Положение Пресвитеров в мире
СОДЕРЖАНИЕ: Декрета «О служении и жизни священников», принятого на Втором Ватиканском соборе. Изложение вопроса будет происходить в виде краткого конспекта этого документа, с небольшими комментариями, где это будет необходимым. Цитаты не будут «заковычиваться» в виду их многочисленностиГосударственное учреждение образования
«Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла»
Белорусского Государственного университета
Кафедра Библеистики и Церковно-практических дисциплин
Реферат
по курсу: «Сравнительное богословие»
по теме:
Декрет II Ватиканского собора о служении и жизни пресвитеров
Выполнил: студент 3 курса
Куксачёв Николай
Проверил:
Минск 2005
В этом небольшом реферате - кратком содержании нам предстоит проанализировать положения Декрета «О служении и жизни священников», принятого на Втором Ватиканском соборе. Изложение вопроса будет происходить в виде краткого конспекта этого документа, с небольшими комментариями, где это будет необходимым. Цитаты не будут «заковычиваться» в виду их многочисленности.
В Предисловии говорится к кому направлен декрет и задается основная цель служения священников: «этому чину поручается чрезвычайно важная и всё более сложная задача в обновлении Церкви Христовой. Всё, что здесь говорится, относится ко всем Пресвитерам, особенно к тем, которые занимаются душепастырством».
Глава I
Пресвитерат в миссии Церкви
Священное свойство Пресвитерства
Каждый должен святить Иисуса в сердце своём и духом пророчества свидетельствовать об Иисусе. Цель, преследуемая Пресвитерами в их служении и в их жизни – это слава Богу Отцу, возносимая во Христе. А слава эта — в том, чтобы люди сознательно, свободно и с благодарностью принимали дело Божие , совершённое во Христе, и являли его во всей своей жизни.
Положение Пресвитеров в мире
Пресвитеры, из людей избираемые и ради людей поставляемые, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, живут среди других людей как братья среди братьев . Само их служение по особой причине требует, чтобы они не сообразовывались с этим веком ; но в то же время требует оно и того, чтобы они жили в этом мире среди людей и, как добрые пастыри, знали овец своих и стремились приводить также тех, которые не из сего двора , чтобы и те услышали голос Христов, и стало одно стадо и один Пастырь.
Глава II
Служение Пресвитеров
I. Обязанности Пресвитеров
Первая обязанность Пресвитеров как сотрудников Епископов — возвещать всем Евангелие Божие . Что касается проповеди , которая в нынешнем состоянии мира зачастую становится весьма нелёгким делом, чтобы она успешнее воздействовала на умы слушателей, она должна не ограничиваться общим и отвлеченным изложением Слова Божия, но прилагать непреходящую истину Евангелия к конкретным обстоятельствам жизни .
Все Таинства, равно как и все церковные служения и труды апостольства, тесно связаны со святой Евхаристией и к ней направлены. Евхаристическая Трапеза является средоточием собрания верных, возглавляемого Пресвитером.
Пусть Пресвитеры заботятся о надлежащих занятиях литургической наукой и искусством , чтобы благодаря их литургическому служению порученные им христианские общины воздавали всё более совершенную хвалу Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Священникам, как наставникам в вере, надлежит лично или через других заботиться о том, чтобы во Святом Духе приводить всех верных к пестованию их собственного призвания по Евангелию, к нелицемерной и действенной любви и к той свободе, которой Христос нас освободил.
Особое внимание следует уделять и молодёжи , а кроме того — супругам и родителям . Желательно, чтобы они объединялись в содружества для взаимной помощи друг другу, дабы им легче было с большей полнотой по-христиански проводить свою жизнь, которая зачастую бывает нелегка. Наконец, живейшую заботу им следует проявлять о больных и умирающих , посещая и укрепляя их в Господе.
Служение Пастыря не сводится к заботе о верных по отдельности: оно распространяется также на созидание подлинной христианской общины .
Созидая христианскую общину, Пресвитеры никогда не встают на службу какой-либо идеологии или человеческой партии .
