.Понятие инновационного менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ: Введение стр.2-4. Глава 1.Понятие инновационного менеджмента …...стр.5-15. Глава 2.Цели инновационного менеджмента …стр.16-18.План
Введение………………………………………………………………стр.2-4.
Глава 1.Понятие инновационного менеджмента…………………...стр.5-15.
Глава 2.Цели инновационного менеджмента………………………стр.16-18.
Глава 3.Риск в инновационной деятельности……………………….стр.19-28.
Заключение……………………………………………………………стр.29-30.
Список литературы……………………………………………………стр.31.
Введение
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
* собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
* товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
* инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
* соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Задачи инновационного менеджмента
разработку планов и программ инновационной деятельности предприятия;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами;
наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.
Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании – составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях – это образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука - производство - конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких и высокотехнологичных изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.
Глава 1. Инновационный менеджмент.
Инновации - одна из важнейших форм развития в современном мире. Они объединяют науку, производство и рынок. В последние десятилетия они превратились из фактора собственно экономического в фактор общесоциального развития. Чаще всего освоение инноваций идет стихийно, методом проб и ошибок. Поэтому перед обществом в целом и перед отдельными организациями встает вопрос о том, как минимизировать издержки, присущие данному способу, ведь нет ни учреждений, ни учителей, обучающих этому, как нет и лабораторий, разрабатывающих методы принятия решений в инновационной сфере. Вместе с тем, в этом направлении наметились и определенные сдвиги: возник так называемый “инновационный менеджмент”, главная задача которого - стимулирование инноваций путем создания особых инфраструктурных условий , позволяющих воспроизводить инновации на постоянной и систематической основе.
Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность, объектом которой являются экономические, организационно-управленческие, правовые и психологические факторы, воздействующие на инновационные процессы, а также наиболее эффективные способы организации этих процессов.
Менеджмент инноваций - особая системная функция, вид деятельности по созданию организационных и социально-экономических условий для людей, занимающихся интеллектуальным трудом, способным порождать инновации в различных сферах, а также обеспечивать эффективное протекание этих процессов.
Несмотря на то, что по менеджменту в целом сегодня имеется значительное число публикаций, инновационный менеджмент, как самостоятельное направление, нуждается в серьезной теоретической разработке. На повестке дня - выработка нового концептуального и методологического подхода к проблеме управления инновациями как важным фактором общественного развития. Это требует, в свою очередь, трансформации имеющихся моделей менеджмента с целью приспособления их к особенностям инновационных процессов. Это позволит разработать основные направления и контуры нового менеджмента, который мог бы с высокой степенью вероятности гарантировать наиболее эффективное развитие инноваций с целью обеспечения динамичного общественного развития.
Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность по организации и управлению людьми, согласованный труд, интеллект и мотивы поведения которых используются для обеспечения наиболее эффективного протекания инновационных процессов, предусматривающих образование и активное преимущественное использование инноваций – факторов.
Исходя из того, что инновации являются всеобщей формой управляемого развития, инновационный менеджмент можно оценивать как основную интегрирующую силу, позволяющую путем создания соответствующей среды, благоприятной как для создания инноваций, так и для восприятия их социумом, создавать и использовать инновации как фактор общественного развития.
Уже в 70-х годах в американском менеджменте появилась новая отрасль - управление нововведениями (Innovation Managment), которая явилась, по терминологии национальных специалистов, теорией так называемого “среднего ранга”, объединяющей исследования промежуточного уровня обобщений, и не претендовала на более высокий уровень. С точки зрения американских ученых, большинство из которых, как известно, являются позитивистски и прагматистски ориентированными, именно такого рода теории как раз и являются наиболее полезными и продуктивными. Это, во многом, предопределило быстрое распространение и популярность инновационного менеджмента в США. Были на это ,конечно же, и объективные причины, а именно, наличие конкретного потребителя - производителя продукции, который в условиях постоянного возрастания роли инноваций в обществе, естественно нуждался в разработке этого раздела управленческой науки.
