Политическая культура и политическая социализация

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, содержание и функции политической культуры. Типология и классификация политических культур. Особенности политической культуры России. Понятие и содержание политической социализации.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Законы воспитания должны быть различны для каждого вида правления: в монархиях их предметы будят честь, в республиках – добродетель, в деспотиях – страх”.

Ш. Монтескье

§ 1. Сущность, содержание и функции политической культуры

Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества. Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения, как в сфере международных, так и внутренних отношений.

Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. [c.280] Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.

Политическая культура – это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная, “опредмеченная” в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Характер власти, ее формы, прерогативы, методы действии и отношения с рядовыми гражданами во многом зависят от общего культурного уровня развития общества, типа утвердившейся в нем политической культуры.

Автором понятия “политическая культура” является немецкий просветитель И. Гердер (1744–1803), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики. В работе “Идеи к философии истории человечества” (1784) он впервые ввел в научный оборот словосочетания “политическая культура”, “зрелость политической культуры”, “носители политической культуры”1. За рубежом весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, М. Дюверже, Л. Пай. Термин “политическая культура” широко использовали в своих трудах Н.А. Бердяев, В.И. Ленин и другие российские мыслители. Среди Современных известных российских исследователей политической культуры можно выделить А.А. Галкина, К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, А.И. Соловьева и др. “Политическая культура, – говорится в книге российского политолога К.С. Гаджиева, – это “ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему”2.

Политическая культура характеризует уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений. Она указывает на специфические, политические ориентации – установки людей относительно политической системы и собственной роли в политике. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, отраженную и “пережитую” в знании, чувствах и оценках его членов. Политическая культура–это комплекс представлений той или иной национально-культурной или социально-профессиональной общности или группы о мире политики, политических взаимоотношениях, законах и правилах их функционирования. [c.281]

Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации;

религиозно-политические ориентации и оценки.

В структуре политической культуры целесообразно выделять познавательные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку.

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.

Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. [c.282] Внутри политической культуры выделяются как когнитивные ориентации (знания о политике), так и аффективные ориентации (чувства и эмоции по поводу политики).

В своем реальном движении политическая культура, существует в двух основных деятельных формах: а) в духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике; б) в предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса). Обе формы тесно взаимосвязаны, воплощены или воплощаются в политических процессах и политической жизни общества.

Чем демократичнее принципы политического властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Отсюда политическая культура – это совокупность служащих определенным социальным субъектам образцов, форм, ценностных характеристик политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для данной политической системы, социальной группы и индивида способами выражения и реализации политической свободы.

Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и выступает определенным способом ее осуществления, представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, группы, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидуумов, уровень их представлений о власти, и политических отношениях, их способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять соответствующую политическую позицию в ней, выражаемую в конкретных социальных действиях.

Именно поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что связано с проблемами власти и управления, участия людей в политике, а также на пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.

Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя и функционирует относительно самостоятельно. Политическая культура, функционирующая в обществе в данное время, отражает в определенной мере историю развития его политической системы с давних времен. [c.283] Политическая культура тысячами нитей связывает государство – центральный институт политической системы – с гражданским обществом; она активно воздействует на политическую систему, способствуя или противодействуя ее прогрессивному развитию; демократизация политической системы немыслима без достаточно высокой политической культуры граждан и других политических субъектов общества.

Политическая культура является не только результатом, но и единым, динамичным процессом созидания и освоения всех присущих данному политическому строю ценностей и ориентации. Включение в политическую культуру деятельного момента функционирования личности не дает оснований отождествлять конкретную деятельность с самой культурой. Последняя характеризует только качественную сторону деятельности человека в сфере политики, его способ мышления и поведения, содержащий в себе целостность отношения личности к процессу и результатам своей деятельности.

Интегрирующим элементом политической культуры выступает политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей оказывают доминирующая в обществе система мировоззренческих позиций, ценностно-нормативных установок. Причем наибольшее влияние на характер политической культуры, политическое участие, политическое поведение оказывают те политические ценности (демократические, либеральные, авторитарные и др.), которые относятся к категории устоявшихся, получивших определенную эмоционально-чувственную окраску, ценности, “пропущенные” не только через сознание, но и через “душу” человека.

Составной частью политической культуры является электоральная культура общества. Если политическая культура включает в себя весь комплекс субъективных ориентации в отношении политики, то электоральная культура, включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции и поведение граждан в избирательном процессе.

Электоральная культура включает: отношение к выборам как форме политического поведения; партийную идентификацию; идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам; оценки политических событий, влияющих на выборы.

