Политические режимы зарубежных стран

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение .3 1. Понятие и виды политического режима .5 1.2. Западные теории демократии … 8

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и виды политического режима……………………………….5

1.2. Западные теории демократии………………………………………....8

1.3. Авторитарный режим и его виды…………………………………….13

1.4 Тоталитарный политический режим………………………………….18

1.5 Фашизм………………………………………………………………….21

2. Политический режим в зарубежных странах………………………….23

2.1 Политический режим США…………………………………………...27

2.2 Политический режим Франции………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………………...37

Введение

Формы государства дают представление о внешнем выражении государственности, однако зная форму правления и форму государственного устройства нельзя точно представить точный реальный политический статус социальных, национальных и религиозных групп, фактическую роль государственной власти.

Научный анализ государства невозможен без учета тех методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Речь идет о политическом режиме, который представляет собой совокупность методов и средств, при помощи которых осуществляется государственная власть в стране.

Существует много видов политического режима, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств. Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес, и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

Задачей данной работы является раскрытие понятие термина «политический режим». Для осуществления этой задачи следует выполнить следующие цели:

· рассмотреть воздействие политического режима на общественные отношения, регулируемые конституционным правом: форму государства, основы взаимоотношений государства с обществом и личностью;

· дать классификацию политических режимов, определить что характерно для того или иного политического режима;

· рассмотреть основные политические режимы в зарубежных странах;

· охарактеризовать политический режим на примере США и Франции.

Понятие и виды политического режима

Политический режим (от фр. regime, лат. regimen) –управление в общественной сфере общественными отношениями.

В науку отечественного государственного права понятие политического режима вошло в начале 60-х годов. Термин «политический режим», как понятие политической системы общества, появился в нашей науке под влиянием работ ученых стран социализма, а к ним пришел из стран Запада.

Понятие политического режима применяется, прежде всего, в политологии, однако политология и конституционное (государственное) право – науки очень близкие. Политический режим никогда не выпадал из поля зрения конституционалистов. Знание политического режима как понятия, как комплекса свойств и характеристик помогает лучше осознать те или иные стороны деятельности государства и его реальную сущность, которая может не совпадать с нормами, закрепленными в конституции.

Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства - о национально-территориальной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.

Чаще всего понятие политического режима определяется следующим образом: политический режим – это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве. [6,с233]

Политический режим есть продукт политической системы, результат ее функционирования. Сложная структура политической системы общества, включающая не только государство и его органы, но и – политические партии, общественные объединения, союзы и другие негосударственные субъекты с различными интересами и изменяющимися взаимосвязями, обуславливает разнообразие механизмов политического режима. На политический режим оказывают влияние и другие структуры общественного строя (экономические, социальные, религиозные и иные отношения).

Политический режим имеет конституционные основы. Хотя, как правило, не получает прямого текстуального закрепления в конституциях, да и сам термин «политический режим» встречается в конституциях очень редко. Понятно, что никакая конституция не включит в свой текст норму или положение, закрепляющего существование авторитарного режима, тем более фашистского, режима.

Термин «политический режим» широко применяется во французском конституционном праве и политической науке, и ему дается довольно широкое понятие. Один из крупнейших политологов Морис Дюверже включает в политический режим следующее элементы: правительственную власть и подчинение ей граждан, избрание правительственных органов, структуру правительства, ограничение власти правительства. Еще шире толкует это понятие Жорж Бюрдо, фактически приравнивая политический режим к политической системе.

В англо-американской политической науке понятие политического режима встречается редко и не имеет строго определенного содержания.

Кроме термина «политический режим» в научной литературе встречается термин «государственный режим». Под государственным режимом понимается реальный порядок взаимодействия частей государственного режима. В принципе эти два понятия могли бы использоваться как синонимы, однако чаще всего их значения не совпадают. Политический режим понимается как нечто более объемное и значительное, включающее в себя не только деятельность органов государства, но также деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партий, общественных организаций и т.д. В политический режим также включается реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод личности. В отличие от этого государственный режим в первую очередь характеризует деятельность государственных органов, их взаимоотношения и проявление власти. Термин государственного режима является вспомогательным для науки конституционного права. [6,с 234]

В отечественной науке по-разному классифицируют виды политических режимов. В основном выделяют две группы – демократические и недемократические (авторитарный, тоталитарный, фашизм).

