Политические деятели США и их взгляды

СОДЕРЖАНИЕ: Соотношение гражданского общества и государства в размышлениях Пейна, Мэдисона, Джефферсона. Реализация теории разделения властей, народный суверенитет и власть. Логика и аргументация естественных и неотчуждаемых прав человека в Декларации независимости.

Материк северной Америки был открыт Христофором Колумбом в 1492 году, в результате долгого путешествия. После чего в северной Америке начали открываться колонии Западно-Европейских держав, это были: Испания, Англия, Франция, на территории современных США были Французские и Английские колонии. В северную Америку хлынули иммигранты из Западной Европы, это люди которые искали новые земли для ведения сельского хозяйства, в то время по большей части иммигрантами на территории современной США, были специально отправленные крестьяне из Англии и Франции, для колонизации территории. Это были фермеры, их называли аграрными колонистами. США сложились как независимое государство в результате войны за независимость 1775-1783 гг., когда английские колонии в Америке отделились от метрополии. Революционно-освободительная война американского народа и американская политическая мысль эпохи становления государственности США оказали большое влияние на развитие политической мысли в Новое время.

В XVII веке прогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием капиталистических отношений и политической обстановкой между колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость 1775-1783 гг.

Движение американских колонистов против метрополии дало мощный толчок развитию демократических идей. Пропагандой идей договорного происхождения государства, тираноборчества занимались многочисленные массовые организации: Сыны свободы, Дочери свободы, городские собрания и др. В резолюциях, принимаемых городскими собраниями, высказывались радикальные политические и правовые взгляды: о праве народа возвратить себе естественные права, о народном суверенитете, разоблачались теории несопротивления злу.

Ожесточенная классовая борьба в США в период борьбы за независимость также получила свое отражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии отстаивали Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелких производителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии и плантаторов- рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими двумя течениями разгорелась борьба по вопросу о государственном строе США и Конституции 1787 г.

В период образования США наиболее сильно в политической деятельности проявляли себя крупные того времени политические мыслители, такие как ТОМАС ПЕЙН (1737-1809) - один из наиболее радикальных американских мыслителей, автор знаменитых памфлетов Здравый смысл и Права человека. Он первым предложил название США.

Главной темой размышлений Пейна было соотношение гражданского общества и государства Пейн видел различие между обществом и государством в следующем: Общество создается нашими потребностями, а правительство -нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь. Общество в.таком состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - это нестерпимое...

Из идеи народного суверенитета Пейн сделал вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, что в конкретных исторических обстоятельствах вылилось в требование отделения колоний от Англии.

ДЖЕЙМС МЭДИСОН (1751-1836) - отец американской конституции, четвертый по счету президент США, один из авторов знаменитого сборника статей Федералист.

Согласно Мэдисону, народ - единственный источник политической власти, а выборы - характерная черта республиканского правления. Однако мыслитель настороженно относился к демократии, считал, что большинство тиранично в отношении меньшинства и не может гарантировать свободу меньшинству. С точки зрения Мэдисона, только республика избавит от пагубных последствий фракции большинства, а дли этою необходимо создать механизм делеги-рования полномочий государственного управления небольшому числу граждан, избираемых осгадьными гражданами (отсюда - институт выборщиков президента США и другие особенности политической системы США).

Мэдисон творчески реализовал теорию разделения властей, изобретя систему сдержек и противовесов: каждая составная часть политической власти должна быть средством сдерживания остальных частей, что исключит диктатуру в любой ее форме.

Мэдисон считал, что народный суверенитет и власть большинства - слабые сдерживающие факторы для правителей (реальная власть всегда у меньшинства). Да и периодически проводимые всенародные выборы также не спасают от тирании. Поэтому необходим не внешний фактор, а внутренний регулятор (по принципу самосдерживания) власти. Этот регулятор и есть система сдержек и противовесов: структурное разделение властей и их уравновешивание вследствие этого.