Политическая культура – это многомерное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни. Наряду с рациональными позициями и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные иррациональными и в силу этого не поддающимися простому причинно-следственному объяснению факторами. [c.284]

Определяя ареал политической культуры следует исходить из того, что применительно к сфере политических отношений она характеризуется всеобщностью присутствия. Политическая культура как бы растворена во всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического процесса. Иначе говоря, эти отношения пронизаны определенными политико-культурными феноменами, несут на себе следы их воздействия.

В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Первые определяются общественно-историческими, нациолально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты – это политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др.

В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентации, установок; второй – на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими факторами.

Политическая культура – часть общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание.

Компоненты политической культуры, детерминированные рядом долговременных факторов, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, подвержены медленным изменениям, даже в процессе глубоких социальных преобразований. При этом в качестве одного их таких долговременных и устойчивых факторов выступает конфессиональный фактор и, соответственно, одним из важнейших системообразующих компонентов политической культуры является религия. Многие политологи обращают внимание на значимость конфессионального элемента в качестве своего рода субкультуры в рамках политической культуры того или иного общества.

Ценностные характеристики любой цивилизации и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета места и роли в

них религии. [c.285] Конфессиональный фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентации и тем самым определяет или предопределяет специфику политического поведения людей.

Любое сообщество характеризуется неоднородностью имеющихся в нем политических структур. Это обусловливает наличие разнообразных и противоположных интересов и потребностей социальных групп, отдельных личностей, по-разному формирующих компоненты своих политических культур, которые в той или иной степени инкорпорированы в политическую культуру сообщества. Значимость конфессионального фактора как системообразующего компонента политической культуры заключается в том, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, поскольку содержит в себе комплекс общезначимых морально-культурных императивов и традиционалистских ценностей и установок. Она воздействует как непосредственно, так и опосредованно на процессы интеграции индивидов в политическую систему. Это осуществляется через усвоение людьми религиозных норм и предписаний в качестве нормативных стандартов и установок, влияющих на формирование политических идей, взглядов и образцов политического поведения.

Необходимо учитывать степень влияния религиозной традиции на такие базисные ценности социально-политической культуры, как права и свободы человека, представления о характере власти, правила соблюдения закона.

Для анализа политической культуры можно использовать понятие “национальный характер”, который можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Одним из первых сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал российский философ Н.А. Бердяев. “В каждой народной душе, – писал он, – есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки”3.

Важную роль в политической культуре общества играют традиции. Именно им присуще уникальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывности исторического (а значит, политического) процесса. Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные, а и иногда дезинтегрирующие функции. В понятие “политическая культура” входит и политический миф. [c.286]

Политическая культура как фундаментальное явление может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется в процессе изменения различных сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.

Политическая культура оказывает влияние на ход и оценку политических действий. С другой стороны, политические действия также создают и изменяют образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, – это неэффективность политических действия.

Политическая культура свидетельствует о том, что традиции общества, дух его публичных институтов, страсти и коллективный разум его членов, а также стиль и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан – не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую паутину взаимоотношений Политическая культура образует своеобразную матрицу политического развития. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу – увязанную и сопряженную структуру ценностей, обеспечивающих определенную взаимосвязанность функционирования институтов и организаций; представляет политические идеалы, оперативные политические нормы, придает содержание и целостность всей политической сфере, представляет некие рамки, в которых члены общества принимают или отвергают законность существующей политической системы общества. В процессе “накопления” и развития политической культуры складывается определенный политический опыт, формируются стереотипные (традиционные) способы действия и восприятия политических явлений, политические установки.

Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности: эффективного и рационального политического руководства обществом, социальной ориентированности политики, свободы и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и др. Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе. [c.287]

Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы принуждения, либо убеждения. Зависимость политической культуры от политических норм, моральных ценностей, принятых в обществе, выражается, в частности, в создании нормативной модели политической культуры, которая вырабатывается и предлагается обществу господствующими политическими институтами и организациями. Политическая культура находится в динамике, в тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.

Разновидностью и одновременно показателем политической культуры является политическое искусство. Политика как искусство представляет собой специфический способ политической деятельности, отличающийся творчеством и мастерством, умением и тонким знанием дела. способностью нестандартно применять уже известные методы и приемы, а также вырабатывать политические инновации.

Политическая культура – это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.

Важное значение для развития общества имеет его правовая культура. Под правовой культурой общества понимается его совокупный правовой опыт, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь. “Если иметь в виду правовую культуру в ее официальном качестве, т.е. как явление идеологического порядка, – отмечали российские юристы В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук, – то она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей”4. [c.288]

Правовая культура включает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.)