Менеджмент инноваций можно рассматривать как особую интегрирующую силу, активно использующую фактор инноваций в целях перспективного динамического развития. В этом смысле особое значение приобретает утвердившееся на Западе выражение “революция менеджеров” (Бернхайм). Можно смело говорить о революции самого менеджмента. Не случайно в немецкой экономической литературе в последние годы наиболее употребительными выражениями стали “стройное производство” и “стройный менеджмент”. Под последним имеется в виду движение менеджмента в сторону комплексности, изменения форм и методов управления, акцент на инновации, то есть, в сторону всего того, что характерно для инновационной модели менеджмента.Эта тенденция является объективно детерминированной в условиях гиперконкуренции как в национальном, так и в мировом масштабе. Реалией сегодняшнего времени является всеобщая гонка за научное, экономическое и технологическое превосходство. В этих условиях одним из наиболее значимых факторов влияния на конкурентоспособность становится готовность менеджмента воспринимать инновации и способствовать их возникновению. Инновационная деятельность, обусловленная возвышением роли науки в системе производительных сил, перестает быть уделом одиноких изобретателей и становится объектом социального управления, общественно управляемым процессом.
Инновации сегодня чаще всего делаются в больших организациях, владеющих значительными материальными и человеческими ресурсами. Это не случайно, так как нужно затратить огромные средства на пути от новаторской идеи до нового предприятия, нового продукта, новой услуги.
Не случайно, что первоначально инновационный менеджмент имел своим объектом формы организации инновационных процессов в технике и технологии, находящих, в свою очередь, применение, в хозяйственной практике. Именно в этой сфере были впервые выделены и проанализированы факторы, определяющие инновационные процессы. Так по мнению исследователей, применение в хозяйственной сфере того или иного варианта форм организации инновационного процесса определяют три фактора: состояние внешней среды, состояние внутренней среды и сам характер инновацион6ого процесса.
Постепенно в орбиту инновационного менеджмента, помимо технико-технологических, стали включаться и другие виды инноваций, объект его расширился. Менеджмент инноваций начинает отделяться от понятия “управление”. Необходимо отметить, что какое-то время эти понятия отождествлялись. Этому были свои объективные причины, т.к. функция управления является ведущей в совокупности функций менеджмента. Кроме нее , как известно , в менеджменте выделяют такие функции: организационная, информационная, аналитическая, контрольная и, наконец, мотивационная. Инновационный менеджмент, как отдельная сфера менеджмента, обладает своей спецификой, отличиями в характере и стиле, используемых формах и методах. Это обусловлено тем, что он обращен к таким факторам функционирования и развития той или иной системы, которые потенциально чреваты инновациями. Поэтому в наборе функций инновационного менеджмента на одном из первых мест стоит аналитическая (исследовательская) функция. Также важно езначение имеют преобразовательская и социально-потребительская функции.
Инновационный менеджмент - особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования хозяйственной системы путем создания и использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.
Инновация ориентирована не вовнутрь, а вовне. Если мы имеем дело с конкретной инновационной организацией, то она ориентирована на новый продукт, на рынок. Отсюда и иная, чем в стационарном бизнесе, стратегия - инновационная. Действующий бизнес в основной своей тенденции ориентирован на оптимизацию того, что есть. Его девизом могут быть слова: “Больше и лучше”. Инновационная стратегия устремлена вперед, она исходит из методологической предпосылки о неизбежном устаревании всего того, что существует, ее девиз - “новое и иное”. Отсюда максимум свободных ресурсов, а особенно главного - способных людей - надо направлять на новое. Это не значит, что мощная концентрация ресурсов - гарантия успеха, как это бывает в стабильном производстве. Инновационный процесс, как было показано, имеет нелинейный характер - он может вообще не дать отдачи или дать ее через длительное время. Однако в случае успеха организация или общество в целом получают возможность стремительного прорыва вперед - в новую крупную отрасль, на новый рынок или же новую, более высокую ступень технологического и социального развития.
Поэтому в инновационном менеджменте иные подходы, чем в традиционном менеджменте. Инновационный менеджмент нуждается в иных рычагах и средствах контроля, ином бюджете (отдельном от основного), а главное в иных методологических подходах. Аналитическая функция инновационного менеджмента заключается в необходимости давать адекватную оценку трем факторам, определяющим инновационную стратегию: конечной вероятности успеха, риску неудачи и необходимым условиям, усилиям и расходам. Инновационная стратегия требует жесткой самодисциплины, иначе невозможно действовать в условиях постоянного отсутствия обратной связи. Инновационный менеджмент действует в условиях высокой неопределенности. Нужно уметь дать верную оценку по промежуточным, приблизительным результатам, принять решение о продолжении или прекращении работы, выбрать наиболее перспективный путь из открывшихся на том или ином этапе возможностей, преодолеть сопротивление изменениям внутри коллектива самой организации, что всегда считалось одной из центральных проблем менеджмента. Необходимо учитывать, что даже в инновационных организациях, как правило, сохраняется прежняя организационная схема и традиционная структура. Часто по этим показателям инновационную организацию не отличишь от не инновационной.
