Пол, брак, семья
СОДЕРЖАНИЕ: Особенности социального положения мужчины и женщины в современном обществе. Сущность, основные формы института брака и семьи в современном социуме. Распределение ролей в семье. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема: Пол, брак и семья
План
Введение
Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе
Институты брака и семьи в современном социуме
Распределение ролей в семье
Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Семья «в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью».[1] Семейные отношения – это отношения между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками.
Семья является хранителем традиций, общепринятых норм и правил. Без нее практические невозможно представить общество. Каждый человек с самого рождения знает, что счастье можно обрести только в кругу любящих тебя людей, а семья – это как раз то, что можно назвать счастьем в жизни.
Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе
Данное положение у обоих полов сейчас переживает значительные изменения. Причем самые глобальные связаны с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, семье, характере мужской и женской социализации, что проявляется в культуре и массовом сознании, формируют индивидуально-психологические различия.
Инициатором выступают женщины, так как «их социальные роли меняются быстрее и радикальнее, чем мужские. У. Бек, рассматривая процесс «высвобождения», прежде всего, женщин из традиционной роли, раскрывает пять основных условий этого (демографическое высвобождение, деквалификация домашнего труда, предупреждение беременности, развод, участие в образовании и профессиональной деятельности)».[2]
Роль женщины всегда оценивалась одинаково высоко, так как, прежде всего, она заключается в воспроизводстве и воспитании поколений, организации семейного быта и уюта, что очень важно для социальной деятельности мужчин и женщин.
То, что сейчас «социализация женщин возрастает (участие в общих социальных процессах) является причиной возрастающего противоречия в обществе, то есть смене ролевых установок в семье. Уход женщины в общественные движения, политику, работу отвлекает ее от семейных, бытовых проблем, которые не могут решаться без женского участия. Так, воспитание ребенка, материнская опека в период его развития необходима для защиты, поддержания психологической надежности»[3] , при которых развитие ребенка нормализуется.
Ранее существовало распространенное мнение, что необходимо провести социализацию женщин, то есть расширить ее значимость и вне семьи, за счет чего стали расширять спектр женских профессий. Но сейчас оказалось, что все это только отрывает женщину от семьи, от воспитания своих детей.
Можно сказать, что в современном обществе женщина стала более независимой, но она по-прежнему нуждается в традиционных ценностях.
Ситуация же у мужчин совершенно другая, так как их самостоятельность, экономическое обеспечение себя и семейная роль остались такими же. Отцовство никогда не являлось препятствием для профессионального образования, карьеры. А вот в самой профессиональной деятельности мужская роль изменилась. Они стали считать, что полная отдача профессии, отсутствие свободного времени, трата сил на профессиональные задачи ради осуществления роли единственного кормильца не должно быть целью в жизни. Лучше поддерживать ненадежную семейную гармонию и мужчина перестает быть несамостоятельным в повседневной жизни.
Таким образом, «сначала меняется социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин, затем – их базовые установки и ценности и только после этого – более тонкие психологические свойства, которые, в свою очередь, влияют на социальную структуру. В политической сфере параллельно этому, хотя с некоторым отставанием, меняются отношения власти».[4] Мужчины постепенно утрачивают монополию на публичную власть. Но с большим движением эволюционируют семейно-брачные отношения. В современном браке больше равенства, взаимоуважения. «Отцовская власть» все чаще заменяется «родительским авторитетом», а «справедливое» распределение домашних обязанностей становится одним из важнейших признаков семейного благополучия.
В ХХ веке стало широко практиковаться совместное обучение девочек и мальчиков, что значительно уменьшает гендреную сегрегацию (преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола), создает предпосылки для психологически комфортных дальнейших взаимоотношений мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений.
Образование повышает степень влияния общества сверстников, а семья формирует самообладание, чувствительность.