Правовая фиксация процедур политической деятельности препятствует проявлениям произвола и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков и населения.

Политическая культура как составная часть общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции.

Основные функции политической культуры:

• познавательная – усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;

• коммуникативная – передача политических знаний, ценностей, опыта;

• воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;

• интегративная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;

• регулятивная – обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;

• нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.

К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций ц движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества. [c.289]

Политическая культура вплетена в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности. Она возникает, эволюционирует и в конечном счете распадается вместе с этим контекстом, уступая место новой политической культуре.

§ 2. Типология и классификация политических культур

Носителями политической культуры являются люди. Они выступают как ее субъекты, поскольку овладели политическим опытом, накопленным человечеством в ходе своего исторического развития, нормами и целями политической деятельности, языком политического общения, политическими категориями и выработали собственную систему политических убеждений, ценностей, ориентации и установок по отношению к политической системе, являющейся объектом политической культуры.

Соответственно выделяют господствующую (официальную) и оппозиционную разновидности политической культуры, общую и региональные субкультуры, политическую культуру общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина, члена общества.

Существует несколько способов типологизации политических культур, которые позволяют глубже проникнуть в ее сущность, понять ее особенности. В политологии широко распространена социально-классовая типологизация политической культуры. В ее основе лежит связь политических культур с характером властвования в обществе, его политической системы. В соответствии с этим подходом выделяют “демократическую”, “авторитарную” и “тоталитарную” политическую культуру, а также ее переходные состояния.

Для демократической политической культуры характерна ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления, контроля за политической жизнью и участия в ней. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: “единая идеология”, “политический порядок”, “поддержка государственной политики”, “политическое единство”. Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы. [c.290] Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

Кроме того, существуют и переходные модели политической культуры: от авторитарной к демократической.

Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры. Она проявляется в национально-специфических формах. Ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в этой стране, на ее почве, не является результатом развития собственной политической культуры.

С точки зрения отношения к преобразованиям можно выделить два типа культуры: замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями, и открытый, ориентированный на изменения. легко усваивающий новые элементы.

Было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь “позитивными” установками в отношении политической системы. Концентрация внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях и установках чревато игнорированием политических установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, их представителям, выступающим за изменение существующего положения вещей.

Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые “субкультурами”. О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры: рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д.

Рассматривая проблему субъектов или носителей политической культуры, необходимо, наряду с официальной или господствующей политической культурой, выделять культуру политической оппозиции.

Нельзя вполне охарактеризовать политическую культуру, не учитывая отношения людей к участию в политике. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. [c.291] В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующей мотивации политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям, обстоятельствам и условиям действия личности в политической сфере.

В этой связи особое значение приобретают способность личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); ее умение использовать основные формы участия в политической жизни общества. Мера политической активности, глубина политического участия или отчуждения в обществе во многом зависят от уровня развития политической культуры людей.

Политическая культура любого общества влияет на характер политического участия. Достаточно интересна в данном отношении классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, которые на основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики выделили несколько типов политической культуры и участия в политике, в зависимости от уровня развития общества: “приходскую” или “традиционную” (parochial) – политическую культуру экономически отсталых обществ; “подданническую” (subject) – политическую культуру в индустриальных, авторитарных обществах; “партисипаторную” (participant) – культуру участия в демократических обществах5.

Приходская политическая культура характерна для экономически отсталых обществ – африканских племен, местных автономных общин и т.д., где обычно не существует специализированных политических ролей, политические ориентации не отделены от религиозных или экономических, отношение к правительству мало определяется какими-либо нормами, политическое знание практически отсутствует, массы населения неграмотны. В обществе, где преобладает “подданническая политическая культура”, люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер. В условиях “партисипаторной политической культуры”, или “культуры участия”, члены общества внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, т.е. как на “вход”, так и на “выход” системы, на осознанное и активное участие в политической жизни.

Особую разновидность политической культуры по данной типологии представляет так называемая гражданская культура, которая характерна для США и Великобритании. [c.292] Этот тип политической культуры характеризуется консенсусом легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, терпимостью к плюрализму интересов, компетентностью и взаимным доверием большинства граждан6.

В рамках данной разновидности политической культуры многие граждане достаточно активны в политике, однако существует и значительная часть граждан, играющих в ней пассивную роль.

Приведенная типология, без сомнения, полезна тем, что показывает, как в процессе исторического развития меняются ориентации субъекта в отношении политических институтов и его политическая активность. Вместе с тем, на наш взгляд, она идеализирует модель гражданской культуры, рассматривая ее в качестве образцовой. В ней также не прослежен вопрос о цивилизационно- религиозных аспектах и доминантах политической культуры, ее воздействии на политическую систему общества в целом.

