Понятие и проблематика сценического волнения

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Вступление …..3 Психологические аспекты подготовки учеников к сценическому выступлению … 5

Содержание:

· Вступление……………………………………………………………..3

· Психологические аспекты подготовки учеников к сценическому выступлению ………………………………………………………....5

· Психологические причины неуспешных выступлений учеников….7

· Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление…………………………………………………………11

· Психологическая подготовка учеников к выступлению…………..14

Вступление

Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Во время выступления нужно уметь создать оптимальных условий для творческого самовыражения в ответственной ситуации. Роберт Шуман писал: Подумать только, сколько условий должно объединиться, чтобы прекрасное предстало во всем достоинстве и великолепии! Нам необходимо для этого:

1) широта и глубина замысла, идейная устремленность произведения;

2) вдохновенное воплощение;

3) техническое совершенство исполнения - гармоническое воздействие, исходящее как бы из единой души;

4) внутренняя потребность выразить и воспринять наиболее благоприятное для данного момента настроение (с обеих сторон - у слушателя и у художника);

5)наиболее счастливое сочетание условий времени, а также места и других побочных обстоятельств;

6) умение передавать впечатления, чувства, воззрения, отражение во взоре другого человека радости, даваемой искусством.

Проблема концертной игры оказывается теснейшим образом связанной с эффективностью всей профессиональной деятельности, как самого исполнителя, так и воспитывающего его педагога. Ведь именно в концерте не только проверяется степень качественной подготовки артиста, но и открываются особые возможности для проявления глубинных структур таланта, резервы его психики, приобретаются те ценнейшие исполнительские качества, которых никаким другим путем достичь невозможно.

Некоторые превосходные исполнители из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были даже вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них были такие выдающиеся скрипачи как П.Роде, А. Вьетан, К.Липиньский. иногда страх перед выступлением приводит к срыву всей деятельности артиста и даже к серьезному заболеванию. Так, Пьер Роде, из-за сильнейшего волнения на эстраде в последние годы жизни был разбит параличом. Д. Ойстрах, дважды на концертах испытывал состояния сердечного приступа, но не смотря на это не прекращал выступления и доигрывал программу.

На эстраде артист испытывает сильнейшее волнение непосредственно связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно-исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность и, напротив, необходимо утвердить себя, как Артиста, несущего людям неисчерпаемую красоту искусства.

Ф.Шаляпин утверждал не волнуются только покойники и полные болваны.

Воспитание в ученике эстрадных навыков неотъемлемая и чрезвычайно важная часть педагогического процесса. Для дальнейшей успешной деятельности необходимо помочь ученику научиться саморегулированию на сцене, воспитать в нем психологическую устойчивость во время исполнения, умение концентрироваться на музыкальном произведении, а не на отвлекающих внешних и внутренних факторах. Для этого педагогу необходимо иметь определенные знания психологии, чтобы правильно определить психологический типаж ученика и подсказать ему каким образом можно решить проблему сценического волнения.

Психологические аспекты подготовки учеников к сценическому выступлению

Выступление учащихся музыкальных школ, училищ и вузов перед слушателями - важнейший компонент профессионального образования юных музыкантов. По тому, насколько убедительно и качественно звучит музыкальное произведение на сцене, можно судить об эффективности обучения игре на музыкальных инструментах. Публичные выступления создают возможности для проявления ученикам творческой инициативы, которые отсутствуют в условиях работы в классе. На сцене музыкант обнаруживает скрытые резервы. Только в общении со слушателем ученик может приобрести артистизм, предпринимая попытки воздействовать на их восприятие. Именно выступая перед слушателем, ученик в полной мере может оценить, насколько глубоко он разобрался в образном материале изучаемого произведения. В отличие от освоения любого сочинения в классе, на сцене ученик впервые остается наедине с самим собой. В зале иная акустика, и исполнитель слышит свою игру иначе. Для развития личности ученика очень важно, что в ситуации публичного выступления он действует самостоятельно, это способствует формированию ценных волевых качеств и высоких уровней концентрации внимания. Объективно, исполнение на сцене, как ни в каких других условиях, - создает ученику исключительные условия для понимания того, что он умеет и не умеет, чему научился и над чем еще нужно проработать. Сцена обеспечивает широкие возможности для самопознания и, тем самым, для самосовершенствования. Воспоминания исполнителей, наблюдение педагогов, исследования психологов свидетельствуют, что исполнение музыкального произведения на сцене, перед слушателями сопровождается специфическим раздвоением внимания. С одной стороны, сознания ученика контролирует непосредственный процесс исполнения, актуальное звучание.

