Понятие и сущность юридического лица 5
СОДЕРЖАНИЕ: § 1. Понятие юридического лица Понятие и признаки юридического лица . В имущественном обороте участвуют не только граждане, но и юридические лица — организации, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Появление и развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества.§ 1. Понятие юридического лица
1. Понятие и признаки юридического лица . В имущественном обороте участвуют не только граждане, но и юридические лица — организации, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Появление и развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества. Для реализации возложенных на них задач организации должны вступать в различные товарные отношения с другими участниками оборота. Например, предприятия для производства определенного товара должны обеспечиваться сырьем и иметь возможность для его реализации другим лицам; учебные заведения нуждаются в приобретении книг, компьютеров и других принадлежностей. Указанные операции, во-первых, должны осуществляться в основном в эквивалентно-возмездном виде и, во-вторых, должны быть облечены в гражданско-правовую форму. Если в этих условиях организации не наделить соответствующим статусом и правами (правосубъектностью), они не смогут нормально работать. Поэтому организации для участия в имущественном обороте признаются субъектами гражданского права, т.е. юридическими лицами. Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д. Тем не менее, им присущи общие признаки, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц. Традиционно выделяют четыре основных признака:
1) организационное единство . Сущность его состоит в том, что юридическое лицо имеет свою внутреннюю структуру органов управления, определенных его уставом или положением, обеспечивающих достижение целей деятельности, для которых оно предназначено, и формирующих и изъявляющих его волю в имущественном обороте;
2) имущественная обособленность. Самостоятельное участие в экономическом обороте предполагает, что имущество юридического лица, находящееся в его обладании, обособлено от имущества других субъектов гражданского права. При этом у различных видов юридических лиц степень их имущественной обособленности выражается по-разному. Например, хозяйственное общество (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) является собственником принадлежащего ему имущества. Государственному (муниципальному) унитарному предприятию или учреждению имущество передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и они как юридические лица не обладают правом собственности на это имущество. Оно принадлежит учредившим их субъектам — государственным или муниципальным образованиям;
3) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак означает, что само юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей только своим имуществом и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам. Лишь в случаях, специально предусмотренных ГК и учредительными документами юридического лица, из отмеченных правил могут быть исключения. Однако ответственность других субъектов в этих случаях может быть только дополнительной (субсидиарной) к ответственности юридического лица;
4) выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак, «выражая наиболее непосредственно специфику юридического лица»1, заключается в том, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Признак выступления в обороте от собственного имени (с использованием собственного наименования) является следствием трех вышеназванных признаков. Юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности (прежде всего посредством заключения гражданско-правовых договоров — купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.) через свои органы, действующие на основании закона и учредительных документов. Исключение из этого правила составляют полные товарищества и товарищества на вере, которые вступают в оборот через своих участников (полных товарищей). Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридического лица производится через судебные органы (государственные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также третейские суды), в которых юридическое лицо может выступать в качестве истца и ответчика.
1 См. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1958. С. 105.
Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
2. Правосубъектность и органы юридического лица . Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Однако они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан. Если у граждан вначале появляется правоспособность, а дееспособность возникает по истечении определенного времени (достижение определенного возраста, при этом в отношении граждан могут действовать ограничения в дееспособности, связанные с состоянием здоровья), то у юридических лиц такого разрыва во времени возникновения правоспособности и дееспособности нет. Они у юридического лица возникают одновременно, с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Невозможен такой разрыв и при прекращении юридического лица — они также утрачиваются одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица при внесении соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Правоспособность граждан является общей: они могут иметь любые гражданские права и обязанности, обладание которыми дозволяет законодательство. Правоспособность же юридических лиц строится таким образом, чтобы обеспечивать достижение указанных учредителями целей. Поэтому правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной, дающей им возможность приобретать и принимать только такие права и обязанности, которые связаны с осуществляемой ими основной или сопутствующей деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК).