Вся современная система воспитания ребенка «способствует его раннему знакомству с формальными и неформальными молодежными организациями, которые оказывают существенное влияние на него. Особенно это касается женщин, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская».2
Все эти социокультурные перемены распространились на представления о специфике мужского тела, критериях мужской красоты и границах мужской эмоциональной чувственности. Также меняется понятие секса, основанного на взаимном согласии.
Можно сделать вывод, что мужчины и женщины в современном обществе стали одинаково цениться в различных сферах жизни общества, но традиции остаются, в их духе большинство семей воспитывают своих детей. Семья хранит обычаи и передает их все новым и новым поколениям.
Институты брака и семьи в современном социуме
Институты семьи и брака выделились из многих других потому, что именно семья признается главным носителем культуры, наследуемой из поколения в поколение, она является необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, поведения, наблюдает и получает самые начальные знания о жизни.
У каждой социальной группы, у каждого народа существую свои правила, обычаи и традиции семейной жизни. И, как правило, каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные устои самые лучшие и единственно возможные.
«В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей».[5] Там все вопросы распределения власти, продуктов и других ресурсов решаются в каждой семье отдельно или на советах нескольких семей. То есть, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Таким образом, семья является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев. Единственный авторитет в таких обществах - это выбранные члены семьи.
Семью, как структуру, можно разделить на два вида:
· Супружеская – пара людей, связанных брачными отношениями;
· Родственная – основывается на кровном родстве большого числа родственников, помимо супружеской пары.
Считается, что второй вариант существования семейных уз намного лучше, так как родственники должны быть рядом, помогать, поддерживать. Ведь когда семья дружная и всегда есть к кому обратиться, даже сходить в гости это очень весело.
Если говорить именно о браке, который связывает супругов, то можно сказать, что это «социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей».2
Так, можно выделить основные формы брака:
1. Экзогамия – общество ограничивает выбор партнера, то есть разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Так, в российском обществе не принято жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках.
2. Эндогамия – для поддержания закрытости брачных уз, то есть неприятия партнера из низших слоев общества, либо расовая неприязнь.
3. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Такая форма брака особенно распространена у россиян, англичан и американцев.
4. Полигамия – в супружестве существует более одного партнера:
· групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях.
· когда одна женщина имеет несколько мужей.
· полигиния, например, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе.
Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. По сути, только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Но даже в обществах, где считается распространенной полигамная форма брака, большинство семей являются моногамными.
Семья выполняет очень важную роль в социализации общества, поэтому социология определила функции, которые она выполняет для общества в целом:
· Сексуальное регулирование, хотя сейчас достаточно распространены добрачные связи и эту функцию нельзя считать основной в некоторых общественных группах.
· Репродуктивная функция – воспроизводство нового поколения. Семья является самым основным институтом, ответственным за эту функцию.
· Социализация – именно в семье закладываются основы становления человека как отдельной личности.
· Эмоциональное удовлетворение. «Потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения».[6]
· Статусная функция, то есть каждый ребенок получает статус (принадлежность к тому или иному социальному слою) той семьи, в которой он родился.
· Защитная функция. Семья осуществляет экономическую, физическую, психологическую защиту своего члена.
· Экономическая функция состоит в том, что члены семьи в процессе сосуществования (ведения хозяйства, бизнеса) формируют между собой крепкие экономические связи, которые также могут также защищать их.
Таким образом, можно сделать вывод, что «семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом».[7]
Распределение ролей в семье
«Для 98% россиян семья является наиболее важной сферой жизни. На втором месте стоит дружба (93%), на третьем - любовь и происходящее в стране (по 87%), потом идут свободное время, отдых и развлечения (84%), дело, профессия, работа (82%), религия (67%), секс (65%)».[8]
«Несмотря на социальную необходимость домашнего труда, выполняемого обычно женщинами, он все еще воспринимается как второстепенный и рассматривается в качестве показателя угнетения женщин».[9] При создании семьи супруги склонны к компромиссу, взаимной поддержке, принятию на себя обязанностей друг друга. Поэтому в период ухаживаний и первые годы брака муж выражает готовность помогать жене в хозяйстве. В то же время женщины обычно не очень обращают внимания на экономическую сторону жизни мужчины, так как оба ориентированы на поиск спутников жизни, а в основе их формирующихся взаимоотношений лежит эмоциональная привязанность. Женщины отмечают внимание и заботу, а для многих важна хозяйственность мужчины.
