Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение 2

СОДЕРЖАНИЕ: Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. На уроке, учительница спросила, что же разного между двумя «Узниками» Пушкина и Лермонтова. Все были в замешательстве, и тогда она сама сказала нам ответ, в Узнике Лермонтова больше демонического, отчаяния, безысходности.

Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение

Автор: Лермонтов М.Ю.

На уроке, учительница спросила, что же разного между двумя «Узниками» Пушкина и Лермонтова. Все были в замешательстве, и тогда она сама сказала нам ответ, в Узнике Лермонтова больше демонического, отчаяния, безысходности. Сам узник понимал, что ему больше не увидеть свободы, однако он открывал для себя другой мир, мир мечты, как и мы открываем для себя мир романтизма….

Мцыри, не первое и далеко не последнее романтическое произведение прочитанное мной. Однако именно эта поэма мне нравиться больше всего, как и у Лермонтова, так и в романтизме. «Мцыри» открывает нам Грузию, цветущую садами, переливающуюся полноводными реками. Я сама была на Кавказе, я сама видела ту прекрасную природу, те горные реки. Мне очень там понравилось, даже в последний день, когда шел дождь, и мы уезжали, я подумала: «Даже природа плачет по поводу нашего отъезда…» Может именно тогда я открыла двоемирие, может, как и Лермонтов вдохновилась?.. Пожалуй, я понимаю Лермонтова, понимаю, чем он восхищался. Это помогает мне понимать его поэму.

Она была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка «лермонтовскому» поколению. В то же время созданный автором героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее глубоким отражением «лермонтовского» идеала.

На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри - одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, жаждущего вернуться на родину.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену. Одинокость и замкнутость были присуще ему,

«Томим неясною тоской.

По стороне своей родной».

Проходит время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка. Внезапное истощение сил за столь короткий срок и угасание сильного и здорового молодого человека было необъяснимо, поскольку «он на допрос не отвечал». Лишь перед смертью Мцыри исповедовался:

« Я мало жил, и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог»

- признается он.

Трагизм, так же является чертой романтизма. А трагедия Мцыри – в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Монастырь для него становится тюрьмой, а сам он – раб и узник. Всю свою жизнь юноша знал «Одну – но пламенную страсть»: вырваться на свободу. И ему это удается.

Вся поэма описывает три дня жизни Мцыри. Сначала, начиная читать произведение, я недоумевала, однако закончив чтение, я поняла. Именно в исповеди, в описании персонажем тех трех дней и заключается вся суть. Там Мцыри открывает для себя другой мир, мир в котором нет монастыря, мир в который он так стремился. Второй мир.

Впечатленный всем тем, что он там увидел, Мцыри описывает природу, чувства, мысли, так понятно, так красочно. Мы переносимся в тот мир, в мир Мцыри, пламенного душой воина, обреченного на жизнь монаха, мы можем испытать все чувства вместе с героем. Лермонтов на столько все это хорошо описывает, как будто мы проходим все эти испытания вместе с персонажем. Мы оказываемся во втором мире, таком противоположном монастырскому, что даже краски и звуки становятся более реальными. Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:

Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

… Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Скачать архив с текстом документа