Политика Армении
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Государственное устройство 1.1 Президент 1.2 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Судебная власть 4 Внешняя политика 4.1 Армяно-азербайджание отношения
План
Введение
1 Государственное устройство
1.1 Президент
1.2 Законодательная власть
2 Исполнительная власть
3 Судебная власть
4 Внешняя политика
4.1 Армяно-азербайджание отношения
4.2 Армяно-греческие отношения
4.3 Арямно-грузинские отношения
4.4 Армяно-израильские отношение
4.5 Армяно-иранские отношения
4.6 Армяно-нагорно-карабахские отношения
4.7 Армяно-российские отношения
4.8 Армяно-американские отношения
4.9 Армяно-турцкие отношения
4.10 Евросоюз
5 Интересные факты
Список литературы
Введение
Политика Армении — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в Армении, которая устанавливается Конституцией, принятой в 1995 году, а также структура этого государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в данной стране.
В Армении действуют 5 политических партий. К ним относятся:
· Республиканская партия Армении
· Процветающая Армения
· Армянская революционная федерация Дашнакцутюн
· «Страна законности» (Оринац Еркир)
· Наследие
1. Государственное устройство
Основополагающим документом, определяющим государственное устройство Армении, является конституция, принятая на референдуме 5 июля 1995 года. Конституция утверждает Республику Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство, власть в которой принадлежит народу и осуществляется посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.
1.1. Президент
Президент Армении избирается на пятилетний срок. По Конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти.
Президенты Армении:
· Левон Тер-Петросян (16 октября 1991 — 3 февраля 1998)
· Роберт Кочарян (4 февраля 1998 — 9 апреля 2008)
· Серж Саргсян (с 9 апреля 2008)
1.2. Законодательная власть
Высшим законодательным органом является Национальное собрание. Национальное собрание состоит из 131 депутата (с 2007 года 41 депутат избирается по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов — по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на пятилетний срок.
Последние парламентские выборы состоялись 12 мая 2007 года. Около половины мест получила правящая Республиканская партия Армении (32,8 % по пропорциональным спискам, 24 из 41 места по мажоритарным округам). На второе место вышла основанная экс-президентом Армении Робертом Кочаряном и возглавляемая бизнесменом Гагиком Царукяном «Процветающая Армения» (14,7 %). Также партия «Дашнакцутюн» из правящей партийной коалиции получила 12,7 %. Оппозиция представлена двумя партиями — либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности»), глава которой, Артур Багдасарян, принял предложение президента Сержа Саркисяна стать секретарем совета безопасности при президенте Армении, вследствие чего партия «Оринац Еркир» перестала быть оппозиционной, и Национально-демократической партией «Наследие».[1]
К июлю 2007 г. в парламенте сложились следующие фракции[2]:
2. Исполнительная власть
Президент на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном собрании назначает премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент по предложению премьер-министра назначает членов правительства и освобождает их от должности.
3. Судебная власть
Судебная система в Армении является одним из самых закоррумпированных государственных органов Армении.[3]
В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный суд и Кассационный суд, а в предусмотренных законом случаях — и специализированные суды. Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона. Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным судом.
Независимость судов гарантируется конституцией и законами. В установленном конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.
Прокуратура Республики Армения является единой системой, которую возглавляет Генеральный прокурор. Прокуратура действует в пределах полномочий, предоставленных ей конституцией, на основе закона.
4. Внешняя политика
Армения старается поддерживать дружественные отношения как с Россией и Ираном, так и со странами Запада, в том числе с Соединенными Штатами Америки[4][5]. Однако позиция Армении относительно Нагорно-карабахского конфликта и признания Геноцида армян стала причиной напряженных отношений с двумя его соседями — Азербайджаном и Турцией. Армения имеет дипломатические отношения с более чем 150 государствами мира[6] и является членом более чем 40 международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, Совета Европы, СНГ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОДКБ, Международного валютного Фонда и др.
4.1. Армяно-азербайджание отношения
Граница между Арменией и Азербайджаном закрыта, а между государствами отсутствуют дипломатические отношения. По мнению Азербайджана Армения является государством-оккупантом, захватившим около 14 % ее территории (Территории Нагорно-Карабахской Республики). Армения и Азербайджан ведут переговоры о статусе Нагорного Карабаха в рамках Минской группы ОБСЕ. В Баку часто повторяют, что если переговоры не дадут результатов, то Азербайджан готов вернуть неподконтрольные территории военными мерами[7][8][9][10][11][12]. О необходимости новой войны в Карабахе говорят и многие депутаты парламента республики[13].
2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России была подписана декларация, касающаяся Карабахского конфликта. Лидеры трех государств договорились совместно работать над оздоровлением ситуации на Кавказе.