Построение теоретической модели политической культуры должно осуществляться с учетом всех ценностных параметров и критериев, характеризующих степень культурной оснащенности ее носителей, всего общества. Без “погружения” человека в соответствующую культурно-цивилизационную среду и ее анализа мы не сможем понять природу социокультурных и ценностных мотивов политического поведения и деятельности людей.

Весьма плодотворным в этой связи представляется сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур, их политической сферы. В общем плане можно выделить следующее.

Для восточных культур характерно традиционное критическое отношение к индивидуалистической (западной) ориентации, приводящей в их условиях к болезненному разрыву солидаристско-общинных отношений.

На Востоке распространены трансцендентные жизненные ориентации, обеспечивающие в незападных цивилизациях высший, конечный смысл земной деятельности.

В восточных культурах наблюдается отсутствие культа вещного фактора как доминирующего в социальных отношениях над непосредственно межличностными отношениями.

Неприятие индивидуализма, “вещного материализма” и других характерных свойств западной культуры в условиях Востока сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, всеобщность, гармония, преемственность), облекаемых в специфическую символику и умственные конструкции, сложившиеся в рамках каждой из восточных цивилизаций и трансформируемых в соответствии с требованиями современности. [c.293]

Если на Западе распространен ярко выраженный антропологизм, человек признается не столько мерой, сколько “хозяином” всех вещей, то на Востоке приоритет отдается коллективу и коллективному существованию человека, его гармонии с природой.

Гражданское общество – характерная черта западной культуры и цивилизации. На Востоке оно только формируется, приобретая своеобразные традиционалистские черты.

Модели Западной и Восточной политической культуры (общее и особенное)

ЗАПАД ВОСТОК
Преимущественно “партисипаторная” модель политического участия Преимущественно “подданническо-партисипаторная” политическая культура
Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения Существеннейший элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная)
Устойчивые традиции политической демократии Устойчивые традиции авторитарного правления
Индивид во многом “пресыщен” политикой Индивид недостаточно приобщен к политике
Западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы культуры и политики Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре
Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры
Важная роль национальных меньшинств; большинство государств является моноэтничными или с одной доминирующей нацией Приоритетная роль национально-этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтничными
“Консенсус” между государством и гражданским обществом. Наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом. Значительный имущественный “разрыв” между элитами и массами

Политическую культуру можно анализировать: по форме правления и организации общества, выделяя демократическую, авторитарную и тоталитарную; по цивилизационным характеристикам: западную, восточную, арабскую, африканскую, российскую и др.; по характеру политического участия: приходскую, подданическую, “партисипаторную” и гражданскую. Необходимо также учитывать особенности политического развития каждой страны. [c.294]

Классификация политической культуры

В зависимости от субъекта политики:

• политическая культура общечеловеческая;

• политическая культура народа, этноса, цивилизации;

• политическая культура национальная, региональная, субкультура;

• политическая культура социальной общности; рабочих, крестьян, буржуазии, интеллигенции, элиты, бюрократии, лидеров;

• политическая культура половозрастных, профессиональных, социально-демографических, религиозных и других групп;

• политическая культура личности.

В зависимости от сфер политического процесса:

• политическая культура властвования, управления;

• политическая культура политического участия;

• политическая культура политической оппозиции.

В зависимости от форм и методов осуществления власти:

• демократическая политическая культура;

• авторитарная политическая культура;

• тоталитарная политическая культура;

• политические культуры переходных типов.

В зависимости от характера участия в политике:

• гражданственная, демократическая;

• подданическая;

• приходская.

В зависимости от места в политической системе:

• доминирующая или периферийная политическая культура (субкультура).

По степени распространения:

• массовая или элитарная политическая культура.

§ 3. Особенности политической культуры России

Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. Не случайно, еще Н. Бердяев обращал внимание на то, что “противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории –- Восток и Запад”. “Евразийцы” (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространство. [c.295] “Весь смысл и пафос наших утверждений, – отмечали они, – сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности”7.

Может быть, “евразийцы” и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том, что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.

Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях верноподданничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. “Восточный (“азиатский”) способ производства” (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия – это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь – царь – император – монарх – генеральный секретарь – президент.

Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.

Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество – максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры.

В русской истории существует и другая – демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в. [c.296]

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; “обломовщина”; идея мессианства (“Москва – третий Рим”, “Русь – птица тройка”, “советский народ – первопроходец социализма”); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти “до конца”; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.

