Понятие и сущность философии

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Не возможно представить себе, чтобы современная наука функционировала как единое целое без участия в этом процессе философии. Но вот о том, на каких условиях, в каком качестве – это, пожалуй, самый актуальный вопрос современного научного познания. Чтобы понять, как должно происходить взаимодействие науки и философии и должно ли вообще, необходимо сначала разобраться с самым запутанным вопросом за всю историю существования философии: а что же есть, чем же является философия.

Введение

Не возможно представить себе, чтобы современная наука функционировала как единое целое без участия в этом процессе философии. Но вот о том, на каких условиях, в каком качестве – это, пожалуй, самый актуальный вопрос современного научного познания. Чтобы понять, как должно происходить взаимодействие науки и философии и должно ли вообще, необходимо сначала разобраться с самым запутанным вопросом за всю историю существования философии: а что же есть, чем же является философия. И вообще является ли философия наукой. Данный вопрос неоднократно поднимался и решался в каждый период развития, как философии, так и науки в целом по-разному. Нет, пожалуй, ни одного серьезного философа, который бы не попытался сформулировать понятие философии, и, исходя из этого, объяснять природу такого взаимодействия. Пожалуй, из всех философов к решению данной задачи ближе всего оказался Э. Гуссерль. Именно им сформулированный тезис: «назад к вещам!» прозвучал на фоне разброда и метаний в проблеме уяснения сущности и роли философии в научном познании, как призыв к восстановлению действительного статуса философии, как строгой науки. К сожалению, данный тезис не был доведен и самим автором до логического конца, то есть не была сформирована сама философская научная теория.

1. Возникновение философии

и становление ее предмета

Для того чтобы понять значение философии для общества и для каждого человека в отдельности, необходимо прежде всего уяснить, что изучает философия, каков ее предмет, какое место она занимает в познании мира наряду с другими отраслями знания, т.е. определить специфику философского знания.

Нередко в обыденном сознании философия представляется как некое абстрактное знание, максимально удаленное от реалий повседневной жизни. Это явное заблуждение. Даже самые глубокие философские проблемы берут свое начало в жизни. Именно в реальной жизни находится главное поле деятельности ее интересов. Вряд ли найдется хоть один человек, который по-своему не был бы хоть чуточку философом. Если вы хоть раз в жизни задумывались о себе самом, о своем отношении к окружающему миру, о своем месте в обществе, о смысле жизни, о сущности своего я, о происхождении и развитии своего сознания, то вы впрямую ставили перед собой именно философские вопросы. Но философия - это не просто постановка смысложизненных вопросов, но и умение отвечать на эти вопросы, исходя из сформированных внутри каждой личности основ, из уже имеющейся системы объективных знаний об окружающей действительности. Философски решать жизненные вопросы - это значит не «выдумывать из себя» чисто субъективные ответы, а осмысливать действительность с учетом уже сформированных человеческой культурой знаний, принципов, оценок, критериев, соответствующих каждой исторической эпохе.

Итак, что такое философия? Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 до н.э.).

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме. Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического.

Предмет философии не оставался неизменным. Он изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. - разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук - явление прогрессивное. Этот процесс соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и поныне. Появляются все новые и новые отрасли знаний, например космическая биология, космическая медицина. Однако всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии . Философия, как самостоятельная отрасль знания, сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире.

Каков же предмет философии? Существует множество определений предмета философия. Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях[1] . Аристотель назвал философию наукой о наиболее общем[2] . Многие исследователи и сегодня считают данное определение наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...»[3] . Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе»[4] . По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места его в бытии»[5] и т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека - субъекта сознания - к миру, объекту, материи.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «мир-человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? В каком состоянии он находится? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и общества? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.

2. Что такое философия

Что такое философия? Термин “философия” происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово “философ”, был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Таким образом, философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.


Философия как мировоззрение.

Специфика философского знания.

Для человека и ранее и теперь самым удивительным (а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса) был, остается и останется он сам. Но если обыденное сознание ухватывается, фиксирует лишь случайный (ситуативный) момент человеческой сущность, если даже искусство проникает, в мир человека, раздвигая (и в прошлое и в будущее) границы времени, то философия перешагивает и через случай, и через время - она и есть то волшебное зеркало, смотря в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Было время (античность, средневековье), когда никакой науке нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука (уже в Новое время) своим происхождением во многом обязана философии. Из этого следует, что и в современном философском сознании первую скрипку играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция-, внутреннее чувство высшей правоты и справедливости.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (то есть обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - ученье о том, каким надо быть, чтобы быть человеком. (Кант И. Соч. в б т. -и., 1964. Т. 2, стр. 204). Английской философ Б.Рассел определял место философии в духовной -жизни человека как ничейную землю между наукой и религией - двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда отменно потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоком уровнем общественных отношений, в общественном море человека складываются оные ситуации, созревают оные противоречия. Я чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная о безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько, иной плоскости нежели мысль ученого.