Основным качеством антидемократического режима является то, что управление человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой, Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.

Основным качеством демократического режима является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократия может быть политической и не политической, но при этом всегда она представляет собой правление по воле большинства. Такой политический режим складывается в правовых государствах.

Западные теории демократии

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

1.Романическое направление. Наиболее типична для этого направления теория плюралистической демократии (она известна также под другими названиями: теория диффузии суверенитета, теория дисперсии государственной власти).

Сторонники теории плюралистической демократии развивают идею о том, что современное общество распадается на множество социальных, профессиональных, религиозных, политических, местных, национальных и иных группировок, каждая их которых обладает своими собственными групповыми интересами и целями. Эти группировки в сфере осуществления государственной власти представлены различного рода «группами давления», «заинтересованными группами», каковыми являются политические партии, профессиональные союзы, предпринимательские организации, церковные общины, разного рода общественные организации, корпорации, и так далее. Согласно концепциям плюралистов, каждая из этих «групп давления» или «заинтересованных групп» обладает известной долей властных полномочий, которые используются ею для достижения своих целей.[11,стр111]

Романическое направление представлено также теорией компромиссной демократии , которая получила значительное распространение в ряде развитых (главным образом англосаксонских) стран. Согласно этой теории, в современных развитых станах, где возникло государство «всеобщего благоденствия», существует согласие большинства населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающих основ экономическо-политической организации общества. В этих условиях демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов между различными интегрированными группами общества с целью стабилизации существующих порядков и предотвращения каких-либо возмущений.

В некоторых работах западных политологов усиленно пропагандируется идея о том, что демократия в «государстве всеобщего благоденствия» стала массовой, народной, в отличие от старой демократии периода свободной конкуренции. Сторонники подобных теорий утверждают, что в современных странах граждане настолько полно и всесторонне наделены политическими правами, что эти права из цели политической борьбы превратились в средство достижения различного рода социальных целей; изменился и правовой статус народа, который их управляемого превратился в правителя и получил возможность контролировать все органы государственной власти через свои политические партии.

Названный подход нашел свое выражение в концепции «демократии партий», или «режима господства политических партий», согласно которой центр тяжести в деле осуществления государственной власти переместился с конституционных органов на политические партии. В рамках этой концепции партии рассматриваются как массовые политические организации самого народа, осуществляющий массовый контроль над правительством, парламентом, администрацией и муниципалитетами. Одним из практических выводов сторонников «новой демократии» является предложение о полной ликвидации всех форм контроля над правительствам, так как, правительство стало народным и всякое ущемление его полномочий есть не что иное, как ограничение народного суверенитета.

2.Реалистическое направление. Зародилось еще до первой мировой войны. Сторонники этого направления, уделяют основное внимание проблемам реальной демократии, не скрывают ее пороков. Они конкретно говорят о концентрации власти в руках правящей элиты, об ущемлении прав большинства. Рисуемая ими картина политической организации общества ничего общего с романтически-либеральными представлениями не имеет. Они полностью отвергают концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и выдвигают понятие правящей элиты.[11,стр113]

Элитисты подвергали критики учение о плюралистической демократии, которую они рассматривали как совершенно беспочвенную идеализацию фактических властеотношений. Согласно учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающим монопольным правом принятия решений. Это меньшинство (правящая элита, правящий класс, политический класс, в работах современных элитистов – истэблишмент и т. д.) занимает свое положение не в силу выборов, а в результате переворота, завоевание господствующего положения в экономике. Выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность. Правящее меньшинство, учат элитисты, всегда избегает контроля со стороны большинства, вне зависимости от наличия демократических процедур, которые формально должны обеспечить такой контроль. Элитисты выдвигают положение о том, что правящая элита господствует над обществом при любом политическом режиме и при любой официальной идеологии.