С другой стороны, ученик думает о том, что будет позже, предслышит, как развернется музыкальная мысль дальше. Такое управление своей деятельностью (когда контролируются вместе процессы и настоящего, и будущего) чрезвычайно полезны для формирования у учеников более высокого уровня музыкально-исполнительских умений.

Находясь на сцене, ученик испытывает необычное волнение, стресс. Это вполне закономерно, поскольку он попадает в такие условия крайне редко. Эти условия резко отличаются от тех, к которым ученик привык и в которых он знает, как надо действовать. В одних случаях сценический стресс в большой степени связан с изменением эмоционального состояния: возникают отрицательные эмоции, которые могут перерасти в панику. В некоторых случаях провоцирует гиперактивность, в других оцепенение и апатию. В любом случае нарушаются процессы восприятия и мышления. Преобладание негативных переживаний, перенапряженность эмоциональной сфере, могут послужить основной нежелательных изменений в работе двигательного аппарата, неожиданного нарушения памяти, снижением выразительного выразительности исполнения. В других случаях следствиями сценического стресса выступает ухудшение деятельности сознания, что выражается в отсутствии управления наиболее тонкими, выразительными моментами - в этом случае обычно говорят об игре крупным помолом. Вместе с тем сценическое волнение повышает мобилизацию внимания, максимальную творческую концентрацию.

В тоже время излишнее сценическое волнение может привести к снижению музыкальной выразительности, искажению фразировки, и даже, откровенным срывам в исполнении отдельных фрагментах с техническими трудностями.

Психологические причины неуспешных выступлений учеников

Практика обучения музыке показывает, что причины неуспешных выступлений учеников весьма разнообразны. При этом их все же можно свести в две основные группы ошибки в ходе подготовки произведения к исполнению на сцене и недостаточное внимание педагогов к особенностям личности ученика. Неправильная оценка уровня подготовленности ученика к выступлению, - то есть, когда ученик выступает с не до конца готовым произведением. Отсюда весьма слышимый переход между фрагментами разной степени выученности, также сложности усугубляются тем, что художественные и технологические сложности превышают уровень исполнительский уровень ученика. Завышенная оценка успехов ученика: когда освоение им трудных в техническом отношении фрагментов произведения представляется педагогу весомым основанием для исполнения на сцене, несмотря на определенную недоработанность в музыкально-образном плане. Недостаточное внимание педагогов к повышенной напряженности нервно-психического состояния ученика перед выходом на сцену. Если не будут приняты меры для нормализации состояния, то на сцене ученик потеряет привычное ощущение исполнения, а также восприятие течения времени при исполнении. Это может проявляться по-разному: одни начинают все играть в очень быстром темпе (подсознательное желание скорее выйти из неблагоприятных условий), другие, наоборот, действуют необычайно медленно, с большим трудом осуществляя исполнительское действие.

Выучивание произведения путем механического зазубривания текста, - при любой случайной ошибке такая подготовка приводит к расстройству успешно начатого выступления.

Плохую службу может оказать непродуманное руководство учеником в заключительный период подготовки к выступлению. Если в последний день перед выступлением проводятся многочисленные репетиции и напряженные занятия, то исполнитель лишается значительного количества энергии, необходимого для выступления. Серьезной помехой успешному выступлению может оказаться неверная методика занятий: использование большого числа не всегда необходимых многообразных дополнительных упражнений, множества излишних аппликатурных вариантов, а также слишком долгое исполнения сочинения в медленном темпе.