Конечно, концепция Мэдисона явно недооценивала внешние (социальные) факторы, сдерживающие власть (общественно-политические организации, политические партии, средства массовой информации, общественное мнение и т.д. А они в XX веке как раз и получили большое значение). Отсюда - явное преувеличение значимости самой системы сдержек и противовесов. Этим как бы вообще снималась проблема контроля большинства (народа) над меньшинством (правительством). Тем не менее, система сдержек и противовесов нашла всеобщее одобрение и применение.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826) - американский политический деятель, автор Декларации независимости США. Опираясь на Пейна в воззрениях на частную собственность (право собственности есть приобретенное право, есть недоплата работникам ), не включил право на частную собственность в перечень неотъемлемых прав человека при составлении Декларации независимости. В противоположность локковой триаде жизнь, свобода, собственность Джефферсон предлагает иной базовый набор естественных прав человека: жизнь, свобода и достижение счастья.

Хотя Джефферсон был третьим президентом США (дважды избирался президентом США -1801,1304), тем не менее, ему была присуща весьма либеральная концепция взаимоотношений государства и гражданского общества. Общество - это естественное, а не искусственное образование, присущее человеку со дня его творения. Оно первично по отношению к государству и всем другим социальным институтам и обозначает добро, государство же носит вто-оичныи характер и олицетворяет собой зло, возникшее в сообществе людей единственно из-за ослабления естественных моральных основ.

В силу происхождения государственной власти (она создана народом в общественном договоре) и в силу условий осуществления власти (требуется согласие народа) - народ вправе изменять и уничтожать существующую форму правления, если правительство стремится к деспотизму. Свержение такого правительства даже является долгом и правом народа.

Джефферсон стал одним из критиков Конституции США 1787 года за ряд антидемократических черт (сохранение рабства, отсутствие прав и свобод граждан и т.п.). По инициативе Джефферсона и ряда друг их деятелей были приняты первые десять дополнений к Конституции США в виде знаменитого Билля о правах (1791).

ДЖОН АДАМС (1735-1826) - автор первого фундаментального труда по вопросам политической науки, один из идеологов консерватизма.

Адаме обосновал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти - законодательной, исполнительной и судебной. С его точки зрения, все простые формы правления - монархия, аристократия и демократия -являются воплощением деспотизма, поэтому необходимо ввести смешанную форму правления: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента - все вместе образуют сбалансированную форму публичной власти.

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США (от лат. declaratio - объявление, провозглашение), написанная Джефферсоном при участии Б.Франклина и Дж. Адамса и принятая в 1776 г. единогласно Вторым Континентальным конгрессом представителей английских колоний в Северной Америке, провозгласила отделение этих колоний от Англии (образование США). Декларация независимости была принята в самом начале войны за независимость, по результатам которой Англия в 1783 г. признала суверенитет США.

В Декларации независимости воспроизводится логика и аргументация естественных и неотчуждаемых прав человека: Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; если какая-либо форма правления разрушает эти принципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственную власть, закладывающую в свое основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопасности и счастья. Таким образом, впервые в истории естественные права из теории превращаются в признанные законом личные права граждан; государственное признание прав личности ставит преграду государственному произволу.

Декларация независимости США стала первым в истории актом, который провозгласил идею народного суверенитета как главного принципа государственной жизни: Все люди сотворены равными... народ имеет право изменить иди уничтожить несправедливую власть и учредить новое правительство. Таким образом, потребность в смене правительственной власти становится необходимой и неотложной с того момента, когда власть обнаруживает свое намерение подчинить народ своему произвольному или абсолютному деспотизму.

Далее в Декларации перечисляются те нарушения прав и свобод американских колонистов, которые били, допущены английским монархом, и делается вывод о праве американского народа на политическое самоопределение и независимое существование.

КОНСТИТУЦИЯ США (1787) была принята на основе проекта А. Гамильтона и разработана специально созданным конституционным Конвентом. Закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих ветвей власти.

В 1791 г. в Конституцию США были внесены первые десять дополнений -принят Билль о правах. В нем провозглашаются такие права и свободы, как свобода собраний, слова, совести, право иметь оружие, устанавливается запрет арестов без постановления суда и пр. Очень важным было дополнение N5: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения. Билль о правах явился важным завоеванием демократических сил США, он во многом скорректировал взгляды А.Гамильтона на природу власти в Америке: править должна та власть, в руках которой прочно находится кошелек.

Конституция США удивительно краткий документ: 7 статей (пять страниц машинописного текста). Однако она оказала огромное воздействие на политическое строительство во всем западном мире. Вот уже более 200 лет существует как Основной закон США.