«Согласно концепции Рэндал Коллинз, отношения в семье - это отношения собственности трех видов: сексуальной, то есть собственности на человеческое тело, поколенческой, то есть собственности на детей, и собственности на имущество семьи».4
Начальная стадия создания семьи предусматривает появления первого вида собственности – сексуальной, основанной на желании обладать друг другом, поддерживаемым чувством любви и духовной близостью. Любовь, на этом этапе, является единственным ресурсом и рычагом управления во взаимоотношениях супругов, так как обычно отсутствует материальная база. Также в этот период есть возможность перераспределения обязанностей, но в связи с планированием и рождением первого ребенка ситуация очень изменяется.
Рождение ребенка для мужчины является проявлением отцовских чувств и завершающим актом присвоения женщины. В период беременности жены и с рождением ребенка он приобретает уверенность в нерушимости семейных уз, сознавая зависимость женщины. Активность в ухаживаниях, как правило, переходит к женщине и становится ее обязанностью на протяжении всей семейной жизни, что соответствует традиционным представлениям о роли женщины в семье.
Дальше материальные и жилищные проблемы приводят к усилению стереотипов, по которым мужчина должен быть кормильцем в семье, а женщина должна вести домашнее хозяйство. Эти стереотипы поддерживаются тем, что мужчины работают в более оплачиваемых и престижных отраслях экономики.
Поскольку домашняя сфера становится уделом женщины и ограничена территорией, на которой проживает семья, то она и занимается ее обустройством. Мужчина чаще всего используется как физическая рабочая сила и источник дохода для покупки мебели, предметов длительного пользования, аксессуаров для жилья. По этой причине у супругов нет общего мнения по поводу обустройства их совместной территории.
В России женщина не только тратит выделенные средства на личные и семейные нужды, но и планирует весь семейный бюджет. Так получается, что только «13% мужчин-кормильцев самостоятельно распоряжаются заработанными деньгами. Имущество семьи, приобретенное на деньги женщины в период совместного проживания, чаще становится собственностью ее или детей, нежели вещи, приобретенные мужчиной, - его собственностью».[10]
Вклад в семейный бюджет членов полной и неполной многодетной семья (%)[11]
Члены семьи | Полная семья | Неполная семья |
Папа | 80,6 | - |
Мама | 15,2 | 91,0 |
Бабушки, дедушки | 2,8 | 5,4 |
Прочие родственники | 1,4 | 2,9 |
Дети (взрослые) | - | 0,7 |
Женская активность ведет к безучастию мужчины в домашних делах, усиливает ее позиции в семье и дает право определять порядки, поведение членов семьи и в целом образ жизни. Все это закрепляется рождением второго ребенка, где участие отца сводится лишь к оплодотворению. Так, по убеждениям, что воспитывать детей должны оба родителя, на практике получается все наоборот.
Но все-таки женщина может приучить мужа ухаживать и заботиться о ребенке, в той же степени, что и она сама. Ведь отец является таким же полноправным участником жизни своего ребенка. Они вместе могут решать его проблемы, трудности, помогать и воспитывать, так как ни один малыш не хочет, чтоб кто-то из родителей общался с ним меньше.
Что касается проявления в семейной жизни чувств собственности на имущество семьи, то женщина, сознавая свою слабую конкурентоспособность на рынке труда, но имея самый непосредственный доступ к организации семейной жизни, она пытается достичь максимального удовлетворения собственных желаний (не только материальных), опираясь на свои силы и используя мужчину. Они, как правило, изъявляют нежелание делиться властью в домашней сфере, а мужчина, в свою очередь, привыкает к отстраненности от решения семейных проблем и пытаются сохранить свои властные позиции через роль кормильца.