Социологические исследования последних лет показывают, что русские люди больше всего ценят: готовность к защите Отечества любой ценой; готовность переносить трудности и испытания; славное прошлое, героическую историю; волю к свободе, независимости; национальное единство, сплоченность. Сами русские считают устойчивыми признаками русского человека: говорить и думать на родном языке; считать себя русским; любить Россию, считать ее Родиной; любить русскую культуру и обычаи; иметь русский характер; иметь русских родителей, российское гражданство; существенна ориентация на православную веру. В характере русского народа выделяются такие качества, как патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.

Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития России.

Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. [c.297]

В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка.

В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.

В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привелегий.

В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.

В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно-этатистской, “подданническо-партисипаторной” к демократической, гражданской культуре.

Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Известные российские политологи В.П. Пугачев и А.И. Соловьев отмечали, что “одна из насущных задач реформирования российского государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. При этом, несомненно, нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых “демократических” доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для .проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. [c.298] Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти”8.

Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов -в Государственную Думу (декабрь 1995) и на президентских выборах 1996 г. (до 70% избирателей) – позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества. Присущие российской политической традиции коллективизм, соборность, непосредственный (вечевой, общинный) и парламентский демократизм, высокое чувство справедливости в той или иной степени получат развитие и в дальнейшем политическом генезисе страны.

§ 4. Понятие и содержание политической социализации

Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены. В то же время очевидно, что люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией. Учитывая важность этого процесса, социализацию можно определить как процесс цивилизации общества.

Понятие социализации было введено в научный оборот в конце XIX в. Цвмериканским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихолоом Г. Тардом. Они понимали под ним “процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды”. [c.299] На рубеже 50–60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие “политической социализации”, под которой понимается процесс восприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей, норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства ими политических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.

В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры также осуществляются посредством политической социализации.

Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процесса политической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. [c.300] В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению “духа участия” в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически, распространение “духа участия” знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из “субъекта” он превращается в “гражданина”.

Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей. Пример – изучение общественных дисциплин. Скрытая политическая социализация – это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.

Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование “избирателя” с определенной политической культурой и направленностью.

Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов, в их числе влияние макросреды (характера эпохи, международных отношений, государства, нации, класса, других социальных групп, политической культуры общества); микросреды (институциональных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутренних генетически заданных факторов; самовоспитания.

Процесс политической социализации осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой/информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам). [c.301]

Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.

Процесс и учреждения политической социализации

УЧРЕЖДЕНИЯ ГРУППЫ ОБЩЕНИЯ ЭТАПЫ СМИК
Семья Родственники Детский Речь
Школа Знакомые Юношеский Печать
Институт Группы по интересам Молодежный Телевидение
Предприятие Сотрудники Зрелый Интернет

Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно начинается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация – осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация – понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация – приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация – поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.

С психологической точки зрения в процессе своего созревания ребенок проходит три фазы когнитивно-морального развития. На доконвенциональном уровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональном уровне осознается связь индивидуума с обществом. На постконвенциональном уровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться в общество и критиковать его. [c.302]

Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе – это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный “дополитический” опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности “закладываются” часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.

Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

Очередной этап политической социализации приходится на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.

Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического, жизненного опыта молодежи. [c.303]

В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ–кратчайший путь политической социализации.

В политической социализации важны все составляющие, все посредники. В то же время в различных странах эти посредники могут различаться по степени воздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; в некоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступными для определенных слоев населения.

Типы и модели политической социализации: гармонический тип политической социализации характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям; гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”; плюралистский тип – признание человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке.

Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическим обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Политическая демократия – это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина. [c.304] При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться.

В целом, превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.

1. Чем политическая культура общества отличается от общей культуры человечества?

2. Какая разница между политической и правовой культурой?

3. По каким основаниям и признакам можно типологизировать политическую культуру общества?

4. Каковы характерные черты и особенности политической культуры российского общества?

5. В чем состоят функции политической культуры?

6. Какую роль играют политическая культура общества и система политической социализации в формировании политических взглядов и ориентации молодежи?

7. В силу каких причин и факторов у людей возникают различные политические ориентации?

8. Какой Вам представляется оптимальная система политической социализации? [c.305]

Список литературы

1 См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 339, 368.

2 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 338.

3 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С 157.

4 Кудрявцев В.Н; Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С. 119.

5 См.: Almond G., Verba S. Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Countries. Princeton, 1963. Р. 17.

6 См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. С. 122–123.

7 Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 33.

8 Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 249.

Скачать архив с текстом документа