Элита представляет собой сплоченное, компактное меньшинство, которое полностью монополизирует власть, осуществляет все политические функции и пользуется благами, доставляемыми ее доминирующим положением в обществе. При этом, подчеркивают элитисты, власть обладает кумулятивными свойствами, она накапливается и возрастает по мере ее осуществления. Наличная власть открывает доступ к еще большей власти.

Ключ к власти, по мнению элитистов, лежит в способности меньшинства к организации. Этой способностью обладает только меньшинство, которое лучше организовано, чем большинство, и в этом, по мнению элитистов, источник его силы.

Элитарные теории тесно примыкают к теории массового общества и массового государства, получившей особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Представители теории массового общества исходят из того, что 19 век верил в прогресс, науку, в моральное совершенство человека. Его демократические идеи основывались на двух главных посылах: 1) человек – существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных отношений.

Теория массового общества и массового государства представляет собой пессимистическую критику западных политических систем с сугубо индивидуалистических позиций. Урбанизация и порожденные ее мегаполисы, вмешательства государства во все сферы гражданского общества, уничтожение личности, конформизм, распад традиционной системы моральных и политических ценностей – эти болезни рассматривается как болезни человечества, предрекающие гибель всего мира.[11, с117]

3.Синтетическое направление это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и массового государства с отдельными элементами демократизма. Наиболее полное выражение эта тенденция нашла в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта Республики Франции голлистского периода. Синтетический характер теории плебисцитарной демократии находит свое выражение в стремлении сделать своеобразный сплав из построений романтиков и реалистов.

Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля поведения. Однако плебисцитарные демократы, в отличие от элитистов, не считают авторитаризм конечным продуктом развития цивилизации. Они более оптимистичны. Авторитаризм, учат они, является переходным периодом, подобно тому, как авторитаризм абсолютных монархов был переходным периодом к демократии 19 века.

В вопросе к государственной власти плебисцитарные демократы заявляют, что носителем государственной власти является не правящая элита, а одно лицо – вождь, выражающий дух нации, а к народу он обращается лишь тогда, когда считает необходимым заручиться его поддержкой. С их точки зрения, идеальной моделью плебисцитарной демократии является политическая система, которая была создана в свое время генералом Шарлем де Голлем. Именно ему впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии.[11,стр118]

Согласно теории плебисцитарной демократии, идеально организованная и тщательно отрегламентированная бюрократия превращается в основной элемент всей политической системы в любом высокоразвитом государстве. Она исключает террор, порождает господство права, то есть правление посредством прав, и создает так называемое административное государство, которое преодолевая авторитаризм, превращается в историческую новую разновидность демократии – плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

Авторитарный режим и его виды

Авторитарный политический режим (лат. auctoritas – власть, влияние) – это режим личной власти. Авторитарный режим – государственно-политическое состояние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

При авторитарном режиме политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной поли­тики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права дейст­вовать легально. В Индонезии, например, разрешены не все, а только две неправительственные партии (они выступают в весьма умеренной оппо­зиции), конституция Нигерии 1989 г. предусматривает возможность об­разования только двух партий: одна из них должна быть правящей, дру­гая — играть роль лояльной оппозиции. Подобная ситуация существова­ла в Бразилии до конца 70-х годов. [5, с185]

Авторитарный режим сопровождается некоторым ослаблением представительных органов (парламентов). Все полномочия по управлению государством сосредотачиваются в руках формально легитимного главы государства или правительства, или нелегитимного органа (хунты, военного комитета и т.п.), или вовсе не занимающего никаких государственных должностей главы правящей партии.

Признается лишь ограниченный политический плюрализм, разре­шаются только некоторые организации, причем на определенных услови­ях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, которое подвергается «чистке» в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания под­вергаются цензуре, часто приостанавливаются и конфискуются, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Иордании, Кении, Тунисе и других странах.

Принцип разделения властей, при авторитарном режиме, может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства втор­гаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти.

Авторитарный политический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется ни с парламентарной монархией, ни с парламентарной республикой. Вследствие отрицания принципа разделения властей этот режим несоединим с классическим вариантом президентской республики.