Так, одиночество в решении семейных вопросов, отсутствие поддержки со стороны мужа перерастает в женское недовольство и разочарование. Однако «женщина не столь одинока в семье, как мужчина, потому что рядом с ней дети и социальный круг, поддерживающий ее правоту. Работающая женщина, занятая домашним хозяйством, имеет больший жизненный опыт, чем мужчина, сконцентрировавший свои усилия только на работе. Таким образом, платой мужчин за бездеятельность в семье становится болезненная ориентация на заработную плату, отсутствие личностного роста, и, наконец, подчиненное положение в семье».[12] Отстранившись от семейных обязанностей и не проявляя интереса к семейным расходам, мужчина не имеет представления, сколько семья платит за квартиру, телефон, уроки танцев и это становится привычкой, семейной нормой.
Не желая брать на себя лишние заботы, мужчина все более утверждается в роли кормильца. В результате женщины все чаще выражают недовольство мужьями. «Кроме вербального давления (пилит, тюкает, жужжит, орет), женщины используют и другие меры наказания - молчат, отказывают в близости, уходят из дому к друзьям, воздействуют через детей».2 Так, роль кормильца семьи может и вовсе перейти к женщине.
Но может быть все наоборот, так как женщина часто пытается исправить создавшееся положение в своей семье, но мужчина, на столько привыкший к своей отстраненной роли, не хочет начинать сначала.
По данным экспертов, главой семьи в российских семьях по-прежнему часто считается муж (36%), чем жена (12%). В первом случае об этом сообщают преимущественно 25-59-летние, из них 18-44-летние говорят, что как такового главы в их семье нет, а во втором - 18-24-летние и в возрасте от 60 лет и старше. Причем, мужчины склонны сообщать, что лидером в семье является муж, а женщины наоборот. О том, что главы семьи быть не должно и все решения надо принимать совместно говорит равный процент опрошенных людей (34% и 33%).
В трудных условиях существования россияне, прежде всего, надеются на свою семью. Более половины наших соотечественников (56%) в условиях экономических трудностей рассчитывают только на поддержку родственников, 18% на друзей, а 35% могут рассчитывать только на себя.
По результатам опроса, о детях россияне заботятся. Так, «ради карьеры почти каждый второй россиянин готов пожертвовать отдыхом и личным временем, а семьей и детьми может себе позволить пожертвовать всего 1%».[13]
Семья по-прежнему сохраняет свою важность, необходимость для полноценного существования каждого человека не смотря на устоявшиеся стереотипы жизни в браке.
Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России
«Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между ее членами».[14] Это целая семейная система, которую подпитывают официальные отношения супругов, состоящих в браке друг с другом.
В настоящее время выделяют несколько видов брачно-семейных отношений:
· «На основе честной контрактной системы (материальную выгоду извлекают оба супруга);
· На основе не честной контрактной системы (когда заключение брака происходит для личной выгоды одного из супругов);
· По принуждению (жизненные обстоятельства);
· Как ритуальное исполнение социально-нормативных установок (существование стереотипов о том, что по достижении определенного возраста каждый человек должен иметь семью)»;[15]
· По любви (добровольные, основанные чисто на чувствах).
Каждый человек вправе решать, когда и с кем ему создавать семью. Социологи постоянно следят за тем, как меняется мнение мужской и женской половины общества об их ценностях в жизни и какое место в этих ценностях занимает у них семья.
Таблица 1.
По статистическим данным, изображенным на таблице, можно сделать вывод, что у мужчин стремление к семейному счастью появляется только к 55 годам. На первых местах до этих лет стоят деньги и интересная работа. У женщин же совсем наоборот: любовь и семейное счастье они начинают ценить с 16 лет. К старости у обоих полов возрастает интерес к своему здоровью и к жизненной мудрости.
Эти данные объясняют статистику заключения браков. Так, начиная с 2003 года и кончая 2007, число заключаемых браков росло, а к 2008 сократилось на 6,6%. Число расторгаемых браков растет с каждым годом.
