Политические и экономические реформы (1985-1991 гг.)
СОДЕРЖАНИЕ: Период перестройки и ее два этапа: 1985-1988 гг. - попытка добиться ускорения социально экономического развития, 1989-1991 гг.- реформа политической системы.ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985-1991гг.
В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.
После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название перестройки и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.
Период перестройки можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться ускорения социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране (путч августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.
1.Экономическое содержание перестройки.
В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция ускорения социально-экономического развития страны. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года.
Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия ускорения была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд кампаний. Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. 5 (*)
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно:- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др;- увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками;- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей;- значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Впервые после войны был включен денежный станок.
В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими:
Индексы в процентах к предыдущему году . 5 (**)
----------------------------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году: Краткий статистический сборник.4- М.:1991. - С.137.5** 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.40,41.
5¦ 0 1985 5¦ 01986 5¦ 0 1987 5 ¦ 5+-------------------------+------+-----+------+ 5¦ 0 Национальный доход
5¦ 0 1,6 5¦ 0 2,3 5¦ 0 1,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция промышленности 5¦ 0 3,4 5¦ 0 4,4 5¦ 0 3,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция сельского 5 ¦ ¦ ¦ ¦ 5¦ 0 хозяйства
5¦ 0 0,2 5¦ 0 5,3 5¦ 0 -0,6 5 ¦ 5¦ 0 Производительность труда 5¦ 0 1,3 5¦ 0 2,1 5¦ 0 1,6 5 ¦ 5L--------------------------+------+-----+-------
Это означало, что концепция ускорения фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования.В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты Основные положения коренной перестройки управления экономикой. Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.
Принятый закон О государственном предприятии (объединении) существенно расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Был принят также закон О кооперации, который стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.
В условиях господства государственной экономической системы без налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые кооперативы, не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более, что налог на кооперативы был установлен в размере всего лишь 3 процентов.
Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы при минимальном росте выпуска продукции. Если прирост денежных доходов населения в процентах к предыдущему году в 1987 году составил 3,9,то в 1988 - 9,2, в 1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990 году эмиссия наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза 5(*) 0.
В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вызвало взрыв недовольства.Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых конфликтов не дал результатов.
Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к планово-рыночной экономике, рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.
Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ,в том числе программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая предлагала более радикальные меры, ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам.2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.
Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует.Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.
На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.
В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.
Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюзную Программу 500 дней. В ее разработке принимали участие представители почти всех союзных республик.
В чем ее суть?
В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были опускаться по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.
В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила Программу 500 дней и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе.
Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой программы.Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от Программы 500 дней предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение Программы 500 дней, что вызвало конфликт между Центром и Россией.
Однако в 1991 году разразился экономический кризис ., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось. Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году.
Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных изменений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных до конца экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.
Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества.
2. Политические преобразования в период перестройки.
Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс. преступлений,а в 1990 - 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. 5 (*) 0 Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.
К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.
В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.
Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства.Были определены основные направления политической реформы:- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;- формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия;- демократизация органов государственной власти;- расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере;- перестройка национальных отношений на демократической основе.
Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена в отставку третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.
После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы.В их числе закон Об изменениях и дополнениях Конституции СССР, который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон О выборах народных депутатов, утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.
В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.
Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: Народный фронт Эстонии, Народный фронт Латвии, Саюдис (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял Демсоюз, выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: Российское христианско-демократическое движение, Христианско-демократический союз России, Христианско-демократическую партию России и др. Первыми представителями либерального направления стали Демократическая партия Советского Союза, Демократическая партия, Либерально-демократическая партия и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - Демократическая партия России, а в ноябре - Республиканская партия Российской Федерации. В октябре 1990 года на базе движения избирателей Демократическая Россия (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.
Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: Социал-демократической ассоциацией и Социал-демократической партией России. В июне 1990 года была основана Социалистическая партия. Анархистское направление нашло отражение в деятельности Конференции анархо-синдикалистов и Анархо-коммунистического революционного союза.
Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.
Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, Демократическое движение коммунистов, центристское, Марксистская платформа в КПСС, традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).
С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа Единство и др.
Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При все многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.
Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: а) реформаторско-демократическая .. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. б) национально-патриотическая .. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса.в) традиционно-коммунистическая. . Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.
Таким образом, пятилетка перестройки привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.
3. Обострение национальных отношений.
Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уникальное многонациональное федеративное государство, которое объединяло 53 национально-государственных формирования и более 100 наций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеванных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную историю и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимопомощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксированных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого военно-промышленного комплекса, а также государственной системой с одной централизованной интернациональной партией. Такая структура показала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны.
Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия. . В условиях разрушения прежней политической системы центробежные процессы приобрели обвальный характер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в вооруженные конфликты . с многочисленными жертвами. В кровавые погромы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республиках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочисленных политических партий и движений, открывая свои темные стороны.
Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В январе 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обострили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации ..
С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик . от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение О восстановлении независимости литовского государства.
К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием национальных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик, О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР.
Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной политике коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое равенство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несоответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться статьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других республик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государственном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным праздником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.
Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был проведен первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмотря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме.
Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союзного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года.
4. Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг.
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политическогомышления .. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений.в) деидеологизации международных отношений;г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.
В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи,отказ от прежних приоритетов,таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того,как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно - долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.
Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом изменились.
С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, 5(*) 0 не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, перестройка во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.
Прекращение холодной войны вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе нового политического мышления. Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.
Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и России. Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки были малоэффективными.Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение 9+1, то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом изменить ситуацию.
18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.
Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. Путчисты растерялись. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева.
Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политорганов и партийных организаций в Вооруженных Силах.
24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России.
После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.
В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил свое существование.
Что означали события августа 1991 года для судьбы страны?
Во-первых, это был крупный политический кризис ., кризис власти. Руководители, занимавшие ведущие государственные посты, выступили против главы государства, предприняли попытку переворота.
Во-вторых, основной причиной кризиса явилось противо борство между союзными структурами власти и вышедшими из подконтроля республиками. . прежде всего Российской Федерацией. Результатом явился дальнейший распад союзного государства, ликвидация СССР.В-третьих, в августе 1991 года произошел либерально-де мократический государственный переворот, . который ознаменовался приходом к власти либерально-демократических сил, избравших путь капиталистической ориентации.
В-четвертых, была ликвидирована уже подорванная партий но-государственная система . на основе руководства коммунистической партии, началось становление новой политической системы по западноевропейскому образцу.
В-пятых, август 1991 года знаменовал собой начало ново го исторического периода . в жизни страны, перехода от социализма к капитализму, к созданию рыночно-капиталистической экономики, соответствующих общественных отношений и политической структуры.