Сохранение специальной правоспособности u1079 за некоторыми видами юридических лиц вызвано тем, что они создаются для достижения конкретных целей, установленных их учредителями. Очевидно, что государственные учреждения или общественные организации, созданные с определенными социальными или культурными целями, не могут игнорировать интересы учредителей, используя свою правосубъектность в противоречии с этими задачами и приобретая права и обязанности, выходящие за пределы выполняемых ими функций (например, заниматься коммерческой деятельностью).
Кроме того, юридические лица не могут обладать такими правами, носителями которых выступают лишь граждане, например гражданскими правами, возникающими из родственных отношений. Необходимо учитывать также, что осуществление некоторых видов деятельности требует специальных разрешений — лицензий, получаемых от государства.
Порядок лицензирования определяется Законом о лицензировании отдельных видов деятельности , который содержит обширный перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых необходимо иметь лицензию (более 100 позиций). По общему правилу лицензия выдается в течение 60 дней после обращения и действительна в течение 5 лет, а затем может быть продлена.
Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которыми определяется государственный орган, осуществляющий выдачу лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд.
В настоящее время порядок выдачи лицензий Федеральным законом от 2 июля 2005 г.1 упрощен. Круг лицензируемых видов деятельности ограничен, а срок для выдачи лицензии сокращен до 45 дней. Введен упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо наличия у лицензиата сертификата соответствия осуществляемой им деятельности международным стандартам.
По общему правилу, содержащемуся в абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК, почти все коммерческие юридические лица обладают общей правоспособностью. Исключения составляют (1) унитарные предприятия, которые всегда создаются их собственниками (Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями) для строго определенных целей, и (2) некоторые другие организации, в отношении которых специальная правоспособность устанавливается законом (банки, страховые Tc( и инвестиционные организации и дробщей правоспособности имеют силу и для других участников гражданского оборота, однако только тогда, когда они знали или должны были знать об этом. Сделки, выходящие за подобные ограничения общей правоспособности, считаются оспоримыми (ст. 173 ГК).
Юридические лица, которые обладают специальной правоспособностью по прямому указанию закона (некоммерческие организации, унитарные предприятия и др.), вправе совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, установленным для них в учредительных документах. Сделки, совершаемые за этими пределами, признаются ничтожными (ст. 168 ГК). При этом не важно, знали участники оборота о таких ограничениях или нет, поскольку знание закона предполагается1. Юридическое лицо совершает сделки через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК). Под ними следует понимать лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), которые без доверенности представляют интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. Орган юридического лица не только выступает в гражданском обороте от его имени (действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица), но и управляет и руководит его текущей деятельностью. Орган юридического лица является частью юридического лица и не может рассматриваться как самостоятельный субъект права2. Следует различать органы юридического лица, которые формируют его волю («волеобразующие органы»), и органы юридического лица, которые одновременно и формируют волю, и выражают ее вовне в имущественном обороте («волеизъявляющие органы»)3. К первым относятся общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет) и иные коллегиальные органы. Сформированную указанными органами волю юридического лица должны реализовывать единоличные исполнительные органы — генеральный директор, директор, президент, председатель и т.п. Они являются, таким образом, волеизъявляющими органами, и прежде всего по их действиям u1084 можно судить о воле возглавляемого ими юридического лица.
1 См. п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г.
№ 6/8.
2 См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г.
№ 6164/98 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 5. С. 65.
3 См.: Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица /
Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 301; Черепахин Б.Б.
Органы и представители юридического лица. — Там же. С. 469.
Однако деятельность исполнительных органов не ограничивается исполнением указаний волеобразующих органов, ведь они обладают и самостоятельной компетенцией — возглавляют текущую деятельность юридического лица. В таких случаях исполнительный орган является одновременно и волеобразующим, и волеизъявляющим.
Волеобразующие органы состоят из участников юридического лица (общее собрание) либо избираются ими (совет директоров). Исполнительные органы юридического лица формируются в результате их избрания или назначения самими участниками (участником) либо уполномоченным ими органом (к примеру, советом директоров).
