Поиски И.С. Тургеневым новой манеры в повестях 50-х годов. Повесть Муму: её идейный смысл, образы, язык, композиция
СОДЕРЖАНИЕ: Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного русского писателя И.С. Тургенева. Исследование жанров и содержания произведений, написанных в период 50-х годов. История создания и прототипы образов Муму. Идейный смысл произведения.Контрольная работа
Поиски И.С. Тургеневым «новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму»: её идейный смысл, образы, язык, композиция
Введение
Творчество любого писателя – это отражение его внутреннего мира, его взгляды на те или иные события жизни, общества, его чувства, эмоции, переживания, но, прежде всего, это отклик на его собственную жизнь. Подтверждается это тем, что любое произведение написано в какой-то определенный период жизни писателя, а, значит в той или иной мере связано с этим самым этапом. Ведь именно то, что волнует ум творца, волнует его душу, непременно рассматривается им в творчестве. Иван Сергеевич Тургенев не исключение.
Каждый этап жизни Тургенева связан с определенными событиями, а, значит, знаменуется написанными им произведениями. Его, как истинного патриота своей Родины, волновала судьба России, поэтому его произведения не просто повествуют о тех или иных событиях, но и заставляют чувствовать, размышлять. Сильный и страстный призыв об отмене крепостного права звучит, например, в его повести «Муму».
Понять, каким образом автор добился столь высокого мастерства в описании событий и людей, нам поможет изучение жизни Ивана Сергеевича, а также детальный анализ повести «Муму». Поэтому тема нашей контрольной работы звучит как: «Поиски Тургеневым «новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму» – ее идейный смысл, образы, язык, композиция». Цель исследования – рассмотреть становление и развитие творчества Тургенева в 50-е годы, проанализировать повесть «Муму». В связи с целью выделим следующие задачи исследования:
1. ознакомиться с фактами биографии писателя;
2. ознакомиться с жанрами и содержанием произведений, написанных именно в период 50-х годов.
3. проследить поиски «новой» манеры в творчестве Тургенева;
4. проанализировать историю создания повести «Муму»;
5. проанализировать композиционную сторону, язык, образы произведения и его идейный смысл.
Объектом исследования являются сведения о жизни писателя и анализируемое произведение. Предметом – идейный смысл и художественное содержание повести.
1. Поиски «новой» манеры
1.1 Биографические данные писателя в период 50-х годов
Следуя теме нашей контрольной работы, рассмотрим конкретный этап жизни и творчества писателя, а именно 50-е годы.
С начала 1847 г. по июнь 1850 г. он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев – свидетель французской революции 1848 г.): опекает больного Белинского во время его путешествия. Также тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. 1849 год – живет во Франции и покупает дом в местечке Куртавиль, чтобы быть ближе к Виардо. На этом этапе своей жизни Тургенев создает повести «Петушков» (1848 г.), «Дневник лишнего человека» (1850 г.), комедии «Холостяк» (1849 г.), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851 г.), психологическая драма «Месяц в деревне» (1855 г.). Главное дело этого периода – «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч». Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852. В этот сборник вошло двадцать два очерка. Публикуются повести «Затишье» (1854 г.), «Яков Пасынков» (1855 г.), «Переписка», «Фауст» (обе 1856 г.). Эти повести создают единую по мысли группу произведений, одних из наиболее поэтичных и глубоких по настроению во всем творчестве.[1]
В мае 1853 г. за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую. Там и была написана повесть «Муму» – рассказ о несправедливости и ужасах крепостничества. Тут же описывается судьба того самого «маленького» человека, простого крестьянина Герасима. Именно это произведение мы и рассмотрим подробно в данной работе.[2]
1.2 Совершенствование Тургеневым писательской манеры
Повестям 50-х годов посвящены статьи и отзывы видных русских писателей и критиков. В них 50-е годы характеризуются как имевшие особенное значение в жизни и деятельности Тургенева. В основном речь идет о том, что произведения указанного периода явились итогом философских, общественных исканий, в них проявились стремление художника к глубокому психологическому изображению героев, к значительному усилению голоса автора, который, по мнению современников, чутко улавливал основные тенденции эпохи, ощущал биение пульса современности. Поэтому наиболее подробно рассматривается в них тема «лишнего человека», с которой тесно связана общая тематика этих произведений. Менее освещенной является тема любви в этих повестях, реже отмечается особенность преимущественного изображения интимно-психологической стороны сюжетной линии. Это связано с тем фактом, что на первый план у Тургенева выдвигается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности. Во всех своих начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпят неудачи, им не оказывается места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Но важно отметить, что повести трактуют нравственные, эстетические проблемы любовных отношений, хотя и овеяны мягким и грустным лиризмом.