Уже после того, как Верховный суд США закрепил за собой в 1803 г. право конституционного надзора, все основные стадии американской революции (война за независимость, выработка основных начал нового государственного устройства и закрепление их в практической жизни) получили, наконец, свое завершение.

Итак, Конституция США впервые в истории законодательно оформила демократический общественно-политический строй. Естественно, в ходе дальнейшего развития США текст Конституции нуждался в соответствующих изменениях. С момента своего возникновения в Конституцию США было внесено 26 поправок и дополнений. Последняя поправка (1971) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Можно выделить три основных политико-правовых принципа политической системы США:

I. Разделение властей: - независимость трех ветвей власти, которые представлены Конгрессом (законодательная власть), Президентом (исполнительная власть) и Верховным судом (судебная власть). Независимость (друг от друга) властей достигалась и гарантировалась тем, что каждая ветвь имеет различные сферы деятельности, а также тем, что каждая из них имеет разные источники формирования: Палата представителей избирается народом, Сенат формируется прямым делегированием двух сенаторов от каждого штага, Президент избирается народом косвенным образом - через коллегию выборщиков, а Верховный суд формируется Сенатом и Президентом;

1) разграничение между ними соответствующих функций: каждая ветвь власти занимается своей областью государственной жизни. Кстати, все органы власти имеют разные сроки полномочий: Палата представителей - два года, Сенат обновляется на треть каждые два года путем перевыборов, Президент избирается на четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно;

2) взаимодействие трех ветвей власти. Система сдержек и противовесов предполагает их взаимоконтроль и взаимоуравновешивание. Например, Кон-гресс может отклонить представляемые Президентом законопроекты, а Прези-дент, в свою очередь, утверждает законы, которые принимает Конгресс. Прямо все три ветви власти одинаково не имеют право принимать законы, указы, постановления и т.п., Которые бы шли вразрез или нарушали Конституцию США. Так, за всю историю США Верховный суд 77 раз признавал законы, принятые Конгрессом, антиконституционными.

II. Федерализм:

Разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, передача части прав на места. Исторически США развивались от Конфедерации тринадцати штатов к федерации, а затем - к типично унитарному государству. До сих пор история развития США закреплена в государственной символике: флаг имеет 13 полос, 13 стрел в лапах у орла на государственном гербе и г.п.

Штаты, считаясь суверенными государствами, реально не обладают главными атрибутами суверенитета: лишены внешнеполитических полномочий, ограничена их власть в финансовой сфере, они не могут выйти в одностороннем порядке из США, не могут изменить у себя форму правления и т.п. 3. Судебный конституционный надзор:

Верховный суд США имеет право толкования Конституции и является окончательной инстанцией при решении спорных вопросов. Он имеет право признавать законы Конгресса и акты исполнительной власти несоответствующими Конституции США и, тем самым,- недействительными.

Судебный конституционный надзор - мощное средство приспособления текущей деятельности законодательной и исполнительной власти к Конституции, но одновременно средство приспособления текста Конституции к изменяющимся социально-политическим условиям (новая трактовка старых положений).

Политические взгляды Томаса Пейна.

Томас Пейн – английский ремесленник, самоучка, убежденный гуманист и сторонник теории «естественного права». Он прибыл в Америку накануне революции и сразу же стал её активным участником, более того – вдохновителем американцев. Ещё до отплытия в Америку Пейн познакомился и близко сошелся с известным американским просветителем Б.Франклином, который и дал ему свои рекомендации в Филадельфию. В 1775 году Т.Пейн уже был редактором ежемесячного «Пенсильванского журнала», издаваемого Робертом Эйткином. За три месяца работы англичанина в журнале число его подписчиков увеличилось с 600 до 1500. Статьи, подписанные «Эзоп», «Атлантикус», «Голос народа» отличались остроумием, простотой и ясностью изложения, точностью и яркостью языка. Пейн был великолепным журналистом. Он писал легко, быстро, почти не правил свои рукописи. Первые идеи, которые им овладели сразу же на американской земле, были: отмена рабства (статья 1775 г. «Африканское рабство в Америке») и антиколониальная борьба (статья 1775 г. «Серьезная мысль»).