В случае, если орган юридического лица при совершении сделки от имени этого юридического лица превысит определенные для него учредительными документами полномочия, юридическое лицо получает возможность защиты от таких действий посредством иска признании сделки недействительной (ст. 174 ГК). Органы юридического лица обязаны действовать от его имени добросовестно и разумно. В случае, если своими действиями орган юридического лица причинит организации убытки, на него возлагается обязанность по их возмещению.
В юридической литературе к органам юридического лица, формирующим и выражающим вовне волю юридического лица как субъекта права в смысле п. 1 ст. 53 ГК, относят не только единоличные, но и коллегиальные органы (общее собрание, совет директоров). Способом оформления воли указанных органов могут служить протоколы их заседаний. Однако необходимо иметь в виду, что решения этих органов, как правило, лишь создают предпосылки для действий исполнительных (волеизъявляющих) органов и именно действия последних непосредственно влекут возникновение гражданских прав и обязанностей у юридического лица.
В ряде случаев интересы юридического лица могут выражать иные лица. Так, субъекты, не являющиеся органами юридического лица, могут представлять его интересы на основании доверенности. учредительных документах u1102 юридического лица может быть указано право определенных лиц действовать от его имени без доверенности (например, заместителя директора). Действия работников юридического лица по исполнению его обязательств считаются действиями самого юридического лица (ст. 402 ГК).
3. Представительства и филиалы юридических лиц . Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения. Представительство осуществляет представление интересов юридического лица и обеспечивает их защиту.
Филиал , помимо таких полномочий, осуществляет все иные или часть функций юридического лица (например, ведет производственную деятельность). Филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденного им положения. Филиал (представительство) не является юридическим лицом; он составная часть юридического лица и не обладает гражданской правосубъектностью. Такое подразделение не может выступать в обороте от своего имени, а может лишь действовать от имени создавшего его юридического лица. Для этого юридическое лицо назначает руководителя филиала (представительства) и выдает ему доверенность, на основании которой руководитель соответствующего обособленного подразделения (как физическое лицо) действует от имени самого юридического лица. Сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
4. Средства индивидуализации юридического лица . Наиболее очевидным образом юридическое лицо индивидуализируется присвоением ему наименования . Наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие), а также собственно названия — словесного (буквенного) обозначения, которое дается ему учредителем (учредителями). В состав наименований юридических лиц, имущество которых закрепляется за ними учредителем (собственником имущества) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включается указание на собственника имущества (например, федеральное унитарное предприятие, муниципальное учреждение). Наименования всех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих включают указание на характер деятельности (сельскохозяйственный потребительский кооператив, страховая компания, коммерческий банк и т.д.).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обладает фирменным наименованием . Право на использование фирменного наименования (фирмы) подлежит защите с момента государственной регистрации юридического лица под фирменным наименованием1.
1 В настоящее время в части, не противоречащей законодательству РФ, дей-
ствует Положение о фирме, введенное в действие Постановлением ЦИК СССР,
ГК исходит из принципа истинности фирмы, согласно которому фирменное наименование юридического лица должно давать представление о его имущественном статусе, а в некоторых случаях и о составе его участников (как, например, для хозяйственных товариществ). Это необходимо для обеспечения предсказуемости и устойчивости оборота: потенциальные контрагенты вправе иметь адекватное представление об объеме правоспособности друг друга, в том числе о пределах имущественной ответственности и возможности ее возложения на участников того или иного юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ).
Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты). Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.
Целям индивидуализации юридического лица служит также индивидуализация его продукции, товаров, услуг посредством использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Правовой режим исключительных прав на указанные объекты будет рассмотрен в томе II Учебника.
§ 2. Образование и прекращение юридических лиц
1. Образование юридического лица . Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства СНК СССР от 22 июня 1927 г. // Собрание законов и распоряжений Рабочекрестьянского Правительства СССР. 1927. № 40. Ст. 394, 395.
государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : (1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или (2) представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц1. Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК). В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.
Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для 1 Например: ст. 23 Закона об общественных объединениях ; ст. 16 Закона о банках .
защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках ). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции ).
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия1. Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов2. Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке. Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы . В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам u1086 обществ 1 См. ст. 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
2 См.: ч. 1 ст. 22 Закона об общественных объединениях ; Положение о по-
рядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 442 // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2589.
с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций, помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является. Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.
Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.
Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.
Для ряда некоммерческих организаций закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида. Например, муниципальные и государственные дошкольные образовательные учреждения действуют на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении1.
Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц. К примеру, в силу ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.2 в уставе
1 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // СЗ РФ. 1995.№ 28. Ст. 2694.2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
образовательного учреждения должны быть указаны цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном гл. VI Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей . Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу. Однако если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.
2. Прекращение юридического лица . Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект права продолжает существовать в неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица . При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:
1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.
Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.
Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.
Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.
Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).
Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК)1.
Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц. Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации. В случаях, когда в силу прямого указания закона на реорганизацию в форме слияния, присоединения или преобразования требуется согласие уполномоченного государственного органа2, это не меняет ее добровольного характера, поскольку инициатива в реорганизации все равно исходит от самого юридического лица.
Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК). При этом гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица сохраняются.
Ликвидация юридического лица . Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как
1 Учитывая злоупотребления, допускаемые при реорганизации акционерных обществ, судебная практика исходит из того, что к солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество) и в случае, если …=_QS©__из разделительного баланса видно что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 ГК). См. п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.
2 Например, в силу п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции согласие антимонопольного органа требуется при слиянии и присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн установленных законом МРОТ.
и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
Прежде всего, право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам). Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК)1. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК. Так, она возможна в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям2. Принудительная ликвидация возможна и в иных случаях, предусмотренных ГК.
В законе может быть предусмотрена обязанность участников юридического лица либо его органов, уполномоченных учредительными документами, принять решение о ликвидации. Например, хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы в связи с уменьшением стоимости чистых активов до размера менее уставного капитала. В таких ситуациях принятие учредителями
1 В предусмотренных законом случаях требование о ликвидации юридического лица может быть заявлено, например, регистрирующим органом, налоговыми органами (см.: ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ; подп. 16 п. 1 ст. 31 НК ).
2 С учетом разъяснений, содержащихся в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или они устранены.
(участниками, акционерами) решения о ликвидации юридического лица нельзя считать добровольным, поскольку они обязаны к этому в илу императивного указания закона. Если соответствующими лицами или органами решение о ликвидации не будет принято, юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке по иску управомоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий. Прежде всего, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.
По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия, на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).
При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная сия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица ном, принявшим решение о ликвидации юридического лица.смотренных законом случаях ликвидационный баланс утверждается согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку предусмотрено законом, другими правовыми актами или тельными документами юридического лица. Документы, касающиеся ликвидации, ликвидационная комиссия передает органу, составляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК).
Если в ходе принятия решения о ликвидации юридического или при утверждении промежуточного ликвидационного обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация проводится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
3. Прекращение юридического лица в случае несостоятельности (банкротства) . Статья 65 ГК предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий) либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Законом о банкротстве 1 (если же стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в названном рядке). В отличие от ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве рас пространяет его действие на все юридические лица, за исключением
1 О применении этого Закона см.: постановление Пленума u1042 ВАС РФ от 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. 2003.
новление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах
тики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)
зяйство и право. 2005. № 2. Особенности банкротства кредитных организаций
предусмотрены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности
банкротстве) кредитных организаций» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, что делает возможным банкротство большинства видов некоммерческих организаций.
Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота: он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы.
Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве ).
Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность , о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца. Другим применяемым в мировой практике критерием несостоятельности является неоплатность : несостоятельность считается наступившей, если общий размер задолженности лица превышает стоимость его имущества. В российском законодательстве принцип неоплатности в нормах Закона о банкротстве в отношении организаций не используется. Неспособность к денежным платежам — внешнее проявление несостоятельности, установить ее проще, чем соотношение объема имущества и долгов юридического лица. Констатация признака неспособности к платежам позволяет раньше выявить неудовлетворительное финансовое состояние должника и при необходимости начать судебную процедуру банкротства, защитив интересы кредиторов (а значит — и оборота в целом) от угрозы дальнейшей неэффективной деятельности должника1.