Меняется прежде всего цель организации, ее атмосфера. Отсюда и иная логика действий, иные приоритеты. Т.е., инновационный менеджмент должен строиться с учетом развития эвристики, психологии нововведений, прогностики. Он должен опираться на мотивацию, профессионализм и организацию эффективного коллективного взаимодействия.
Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее полное использование инноваций в обеспечении инновационного типа развития хозяйственных систем и устойчивого экономического положения фирм, корпораций в динамичной рыночной среде.
Инновационный менеджмент - это менеджмент преимущественной инновационной направленности функционирования и развития фирмы, это менеджмент фирмы-лидера или стремящейся стать лидером в определенной сфере, виде деятельности, рынке конкретных товаров и услуг.
Инновационный менеджмент - это менеджмент современной стадии развития цивилизации, так называемого постиндустриального общества, для которого характерна самоорганизация ради социального контроля и управления инновациями и изменениями человеческого знания в отличие от индустриального общества, базирующегося на взаимодействии машин и людей для производства продукции.
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин инновация стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и под стадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
· разработку планов и программ инновационной деятельности;
· наблюдение за ходом разработки новой продукции и её внедрения;
· рассмотрение проектов создания новых продуктов;
· проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
· обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
· обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
· создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
Становление инновационного менеджмента в нашей стране должно опираться на процесс формирования новой культуры социально-ориентированного мышления. Это требует повышения профессионализма менеджеров, вследствие чего возрастает значимость отечественной системы образования и переподготовки специалистов, которая должна быть основана на современном научном мировоззрении. Социальное инновационное управление сегодня приобретает поистине “демиургическую” роль, изменяя существенным образом не только экономический, но и социокультурный облик общества.
Глава 2. Цели инновационного менеджмента.
Целью инновационного менеджмента является получение новшеств и их активное использование в обеспечении динамического развития как отдельных предприятий, так и социума в целом. Общий менеджмент имеет сходную цель, он выбирает наиболее результативные пути из всех возможных факторов развития. Различие происходит за счет средств достижения этой цели. Инновационный менеджмент, создавая экономические, организационно-управленческие и социальные условия для обновления тех или иных социальных систем, побуждает к воспроизводству инноваций на постоянной основе.
Стратегически устойчивое экономическое развитие любых хозяйственных систему современных условиях невозможно без широкого, системного, непрерывного использования продуктов научной, научно-технической, нововведенческой деятельности для достижения социальных, экономических, экологических и прочих целей.
Результаты творческого интеллектуального труда в научно-исследовательской сфере несут в себе разные по объему знания и практической значимости решения (технико-технологические, организационные, мотивационные), фиксируются в разнообразных информационных носителях.
Чтобы эти результаты научных исследований, изобретений, разработок, проектов превратились в обновляющие факторы экономической динамики хозяйственных систем, т.е. стали инновациями и были использованы в производстве, необходима организация инновационных процессов. В ходе их новые знания трансформируются в новую технику, технологии или их отдельные звенья, новые товары и услуги, квалификацию, навыки, организационно-управленческие приемы.
При всем разнообразии критериев и признаков классификации инноваций (по сферам использования, по уровню новизны, по функциональному назначению, по формам исходных информационных носителей), известных по литературным источникам, из всей их совокупности необходимо выделять такие инновации, которые обладают особой преобразующей способностью по отношению к технологическим укладам, производственным аппаратам, производительным силам хозяйственных систем и которые получили название инновации-факторы, обладающие критической преобразующей массой.
Решение проблемы результативного образования и эффективного использования инноваций, особенно инноваций-факторов с широкими преобразовательными возможностями, требует особой организации, мотивации, управления, координации усилий многих людей и коллективов, согласованного ресурсного комплексного обеспечения процессов нововведения в предприятиях, корпорациях, регионах, национальной экономике, наступательной рыночной стратегии.