Философ не довольствуется объективной, картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, человеческое измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденность, увлечь его высшими идеалами, продать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Органическое соединение и философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских ученый, которые исторически, во времена связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке и в других сферах рациональность, в философии новое знание не отвергает, а диалектически снимает, преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мыс- ли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного, одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному, многостороннему). Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательность в логических определениях самой идеи, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. Однако закону восхождения, закону прогресса, как и власть времени, не подчиняется практически духовная (ценностная) составляющая философского знания. Она сродню искусству, к истории которого тоже нельзя подходить с мерками выше - ниже. Ученые, по образному выражению Ньютона, стоят на плечах свои предшественников: все они своим творчеством продолжают, развивают одно общее дело. Художники все не выстраиваются в один ряд, каждый из них - это особый мир, особая вселенная (что не исключает преемственность в художественном опыте культурных эпох и поколений). Великий художник - великий выразитель своего времени, ь именно в этом творчество его имеет вечное, непреходящее для людей значение. А философия? Историческое бытье ее двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи (что и подчеркивал в своей историко-философской концепции Гегель). Но как ценностно-льчностное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское ученье прорывает пелену времени, оно обращается к Вечность, а потому ни устареть, ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованиям оно не может. Новое и старое - на равных - представляют мировую философию, как в разной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда ,и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих и по времени.

Однако и теоретическая составляющая философского знания, то есть его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное.

Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Так, из философии Локка (английский философ XVII века) его последователи (соотечественник Беркли и французское просветителя Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали прямо исключающие выводы (Беркли - субъективно-идеалиетическиие, французское мыслители - материалистиические). Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль. Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста - свой Кант, свой Гегель,-свой Маркс, своя интерпретация предшественников. К тому же ни один крупный философ не выводим из одного, единственного источника. Кант опирался на Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл.Соловьев - на Платона и христианскую патристику (в каждом случае это были разные источники, которые лично преодолевалось затем в новых построениях и исканиях философов). Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину рождения и судьбы нового философского знания, где важнейшая, решающая роль принадлежит творческому гению критики. Ваш любимый девиз? - спрашивали у Маркса, - Подвергай все сомнению. Под таким ответом расписалось бы многие философы. В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой область человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать, не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала возможной ее. Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными ему средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношены философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активность. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть ее, а основа, ее суть, ее самосознание.

Философию, как умозрение, отличают от опытной науки, для этого есть основания, если опыт понимать ограниченно - как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей (наблюдателями и экспериментаторами). Однако возможен и существует другой уровень опыта опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа в особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальность. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был мерой всех вещей (Протагор, У1 век до н.э.). Познавая этот мир, то есть глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым признавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума. Только этим можно объяснять ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения не редко и на много опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, быль высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальность атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые быль выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке. Но, пожалуй, самый ярк ий и поучи тельный для ф илософ ии при мер - открыты е и разработка Гегелем д иалек т ик и как ло гик и и теор ии поз нани я. Философствован ие всегда должно быть свободно - от любой внешней для него цел и. Оно не может твори ться по заказу и по указу, иначе это уже не будет фи лософствовани е, а будет пропи сь д ирект ивн ый идеолог ии. Не с лучайно ф илософ ия появи лась там, где роди лась демократи я: в гречески х городах-полю сах, в столи це Древней Эллады - в Афи нах. Неправедной власт и нужна не ист ина, ей нужен м иф. В м ифе нуждается и агресси вное больши нство, холопствующее перед такой властью. Уже Ари стотель счи тал, что, фи лософствуя, человек и спытывает высшее блаженство, и менно в этом акте он больше, всего при бли жается к Богу.

Заключение

Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.

Список литературы

1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.

2. Гуревич П. С. Основы философии. М. 2005.

3. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.

4. К. Ясперс Введение в философию. Минск 2000.

5. Лавриненко В. Н. Философия. М. 2001.

6. Основы современной философии. М. 1996.

7. Солонин Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2004.

8. Философия и история культуры. М. 1985.

9. Философия и ценностные формы сознания. М. 1984.


[1] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. С.81, 86, 90, 116 и др.

[2] Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М., 1991. Ч.1. С.13.

[3] Там же. С.47.

[4] Там же. С.100.

[5] На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990. С.120.

Скачать архив с текстом документа