Понятие и виды налоговых льгот

СОДЕРЖАНИЕ: Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.

Содержание

Введение

1. Понятие и виды налоговых льгот

1.1 Понятие и цель налоговых льгот

1.2 Виды налоговых льгот

2. Основные категории граждан пользующихся налоговыми льготами и положение налоговых льгот в Ростовской области

2.1 Категории граждан пользующихся налоговыми льготами

2.2 Налоговые льготы субъектов РФ

2.3 Налоговые льготы в Ростовской области

Заключение

Библиографический список


Введение

Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно. Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Цель работы – изучение понятия и видов налоговых льгот.

Задачи:

- определить понятие льготы в системе налогового права;

- определить виды налоговых льгот в системе налогового права.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории.


1. Понятие и виды налоговых льгот

1.1 Понятие и цель налоговых льгот

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот. С другой стороны, налоговые льготы представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Обычно налоговое регулирование определяется как целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы. Весьма действенным инструментом такого воздействия является налоговое льготирование. Как и любой другой элемент налогообложения, налоговые льготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие их нормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков и не допускающими неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному в пункте 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем, налоговые органы могут истолковать отдельные не совсем ясные положения закона в свою пользу, а не в пользу налогоплательщиков, что, соответственно, не исключает ухудшения финансового положения последних.

Согласно пункту 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 5 февраля 2004 г. № 43 – отметил, что данная норма закона не нарушает конституционные права и свободы налогоплательщика, поскольку она лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы. Иногда НК РФ устанавливает особенности применения налоговых льгот в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия. Например, согласно статье 145 НК РФ налогоплательщик не может отказаться от освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость до истечения срока предоставленного освобождения. Это также не ущемляет конституционные права и свободы налогоплательщика. Дело в том, что законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из под налогообложения выводится какой то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

Налоговые льготы также различаются по субъектному составу. По этому критерию они делятся на льготы, предоставляемые организациям, и льготы, которые имеются у физических лиц. Льготы для физических лиц, в свою очередь, подразделяются на налоговые освобождения для индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, не имеющих этого статуса. Так, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС, а физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают этот налог (если только они не совершают экспортно-импортные операции). Теории налогового права известны и другие классификации налоговых льгот. Например, к числу налоговых льгот относится налоговая амнистия – освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за это нарушение. Налоговая амнистия применяется, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы. Кроме того, льготой признается возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах. Обязанность уплатить налог закреплена в законе. И именно в соответствии с законом налогоплательщик должен внести в бюджет определенную сумму налога. Если же происходит переплата, то есть налогоплательщик по каким либо причинам уплачивает налог в большем размере, чем прописано в норме закона, государство в лице налоговых органов обязано вернуть сумму налога, которая была уплачена сверх установленного предела. Налог – это часть денежных средств, принадлежащих физическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользу государства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той части собственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзя рассматривать как освобождение от уплаты налога.

Одни исследователи предлагают разделять налоговые льготы на:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Другие авторы классифицируют льготы на: изъятия, скидки и освобождения, исходя из механизма их применения и не связывая их с правовым статусом налогоплательщиков. Однако с точки зрения современного российского законодательства о налогах и сборах налоговые освобождения далеко не всегда могут однозначно рассматриваться в качестве налоговых льгот, так как они по большей части связаны не с субъектом, а с объектом, в отношении которого устанавливаются определенные изъятия с точки зрения налогообложения. А это не вполне соотносится с пониманием льготы как определенного преимущества, предоставляемого определенной категории налогоплательщиков, имея в виду наличие у этой категории или группы налогоплательщиков определенных идентифицирующих признаков, позволяющих установить различия в правовых статусах различных групп налогоплательщиков для оценки возможности и целесообразности установления по отношению к ним определенных правовых механизмов и предоставления им возможности использовать различные правовые средства при исчислении и уплате налогов и сборов, с целью облегчения их налогового бремени и создания более благоприятных по сравнению с другими группами налогоплательщиков условий. В приведенных примерах используется смешанный подход, который в качестве условия предоставления налоговой льготы в одних случаях предлагает исходить из индивидуально обобщенных особенностей различных налогоплательщиков, позволяющих их идентифицировать в качестве самостоятельной группы (категории), с другой стороны, использовать иные критерии, позволяющие налогоплательщикам минимизировать налоговую нагрузку, исходя не из особенностей правового статуса, а в связи с какими(либо «внешними», не связанными с их правовым статусом обстоятельствами. Наиболее частым критерием здесь выступает характер осуществляемой налогоплательщиком деятельности. Особенно такой способ стимулирования распространен на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с организаций и физических лиц, это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение.[1]