Все это, безусловно, является важнейшей функциональной обязанностью современного менеджмента, ибо, как считают не без основания некоторые специалисты в области теории инноваций, эффективность самих нововведений в меньшей степени сказывается на темпах научно-технологического прогресса, чем эффективность системы управления ими.
Глава 3. Организационные формы инновационного менеджмента
В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций фирм. Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали - между всеми уровнями управления, так и по горизонтали - между подразделениями научно-производственно-сбытовой цепи.
Глава 3.Риск в инновационной деятельности и методы его снижения.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.
Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.
В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:
1-при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
-при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
-при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.
В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:
-риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;
-риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
- риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)
- риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)
- риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)
- риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
1. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
- риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
- риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
- риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю
- риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
2. риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
- риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
- риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)
- риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)
- риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта
- риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;
3. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
4. риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:
- утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами
- несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах
- замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров
- недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции)
- появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей
- выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация
- появление новых местных организаций-конкурентов
- экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;
5. риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
6. риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:
- риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий
- риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)
- риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.
Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.
Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.
Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:
- потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей
- трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.
Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:
- строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная организация)
- аренда машин и оборудования (лизинг)
- контракты на хранение и перевозку грузов
- контракты продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении организации материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе; аренда оборудования, используемого для осуществления проекта, с гарантией его технического обслуживания и технического ремонта; гарантия поддержания производительности/определенных технических характеристик используемого оборудования; договора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности)
- договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования – передача организацией кредитного риска позволяет получить 100% гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск организации)
- биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок (приобретение опционов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта, цена на которые в будущем увеличиться – опцион представляет собой документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока; приобретение фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров; фъючерс представляет собой соглашение о поставке товара в будущем, в котором унифицированы практически все условия, в частности, качество, упаковка и маркировка, порядок рассмотрения споров и т.д.).
Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.
Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка. С помощью страхования инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:
- высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования
- некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).
В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как:
- анализ и оценка инновационного проекта
- проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту
- планирование и прогнозирование инновационной деятельности
- подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и т.д.
Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны в организации.
Выбор конкретного пути минимизации риска в инновационной деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.
Заключение
Проанализировав понятия инновационный менеджмент, новшество и инновации можно сделать вывод, что инновационная деятельность предприятия направлена на создание производства новых товаров (услуг). Успех любого предприятия тесным образом связан с инновационной деятельностью, так как инновации, с одной стороны, требуют высоких инвестиционных затрат, а с другой - являются источником инвестиций. Инновационная деятельность направлена на развитие производственного сектора экономики, который в свою очередь является инфраструктурой экономики. Инновация является конечным предметом инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) или товара с нужными характеристиками. Именно инновации определяют потенциал развития предприятия на долгосрочную перспективу.
Предмет «Инновационный менеджмент» является одним из инструментов экономии ресурсов, улучшения качества товаров и повышения благосостояния населения. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия: управление научно - техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для централизованно управляемой экономики. В современном мире все эти понятия объединили в одно - инновационный менеджмент. В повседневной практике, как правило, отождествляются понятия: новшество, нововведение, инновация, что вполне допустимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступят как нововведения (инновации). В данной работе рассмотрен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой их них.
Менеджмент сегодня - это, прежде всего, управление на основе постоянных нововведений. И именно инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах - становятся составной частью современного менеджмента во всех его ипостасях.
Список литературы
1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел - Синтез» Москва, 2000 - С. 9-36;
2. Харин А.А., Коленский И.Л./под ред. Ю.В. Шленова. Управление инновациями - М.: Высшая школа Москва, 2003. - С. 47-58;
3. Завлина П.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебное пособие. - М.: Издательство «Экономика», 2000. - С. 15- 29;
4. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2005. - С. 34-48;
5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001. - С. 18-34;
6.Майданов А.С. Логика научного открытия // Когнитивная эволюция и творчество. - М.,1995.
7.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Инжиниринго-Консалдинговая Компания ДеКА, 2002. - С. 304-306;
8.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций.- М.: Информационно - издательский до «Филинъ», 1997. - 126 с.;
9. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов (курс лекций) - М.: Финансы, 1999 - С. 74-87.;
10.Кретов Б.И. Социальные механизмы инновационной деятельности человека. - М.,1994.