Также статистика подтверждает сведения о возрастном критерии, когда мужчина и женщина готовы вступить в брак.
Доля заключенных браков, в которых жених был моложе 25 лет, снизилась с 556 на 1000 браков в 1993 году до 356 в 2007 году, а доля браков, в которых невеста была моложе 25 лет - с 665 до 524, соответственно. Доля поздних браков, заключенных в возрасте 35 лет и старше, несколько увеличилась только у мужчин (до 210-220), а у женщин оставалась сравнительно стабильной (150-160).
Таблица 2.
Таблица 3.
Заключение
Семья считается не иначе как естественной частью жизни каждого человека. Если развивается институт семьи и брака, то меняется и само общество. Если меняются ценностные критерии в той же семье, то и люди меняют свое отношение к ней. История семьи в России связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Урбанизация и индустриализация влияли не только на социально-экономические аспекты индивидуальной, семейной и общественной жизни, но и на характер и способ ведения домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографическое поведение, структуру и размер семей, способствовали становлению малых форм семьи, состоящих из родителей и несовершеннолетних детей. «К началу XX века малая семья в России стала распространенной. Внутрисемейные отношения во многом сохраняли традиционные черты среди дворянства и интеллигенции».[16]
Государство постоянно контролирует состояние семей в России, его политика направлена на:
· помощь малоимущим семьям;
· предоставление гарантий занятости на рынке труда;
· увеличение ежемесячных пособий на детей;
· повышение гарантий материального обеспечения ребенка;
· расширение натуральной выдачи (льгот и т.д.);
· улучшение медико-социальной помощи детям;
· принятие мер по защите семьи и многое другое.
Не смотря на то, что число разводов в мире очень велико, все равно остается приятное впечатление от того, что люди стремятся найти свою половинку, создать семью и сделать ее самой счастливой.
Список литературы
1. Вдовина М.В. межпоколенческие конфликты в современной российской семье. СОЦИС, 2005, №1;
2. Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье. СОЦИС, 2004, №9;
3. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы. СОЦИС, 2004, №5;
4. Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века. СОЦИС, 2004, №6;
5. Смелзер Н. Социология. М., 1994;
6. Сорокин П.А. Кризис современной семьи. Вестн. МГУ. сер., 1977, №3;
7. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи. СОЦИС, 2003;
8. Фролов С.С. Социология, учебник. М., 1994;
9. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – как она? СОЦИС, 2005, №1;
10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Екатеринбург, 2006;
11. http://blogs.go2promo.ru/main/1325/520.html;
12. http://demoscope.ru/weekly/2009/0367/barom05.php;
13. http://orthomed.ru/news.php?id=25122;
14. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2007-02/07zepime.htm;
15. http://www.duma.gov.ru/mitrofanov/public/women.htm.
[1] Вдовина М.В. межпоколенческие конфликты в современной российской семье. СОЦИС, 2005, №1. С. 1.
[2] http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2007-02/07zepime.htm.
[3] http://www.duma.gov.ru/mitrofanov/public/women.htm.
[4] , 2 http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2007-02/07zepime.htm.
[5] , 2 Фролов С.С. Социология, учебник. М., 1994. С. 137, 139.
[6] Фролов С.С. Социология, учебник. М., 1994. С. 143.
[7] Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 212.
[8] http://orthomed.ru/news.php?id=25122.
[9] , 4 Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье. СОЦИС, 2004, №9. С. 85, 86.
[10] Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье. СОЦИС, 2004, №9. С. 86.
[11] Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – как она? СОЦИС, 2005, №1. С. 4.
[12] , 2 Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье. СОЦИС, 2004, №9. С. 87, 88.
[13] http://orthomed.ru/news.php?id=25122.
[14] Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Екатеринбург, 2006. С. 25.
[15] Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Екатеринбург, 2006. С. 31.
[16] Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века. СОЦИС, 2004, №6. С. 90.