1 См. об этом: Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 87-91 и след.; Витрянский В.В. Введение. Очередная реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве): Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2004. С. 23-25.
Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица — должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей п. 1 ст. 7, ст. 8, 11 Закона о банкротстве ). Причем в ряде случаев обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом — обязанность (а не право) его руководителя. Одним из примеров такого случая является недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов (ст. 65 ГК, ст. 9 Закона о банкротстве ).
Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе — предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга. Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику — юридическому лицу, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Эти правила призваны сократить число необоснованных обращений с заявлениями о признании должников банкротами и исключить необходимость возбуждения судами дел о банкротстве организаций, имеющих небольшие долги.
Как в досудебном порядке, так и в период рассмотрения судом дела о признании должника банкротом могут и должны приниматься меры, позволяющие избежать банкротства. При выявлении признаков несостоятельности до подачи заявления в суд учредители обязаны, а кредиторы — вправе (по соглашению с должником) принять меры по предупреждению банкротства должника (ст. 30, 31 Закона о банкротстве ). Эти меры могут заключаться в предоставлении должнику финансовой помощи путем займов, имущественных взносов, отсрочек по имеющимся долгам или в ином порядке (досудебная санация). Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, предметом которого могут стать отсрочка, рассрочка погашения долгов, их уменьшение, изменение существующих обязательств и т.д.
Эти и подобные меры могут помочь должнику восстановить его __платежеспособность и тем самым избежать судебных процедур, конкурсного процесса и ликвидации. Однако досудебные меры по предупреждению банкротства не всегда оказываются эффективными, что приводит к необходимости возбуждения в суде дела о признании должника несостоятельным.
При этом возбуждение в суде дела о банкротстве не означает, что должник непременно будет признан банкротом и ликвидирован. Основными задачами судебных процедур банкротства являются восстановление платежеспособности должника (но уже не самостоятельно учредителями и руководством должника, а назначенным судом профессиональным арбитражным управляющим или под его контролем), удовлетворение требований кредиторов и продолжение деятельности юридического лица, освободившегося от долгов. При рассмотрении судом дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (ст. 2, п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве ). Если первые из названных процедур направлены на восстановление платежеспособности юридического лица (носят «реабилитационный» характер), то конкурсное производство имеет своей основной целью пропорциональное удовлетворение требований кредиторов и предполагает прекращение деятельности юридического лица (ликвидационная мера). К числу судебных процедур банкротства Законом отнесено также мировое соглашение, которое может быть заключено между должником и его кредиторами на любой стадии дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. С момента утверждения мирового соглашения производство по делу о банкротстве прекращается. Наблюдение вводится судом, принявшим заявление о признании должника банкротом, по результатам проверки в судебном заседании обоснованности такого заявления (ст. 62 Закона о банкротстве ).
Одновременно суд из числа арбитражных управляющих утверждает временного управляющего, который «наблюдает» за деятельностью юридического лица, не заменяя при этом его органы. Временный управляющий публикует сообщение, что в отношении юридического лица введено наблюдение, уведомляет об этом его кредиторов. На период наблюдения, в частности, приостанавливаются производство и исполнение по делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться только в рамках дела о банкротстве (ст. 63 Закона о банкротстве ). Без письменного согласия временного управляющего органы должника не могут совершать ряд сделок, а также не вправе принимать решения, которые грозят усугубить состояние должника, отвлечь его имущество (например, решения о реорганизации, ликвидации, участии в иных юридических лицах). Задача временного управляющего — обеспечить сохранность имущества юридического лица, провести анализ его финансового состояния, выявить его кредиторов и провести их первое собрание. На этом собрании кредиторы, учитывая результаты наблюдения, принимают решение о том, следует ли им обратиться к суду с заявлением о введении в отношении должника финансового оздоровления, внешнего управления или признании должника банкротом и открытии конкурсного производства либо же отказаться от продолжения процедур банкротства. Наблюдение должно быть завершено в 7-месячный срок.