Внешняя политика Азербайджана направлена на отстранение Армении от региональных проектов. В 2006 году в интервью арабоязычному телеканалу Аль-Джазира, Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан ведет политику, направленную на превращение Армении в энергетический и транспортный тупик[14].
4.2. Армяно-греческие отношения
Греция была одной из первых стран, признавших независимость Армении 21 сентября 1991 года и одним из тех, которые официально признали геноцид армян. В июне 2007 года президент Греции Каролос Папульяс посетил Армению. По его словам «Армяно-греческие отношения положительно развиваются в сфере обороны, а также в области образования и многих других сферах»[15][16].
Греция является вторым после России военным партнером Армении и ближайшим союзником в НАТО. Каждый год несколько армянских офицеров проходят тренировку в Греции. Армении оказывается военная медико-материальная поддержка. В 2003 году две страны заключили договор о военной взаимопомощи, согласно которому планируется увеличить число армянских военнослужащих, проходящих подготовку в военных и военно-медицинских академиях города Афины.
Арямно-грузинские отношения Армяно-израильские отношение
Армения и Израиль установили дипломатические отношения, однако не имеют посольств друг у друга. Вместо этого посол Израиля в Армении находится в Тбилиси (Грузия) и посещения Еревана два раза в месяц [17], а посол Армении в Израиле находится во Франции. Армения имеет консульство в Израиле.
4.5. Армяно-иранские отношения
В условиях блокады границ Армении со стороны Турции и Азербайджана и нестабильной армяно-грузинской границы, короткая граница с Ираном имеет для Армении важное значение. Действующей железной дороги между Арменией и Ираном в настоящее время нет. Существуют проекты и договоренности о её строительстве.
В мае 2004 г. был подписан основной контракт по строительству газопровода Иран-Армения. 19 марта 2007 года произошло торжественное открытие газопровода в присутствии президентов Армении Роберта Кочаряна и Ирана Махмуда Ахмадинежада [18]. Сразу же после открытия обсуждалась возможность строительства второй нитки газопровода. На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1,1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года — по 2,3 млрд. Договор заключён сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200—250 млн долл. Первый этап предусматривает строительство 100-км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри-Каджаран). На втором этапе будет сооружён трубопровод Каджаран-Сисиан-Джермук-Арарат.
4.6. Армяно-нагорно-карабахские отношения
Армения совместно с Азербайджаном ведет переговоры о будущем статусе Нагорного Карабаха в составе Минской группы ОБСЕ. Хотя Армения, также как и другие государства-члены ООН, не признает независимость НКР, она остается единственным внешнеполитическим партнером для непризнанной республики. В декабре 2010 года Серж Саргсян заявил, что в случае военной агрессии со стороны Азербайджана, Армения признает независимость НКР[19][20].
4.7. Армяно-российские отношения
Россия традиционно поддерживает хорошие экономические отношения с Арменией. Товарооборот с Россией составляет около 20 % внешней торговли республики. За 2005 год совместный товарооборот составил около 300 млн долларов. Россия — один из основных инвесторов в армянскую экономику: общий объём российских вложений превысил 240 млн долларов. В 2005 году инвестиции составили 67,5 млн долларов. Многие крупные армянские предприятия принадлежат российским компаниям.
Российской Федерации принадлежит Разданская энергетическая компания (РазТЭС), снабжающая электричеством не только Армению, но и Иран и Грузию. РазТЭС, крупнейший потребитель российского газа, в числе ещё нескольких армянских предприятий была передана России в 2002 году в счёт погашения государственного долга Армении в размере 93 млн долларов[21]. Значительная часть электрической энергии производится на Армянской АЭС.
Россия и Армения являются членами ОДКБ. Российско-армянское сотрудничество в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На плановой основе осуществляется сотрудничество между министерствами обороны России и Армении.
На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.
4.8. Армяно-американские отношения
США признали независимость Армении 25 декабря 1991 года и открыли посольство в Ереване в феврале 1992 года. Еще до обретения Арменией независимости в 1991 году, армянское лобби в США представляло интересы Армении. Оно достигло больших успехов в оказании материальной помощи Армении и НКР со стороны американского правительства. Толчком к началу такой помощи стало Спитакское землетрясение. В последующие годы со стороны американского правительства была оказана финансовая помощь на сотни миллионов долларов[22]. В 2000 году финансовая помощь США Армении составила 102,4 миллиона долларов и в пересчете на душу населения уступила только помощи Израилю. Причем в предыдущие годы размер помощи только нарастал на фоне общего сокращения помощи США[23][24].
Военная поддержка Армении со стороны Вашингтона в 2005 году составила 5 миллионов долларов. В апреле 2004 года стороны заключили договор о военно-техническом сотрудничестве. В 2005 году США выделили 7 миллионов долларов на модернизацию системы связи Вооружённых Сил Армении.