Причинами сценического волнения выступают также особенности личности ученика:

· одни из них обладают сильным типом нервной системой, другие слабой;

· У одних - внутренний контроль за деятельностью, у других внешний

· одни характеризуются экстравертированностью, другие интровертировнностью.

· Одним свойственна адекватная самооценка, другим неадекватная.

Сила нервной системы человека-это такое ее свойство, которое характеризует функциональную выносливость, работоспособность нервных процессов. У исполнителя с сильным типом нервной системы волнение может вызвать повышенное напряжение мышц, ускоренное сердцебиение, проявление значительного энергетического потенциала, субъективное ощущение ускорения течения времени (временные промежутки кажутся короче, чем это есть на самом деле, - они подсознательно торопят время, стремясь быстрее начать выступление и сократить ожидание). Во время исполнения с успехом выполняют все технические трудности, но весьма поверхностно выполняют нюансировку, не всегда успевают донести музыкальный образ произведения.

Для исполнителя со слабым типом нервной системы волнение связано с другими явлениями. У них, в отличие от обладателей сильного типа, наблюдается дефицит энергетического потенциала, низкая температура рук и пальцев, течение времени для них замедляется, так что момент выхода на сцену, до которого казалось еще долго, наступает неожиданно быстро. Ученик с трудом справляется с техническими сложностями, но более полноценно осуществляет динамику, качественно озвучивает выразительные моменты фразировки.

Психологические исследования и жизненные наблюдения за поведением людей свидетельствуют о том, что одни люди склонны приписывать ответственность за итоги своей активности внешним силам (внешний контроль). Другие же считают, что результаты выполняемой ими деятельности определяются их собственными способностями (внутренний контроль). Для человека с внутренним контролем характерна большая уверенность в себе, последовательность, неотступность в стремлении, интерес к самопознанию, эмоциональная устойчивость, доброжелательность. Для человека с внешним контролем характерна неуверенность в себе, недоверие к собственным воззрениям, желание отсрочить на неопределенное время осуществление своих побуждений.

Ученики с внутренним контролем по отношении к своей деятельности отличаются уверенностью в себе. Им необходимо разъяснить все аспекты поставленной задачи и способы ее решения в ходе выступление на сцене. Им свойственно проявление устойчивого внимания к замечаниям и предложениям педагога.

Ученики с внешним контролем по отношению к себе и своей деятельности мало уверены в своих силах и во многом надеются на случай. Им необходимо ободрение и поддержка педагога для снятия излишней тревоги за будущий результат. Перед выходом на сцену они не способны конструктивно осмысливать предложения педагогов, требующих незначительных изменений исполнения, поскольку держаться за то, что уже было отработанно в классе. Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

Серьезное значение для накопления у ученика опыта поведения на сцене имеет определенная периодичность выступлений. При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.

Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление

Для рассмотрения педагогом причин успешного и неуспешного выступления его учеников на сцене серьезное значение имеют представления психологов о том, как различаются люди по таким особенностям их личности, как направленности внимания. Для некоторых людей характерна открытость, обращенность к внешнему миру (экстравертированность). Другие люди отличаются замкнутостью, концентрацией внимания на себе (интровертированность). Учеников с экстравертированным типом личности мало тревожит сам факт выступления на сцене, но их весьма заботит результат исполнения. Они обеспокоены тем, какое впечатление производит на слушателей их исполнение, и очень дорожат мнением педагога. Им свойственно спокойное ожидание выступления и взволнованное состояние после. В отличие от этого, ученики с интровертированным типом личности проявляют повышенное волнение и сильную обеспокоенность предстоящим выступлением на сцене. Для них выступление на сцене это вынужденное общение со слушателем. По сравнению с учениками экстравертированного типа они в меньшей степени озабочены итогами своей деятельности.

