факты:

— опыт несовершеннолетних в общении с другим полом может существенно отличаться, например, нередко в той же группе принимают участие несовершеннолетние, имевшие несколько партнеров интимной жизни, и несовершеннолетние, вообще не имевшие опыта дружественного общения с человеком другого пола;

— независимо от реального опыта общения с другим полом у абсолютного большинства консультированных несовершеннолетних недостаточно развито умение обобщать данный опыт, связывать его с психологическими сведениями и знаниями о семье, умение делать выводы и четко их аргументировать;

— несовершеннолетних можно условно разделить на три группы. Первую составляют те несовершеннолетние, которым психологические консультации нужны и объективно и субъективно (в данном случае наиболее действенно индивидуальное консультирование). Во вторую входят те, кто решает субъективно трудные вопросы (здесь целесообразно совмещать индивидуальное и групповое консультирование). Третья группа — это несовершеннолетние, которые не сталкивались со значительными трудностями в общении и лишь готовятся к решению возможных проблем (в данном случае наиболее эффективно групповое консультирование).

Ссылки:

· 1 Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

· 2 Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 83-89.

· 3 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

· 4 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

· 5 Грачев Г.В. Информационная среда общества и источники угроз информационно-психологической безопасности // Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. М. 1996. С. 39 — 40.

· 6 Данилова А.Г. Специфика восприятия русской аудиторией рекламного продукта, выполненного в культурных традициях разных стран // Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. М., 1996. С. 43.

· 7 Дуглас Н., Слинжер П. Эзотерическая эротика Востока. Ростов н/Д., 1990.)

· 8 Мдивани М.О., Курдюкова ЮЛ. Исследование современной информационной Среды как фактора агрессивного поведения // Учителю об экологии детства. Черноголовка, 1995. С. 218 — 225.)

· ( 9 Матвеева Л.В. Быть или не быть? Как телевидение модифицирует наше сознание // Экологическая психология. Тезисы 1-й Российской конференции. М., 1996. С.112—113.

· Э.Фромм «О любви»

Список литературы:

1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.

2. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М; Воронеж, 1999.

3. Немцов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

6. Сидоренко Е. Терапия и тренинги по Альфреду Адлеру. - СПб., 2000.

7. В.М. Целуйко Психология современной семьи-СПб.,2004.

8. Л.Б. Шнейдер Семейная психология –Екатеренбург, 2005.

9. Хрестоматия Психология и психоанализ любви под ред.Д.Я. Райгородского –Самара, 2007

10. Хрестоматия Часть 2 Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй, соствитель Л.Б. Шнейдер, М.-Воронеж 2004.

11. Навайтис Г. Муж,жена и…психолог- М- Воронеж, 1998.

12. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз – СПб, 1994.

13. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии – М., 1991.

14. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования, Под ред.А.А. Бодалаева, В.В. Столина – М.,1989.

15. www.bookap.by.ru.

16. htt\\flogieston.ru\library

Скачать архив с текстом документа