В п. 1 ст. 56 Установление и использование льгот по налогам и сборам Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, т.е. это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.[2]

Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Льгота, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц.[3]

Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например с определенной суммы дохода – при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

Налоговая льгота - это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ). Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа. В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Все налоговые льготы имеют одну общую цель — сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель — отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете (учитывая, что отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях) косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.


1.2 Виды налоговых льгот

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.).

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида[4] :

1) изъятия;

2) скидки ;

3) налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

1) на постоянной основе и на ограниченный срок;

2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

· изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений

· необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.

Целевой налоговый кредит. Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных организаций или учреждений свою продукцию, оказывает им услуги, проводит работы.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

1) снижение ставки налога;

2) вычет из налогового оклада (валового налога);

3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;

4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

5) зачёт ранее уплаченного налога;

6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами[5] .

Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.

Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.

налоговая льгота политика сбор


2. Основные категории граждан пользующихся налоговыми льготами и положение налоговых льгот в Ростовской области

2.1 Основные категории граждан пользующихся налоговыми льготами[6]

Следует учитывать, что основанием для предоставления льгот могут выступать и нормы национального налогового законодательства, и положения международных договоров РФ по налоговым вопросам. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального законодательства. Поэтому п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ не распространяется на те льготы, которые предоставлены иностранным лицам в соответствии с международными соглашениями РФ.

В отдельных случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ). Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с части объекта, например с определенной суммы дохода – при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

Представительные органы местного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков сельских округов) имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком.

а) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней.

б) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.

в) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.

г) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.

д) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающие льготы в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

е) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

ж) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

з) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

и) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

к) лица, пострадавшие от радиационных воздействий.

л) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

м) гражданами, уволенными с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.

н) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

о) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.

п) собственниками жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.

2.2 Налоговые льготы субъектов РФ

В 2004 г. субъекты РФ устанавливают следующие налоговые льготы:

1. Федеральные налоги

· Снижают ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (с 17 до 13 %). Так, согласно Закону Липецкой области от 25.02.1997 N 59-ОЗ О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается налогом по ставке 13 %.

· Устанавливают льготы по плате за пользование водными объектами в пределах суммы, поступающей в бюджет субъекта РФ. К примеру, Законом г. Москвы от 27.02.2002 N 9 О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами от платы освобождены организации, предоставляющие услуги водопровода и канализации.

· Определяют дополнительные льготы по государственной пошлине, за исключением пошлины, взимаемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Например, Законом Воронежской области от 31.12.2003 N 77-ОЗ О предоставлении льготы при заключении договоров ипотеки отдельные категории плательщиков освобождены от уплаты пошлины за нотариальное удостоверение договоров залога недвижимого имущества, предоставляемого в обеспечение кредитов, получаемых для сельскохозяйственного производства, для приобретения транспортных средств и оборудования, а также для возврата денежных средств, взятых для строительства объектов, предназначенных для реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и реабилитации профессиональных заболеваний.

2. Региональные налоги

Предоставляют льготы по региональным налогам. Используются различные виды налоговых льгот, в том числе, освобождение от уплаты налога, снижение налоговых ставок, выведение из-под обложения отдельных элементов объекта налога. Так, согласно Закону Республики Хакасия от 30.06.2004 N 38 О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия не облагается налогом на имущество организаций имущество, созданное или приобретенное в рамках инвестиционного проекта и не входившее в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации проекта; не облагаются транспортным налогом транспортные средства, приобретенные для реализации инвестиционного проекта (кроме легковых автомобилей).

3. Местные налоги

Устанавливают льготы по земельному налогу в пределах суммы налога, находящейся в распоряжении субъекта РФ. Например, Законом Амурской области от 28.11.2003 N 262-ОЗ О ставках налогов (сборов) и льготах в Амурской области на 2004 год от уплаты земельного налога освобождены организации потребительской кооперации за земли, расположенные в поселках, а также организации, реализующие инвестиционные проекты, за земельные участки, используемые для осуществления нового строительства.