Т. Пейн относился к тому числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода войны за независимость. Он был уроженцем Англии, в Америку переселился в 1774 г. Т. Пейн принимал активное участие во Французской революции. Избирался депутатом Конвента Франции. В ответ на критику якобинского террора был заключен в тюрьму, чудом избежал намеченной Робеспьером казни, затем был освобожден и восстановлен в депутатских правах. По возвращению в Америку Пейн подвергся жестоким гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении.

После первых столкновений «сынов свободы» с англичанами в январе 1776 года в Филадельфии вышла в свет маленькая книжка под названием «Здравый смысл». Это был памфлет Томаса Пейна, всколыхнувший всю Америку. Он не просто принес славу автору, он стал знамением, гимном американских борцов за независимость. Такой популярности не знало ещё ни одно печатное издание в Америке. Тираж памфлета достиг 500 тысяч экземпляров. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонников независимости.

«Здравый смысл» – это призыв к борьбе. «Все разрешится в бою», - писал его автор. Но это не только лозунг. В памфлете дано обоснование естественного права американского народа на борьбу за независимость. Следовать этому праву и было здравым смыслом, к которому взывал Пейн: «Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, но это в нашей власти, нежели доверять столь значительное дело времени и случаю».

Сила памфлета заключалась не только, вернее не столько в изложении теории естественного права, здесь Пейн был лишь последователем своих великих предшественников Гоббса, Руссо, а в том, что он сделал эту теорию доступной и близкой народу, изложил её на языке народа убедительно и страстно. Вот как просто он объясняет причины образования договорного государства: «Сила одного человека настолько не соответствует его потребностям…что он вскоре будет вынужден искать помощи и облегчения у другого, который в свою очередь нуждается в том же». Монархию, тиранию Пейн не просто отрицает, он её бичует, проклинает, уничтожает, высмеивая: «Для Бога и общества один честный человек нужнее, чем все коронованные разбойники, когда-либо жившие на земле».

После выхода в свет «Здравого смысла» Пейн становится трибуном «независимых». Он принимает участие в военных действиях и продолжает писать. В «Пенсильванском журнале» в течение последующих 7 лет печатается серия из 13 статей под названием «Американский кризис», в которых затрагиваются главные проблемы военных лет: предательство лоялистов, шпионаж в пользу Англии, финансовый хаос, проблемы управления рождающимся государством, национальное единство и т.д. Именно в одной из статей этого цикла впервые прозвучало название Соединенные Штаты Америки.

После подписания Парижского мирного договора, когда молодое американское государство вступает в период строительства того, что впоследствии получит название американской демократии, т.е. в период законодательного устройства, проходивший в условиях яростной дискуссии сторонников «сильной власти» и республиканской демократии Т.Пейн выступает на стороне республиканцев. В это время он становится членом «Общества политических исследований», созданного Франклином. Он выступает в защиту Пенсильванской конституции и автономии штатов. В 1786 году выходит его трактат «Рассуждение о государстве, банках и бумажных деньгах», в котором он выступает за ликвидацию бумажных денег, выпущенных в огромном количестве в тяжелые времена войны, и за сохранение банка. Но, в отличие от Гамильтона и его богатых сторонников, Пейн предполагает, что банк будет служить всем классам, станет поддержкой и беднякам.

Помимо журналистики Пейн имел ещё много увлечений и занятий. Он интересовался буквально всем, справедливо отмечая, что в его жизни не было и пяти минут, когда бы он что-либо не изучал. Одним из таких увлечений был проект постройки моста. Однако в Америке эту идею ему не удалось осуществить, поэтому в 1787 году он отправился во Францию с надеждой реализовать свой проект в Европе. Таким образом, он оказался в Париже накануне Великой французской революции и стал участником двух величайших событий 18 века.

Томас Пейн был активным участником Великой французской революции. В 1791 году он издавал в Париже вместе с Кондорсе газету «Республиканец». Он выступал как активный пропагандист идей этой революции и её защитник. В 1790 году в Англии вышел памфлет Берка «Размышления о французской революции», лживый пасквиль, порочивший идеи и лидеров этой революции. В ответ на памфлет Берка Т. Пейн пишет памфлет «Права человека», в котором дает объяснение и оценку Великой французской революции, но с точки зрения мелкого буржуа. Великая французская революция достигла качественно более высокого уровня, в своем классовом развитии она пошла дальше американской. Противоречия классов, вылившиеся в США в дискуссию законодателей, во Франции нашли свое выражение в битвах более кровопролитных. Т.Пейн не пошел за якобинцами, он высказался против казни короля, его испугал террор. Он остался с жирондистами. Может показаться странным, что человек, клеймивший «коронованных разбойников», призывавший к войне с ними, оказался в одном лагере с французской крупной буржуазией и монархистами. Но мелкобуржуазный идеализм часто приводит к непоследовательности в революции.

