Понятие информационная культура
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие информационная культура В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.Понятие информационная культура
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.Информационная культура -- умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.Приведем определение информационной культуры:
Информационная культура в узком смысле -- это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
* в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
* в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
* в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
* во владении основами аналитической переработки информации;
* в умении работать с различной информацией;
* в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение объекта информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации дружественной программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение , данное в двух аспектах.Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.История информационной культуры насчитывает тысячелетия . Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
2. В последнее десятилетие Казахстан активно стремится к созданию информационного общества. Резкое расширение информационного пространства, активное внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Эволюция общественного мировоззрения диктует формирование осознанной необходимости в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека. Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками. В последнее время при осуществлении проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно- коммуникационных технологий в практику школы.Одной из целей развития образования является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы данного исследования:
необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования ИКТ.Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Не только главной целью образования, но и целью обучения в школах ,ставится цель – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели школа (в лице администрации, учителей) предусматривает решение ряда образовательных задач:
Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других, нежели информатика предметах.
Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.
Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу.
Для развития информационной культуры в школах организован науно – информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
формированию информационной культуры учащихся школы;
формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование, у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали.
Основными направлениями работы школы по развитию, у учащихся, информационной культуры являются:
Создание единого информационного и образовательного пространства.
Преподавание “Информатики и ИКТ”.
Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом т.д. при помощи ИКТ.
Обучение пед. кадров в рамках информатизации школы.
3. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления.
Новый век ставит перед нами жестокие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требованиям, предъявляемые новой эпохой. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!
Изучение информатики в начальной школе направленно на достижение следующих целей:
Формирование информационной культуры, алгоритмического мышления;
Развитие личностно-интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств, видов восприятия памяти;
Воспитание у учащихся гражданственности, формирование мировоззрения.
Особенности преподавания информатики, в соответствии с новой программой образования, а так же углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого предмета, позволяют выделить два аспекта в его изучении в начальной школе, отражающие рост их общеобразовательной значимости и степень творчества:Курс информационных технологий, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовки школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;Алгоритмический, связанный с обобщением первоначальных умений по использованию компьютера в практической деятельности, формированием и развитием алгоритмического мышления школьников.Теоретическая и прикладная разработка проблемы развития младших школьников была выполнена Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и др. в ходе исследований было выявлено, что ученик младшего школьного возраста может решить свои образовательные задачи, если в обучении будут возникать и развиваться следующие основные новообразования: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением.
Применяемые в начальной школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физиологического и умственного развития школьников 1-4 классов. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе, вопрос о разработке методик обучения информационным технологиям в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особо остро.Одной из особенностей преподавания информационных технологий в начальной школе является проведение физминуток. Физминутки необходимо проводить, делая перерывы в практических занятиях на компьютере. Они должны включать в себя упражнения для глаз, спины и шеи, для кистей рук. С комплексом упражнений ребята начинают знакомство уже на первом уроке информатики во 2 классе. В 3 классе на первом уроке мы вспоминаем этот комплекс. Важно приучить детей делать перерывы в работе, объяснять им, что это необходимо для сохранения их здоровья.Проведение уроков информатики на основе игровых методик в младших классах выходит на первый план. Эти методики, включая в себя все формы работы (диалог, работа в группах, в парах и т.д.), представляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить весь коллектив.Программа пропедевтического этапа обучения информатики основана на совмещении в одном уроке двух линий – алгоритмической и линии информационных технологий. Каждый урок во 2-4 классах делится на две части (20-25 мнут). Первая часть урока отводится на изучение линии логики и алгоритмов (безмашинный метод), вторая часть – на изучение линии информационных технологий (с использованием компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6-10 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20-25 минут. При таком раскладе учебного времени наиболее полно выполняются санитарно-гигиенические требования к учащимся младших классов.В младших классах приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.Исходя из этого, учитель должен построить свой урок соответствующим образом. Первую половину урока изучается теоретический материал, вторую половину занимаются изучением компьютера, своеобразной границей между ними служит физминутка. Важно так спланировать урок, чтобы существовала связь между теоретическим и практическим материалом, изучаемым в рамках одного урока.
При изучении темы «Алгоритмы», «Виды алгоритмов» учащиеся должны усвоить основные понятия, уметь при этом различать их виды. Для успешного усвоения этих сложных понятий я использую сказки. Когда знакомая им с детства сказка перекладывается на алгоритмический язык, им становится понятнее само понятие алгоритма, его вида. Важно также показать, что алгоритм мы можем использовать не только на уроках информатики, но и на других уроках, в повседневной жизни.
Изучая графический редактор Paint нужно научить ребенка, не только использовать этот редактор для рисования, но и показать его возможности. Поэтому на этом этапе урока мы с ребятами превращаемся в художников, а наш кабинет в художественную мастерскую. На этом этапе урока каждый ребенок творит свой шедевр, несмотря на то, умеет ли он рисовать, насколько хорошо он это делает. Важно чтобы ребенок уходя с урока знал он уникален, что он умеет что-то делать не хуже, чем его одноклассники. Поэтому в конце урока мы устраиваем конкурсы рисунков, оценивая их все вместе. И всегда найдем что-то уникальное в каждом рисунке. Главное на этом этапе урока не ограничивать творческий потенциал ребенка. Нет не успешного ученика, нужно умет раскрыть его возможности.Программа по информатике для 3 класса сохраняет установленные во 2 классе соотношения и состоит из двух частей – теоретической и технологической. Содержание первой части включает учебный материал, который способствует воспроизведению и развитию изученного во 2 классе – алгоритмы, виды алгоритмов, исполнители алгоритмов, знакомит с элементами логических операций: сравнения, классификации, анализа и сравнения. Вторая часть направлена на овладение способами ввода и редактирования текстовой информации в текстовым редакторе.При изучении понятий «множества», «пересечение множеств», «объединение множеств» и так далее я использую дополнительную литературу «Компьютерная смекалка» Ю.А.Первина. материал в учебнике изложен в виде задач: «Вычислялки», «Догадалки», «Собиралки», «Запоминалки» и так далее. Материал изложен в виде занимательных задач, решая которые ребята усваивают достаточно сложный для них материал без проблем.При изучении темы «Логика» мы играем в игры «Верю – не верю», «Бывает – не бывает», «Да – нетка», «Говори наоборот».При работе на компьютере главное чему должны научиться ребята это правильно набирать, редактировать и форматировать текст. Так как набор текста предполагает знание клавиатуры, на нескольких уроках в начале года я выделяют 5-7 минут для работы на клавиатурном тренажере. Кроме того, на каждом уроке мы проводим игру «Назови клавишу». Ребята по очереди называют клавишу, ее назначение, указывают ее на клавиатуре. Систематическое повторение способствует запоминанию, так как не каждый ребенок имеет компьютер дома, а урок проходит раз в неделю. Поскольку умение правильного набора текста нужно ребятам в дальнейшем, очень важно на первом этапе овладения текстовым редактором научить ребят правильно работать в редакторе.Очень важно привить интерес к предмету на ранних этапах его изучения. Поскольку младший школьник в отличие от старшеклассника очень быстро устает, начинает отвлекаться во время объяснения, учителю нужно планировать свою работу на уроке таким образом, чтобы постоянно удерживать его внимание. Этому способствует изложение материала в занимательной форме. Ребенка нужно удивлять, тогда он будет учиться с желанием. Этому способствуют разного рода познавательные и занимательные игры. Изучение информатики не есть только научить ребенка работать на компьютере, но и научить его логически мыслить, уметь решать простейшие задачи, знать основные понятия информатики.