Однако в обществе нарастала потребность в новой концепции романа, отличной от гоголевской. Необходимость этого становилась все более очевидной во второй половине 50-х годов и многообразно выразилась в творческой практике романистов.
Именно под этим знаком идут поиски «своей тропы» у Тургенева. Уже в 1852 году в письме к Анненкову он говорит о бесплодности своей старой манеры: «Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции – triples extraits – чтобы влить их потом в маленькие скляночки, – нюхайте, мол, почтенные читатели, – откупорьте и нюхайте – не правда ли – пахнет русским типом?» [3]
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни – общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей «натуральной школы» (ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был «маленький человек» с его нелегкой житейской судьбой
Таким образом, ознакомившись с литературными веяниями и потребностями того времени, когда творил Тургенев, приходим к следующему выводу: поиск «новой» манеры был необходим не только по требованиям общества, литературы, но сам собой возникал в связи с совершенствованием писательского опыта Тургенева. Если раньше он писал повести описательного характера, много внимания при этом уделяя любовной теме, то в 50-е годы происходит некий перелом в его сознании и произведения его принимают более психологическую, социальную окраску. Скорее всего, процесс такого становления вполне естественен для любого писателя – от малого к большему.
2. Повесть «Муму»: её идейный смысл, образы, язык, композиция
2.1 История написания произведения и прототипы образов повести
Повесть «Муму», написанная в 1852 г., когда Тургенев находился под арестом за публикацию некролога о Гоголе, еще до печатания стала известна современникам. Чтение повести автором производило на слушателей очень сильное впечатление и возбуждало вопросы о прообразах, реальной основе произведения, о причинах лирического сочувствия, которым Тургенев окружает своего героя. Когда в 1854 г., после долгих споров цензоров, повесть появилась в «Современнике», критики по-разному истолковали ее смысл. Рецензент «Пантеона» заметил в «Муму» «лишь простую историю любви бедного глухонемого дворника к собачонке, погубленной злою и капризною старухою». Этому отвлеченно-моралистическому восприятию повести противостояли впечатления и оценки других критиков. И.С. Аксаков видел в Герасиме «олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости». Герцен рассматривал повесть прежде всего не с общенациональной, а с социально-исторической точки зрения. «Тургенев, – писал он в статье «О романе из народной жизни в России», – не побоялся заглянуть в душную каморку дворового, где есть лишь одно утешение – водка. Он описал нам существование этого русского «дяди Тома» с таким художественным мастерством, которое, устояв перед двойною цензурой, заставляет нас содрогаться от ярости при виде этого тяжкого, нечеловеческого страдания».[4]
Но это не вся история произведения. Началась эта самая история намного раньше повести и берет свое начало в детстве Ивана Сергеевича. А герои – совсем не вымышленные лица, а реально существовавшие люди.
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привычна: из этой среды вышло большинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этого факта.
Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, – говорить нужно с начала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, – происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых . Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества и спытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобре тены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.
Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, отец писателя, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения.
Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к детям.
Иван Сергеевич рос и воспитывался в помещичьей среде, где все что он видел вокруг себя – и более всего побои и истязания крестьян, – возбуждало в нем чувство возмущения и негодования. Эти самые чувства он и вложил в анализируемое нами произведение. Считается, что прототипом барыни была сама мать писателя. И при дворе семьи Тургеневых был крестьянин, являвшийся прототипом Герасима, только звали его Андрей.[5]
Основываясь на все вышеперечисленные факты, возьмем на себя смелость утверждать, что повесть «Муму» – автобиографична.
2.2 Образы повести
Как было замечено выше, основные образы повести «Муму», а именно – барыни и Герасима, имели реальных прототипов. Это всегда подкупает читателя, ведь интереснее читать произведение и знать, что такие или не совсем такие, а похожие люди существовали на самом деле. Более того убеждаешься не только в истинности происходящего, но и больше проникаешься произведением, более точно вникаешь в его смысл. Но все же для того, чтобы узреть мысль автора, мало познакомиться с героями, узнать об их прототипах. Требуется анализ поступков, поведения.
Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми – героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим, и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие.
Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей – принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни – «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Образ Герасима – символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен «необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него». Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого подчеркивает его нелюдимость. «Он не любил, чтобы к нему ходили», и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но, несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать.