Рассуждения Пейна о революциях объясняют его позиции в 90-е годы: «Размышляя о революциях, легко постичь, что они могут возникать из двух различных причин: одни, чтобы избежать или освободиться от бедствия, другие, чтобы получить большее и положительное благо; обе они могут различаться по названиям на активные и пассивные революции. В тех, которые происходят по первой причине, характер становится гневным и раздраженным, а исправление положения, вызванное его опасностью, слишком часто омрачается местью.

Но в тех, которые происходят по второй причине, сердце, скорее воодушевленное, чем взволнованное, спокойно вникает в существо дела. Разум, дискуссия и убеждение становятся оружием в споре».

Возвратившись в Америку в 1802 году, Пейн продолжал заниматься журналистикой. В республиканской газете «Нешнл интеллидженсер» было опубликовано 8 его писем «К гражданам Соединенных Штатов», в которых он поддерживал политику Джефферсона и продолжал борьбу против федералистов.

Основные работы

Серьезная мысль 1775 г. в ней он первый ставит вопрос об отделении колоний от Англии и создание независимого государства. Право человека 1791 г. защищает демократические права и свободы, провозглашенные Французской революцией. Век разума(1794-1795 гг.) - антицерковный памфлет.

Наиболее известное произведение Т. Пейна памфлет Здравый смысл 1776 г. Идеи этого произведения были частично отражены в Декларации Независимости США. Памфлет имел характерные подзаголовок О происхождение и назначение правительственной власти с краткими замечаниями по поводу Английской конституции. В ней открыто провозглашалось, что вопрос о независимости Америки есть вопрос только целесообразности и экономической выгоды. Поэтому решать его надо не в судах, а в торговле, на рынках, и сделать это не трудно, если исходить из здравого смысла и конкретных интересов простых людей. Проведя республиканские идеи, автор памфлета критикует государственное устройство Великобритании.

Подробное исследование хваленой конституции Англии приводит его к убеждению, что она представляла собой нечто благородное лишь в те мрачные времена рабства, когда создавалась. Теперь же легко показать ее несовершенство и неспособность дать то, что она будто бы обещает.

Составные части Английской конституции являются порочными остатками двух древних тираний (монархической тирании в лице короля и аристократической в лице пэров), к которым примешены новые республиканские элементы (палата общин). Оба первых учреждений, будучи наследственными, не зависят от народа и поэтому в конституционном смысле ничем не способствуют свободе государства.

Естественные и гражданские права. Как представитель естественно-правовой теории Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе (например: право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом и сохранялось еще у североамериканских индейцев. Гражданские же права принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством (например право собственности), т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.

Общество и государство

Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между обществом и государством.

Они различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками. Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, то есть о праве на восстание. Этими же идеями народного суверенитета и право на революцию Пейн обосновал допустимость отделения колоний от Англии и образование собственного независимого государства.

Формы государственного правления. Все формы государственного правления Пейн делит на два вида: 1) правление на основе выборов и представительства; 2) Правление на основе права наследования.

Первое известно под именем республики, второе - монархии и аристократии. Обе формы различны и противоположны от того, что воздвигнуты на двух различных и противоположных основах -разуме и невежестве. Поскольку правительственная деятельность требует таланта и способностей, а они не могут происходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а для монархической и аристократической формы.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права (исходя из принципа естественного равенства людей).

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, Пейн был сторонником однопалатной структуры парламента, в то время как для других мыслителей она представлялась прямой угрозой скорого самовырождения и компрометации. Возражая на этот аргумент, Пейн делал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия и устанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. Такая Конституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающее средство, чем любой другой контроль.

Важным инструментом, призванным нейтрализовать вредное следствие импульсивности работы однопалатного парламента, он считал единообразный принцип представительства. Слишком большим был (6 лет), по его мнению, срок полномочий сенаторов.

Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

Мои высказывания.

