Политическое лидерство 10

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Введение ..3 1. Специфика политического лидерства, его типы и функции ..4 2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства ..11

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………..4

2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства………………………………..11

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?..........................................15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………20


ВВЕДЕНИЕ

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли лидерство уделом избранных или присуще каждой личности и может быть развито при благоприятных условиях? Каков механизм складывания лидерских качеств, факторы и пути их развития, типологические характеристики лидеров? Эти и другие вопросы предстоит рассмотреть в данной работе.


Специфика политического лидерства, его типы и функции.

Политическое лидерство в современном обществе представляется достаточно широко исследованной темой. Она исследуется с разных сторон разными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией.

Лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере четыре особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного объединения существуют несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его распространенность на все объединение.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.

Политическое лидерство – это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий.

В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с наборов особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.

Лидер политический – глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

Рассматривая политическое лидерство с разных сторон, разные исследователи сходятся в одном: политическое лидерство представляет собой отношения доминирования-подчинения в системе властных отношений.

По мнению Ж. Блонделя, лидерство представляет собой феномен власти, способ ее организовать, сплотить граждан для совместной деятельности и осуществлять эту задачу в течение длительного времени. Лидерство - это власть, потому что она состоит в способности одного лица, находящегося «на вершине» заставить других делать то, что они не делали бы или могли бы не делать. Политическое лидерство может быть истолковано как «постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу».Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.Факторно-аналитическая концепция является разновидностью теории черт. Ей представители различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию. Теория конституентов (последователей лидера) (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству. Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства. Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм. В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.Функции политического лидерства представляют собой главные направления деятельности лидера. Выделяют следующие основные функции политического лидера:1) Интегративная - заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. 2) Ориентационная функция - связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.3) Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.4) Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.5) Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка. 6) Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером: политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)

2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее -авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет Харизмой. Это качество достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть легального лидера основывается на праве.Интересна классификация политических лидеров, предложенная М. Дж. Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: знаменосца, служителя, торговца, и пожарного. Лидер - знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Лидер - служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение. Лидер – торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её. Лидер-пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.В зависимости от характера цели и воздействия, оказываемого лидером на общество, Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры. Консерваторы ориентируются на сохранении общества в неизменном виде. Реформаторы стремятся к преобразованию общества посредством реформ, затрагивающих и политическую систему. Революционеры ставят целью переход к принципиально новой общественной системе.В соответствии с используемыми лидером методами управления выделяют авторитарное и демократическое лидерство. Авторитарное лидерство характеризуется единоличным направляющим воздействием, основанным на применении сил. Авторитарный лидер ориентируется на недемократические методы управления, не допускает критики. Демократический лидер уважительно относится к интересам и мнениям людей, открыт для критики.Типы политического лидерства являются социально обусловленными и изменяются под влиянием перемен, происходящих в общественной системе.

Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две неравные группы. В первую вошли лидеры, способные прекрасно ориентироваться в ситуации и использовать ее. Это эвентуальные лидеры, лидеры, использующие события. И вторая, небольшая группа лидеров, способных самостоятельно творить события, делать историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие.

Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук называет в этой группе В. И. Ленина и Наполеона.


Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства.

Политическая технология - это сумма (система) последовательных, целенаправленных, заведомо эффективных в действии средств, направленных на достижение необходимого политического результата.

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг.

Понятие политического маркетинга сравнительно недавно, но весьма прочно утвердилось в политической науке и практике. Суть концепции политического маркетинга состоит в том, чтобы попытаться объяснить политику с позиций «политического рынка». Так же как и товар, имеющий цвет, форму, упаковку, политика имеет свою программу, имидж, семью, команду. Если о потребительских характеристиках товара рассказывает его этикетка, то политического лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая деятельность, устоявшаяся репутация. Также как и на рынке в политике движущей силой является конкуренция, и здесь предложение превышает спрос – в России президент в 1996 г. избирался из 8 кандидатов. Таким образом, можно сказать, что политика действительно напоминает экономический рынок, благодаря чему, собственно, и возник политический маркетинг. Политический маркетинг – это «совокупность разнообразных методов изучения «рынка» (т.е. населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».

Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг - это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения.

Политический маркетинг определяет кому, что и как, посредством каких форм общаться с избирателями.

Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия.

Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента.

Третий вид - отношение лидеров к конкурентам.

Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами.

Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты: формирование имиджа лидера, сегментирование рынка, позиционирование, воздействие на выбранную группу.

Работа над созданием имиджа лидера становится центральным моментом в деятельности современного политика. Имидж является определяющим фактором феномена политического лидерства, ибо наделяет его некоторым символическим смыслом, отсутствующим в реальной жизни, но необходимым для скрепления сообщества последователей в единое целое. Актуальность политического имиджконструирования состоит в том, что общество не является однородным ни по образу жизни, ни по ценностям, ни по своей социальной структуре. И проблема политического лидерства в современном обществе заключается в том, чтобы найти объединяющееначало и сплотить вокруг него представителей разных социальных групп и слоев, признающих значимость идей и программных целей, провозглашаемых конкретным лидером.

Сегментирование рынка представляет собой четкое разделение людей на группы исходя из их политических симпатий. Этот момент является очень важным так как позволяет выработать тактику действий политического лидера.

Позиционирование – это выделение той группы людей, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка.

Дальнейшее воздействие на те или иные группы людей осуществляется через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании.

Ведущая характеристика современного типа политического лидера – лидер для публики. Этот тип политического деятеля характеризуется повышенной презентабельностью и отражением тех черт, которые желают видеть в нем его избиратели.

В конце XX века в развитии современного общества и возникающих проблем усложнения взаимодействия субъектов власти в политическом поле нарастает потребность в защищающем, «рыцарском», типе лидерства, принимающем на себя ответственность выработки решений и осуществления политического руководства. Сам политический лидер, призванный публично выражать и отстаивать интересы конкретной общественной группы, в современном демократическом обществе ассоциируется с образом рыцаря, готового бесстрашно и безупречно отстаивать интересы своего господина — электората. Данный тип лидерства предстает альтернативным существующему во многих государствах типу отношений подчинения-доминирования.

В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд тенденций.

Институционализация лидерства проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовка, движение к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов. Лидеры контролируются своими политическими партиями, оппозицией, общественностью. Все это ограничивает в той или иной мере их власть и повышает влияние окружения на принятие решений. Другая важная тенденция в развитии политического лидерства – концентрация активностилидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанного с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов. Профессионализация политики означает постепенное превращение ее в профессию, призвание, требующее специфических знаний, навыков, опыта.


Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?

Причиной суждений об уменьшении вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, вероятно, является то, что в настоящее время невозможно единолично управлять государством, как это делали Цезарь или Наполеон. Современное общество многократно усложнилось, увеличились потоки информации и совершенствуются технологии, в таком обществе главенствующим звеном в управлении является не сила и непоколебимость духа, а владение информацией. И современные политики консультируются со специалистами, чья компетенция в той или иной области выше.

С другой стороны, многие из политологов и социологов считают, что, всякий раз, когда в жизни общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей, которые отличаются от остальных ярко выраженными лидерскими качествами. Обычно это прекрасные ораторы, мастера слова и жеста. Это люди, которые обладают способностью подчинять своей воле других людей и привлекать особые симпатии своих сторонников и сограждан. Принято считать, что такие люди от рождения обладают неким особым свойством, которое и получило в литературе наименование “харизма”, – от греческого слова harisma – благодать. В политологии понятие харизмы было впервые подвергнуто анализу немецким социологом М. Вебером (1864-1920). Он считал, что харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому эта личность оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Ф.Рузвельт, У.Черчилль, Ш. де Голль, Ф.Кастро, Мао Цзедун, – вот некоторые из харизматических лидеров в XX веке. В Советском Союзе харизматическими вождями были, несомненно, В.И.Ленин и И.В.Сталин. В начале 90-х годов несомненным харизматическим лидером был Б.Н.Ельцин. Как и все не слишком понятное или даже сверхъестественное, харизма может появляться и уходить неожиданно и для самого лидера, и для его недавних приверженцев. Интеллект, дар учителя, проповедника или пророка рождали духовных вождей, каждое слово которых почиталось как откровение. Но есть вожди, которых рождало не слово, а действие. Это люди, у которых обнаруживалась колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация воли, решительность и неутомимость. На мой взгляд, именно такая огромная внутренняя энергия и неутомимость, а также призыв к возрождению и подъему России породили в своё время особое отношение многих россиян к Владимиру Путину.