Авторитарный режим распространен и многообразен. Латиноамериканские, африканские, арабские его варианты несравненно боле жестокие, имеют свои особенности в каждой стране. Отсюда их разновидности: военные, деспотические, тиранические, клерикальные, самодержавные, и иные разновидности данного режима.

Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть), есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Форма государственного устройства и правления, при которой вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые в праве свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Классическими деспотиями являются государства Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Древний Египет). Кроме того деспотической была власть в греческих тираниях, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестких методах ее осуществления. Однако от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как о политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.[2,с240]

Военный (военно-диктаторский, военно-полицейский) режим основан на власти реальных руководителей вооруженных сил или спецслужб, устанавливается в результате переворота осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, активно участвует в реализации как внешних, так и внутренних функций государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает помимо армии и спецслужб большое количество и других органов, в том числе внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями. Военные режимы характеризуются отменой или приостановлением действия конституции и конституционных гарантий (включая политически права и свободы). Запрещается деятельность политических партий, вводится жесткая цензура и ограничения на все виды информации. Могут создаваться и военно-гражданские правительства, которые являются переходной формой к другим видам авторитарных режимов. Так, с принятием пиночетовской конституции Чили эволюционировала в сторону конституционно-авторитарного режима. В прошлом военные режимы были весьма распространенным явлением в странах Латинской Америки. В настоящее время они существуют во многих странах африканского континента (Нигерия, Мали, Либерия).

Клерикальный режим обеспечивает фактическое господство религиозной части населения, ее решающее влияние на политическую жизнь в стране. Весьма отчетливо черты этого режима проявляются в современном Иране, где не президент, а так называемый руководитель нации – факих – является первым лицом в государстве, соединяя в своих руках верховную государственную и религиозную власть. Факих избирается пожизненно из числа высших религиозных иерархов. Сложившийся в Иране государственный режим обеспечил сосредоточения реальных рычагов власти в руках шиитского духовенства. Занимая ключевые посты в государственном аппарате, большинство мест в иранском парламенте – меджлисе, его представители оказывают решающее влияние на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства. Соблюдение мусульманского кодекса поведения обеспечивают так называемые стражи исламской революции (на практике это представляет собой тотальный контроль за поведением граждан). Естественно, что это ведет к многочисленным нарушениям прав и свобод граждан. Особенно страдают женщины, которые подвергаются политической, экономической и бытовой дискриминации. [8, 184]

Политическое развитие новейшего времени обнаруживает тенденцию постепенной смены авторитарных режимов демократическими. В Европе, за исключением некоторых государств – членов СНГ, практически не осталось государств с авторитарным режимом. Аналогичная тенденция проявляется и в странах Латинской Америке. В ряде стран Азии (Индонезия, Пакистан) существующий конституционно-авторитарный режим сталкивается со все возрастающим давлением со стороны народных масс, требующих перехода к демократическим формам правления.[8,с185]

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (от итал. totalitario — «охватывающий всё в целом») — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джинтиле в начале XX века. В 1925 году оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный режим отражает всесилие государства над обществом. Характеризуется всеохватывающей государственной властью. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Тоталитарный политический режим фактически ликвидирует свободное участие народа в управлении государством, подменяя его участием граждан в безальтернативных выборах представительных органов государственной власти. Политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима.

Разделение властей при тоталитарном режиме отвергается. В конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства, главы военного или революцион­ного совета). [5, с189]

При тоталитарном режиме лидер не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть и главой государства, и главой правительства, может вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, при котором имеется глава государства. При «вожде» Б. Муссолини Италией свыше двадцати лет «правил» король Виктор-Эммануил.

Появляется институт государственной политической партии, получающей монопольное право на руководство политической деятельностью в обществе и государстве. Фактически властвует одна партия, происходит сращивание ее профессионального аппарата с государством. Политическая оппозиция преследуется. Конституционно закрепляется и внедряется в общественное сознание единая обязательная для всех идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60— 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.): государство пытается регулировать мысли людей, инакомыслие преследуется. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие границы их реализации. Фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Становится непререкаемым приоритет интересов государства, любого коллектива над интересами отдельной личности. Силовые ораны государства приобретают несоизмеримую ни с какими принципами власть, действуют тайно и репрессивно по отношению к гражданам.