Другой важной причиной успешного и неуспешного выступления учеников на сцене выступает то, насколько они способны самостоятельно оценивать качества своей личности и успешность выполняемой деятельности. С одной стороны, самостоятельная оценка служит для актуальной регуляции, поскольку в ней отражается степень удовлетворенность человека собой. С другой стороны самооценка лежит в основе уровня притязаний личности, то есть в основе того, какие цели и какой сложности человек избирает для себя в перспективе. В самооценке также проявляется степень осознания человеком своего отношения к себе и другим людям, а также уровень

Сформированности умений критически оценить свои силы и возможности. Отношение представлений человека о своих возможностях к их реальному содержанию характеризует степень адекватности самооценки. Неадекватная самооценка характерна для людей, которые неверно оценивают свои способности и неправильно выбирают цели деятельности. В одних случаях неадекватная самооценка реализуется как завышенная. Человек считает свои способности более развитыми, он полагает, что его деятельность более успешна, чем это есть в реальности. В других случаях неадекватная самооценка выступает как заниженная. При этом человек в своих представлениях недооценивает себя. Он относится к своей деятельности излишне критически и поэтому не замечает реальных успехов или считает их случайными. Адекватная самооценка характерна для людей, которые оценивают себя в соответствии с суждениями других людей и реально достигнутыми результатами деятельности.

Для учеников с завышенной самооценкой характерен высокий уровень претензий, им не свойственна повышенная нервно-психическая напряженность и сосредоточенное внимание. Поэтому, попадая на сцену, они обнаруживают много неожиданного, в силу чего в их исполнении множество значительных недочетов. Ученики с заниженной самооценкой отличаются постоянной неудовлетворенностью своих действий и повышенной ответственностью. Они испытывают сильную тревогу за результаты выступления, проявляют чрезмерное внимание ко всем условиям поведения на сцене, реальным и вымышленным. Выступая, эти ученики сосредоточенно контролируют точность исполнительских приемов, что часто идет во вред выразительности звучания.

Наряду с этими особенностями на отношение учеников к сценическому выступлению влияет еще и возраст. Для младших школьников не характерны отчетливо выраженные признаки волнения перед выступлением. Это связано с недостаточным опытом деятельности отношений и мало сформированным самосознанием и самооценкой. В силу этого они ведут себя на сцене относительно спокойно и уверенно, несмотря на незначительный опыт выступлений.

Характерно, что эстрадное волнение с трудом подается логическому анализу и плохо управляемо. Необычное самочувствие, неуверенность в своей готовности, необычная температура в зале, постоянно расстраивающийся инструмент-все это суммируется и вызывает ощущение неясной тревоги, неопределенности, протекающих на интуитивном уровне, подсознательно.

Изначальной причиной сценического волнения, влияние которой опосредствуется особенностями личности и возраста учеников, является неопределенность оценки исполнения на сцене, непредсказуемость результата выступления, поскольку и оценка и результат прямо не зависят от исполнителя, не определяют собой итог взаимодействия его исполнительской деятельности и деятельности восприятия слушателей.

Психологическая подготовка учеников к выступлению

После того, как произведение достаточно проработано и впереди предстоит публичное выступление необходимо позаботиться о создании психологической готовности к сценическому выступлению. В плане решения этой задачи нецелесообразно увеличивать нагрузку на занятиях, поскольку основное в этом периоде не нарушать то, что уже отработано. Педагогу следует учитывать, что за несколько дней до выступления ученики обычно начинают вести себя по-другому, чем раньше:

· она мало учитывают замечания педагога и не замечают недостатков своего исполнения, желая сохранить неизменным то, что достигнуто;

· в их исполнении (особенно в тех местах, которые выучены относительно недавно) начинают появляться неожиданные ошибки;

· в некоторых случаях (особенно это касается учеников с заниженной самооценкой) возникает отрицательное отношение к качеству своего исполнения;

· у некоторых учеников можно наблюдать рассеянность на уроках, снижение исполнительской активности;

· усиливается беспокойство по поводу будущего выступления, появляются размышления о следствиях неудачного выступления;