Финансовое оздоровление (судебная санация) вводится арбитражным судом на срок не более 2 лет; при этом суд утверждает график погашения задолженности юридического лица и кандидатуру административного управляющего. На этой стадии учредителям (участникам) должника и его органам предоставляется возможность восстановить платежеспособность. Административный управляющий осуществляет контроль за выполнением ими плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, дает согласие на совершение органами управления должника ряда сделок, ведет реестр требований кредиторов, созывает общие собрания кредиторов. В период финансового оздоровления отменяются обеспечительные меры по требованиям кредиторов, требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве; приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям, запрещается удовлетворять требования участников о выделе им доли в имуществе или выплате ее стоимости, требования о выплате дивидендов. По итогам финансового оздоровления должник представляет отчет. Если задолженность погашена до истечения срока, на который введено финансовое оздоровление, оно и производство по делу о банкротстве прекращаются. Если же погасить задолженность не удалось либо неоднократно или существенно нарушен график ее погашения, суд по ходатайству кредиторов может принять решение о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок 18 месяцев и может быть продлено еще максимум на 6 месяцев. На период внешнего управления вводится мораторий (отсрочка) на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил к моменту введения внешнего управления. Одновременно суд утверждает внешнего управляющего, который ведет дела должника и управляет его имуществом, разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности, и обеспечивает его выполнение. Полномочия органов юридического лица практически прекращаются. Ряд сделок с имуществом должника внешний управляющий вправе совершать лишь с согласия общего собрания или комитета кредиторов. Он может отказаться от исполнения некоторых сделок должника, препятствующих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный для него характер. По итогам своей деятельности внешний управляющий составляет отчет, который рассматривается собранием кредиторов и подлежит утверждению арбитражным судом. По результатам рассмотрения указанного отчета кредиторы, в зависимости от финансового состояния должника, могут ходатайствовать перед арбитражным судом о прекращении внешнего управления (в связи с восстановлением платежеспособности и возможности расчетов с кредиторами в порядке их очередности), о прекращении производства по делу о банкротстве (если все требования кредиторов удовлетворены) либо о признании должникабанкротом и открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство открывается арбитражным судом, принявшим решение о признании должника банкротом, сроком на один год и может быть продлено не более чем на 6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства сроки исполнения всех обязательств должника считаются наступившими, начисление неустоек, процентов по ним прекращается, на имущество должника распространяется конкурсный иммунитет: предъявление требований кредиторов и их удовлетворение производятся только в рамках дела о банкротстве (в порядке конкурса). Одновременно с признанием должника банкротом и открытием u1082 конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который выполняет функции органов должника, публикует сведения о признании должника банкротом, предпринимает меры по сохранению и возврату его имущества (в том числе путем предъявления исков о признании его сделок недействительными, о возврате имущества и др.), по инвентаризации имущества и его оценке (для чего привлекает независимого специалиста-оценщика), т.е. формирует конкурсную массу, за счет которой и будут погашаться требования кредиторов.
Затем конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника и организует его продажу с открытых торгов. Полученные средства конкурсный управляющий направляет на расчеты с кредиторами в очередности, установленной Законом (ст. 134-138 Закона о банкротстве ), причем погашение требований последующей очереди производится только после удовлетворения всех требований предыдущей очереди, а между кредиторами одной очереди — пропорционально суммам их требований. Таким образом, требования кредиторов юридического лица — банкрота вступают в «конкуренцию» («конкурс») между собой, что и дало название рассматриваемой процедуре банкротства. Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий представляет суду отчет с указанием размера требований кредиторов, в том числе погашенных, и документы о продаже имущества и погашении требований кредиторов. Рассмотрев отчет, суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.