Феномен тоталитарного политического режима в том, что основная масса населения не осознает вопиющих недостатков существующего режима, воспринимает все как должное, фанатично восхваляя своего вождя (например, Мао Дзе Дуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, Сталина в СССР).

Монократический или конституционно-авторитарный режим характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также не ограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. [8, с 183].

Расистский режим характеризуется тем, что вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящейся к одной (белой) расе, а лица черной расы, или так называемые цветные, к власти не допускаются. Государства подобного рода строилось по принципу разделения рас. Например, парламент ЮАР был трехпалатный. Каждая палата включала представителей одного цвета кожи. Это были палаты для белых, для цветных и для индейцев. Для черных же, составлявших основное население государства, палаты вообще не предусматривались. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей принимается как нечто естественное, то это будет скорее разновидность авторитарного режима. [6,с239]

Фашизм

Тоталитарный режим имеет свои пределы. Крайний предел тоталитаризма – фашизм (человеконенавистнический режим), существовал в Италии при Муссолини(1922-1943), в Германии при Гитлере(1933-1945). Термин «фашистский режим» впервые появился в Италии, где был установлен режим Муссолини. Происходит это слово от итальянского «fascio» - «пучок розог». Розги и топор были символами власти еще в Древнем Риме.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; огосударствление частного капитала; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращиваний партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений (национальный фронт Франции, Итальянское социальное движение). [11,с119]

Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирует над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма государства, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.

В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия – фашистская. В гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти. Единственным исключением из этого правила была императорская Япония в период фашизма.

Характерной особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и огосударствленная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящей своей задачей уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом. Сущность неофашистского режима примерна та же что и у фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, то есть это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.[11,с125]

Политический режим в зарубежных странах

Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии 1988г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1987г.). Иногда о политическом режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам политического режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. [5,с180]

Термин «политический режим» вошел в научное и практическое употребление сравнительно недавно, хотя точную дату его появлении назвать сложно. В советском союзе понятие политического режима введено в научный оборот в 30-х годах И.Д. Левиным, который определял его как «метод диктатуры» господствующего класса. В зарубежной литературе понятие политического режима раскрывали через такие характеристики, как наличие или отсутствие правительственной оппозиции (Ж. Бюрдо); политические свободы и свободные выборы (М.Дюверже); численность партий (К. Левенштейн); взаимоотношения центральных органов (Е. Хамауи). Перечисленные признаки уточняют свойства политического режима, но не дают его объемного описания, являются частными.

Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего конституционным правом, однако нередко именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых выхолащивается практикой осуществления государственной власти или которые этой практикой нарушаются. [9, с212]

Политический режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той ли иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждения, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной политический режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют доминанту политического режима.

В конституционном праве политический режим изучается, прежде всего, через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а поэтому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

В условиях любого политического режима, хотя и в неодинаковой степени и зачастую с совершенно различной направленностью, используются методы стимулирования (поддержки), нейтрализма, либерализма и насилия.

Характер политического режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, прямые и обратные связи политических партий, общественные организации, органов государства с населением, господствующая в обществе идеология, уровень политической культуры, традиции и многие другие обстоятельства, включая иногда и личность главы государства (политический режим во Франции при де Голле был иным, чем при сменивших его гораздо менее популярных президентах, хотя действовала одна и та же конституция 1958). Однако главным, определяющим фактором является характер государственной власти: демократическая власть, опирающаяся на волю народу, имеет своим следствие демократический режим; власть, защищающая интересы определенного класса, социального слоя, своекорыстные интересы класса, национальной или этнической группы и т.д., ведет к разного рода диктаторским и тоталитарным режимам.