Политические взгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американцев - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии

Во всех своих работах Томас Пейн говорит о правах и свободы человека. О том, что колонии Англии в Америке должны быть отделены от Англии и стать независимым государством по желанию её народа и создать там свою новую форму правления, которая будет отвечать всем требованиям народа живущего на этой территории и правилам норм и справедливости.

Работы Пейна, где призывал народ Америки восстать против Англии и драться за независимость, в своих работах он провозглашал права и свободы Французской революции, призывая тем самым народ Франции на совершение революции, помогли Америке восстать на борьбу за независимости Америке и образованию нового государства с новыми законами и правами её граждан.

Идеи Пейна актуальны и в современном мире, только в гораздо расширенном виде. Его идеи распространились не только в США, но и во всём мире. Эти идеи заложены во многих конституциях стран, права и свобода граждан, демократическая форма правления, равенство перед законом, существование государственной власти, об избрании народом своего правительства и президента и др.

Во время, когда образовалось США идеи Пейна и других политических деятелей конца 18 века, для другого мира эти идеи были не актуальны и многие были не согласны с идеями США. Англия была против образования независимого США не только потому, что не хотела терять свои клони в Америке из-за торгового и экономического смысла, но и потому что была против мыслей высказываемыми политическими мыслителями Америки. Мир того времени не мог себе представить, как можно отказаться от монархии и с равенством перед законом, равенство друг с другом, во многих странах было рабство и было сильное разделение на социальные слои общества.

В США противоречили себе. Они много говорили, что человек наделён естественными (Томас Пейн) правами от природы и о гражданском праве, которые, как высказывался Пейн, принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством, тогда как в США сильно было распространено рабство и классовая борьба, последнее особенно проявилось в 60-е года 20 века.

Хотя идеи Пейна сильно распространялись во Франции (Французская революция), изгнание Испанцев из Мексики, в остальном мире они распространялись не так сильно, это случилось только в 20-ом веке, когда человечество стало наиболее цивилизованным и стали наиболее сильно учитываться интересы всех граждан стран и следовать правилам норм и морали.

В современном мире идеи Пейна очень широко распространены. Пейн делает различие между обществом и государством, общество, утверждал он, создаётся потребностями людей. Население Америки создало такое общество, которое требовалось народу, выделяя своё общество при этом из всех других обществ. Это могло сыграть в негативную сторону для Америки. Потому, что это могло угрожать другим странам. Идеи США могли распространяться на другие народы, которые в свою очередь могли изменять существующий режим, это могло угрожать монархии и всему существующему строю в той или в другой стране. Но, тем не менее, никто на это, ни как не отреагировал, новое общество восприняли и приняли, как обычный существующий режим. Это, может только говорить о том, что люди того времени уже были готовы изменить всё общество в целом, но этого не произошло, видимо потому, что не нашлось таких людей, как Томас Пейн, Джефферсон, Мэдисон, другие политики США, которые бы начали направлять народ на совершение мировой революции, вдохновляли бы народ, на изменения в своём обществе, как это было в США.

Антицерковный памфлет, который высказывал Пейн в своей работе «Век разума» (1794-1795 гг.), также помогло в борьба за независимость и в построении государства, где начали складываться своё религиозное начало, которое имело название «протестантство». Религия помогало сплотить народ вокруг общей беды. То, есть религия имело политическое значение, вообще в развитии США, это и сейчас актуально.

При составлении конституции США президенту было дано право быть единоличному главе исполнительной власти, Пейнт выступал против этого, но, несмотря на его возражения, его идею не приняли, в современные США так же всё осталось не низменным. Пейн вообще выступал за внесение поправок в конституцию 1787 г. и критиковал её. Но его предложения на этот сёт были не приняты. Конституция США на протяжении своего существования поправлялась, и неё вносились изменения.


Список литературы

1. Сумасбродов А.Н. «Политические взгляды Т. Пейна. Борьба за независимость США. М. «ЮНОСТЬ» 1998 г.

2. Раковская Э.М. История США и политические идеи мыслителей Америки. М. «Дрофа» 1995 г.

3. Михайлов А.П. История США. М. «Просвещение» 2000 г.

4. Соколов Я.В. История Северной Америки. Современная Америка». М. «АСТ» 1993 г.

5. Наумов А.И. Роль США в мире. М. «АСТ» 1996 г.

Скачать архив с текстом документа