По мнению политолога А. Цуладзе, Путин – это даже не политик, а “энергичный новичок из чиновников второго плана, выдвижение которого стало возможным только потому, что Ельцин и его режим исчерпали в своей кадровой политике весь запас политических “звезд”. Цуладзе считает, что “главной причиной успеха этой новой генерации ельцинских выдвиженцев является их исполнительность, высокая работоспособность, мертвая хватка, отсутствие каких-либо идеологических установок, прагматизм и жесткость” .

Это вполне возможно, но чиновник второго плана, назначенный премьером, если у него нет больших внутренних ресурсов, соответствующих способностей, станет всего лишь чиновником первого плана. Но этого не случилось с Путиным.

В аналитической литературе, в СМИ дается предварительный анализ того, как и почему именно В.В. Путину удалось выдвинуться на лидирующие политические позиции, его политических пристрастий и убеждений. Изучается его жизненный путь, личные качества, характер, деловая и политическая карьера, своеобразие политического имиджа, контакты, отношения, связи с политической элитой, партиями и движениями федерального и регионального уровня.

О нем писали, что Владимир Путин не любит много обещать, но всегда держит слово. Он умеет доводить до конца любое дело, даже самое неприятное. Он жесток и решителен в достижении цели, но не конфликтен, и не любит открытых ссор. Успеха достигает не прямым противостоянием, а путем маневра. У Путина стальные нервы, он хороший организатор и сам предельно собран и организован. В. Путин очень осторожен и не любит принимать быстрых решений. Поэтому его трудно подставить. Но там, где это необходимо, он может принимать молниеносные решения. Его ответы бывают быстрыми и неожиданными.

Очень трудно судить относительно нравственных качеств Владимира Путина как государственного деятеля. Люди, которые претендуют на то, что хорошо знают Путина, дают ему нередко очень различные оценки: “он стопроцентно надежен”, “совершенно циничен”, “он сострадателен и человечен”, “он абсолютно безжалостен” и т. д. При этом в подтверждение тех или иных оценок приводятся как разного рода житейские истории, так и разного рода решения и действия Путина в качестве главы государства. Решения и действия крупного государственного деятеля далеко не всегда могут диктоваться одними лишь требованиями элементарнойнравственности: глава государства – это не глава церкви.

Стремительная политическая карьера В.В. Путина указывает на один неоспоримый факт: у него обнаружились очень большие резервы личных способностей и невостребованных ранее, в иную социально-политическую и нравственно-этическую эпоху, дарований и качеств крупного национального лидера.

И, хотя В.В. Путин уже не занимает пост президента РФ, но до сих пор чувствуется его огромное влияние на принятие тех или иных решений, а люди всё ещё воспринимают его как главу государства. И если таких результатов он добился на сегодняшний момент, то несомненно это лидер с большой буквы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к политическому лидеру:

-лидер должен выступать носителем новых идей;

-лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;

-возраст не должен быть преградой для реального лидера;

-лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено тем, что лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. – 1993. - № 2.

2. Зотов В.Д.,Василенко Р.В.Актуальные проблемы политологии, МАКС Пресс, М. 2001.

3. Лавриенко В.Н. Политология, Изд-во «Юнити Дана», - М.2006

4. С.С. Малетин Политология, авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделение, Новосибирск – 1998

5. Политология: Курс лекций. Под ред. доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

6. ПугачевВ.П. Политология. Справочник студента. - М., 1999.

7.Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. – М., 1991.

Скачать архив с текстом документа