II. Отношение Пресвитеров к другим людям
Пусть Епископы считают Пресвитеров своими братьями и друзьями и в меру своих сил пекутся об их благе — как материальном, так и в особенности о духовном.
Апостольские начинания должны не только принимать многоразличные формы, но и выходить за границы отдельного прихода или диоцеза. Ведь все они трудятся ради одной и той же цели, то есть для созидания Тела Христова, которое, особенно в наше время, требует различных служений и новых подходов .
Каждый член Пресвитерия связан с остальными особыми узами апостольской любви, служения и братства, что уже с древнейших времён символизируется в Литургии, когда присутствующих Пресвитеров приглашают вместе с рукополагающим Епископом возложить руки на новоизбранного и в тот миг, когда они единодушно, с единым сердцем сослужат, совершая Священную Евхаристию.
Пусть Пресвитеры, водительствуемые братским духом, не забывают о гостеприимстве , практикуют благотворительность и совместное владение имуществом , проявляя особое попечение о больных, об унывающих, о чрезмерно обременённых трудом, об одиноких, изгнанниках, а также о страдающих от гонений. Пусть они охотно и с радостью собираются вместе, причём и для того, чтобы отдохнуть душой, памятуя слова, которыми Сам Господь приглашал утомлённых Апостолов: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного (Мк 6, 31). Кроме того, чтобы Пресвитеры могли обрести взаимную поддержку в развитии своей духовной и интеллектуальной жизни, успешнее сотрудничать в своём служении и избежать опасностей, которые может породить одиночество, следует поощрять ту или иную разновидность совместной жизни или известную общность жизни, которая, разумеется, может принимать различные формы в зависимости от различных индивидуальных или пастырских потребностей — как, например, жизнь под одной кровлей, где это возможно, или совместные трапезы, или, по крайней мере, частые и регулярные собрания.
Пресвитерам следует искренне признавать и развивать достоинство мирян и свойственную им меру участия в миссии Церкви. Им следует с готовностью выслушивать мирян, по-братски учитывать их пожелания , признавать их опыт и компетентность в различных областях человеческой деятельности, чтобы вместе с ними уметь распознавать знамения времен. Испытывая духов, от Бога ли они, пусть Пресвитеры в духе веры раскрывают многоразличные харизмы мирян — как самые скромные, так и самые возвышенные — а также с радостью признают и усердно поощряют их. А из числа различных даров Божиих, которые в изобилии обнаруживаются в среде верных, особого попечения достойны те, благодаря которым многих влечёт более возвышенная духовная жизнь. Равным образом пусть Пресвитеры с полным доверием возлагают на мирян те или иные поручения во служение Церкви, предоставляя им свободу и простор действия — более того, надлежащим образом приглашая их по собственному почину предпринимать различные начинания .
Особому их попечению поручаются те, кто уже не приступает к таинствам, и более того — оставил веру. Как добрые пастыри, пусть Пресвитеры не забывают и о них. Соблюдая предписания об экуменизме, пусть они помнят и о братьях, не пользующихся полнотою церковного общения с нами. Наконец, пусть Пресвитеры считают порученными им всех тех, кто не признаёт Христа своим Спасителем.
II. Распределение Пpecвитepoв и призвания ко священству
Следует содействовать не только распределению Пресвитеров соответственно их служению, но и осуществлению особых пастырских начинаний в пользу различных социальных групп в пределах какой-либо области, страны или целой части света. Для этой цели может оказаться полезным учреждение международных семинарий , особых диоцезов или персональных прелатур и других установлений такого рода, к которым Пресвитеры могли бы приписываться или в которые они могли бы инкардинироваться.
Родители, наставники и все те, кто так или иначе причастен к воспитанию подростков и юношей, пусть воспитывают их так, чтобы они, сознавая заботу Господа о Своём стаде и видя нужды Церкви, были готовы вместе с пророком великодушно ответить призывающему их Господу: Вот я, пошли меня. (Ис 6, 8). Однако тщетно будет ожидать, что этот глас призывающего Господа достигнет ушей будущего Пресвитера каким-то невероятным образом. Скорее следует распознавать этот глас и прислушиваться к нему через те знаки, которыми воля Божия ежедневно открывается благоразумным христианам. Эти знаки Пресвитеры должны рассматривать с величайшим вниманием.