В конституциях зарубежных стран те или иные стороны, элементы политического режима закреплены в неодинаковом объеме. Иногда они представлены в минимальной степени (например, в конституциях абсолютных монархий в Персидском заливе), но в новейших конституциях (Бразилии 1988 г., Анголы, Болгарии и Колумбии 1991 г., Камбоджи и Чехии 1993 г. и др.) упоминаются многие элементы политического режима (без употребления самого термина). Анализ основных законов различных стран свидетельствует, что предметом конституционного регулирования являются следующие элементы политического режима:

1. государственная власть, имеющая своей основой политическую власть народа (исходящую от народа), политическое господство определенной социальной группы (конституционное положение о диктатуре и др.) или, наконец, власть, исходящую от монарха (в некоторых абсолютных монархиях персидского залива);

2. организационно-правовое разделение властей и ролевая автономия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), с одной стороны, и принцип единства государственной власти – с другой, означающий сосредоточение власти в руках советов (на деле - партийной номенклатуры), фюрера (дуче, каудильо), президента, провозглашаемого пожизненным, абсолютного монарха, низведение парламента до роли статиста, ликвидацию независимого суда;[5, с181]

3. соревновательность, поиски компромисса и консенсуса в деятельности государственных органов (это находит свое выражение в нормах о политическом плюрализме, включая многообразие идеологий, в положениях конституций не только о праве большинства на принятие решений, но и защите прав меньшинства, о правах политической оппозиций и др.) или, напротив, ограничение политической деятельности, ориентация на борьбу с политическими оппонентами и подавление их;

4. политические свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в политической жизни, партиципация в решении вопросов государственной политики, с одной стороны, или, напротив, при реальном провозглашении политических свобод (или военных режимах нет никакого провозглашения) реальное низведение гражданина до простого винтика в политической системе, создание таких условий тоталитарным режимом, когда самостоятельная политическая деятельность граждан, по существу, прекращается или становиться нелегальной;

5. самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение назначенным сверху чиновникам.

Политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стане, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков выбор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.[1, с 236]

Политический режим США

Соединенные Штаты Америки – крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основаны на идеях демократии и защиты прав человека.[7, стр440]

Конституционное развитие США начинается с принятия 13 штатами Декларации независимости 1776 года, в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство учреждается «с согласия управляемых» и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменять или упразднять форму правления, если она стала губительной для их целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положения сохраняют свое значение и поныне.

Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная – Президенту США, судебная – Верховному Суду США.

США - демократическое, федеративное правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей. Конституция США принята от имени народа. Народ осуществляет свою власть через избранных представителей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан. [7, стр443]

США – договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем, она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.

Правовое государство признается в США в форме «государства господства права», что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство – в то же время конституционное государство, которые все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конституции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. В этом видится фундамент конституционной законности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод.[7, стр443]

Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. В стране много религиозных меньшинств, но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

По конституции США, принятой в 1787 году, определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели Конституции руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении государственной власти на федеральном уровне участвуют различные ораны – Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ветви власти со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная, ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов в Президента. Далее остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические ветви власти не выборной, а значит, не демократической и «не политической» судебной властью в лице, прежде всего Верховного суда США. [10,стр81]

Указанная схема, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето. Возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее право распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того Президент и Конгресс (в лице Сената) могут влиять на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой образуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешенной конституции», которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешенный» тип конституции, по утверждению американских специалистов. Является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству[1] .

Благодаря полному и глубокому осуществлению принципа разделения властей и установлению баланса между различными ветвями власти в США прочно утвердился демократический политический режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц в государстве.

Политический режим Франции.

В отличие от США во Франции за годы, прошедшие с 1789 года, сменилось около 20 конституций и были опробованы на практике самые различные политические режимы. Еще с Великой Французской революции Франция служила некоей лабораторией политических процессов для всех демократий мира и Европы. В государственной жизни Франции рождались и опробовались многие политические новинки и механизмы. Политический режим современной Франции определяется Конституцией 1958 года, положившей начало Пятой республике, основанной Шарлем де Голлем. И хотя после де Голля возникали сомнения в жизнеспособности республики, сформированной специально под харизматического лидера такого масштаба, как он, последующие три с половиной десятилетия она просуществовала без принципиальных изменений: к власти приходили сначала представители правых политических партий, затем лидер социалистической партии Ф.Миттеран, а система Пятой республики продолжала исправно функционировать. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку “не может быть предметом пересмотра” (ст.89) В качестве составных частей демократического режима Конституция указывает всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных конституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 года, и Преамбула к Конституции 1946года. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфере, содержаться в тексте, вотированном в 1958 году.