4.9. Армяно-турцкие отношения
Отношения между Республикой Армения и Турецкой республикой осложнены проблемой признания геноцида армян и поддержкой Турцией Азербайджана в Карабахском конфликте. В 1993 году Турция в одностороннем порядке блокировала армяно-турецкую границу, официально мотивируя это оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками. Турецкое правительство обещает открыть границу при условии, что Армения прекратит добиваться международного признания геноцида армян и выведет войска из зоны конфликта в Нагорном Карабахе[25]. Кроме того, Армения до сих пор не ратифицировала Карсский договор, на основании которого проходит современная армяно-турецкая граница. Это позволяет Армении иметь возможность оспорить существующую армяно-турецкую границу.
Турция категорически отрицает наличие исторического факта геноцида армян. По мнению турецких властей имела место «депортация» в условиях Первой Мировой войны. Турция признает массовую гибель армян, однако указывает, что в том числе были убиты и сотни тысяч мусульман[26]. О необходимости признать геноцид армян говорят лишь отдельные представители турецкой интеллигенции[27], которые в Турции подвергаются преследованию по 301-й статье Уголовного Кодекса Турции «Оскорбление турецкой идентичности»[28]. Геноцид армян признает турецкий историк Танер Акчам[29][30] и лауреат Нобелевской премии Орхан Памук.[31][32]
10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений»[33][34]. Документы предусматривают создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года[34]. Однако позже процесс ратификации протоколов парламентами Турции и Армении был заморожен на неопределенное время.
4.10. Евросоюз
5. Интересные факты
Показатель участия армянских женщин в политике самый низкий в мире: в настоящее время в Армении ни одна женщина не занимает должность министра, а в НС они составляют ничтожный процент.
Список литературы:
1. Центр стратегических разработок, Армения
2. Депутаты Национального Собрания Республики Армения четвёртого созыва
3. Больше всего в Армении коррумпирована судебная система » Новости Армении - Сегодня - Ежедневные новости
4. Armenian Foreign Policy Between Russia, Iran And U.S.
5. Концептуальные основы внешней политики Армении
6. ARMENIA PLANNING TO OPEN DIPLOMATIC REPRESENTATIONS IN BRAZIL, LITHUANIA, FINLAND AND JAPAN
7. Новости на treli.ru
8. Московский Комсомолец
9. Новости — Армения
10. Кирилл Зубков Азербайджан угрожает Армении (рус.) // РБК daily . — 28 ноября 2007.
11. kavkzweb.net
12. Новости на km.ru
13. Юрий Котенок Война в Нагорном Карабахе может повториться. — 25 октября 2005. — № 298 (2062).
14. Ильхам Алиев: Азербайджан загнал Армению в тупик
15. Армения и Греция развивают отношения
16. Армения и Греция развивают отношения
17. Advocates on Behalf of Jews in Russia, Ukraine, the Baltic States, and Eurasia: Armenia and Jews
18. Открытие газопровода
19. Саргсян: Армения признает независимость Карабаха в случае агрессии
20. Серж Саргсян: в случае агрессии Армения признает независимость НКР
21. Разданская Энергетическая Компания — «О компании»
22. Heather S. Gregg Divided They Conquer: The Success of Armenian Ethnic Lobbies in the United States. — Inter-University Committee on International Migration, 2002. — С. 23, 24. — 35 с.
23. Thomas De Waal Black garden: Armenia and Azerbaijan through peace and war. — NYU Press, 2003. — С. 234. — 337 с. — ISBN 0814719457, 9780814719459
24. Доллары для Армении. Владимир Козловский, Нью-Йорк, специально для Русской службы Би-би-си 25 января 2001 г
25. Лента.ру Армяне призвали США надавить на Турцию
26. Turkey objects to Obamas view of Armenian killings
27. РИАНОВОСТИ. Призывы публично извиниться за геноцид армян вызвали споры в Турции
28. Турецкий журналист: Представители СМИ Турции сделают все для исключения статьи 301 из УК
29. Интервью Танера Акчама (YouTube)
30. A Shameful Act: The Armenian Genocide and the Question of Turkish Responsibility
31. Самому известному турецкому романисту грозило до трех лет тюрьмы за то, что он назвал геноцид армян 1915 года геноцидом.
32. ORHAN PAMUK HOPES TURKEY WILL RECOGNIZE ARMENIAN GENOCIDE AS SOON AS POSSIBLE
33. Турция и Армения положили конец вековой вражде NEWSru 11 октября 2009.
34. Armenia and Turkey normalise ties (англ.), Би-Би-Си (10 октября 2009).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Политика_Армении