2.3 Налоговые льготы в Ростовской области[7]

Льготы по региональным налогам определяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ.

Областным законодательством установлены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 8 Областного закона от 02.11.2001 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» (Окончание действия редакции - 15.06.2010.)[8] регламентировано льготное налогообложение по налогу на прибыль организаций в форме снижения на 4 процентных пункта ставки налога, подлежащей зачислению в областной бюджет.

Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» (Окончание действия редакции - 22.09.2010.)[9] также устанавливает налоговые преференции по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области.

Предоставление налоговых льгот для реализации инвестиционных проектов, субсидий на возмещение части процентов по кредитам привлеченным на инвестиционные цели, в настоящее время осуществляется в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 16.08.05 № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета».

Налоговые льготы не носят индивидуального характера и предоставляются инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, при условии, что объем инвестиций превышает:

· 3 млн. рублей в городах Ростове-на-Дону, Таганроге;

· 0,5 млн. рублей в засушливых восточных районах Ростовской области: Дубовском, Заветинском, Зимовниковском, Орловском, Пролетарском, Ремонтненском;

· 1 млн. рублей в сельских районах и городах, не указанных выше.

Также налоговые льготы предоставляются организациям, производящим подакцизную продукцию, поэтапно вкладывающим финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единого технологического процесса, объем инвестиций которых в предыдущем финансовом году превысил 10 млн. долларов США.

Льготное налогообложение не распространяется на организации, находящиеся в процессе ликвидации, либо в отношении которых применяются процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Льготы по налогам предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией, но не более чем на пять лет.

Льготы предоставляются по следующим налогам:

1. установление в соответствии с Областным законом О налоге на имущество организаций налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 процента в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организации, за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование;

2. снижение на 4 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта.

Льготы в отношении местных налогов установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.


Заключение

В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы:

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

- изъятия;

- скидки;

- освобождения.

Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).


Библиографический список

Правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.03.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2011) Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340,

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011) Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.

5. Областной закон Ростовской области от 19.11.2009 N 323-ЗС О признании утратившими силу отдельных положений Областных законов о некоторых вопросах налогообложения (принят ЗС РО 11.11.2009) Наше время, N 238-239, 26.11.2009.

6. Областной закон Ростовской области от 04.05.2010 N 393-ЗС О внесении изменений в статьи 5 и 13 Областного закона Об инвестициях в Ростовской области (принят ЗС РО 15.04.2010) Наше время, N 242-243, 22.05.2010.

Научная литература:

1. 1. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2006 г. – 528 с.

2. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М.,, 2008.- 123 с.

3. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. - 591с.

4. Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. 484с.

5. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. – 126с.

6. Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. 240с.

7. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. 360с.

8. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. – 2006. - №10. – 482с.

9. Финансовое право России. Учебник. Крохина Ю.А. М.: Экзамен 2008, 3-е изд., 720с.

10. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – 606 с.

11. Финансовое право: конспект лекций. Шуплецова Ю.И. Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009, 3-е изд., 182с

12. Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев – Налоги и налогообложение в России,Москва 2006,- 640 с.

13. Налоговое право., Миляков Н.В., ИНФРА-М., 2008., 383c.

14. Финансовое право. Вопросы и ответы. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. М.: «Право и Экономика»2006, 160с.

15. Финансовое право., Мальцев В.А., Академия., 2008., 256с.

Электронные источники:

1. Справочно – правовая система Консультант плюс онлайн: http://www.consultant.ru/


[1] Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М.,, 2008.- 123 с.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

[3] Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. – 126с.

[4] Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. 360с.

[5] Парыгина В.А., К.Браун, Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев – Налоги и налогообложение в России,Москва 2006,- 640 с.

[6] Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. – 2006. - №10. – 482с.

[7] Справочно – правовая система Консультант плюс онлайн: http://www.consultant.ru/

[8] Областной закон Ростовской области от 19.11.2009 N 323-ЗС О признании утратившими силу отдельных положений Областных законов о некоторых вопросах налогообложения (принят ЗС РО 11.11.2009) Наше время, N 238-239, 26.11.2009.

[9] Областной закон Ростовской области от 04.05.2010 N 393-ЗС О внесении изменений в статьи 5 и 13 Областного закона Об инвестициях в Ростовской области (принят ЗС РО 15.04.2010) Наше время, N 242-243, 22.05.2010.

Скачать архив с текстом документа