Для стабилизации состояния ученика в этот период и снятия у него нервного напряжения весьма эффективными выступают мысленные исполнения сочинения с определенными характеристиками: ученику нужно видеть себя на сцене перед слушателями, представлять свои уверенные и свободные действия и особенности звучания в зале. Необходимо провести с учеником акустические репетиции в зале. Чтобы эффект от репетиций был наибольшим, педагогу нельзя допустить, чтобы она состоялась за два-три часа до выступления, поскольку в силу неопытности, ученик будет стараться исполнить произведение как можно лучше, растратит силы и не сможет показать перед слушателями все, на что способен. Следует добиться, чтобы репетиция состоялась не позже, чем за день до выступления, в крайнем случае утром того же дня. Основная задача, которую можно решить только на репетиции это приспособление исполнения к особенностям зала: нужно проверить темпы, особенно там, где имеются агогические отклонения, четко распределить динамически оттенки и нюансы. Не стоит на репетиции отрабатывать и доучивать те или иные разделы сочинения или повторять его целиком несколько раз. Чтобы сохранить высокий эмоциональный тонус, не имеет смысла также исполнять его с полной отдачей как перед слушателями. Педагогу следует беречь творческие силы ученика и не превращать репетицию в подобие урока. Лучше всего осуществить одно исполнение пьесы в среднем темпе, спокойно и отчетливо, с умеренной силой звучания и прикрытой выразительностью, чтобы ученик слушал себя как бы со стороны, из зала. Это помогает лучше приспособиться к требованиям выступления перед слушателями и наработать специфически сценический общий контроль за исполнением. Психологическое значение репетиции связано с тем, чтобы ученик прочувствовал свое состояние на сцене как новое, где отсутствует привычные условия урока и поддержки педагога. В связи с этим очень важно отрепетировать самое начало исполнения, его первый раздел, точно наметив здесь работу двигательного аппарата, характер звучания, особенности темпа и меру выразительности. На репетиции также следует опробовать и такие моменты сценического поведения, как выход, поклон и непосредственно подготовка к началу исполнения.

В день выступления у многих учеников волнение усиливается. Следует удерживать ученика от непрерывных занятий, поскольку они, с одной стороны, повышают уровень беспокойства, а с другой стороны, способствуют растрате необходимой для выступления энергии. Лучше всего потратить на занятия час-полтора, чтобы разогрелись руки и сформировалось хорошее игровое состояние. При излишнем волнении существенно помогают упражнения на расслабление и управляемое дыхание в сочетании с самовнушением.

Непосредственно перед выходом на сцену необходимо, чтобы ученик сосредоточился на основном образе сочинения, его характере, почувствовал общий темп исполнения. Важно также, чтобы он настроился на начальную фразу сочинения и представлял ее, уже находясь на сцене и готовясь к исполнению.

Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия ученика. Даже если была неудача, все равно следует найти какие-то положительные моменты пусть даже совсем незначительные и внешние. Ни в коем случае, с точки зрения нормализации самооценки ученика и для улучшения подготовки его к выступлениям в будущем, нельзя давать ему понять, что он выступил зря, поскольку даже неудачное выступление пополняет исполнительский опыт.

Сценическое исполнение ученика пополняет и опыт педагога, заставляя его продумывать и пересматривать свои действия, выясняя, что в них было верно, и где было промахи, в чем выбор соответствовал уровню исполнительских умений и индивидуальным особенностям ученика, а в чем не соответствовал.

Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

Серьезное значение для накопления у ученика опыта поведения сцене имеет определенная периодичность выступлений. При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.

У каждого исполнителя есть свои приемы и способы подготовки к выходу на эстраду, свои соображения по части организации режима дня. Кто-то в преддверии выступления занимается больше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов с близкими, для других важнее одиночество. Ясно одно: будущему исполнителю необходимо опробовать на собственном опыте различные варианты подготовки к публичному выступлению, отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуется с его индивидуально-личностными особенностями и свойствами.

Список литературы:

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.

Григорьев. Исполнитель и эстрада.

СЛУЦКАЯ Л.Е.Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.

Зак А.З. Музыкальная педагогика.

Скачать архив с текстом документа