Статья 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или чрез посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство перед законом, социальные различия увязывает с общественной полезностью, а не с принадлежностью к тем или иным социальным группам и слоям.[7, стр558]

На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства Франции. К этим принципам относится признание единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета. Девиз Республики – «свобода, равенство, и братство». Ее принцип – «правление народа, через народ и для народа». Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия).

На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнений, свобода слова и ряд других традиционных прав и свобод. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.

В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей, Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая является составной частью действующей Конституции страны. Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юрисдикции. [7, стр574]

Однако реализация принципа разделения властей в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.

Для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иными словами во Франции в рамках государственно-правовой системы центр тяжести сместился с представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием – Нижней палатой Парламента.

Одной из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.

Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к президентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существованием института парламентской ответственности Президент вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные силы. Возможности Президента по осуществлению исполнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает.

Конституция 1958 года наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу государства. Это обстоятельство послужило основанием для утверждений об установлении в стране режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах правового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учреждений, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Конституцию, и политический режим Франции как антидемократический или авторитарный.[7, стр543]

Заключение

Некоторые государствоведы учитывают только две основные характеристики государства и ограничиваются понятиями «форма правления» и «форма государственного устройства». Это не совсем точно, для полной характеристики государства необходимо учитывать и его политический режим. Политический режим должен рассматриваться как функциональная характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной, общественной. Политический режим есть продукт политической системы, результат ее функционирования. Сложная структура политической системы общества, включающая не только государство и его органы, но и – политические партии, общественные объединения, союзы и другие негосударственные субъекты с различными интересами и изменяющимися взаимосвязями.

Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. Также при смене политического режима может меняться и государственное устройство, например при военных переворотах федеративные государства иногда превращаются в унитарные и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.

Можно установить определенную зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режимом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее режим. Но это, конечно, лишь тенденция, которая в конкретных странах в отдельные периоды их истории может нарушаться. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы существуют лишь в наиболее отсталых странах, хотя и не во всех. В целом можно констатировать глобальную тенденцию к установлению демократических и либеральных режимов.

Список литературы

1. Арановский К.В. / Государственно право зарубежных стран: Учебн. пособие – М.: Издательская ф. «ФОРУМ» - «ИНФА-М»,1999 – 488с.

2. Алебастрова И. А. Конституционое право зарубежных стран: Учебн. пособие / И.А. алебастрова.; отв. ред. С. Ю. Кашкин. - М.: Юрайт – М, 2001.- 640с.

3. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Книжный дом, 2006 – 480с.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах/ М.Н. Марченко. - М. - Проспект, 2004.

5. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристь, 1997 – 568с.

6. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Учебн. пособие Мн., 2001. – 576с.

7. Конституционное право зарубежных стран: учебник /под общ. ред. М.В. Боглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина.- 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – 1056с.

8. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.- корр, РАН, М.В. Боглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Издат. Норма, 2002. – 832с

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-х томах. Том 1-2 Отв. ред. Б. А. Страшун. – М.: Издат. БЕК, 1995. – 778с.

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник в 4 томах. Т.4 Часть особенная: Страны Америки и Азии/ Отв. ред. Б.А. Страшун. – Издат. НОРМА, 2001. – 656с.

11. Конституционное право зарубежных стран: Мишин А.А. /Учебник/ 6-е изд. переработ. и дополн. – М.: Белые альвы, 1999 – 456с.

12. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 года.

13. Конституция Франции от 4 октября 1958 года.


[1] Walker Cr. The New Mixed Constitution// Constitutionalism and Politics. Bratislava, 1994. P. 65

Скачать архив с текстом документа