Многие из челяди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. «Он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. «Она его жаловала как верного и сильного сторожа». Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
Деревенскому мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной.
Барыня узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасим пытается спасти Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного достоинства.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что «немой» народ сможет дать отпор угнетателям.
2.3 Композиционное строение повести и языковые средства
Композиционное построение повести может показаться на первый взгляд достаточно простым. Это не совсем так. Ведь, повествуя о жизни барыни и ее прислуги, автор обращается к рассказам каких-либо отдельных случаев, подробным описаниям быта описываемых людей. Например, когда Тургенев рассказывает о том, как дворня выдумывала, как бы отвадить Герасима от Татьяны, попутно повествует о том, что глухонемой терпеть не мог пьяниц и описывает конкретную ситуацию: «Неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц… Сидя за воротами, он всякий раз, бывало, с негодованием отворачивался, когда мимо его неверными шагами и с козырьком фуражки на ухе проходил какой-нибудь нагрузившийся человек.» [6]
Так же не лишним будет заметить, что практически весь рассказ предстает в повествовательно-описательном ключе, очень редко встречаются диалоги и монологи. Такое ощущение, что Тургенев не хочет обижать своего главного героя обилием речи, ведь Герасим – глухонемой. Это очень важная особенность построения произведения, ведь таким образом мы можем увидеть и ощутить столь тонкий психологизм произведения, какой нам представляет Тургенев.
Под стать героям не только строение повести, но и ее язык. Описательные моменты насыщены теми словами, которые отражали быт и нравы эпохи крепостного права, а это просторечные выражения, названия предметов и многое другое: «трехаршинным цепом», «девка», «неистомной работе»[7] и т.д. Но так же Тургенев использовал, например, очень «колкую», но точную метафору, говоря о жизни барыни: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». В речи героев (барыня, ее дворецкий) используется французский манер разговора: «– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится. – Отчего же не женить-с! Можно-с, – ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с»[8] . Язык повести не торжественен, а, наоборот, прост и понятен. Разговорам уступают место повествование и описание происходящего.
2.4 Идейный смысл произведения
Первоначальное чтение повести заставляет переживать за гибель невинного животного, за расставание человека с его единственным другом. Все это безусловно правильно. Но все-таки основной и главный смысл повести заключен в изображении всех ужасов крепостного права, а также попытках автора убедить нас в ненужности вышеупомянутого явления. Тургенев этим произведением не просто показывает свое отрицательное отношение к крепостничеству, а громко кричит о необходимости его уничтожения.
Заключение
Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни. Его «художественные воспроизведения» были настолько точными, что им не только верили, но даже подражали. Журналист Алексей Суворин так отозвался о влиянии Тургенева на современное общество: «Он создавал образы мужчин и женщин, которые оставались образцами. Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне одевались». Однако здесь перед нами явная недооценка, ибо невозможно подражать тому, что надуманно и искусственно. Образам Тургенева подражали в силу их внутренней убедительности.
Повесть «Муму» – это небольшое произведение, рассказывающее вполне реальную историю. Но в ней заключен такой глубокий смысл, который заставляет задуматься о многом. Представленные герои и ситуации актуальны во все сремена.
Именно поэтому романы Тургенева продолжают интересовать не только исследователей литературы прошлого, но и остаются на книжной полке современных русских читателей.
Список использованной литературы:
1. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М.: «Советская Россия», 1971. –
189 с.
2. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев – М.: «Просвещение», 1989. –
365 с.
3. Литература (справочник) под редакцией Н.Г. Быковой – М.: «Слово», 1996. – 435 с.
4. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М.: «Художественная литература», 1979. 364 с.
5. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М.: Издательство Московского университета, 1987. – 379 с.
6. Селезнев Ю. Красота правды. – М.: Издательство «Современник», 1981. – 353 с.
7. Тургенев И.С. Избранное – М.: Издательство «Современник», 1981.
[1] Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев – М., 1989. С. 156.
[2] Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1979. С. 171.
[3] Цит. По: Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М., 1987. С. 205
[4] Цит. По: Селезнев Ю. Красота правды. – М., 1981. С. 9.
[5] Литература (справочник) под редакцией Н.Г. Быковой – М., 1996. С. 190.
[6] Тургенев И.С. Избранное. М., 1981. С. 12
[7] Тургенев И.С. Избранное. М., 1981. С. 15
[8] Тургенев И.С. Избранное. М., 1981. С. 37