Пресвитерам настоятельно рекомендуется участвовать в диоцезных или национальных учреждениях, содействующих призваниям. В проповеди, в обучении вере, в печати нужно красноречиво заявлять о нуждах Церкви — как местной, так и Вселенской, — живо освещать смысл и высокое достоинство священнического служения, показывая, что со столь тяжким бременем сочетается в нём и столь великая радость, и в первую очередь через него, как учат Отцы Церкви, можно воздать Христу самое возвышенное свидетельство любви.
О жизни Пресвитеров
I. Призвание Пресвитеров к совершенству
Воля Божия может осуществлять дело спасения даже через недостойных служителей, однако обычно Бог предпочитает являть Свои дивные дела через тех, кто выказал особое послушание побуждениям и водительству Святого Духа благодаря своему тесному единению со Христом и святости жизни и кто может сказать с Апостолом: уже не я живу, но живёт во мне Христос (Гал 2, 20). Поэтому ради достижения своих пастырских целей — внутреннего обновления Церкви, распространения Евангелия во всем мире и диалога с современным миром — Святейший Собор настоятельно призывает всех священников к тому, чтобы они, прибегая к соответствующим средствам, предлагаемым Церковью, непрестанно стремились ко всё большей святости, благодаря которой они могли бы всё более действенными орудиями служения всему Народу Божию.
В тайне Евхаристической Жертвы, в которой священники исполняют свою главную обязанность, непрестанно творится дело нашего искупления, и поэтому им настоятельно рекомендуется ежедневно совершать Литургию , которая всегда является действием Христа и Его Церкви, даже если верные не могут присутствовать на ней .
II. Особые духовные требования в жизни Пресвитеров
Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры . Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.
Пресвитеры становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.
Священники, отнюдь не прилагая сердца к богатству, должны избегать всякого любостяжания и тщательно воздерживаться от любого вида торговли.
III. Обеспечение жизни Пресвитеров
Поскольку в наше время человеческая культура, равно как и священные науки, развиваются невиданными доселе темпами, Пресвитерам надлежит неустанно заботиться о том, чтобы соответствующим образом совершенствовать свои познания в вещах Божественных и человеческих, дабы тем самым готовиться к беседе со своими современниками .
Открытие курсов или конгрессов, учреждение центров по изучению методики душепастырства, основание библиотек и достойное руководство занятиями, осуществляемое пригодными к этому людьми считается весьма полезным делом. Кроме того, пусть Епископы, по отдельности или совместно, изыскивают наиболее подходящий способ, который позволил бы всем их Пресвитерам в установленное время, а прежде всего — в течение нескольких лет после рукоположения, посещать курсы , дающие им возможность как приобрести более полные познания в пастырских методах и в богословской науке, так и укрепить свою духовную жизнь и взаимно обменяться опытом апостольства со своими собратьями.
Заключение и увещание
В заключении говорится об одиночестве и изменении нравов современного мира не в лучшую сторону, поэтому предписывается полагать всю надежду и упование на Бога.
Краткая оценка
В целом декрет имеет довольно прогрессивный характер. Видно, что Католическая Церковь стремится к приспособлению к современным условиям жизни в миру, что находит свое отражение в многочисленных упоминаниях соответствующих выражений. Пресвитерам предписывается совершенствование в направлениях, предлагаемых современным миром, как то науки, служения и прочее. Также подчеркивается надобность в особой заботе по работе с молодежью. Подтверждается закон целибата. О его оценке тут не место спорить, но уже из самого документа видно, что он приводит к довольно печальным последствиям, так как уделяется особое внимание активизации работы по призванию пресвитеров.
Список литературы:
Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский собор. – М.: Лепта-Пресс, 2004. – 382 с.: ил.
Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. – 574 с.
Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Сост: Юдин А. – М.: ББИ им.св.ап.Андрея, 2001. – 535 с.